=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

* 22 октября   2007 г. ст.ст., воскресенье 23-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.2:4-10; Лк.16:19-31 (22-го воскр.).

*** к апост. чтению:
 + возведены на небеса (свв. Иероним, Амвросий, Иоанн Златоуст)
                         www.messia.ru/rasylka/006/1681.htm#0

*** к евангельскому чтению:
 + + + почему богач в аду? (митр. Антоний, свящщ. Александр Мень,
        Яков Кротов, еп. Кассиан (Безобразов), С.Тагуэлл,
        блж. Феофилакт, В.Н.Кузнецова, У.Баркли, СББ и др.)
         www.messia.ru/r2/1/141.htm#0
 + + + митр. Сурожский Антоний: Богач и бедняк
             www.messia.ru/rasylka/004/965.htm#0
 + + + Его же - другая проповедь
        www.mitras.ru/h_d/hd20.htm
 + + + Яков Кротов: Богачам веры нет
             www.messia.ru/rasylka/003/601.htm#0
 + + + С.Тагуэлл о блаженстве нищих и притче о богаче и Лазаре
                         www.messia.ru/rasylka/002/216.htm#0
 + + + Р.Дж.Нейхауз: мы входим в Царство Божие с разрешения бедняков
                                 www.messia.ru/rasylka/002/261.htm#0


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20071104/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-11-2007
      www.rop.ru/kalend/index.php?page=8&20071022


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

        16 Иисус пришел в Назарет, где вырос, и в субботний день,
        как обычно, пришел в синагогу. Он встал, чтобы читать Писание.
        17 Ему подали свиток пророка Исайи. Развернув свиток, Иисус
        нашел место, где было написано:

                18 "Дух Господа на Мне -
                    Он помазал Меня.
                Он послал Меня бедным возвестить
                    Радостную Весть,
                пленным объявить о свободе,
                    слепым о прозрении.
                Он послал Меня освободить угнетенных,
                  19 возвестить, что настало время
                       милости Господней".

        20 Свернув свиток, Иисус отдал его служителю и сел. Глаза всех
        в синагоге были устремлены на Него. 21 Иисус заговорил:

           - Сегодня исполнилось пророчество - в то время, когда
         вы слушали.

        22 И все это подтверждали и восхищались теми дивными словами,
        которые раздались из Его уст. "Но разве Он не сын Иосифа?" -
        спрашивали они.

        23 - Вы, конечно, скажете Мне сейчас присказку: "Врач, исцели
        себя самого", - сказал им Иисус. - "Мы слышали о том, что было
        в Капернауме. Сделай то же и у себя на родине". 24 Верно
        вам говорю, - продолжал Иисус, - нет пророка, которого
        признали бы на родине. 25 И в самом деле, много вдов было
        в Израиле во времена пророка Ильи, когда три с половиной года
        не было дождей и по всей земле был великий голод. 26 Но
        ни к одной из них не был послан Илья, а послан был к вдове
        в Сарепту, что близ Сидона. 27 И прокаженных было много
        в Израиле при пророке Елисее, а никто не был исцелен,
        один только сириец Нааман.

        28 Услышав это, все в синагоге пришли в ярость. 29 Вскочив,
        они потащили Иисуса из города на вершину горы, на которой
        стоял Назарет, чтобы сбросить Его с кручи. 30 Но Он вырвался
        из толпы и ушел.

                                        (Лк.4, перевод В.Н.Кузнецовой)

           (Этот же текст в Синодальном переводе можно прочитать тут:
          www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew_ru&txt=lu+4:16-28)
                                       



> <.....>  где  бы ни возникли писания Луки, несомненно, что их первые
> читатели  были  христиане  из  язычников,  а,  может  быть,  и шире,
> язычники,      обращавшиеся   в   христианство.      К таковым <...>
> мог принадлежать и сам Феофил. Это общее суждение о языческой среде,
> для которой предназначались писания Луки, подтверждается целым рядом
> наблюдений.  Если Лука  использовал Мф. и Мк., мы неизбежно приходим
> к  заключению,  что он сознательно опустил те эпизоды, которые могли
> быть  оскорбительны для язычников. Сюда относится, в первую очередь,
> рассказ  о  жене-язычнице,    которой  Господь сказал  жёсткие слово
> о  детях  и  псах (Мф.15:22-28, Мк.7:25-30). Не менее знаменательно,
> что  Лука поставил в начале Евангельской истории рассказ о проповеди
> Иисуса   в   Назаретской   синагоге   (4:16-30).   В  этом  рассказе
> общесиноптическое  слово  о  пророке, который не принимается в своем
> отечестве  (ст.  24,  параллели:  Мф.13:57, Мк.6:4, ср. еще Ин.4:44)
> сопровождается   ссылкой  на  ветхозаветные  примеры  помощи  свыше,
> дарованной  не  Израилю,  а язычникам (стт. 25-27). Мысль о спасении
> язычников,    которою,    таким   образом,   вводится   историческое
> повествование  Луки,  повторяется  в  заключении  его  труда,  в том
> приговоре,   который  ап.  Павел  произносит  над  Римскими  Иудеями
> (Деян.28:25-28,  ср.,  особенно, ст. 28).  Можно сказать,  что мысль
> о спасении   язычников  есть    доминирующая   мысль в Истории Луки.
> Ее место в исторической концепции Луки наилучшим образом объясняется
> языческим   происхождением  его  читателей.  Мы помним, что и  автор
> по рождению был язычник.

<.....>

> <.....> упоминание Св. Духа являет своеобразие Лк. при сопоставлении
> его   текстов     с параллельными местами   (ср., например. Лк.11:13
> и  Мф.7:11).  С  другой стороны, чаще, чем в первых двух Евангелиях,
> упоминается  сатана.  Такие  тексты,  как 10:18; 22:2,31 и некоторые
> другие,   не  имеют  параллели  в  Мф.  и   Мк.   Замечательно, что,
> по  свидетельству Лк. (4:13), диавол, по окончании искушения, отошел
> от   Иисуса   "до времени".    Обращаясь  к  Евангельскому   учению,
> мы убеждаемся, что у Луки с особою силою звучит призыв к милосердию.
> Достаточно вспомнить  притчи  гл. 15 -  особенно   последнюю из них:
> о  Блудном  сыне  (стт.  11-32).  Но  этого  мало.  С первых же слов
> читателя   поражает   внимание  к  человеческому  страданию:  первая
> проповедь  Христова в Назаретской синагоге (4:17-19 и слл.) на текст
> Исаии  о  лете  Господнем  благоприятном;  в учении -на месте равне_
> ублажение    нищих  и   алчущих,     и  возглашение  -горя_  богатым
> и пресыщенным (6:20-21,21-25): на пути из Галилеи в Иерусалим притча
> о богаче и Лазаре (16:19-31). Но страдание связано не с одним только
> социальным  неравенством. Господь проявляет милосердие к презираемой
> грешнице,  надо  думать, блуднице (7:36-50), и к ненавидимым мытарям
> (19:1-10).    Притчи  гл. 15 о милосердии Божьем  сказаны Им в ответ
> на  соблазн, который вызывало среди фарисеев и книжников Его общение
> с  мытарями  и  грешниками  (ср.  15:1-2  и  слл.).  Исцеление слуги
> Капернаумского  сотника  (7:1-10)  и воскрешение сына вдовы Наинской
> (7:11-16)   должны   быть   понимаемы,  опять-таки,  как  проявление
> милосердия  к  опечаленному  сотнику и скорбной матери. Являя любовь
> делом  и  свидетельствуя о любви  Отца  Небесного, Господь призывает
> к любви и   учеников.   Притча   о милосердом  Самарянине (10:30-37)
> не имеет параллели у других Евангелистов.

> И,  наконец, последнее наблюдение: Лк. есть Евангелие молитвы. В нём
> повторно  упоминается молитва Самого Господа в ответственные моменты
> Его   служения  (ср.  3:21,  6:12,  9:18,  9:1  и  др.),  и  Господь
> опять-таки,  повторно,  научает  молитве  Своих  учеников  (11:1-13,
> 18:1-14).  Можно было бы привести и другие наблюдения. Но и эти дают
> материал для выводов.

> Христианское  благовестие есть благовестие спасения.   Это  касается
> и  Лк.  Но  спасение можно понимать по-разному. Мы видели, что в Мк.
> спасение  есть спасение от богопротивного мира. Этот аспект спасения
> наблюдается  и  в  Лк. Он слышится в библейской цитате песни Захарии
> (Лк.1:71) и в притче о житницах (12:13-21). Аскетические ноты звучат
> в  Лк.,  может  быть,  сильнее,  чем  у  других синоптиков. В лучших
> текстах  призыв  к отречению только в Лк. распространяется и на жену
> (ср. 14:26). В Мф. спасение есть спасение от греха (ср. 1:21). В Лк.
> наблюдается   и  этот   аспект  спасения.   Спасение,   выражающееся
> в  прощении грехов, возвещается, опять-таки, в песне Захарии (1:77).
> Сюда  же  относится,  в  рассказе  о  Марфе и Марии, ублажение Марии
> (10:41-42)   и  всё  нравственное  учение  Евангелия.  Но  для  Луки
> показательно  не спасение от мира и не спасение от греха, а спасение
> от  страдания.  Мы  отметили  внимание к страданию, которое проходит
> через  всё  Евангелие. Первая проповедь в Назаретской синагоге (ср.,
> особенно, 4:18-21) получает в плане Евангелия, программное значение.
> Служение Христово есть исцеление страдания.

> Мы  обратили  внимание  на построение Лк. Его вторая часть, наиболее
> значительная  по  объему,  есть  путь  на  Страсти. Мысль о Страстях
> доминирует  на  протяжении  всего  Евангелия.   Мы увидим,   что  ею
> в  конечном  счете  объясняется  и  перераспределение  Евангельского
> материала.    Но  она  наблюдается   и   в  отдельных  подробностях.
> О  неизбежности  Страстей говорит в самом начале Евангелия Праведный
> Симеон  Пресвятой Деве (2:34-35). На горе Преображения Моисей и Илия
> беседуют  с  Господом   об  исходе  Его,    который  Ему   предстоит
> в  Иерусалиме (9:31). Предсказывая Свое пришествие во славе, Господь
> знает,  что,   до  того,  Ему  предлежит  путь   страдания  (17:25).
> В  Иерихоне,  в расстоянии одного перехода от Иерусалима, окружающие
> Иисуса  думают  о  близости  Царства,  и  Он отвечает на их ожидания
> притчею  о  минах  (19:11-28):  прежде,  чем  утвердиться в Царстве,
> человеку высокого рода надо отбыть в далекую страну.

<.....>

> Для  культурных  язычников,  к  числу  которых принадлежал и Феофил,
> обоснование благовестия, предносившееся Луке, должно было отличаться
> тою степенью убедительности, которую не имело ни Мк. - по отсутствию
> обоснования,   ни   Мф.,  своим    иудейским   обоснованием   ничего
> не  говорившее  язычникам. И тем не менее, история не была последнею
> целью  Луки,  как  он  и  сам говорит об этом в тех же вступительных
> словах (1:1-4).   По  его собственному свидетельству, он  предпринял
> тот   труд,   который  мы  условно   определили,  как труд историка,
> для  того,   чтобы  сообщить Феофилу твердое основание  того учения,
> в  котором  тот   был    наставлен (ст. 4). Историческая  цель  была
> для  Луки  только  первая,  ближайшая цель и, как таковая, средство.
> Неудивительно,   поэтому,  что он  о ней иногда  забывает,  а иногда
> и  прямо  от  нее  отступает. В исторической хронологии недостаточно
> установить  исходные  точки:  надо  расставить и промежуточные вехи,
> которые   позволили   бы  судить  о  продолжительности  исторических
> процессов.  Этих  промежуточных  вех,  как уже  было  отмечено, Лука
> не  дает, и, дойдя до Страстей, мы не можем сказать, сколько времени
> прошло   от   начала   общественного  служения  Христова.  В  целом,
> хронология  Лк. имеет только  то  преимущество перед хронологией Мф.
> и  Мк.,  что  события  Евангельской  истории  переданы  в  нём  в их
> исторической   последовательности.  Но даже тут необходима оговорка.
> В свое время мы старались показать (ср. ч. I, История Евангельская),
> что  пребывание  Господа  в  доме Марфы и Марии (Лк.10:38-42) только
> приблизительно   отвечает  исторической  хронологии  этого  эпизода,
> относящегося,  по  всей вероятности, к посещению Господом Иерусалима
> перед началом Его последнего пути. Это посещение, подробно описанное
> в Ин.(7-11), вовсе не упоминается в Лк. Отдельный эпизод Лк.10:38-42
> сохранен  Евангелистом  исключительно  ради того внутреннего смысла,
> который  в  нём заключен. В раскрытии Евангельского учения он должен
> быть  сопоставлен   с притчею   о милосердном Самарянине, за которою
> он  непосредственно  следует  в  Лк. (). Это же побуждение заставило
> Луку   вырвать     из  исторического  контекста   проповедь   Иисуса
> в  Назаретской синагоге и поставить ее в начале Евангельской истории
> (4:16-30).   Великие  деяния,   совершенные  Господом  в  Капернауме
> и  упоминаемые  Им  в  ст.  23,  рассказаны в Лк. не прежде, а после
> проповеди  в  Назарете  (4:31  и слл.). С другой стороны, первые два
> синоптика       согласно относят   случай  в Назаретской    синагоге
> к  позднейшему моменту Евангельской истории (Мф.13:54-58, Мк.6:1-6).
> Смысл  перемещения  для  нас  ясен:  мы  видели,  что  в  плане  Лк.
> Назаретская   проповедь  имеет  программное  значение.  Но  подобные
> отступления     от   хронологической   точности   ясно   показывают,
> что история, действительно, не была для Луки последнею целью.
                [ Епископ Кассиан (Безобразов)
                  ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ
                  www.krotov.info/history/01/kern/bezo_6.html ]


        др. материалы к этому еванг. фрагменту:
*  &&& свящ. АЛЕКСАНДР МЕНЬ -
*       НА ПОРОГЕ НОВОГО ЗАВЕТА. Глава 31. ФАРИСЕИ И УСТНЫЙ ЗАКОН
*                www.krotov.info/library/13_m/myen/1_7_gl_31.html
*  &&& www.bible-center.ru/note/20051006/orth
*  &&& "Лето Господне благоприятное"
*       www.bible-center.ru/note/20041007/orth
*  &&& свящ. Яков Кротов: ЧУДО БЕСЧУДИЯ
*      www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_04_16.html
*  &&& Он же: Всякое "сокрушенное сердце" есть болезнь,
*            но не всякая болезнь ведет к смирению сердца...
*            www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_04_21.html
*  &&& Романо Гвардини. "ГОСПОДЬ", ч.I гл.8
*      www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_1b.html
*  &&& 10 заповедей христиан, стремящихся служить ближним
*                     www.messia.ru/rasylka/003/571.htm
*  &&& разные авторы
*       (Владимир Марцинковский, епископ Кассиан)
*        www.messia.ru/rasylka/rzerv/lk4_16-30.txt
 =================================================================




***************************************************************** * *
  к еванг. чтению понедельника 23-й седмицы по Пятидесятнице
  (Лк.10:22-24)   www.messia.ru/rasylka/005/1314.htm#0
   (Оливье Клеман; свв. Григорий Назианзин, Василий Кесарийский,
    Диадох Фотикийский и др.;
    ссылки на тексты свящ. Александра Меня, Карла Барта и др.)

   Завтра, 04 ноября / 23 окт., -
   память Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов,
 из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,
 покоряясь владыке поднебесного мира,
 духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу.
 Ведь мы все тоже из их числа,
 мы тоже жили по законам плотской природы,
 исполняя все вожделения нашего тела и ума,
 и из-за этого нашего естества
 подлежали наравне со всеми Суду Божьего гнева.
 Но Бог, богатый милостью,
 по великой Своей любви, которой Он полюбил
 нас, мертвых от грехов, оживил нас вместе с Христом.
 По доброте Его вы спасены!
 Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас
 и усадил в небесах рядом с Ним,
 чтобы явить всем грядущим векам неизмеримое богатство Своей милости,
 Своей доброты к нам через Христа Иисуса.
 Вы спасены  -  через веру  -  Его великой добротой!
 Не за ваши заслуги  -  это Божий дар!
 И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!
 Это Бог сделал нас теми, кто мы есть,
 создав нас, через единение с Христом Иисусом,
 для добрых дел, которые Он нам изначально предначертал совершить.*
                                                           (Еф.2:1-10)
                                * * *
Сказал Господь:
"В мире скорби вас ждут, но вы мужайтесь: Я победил этот мир!"
                                                            (Ин.16:33)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/2011.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0


 -----------------------------------------------------
 | другие мои рассылки:                              |
 |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"                      |
 | Прочитать описание и подписаться можно здесь:     |
 |                           www.messia.ru/r3/#0     |
 |**                                                 |
 |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
 | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь:  |
 |                              www.messia.ru/r2/#0  |
 -----------------------------------------------------