=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 08 декабря  2007 г. ст.ст., пятница 30-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Евр.11:8,11-16; Лк.21:37-22:8 * (29-й седм.).
  {Рождественский пост}


к апост. чтению:
 + + + свт. Василий Великий: чего ты желаешь, кроме спасения в Боге?
                             Молитва. Обетования Христовы
                             www.messia.ru/rasylka/006/1379.htm#0
 + + + свт. Ириней Лионский: Божье обещание Аврааму
             www.messia.ru/rasylka/005/1019.htm#0
 + + + митр. Сурожский Антоний: что такое вера? Вера Авраама...
                          www.messia.ru/rasylka/004/663.htm#0
 + + + он же: Неужели мы относимся к Богу только как к источнику благ?
                                 www.messia.ru/rasylka/004/829.htm#0
 + + + cвящ. Александр Мень: Авраам
             www.messia.ru/rasylka/002/227.htm#0
 + + + он же: тесные врата
             www.messia.ru/rasylka/003/301.htm#0              

к еванг. чтению:
 + + + иеромонах Лев (Жилле): <Не я ли, Господи?>
           www.messia.ru/rasylka/006/1713.htm#0
             
             
        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мф.26:1-5,14-19; Мк.14:1-2,10-16;
         эпизоды NN(130),139-140  по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#139)

         

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20071221/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=21-12-2007
      www.rop.ru/kalend/index.php?page=8&20071208


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

 Этот выпуск посвящен стихам 4:11 - 5:10
  1-го Послания ап. Павла Тимофею.


        11 Вот этого требуй и так учи. (12) Пусть никто не смотрит
        на тебя свысока из-за того, что ты молод. Ты же будь примером
        для всех верующих - в речах, в поведении, в любви, вере
        и чистоте. (13) До тех пор, пока я не приду, посвяти себя
        чтению Писания, проповеди и учению. (14) Не пренебрегай даром,
        что был дан тебе через пророчества и во время рукоположения
        старейшин. (15) Усердно занимайся всем этим, будь прилежен,
        и тогда все увидят твои успехи. (16) Следи за собой и за тем,
        чему учишь. Крепко держись всего этого, ведь поступая так,
        ты спасешь и себя, и своих слушателей.

                                       (гл. 4, перевод В.Н.Кузнецовой)



> <..>  в наше время перед Церковью, - то есть перед нами (ибо Церковь
> не  есть  нечто  абстрактное;  Церковь - это мы с вами, православные
> христиане)  встаёт  множество  самых  разнообразных вопросов. Многие
> люди,   измученные жизнью  без  Бога,  жизнью  по стихиям мира сего,
> с  надеждой обращаются к Церкви, вопрошая ее, как найти смысл жизни,
> как  обрести  твердую  опору  в  мире, как спастись. Перед церковным
> сознанием стоят серьезнейшие проблемы, такие как Церковь и общество,
> Церковь  и наука,   Церковь   и культура,  оценка современной  жизни
> с церковной точки  зрения,  и  т.д. Мы, христиане, не должны уходить
> от ответов на эти вопросы: коль скоро они есть, мы должны их решать,
> причем именно в духе нашей веры. Есть "позиция страуса": спрятаться,
> уйти  от  вопросов, объявить, что всё прекрасно, а вопросы - происки
> врагов.  Это  позиция,  уводящая   от  реальности.   Вопросы  никуда
> не деваются, они требуют именно решения, ответа, а не ухода от них.

> Но  прежде  чем  ответить  людям  внешним, нам необходимо самим себе
> уяснить  суть  этих  проблем. Ведь внутрицерковная жизнь также полна
> многих недоумений, вопросов.

> Нас  окружает  море  всякого  рода   преданий,   мнений,   идеологем
> и прочего. Бывает, на один и тот же вопрос один авторитетный батюшка
> отвечает так, другой -  по-другому,  книжка  трактует по-третьему...
> и  т.д.,  -  и мы теряемся, не зная точного учения Церкви по данному
> вопросу.  А ведь мы должны не только сами быть утверждены в вере, но
> и  ="быть  всегда  готовы  всякому,  требующему у нас отчета в нашем
> уповании,  дать  ответ  с  кротостью и благоговением"= (1Петр.3,15).
> Следовательно,  наша   первая   задача  и   есть  -  точно  дознать,
> ясно  уяснить и   право  содержать ту веру,   которую мы исповедуем.
> На  это  есть  и прямые указания Священного Писания. - Апостол Павел
> пишет:  ="Вникай  в себя и  в учение; занимайся сим постоянно,  ибо,
> так поступая, себя спасешь и слушающих тебя"= (1Тим.4,16). И апостол
> Лука,  как  мы помним, указывает, что цель написания его Евангелия -
> узнавать  твердое  основание  того  учения,  в котором мы наставлены
> (Лк.1,4). <...>

> Сразу  нужно  сказать, что дело это непростое. Не потому, что учение
> Церкви  как-то  особо  сложно  или  запутано,  вовсе  нет. Формально
> говоря,  наша вера - это набор достаточно простых истин. Религиозные
> системы,  например  индуистские,  гораздо  более запутаны и туманны.
> Сложность  здесь  в  том, что простые истины Христовой веры непросто
> усвояются.  Здесь  нужно затратить большой труд,  и   прежде всего -
> труд  души.  Это  - длительный, и порой болезненный процесс. На пути
> познания  веры  приходится  расставаться  со многими предрассудками,
> которые  касаются  не  только  жизни,  так скажем, общечеловеческой,
> общественной,  культурной, не только истории, философии или быта, но
> и   предрассудками   церковными,   неофитскими   (есть   и   такие).
> Препятствовать    познанию    веры    может    как  внешняя   среда,
> так и церковная среда тоже.

> Внешняя среда <..>, потому что она пронизана духом антихристианским.
> С  малых  лет  человек  вбирает  в себя понятия и дух жизни, который
> агрессивно   навязывает   окружающее  нас  социальное  пространство.
> Средства  массовой  информации,  аудио-  и  видеоиндустрия  с  одной
> стороны,  с  другой  -  дух  общества  человеческого, господствующие
> понятия  и  обычаи, устроение общества, семей, те отношения, которые
> главенствуют    в    них    -    отношения    плотские,   безбожные,
> античеловеческие.   Всё  это  так  сильно   давит   на  души  людей,
> так увлекает и порабощает, что вырваться из-под этой железной власти
> духа  мира  сего в область  веры -   есть самый   настоящий  подвиг.
> Кроме  того,  общий дух потребительства воспитывает потребительский,
> поверхностный подход к Церкви.

> Но  и  внутри  Церкви  сегодня  ()  сложилось  не  лучшее положение,
> связанное  с  тем,  что надежды на скорое и всестороннее возрождение
> Церкви  не  во  всём   оправдались.   За пятнадцать  прошедших   лет
> это  возрождение  пошло  больше  по  пути  обустроения  материальной
> стороны    церковной    жизни,   по   пути   более   поверхностному,
> националистическому,   внешне-потребительскому,  пути  недостаточной
> духовной   трезвости, и   породило    массу   смущений,   недоумений
> и  нестроений. <...> такое положение дел порой отталкивает от Церкви
> внешних людей и смущает чад Церкви.

> В  этих  условиях  усвоение и хранение веры  Христовой  превращается
> в   трудный   и   болезненный   подвиг,   ибо   многому   приходится
> противостоять,  многие  вещи пересматривать, от многих предрассудков
> отказываться.  Но  тем  не менее, это наша христианская обязанность,
> без исполнения которой мы не можем быть христианами.

> Для того чтобы выполнить нашу задачу, нам необходимы две вещи.

> 1.  Мы  должны  иметь  теоретическое  знание  нашей веры. Правильное
> теоретическое  знание  чрезвычайно важно для нашей жизни. Что значит
> "теоретическое  знание"?  Это  прежде  всего  знание  догматического
> богословия  и  истории  Церкви.   Это   две важнейшие  вещи, которые
> мы  просто обязаны знать.   Причем "знать" -   в смысле  +понимать+,
> а не только держать в голове ту или иную информацию.

> Знание  догматики дает нам четкое представление, во что, собственно,
> верует   Церковь,   какие положения веры  незыблемы  и  обязательны.
> Знать  догматическое  учение  -  значит  предохранить себя от многих
> заблуждений, например, от принятия тех или иных второстепенных вещей
> в качестве догмата Церкви.

> Если  мы  будем  изучать  историю  Церкви,  мы  увидим,  как Церковь
> осуществляла себя  в ту или иную историческую эпоху,   как возникали
> те    или      иные    церковные   явления,  каково    происхождение
> нашего  Богослужения,  форм  и норм церковной жизни и т.д. Это также
> предохранит  нас  от многих заблуждений, когда мы, например, явления
> новые  считаем  изначально присущими Церкви, а действительно древние
> традиции забыты или в пренебрежении.

> Очень  важно  знать такие разделы церковного учения,   как литургика
> и   аскетика.   Первое   сделает   нас   сознательными   участниками
> Богослужения - мы не будем стоять в храме, ничего не понимая; вторая
> научит  нас борьбе со страстями, устроению христианской нравственной
> жизни. И вообще  всё,   что  связано  с Церковью,   нужно  стараться
> с любовью изучать.

<.....>

> Теперь  <...>  спросим:  а  много  ли людей церковных дают себе труд
> уяснять,        изучать   и   в  точности    познавать  свою   веру?
> Опыт   свидетельствует,    что  очень  немного.  Из  тех людей,  кои
> по  воскресеньям  и праздникам приходят в наши храмы, дай Бог, чтобы
> таких  было 20 процентов. В головах людей в основном - очень смутные
> представления   о   сути   нашей  веры,  смешенные  с  разного  рода
> суевериями,    нелепостями   и   прямым   язычеством.   В   качестве
> интеллектуальной   пищи  люди  потребляют  в  основном  бесчисленные
> брошюры типа   "800 ответов батюшки на вопросы своих  духовных  чад"
> или  "Жидомасонский  заговор  против России". Ни Священного Писания,
> ни Святых  Отцов,  ни серьезных книг   о Церкви люди,   как правило,
> не  читают.  Из  всего  этого  и  составляется та "церковная среда",
> которая  порой  может  явиться  препятствием человеку  для вхождения
> в  Церковь. И это ставит перед нами вторую задачу - уясняя подлинное
> церковное  учение,     противоставлять    его    духу    мира   сего
> и псевдоцерковному невежеству.

> Заговорив   о   знании  веры,  мы  должны  сразу  же  отметить  одну
> принципиально  важную  вещь.  Христианство  +иерархично+.  Наша вера
> не  есть  нечто  аморфное,  размытое.  Она дает нам строгую иерархию
> ценностей,   которую     всегда  нужно иметь  в  виду,     рассуждая
> о христианской жизни. Кроме того, очень важное значение имеют те или
> иные   акценты,   которые  должны  стоять   на  своих  местах.  Если
> эти   акценты   смещаются,  если  нарушается  иерархия  христианских
> ценностей,   то  покривляется  строй  нашей  веры,  и мы оказываемся
> в опасности лишиться ее спасительных плодов.
                [ Петр (Мещеринов), игум.
                  Об обязанности христианина знать свою веру
                  www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1043/ ]




        3 Заботься о вдовах (я имею в виду настоящих вдов). (4) А если
        у вдовы есть дети или внуки, пусть те научатся проявлять
        свою набожность прежде всего по отношению к своим домашним
        и воздавать должной заботой родителям и дедам. Такова
        воля Бога. (5) А настоящая вдова, та, что осталась одна
        во всём мире, надеется только на Бога и просит Его о помощи,
        молясь день и ночь. (6) Та же, что живет в свое удовольствие,
        умерла еще заживо. (8) Требуй, чтобы жизнь их была
        безупречной! (8) А кто не заботится о родных, и прежде всего
        о домашних, тот отрекся от веры и стал хуже неверующего.
                                       (гл. 5, перевод В.Н.Кузнецовой)



***************************************************************** * *
  к еванг. чтению субботы 29-й седмицы по Пятидесятнице (Лк.13:18-29)
   www.messia.ru/rasylka/006/1714.htm#0
   (свящ. Анри Каффарель;
    ссылки на тексты митр. Антония,
    свящщ. Якова Кротова, Саймона Тагуэлла, Александра Меня)

   Завтра, 22/9 декабря, Зачатие праведной Анною Пресв. Богородицы;
   память св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.).
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову
 и ушел в землю, которую должен был получить во владение.
 Он ушел, не зная, куда идет.
 Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле,
 живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом -
 им было обещано то же наследие.
 Ведь Авраам дожидался города, возведенного на крепком фундаменте,
 города, архитектором и строителем которого является сам Бог.
 Благодаря вере и сама Сарра, будучи бесплодной, смогла зачать,
 хотя была уже не в том возрасте.
 Она считала, что Бог, давший обещание, сдержит слово.
 Вот почему от одного человека, уже почти что мертвеца,
 родилось потомство столь же бесчисленное,
 как звёзды в небе и песок на морском берегу.
 Все они умерли с верой, хотя и не получили обещанного.
 Но они видели обещанное далеко впереди себя, и приветствовали его,
 и согласились с тем,
 что они не более чем чужаки и пришельцы на земле.
 Совершенно ясно, что люди, которые так говорят, ищут родину.
 Если бы они всё время вспоминали о той, которую покинули,
 то у них был бы случай вернуться.
 Но теперь они жаждут лучшей родины - небесной.
 Вот почему Бог не стыдится зваться их Богом:
 Он приготовил для них город.* (Евр.11:8-16)
                                * * *
*... чтобы стать святым, нужно просто захотеть.
 Бог может сделать тебя таким, каким задумал,
 если ты сам на это согласишься.
 От тебя требуется только сильное желание.* ("Семиярусная гора")
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/2053.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0