=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 01 января 2008 г. ст.ст.,
понедельник 34-й седмицы по Пятидесятнице.
{Обрезание Господне}
литургические чтения:
(воскресенья перед Богоявлением:) 2Тим.4:5-8; Мк.1:1-8;
(Обрезания:)
Кол.2:8-12; Лк.2:20-21,40-52.
{Память свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской
(379)}
1 Начало Радостной
Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога.
2 Как написано у пророка Исайи:
<Вот, Я посылаю
вестника Моего перед Тобою,
который приготовит Тебе путь.
3 Голос глашатая
в пустыне:
"Проложите путь
Господу,
прямыми
сделайте тропы Его">, -
4 в пустыне появился Иоанн, который омывал
водой и призывал
людей возвратиться к Богу и в знак этого
омыть себя, чтобы
получить прощение грехов.
5 Вся иудейская страна и все жители Иерусалима
отправились
к нему. Они признавались в грехах, и он
омывал пришедших
в реке Иордане.
6 Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса
и кожаный пояс,
питался саранчой и диким медом. 7 Он возвещал:
"Следом за мной
идет Тот, кто сильнее меня. Я недостоин
даже нагнуться
и развязать у Него ремни сандалий. 8 Я вас
водой омываю,
а Он омоет вас Духом Святым".
(Ев. от Марка, гл.1, перевод В.Н.Кузнецовой)
> Господь после стольких и <столь
великих> человеческих преступлений,
> начатых с родоначальника нашего Адама,
осудив человека и всё мирское
> богатство, изгнав его из рая
и предав смерти, скоро умилостивился
> и Своим примером освятил
раскаяние: разорвал прежнее гневное
> постановление и простил Своему
созданию и Своему подобию. Он избрал
> Себе народ и милостиво
осыпал его Своими щедротами, столько раз
> видел всю его неблагодарность
и всегда уговаривал покаяться, отверз
> для пророчеств уста всех
пророков, обещал в конце времен озарить
> весь мир благодатью через
Духа Своего; велел, чтобы предшествовало
> крещение покаяния, дабы
знаком покаяния отметить <тех,
кто
> был призван> по благодати
получить обещанное Аврааму. Иоанн
> не молчал об этом,
говоря: "Покайтесь", ибо приближалось спасение
> народам: его нес Господь,
по обетованию Божию. И Предтеча Его
> назначал покаяние, чтобы
сначала очистить душу: пусть покаяние
> выметет, выскребет,
выбросит прочь старое, загрязнившее душу
> заблуждение, всё, чем неведение испачкало
человеческое сердце; пусть
> душевная горница предстанет чистой
грядущему Духу Святому, да охотно
> вселится в нее, неся с Собой небесные
блага. Един смысл этих даров -
> спасение человека и ему
предпосланное отпущение прежних грехов.
> Вот причина покаяния,
вот в чём забота Божественного милосердия.
> Полезное человеку служит Богу.
[ Квинт Септимий Тертуллиан.
О покаянии. (2.3-7)
www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1792
(др. перевод:
http://khazarzar.skeptik.net/books/tertull/poeniten.htm)
]
***
> <.....> Для чего
же он послан совершать крещение? И это
опять
> объясняет нам сам Креститель,
говоря: "я не знал Его; но для того
> пришел крестить в воде,
чтобы Он явлен был Израилю" (Ин.1,31).
> Но если одна эта причина, то как же
евангелист Лука говорит: "пришел
> в страну Иордана, проповедуя
крещение покаяния для оставления
> грехов" (Лк.3,3)? Крещение
Иоанна не давало прощения грехов.
> <Прощение было даровано
посредством другого крещения, данного нам
> позже>. В нём мы
спогреблись со Христом; в нём наш ветхий человек
> сораспялся со Христом;
а прежде креста <Христова> нигде не видно
> отпущения грехов: оно везде приписывается
Его крови. И апостол Павел
> говорит: "но омылись,
но освятились..." не крещением Иоанна,
> но "именем Господа Иисуса Христа
и Духом нашего Бога" (1Кор.6,11).
> И в другом месте:
"Иоанн крестил крещением покаяния, - не сказано
> отпущения, - чтобы
веровали в Грядущего по нём" (Деян.19,4).
> Да и каким бы образом
могло быть отпущение грехов, когда еще
> ни жертва не была
принесена, ни Святой Дух не сходил, ни грехи
> не были заглажены, ни
вражда не прекратилась, ни проклятие
> не уничтожилось?
> Итак, что же значит - "во оставление
грехов"? Нераскаянны были иудеи
> и никогда не чувствовали грехов
своих, но будучи подвержены крайним
> порокам, всегда считали себя
праведными, а это-то особенно и губило
> их, и отдаляло от веры. Апостол Павел,
укоряя их за это, сказал:
> "не разумея праведности
Божией и усиливаясь поставить собственную
> праведность, они не
покорились праведности Божией" (Рим.10,3).
> И еще: "что же скажем?
Язычники, не искавшие праведности, получили
> праведность. А Израиль, искавший
<праведности через Закон, этого
> не достиг>. Почему?
Потому что искали не в вере, а в делах закона"
> (Рим.9,30-32). Так как это было
причиной их зол, то приходит Иоанн,
> чтобы привести их к
сознанию своих грехов. <...> Итак, поскольку
> несознание своих грехов, как
говорит и апостол Павел, удаляло их
> от Христа (тогда как,
напротив, от помышления о своих грехах
> происходит желание искать
Искупителя и прощения), - то и цель
> пришествия Иоанна состояла
в том, чтобы расположить их к познанию
> своих грехов и склонить
к покаянию; не для того, чтобы они были
> наказаны, а чтобы стали
через покаяние более смиренными, осудили
> самих себя и <стали
искать> прощения. Смотри, с какой точностью
> евангелист указал на это.
Сказав, что Иоанн пришел и проповедовал
> крещение покаяния в пустыне Иудеи,
он присовокупил - "во отпущение",
> как бы говоря тем:
он убеждал их к сознанию и покаянию в грехах
> не для наказания их,
но чтобы они удобнее получили отпущение,
> <которому предстояло свершиться>
после. Если бы они не осудили самих
> себя, то не стали бы искать
и милости; а не ища ее, не удостоились
> бы и отпущения грехов.
Итак, крещение Иоанна пролагало путь
> к другому. Потому-то и
сказано: "...чтобы веровали в Грядущего
> по нём". <.....>
<...>
> <.....> Надлежало
и самому предтече Того, <Кому предстояло>
> упразднить всё древнее,
как-то: <изнурительный труд>, проклятие,
> печаль и пот, иметь некоторые знаки
такого дара и быть выше древнего
> осуждения. Таковым он
и был. Ни земли он не обрабатывал, <...>
> ни хлеба не ел в поте
лица; но <трапеза его была какая придется,
> а об одежде он заботился еще
меньше, чем о трапезе, а о жилище -
> еще менее, чем об одежде. Он
не <нуждался> ни в доме, ни в постели,
> ни в столе, ни в чём другом
подобном, но, нося плоть, вел какую-то
> ангельскую жизнь. Для
того-то он и носил волосяную одежду, чтобы
> и самой одеждой научить
нас удаляться человеческого и не иметь
> ничего общего с землей,
но возвращаться к прежнему благородству,
> в каком был некогда Адам,
<до того как стал нуждаться> в платье
> и одежде. Таким образом,
самая одежда Иоанна служила знаком
> и царского достоинства, и покаяния.
<.....> Но для чего, ты скажешь,
> Иоанн вместе с одеждой носил и пояс?
<...> Так же Илия был одет; так
> же одевался и каждый
из святых, потому что они непрестанно были
> в деле: или путешествовали,
или чем-нибудь другим нужным занимались
> и трудились. Впрочем, не по
одной только этой причине они одевались
> таким образом, но еще и потому, что
пренебрегали всякими украшениями
> и любили строгую и суровую жизнь.
<....>
<....>
> Итак, отсечем всякую безмерность
и, принявши спасительное врачество
> умеренности, будем жить
добропорядочно, как следует, и станем
> усердно прилежать к молитвам.
Если и не получим просимого, будем
> молиться, чтобы получить; если
же получим, не перестанем молиться
> и по получении просимого.
Бог не для чего-нибудь иного откладывает
> исполнение наших прошений, но для
того, чтобы замедлением возбуждать
> к неусыпным молитвам.
Для того-то Он и отлагает исполнение наших
> прошений, и часто попускает
нам впадать в искушения, чтобы
> мы непрестанно к Нему
прибегали и не оставляли Его. Так поступают
> и любящие отцы и
чадолюбивые матери: видя, что дети перестают
> ласкаться к ним и оставляют их, чтобы
играть со своими сверстниками,
> они часто приказывают
своим слугам пугать их, чтобы страхом
> принудить их бежать к материнским
объятиям. Так и Бог часто угрожает
> нам не потому, что
Он готов исполнить над нами Свои угрозы,
> но для того, чтобы
привлечь к Себе. Оттого-то, когда мы к Нему
> обращаемся, Он тотчас
перестает быть грозным. Если бы мы были
> одинаковы как в благополучии,
так и в искушениях, то не было бы
> и нужды в искушениях.
И что нам говорить о себе? И святые мужчины
> сами часто были вразумляемы искушениями.
Потому-то и говорит пророк:
> "благо мне, что смирил
меня" (Пс.118,71). И сам Христос говорит
> апостолам: "в мире будете
иметь скорбь" (Ин.16,33). То же самое
> разумеет и Павел, когда
говорит: "дано мне жало в плоть, ангел
> сатаны, удручать меня"
(2Кор.12,7). Вот почему, хотя он и просил
> избавиться от этого искушения,
он не получил просимого, потому что
> ему от него была большая польза.
<.....> Зная всё это, не будем,
> по словам мудрого,
"смущаться во время посещения" (Сир.2,2),
> а научимся тому единственно,
чтобы мужественно всё переносить, и,
> что бы ни случилось
с нами, ни о чём не любопытствовать
> и не беспокоиться. Знать,
когда должны кончиться наши скорби,
> принадлежит Богу, Который
их попускает, а переносить эти скорби
> со всей благодарностью
- есть дело уже нашей благопризнательноси.
> Если будет так, то всё у нас будет
хорошо. А чтобы это действительно
> было, чтобы мы
были славнее здесь, на земле, и блистательнее
> на небесах, будем принимать всё, постигающее
нас, с благодарностью
> к Тому, Кто лучше
нас знает, что нам полезно, и Кто любит нас
> сильнее самих родителей.
Эти две мысли, припоминая себе при каждом
> постигающем нас бедствии,
будем укрощать свою скорбь и прославлять
> Бога, Который во всех
случаях всё творит и устрояет в нашу пользу.
> Таким образом мы и
легко отразим все наветы, и получим нетленные
> венцы, благодатью и человеколюбием
нашего Господа Иисуса Христа,
> с Которым Отцу и Святому Духу
слава, держава, честь ныне и всегда,
> и во веки веков. Аминь.
[ свт.
Иоанн Златоуст
Беседы
(гомилии) на Евангелие от Матфея (10.1-2,4,7)
www.krotov.info/library/i/zlatoust/mt_10.html
]
/При подготовке выпуска использована книга:
"Библейские комментарии отцов Церкви...",
Н.З., II, Мк.
// Тверь: Герменевтика, 2001./
> проповедь митр. Антония в воскр. по
Рождестве Христовом
www.mitras.ru/archive/060114.htm
+ еванг. чтению из Мк.1:
> В.Н.Кузнецова: Евангелие
www.messia.ru/rasylka/006/1381.htm
> митр. Сурожский Антоний:
Евангелие. Бог, достойный уважения. Обновление творения
www.messia.ru/rasylka/005/1034.htm#0
> проповеди митр. Антония в воскр. перед Богоявлением:
+ Проповедь Иоанна Крестителя: 'Покайтесь!'
www.messia.ru/rasylka/003/314.htm#0
+ Осуществлять слово Божие. Не заслонять Христа...
www.messia.ru/rasylka/004/678.htm#0
> митр. Антоний - О ПРОПОВЕДИ ПОКАЯНИЯ ХРИСТОМ И ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ
www.mitras.ru/archive/070113.htm
> свящ. Александр Мень: жизнь Иисуса Христа до Богоявления
www.messia.ru/rasylka/006/1380.htm
о празднике Обрезания:
+ + + (из Праздничной минеи)
www.messia.ru/rasylka/007/1736.htm
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
/ /// ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ПРАЗДНИЧНЫХ
ЧТЕНИЙ \\\ \
* • статья "Обрезание" в "Словаре библейского богословия"
*
* www.krotov.info/spravki/temy/o/obrezanie.htm
*
* • Уильям Баркли: Обр`езание сердца (комм. к Кол.2:11-12)
*
*
www.messia.ru/rasylka/003/311.htm#0
*
* • свящ. Александр Мень: Младенец в пещере.
*
*
Пастухи. Обрезание и наречение имени *
*
www.messia.ru/rasylka/004/674.htm#0
*
* • свящ. Яков Кротов: Обрезываться или нет?
*
*
www.messia.ru/rasylka/005/1032.htm#0
*
* • Он же: Лк.2.50:
*
* Почему Мария и Иосиф не поняли сказанных Иисусом слов?
*
* www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_50.html
*
*=============================================================*
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080114/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-01-2008
www.rop.ru/kalend/index.php?page=8&20080101
*****************************************************************
* *
Завтра, 15/2 января, -
память прп. Серафима, Саровского чудотворца (1833)
www.messia.ru/liudi/s.htm#serafimsarov
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
*
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*... чтобы стать святым, нужно просто захотеть.
Бог может сделать тебя таким, каким задумал,
если ты сам на это согласишься.
От тебя требуется только сильное желание.* ("Семиярусная гора")
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2076.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|