=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 08 декабря 2007 г. ст.ст.,
пятница 30-й седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: Евр.11:8,11-16;
Лк.21:37-22:8
* (29-й седм.).
{Рождественский пост}
к апост. чтению:
+ + + свт. Василий Великий: чего ты желаешь, кроме спасения в
Боге?
Молитва. Обетования Христовы
www.messia.ru/rasylka/006/1379.htm#0
+ + + свт. Ириней Лионский: Божье обещание Аврааму
www.messia.ru/rasylka/005/1019.htm#0
+ + + митр. Сурожский Антоний: что такое вера? Вера Авраама...
www.messia.ru/rasylka/004/663.htm#0
+ + + он же: Неужели мы относимся к Богу только как к источнику
благ?
www.messia.ru/rasylka/004/829.htm#0
+ + + cвящ. Александр Мень: Авраам
www.messia.ru/rasylka/002/227.htm#0
+ + + он же: тесные врата
www.messia.ru/rasylka/003/301.htm#0
к еванг. чтению:
+ + + иеромонах Лев (Жилле): <Не я ли, Господи?>
www.messia.ru/rasylka/006/1713.htm#0
-------------------------------------
* параллели к еванг. чтению:
Мф.26:1-5,14-19; Мк.14:1-2,10-16;
эпизоды NN(130),139-140 по "Брюссельскому
согласованию"
(www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#139)
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20071221/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=21-12-2007
www.rop.ru/kalend/index.php?page=8&20071208
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
-- --
Этот выпуск посвящен стихам 4:11 - 5:10
1-го Послания ап. Павла Тимофею.
11 Вот этого требуй
и так учи. (12) Пусть никто не смотрит
на тебя свысока из-за того, что ты молод.
Ты же будь примером
для всех верующих - в речах, в поведении,
в любви, вере
и чистоте. (13) До тех пор, пока я не приду,
посвяти себя
чтению Писания, проповеди и учению. (14)
Не пренебрегай даром,
что был дан тебе через пророчества и во
время рукоположения
старейшин. (15) Усердно занимайся всем этим,
будь прилежен,
и тогда все увидят твои успехи. (16) Следи
за собой и за тем,
чему учишь. Крепко держись всего этого,
ведь поступая так,
ты спасешь и себя, и своих слушателей.
(гл.
4, перевод В.Н.Кузнецовой)
> <..> в наше время перед
Церковью, - то есть перед нами (ибо Церковь
> не есть нечто абстрактное;
Церковь - это мы с вами, православные
> христиане) встаёт множество
самых разнообразных вопросов. Многие
> люди, измученные жизнью без
Бога, жизнью по стихиям мира сего,
> с надеждой обращаются к Церкви,
вопрошая ее, как найти смысл жизни,
> как обрести твердую опору
в мире, как спастись. Перед церковным
> сознанием стоят серьезнейшие проблемы,
такие как Церковь и общество,
> Церковь и наука, Церковь
и культура, оценка современной жизни
> с церковной точки зрения, и
т.д. Мы, христиане, не должны уходить
> от ответов на эти вопросы: коль скоро
они есть, мы должны их решать,
> причем именно в духе нашей веры. Есть
"позиция страуса": спрятаться,
> уйти от вопросов, объявить,
что всё прекрасно, а вопросы - происки
> врагов. Это позиция, уводящая
от реальности. Вопросы никуда
> не деваются, они требуют именно решения,
ответа, а не ухода от них.
> Но прежде чем ответить
людям внешним, нам необходимо самим себе
> уяснить суть этих проблем.
Ведь внутрицерковная жизнь также полна
> многих недоумений, вопросов.
> Нас окружает море всякого
рода преданий, мнений, идеологем
> и прочего. Бывает, на один и тот же
вопрос один авторитетный батюшка
> отвечает так, другой - по-другому,
книжка трактует по-третьему...
> и т.д., - и мы теряемся,
не зная точного учения Церкви по данному
> вопросу. А ведь мы должны не
только сами быть утверждены в вере, но
> и ="быть всегда готовы
всякому, требующему у нас отчета в нашем
> уповании, дать ответ с
кротостью и благоговением"= (1Петр.3,15).
> Следовательно, наша первая
задача и есть - точно дознать,
> ясно уяснить и право
содержать ту веру, которую мы исповедуем.
> На это есть и прямые
указания Священного Писания. - Апостол Павел
> пишет: ="Вникай в себя
и в учение; занимайся сим постоянно, ибо,
> так поступая, себя спасешь и слушающих
тебя"= (1Тим.4,16). И апостол
> Лука, как мы помним, указывает,
что цель написания его Евангелия -
> узнавать твердое основание
того учения, в котором мы наставлены
> (Лк.1,4). <...>
> Сразу нужно сказать, что
дело это непростое. Не потому, что учение
> Церкви как-то особо сложно
или запутано, вовсе нет. Формально
> говоря, наша вера - это набор
достаточно простых истин. Религиозные
> системы, например индуистские,
гораздо более запутаны и туманны.
> Сложность здесь в том,
что простые истины Христовой веры непросто
> усвояются. Здесь нужно
затратить большой труд, и прежде всего -
> труд души. Это -
длительный, и порой болезненный процесс. На пути
> познания веры приходится
расставаться со многими предрассудками,
> которые касаются не только
жизни, так скажем, общечеловеческой,
> общественной, культурной, не
только истории, философии или быта, но
> и предрассудками церковными,
неофитскими (есть и такие).
> Препятствовать познанию
веры может как внешняя
среда,
> так и церковная среда тоже.
> Внешняя среда <..>, потому что
она пронизана духом антихристианским.
> С малых лет человек
вбирает в себя понятия и дух жизни, который
> агрессивно навязывает
окружающее нас социальное пространство.
> Средства массовой информации,
аудио- и видеоиндустрия с одной
> стороны, с другой -
дух общества человеческого, господствующие
> понятия и обычаи, устроение
общества, семей, те отношения, которые
> главенствуют в
них - отношения плотские,
безбожные,
> античеловеческие. Всё это
так сильно давит на души людей,
> так увлекает и порабощает, что вырваться
из-под этой железной власти
> духа мира сего в область
веры - есть самый настоящий подвиг.
> Кроме того, общий дух
потребительства воспитывает потребительский,
> поверхностный подход к Церкви.
> Но и внутри Церкви
сегодня () сложилось не лучшее положение,
> связанное с тем, что
надежды на скорое и всестороннее возрождение
> Церкви не во всём
оправдались. За пятнадцать прошедших лет
> это возрождение пошло
больше по пути обустроения материальной
> стороны церковной
жизни, по пути более поверхностному,
> националистическому, внешне-потребительскому,
пути недостаточной
> духовной трезвости, и
породило массу смущений, недоумений
> и нестроений. <...> такое
положение дел порой отталкивает от Церкви
> внешних людей и смущает чад Церкви.
> В этих условиях усвоение
и хранение веры Христовой превращается
> в трудный и болезненный
подвиг, ибо многому приходится
> противостоять, многие вещи
пересматривать, от многих предрассудков
> отказываться. Но тем не
менее, это наша христианская обязанность,
> без исполнения которой мы не можем
быть христианами.
> Для того чтобы выполнить нашу задачу,
нам необходимы две вещи.
> 1. Мы должны иметь
теоретическое знание нашей веры. Правильное
> теоретическое знание чрезвычайно
важно для нашей жизни. Что значит
> "теоретическое знание"? Это
прежде всего знание догматического
> богословия и истории Церкви.
Это две важнейшие вещи, которые
> мы просто обязаны знать.
Причем "знать" - в смысле +понимать+,
> а не только держать в голове ту или
иную информацию.
> Знание догматики дает нам четкое
представление, во что, собственно,
> верует Церковь, какие
положения веры незыблемы и обязательны.
> Знать догматическое учение
- значит предохранить себя от многих
> заблуждений, например, от принятия
тех или иных второстепенных вещей
> в качестве догмата Церкви.
> Если мы будем изучать
историю Церкви, мы увидим, как Церковь
> осуществляла себя в ту или иную
историческую эпоху, как возникали
> те или
иные церковные явления, каково
происхождение
> нашего Богослужения, форм
и норм церковной жизни и т.д. Это также
> предохранит нас от многих
заблуждений, когда мы, например, явления
> новые считаем изначально
присущими Церкви, а действительно древние
> традиции забыты или в пренебрежении.
> Очень важно знать такие
разделы церковного учения, как литургика
> и аскетика. Первое
сделает нас сознательными участниками
> Богослужения - мы не будем стоять
в храме, ничего не понимая; вторая
> научит нас борьбе со страстями,
устроению христианской нравственной
> жизни. И вообще всё,
что связано с Церковью, нужно стараться
> с любовью изучать.
<.....>
> Теперь <...> спросим:
а много ли людей церковных дают себе труд
> уяснять, изучать
и в точности познавать свою
веру?
> Опыт свидетельствует,
что очень немного. Из тех людей, кои
> по воскресеньям и праздникам
приходят в наши храмы, дай Бог, чтобы
> таких было 20 процентов. В головах
людей в основном - очень смутные
> представления о сути
нашей веры, смешенные с разного рода
> суевериями, нелепостями
и прямым язычеством. В качестве
> интеллектуальной пищи люди
потребляют в основном бесчисленные
> брошюры типа "800 ответов батюшки
на вопросы своих духовных чад"
> или "Жидомасонский заговор
против России". Ни Священного Писания,
> ни Святых Отцов, ни серьезных
книг о Церкви люди, как правило,
> не читают. Из всего
этого и составляется та "церковная среда",
> которая порой может явиться
препятствием человеку для вхождения
> в Церковь. И это ставит перед
нами вторую задачу - уясняя подлинное
> церковное учение,
противоставлять его духу мира
сего
> и псевдоцерковному невежеству.
> Заговорив о знании веры,
мы должны сразу же отметить одну
> принципиально важную вещь.
Христианство +иерархично+. Наша вера
> не есть нечто аморфное,
размытое. Она дает нам строгую иерархию
> ценностей, которую
всегда нужно иметь в виду, рассуждая
> о христианской жизни. Кроме того,
очень важное значение имеют те или
> иные акценты, которые
должны стоять на своих местах. Если
> эти акценты смещаются,
если нарушается иерархия христианских
> ценностей, то покривляется
строй нашей веры, и мы оказываемся
> в опасности лишиться ее спасительных
плодов.
[ Петр (Мещеринов),
игум.
Об обязанности
христианина знать свою веру
www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1043/
]
3 Заботься о вдовах
(я имею в виду настоящих вдов). (4) А если
у вдовы есть дети или внуки, пусть те научатся
проявлять
свою набожность прежде всего по отношению
к своим домашним
и воздавать должной заботой родителям и
дедам. Такова
воля Бога. (5) А настоящая вдова, та, что
осталась одна
во всём мире, надеется только на Бога и
просит Его о помощи,
молясь день и ночь. (6) Та же, что живет
в свое удовольствие,
умерла еще заживо. (8) Требуй, чтобы жизнь
их была
безупречной! (8) А кто не заботится о родных,
и прежде всего
о домашних, тот отрекся от веры и стал хуже
неверующего.
(гл. 5, перевод В.Н.Кузнецовой)
*****************************************************************
* *
к еванг. чтению субботы 29-й седмицы по Пятидесятнице (Лк.13:18-29)
www.messia.ru/rasylka/006/1714.htm#0
(свящ. Анри Каффарель;
ссылки на тексты митр. Антония,
свящщ. Якова Кротова, Саймона Тагуэлла, Александра Меня)
Завтра, 22/9 декабря, Зачатие праведной Анною Пресв. Богородицы;
память св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г.
до Р.Х.).
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
*
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову
и ушел в землю, которую должен был получить во владение.
Он ушел, не зная, куда идет.
Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле,
живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом -
им было обещано то же наследие.
Ведь Авраам дожидался города, возведенного на крепком фундаменте,
города, архитектором и строителем которого является сам Бог.
Благодаря вере и сама Сарра, будучи бесплодной, смогла зачать,
хотя была уже не в том возрасте.
Она считала, что Бог, давший обещание, сдержит слово.
Вот почему от одного человека, уже почти что мертвеца,
родилось потомство столь же бесчисленное,
как звёзды в небе и песок на морском берегу.
Все они умерли с верой, хотя и не получили обещанного.
Но они видели обещанное далеко впереди себя, и приветствовали
его,
и согласились с тем,
что они не более чем чужаки и пришельцы на земле.
Совершенно ясно, что люди, которые так говорят, ищут родину.
Если бы они всё время вспоминали о той, которую покинули,
то у них был бы случай вернуться.
Но теперь они жаждут лучшей родины - небесной.
Вот почему Бог не стыдится зваться их Богом:
Он приготовил для них город.* (Евр.11:8-16)
* * *
*... чтобы стать святым, нужно просто захотеть.
Бог может сделать тебя таким, каким задумал,
если ты сам на это согласишься.
От тебя требуется только сильное желание.* ("Семиярусная гора")
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/2053.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|