=ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС
ВОСКРЕС! * 22 октября 2007
г. ст.ст., воскресенье 23-е по Пятидесятнице.
литургические чтения: Еф.2:4-10;
Лк.16:19-31 (22-го воскр.).
*** к апост. чтению: + возведены на небеса
(свв. Иероним, Амвросий, Иоанн Златоуст)
www.messia.ru/rasylka/006/1681.htm#0
*** к евангельскому чтению: + + + почему богач в аду? (митр.
Антоний, свящщ. Александр Мень, Яков Кротов,
еп. Кассиан (Безобразов), С.Тагуэлл, блж. Феофилакт,
В.Н.Кузнецова, У.Баркли, СББ и др.) www.messia.ru/r2/1/141.htm#0
+ + + митр. Сурожский Антоний: Богач и бедняк
www.messia.ru/rasylka/004/965.htm#0
+ + + Его же - другая проповедь www.mitras.ru/h_d/hd20.htm
+ + + Яков Кротов: Богачам веры нет
www.messia.ru/rasylka/003/601.htm#0
+ + + С.Тагуэлл о блаженстве нищих и притче о богаче и Лазаре
www.messia.ru/rasylka/002/216.htm#0
+ + + Р.Дж.Нейхауз: мы входим в Царство Божие с разрешения бедняков
www.messia.ru/rasylka/002/261.htm#0
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и
др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20071104/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-11-2007
www.rop.ru/kalend/index.php?page=8&20071022
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
-- -- -- -- 16 Иисус
пришел в Назарет, где вырос, и в субботний день,
как обычно, пришел в синагогу. Он встал, чтобы читать Писание.
17 Ему подали свиток пророка Исайи. Развернув свиток, Иисус
нашел место, где было написано:
18 "Дух Господа на Мне -
Он помазал Меня.
Он послал Меня бедным
возвестить
Радостную Весть,
пленным объявить о свободе,
слепым о прозрении.
Он послал Меня освободить угнетенных,
19 возвестить, что настало
время
милости Господней". 20 Свернув
свиток, Иисус отдал его служителю и сел. Глаза всех
в синагоге были устремлены на Него. 21 Иисус заговорил:
- Сегодня исполнилось пророчество - в то время,
когда вы слушали.
22 И все это подтверждали и восхищались теми дивными словами,
которые раздались из Его уст. "Но разве Он не сын
Иосифа?" - спрашивали они.
23 - Вы, конечно, скажете Мне сейчас присказку: "Врач, исцели
себя самого", - сказал им Иисус. - "Мы слышали о том,
что было в Капернауме. Сделай то же и у себя
на родине". 24 Верно вам говорю, - продолжал
Иисус, - нет пророка, которого признали бы на
родине. 25 И в самом деле, много вдов было в
Израиле во времена пророка Ильи, когда три с половиной года
не было дождей и по всей земле был великий голод. 26 Но
ни к одной из них не был послан Илья, а послан был к вдове
в Сарепту, что близ Сидона. 27 И прокаженных
было много в Израиле при пророке Елисее, а никто
не был исцелен, один только сириец Нааман.
28 Услышав это, все в синагоге пришли в ярость.
29 Вскочив, они потащили Иисуса из города на
вершину горы, на которой стоял Назарет, чтобы
сбросить Его с кручи. 30 Но Он вырвался из толпы
и ушел.
(Лк.4, перевод В.Н.Кузнецовой)
(Этот же текст в Синодальном переводе можно прочитать тут:
www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew_ru&txt=lu+4:16-28)
> <.....> где бы ни возникли
писания Луки, несомненно, что их первые > читатели
были христиане из язычников, а, может быть,
и шире, > язычники, обращавшиеся
в христианство. К таковым <...> >
мог принадлежать и сам Феофил. Это общее суждение о языческой среде,
> для которой предназначались писания Луки, подтверждается
целым рядом > наблюдений. Если Лука
использовал Мф. и Мк., мы неизбежно приходим >
к заключению, что он сознательно опустил те эпизоды, которые
могли > быть оскорбительны для язычников.
Сюда относится, в первую очередь, > рассказ
о жене-язычнице, которой Господь сказал жёсткие
слово > о детях и псах
(Мф.15:22-28, Мк.7:25-30). Не менее знаменательно, >
что Лука поставил в начале Евангельской истории рассказ о проповеди
> Иисуса в Назаретской
синагоге (4:16-30). В этом рассказе >
общесиноптическое слово о пророке, который не принимается
в своем > отечестве (ст. 24,
параллели: Мф.13:57, Мк.6:4, ср. еще Ин.4:44) >
сопровождается ссылкой на ветхозаветные примеры
помощи свыше, > дарованной не
Израилю, а язычникам (стт. 25-27). Мысль о спасении >
язычников, которою, таким образом,
вводится историческое > повествование
Луки, повторяется в заключении его труда,
в том > приговоре, который ап.
Павел произносит над Римскими Иудеями >
(Деян.28:25-28, ср., особенно, ст. 28). Можно сказать,
что мысль > о спасении язычников
есть доминирующая мысль в Истории Луки. >
Ее место в исторической концепции Луки наилучшим образом объясняется
> языческим происхождением его читателей.
Мы помним, что и автор > по рождению
был язычник. <.....> > <.....>
упоминание Св. Духа являет своеобразие Лк. при сопоставлении >
его текстов с параллельными местами (ср., например.
Лк.11:13 > и Мф.7:11). С другой
стороны, чаще, чем в первых двух Евангелиях, > упоминается
сатана. Такие тексты, как 10:18; 22:2,31 и некоторые
> другие, не имеют параллели
в Мф. и Мк. Замечательно, что, >
по свидетельству Лк. (4:13), диавол, по окончании искушения, отошел
> от Иисуса "до времени".
Обращаясь к Евангельскому учению, >
мы убеждаемся, что у Луки с особою силою звучит призыв к милосердию.
> Достаточно вспомнить притчи гл.
15 - особенно последнюю из них: > о
Блудном сыне (стт. 11-32). Но этого мало.
С первых же слов > читателя
поражает внимание к человеческому страданию: первая
> проповедь Христова в Назаретской
синагоге (4:17-19 и слл.) на текст > Исаии
о лете Господнем благоприятном; в учении -на месте
равне_ > ублажение нищих и
алчущих, и возглашение -горя_ богатым
> и пресыщенным (6:20-21,21-25): на пути из Галилеи
в Иерусалим притча > о богаче и Лазаре (16:19-31).
Но страдание связано не с одним только > социальным
неравенством. Господь проявляет милосердие к презираемой >
грешнице, надо думать, блуднице (7:36-50), и к ненавидимым
мытарям > (19:1-10). Притчи
гл. 15 о милосердии Божьем сказаны Им в ответ >
на соблазн, который вызывало среди фарисеев и книжников Его общение
> с мытарями и грешниками
(ср. 15:1-2 и слл.). Исцеление слуги >
Капернаумского сотника (7:1-10) и воскрешение сына вдовы
Наинской > (7:11-16) должны
быть понимаемы, опять-таки, как проявление >
милосердия к опечаленному сотнику и скорбной матери.
Являя любовь > делом и свидетельствуя
о любви Отца Небесного, Господь призывает >
к любви и учеников. Притча о милосердом Самарянине
(10:30-37) > не имеет параллели у других
Евангелистов. > И, наконец, последнее
наблюдение: Лк. есть Евангелие молитвы. В нём >
повторно упоминается молитва Самого Господа в ответственные моменты
> Его служения (ср. 3:21,
6:12, 9:18, 9:1 и др.), и Господь
> опять-таки, повторно, научает молитве
Своих учеников (11:1-13, > 18:1-14).
Можно было бы привести и другие наблюдения. Но и эти дают >
материал для выводов. > Христианское
благовестие есть благовестие спасения. Это касается >
и Лк. Но спасение можно понимать по-разному. Мы видели,
что в Мк. > спасение есть спасение
от богопротивного мира. Этот аспект спасения > наблюдается
и в Лк. Он слышится в библейской цитате песни Захарии >
(Лк.1:71) и в притче о житницах (12:13-21). Аскетические ноты звучат
> в Лк., может быть, сильнее,
чем у других синоптиков. В лучших >
текстах призыв к отречению только в Лк. распространяется и
на жену > (ср. 14:26). В Мф. спасение есть
спасение от греха (ср. 1:21). В Лк. > наблюдается
и этот аспект спасения. Спасение, выражающееся
> в прощении грехов, возвещается, опять-таки,
в песне Захарии (1:77). > Сюда же относится,
в рассказе о Марфе и Марии, ублажение Марии >
(10:41-42) и всё нравственное учение Евангелия.
Но для Луки > показательно
не спасение от мира и не спасение от греха, а спасение >
от страдания. Мы отметили внимание к страданию,
которое проходит > через всё Евангелие.
Первая проповедь в Назаретской синагоге (ср., >
особенно, 4:18-21) получает в плане Евангелия, программное значение.
> Служение Христово есть исцеление страдания.
> Мы обратили внимание на
построение Лк. Его вторая часть, наиболее > значительная
по объему, есть путь на Страсти. Мысль о Страстях
> доминирует на протяжении всего
Евангелия. Мы увидим, что ею >
в конечном счете объясняется и перераспределение
Евангельского > материала. Но
она наблюдается и в отдельных подробностях.
> О неизбежности Страстей говорит
в самом начале Евангелия Праведный > Симеон
Пресвятой Деве (2:34-35). На горе Преображения Моисей и Илия >
беседуют с Господом об исходе Его,
который Ему предстоит > в
Иерусалиме (9:31). Предсказывая Свое пришествие во славе, Господь >
знает, что, до того, Ему предлежит путь
страдания (17:25). > В Иерихоне,
в расстоянии одного перехода от Иерусалима, окружающие >
Иисуса думают о близости Царства, и Он
отвечает на их ожидания > притчею о
минах (19:11-28): прежде, чем утвердиться в Царстве,
> человеку высокого рода надо отбыть в далекую
страну. <.....> > Для
культурных язычников, к числу которых принадлежал
и Феофил, > обоснование благовестия, предносившееся
Луке, должно было отличаться > тою степенью
убедительности, которую не имело ни Мк. - по отсутствию >
обоснования, ни Мф., своим иудейским
обоснованием ничего > не говорившее
язычникам. И тем не менее, история не была последнею >
целью Луки, как он и сам говорит об этом
в тех же вступительных > словах (1:1-4).
По его собственному свидетельству, он предпринял >
тот труд, который мы условно определили,
как труд историка, > для того,
чтобы сообщить Феофилу твердое основание того учения,
> в котором тот был
наставлен (ст. 4). Историческая цель была >
для Луки только первая, ближайшая цель и, как таковая,
средство. > Неудивительно, поэтому,
что он о ней иногда забывает, а иногда >
и прямо от нее отступает. В исторической хронологии
недостаточно > установить исходные
точки: надо расставить и промежуточные вехи, >
которые позволили бы судить о продолжительности
исторических > процессов. Этих
промежуточных вех, как уже было отмечено, Лука
> не дает, и, дойдя до Страстей, мы не можем
сказать, сколько времени > прошло
от начала общественного служения Христова. В целом,
> хронология Лк. имеет только то
преимущество перед хронологией Мф. > и
Мк., что события Евангельской истории переданы
в нём в их > исторической
последовательности. Но даже тут необходима оговорка. >
В свое время мы старались показать (ср. ч. I, История Евангельская),
> что пребывание Господа в доме
Марфы и Марии (Лк.10:38-42) только > приблизительно
отвечает исторической хронологии этого эпизода,
> относящегося, по всей вероятности,
к посещению Господом Иерусалима > перед началом
Его последнего пути. Это посещение, подробно описанное >
в Ин.(7-11), вовсе не упоминается в Лк. Отдельный эпизод Лк.10:38-42
> сохранен Евангелистом исключительно
ради того внутреннего смысла, > который
в нём заключен. В раскрытии Евангельского учения он должен >
быть сопоставлен с притчею о милосердном Самарянине,
за которою > он непосредственно следует
в Лк. (). Это же побуждение заставило >
Луку вырвать из исторического контекста
проповедь Иисуса > в Назаретской
синагоге и поставить ее в начале Евангельской истории >
(4:16-30). Великие деяния, совершенные Господом
в Капернауме > и упоминаемые
Им в ст. 23, рассказаны в Лк. не прежде, а после
> проповеди в Назарете (4:31
и слл.). С другой стороны, первые два > синоптика
согласно относят случай в Назаретской
синагоге > к позднейшему моменту
Евангельской истории (Мф.13:54-58, Мк.6:1-6). >
Смысл перемещения для нас ясен: мы видели,
что в плане Лк. > Назаретская
проповедь имеет программное значение. Но подобные
> отступления от хронологической
точности ясно показывают, >
что история, действительно, не была для Луки последнею целью.
[ Епископ Кассиан (Безобразов)
ХРИСТОС И
ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ
www.krotov.info/history/01/kern/bezo_6.html
] др. материалы
к этому еванг. фрагменту: * &&& свящ. АЛЕКСАНДР МЕНЬ -
* НА ПОРОГЕ НОВОГО ЗАВЕТА. Глава 31. ФАРИСЕИ И УСТНЫЙ
ЗАКОН * www.krotov.info/library/13_m/myen/1_7_gl_31.html
* &&& www.bible-center.ru/note/20051006/orth
* &&& "Лето Господне благоприятное" *
www.bible-center.ru/note/20041007/orth
* &&& свящ. Яков Кротов: ЧУДО БЕСЧУДИЯ *
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_04_16.html
* &&& Он же: Всякое "сокрушенное сердце" есть болезнь,
* но не всякая болезнь ведет к смирению
сердца... * www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_04_21.html
* &&& Романо Гвардини. "ГОСПОДЬ", ч.I гл.8 *
www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_1b.html
* &&& 10 заповедей христиан, стремящихся служить ближним
* www.messia.ru/rasylka/003/571.htm
* &&& разные авторы * (Владимир
Марцинковский, епископ Кассиан) * www.messia.ru/rasylka/rzerv/lk4_16-30.txt
=================================================================
*****************************************************************
* * к еванг. чтению понедельника 23-й седмицы по Пятидесятнице
(Лк.10:22-24) www.messia.ru/rasylka/005/1314.htm#0
(Оливье Клеман; свв. Григорий Назианзин, Василий Кесарийский,
Диадох Фотикийский и др.; ссылки на тексты
свящ. Александра Меня, Карла Барта и др.) Завтра, 04 ноября
/ 23 окт., - память Апостола Иакова, брата Господня по плоти
(ок. 63). * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить
на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов, из-за
которых вы некогда шли злыми путями этого мира, покоряясь владыке поднебесного
мира, духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу.
Ведь мы все тоже из их числа, мы тоже жили по законам плотской
природы, исполняя все вожделения нашего тела и ума, и из-за
этого нашего естества подлежали наравне со всеми Суду Божьего гнева.
Но Бог, богатый милостью, по великой Своей любви, которой
Он полюбил нас, мертвых от грехов, оживил нас вместе с Христом.
По доброте Его вы спасены! Вместе с Христом Иисусом Он воскресил
нас и усадил в небесах рядом с Ним, чтобы явить всем грядущим
векам неизмеримое богатство Своей милости, Своей доброты к нам через
Христа Иисуса. Вы спасены - через веру - Его
великой добротой! Не за ваши заслуги - это Божий дар!
И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится! Это Бог сделал
нас теми, кто мы есть, создав нас, через единение с Христом Иисусом,
для добрых дел, которые Он нам изначально предначертал совершить.*
(Еф.2:1-10)
* * * Сказал Господь: "В мире скорби вас ждут, но вы мужайтесь:
Я победил этот мир!"
(Ин.16:33)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/2011.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
-----------------------------------------------------
| другие мои рассылки:
| |** "СЛОВО
БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"
| | Прочитать описание и подписаться можно здесь:
| |
www.messia.ru/r3/#0
| |**
| |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ:
ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно
здесь: | |
www.messia.ru/r2/#0
| -----------------------------------------------------
|