=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

* 10 декабря  2007 г. ст.ст., воскресенье 30-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Кол.3:12-16; Лк.17:12-19 * (29-го воскр.).
  {Рождественский пост}

к апостольскому чтению:
 + + + Карл Барт: отпущение грехов - источник христианской жизни
               www.messia.ru/rasylka/005/1048.htm#0 (+ссылки!)

к евангельскому чтению:
 + + + митр. Сурожский Антоний:
        Как редко мы умеем благодарить!
         www.messia.ru/rasylka/004/1006.htm#0  (+ссылки!)


        -------------------------------------
        * эпизод N112~ по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#112)



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20071223/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=23-12-2007
      www.rop.ru/kalend/index.php?page=8&20071210

 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

 Этот выпуск посвящен стихам 6:9-21
  1-го Послания ап. Павла Тимофею.
     

        (9) Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушение
        и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний,
        которые тащат людей в пучину крушения и гибели. (10) Корень
        всех зол - любовь к деньгам. Есть люди, которые в погоне
        за ними сбились с пути веры и отдали себя во власть
        неисчислимых терзаний.

        11 Но ты, человек Божий, беги от таких вещей! Добивайся
        справедливости, подлинного благочестия, веры, любви,
        стойкости, кротости. (12) Веди достойную битву веры, овладей
        вечной жизнью, к которой ты был призван! Ведь ты достойно
        исповедал свою веру перед многочисленными свидетелями.
        (13) И теперь я заклинаю тебя Богом, дающим всему жизнь,
        и Христом Иисусом, достойно засвидетельствовавшим ту же веру
        перед Понтием Пилатом: (14) верно и безупречно соблюди всё,
        что я тебе заповедал, до Дня явления Господа нашего Иисуса
        Христа, -

                15 Его в должное время явит нам Бог,
                    блаженный, единый Властитель,
                Царь царей и Господь господ,
                   16 единственный, кто бессмертен;
                Он живет в неприступном свете -
                    Его не видел никто из людей
                    и увидеть не может.
                Ему честь и вечная сила. Аминь.

        17 Тем, кто в этой земной жизни богат, внушай не заноситься
        и полагаться не на неверное богатство, а на одного только
        Бога, который щедро снабжает нас всем необходимым
        для довольства. (18) Вели им делать добро, пусть богатеют
        добрыми делами. Пусть будут щедры и всегда готовы поделиться
        с другими, (19) пусть так копят себе сокровища - крепкий
        фундамент на будущее, чтобы обрести жизнь поистине подлинную.

        20 Тимофей, храни всё, что тебе доверено. Избегай безбожной
        болтовни и споров относительно того, что люди ложно называют
        "знанием". (21) Приняв его, некоторые уже сбились с пути веры.

        Милость Божья да будет с вами!

                                              (перевод В.Н.Кузнецовой)

         


> Особый  вопрос:  как  относится  к  деньгам  православное монашество
> (впрочем,   оно  к  ним  относится  точно  так  же,  как  монашество
> католическое).  Преп. Иоанн Лествичник из 30 глав своего знаменитого
> наставления  по  аскетике  две центральных посвятил именно обличению
> ~сребролюбия~  и,  более того, сказал, что нельзя одновременно иметь
> любовь  и  деньги,  ясно,  что  деньги  для  него  лишь  часть мира.
> Оправдывать  деньги,  всё  равно  что  оправдывать брак, оправдывать
> ответственность,  оправдывать,  в  конце  концов, Церковь, - занятие
> глупое  и  неисполнимое. Монах уходит от всего этого по определению.
> Проблема  не  в  том,  что  нельзя иметь деньги, а в том, что вообще
> нельзя  иметь, - надо БЫТЬ. Деньги тем именно опасны, что, когда они
> есть  (а  ещё  пуще, когда они есть, но в недостаточном количестве),
> человек   словно   исчезает:   есть  фотоэлемент,  который  любуется
> деньгами,  есть сигнализатор, который показывает писком, что, по его
> мнению, денег требуется подбавить ещё, есть механизм, зарабатывающий
> деньги.

> Но  если  нельзя вообще иметь, то разве можно иметь любовь? Конечно,
> нельзя:  нельзя  делать  идола  даже  из любви, это уже будет похоть
> и разврат, пускай даже утонченно-романтический или филантропический.
> Конечно,  Лествичник имеет в виду нечто иное, не столь философичное:
> он  подчеркивает, что жадина любить не может. Так что обе его главы,
> посвященные ~сребролюбию~, именно ~сребролюбию~ и посвящены, а вовсе
> не  серебру,  не благородному металлу. Было бы материализмом думать,
> что  само   по себе соприкосновение с деньгами  может изгнать любовь
> и благодать.

> Другой  вопрос,   можно  ли  прикоснуться  к  "благородному металлу"
> и   остаться    благородным.  Всякий  воспитывается    в  убеждении,
> что  прикосновение  к  грязи делает человека грязным вне зависимости
> его  желания;  это  убеждение, может быть, имеет под собой серьёзные
> основания.  Однако,  прикосновение  к женщине само по себе не делает
> человека   прелюбодеем,  -  с точки  зрения обычного   человека,  но
> не  с  точки  зрения   монаха.  В монастырь  женщине входить нельзя,
> и  никаких разговоров о том, что бесстрастный монах может как-нибудь
> пережить  визит  престарелой  тетушки.  Конечно, на практике монахи,
> даже   не   бесстрастные,   с   женщинами   общаются   (и   деньгами
> распоряжаются), но это лишь терпимое исключение из правил.

> Разгадка  проста: монашество по определению есть проповедь Евангелия
> через  материю.  Люди,  противополагающую  дух  и  материю,  считают
> монашество более  духовным, чем  "обычная" жизнь. На самом деле, дух
> и  материя  связаны так крепко, что, чтобы быть более духовным, надо
> не  меньше  уделять  внимания  материи  (иначе недалеко и до полного
> разврата,    что  неоднократно   и повторялось  в  истории религий),
> а   больше.     Поэтому  монашество уделяет более внимания  материи,
> а  не менее, и в этом смысле оно более материально, чем христианство
> не-монашеское.    Люди,    посвящавшие  себя  воздержанию,    борьбе
> со  страстями, постоянной молитве были и до монахов, монахи же ввели
> одно-единственное   отличие:  выразили  это  посвящение материально,
> в  расстоянии,   в воздержании от прикосновения  к золоту,  женщинам
> и т.п.

> Вот  почему  монашество бесполезно спрашивать,   как надо обращаться
> с  деньгами или с женщинами. Это всё равно, что учиться рыбной ловле
> у  специалиста  по  соколиной  охоте.  Поэтому  Церковь  (и  монахи)
> подчеркивают,  что  монашество  и  брак равночестны, как равночестны
> рыбы  и  птицы,  слон  и  кит.  Монашество  проповедует  то же самое
> Евангелие, ту же самую весть о Воскресении и Спасении, только другим
> языком,  многим  более  внятным,  как  книжка  с  картинками кому-то
> понятнее,   нежели  книга  без картинок.  Однако,  если на картинках
> не  нарисовано  ни одной женщины, было бы  странно предполагать, что
> в тексте книги тоже не найдется место женщине.

> Своеобразие  монашества как языка проповеди означает, что одинаковое
> отношение  монашества  к  деньгам  и браку не означает, что в вечной
> жизни  деньгам  и  браку будет уготовано  одинаковая  участь.  Денег
> не будет,  брак -   развернётся во всю мощь и станет,  наконец, тем,
> что  имел в виду Бог, творя Еву. Но понять это из монашества нельзя,
> это можно понять лишь из Евангелия.

> Григорий  Нисский помогает понять евангельский призыв раздать имение
> нищим,   приводя   конкретный   пример:  "Присвоивший    себе  чужое
> чрез  тайное  похищение  и  потом чрез исповедь грех свой объявивший
> священнику,      да врачует   недуг   упражнением    противоположным
> своей  страсти: то есть, раздаянием имения нищим". Здесь не сказано,
> что   всякая   собственность   есть   кража;   более   того,   здесь
> подразумевается одна любопытная вещь: человек, раздавший своё имение
> нищим,  с  голоду  не  умрет.  Почему? Да потому, что кто достаточно
> энергичен,   инициативен  и  умён,  чтобы  украсть, тот  не потеряет
> эти   качества   и   после  возвращения  украденного.  Кто  оказался
> достаточно   предприимчив,  чтобы  украсть  у  больного  кислородную
> подушку,  тот  уж  верно  и без этой кислородной подушки не испустит
> дух.

> Проблема  богача не в том, чтобы не умереть с голоду, а в том, чтобы
> не  задохнуться   от жира.   Когда православные проповедники говорят
> о  богачах, они не возмущаются, а жалеют - во всяком случае, лучшие.
> Св.  Василий  Великий:  +"Жалким  делает  его  урожай, жалким делают
> настоящие  блага,   а  ещё  более  жалким  делает ожидаемое.   Земля
> ему  приносит  не  доходы, но  произращает  воздыхания"+  (Творения,
> т.  II,  М.,  1911,  с. 120). "Воздыхание" - набрать воздуха в грудь
> побольше,  потому  что   кажется,   что  воздуха   не  хватает.  Тут
> нет разницы между богачом и бедняком:   "Он сетует подобно беднякам,
> и  не  то же ли самое слышим от него, что и от человека, стесненного
> нищетою?  "Что  сотворю?"  Откуда  возьму  пропитание? Откуда возьму
> одежду?  То  же  говорит  и  богатый,  мучится  в  сердце, снедаемый
> заботою.   Что  веселит  других,   от того  сохнет любостяжательный:
> не радует его,   что всё  у него в доме наполнено; но текущее к нему
> и   льющееся   через  края  хранилищ  богатство  уязвляет  душу  его
> опасением, чтобы не перепало чего-нибудь посторонним" (там же).

> Именно  Православие  лучше,  может  быть,  любой другой христианской
> традиции сохранило ощущение того,  что деньги  вторичны по отношению
> к  ~жадности~.  Николай  Бердяев  говорил  о  том, что одна духовная
> буржуазность  воодушевляет  и революционеров, и контрреволюционеров.
> Его   младший  современник и друг архиеп. Иоанн  (Шаховской)  писал:
> +"В  мире не два лагеря ... В мире три лагеря: 1) безбожные бедняки,
> 2)  безбожные  богачи и 3) бедные и богатые (материально) христиане.
> Такова  этическая  карта  мира"+  (Иоанн [Шаховской], архиеп. Листья
> древа:   Опыт  православного  духоведения  (Философия  православного
> пастырства).  Нью-Йорк:  Ихтис,  1964,  с.  88).     "Тот     беден,
> кто  нуждается  во  многом" (Василий Великий, там же, с. 132). Нужда
> оказывается   не  экономическим    понятием,   напротив:   экономика
> есть   понятие  вторичное  по  отношению  к  духу.  Поэтому  Бердяев
> определяет:  +"Капитализм  и  социализм  можно мыслить как две формы
> рабства  человеческого  духа  у  экономики"+ (Философия неравенства.
> Париж,  1970. С. 207). Не всякая нищета лучше всякого богатства, но,
> как пишет св. Григорий Богослов, +"прекрасная [т.е. добродетельная -
> Я.К.]  нищета  предпочтительнее худо приобретенного богатства. Лучше
> быть  смиренным,    нежели  надменным"+   (Собрание творений.  Т. 2.
> Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 237).

> Православие    остро   чувствует   иррациональность   алчности   (и,
> соответственно,  ратует  за  рациональное отношение к деньгам, столь
> редко  встречающееся  и  среди  богатых, и среди бедных). +"Для чего
> мучишь себя, усиливаясь заключить богатство свое в глину и кирпич?"+
> (там  же,  с. 121).  Ниже  нормы тот,  кто боится рискнуть первичным
> капиталом:  умом,  фантазией,  энергией,  и  зарабатывает собиранием
> пустых   бутылок,    но  выскакивает  за пределы   нормы    и   тот,
> кто  заработанные  деньги  закапывает    в  землю, а   не превращает
> в  капитал.  Слишком  ко  многим  людям,  и  хорошо одетым, и плохо,
> относятся  слова:    +"Ни  слёзы  не  возбуждают   в  тебе  жалости,
> ни  воздыхания  не  смягчают  сердца ... Как сумасшедшие, в припадке
> бешенства,  не  действительные  видят  вещи  ...  так и у тебя душа,
> одержимая ~сребролюбием~, во всём видит золото"+ (там же, 123).
        [ Яков Кротов. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ /
          МОЖНО ЛИ ЧЕЛОВЕКУ БЫТЬ БОГАТЫМ / ПРАВОСЛАВИЕ И ДЕНЬГИ
          www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/4b_money.htm ]




к 1Тим.5:22-6:11:
 + + + свт. Киприан Карфагенский
        о словах "хлеб наш насущный даждь нам днесь"
         www.messia.ru/rasylka/005/1358.htm
 + + + 1Тим.6:10 ("Корень всех зол - сребролюбие")
        смотри множество цитат:
         www.messia.ru/rasylka/rzerv/srebroliubie.txt


(1Тим.6:11-16 читается на православной литургии в субботу по Рождестве Христовом.)



***************************************************************** * *
  к апост. чтению понедельника 31-й седмицы по Пятидесятнице
  (Евр.11:17-23,27-31)   www.messia.ru/rasylka/003/658.htm#0
   (свящ. Александр Мень;
    ссылки на тексты К.Барта, Дж.А.Т.Робинсона и др.)

  к еванг. чтению понедельника 30-й седмицы по Пятидесятнице
  (Мк.8:11-21)   www.messia.ru/rasylka/006/1716.htm#0
   (еп. Григорий (Лебедев); ссылки на тексты
    В.Н.Кузнецовой, свящщ. Александра Меня, Якова Кротова,
    Н.Л.Трауберг, Н.Бердяева, А.Гуревича и др.)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Облекитесь в милосердие и сострадание,
 в доброту, скромность, кротость, долготерпение,
 раз вы избранники Бога, Его святой и любимый народ.
 Перенос`ите терпеливо друг друга
 и прощайте, если кто-то на кого-то в обиде.
 Как Господь простил вас, так и вы прощайте!
 А поверх этих одежд облекитесь в любовь,
 она всё связует и всё направляет к совершенству.
 Пусть мир Христов направляет ваши сердца,
 ведь Бог вас призвал и соединил в одно тело ради мира.
 И будьте благодарны!
 Пусть живет в вас слово Христа во всём его богатстве.
 Тогда вы сможете учить и увещевать друг друга с совершенной мудростью
 и петь Богу псалмы, гимны и духовные песнопения
 с благодарностью в сердце.* (Кол.3:12-16)
                                * * *
*Однажды, когда Иисус входил в деревню,
 Ему встретились десять прокаженных.
 Остановившись поодаль, они закричали:
 "Иисус! Наставник! Сжалься над нами!"
 Иисус, увидев их, сказал:
 "Ступайте и покажитесь священникам".
 Они пошли и в дороге очистились от проказы.
 Один из них, увидев, что исцелился,
 вернулся, громким голосом прославляя Бога,
 и, бросившись к ногам Иисуса, стал Его благодарить.
 Этот человек был самарянин.
 Иисус спросил:
 "Разве не все очистились? А где же остальные девять?
  И ни один из них не вернулся, чтобы воздать славу Богу,
  только этот иноплеменник?"
 И сказал ему Иисус: "Встань и иди, тебя спасла твоя вера".*
                                                 (Лк.17:12-19)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/2055.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0