=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!



 {Попразднство Вознесения Господня}

* 07 мая     2007 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе.
  литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13.
  {память отцов I Вселенского Собора, 325}

* 08 мая     2007 г. ст.ст., понедельник 7-й седмицы по Пасхе.
  литургические чтения:  Деян.21:8-14; Ин.14:27-15:7.
  {память Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, +98-117}
 

(Этот выпуск рассылки - за два дня.)
 



>                      Обязательность экуменизма

>                               "Да будут все едино..."
>                               Иисус Христос (Ин.17,21)

>              'Даже, по пословице, злые дела объединяют злодеев.
>              Христиан же не объединяют ни какое угодно зло,
>              ни благо и даже многие совместно пережитые несчастья
>              не склоняют их к взаимной любви'.
>              Эразм Роттердамский
>              (См.: 'Жалоба мира, отовсюду изгнанного и поверженного')

> Известный  христианский  апологет    К.С.Льюис (1898-1963) прибегает
> к такому образу для пояснения роли догматики в религиозной жизни. Он
> ее  сравнивает  с  географической  или  морской  картой,  с  помощью
> лаконичной и суховатой  схемы которой можно, преодолевая наполненные
> жизненными  энергиями  стихии  и штормы бытия,  достигнуть желанного
> и спасительного берега. Что без карты было бы почти невозможным.

> Можно  предложить  следующее  развитие  этого  образа:   все религии
> и конфессии имеют свои собственные картосхемы (догматические системы
> различной  степени  развитости). Но многие из них вместо того, чтобы
> помнить  о  том,   что   только одному   Богу  точно   известно, кто
> из  отправившихся в рискованное  путешествие достиг другого  берега,
> а  кто нет; вместо того, чтобы сочувственно относиться друг к другу,
> помня  о  том,  что даже очень хорошей карты еще недостаточно, чтобы
> достичь   спасительного  берега,  они  принялись  хвастаться  своими
> картами, соответственно считая их самыми лучшими.

> Некоторые  на  этом не остановились и принялись украшать свои карты,
> чтобы  еще более показать их неоспоримое перед другими преимущество.
> Они   настолько   в   этом  преуспели,  составили  такие  прекрасные
> песнопения,  что им даже расхотелось отправляться в какой-либо путь,
> в  опасное  плавание, и они стали проводить время в созерцании самой
> карты,  благочестивом  хождения  вокруг  нее,  уже  как бы прозревая
> спасительный  берег и как бы уже на нем находясь. При этом они стали
> очень  презирать  берег,  на котором всё-таки продолжали находиться,
> решив,    что  вовсе   не  следует заниматься его  благоустройством,
> а  на  время  ожидания  можно  устроиться лишь в храмах, собственных
> домах и квартирах, периодически выглядывая и посматривая, что вокруг
> делается.  А  те, кому благоустроенных квартир не хватило, принялись
> скрупулезно подсчитывать дату неизбежного конца света.

> Другие решили, что лучший способ - это не рассуждать самим в сложном
> вопросе  толкования  обозначений  в  карте,   а  положиться  во всём
> на  авторитетные   источники  (предание),    где  раз   и   навсегда
> всё  определено.  А если что-то и не определено, то стало быть этого
> знать  и  не надобно. Эти люди решили не замечать, что море, которое
> следует  пересечь,   очень   изменилось:  в нём появились новые рифы
> и  видоизменились  старые,  возникли  новые течения и новые острова,
> стала  другой  "роза  ветров"; оказалось, что часть противоположного
> берега  так  изменилась   (или  их способ мировосприятия изменился -
> это  тоже с достоверностью не известно), что стало еще более неясно,
> что принадлежит тому берегу, а что нет, и где он, собственно говоря,
> начинается.   Стала другой и  навигационная техника, появились знаки
> и  условные обозначения. То есть возникла необходимость в обновлении
> карты  и  навигационного  оборудования. Но сама картосхема оказалась
> настолько  освящена  древностью,    что  мысль    о  приведении   ее
> в  соответствие  с  изменившимися  условиями  казалась кощунственной
> (мало ли  что   нового   может  вообще    появиться!).    Сторонники
> этого  направления  утверждают,  что  если  каждый  верующий  станет
> настоящим  верующим, то все  "внешние"  проблемы решатся сами собой,
> а поэтому самими  этими проблемами,  как таковыми,  заниматься вовсе
> не  следует,  а  следует лишь внутренне совершенствоваться. Эти люди
> чаще  говорят  не о "пути" (предполагающем динамику), а об "истинном
> состоянии", которое по их мнению, и дает их конфессия. Поэтому у них
> уже  не  карта,  предполагающая  всё  же некоторый путь, а подробные
> догматические описания и ритуальные инструкции. Но все же не обладая
> внутренней  уверенностью  в  своей   правоте,  они  стали   угрюмыми
> и гордыми, совершенно оставив миссионерство.

> Народ  же  попроще решил, что путем точного соблюдения обрядов можно
> получить  от  Бога  какую-то  помощь.  Поэтому  эти  люди занимаются
> бесконечным  выяснением у 'батюшек',  'чего можно,  а  чего  нельзя'
> при  соблюдении  ритуала.  Здесь  вообще  сама  идея  потустороннего
> спасения  как-то  плохо  воспринимается,  но  есть  простое  желание
> заручиться покровительством свыше. В этой группе нередко встречаются
> люди не имеющие никакого специфического мистического  чувства,   что
> не мешает им считать себя верующими.

> Эта группа самая многочисленная.

> Надо  сказать  еще  об  одной  странной  очень малочисленной группе,
> которая   думает   не  столько о собственном  спасении,     и   даже
> не  о  спасении других, сколько о "создании условий" для возможности
> спасения,   причем  не  столько  в  трансцендентном  (проще  говоря:
> индивидуально-загробном,  понятном   для  всех   смысле),    сколько
> в каком-то экзистенциально-социальном, ставя на первое место общение
> и  взаимодействие  людей.  Они  утверждают,  что надо идти не только
> внутренним   путем,   но   и   внешним,   так  как  эти  пути  тесно
> взаимосвязаны,   и   иногда   правильно   выбранный   внешний   путь
> способствует  правильному  выбору  внутреннего пути. Эти люди иногда
> договариваются   до   таких   странных   вещей,   как  "христианская
> общественность",  "христианская  политика",  и даже... "христианская
> экономика".  Поэтому  у  них  уже  не  карта,  а  какой-то "перечень
> приоритетов"  и  мероприятий  по  реформе внешнего строя религиозной
> жизни.   Эти люди вызывают возмущение не только у верующих,  но даже
> у  неверующих.  Верующие  обвиняют  их  в  том,  что они профанируют
> духовность   и   переводят    столь   драгоценный      'вертикализм'
> в    'горизонтализм'.   А  неверующие  обвиняют   их  в  том,    что
> они вмешиваются не в свое дело, - в политику.

> Но  и это всё-таки еще не самые странные люди. Есть и такие, которые
> и  вовсе не верят в спасение, но очень почему-то хотят, чтобы другие
> в него  верили.  Они  неустанно   ищут   врагов,   клеймят  еретиков
> и  особенно  тех,  кто,  как  им кажется, подрывает религию изнутри,
> предлагая   карты с  небольшими погрешностями,   могущими   привести
> к  катастрофическим последствиям в деле спасения, в котором не может
> быть мелочей. Они обличают тех, кто размывает ясные, как им кажется,
> границы   религии,   говоря  о  каких-то  туманных  общечеловеческих
> ценностях,    совершенно    неопределенном   гуманизме   или   вовсе
> подозрительном  универсализме.  Сторонники  этого направления всегда
> выступают  за  конкретность  и ясность, и у них самих вместо карты -
> четкие и понятные лозунги.

> Есть  и  такие (стоящие совсем особняком), которые решили, что любая
> привнесенная извне религия плоха уже тем, что не у них возникла, что
> она  неестественна  и  неорганична для них,  и что следует  исходить
> из  своих  корней  и  из  своей  почвы.  Некоторые  из  них  в своем
> традиционализме  дошли     до   самого     натурального    язычества
> как  "первоистока", который и принялись с увлечением изучать, находя
> в  нём глубокий и даже эзотерический смысл. Причем эти люди особенно
> отрицают  саму возможность существования каких-либо общечеловеческих
> ценностей,  которые,  как они считают, были изобретены одними людьми
> для обмана других людей.

> Все  эти группы в ходе взаимных дискуссий и противостояния всё более
> и  более  стали  как-то забывать об общей цели пути, не видя и того,
> что,   при  всем  желании  бесконечно  уточнять  свои  догматические
> формулировки (карты), они никак не могут полностью устранить область
> неопределенности  (о  которой  упоминает  и апостол Павел: 1Кор.8,2;
> 1Кор.13,12), а значит и связанного с ней довольно неприятного риска,
> которого вроде бы не должно быть.

> Члены  различных  групп  и конфессий настолько привыкли существовать
> раздельно  друг  от  друга,  что  у  них уже не было особого желания
> как-то объединяться.

> Но  нашлись  люди,  которые обратили внимание на слова Христа о том,
> что  Царство Божие (другой берег) начинается в душах людей уже здесь
> и  сейчас,  и  для  этого  не  следует долго изучать сложную систему
> навигации,  выработанную  предшественниками, а нужно непосредственно
> "здесь и сейчас"   выполнять простые и ясные заповеди Христа о любви
> к  Богу  и  к  всем  людям  (вот и вся схема), и что таким образом -
> экзистенциальным    снятием     противоположности      "внутреннего"
> и  "внешнего" - можно достигнуть желаемого берега, к которому, может
> быть, и не приложимы пространственно-временные категории. Эта группа
> простотой  своей  идеи вызывает раздражение почти у всех предыдущих,
> которые  ее  обвиняют  в  антиисторизме  и в пренебрежении Священным
> Преданием.

> Нашлись  также  немногие  люди,  которые стали напоминать о важности
> первоначальной   общей  цели,  обращать   равное  внимание не только
> на  догматический  аспект,  но  и на этический и культурный аспекты,
> призывать   к  единству  в  главном  при  естественном  многообразии
> культурных и философских традиций. Эта очень немногочисленная группа
> людей  и положила начало экуменическому движению. Впервые это поняли
> христианские  миссионеры  разных  христианских  конфессий  в Африке.
> Отсюда   постепенно   родилась  идея  общехристианской  организации:
> Всемирного Совета Церквей.

> Само  греческое  слово  с  латинским  суффиксом 'экуменизм' означает
> вселенскость.   Термин oikoumene    используется    в  Новом  Завете
> для  обозначения Римской империи (Лк.2,1) или вообще для обозначения
> всего  мира  (Мф.24,14).   Постепенно этим словом  стали  обозначать
> всю  Церковь  как противоположность всему тому,  что разделяет,  или
> всю веру Церкви как противоположность тому, что не цельно, а состоит
> из частей.

> Звучит  термин   "экуменизм"   для русского  уха  не совсем приятно.
> Как  всякий  'изм',   он  постепенно  начинает раздражать. 'Движение
> к  христианскому  единству'   звучит намного  лучше.  Важно  понять,
> что  здесь  имеется в виду некая универсальная ценность. Возможность
> такого  универсализма  обуславливается единством человеческого рода,
> произошедшего  от  одного   корня. В библейской традиции:   от Адама
> и  Евы. Естественно предполагается, что человеческий род должен жить
> в состоянии  мира,   а  не бесконечной   войны  всех  со всеми.  Это
> не  означает    радикального примирения добра  со  злом,      истины
> с  заблуждением,  но  ставит  вопрос о мере допустимого компромисса.
> Возможно  ли    терпеть    малое    зло   и  некоторые  заблуждения,
> чтобы  избежать  больших? Или же должна быть бескомпромиссная борьба
> со  всеми  заблуждениями  и  малейшими  проявлениями  зла? Сложность
> задачи   в  том,  что  при  существующем  религиозном  и  культурном
> разнообразии    невозможно    полное   единодушие,   и   радикальная
> бескомпромиссность  приведёт  к  войне  всех со всеми. Людям следует
> признать свою  ограниченность,  смирить  свои притязания, отказаться
> от абсолютистских проектов. Только Бог, всеведущий и всесильный, мог
> бы установить на земле единый образ жизни (порядок), но Он по только
> Ему  известным  причинам  этого  не  делает, предоставив людям самим
> благоустраиваться.  Известно  также,  что  "худой  мир  лучше доброй
> ссоры".  Сам  Господь призвал людей к единству: 'да будут все едино'
> (Ин.17.21).

> Богословски обосновать необходимость экуменизма не просто, но всё же
> возможно.  Богословие  имеет  два  тесно  связанных  друг  с  другом
> аспекта:    катафатический  (положительно-утверждающий   ортодоксию)
> и  апафатический  (отрицательный),  умеряющий  резвость  богословов,
> желающих  вещать  от  имени  Бога.  Не  все ещё известно, не всё ещё
> открылось.      Апофатика     указывает   на  ограниченность   людей
> (их  сознания),    на необходимость  их  смирения друг  перед другом
> в  богопознании. Никто не должен претендовать на монополию на истину
> в  последней  инстанции (ср.: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое
> стекло, гадательно..." - 1Кор. 13, 12).

> Кроме  этого,  возможно  этическое  обоснование экуменизма. При всей
> важности теории, вероучения (догматики) существует этическая сторона
> жизни,  напрямую  не  связанная  с догматикой. Это известный феномен
> 'просто  хорошего  человека',  который  без  всяких религий догматик
> делает  добрые  дела.   В самом Евангелии этический  аспект ставится
> на  первое  место.    В  притче   о  милосердном  самарянине ближним
> для  пострадавшего человека оказываются не единоверные и правоверные
> священник  и  левит,  а инородец и иноверец самарянин (Лк.10,29-37).
> Древнее  'золотое  правило  нравственности', которое повторяет Иисус
> (Мф.7,12),  можно  понимать  и  в  смысле  веротерпимости. Критерием
> страшного  суда оказывается не догматическое качество веры, а добрые
> дела (Мф.25,31-46).   Апостол   Павел  на первое место ставит любовь
> (1Кор.13).   Именно   любовь   предписывает  не  столько  ортодоксию
> (правоверие),   сколько   ортопраксию,  т.е.  правильное  поведение.
> Христианские   благотворительные  организации,  например,  оказывают
> помощь  всем  людям  независимо  от их  религиозной  принадлежности.
> Но  полное  сведение  религии  к  любви  привело бы к психологизации
> (субъективизации)   веры,   сведению   её к гуманизму.   На практике
> эта  опасность  пока не ощущается, т.к. до гуманизма у нас ещё очень
> далеко,  но  теоретически  вроде  бы  эта опасность есть. Противники
> экуменизма  именно  на  этот  пункт  постоянно   указывают,  приводя
> в  качестве  антипримера  Иуду,  который  лукаво  предлагал  продать
> драгоценное  миро,  предназначенное  для Христа, и вырученные деньги
> раздать  нищим.   Христос  же сказал,  что нищие  всегда рядом, а Он
> не всегда.

> Таким  образом,    экуменизм  побуждает   христиан к ответственности
> за   единство   христианского  мира,  а  также  к  доброжелательному
> отношению  ко  всем   людям.    От  заповеди  Христа   'любить всех'
> это    отличается    лишь    переходом   к   организованным   формам
> доброжелательности   (движения,   конференции,  благотворительность,
> открытость   диалогу).   Таким  образом,  экуменизм  это  дальнейшее
> углубление понимание   заповеди Христа     в  современных  условиях.
> Не  всякий  узкий  путь истинен. Узкий путь фарисейско-законнической
> исключительности (ортодоксальности) ведет в тупик.
                [ Игумен Вениамин (Новик). Обязательность экуменизма.
                  www.veniamin.spb.ru/text/t9.htm ]

 Благодарю свящ. Дионисия Батарчука,
 разместившего ссылку на этот текст в ЖЖ-сообществе
 "Открытое православие":
 http://community.livejournal.com/alterortodox_ru/17735.html
                 

ссылки по теме:
 + + + www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm
       (Оливье Клеман, патриарх Афинагор + ссылки)
 + + + www.messia.ru/rasylka/006/1520.htm (Яков Кротов)
 + + + www.messia.ru/rasylka/005/1176.htm (Яков Кротов + ссылки)
 + + + UT UNUM SINT ('Да Будут Все Едино')
       Окружное послание Папы Римского Иоанна Павла II
       (www.agnuz.info/?a=holy&father=John_Paul_II&id=599)
       krotov.info/acts/20/voityla/19950525.html
 + + + Комм. из "Толковой Библии" к Ин.17
        www.bible-center.ru/biblecomment?txt=joh+17&comm=lopukhin_ru




         ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИКА:
  >>> Ганс Урс фон Бальтазар: Очищение Лозы
           www.messia.ru/rasylka/004/804.htm#0
  >>> К.С.Льюис: счастье помимо Бога?
           www.messia.ru/rasylka/002/101.htm#0
  >>> свт. Климент Александрийский - против полагающих,
      что Божьи благость и правосудие друг друга исключают
           www.agnuz.info/library/books/Pedagog/page08.htm

  >>> молитва свт. Климента Римского
       www.skyfamily.ru/god/molitva1.htm
  >>> митр. Сурожский Антоний: молитва и жизнь - одно
                www.messia.ru/rasylka/003/382.htm#0
  >>> молитва прп. Исаака Сирина
       www.messia.ru/bibliotk/i/sirin/2/g06.htm

       
Чтения воскресенья в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070520/orth?cont=rv_ru

Эти дни в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=20-05-2007
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=21-05-2007
 





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус поднял глаза к небу и сказал:
 - Отец!
   Час настал.
   Прославь Сына Своего, чтобы Сын прославил Тебя.
   Так же, как Ты дал Ему власть над всеми живущими,
   и Он даст вечную жизнь всем, кого Ты дал Ему.
   А вечная жизнь - это знать Тебя,
   единственного истинного Бога,
   и Иисуса Помазанника, которого Ты послал.
   Я прославил Тебя на земле,
   дело исполнив, которое Ты поручил Мне.
   Теперь же, Отец, прославь Меня Ты
   славой, что была у Меня,
   когда Я был с Тобою,
   прежде чем мир начал быть.
   Я открыл Твое имя людям,
   которых Ты дал Мне из мира.
   Они были Твои, Ты отдал их Мне,
   и они слово Твое исполнили.
   И теперь наконец они поняли,
   что всё, что Ты дал Мне, Твое,
   потому что слова, которые дал Ты Мне,
   Я им передал, и они их приняли
   и действительно поняли,
   что Я пришел от Тебя,
   и поверили, что послал Меня Ты.
   Это за них Я прошу.
   Не за мир Я прошу,
   а за тех, которых Ты дал Мне,
   потому что они - Твои,
   ибо всё, что есть у Меня, Твое,
   а всё, что есть у Тебя, Мое
   и через них Я явил Свою славу.
   Я уже больше не в мире,
   Я возвращаюсь к Тебе,
   а они остаются в мире.
   О святой Мой Отец!
   Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, сохрани их,
   чтобы были они едины,
   как и мы едины с Тобой.
   Силой имени Твоего, что Ты дал Мне,
   Я хранил их, пока был с ними.
   И Я их сохранил:
   никто из них не погиб,
   лишь один, предназначенный к гибели,
   ибо Писанию надлежало исполниться.
   А теперь Я к Тебе возвращаюсь.
   И пока Я еще в этом мире,
   Я для того говорю всё это,
   чтоб они разделили со Мной
   полноту Моей радости.* (Ин.17:1-13)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1852.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»