=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 15 августа 2007 г. ст.ст., вторник.
  литургические чтения: Флп.2:5-11; Лк.10:38-42; 11:27-28.
  Успение Пресвятой Богородицы.

* 16 августа 2007 г. ст.ст., среда.
  литургические чтения: 2Кор.13:3-13; Мк.4:35-41.
  /Попразднство Успения/

  14-й седмицы по Пятидесятнице


  (Это двойной выпуск - за 2 дня)


      .................................................
      ' • протопр. Александр  Шмеман: '    '    '   '  ' '
      ' смерть родившей Победителя смерти      '    '   ' '
      ' www.messia.ru/rasylka/005/1247.htm '    '   '  ' '
     ' • cвящ. Александр Мень - проповедь на УСПЕНИЕ  '  ' '
     '           www.messia.ru/rasylka/004/894.htm#0   '  ' ' '
    ' • митр. Сурожский Антоний: Единственная заповедь Богородицы
     '            www.messia.ru/rasylka/003/535.htm#0    '  ' '
     ' • Томас Мёртон:      '       '      '     '    '   '  ' '
     '  ...Бог хотел явить Свою любовь к человечеству...  '  ' '
    '   www.messia.ru/rasylka/006/1599.htm#0   '    '   '  ' '
   '  •  об апост. чтении богородичных праздников - Флп.2:5-11: '
    ' '       Романо Гвардини: Бог, ставший ничем '   '  '  ' ' '
     ' '           www.messia.ru/rasylka/002/173.htm#0 ' ' '
    '  •  Св. Иоанн Дамаскин -   '    '   '   '  '  ' ' '
     '        Похвальные слова на Успение Богоматери  ' '
      '       www.krotov.info/library/i/damasc2.html ' '
       ' '   '    '     '      '       '        '   ' '
 

>               ДОГМАТ О ТЕЛЕСНОМ ВОЗНЕСЕНИИ БОГОРОДИЦЫ

> <...>  многовековое  и  исполненное  внутреннего драматизма развитие
> мариологического   учения  на Западе   привело в середине  XIX  века
> к  провозглашению Католической Церковью Догмата о Непорочном Зачатии
> Пресвятой  Богородицы.  Однако этот шаг, предпринятый Папой Пием IX,
> явился  этапным,  но  никак  не завершающим в истории догматического
> закрепления  Западной  Церковью почитания христианами Матери Божией.
> Более  того,  сама  логика  развития  церковного учения о Деве Марии
> требовала принятия новых догматических положений.

> Уже  к  Новому времени в народном сознании стран католической Европы
> сформировались  представления  о  Марии не просто как о евангельской
> Деве,  на  которую таинственным образом пал выбор Божий быть Матерью
> Его  Сына,  но  как  об  активной  со-участнице,  со-исполнительнице
> Божественного  замысла Спасения.  Если  само понятие Богоматеринства
> в  средневековом сознании уже с трудом совмещалось с представлениями
> о  малейшей  скверне  применительно к Марии, то исключительная роль,
> отводимая  Марии  в  сотериологии  (учении  о  Спасении),  тем более
> требовала  разработки  соответствующего богословского базиса. Однако
> развитие  догматической    мысли    являлось   не только  отражением
> и  закреплением  церковного Предания, но было вызвано и требованиями
> ее  собственной  логической  непротиворечивости. Абсолютная святость
> Матери  Божией  предполагала  непричастность Ее первородному греху -
> отсюда  и  возникла  вера  в  непорочное зачатие Богородицы, позднее
> зафиксированная   в   церковном  догмате.  Но  разве  не  следствием
> первородного греха является конечность человеческой жизни, тленность
> человеческой плоти? Будучи изначально непорочной, Мария не могла бы,
> подобно   остальным   людям,   быть   подверженной  смерти.  Поэтому
> параллельно  с  развитием  концепции непорочного зачатия богословами
> напряженно  обсуждался  вопрос об обстоятельствах конца земной жизни
> Марии.

> В  Св.  Писании <нет никаких свидетельств на этот счет>. Более того,
> практически  ничего об этом не говорят и письменные источники первых
> четырех  веков христианства. Ориген и Ефрем Сирин упоминают о смерти
> Марии,  не заостряя внимания на этом событии. Из церковных писателей
> до  Ефесского  Собора  431  г.  о конце земной жизни Марии размышлял
> только  Св.  Епифаний:  он  отметил,  что  Мария  могла  как обрести
> бессмертие,    так  и принять  мученическую или естественную смерть.
> Из неоднозначных высказываний западных Отцов Церкви - Бл. Августина,
> Св.  Амвросия  Медиоланского  и  бл. Иеронима - скорее можно сделать
> вывод  о признании ими факта смерти Марии. Основанием для такой веры
> служили:   1.   Убеждение  в  принадлежности  Марии  (хотя  и  лично
> безгрешной)   к   падшему  человеческому  роду  и  наследовании  Ею,
> соответственно,   смертного   тела;   2.   Невозможность  для  Марии
> превосходить в чём-либо Самого Христа, принявшего мучительную смерть
> на    кресте.   Произведения   ранней   апокрифической   литературы,
> посвященные  этой  теме,  также  достаточно  многозначны,  но  и они
> подтверждают, что христиане первых веков верили в смертность Марии.

> Лишь  с  конца  V  в.  и,  опять же, на Востоке, появляются признаки
> интерпретации  смерти  Марии  как  некоего  исключительного события.
> Характерно,  что и само слово "смерть" применительно к этому событию
> перестало  употребляться:  в  апокрифических  источниках,  легендах,
> праздничных  канонах уже тогда  оно определяется   как   "засыпание"
> или,  по-старославянски,  "успение". Круг апокрифической литературы,
> посвященный  Успению  Богородицы  и  получивший  в современной науке
> название   "Transitus   Mariae"   ("Прохождение   Марии"),  наполнен
> многочисленными   чудесными   подробностями  последних  часов  жизни
> Пресвятой  Девы:  следует  возвещение  ангела  о близкой Ее кончине,
> апостолы  оказываются  вблизи  Ее  смертного  одра,  чтобы  получить
> благословение,  Сам Христос принимает на Свои руки душу Марии; через
> некоторое  время  тело  Марии  возносится  в  рай.  Все  эти  детали
> свидетельствуют  об  одном:   в  восточной  традиции   раньше,   чем
> на  Западе,  закрепились  представления  об  особом  характере конца
> земной жизни Марии и, в частности, о Ее телесном вознесении.

> В   качестве     литургического    праздника   Успение    Богородицы
> стало  праздноваться,   по одним источникам,  в Иерусалиме  в начале
> VI  в.,  а  по  другим,  у  сирийских христиан-яковитов, - во второй
> половине  VI  в.  В  582  г.,  согласно декрету императора Маврикия,
> праздник стал  официальным   по всей Византии. Вскоре  после 650 г.,
> при  Папе  Сергии  I,  он  был  принят  Римом,  и  к VIII в. получил
> распространение в Западной империи - но сначала в качестве годовщины
> смерти  Марии.  Лишь  позже  он  утвердился  на  Западе под нынешним
> названием  "Assumptio",  т.е.  "принятие  в Небесную Славу" - отсюда
> можно  сделать  вывод  о  постепенном  смещении   смысловых акцентов
> в  восприятии  Западной  Церковью   Успения   Марии   не как смерти,
> а как вознесения.

> К  тому  времени на Востоке идея о целокупном бессмертии Богородицы,
> Ее    воскресении    до всеобщего воскресения  уже,     по-видимому,
> не  вызывала  сомнений.  Об  этом свидетельствуют творения церковных
> писателей  VII-VIII  вв. Св. Андрея Критского, Св. Иоанна Дамаскина,
> хотя последний предпочитает прямо не говорить о телесном вознесении,
> ограничиваясь утверждением о нетленности плоти Матери  Божией.   Уже
> в начале VII в. иерусалимский Патриарх Модест говорит об "оживлении"
> Христом Марии, чтобы Она могла разделить с Ним "вечную нетленность".
> Восточная   Церковь верила в то,  что смерть  Ее - лишь краткий сон,
> за которым следует воскрешение и вознесение. Об этом свидетельствуют
> византийская   гимнография,  литургические  песнопения  Православной
> Церкви  ("во  успении  мира  не  оставила  еси").  Праздник  Успения
> Богородицы,  которому  посвящены  многие  русские  соборы  в  разных
> городах, однозначно воплощает в себе веру в Ее телесное вознесение.

> Однако  на  Востоке,  где  вера  в вознесение Богородицы разделялась
> повсеместно, широко отразилась в литургической практике и не вызвала
> богословской  полемики,  догматически она так и не была закреплена -
> <в  силу определенных исторических причин>. И парадоксальным образом
> на Западе,     где  на  протяжении   многих веков   по  этому поводу
> не  затихала  богословская  полемика,  вера  в  телесное  вознесение
> Богородицы получила в итоге (хотя и достаточно поздно) догматическое
> оформление. А полемика эта началась довольно рано, еще в V в., когда
> появившиеся  на Западе  апокрифы   о телесном  вознесении Богородицы
> были  осуждены Папой Геласием. В VIII в. праздник Успения Богородицы
> с  трудом  утверждался  в  ряде  провинций Римской империи и, прежде
> всего, в Галлии.  Местные теологи,  не сомневаясь в пребывании Марии
> в  Вечной Славе, тем не менее, не находили оснований для утверждений
> о Ее телесном вознесении.

> В  течение   VII-IX  веков  на  Западе  сосуществовали   параллельно
> две  традиции,  сохранившие  свое название до сих пор: "морталистов"
> (настаивающих  на  факте    физической   смерти     Божией   Матери)
> и  "имморталистов". Так, появившееся в IX в. апокрифическое послание
> Псевдо-Иеронима  говорит  только   о  вознесении души  Божией Матери
> на небо  и  о  нетленности  Ее   тела   после  смерти,    в то время
> как  послание Псевдо-Августина утверждает о Ее  телесном вознесении.
> К   "морталистам",   между   прочим,   принадлежали   такие  крупные
> теологи-схоласты,  как  св.  Фома  Аквинат,  св.  Бонавентура и Дунс
> Скотт.  К  аргументации  древних  Отцов  Церкви  они  добавили свою,
> отстаивая принцип  гармонии  природы  и благодати,  предопределенный
> для Матери  Божией:   сохранив  девственность  после рождения  Сына,
> Она  должна  была  удостоиться вознесения после естественной смерти.
> Кроме  того,  в Своей смерти, последующем воскрешении и прославлении
> Она уподобилась бы Божественному Сыну.

> Лишь в XIII в. доктрина телесного  вознесения стала  превалирующей -
> и так вплоть до XVII в., когда ее стали рассматривать скорее с точки
> зрения  христианского  благочестия,  нежели в качестве объекта веры.
> Однако  мариологический  "взрыв"  XIX  в.  привел  к  провозглашению
> Догмата  о  Непорочном  Зачатии,  который  подразумевал  изначальную
> непричастность  Божией Матери первородному  греху, а  следовательно,
> и  смерти.  И  принятие  Догмата  о  Телесном  Вознесении  уже стало
> необходимым,   чтобы   придать  завершенность  всей  мариологической
> концепции.   На  позиции    Св.  Престола   не  могло не   сказаться
> и благочестие миллионов католиков, требовавших принять новый догмат.

> Однако  прошел  еще  почти  век,   пока  в  1942  г.   Папа  Пий XII
> не   провозгласил  освящение  всего  человеческого  рода  Непорочным
> Сердцем  Марии,  а в 1943 г. впервые сформулировал Догмат о Телесном
> Вознесении  Марии  в  энциклике  "Mystici  Corporis Christi". Но еще
> потребовалось  собрать   восемь   миллионов  подписей  под  петицией
> о провозглашении нового догмата, и тогда в 1950 г. Папа торжественно
> провозгласил   его  в  Апостольской  конституции  "Munificentissimus
> Deus".   Необходимо  отметить,   что   провозглашение догмата отнюдь
> не  вызвало  единодушного  одобрения  среди  католических теологов -
> оценки   он  получил  самые  противоречивые.  И  в  настоящее  время
> отношение  к  нему,    по свидетельству католических же  источников,
> по  большей  части  сдержанно-нейтральное,  если  не  отрицательное.
> Нередко звучат  обвинения  Папы Пия XII   в  абсолютистском решении.
> Дело осложняется тем, что большинство современных теологов относится
> к "морталистам",   не  разделяющим   догмата  -  хотя Папа употребил
> в   тексте     Конституции    достаточно   осторожную   формулировку
> о  "завершении  периода земной жизни" Божией Матери, оставив простор
> для   дальнейших   теологических   дискуссий.  И  возникла  довольно
> оригинальная  ситуация,  когда  практически  в  отсутствие привычной
> критики  с  Востока  и,   более  того,  встречая негласное понимание
> со  стороны  православных  богословов  (в  условиях  принятия  этого
> догмата Востоком, так сказать, "по умолчанию"),   содержание Догмата
> о  Телесном  Вознесении  вызвало  значительные  сомнения  в самой же
> Католической Церкви.

> Принятие   Догмата  о  Телесном  Вознесении  одновременно  поставило
> Католическую    Церковь   перед   серьезной   проблемой:   последние
> мариологические  определения  выявили  опасную тенденцию к нарушению
> сбалансированной  христианской теологии с ее христоцентричностью ().
> Всё  чаще  стали мелькать применительно к Матери Божией наименования
> "посредница",   "соискупительница"  и т.д.  В итоге этот вопрос  был
> со   всей    серьезностью    поднят    на  II  Ватиканском   Соборе.
> После   многомесячной   работы   комиссии,  состоящей  из  виднейших
> богословов,   Отцы   Собора   решили  отказаться  от  формулирования
> дальнейших   мариологических   догматов.   Собор  порицал  крайности
> марианизма, продемонстрировав при этом высочайшее почитание Церковью
> и  христианами  Божией  Матери  и  присвоив  Ей наименование "Матери
> Церкви".  Соборное  учение о Богородице вошло в состав догматической
> конституции о Церкви  "Свет народам"  в качестве одного из разделов.
> В  конституции  призывается  воздерживаться  как "от всякого ложного
> преувеличения, так и от чрезмерной  узости  взглядов" в рассуждениях
> о  Богородице  и  одновременно  оговаривается,  что  Собор  не имеет
> намерения   "решать  вопросы,    не  доведенные  трудами  богословов
> до полной ясности", а богословы сохраняют право на выражение частных
> мнений.

> Таким  образом,  на  Востоке учение о телесном вознесении Богородицы
> давно имело и имеет широкое фактическое признание,   но не оформлено
> в  виде  догмата.  На  Западе же, напротив, оно получило официальное
> признание  и  оформлено  в  виде  догмата,  но  по-прежнему является
> предметом  серьезной  полемики  среди  богословов, не прекращающейся
> много  веков.  Всё  это  еще раз показывает, насколько относительный
> характер носят догматические расхождения между Церквами.
                [ Юрий Табак
                  Из книги: Православие и Католичество.
                  Основные догматические и обрядовые расхождения.
                  www.messia.ru/r2/2/047.htm#g1-2 ]



   = к евангельскому чтению среды: ===========================
  >>>  "Библия-Центр": ..говорит морю: "Да замолчи ты!!"...
                     www.messia.ru/rasylka/006/1615.htm#0
  >>> Яков Кротов: будильная молитва маловеров; грубость Иисуса
                          www.messia.ru/rasylka/003/555.htm#0
  >>> Он же: первичная, грубая и эффектная форма молитвы
                   www.messia.ru/rasylka/004/898.htm#0
  >>> Он же: Вера в том, чтобы дремать, коли дремлет Бог;
       "повиновение вообще - дело нехитрое,
       почему Иисус ему Сам не радуется и другим не советует"
                         www.messia.ru/rasylka/005/1303.htm#0
  >>> Митр. Антоний Блум в беседе "Как справиться со временем"
                     www.krotov.info/library/b/1970blum.html#3
  >>> Он же: Иисус и бури
       (из кн. НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ)
                     www.messia.ru/rasylka/002/200.htm#0
  >>> Он же -  о ёрзанье
       www.messia.ru/rasylka/004/954.htm#0
  >>> свящ. Александр Мень: маловерие. суетность. ропот...
                     www.messia.ru/rasylka/003/588.htm#0

к апост. чтению среды:
        Общество друзей Священного Писания: Христос жив в вас
                     www.bible-center.ru/book/corinthians/047




Чтения вторника в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070828/orth?cont=rv_ru

Этих дней в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=28-08-2007
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=29-08-2007



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 С ПРАЗДНИКОМ!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Побеждены законы естества
 на Тебе, Дева чистая:
 при родах девство сохраняется
 и с жизнью обручается смерть;
 после родов - Дева и по смерти - живая,
 всегда спасай, Богородица, наследие Свое!*
                        (Канон 1 Песнь 9 Ирмос)
*При рождении Христа Ты девство сохранила
 и по смерти мира не оставила, Богородица:
 к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни,
 и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.* (Тропарь)
*В молитвах неусыпающую Богородицу
 и в ходатайствах надежду непоколебимую
 гроб и смертность не удержали.
 Ибо Её как, Матерь Жизни, к жизни перенес
 Вселившийся в Её чрево вечно девственное.* (Кондак)
/из богослужения праздника, перевод: иером. Амвросий (Тимрот)/
                                * * *
"Заповедь - это молитва Бога к человеку". (Я.К.)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1945.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0


 -----------------------------------------------------
 | другие мои рассылки:                              |
 |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"                      |
 | Прочитать описание и подписаться можно здесь:     |
 |                             www.messia.ru/r3/#0 |
 |**                                                 |
 |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
 | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь:  |
 |                             www.messia.ru/r2/#0 |
 -----------------------------------------------------

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»