=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 15 августа 2007 г. ст.ст., вторник.
литургические чтения: Флп.2:5-11;
Лк.10:38-42;
11:27-28.
Успение Пресвятой Богородицы.
* 16 августа 2007 г. ст.ст., среда.
литургические чтения: 2Кор.13:3-13;
Мк.4:35-41.
/Попразднство Успения/
14-й седмицы по Пятидесятнице
(Это двойной выпуск - за 2 дня)
.................................................
' • протопр. Александр Шмеман: ' '
' ' ' '
' смерть родившей Победителя смерти
' ' ' '
' www.messia.ru/rasylka/005/1247.htm
' ' ' ' '
' • cвящ. Александр Мень - проповедь на УСПЕНИЕ
' ' '
' www.messia.ru/rasylka/004/894.htm#0
' ' ' '
' • митр. Сурожский Антоний: Единственная заповедь Богородицы
' www.messia.ru/rasylka/003/535.htm#0
' ' '
' • Томас Мёртон: '
' ' ' '
' ' '
' ...Бог хотел явить Свою любовь к человечеству...
' ' '
' www.messia.ru/rasylka/006/1599.htm#0
' ' ' ' '
' • об апост. чтении богородичных праздников
- Флп.2:5-11: '
' ' Романо Гвардини: Бог, ставший
ничем ' ' ' ' ' '
' ' www.messia.ru/rasylka/002/173.htm#0
' ' '
' • Св. Иоанн Дамаскин - ' '
' ' ' ' ' '
' Похвальные слова на
Успение Богоматери ' '
' www.krotov.info/library/i/damasc2.html
' '
' ' ' '
' ' '
' ' '
> ДОГМАТ О ТЕЛЕСНОМ
ВОЗНЕСЕНИИ БОГОРОДИЦЫ
> <...> многовековое и исполненное внутреннего
драматизма развитие
> мариологического учения на Западе привело в
середине XIX века
> к провозглашению Католической Церковью Догмата о Непорочном
Зачатии
> Пресвятой Богородицы. Однако этот шаг, предпринятый
Папой Пием IX,
> явился этапным, но никак не завершающим
в истории догматического
> закрепления Западной Церковью почитания христианами
Матери Божией.
> Более того, сама логика развития церковного
учения о Деве Марии
> требовала принятия новых догматических положений.
> Уже к Новому времени в народном сознании стран католической
Европы
> сформировались представления о Марии не просто
как о евангельской
> Деве, на которую таинственным образом пал выбор Божий
быть Матерью
> Его Сына, но как об активной со-участнице,
со-исполнительнице
> Божественного замысла Спасения. Если само понятие
Богоматеринства
> в средневековом сознании уже с трудом совмещалось с представлениями
> о малейшей скверне применительно к Марии, то
исключительная роль,
> отводимая Марии в сотериологии (учении
о Спасении), тем более
> требовала разработки соответствующего богословского
базиса. Однако
> развитие догматической мысли являлось
не только отражением
> и закреплением церковного Предания, но было вызвано
и требованиями
> ее собственной логической непротиворечивости.
Абсолютная святость
> Матери Божией предполагала непричастность Ее
первородному греху -
> отсюда и возникла вера в непорочное
зачатие Богородицы, позднее
> зафиксированная в церковном догмате. Но
разве не следствием
> первородного греха является конечность человеческой жизни, тленность
> человеческой плоти? Будучи изначально непорочной, Мария не могла
бы,
> подобно остальным людям, быть подверженной
смерти. Поэтому
> параллельно с развитием концепции непорочного
зачатия богословами
> напряженно обсуждался вопрос об обстоятельствах конца
земной жизни
> Марии.
> В Св. Писании <нет никаких свидетельств на этот
счет>. Более того,
> практически ничего об этом не говорят и письменные источники
первых
> четырех веков христианства. Ориген и Ефрем Сирин упоминают
о смерти
> Марии, не заостряя внимания на этом событии. Из церковных
писателей
> до Ефесского Собора 431 г. о конце
земной жизни Марии размышлял
> только Св. Епифаний: он отметил, что
Мария могла как обрести
> бессмертие, так и принять мученическую
или естественную смерть.
> Из неоднозначных высказываний западных Отцов Церкви - Бл. Августина,
> Св. Амвросия Медиоланского и бл. Иеронима
- скорее можно сделать
> вывод о признании ими факта смерти Марии. Основанием для
такой веры
> служили: 1. Убеждение в принадлежности
Марии (хотя и лично
> безгрешной) к падшему человеческому роду
и наследовании Ею,
> соответственно, смертного тела; 2.
Невозможность для Марии
> превосходить в чём-либо Самого Христа, принявшего мучительную смерть
> на кресте. Произведения ранней
апокрифической литературы,
> посвященные этой теме, также достаточно
многозначны, но и они
> подтверждают, что христиане первых веков верили в смертность Марии.
> Лишь с конца V в. и, опять
же, на Востоке, появляются признаки
> интерпретации смерти Марии как некоего
исключительного события.
> Характерно, что и само слово "смерть" применительно к этому
событию
> перестало употребляться: в апокрифических источниках,
легендах,
> праздничных канонах уже тогда оно определяется
как "засыпание"
> или, по-старославянски, "успение". Круг апокрифической
литературы,
> посвященный Успению Богородицы и получивший
в современной науке
> название "Transitus Mariae" ("Прохождение
Марии"), наполнен
> многочисленными чудесными подробностями последних
часов жизни
> Пресвятой Девы: следует возвещение ангела
о близкой Ее кончине,
> апостолы оказываются вблизи Ее смертного
одра, чтобы получить
> благословение, Сам Христос принимает на Свои руки душу Марии;
через
> некоторое время тело Марии возносится в
рай. Все эти детали
> свидетельствуют об одном: в восточной
традиции раньше, чем
> на Западе, закрепились представления об
особом характере конца
> земной жизни Марии и, в частности, о Ее телесном вознесении.
> В качестве литургического праздника
Успение Богородицы
> стало праздноваться, по одним источникам, в
Иерусалиме в начале
> VI в., а по другим, у сирийских
христиан-яковитов, - во второй
> половине VI в. В 582 г., согласно
декрету императора Маврикия,
> праздник стал официальным по всей Византии. Вскоре
после 650 г.,
> при Папе Сергии I, он был принят
Римом, и к VIII в. получил
> распространение в Западной империи - но сначала в качестве годовщины
> смерти Марии. Лишь позже он утвердился
на Западе под нынешним
> названием "Assumptio", т.е. "принятие в
Небесную Славу" - отсюда
> можно сделать вывод о постепенном смещении
смысловых акцентов
> в восприятии Западной Церковью Успения
Марии не как смерти,
> а как вознесения.
> К тому времени на Востоке идея о целокупном бессмертии
Богородицы,
> Ее воскресении до всеобщего воскресения
уже, по-видимому,
> не вызывала сомнений. Об этом свидетельствуют
творения церковных
> писателей VII-VIII вв. Св. Андрея Критского, Св. Иоанна
Дамаскина,
> хотя последний предпочитает прямо не говорить о телесном вознесении,
> ограничиваясь утверждением о нетленности плоти Матери Божией.
Уже
> в начале VII в. иерусалимский Патриарх Модест говорит об "оживлении"
> Христом Марии, чтобы Она могла разделить с Ним "вечную нетленность".
> Восточная Церковь верила в то, что смерть Ее
- лишь краткий сон,
> за которым следует воскрешение и вознесение. Об этом свидетельствуют
> византийская гимнография, литургические песнопения
Православной
> Церкви ("во успении мира не оставила
еси"). Праздник Успения
> Богородицы, которому посвящены многие русские
соборы в разных
> городах, однозначно воплощает в себе веру в Ее телесное вознесение.
> Однако на Востоке, где вера в вознесение
Богородицы разделялась
> повсеместно, широко отразилась в литургической практике и не вызвала
> богословской полемики, догматически она так и не была
закреплена -
> <в силу определенных исторических причин>. И парадоксальным
образом
> на Западе, где на протяжении многих
веков по этому поводу
> не затихала богословская полемика, вера
в телесное вознесение
> Богородицы получила в итоге (хотя и достаточно поздно) догматическое
> оформление. А полемика эта началась довольно рано, еще в V в.,
когда
> появившиеся на Западе апокрифы о телесном вознесении
Богородицы
> были осуждены Папой Геласием. В VIII в. праздник Успения
Богородицы
> с трудом утверждался в ряде провинций
Римской империи и, прежде
> всего, в Галлии. Местные теологи, не сомневаясь в пребывании
Марии
> в Вечной Славе, тем не менее, не находили оснований для утверждений
> о Ее телесном вознесении.
> В течение VII-IX веков на Западе
сосуществовали параллельно
> две традиции, сохранившие свое название до сих
пор: "морталистов"
> (настаивающих на факте физической
смерти Божией Матери)
> и "имморталистов". Так, появившееся в IX в. апокрифическое
послание
> Псевдо-Иеронима говорит только о вознесении
души Божией Матери
> на небо и о нетленности Ее тела
после смерти, в то время
> как послание Псевдо-Августина утверждает о Ее телесном
вознесении.
> К "морталистам", между прочим, принадлежали
такие крупные
> теологи-схоласты, как св. Фома Аквинат,
св. Бонавентура и Дунс
> Скотт. К аргументации древних Отцов Церкви
они добавили свою,
> отстаивая принцип гармонии природы и благодати,
предопределенный
> для Матери Божией: сохранив девственность после
рождения Сына,
> Она должна была удостоиться вознесения после
естественной смерти.
> Кроме того, в Своей смерти, последующем воскрешении
и прославлении
> Она уподобилась бы Божественному Сыну.
> Лишь в XIII в. доктрина телесного вознесения стала превалирующей
-
> и так вплоть до XVII в., когда ее стали рассматривать скорее с
точки
> зрения христианского благочестия, нежели в качестве
объекта веры.
> Однако мариологический "взрыв" XIX в. привел
к провозглашению
> Догмата о Непорочном Зачатии, который подразумевал
изначальную
> непричастность Божией Матери первородному греху, а
следовательно,
> и смерти. И принятие Догмата о Телесном
Вознесении уже стало
> необходимым, чтобы придать завершенность всей
мариологической
> концепции. На позиции Св. Престола
не могло не сказаться
> и благочестие миллионов католиков, требовавших принять новый догмат.
> Однако прошел еще почти век, пока
в 1942 г. Папа Пий XII
> не провозгласил освящение всего человеческого
рода Непорочным
> Сердцем Марии, а в 1943 г. впервые сформулировал Догмат
о Телесном
> Вознесении Марии в энциклике "Mystici Corporis
Christi". Но еще
> потребовалось собрать восемь миллионов подписей
под петицией
> о провозглашении нового догмата, и тогда в 1950 г. Папа торжественно
> провозгласил его в Апостольской конституции
"Munificentissimus
> Deus". Необходимо отметить, что провозглашение
догмата отнюдь
> не вызвало единодушного одобрения среди
католических теологов -
> оценки он получил самые противоречивые.
И в настоящее время
> отношение к нему, по свидетельству католических
же источников,
> по большей части сдержанно-нейтральное, если
не отрицательное.
> Нередко звучат обвинения Папы Пия XII в абсолютистском
решении.
> Дело осложняется тем, что большинство современных теологов относится
> к "морталистам", не разделяющим догмата -
хотя Папа употребил
> в тексте Конституции достаточно
осторожную формулировку
> о "завершении периода земной жизни" Божией Матери,
оставив простор
> для дальнейших теологических дискуссий. И
возникла довольно
> оригинальная ситуация, когда практически в
отсутствие привычной
> критики с Востока и, более того,
встречая негласное понимание
> со стороны православных богословов (в условиях
принятия этого
> догмата Востоком, так сказать, "по умолчанию"), содержание
Догмата
> о Телесном Вознесении вызвало значительные
сомнения в самой же
> Католической Церкви.
> Принятие Догмата о Телесном Вознесении
одновременно поставило
> Католическую Церковь перед серьезной
проблемой: последние
> мариологические определения выявили опасную тенденцию
к нарушению
> сбалансированной христианской теологии с ее христоцентричностью
().
> Всё чаще стали мелькать применительно к Матери Божией
наименования
> "посредница", "соискупительница" и т.д. В итоге
этот вопрос был
> со всей серьезностью поднят
на II Ватиканском Соборе.
> После многомесячной работы комиссии, состоящей
из виднейших
> богословов, Отцы Собора решили отказаться
от формулирования
> дальнейших мариологических догматов. Собор
порицал крайности
> марианизма, продемонстрировав при этом высочайшее почитание Церковью
> и христианами Божией Матери и присвоив
Ей наименование "Матери
> Церкви". Соборное учение о Богородице вошло в состав
догматической
> конституции о Церкви "Свет народам" в качестве одного
из разделов.
> В конституции призывается воздерживаться как
"от всякого ложного
> преувеличения, так и от чрезмерной узости взглядов"
в рассуждениях
> о Богородице и одновременно оговаривается,
что Собор не имеет
> намерения "решать вопросы, не доведенные
трудами богословов
> до полной ясности", а богословы сохраняют право на выражение частных
> мнений.
> Таким образом, на Востоке учение о телесном вознесении
Богородицы
> давно имело и имеет широкое фактическое признание, но не
оформлено
> в виде догмата. На Западе же, напротив,
оно получило официальное
> признание и оформлено в виде догмата,
но по-прежнему является
> предметом серьезной полемики среди богословов,
не прекращающейся
> много веков. Всё это еще раз показывает,
насколько относительный
> характер носят догматические расхождения между Церквами.
[ Юрий
Табак
Из книги:
Православие и Католичество.
Основные
догматические и обрядовые расхождения.
www.messia.ru/r2/2/047.htm#g1-2
]
= к евангельскому чтению среды: ===========================
>>> "Библия-Центр": ..говорит морю: "Да замолчи
ты!!"...
www.messia.ru/rasylka/006/1615.htm#0
>>> Яков Кротов: будильная молитва маловеров; грубость
Иисуса
www.messia.ru/rasylka/003/555.htm#0
>>> Он же: первичная, грубая и эффектная форма молитвы
www.messia.ru/rasylka/004/898.htm#0
>>> Он же: Вера в том, чтобы дремать, коли дремлет Бог;
"повиновение вообще - дело нехитрое,
почему Иисус ему Сам не радуется и другим
не советует"
www.messia.ru/rasylka/005/1303.htm#0
>>> Митр. Антоний Блум в беседе "Как справиться со временем"
www.krotov.info/library/b/1970blum.html#3
>>> Он же: Иисус и бури
(из кн. НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА
БОЖИЯ)
www.messia.ru/rasylka/002/200.htm#0
>>> Он же - о ёрзанье
www.messia.ru/rasylka/004/954.htm#0
>>> свящ. Александр Мень: маловерие. суетность. ропот...
www.messia.ru/rasylka/003/588.htm#0
к апост. чтению среды:
Общество друзей Священного Писания: Христос
жив в вас
www.bible-center.ru/book/corinthians/047
Чтения вторника в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070828/orth?cont=rv_ru
Этих дней в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=28-08-2007
www.canto.ru/calendar/day.php?date=29-08-2007
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
С ПРАЗДНИКОМ!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Побеждены законы естества
на Тебе, Дева чистая:
при родах девство сохраняется
и с жизнью обручается смерть;
после родов - Дева и по смерти - живая,
всегда спасай, Богородица, наследие Свое!*
(Канон 1 Песнь 9 Ирмос)
*При рождении Христа Ты девство сохранила
и по смерти мира не оставила, Богородица:
к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни,
и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.* (Тропарь)
*В молитвах неусыпающую Богородицу
и в ходатайствах надежду непоколебимую
гроб и смертность не удержали.
Ибо Её как, Матерь Жизни, к жизни перенес
Вселившийся в Её чрево вечно девственное.* (Кондак)
/из богослужения праздника, перевод: иером. Амвросий (Тимрот)/
* * *
"Заповедь - это молитва Бога к человеку". (Я.К.)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1945.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
-----------------------------------------------------
| другие мои рассылки:
|
|** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"
|
| Прочитать описание и подписаться можно здесь:
|
|
www.messia.ru/r3/#0
|
|**
|
|"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
| Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: |
|
www.messia.ru/r2/#0
|
-----------------------------------------------------
|