=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


* 01 июня    2007 г. ст.ст., чт  3-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.8:22-27; Мф.10:23-31.

* 02 июня    2007 г. ст.ст., пт  3-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения:  Рим.9:6-19; Мф.10:32-36; 11:1.



к апостольскому чтению чт и пт
 + + + свящ. Александр Мень: смерть и грехопадение
            www.messia.ru/rasylka/005/1197.htm#0
            (+ ссылки на др. тексты)

к евангельским чтениям:
        +++ Анри Каффарель: Воздыхания Духа
                 www.messia.ru/rasylka/004/828.htm#0
        +++ Яков Кротов: Всех опасней Бог!..
                 www.messia.ru/rasylka/003/479.htm#0
        +++ В.Н.Кузнецова: комм. на Мф.10:23 (ГРЯДУЩИЕ ГОНЕНИЯ)
                      www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1023.htm#0
        +++ В.Н.Кузнецова:
             комментарий на Мф.10:34-37 (Не мир, а меч?)
                      www.messia.ru/rasylka/003/480.htm#0



(Этот выпуск посвящен фрагменту из Послания римлянам, 1:18-3:18.)

        1:
        18 Нисходит гнев Божий с небес на всякий грех и зло людей,
        удерживающих истину в плену греха. (19) Ведь знание о Боге
        у них есть, Бог дал им о Себе знать. (20) Потому что
        Его невидимые свойства  - вечная сила и Божественная
        природа  - со времени сотворения мира постигаются разумом
        через созерцание сотворенного. Так что нет им извинения!
        (21) Зная о Боге, они не воздали Ему хвалу и благодарность
        как Богу, а вместо этого погрязли в пустых рассуждениях,
        и их неразумное сердце объяла тьма. (22) Называя себя мудрыми,
        они превратились в глупцов (23) и вместо поклонения
        бессмертному Богу поклоняются образам, подобным смертному
        человеку, птицам, четвероногим и пресмыкающимся.

        24 Потому и отдал их Бог во власть нечистоты, чтобы, следуя
        похоти сердец, они бесчестили свои тела. (25) Они променяли
        правду Божью на ложь, они поклоняются и служат творению
        вместо Творца, да будет Он всегда благословен, аминь.
        (26) За это и отдал их Бог во власть позорных страстей:
        их женщины заменили естественные сношения
        на противоестественные, (27) равно как и мужчины, отвергнув
        естественные сношения с женщинами, пылают похотью друг
        к другу: мужчины с мужчинами творят постыдные дела, готовя тем
        себе возмездие, которое они заслужили, сбившись с пути.
        (28) И так как они не пожелали постичь Бога, Бог отдал их
        во власть их развращенного ума, побуждающего их делать то,
        чего делать нельзя: (29) они исполнены всяческого зла,
        низости, жадности, испорчены до мозга костей; они завидуют,
        убивают, полны раздоров, коварства, злобы; (30) они
        клеветники, сплетники, ненавидят Бога, наглы, горды,
        хвастливы, изобретательны на зло, не подчинятся родителям,
        (31) неразумны, ненадежны, бессердечны, безжалостны.

        32 И они, зная, что поступающие так достойны смерти по Закону
        Бога, не только творят такое, но и одобряют тех, кто поступает
        так же.

        2:
        /.../
        17 Вот ты зовешься евреем, ты полагаешься на Закон и хвалишься
        Богом, (18) и знаешь, что тебе делать, чтобы выполнить
        Его волю; ты, наставленный в Законе, умеешь выбирать то,
        что правильно: (19) ты уверен, что именно ты поводырь слепых,
        свет для пребывающих во тьме, (20) воспитатель неразумных,
        учитель невежд,  - потому что знаешь Закон, содержащий в себе
        всю полноту знания и правды. (21) Ты учишь других, а почему
        не учишь себя? Проповедуешь "не воруй"   - и сам воруешь.
        (22) Говоришь "не нарушай супружеской верности"  - и сам
        нарушаешь. Презираешь идолов  - и грабишь храмы.
        (23) Похваляешься Законом  - и нарушением Закона наносишь
        бесчестье Богу. (24) Потому что "из-за вас, как сказано
        в Писании, имя Божье хулится у язычников".
       
        25 Ведь обрезание только тогда приносит пользу, когда
        ты исполняешь Закон, а если ты преступаешь Закон, то твоего
        обрезания как бы и не было. (26) А если необрезанный соблюдает
        установления Закона, разве Бог не сочтет его обрезанным?
        (27) И, значит, будут судить тебя те, кто телесно не обрезан,
        но соблюдает Закон,  - тебя, у которого есть и писаный Закон,
        и обрезание, но который преступает Закон. (28) Не тот еврей,
        кто таков по внешнему виду, и не тот, у которого на теле
        внешнее обрезание. (29) Нет! Настоящий еврей тот, кто таков
        внутри, у кого обрезано сердце, а это дело Духа, не буквы.
        Ему похвала не от людей, а от Бога.


       

>           Сердцевина обновленного человечества: поклонение

> <...>  В сердцевине Павлова представления об истинном человечестве -
> идея   истинного   почитания   единого  истинного  Бога.  Языческому
> идолопоклонству    Павел    противопоставляет    поклонение    Богу,
> открывшемуся  в Иисусе Христе и Духе Христовом, то есть Святом Духе,
> и  вместе с тем  утверждает, что это  и есть истинное богопочитание,
> к которому изначально были призваны его соплеменники.

> Мы встречаемся с этой идеей в самом начале одного из наиболее ранних
> Павловых  посланий. В 1Фес 1:9 Павел напоминает о том, что произошло
> после  его первой проповеди в Салониках:   '...вы обратились  к Богу
> от  идолов,  чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес
> Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас
> от  грядущего гнева'. Это  не только  вступление:    по сути,  здесь
> Павел объясняет, зачем идет к язычникам. Он видит, что языческий мир
> погряз в идолопоклонстве, и хочет привести его к почитанию истинного
> Бога.

> Чтобы  увидеть  скрытый здесь полемический подтекст, нам понадобится
> вернуться  к  двум  фрагментам <...>. Первый - это Гал 4:1-11. Перед
> нами   -  часть  развернутого   рассуждения  о том, почему  верующим
> во  Христа  и  исполненным  Духа  Галатам вовсе не нужно становиться
> иудеями  по  плоти.    Павел  излагает  очень важную для него истину
> о  Боге,  пославшем Своего Сына, а затем - 'Духа Сына Своего', и тут
> же  спрашивает:  'Так  неужели,  "познав  Бога,  или, лучше, получив
> познание от Бога", вы снова хотите вернуться к идолам?'.

> Этот  призыв  к  истинному  почитанию - обоюдоострый. Действительно,
> Павел исходит из того, что поклонение Богу, явившему себя Отцом Сына
> и   Подателем  Духа,  -  реальность,  которую  тщатся  спародировать
> язычники.   Но  тут же,   к нашему   удивлению и,  возможно,  ужасу,
> мы  обнаруживаем,  что "жестоковыйные иудеи", с этой точки зрения, -
> +ничуть  не  лучше+.  Верность  закону  в том виде, в каком пытаются
> отстаивать    ее    Павловы   оппоненты,    ничем    не   отличается
> от  идолопоклонства.     Поэтому   соглашаться  на обрезание  значит
> снова   служить   'вещественным   началам   мира  сего',  отступить,
> возвратиться  туда, где превыше всего кровь, земля, род и племя. Это
> всё  равно,  что  вернуться к язычеству,  от  которого мы отреклись,
> <обратившись к истинному Богу>.

> Причина   столь  примечательного  полемического  выпада  станет ясна
> чуть  позднее.  Пока  же  проследим  аналогичный  ход мысли в другом
> фрагменте  - 1Кор 8:1-6. Он  опять-таки  направлен против язычества.
> Мы,  говорит  Павел,  поклоняемся  истинному  Богу, и на этом должна
> строиться  вся наша жизнь в языческом мире (напомню, речь шла о том,
> можно  ли есть идоложертвенное мясо).  А  затем,    в  подтверждение
> своих   слов,   а   также   чтобы  заложить  основу  для  дальнейших
> рассуждений,  он почти дословно приводит иудейское исповедание веры,
> так  сказать,  'первоэлемент'  всего  иудейского  духовного опыта, -
> молитву   'Шма':   'Слушай,   Израиль,  Господь  Бог  наш,   Господь
> един  есть'.  Но  <...>  Павел  не  просто  цитирует,  а,  по  сути,
> +переписывает+  'Шма', вводя в нее имя Иисуса: 'У нас один Бог Отец,
> из  Которого  всё,  и  мы  для  Него,  и один Господь Иисус Христос,
> Которым  всё,   и мы  Им'.   В центре иудейского  исповедания <веры>
> отныне  появляется фигура Мессии. Итак, в спорах с идолопоклонниками
> Павел опирается на всю мощь иудейской традиции, на ее основу основ -
> поклонение  единому  Богу.    Но  стоит   повнимательней   вчитаться
> во фрагмент, - и за Павловой отсылкой к отеческой традиции явственно
> слышится  упрек тем иудеям, которые не смогли или не захотели узнать
> в  Распятом  и  Воскресшем  своего  Бога.  Павел убежден, что единый
> истинный Бог в наши дни явил себя как Отец Иисуса, Мессии Израилева.

> Поняв это, мы сможем увидеть подобное богословие и в других Павловых
> текстах.  Так,  основная  мысль  пространного  рассуждения,  которое
> начинается с  Рим 1:18,  состоит  в  том,   что,  поклоняясь идолам,
> язычники    тем    самым    уничтожили   собственную   человечность.
> Идолопоклонство,  предупреждает  Павел,  наносит  непоправимый  вред
> духовному  здоровью.  Язычники знали Бога,  'ибо...  вечная сила Его
> и  Божество...    через рассматривание   творений   видимы'  (1:20),
> но  вместо  того,  чтобы 'прославить Его', стали поклоняться птицам,
> скотам  и  пресмыкающимся.  В  результате  (всеобщий  духовный закон
> гласит:  человек  всегда  становится  похож на то, чему поклоняется)
> изначально  свойственная  им  и  свидетельствующая об их богоподобии
> человечность выродилась в нечто совершенно непотребное:

>       ...Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства,
>       корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей,
>       обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники,
>       обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны
>       родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы,
>       немилостивы (Рим 1:29-31).

> Перед  нами - типично иудейская критика язычества. Современный Павлу
> среднестатистический  иудей  в  ответ  на это, скорее всего, скажет:
> 'Конечно,  конечно,  все они  такие,  зато мы  - народ Божий,  знаем
> Его  волю,  правильно  Ему  поклоняемся,  и вообще, мы - свет миру'.
> Павел   предвидит  такой  ответ  и чуть ниже,  в 2:17-24, он говорит
> о том, что иудеям тоже особенно хвалиться нечем: Израиль по-прежнему
> в  плену,  по-прежнему  под  клятвой  и  по  большому счету мало чем
> отличается     от  всего   прочего     человечества.   Вместо  того,
> чтобы  обращать  к  Богу  язычников,  он,  - вспомните, что говорили
> пророки! - обращает имя Его в поругание (2:24, ср. Ис 52:5).

> Так  где  же  выход?  Он  -  в  том,  что Бог создает новую общность
> (2:25-29),   в которой   ничего не  значит   обрезание;  иудей    ты
> по  наружности  или  нет  - тоже неважно. Павел намеренно не говорит
> 'истинный иудей': это несколько смягчило бы остроту последнего стиха
> (2:29).  Иудеем заслуживает называться лишь  тот, кто таков не явно,
> а   втайне,   в  сердце,  по духу,   а  не по букве,  и 'похвала ему
> не от людей, а от Бога'. Итак,  есть  люди, которые поклоняются Богу
> в  истине.  Они и составляют подлинное человечество, тот самый народ
> Божий,  которым был призван стать, но не стал Израиль. Поэтому Павел
> убежден,   что,  ревностно  проповедуя  истинного  Бога  и  призывая
> поклониться  Ему,    он   не  только   борется   с идолопоклонством,
> но и осуществляет призвание своего народа.

> Однако  это -  далеко не всё,  что можно найти в Послании к Римлянам
> о  нашем  предмете.  Например,  нетрудно  заметить,  что  в описании
> Авраама  и  его  веры (Рим 4) в перевернутом виде отражается картина
> поклоняющегося идолам падшего человечества из Рим 1. В 1:20-23 Павел
> рассуждает о том, что случилось после того, как люди, 'познав Бога',
> отказались поклониться Ему:

>       Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания
>       мира через рассматривание творений видимы, так что они
>       безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его,
>       как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях
>       своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя
>       мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ,
>       подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим,
>       и пресмыкающимся (Рим 1:20-23).

> С Авраамом происходит всё наоборот. Он, пишет Павел,

>       ...не изнемогши в вере, ...не помышлял, что тело его,
>       почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина
>       в омертвении; не поколебался в обетовании Божией неверием,
>       но пребывал тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне
>       уверен, что Он силен и исполнить обещанное (Рим 4:19-21).

> Языческое,   Адамово  человечество  видело  перед собой 'вечную силу
> и  Божество',  но  предпочло 'вещественные элементы мира'. Авраам же
> видел  приближающуюся  смерть,   понимал,   что они с Саррой дряхлы,
> их   тела  омертвели, но признавать,  что ничего,  кроме  этого нет,
> не  соглашался.  Напротив,   он   'воздал   славу Богу'  и   поверил
> Его  обетованиям. Большинство исследователей совершенно правы в том,
> что   вера  Авраама  -   главная тема четвертой главы,   но мало кто
> при  этом  замечает,  что  в  сердцевине  этой веры лежит поклонение
> единому истинному Богу. А значит, все сказанное об Аврааме не только
> обличает  идолопоклонство  язычников,  но и впрямую относится к тем,
> кто  уверовал,  что  Бог  воскресил Иисуса из мертвых. Иначе говоря,
> именно  такое богопочитание отличает христианскую общину от неверных
> иудеев, при том, что оно, несомненно, восходит к иудейской традиции.
> Заканчивается  пространное рассуждение выдержанным в чисто иудейской
> манере   славословием   непостижимых  и  неисследимых  Божьих  путей
> (11:33-36),  после  чего  Павел  словно  берет  дыхание  -  и  снова
> призывает     своих    читателей      поклониться    единому    Богу
> и  'преобразоваться  обновлением  ума'.  Но к этому мы еще вернемся.
> Итак, жить по Евангелию для апостола Павла означает поклоняться Богу
> в  истине  и  являть  Его  всей  полнотой  собственной человечности.
> Подлинная человечность рождается только из истинного поклонения.
                        [ Н.Т.Райт.
                          ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СКАЗАЛ АПОСТОЛ ПАВЕЛ.
                          // М., [2004]; стр.132-6 ]


 + + + к Рим.1:28-2:9:
 >>> Ф.Янси: "Я с удивлением смотрю, как милосерден Иисус к грешникам
      и как непримирим ко греху. Ведь церковь, как видно из истории,
       часто поступала наоборот..."
        www.messia.ru/rasylka/006/1491.htm#0  (+ ссылки)
 >>> он же: Глаза, исцеленные благодатью
      www.messia.ru/rasylka/006/1534.htm#0
      & www.messia.ru/rasylka/006/1535.htm#0

       
       
Чтения четверга в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070614/orth?cont=rv_ru

Эти дни в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-06-2007
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=15-06-2007



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Оправданные за веру, мы теперь в мире с Богом -
 благодаря Господу нашему Иисусу Христу.
 Это Он привел нас путем веры к благодатному единению с Богом,
 в котором мы живем.
 И мы гордимся надеждой на то, что будем участвовать в Славе Божьей.
 Но не только этим.
 Мы гордимся и страданиями, потому что знаем:
 из страданий рождается стойкость, из стойкости - твердость,
 из твердости - надежда.
 А надежда не подведет,
 потому что Бог изливает Свою любовь в наши сердца -
 через Святого Духа, данного нам.
 Потому что, когда мы еще были слабы,
 Христос умер в назначенное Богом время за нас, нечестивых. ...
 Но Бог показал нам всю силу Своей любви к нам,
 потому что Христос умер за нас, когда мы были грешниками!
 Мы прощены благодаря жертвенной смерти Христа -
 тем более теперь будем спасены от гнева.
 Ведь будучи еще врагами,
 мы примирились с Богом через смерть Его Сына -
 тем более теперь, уже примиренные, будем спасены через Его жизнь. ...
 Итак, грех вошел в мир через одного человека, а с грехом смерть;
 смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили.
 И до того, как был дан Закон, грех был в мире,
 но там, где нет Закона, грех не ставится в вину.
 Но и от Адама до Моисея смерть царила -
 даже над теми, кто сам не согрешил грехом Адама.
 Адам - прообраз Другого, Того, кто должен был прийти.
 Но преступление Адама нельзя равнять с Божьим даром.
 Из-за преступления одного человека погибло множество людей.
 А Божий дар - Его дар многим через одного Человека, Иисуса Христа -
 неизмеримо больше.
 Дар Бога нельзя равнять с грехом одного человека:
 единственная вина - и обвинительный приговор,
 множество преступлений - и благодатный дар полного оправдания.
 Ведь если из-за одного преступления, совершенного одним человеком,
 воцарилась смерть -
 тем более, благодаря одному Человеку, Иисусу Христу,
 будут жить и царствовать с Богом
 те, кто получил щедрый дар Божьей доброты, дающей оправдание. ...
 Если неповиновение одного сделало множество людей грешниками,
 то повиновение одного сделает множество людей праведниками.
 Закон пришел, чтобы увеличить преступления.
 Но где возрос грех, там во много раз больше возросла Божья доброта,
 и как грех воцарился, принеся с собой смерть,
 так и Божья доброта воцарится,
 чтобы избавить нас от вины и дать вечную жизнь
 через Иисуса Христа, Господа нашего.
 - Так что из этого следует?
   Будем жить по-прежнему, в грехе, чтобы возрастала Божья доброта?
 - Ни в коем случае! Мы для греха умерли!
   Разве мы сможем и дальше жить в грехе?
   Или вы забыли, что, когда мы крестились,
   чтобы соединиться с Христом Иисусом,
   мы тем самым разделили Его смерть:
   крещением - соучастием в смерти - мы погребли себя с Ним.
   И теперь, подобно Христу, поднятому из мертвых величием Славы Отца,
   мы тоже сможем жить новой жизнью.
   И если мы умерли такой же смертью, как и Он,
   и тем соединились с Ним,
   то и воскреснем, подобно Ему.
   Мы знаем, что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте,
   чтобы наша греховная сущность лишилась силы,
   чтобы мы перестали быть рабами греха.
   Ведь умерший освобождается от греха.
   Мы верим, что раз мы умерли с Христом, то и жить будем с Ним.
   Мы знаем, что Христос, поднятый из мертвых, уже не умрет,
   смерть над Ним уже не властна.
   Он однажды умер - и для греха Он мертв.
   Он теперь жив - и живет для Бога.* (Рим.5:1-6,8-10,12-17,19-6:10)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1874.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0