=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 19 января   2008 г. ст.ст., пятница.
  литургические чтения: Иак.2:1-13; Мк.10:23-32.
  {память прп. Макария Великого, Египетского (390-391)}

* 20 января   2008 г. ст.ст., суббота.
  литургические чтения:  Кол.1:3-6; Лк.16:10-15.

36-я седмица по Пятидесятнице
(чтения 31-й седм. по причине Крещенской отступки).



к апостольскому чтению пятницы:
 + Филип Янси: законничество: бегство от благодати
    www.messia.ru/rasylka/007/1734.htm (+ссылки)

к евангельскому чтению пятницы:
 + В.Н.Кузнецова: Кто же может спастись?
    www.messia.ru/rasylka/004/662.htm (+ссылки)



Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080201/orth?cont=rv_ru
www.bible-center.ru/biblereadings/20080202/orth?cont=rv_ru

Эти дни в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=01-02-2008
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=02-02-2008



 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

  Этот выпуск посвящен стихам 11:8 - 12:2 Послания евреям.

        8 Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову и ушел
        в землю, которую должен был получить во владение. Он ушел,
        не зная, куда идет. (9) Благодаря вере он поселился чужаком
        в обещанной земле, живя, как на чужбине, в палатках с Исааком
        и Иаковом - им было обещано то же наследие. (10) Ведь Авраам
        дожидался города, возведенного на крепком фундаменте, города,
        архитектором и строителем которого является сам Бог.
        (11) Благодаря вере и сама Сарра, будучи бесплодной, смогла
        зачать, хотя была уже не в том возрасте. Она считала, что Бог,
        давший обещание, сдержит слово. (12) Вот почему от одного
        человека, уже почти что мертвеца, родилось потомство столь же
        бесчисленное, как звёзды в небе и песок на морском берегу.

        13 Все они умерли с верой, хотя и не получили обещанного.
        Но они видели обещанное далеко впереди себя, и приветствовали
        его, и согласились с тем, что они не более чем чужаки
        и пришельцы на земле. (14) Совершенно ясно, что люди, которые
        так говорят, ищут родину. (15) Если бы они всё время
        вспоминали о той, которую покинули, то у них был бы случай
        вернуться. (16) Но теперь они жаждут лучшей родины - небесной.
        Вот почему Бог не стыдится зваться их Богом: Он приготовил
        для них город.

        17 Благодаря вере Авраам, когда его испытывал Бог, принес
        в жертву Исаака. Он готов был пожертвовать единственным сыном,
        тем, который был ему обещан (18) и о котором было ему сказано:
        "Потомство у тебя будет от Исаака". (19) Он считал, что
        Бог способен поднимать даже из мертвых, и он, образно говоря,
        и получил его из мертвых. (20) Благодаря вере Исаак
        благословил Иакова и Исава и поведал им об их будущем.
        (21) Благодаря вере Иаков перед смертью благословил каждого
        из сыновей Иосифа и, опершись на посох, поклонился Богу.
        (22) Благодаря вере Иосиф при своей кончине говорил об исходе
        израильтян и сделал распоряжение о своих костях.


                                              (перевод В.Н.Кузнецовой)
                              www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/heb.htm#11:8



>                            АВРААМ И ИСААК

> Рассказ  об Аврааме  и   Исааке   звучит   на земле тридцать  веков.
> Но   только  последние  полтора  века  этот  рассказ  стал  вызывать
> недоумения:   зачем  было   впутывать ребенка   в  испытание   веры?
> Что  переживал Авраам, когда вел Исаака к жертвеннику, когда заносил
> нож?  Первым  об  этом  написал  датский  христианин-писатель  Серен
> Кьеркегор, в наши дни об этом написал поэму Иосиф Бродский. Не имеет
> значения,   иудей,   христианин  или   неверующий размышляет сегодня
> об  Аврааме:  мы  одинаково  любим  детей, мы одинаково видим в Боге
> прежде  всего  Любовь,  мы  одинаково  ценим  в человеке способность
> любить не в ущерб окружающим. А здесь - отец ведет сына на убой.

> Может быть, Авраам подспудно всё время надеялся, что Бог в последний
> момент  изменит  Свое  приказание?  Может  быть,  он готов был после
> Исаака  зарезать  и  себя - как в романе Гюго "Девяносто третий год"
> герой  революционного  долга  сперва   казнит   своего  воспитанника
> за  проявленное  тем  нереволюционное милосердие, а затем стреляется
> сам?  Зачем  жить,  если Бог оказался столь жестоким и бессердечным?
> Может, Авраам просто впал в бесчувствие?

> Мы  задаем эти вопросы, исходя из того эмоционального опыта, который
> человечество  приобрело     после  девятнадцати  веков христианство.
> Всё  человечество,  не  только  христиане, научились ценить личность
> другого,   научились   видеть   личность  даже  в  ребенке.  На  это
> потребовалось   девятнадцать  веков - ведь еще в восемнадцатом  веке
> в детях видели существо среднего рода, по достижении семи-восьми лет
> становящееся   миниатюрным  взрослым.  Никакой  романтики,  никакого
> умиления  детским манерам, никакого сожаления о бесчисленных умерших
> младенцах   (а  то бы люди  посходили с ума, ведь рожали по десятку,
> а выживало двое-трое).

> Мы  приобрели  этот  опыт  в ущерб  другому  общечеловеческому опыту
> и  знанию.    Люди  воспринимали  ребенка   как свою  собственность,
> как  часть собственного тела -   это было  не слишком-то уважительно
> по    отношению   к   ребенку.      Но   зато  близость  с  ребенком
> не  ограничивалась  временем, пока он зависим от родителя, прелестно
> лепечет,  нуждается  в  человеке.  Совершеннолетие  делало  человека
> самостоятельным  перед  Богом,  но  не  отрывало его от отца. Он всё
> равно  оставался  наследником  -  тем, чьи следы такие же, как следы
> отца,  чья  дорога  есть дорога отца, чья имя есть имя отца. Авраам,
> как и прочие  люди той  эпохи, как все ветхозаветные иудеи, не верил
> в бессмертие личности. На месте этой веры у него была вера в родовое
> бессмертие,  в  то,  что  сын,  внук и правнук есть он сам, есть его
> будущая вечная жизнь в веках.

> Конечно,   эта  вера  выросла  из  языческой  веры  в  род,  но ведь
> и  языческая  вера  в  род  выросла  не  на пустом месте, а на Богом
> вложенном  в  человеческую  природу  знании  - люди едины по природе
> своей.  Правда,  для язычника человеческая природа была только своим
> родом,  существа из других племен и родов были уже не совсем людьми,
> в  этом  было  много от животного  мира,   от стадности и стайности.
> Но  ведь  животное  в  данном  случае  помогало понять человеческое,
> помогало  подняться  над  животным, над тем нулевым уровнем духовной
> жизни, где оказались люди сразу после грехопадения.

> Современному  человеку  трудно (может быть, невозможно) восстановить
> эмоциональное  сознание единства с потомками и предками. Когда такое
> чувство  в  современном человеке присутствует, он делается не совсем
> современным,  малость  средневековым;  память  о  родовом  вытесняет
> память  о  личном.  Но  нужно  хотя  бы представить себе возможность
> такого   чувства,    чтобы  понять  смысл  всего  завета с Авраамом.
> Это  договор,  в  котором  Бог  дает  нечто  не лично Аврааму, а его
> потомству.    Согласился  бы  современный человек подписать договор,
> по которому он обязуется всю жизнь работать  на какую-нибудь  фирму,
> а фирма обязуется выплатить его зарплату (с учетом инфляции) не ему,
> а   каждому   из   его  прапрапраправнуков?  Коммерчески  это  очень
> чрезвычайно  выгодно,  потому  что  выплачено будет в полном размере
> каждому  то, что заработал пращур, то есть сумма увеличится в тысячи
> раз.   Но никто на такое не согласится, потому что  какое  дело  нам
> до  наших  прапраправнуков?  Они  нас  и  помнить не будут. Мы своих
> прадедов-то  не помним - некогда.  И вообще,  какая связь между мной
> и   моим   столь  отдаленным  потомством?  Семья  -  это  три-четыре
> поколения,   не  больше.  Успех же -  это успех личности,  а не сына
> или   внука    знаменитости.   С внучонком    приятно    посюсюкать,
> но  невозможно  испытывать нежные чувства к праправнучонку, которого
> мы никогда не увидим.

> Авраам   и   не  испытывает  "нужных  чувств"  к  своему  потомству,
> отдаленному   тысячелетиями.   Он просто воспринимает это  потомство
> как  часть  себя. Исаак для него - не просто "сынуля", а "второе я".
> Он  приносит  в  жертву Исаака как приносил бы в жертву самого себя.
> Это не жертва, а самопожертвование. Даже более того, ибо в "самость"
> Авраама  входит    (эмоционально   непостижимым    для нас  образом)
> всё  потомство  его.   Это очень физиологично -  Библия ведь говорит
> о  "семени".  Но,  во-первых, это всё равно очень благородно в самом
> буквальном  смысле слова - род становится благой ценностью, личность
> думает   о роде   как  о  части себя.   Во-вторых, Авраам  благодаря
> этой  "физиологичности"  входит   в царство  веры,  где уже не семя,
> а сама вера становится основой рода, где не потомки Авраама по крови
> наследуют  землю, а хотя бы и камни - но уверовавшие в Бога Авраама.
> Понять  это  и  хотя  бы немного почувствовать нужно для того, чтобы
> понять  и  почувствовать: каждый из нас, христиан - потомок Авраама.
> Каждого из нас тогда был положен на холодный шершавый камень. Каждый
> из  нас  с  безропотной, понимающей покорностью ждал удара каменного
> ножа.  Каждый  из  нас  должен  был  бы  отдать свою жизнь, и каждый
> получил  свою  жизнь  вторично - от Бога, на этот раз не через чрево
> матери, а  через руки  отца, поспешно развязывающие веревки.  Народ,
> в которой каждому поколению рассказывают такой рассказ, всегда будет
> относиться  к жертвоприношению как к замене своей собственной жизни,
> как к щедрому освобождению от собственной смерти.

> Рассказ  об  Аврааме  и Исааке, как и многие другие рассказы Ветхого
> Завета,  обращены прежде всего к детям. Их рассказывали как сказки -
> на ночь. Древние дети пугались - и затем облегченно вздыхали, и этот
> вздох  облегчения  -  главная  цель  Откровения. Дети пугались людей
> (фараона,    Авраама,   Навуходоносора),    а  облегченно   вздыхали
> при упоминании Бога. Что взрослые приносят детей в жертву, они знали
> отлично,  ведь  так  поступали  и многие соседи евреев по Палестине.
> Дети  на  минуту  представляли  себе,  что и их собственные родители
> могли  бы так же занести нож - и вдруг, о радость: появляется Единый
> Бог  и  говорит  то, что не говорили никакие другие боги: не троньте
> детей.

> Современный человек - и современный ребенок - воспитан на Евангелии.
> Он  не  всегда  верит  в то, что Бога можно назвать Словом, но почти
> всегда  уверен  в  том,  что  слово можно назвать богом. Более того,
> Иисус - Бог-Слово - не всесилен. А вот что слово не всесильно, в это
> трудно  поверить  в  мире,  основанном на словах. "Почему Бог не мог
> просто  сказать?  просто  объяснить словами?" - так может спрашивать
> лишь  человек,  у  которого  жизненный  опыт  есть  опыт  многих лет
> словесных  объяснений  -  с  детского  сада  начиная и до приказаний
> начальства.

> В сущности, уже об Адаме и Еве можно было бы спросить: "А почему Бог
> их  выгнал,  а   не  объяснил им,  что к чему?" Но всё-таки об Адаме
> с Евой так не спрашивают, слишком уж очевидна их вина, не спрашивают
> так  и  о  Каине.  О  потопших  родственниках Ноя так не спрашивают,
> потому  что тут как раз редкий случай, когда слово прозвучало, когда
> людям  объяснили  - и без толку. Но вот Авраам - муж умный, к словам
> внимательный;    ему-то  почему Бог  не  мог объяснить  всё словами,
> а разыграл  спектакль  (ибо, конечно,  перед  нами спектакль, игра -
> и  слава  Богу,    что  Бог не всерьез  просил принести Ему человека
> в жертву!).

> Бог не объяснил ничего словами, потому что требовалось не объяснение
> Бога,   а  испытание  человека,   не  слово, а поступок.   Слова уже
> все   прозвучали,   всё   было   объяснено:   потомство  твое  будет
> многочисленно  как песок.   Объяснить,   что   это потомство связано
> с  Авраамом  не  через  семя,  а  через дух, было просто невозможно,
> Авраам бы не понял этого при всем своем уме (и сегодня далеко не все
> Авраамы  это  понимают).  Вера  в Бога не есть понимание Бога, хотя,
> когда вера есть, понимание рано или поздно (чаще - поздно) приходит.
> Бог хотел, чтобы Авраам открыл самого себя; Бог и так все знал о его
> сердце,  но вот Авраам не знал, на что он способен. Событие это было
> откровением Аврааму - об Аврааме, о глубине и серьезности его веры.

> Рассказ о жертвоприношении Авраама  сильно  испорчен  иллюстрациями.
> На  них  обычно  изображают ангела,  который растолковывает Аврааму,
> в  чём дело, да еще и показывает на запутавшегося в кустах козленка.
> В  тексте  Библии  всё иначе: "Ангел Господень воззвал к нему с неба
> ...  возвел  Авраам   очи  свои  и  увидел: и вот,   позади    овен"
> (Быт  22,12-13).  Авраам не видел ангела, он видел только овна. Вера
> его  еще и в том,  что он сумел поверить в то,   что ему не кажется:
> Бог действительно предлагает ему замену. Многие современные верующие
> на   его  месте засомневались: а  не показалось ли мне, а может, это
> я  себе  внушил,  чтобы  сына не приносить в жертву, то да се, пятое
> десятое. Это не означает, что нынешние верующие меньше верят в Бога;
> не себе они точно доверяют меньше. Авраам же верит в Бога как своего
> Творца,   верит  в  то,   что  невидимое  - истинно и  тогда,  когда
> она привычно, и тогда, когда оно необычно, когда оно приятно и когда
> пугает.  Он  верит  трезво  не  потому, что верит мало, а, наоборот,
> потому  что верит так, что уже давно в жизни его не осталось иллюзий
> и самообмана.

> Рассказ  об  Исааке  и  Аврааме  -  один  из самых жестоких в Ветхом
> Завете. Там есть более рассказы о  более страшных происшествиях,  но
> в тех всё происходит без воли или помимо воли Бога, здесь же Сам Бог
> говорит  жестоко, хотя поступает мягко. Эта  жестокость  необъяснима
> в пределах Ветхого Завета.   Отменить человеческие  жертвоприношения
> (а именно такая отмена составляет верхний вывод рассказа) можно было
> и  проще.  Особая жестокость рассказа объясняется только через Новый
> Завет.  Иисус  симметричен  не  только  Адама,  но и Исааку: Он есть
> Единородный   Сын,  принесенный в жертву.   Библия кончается тем же,
> чем  начинается.  И  этим концом - пришествием и смертью Спасителя -
> оправдывается  и  объясняется  вся  повышенная  жесткость, с которой
> обращается  Бог  к  людям  задолго  до Христа. Ведь, в конце концов,
> симметрия  здесь  далеко не полная:  ибо Бог остановил руку Авраама,
> а  рук  распявших  Иисуса  не  остановил  никто  из  людей.  Не надо
> забывать,   что всё-таки рассказ об Исааке имеет  счастливый  конец,
> а  о  Христе  -  нет.  У  жизнеописания Иисуса печальный, сочиненный
> людьми,  конец:   Голгофа.   Воскресение  -   не  счастливый  конец,
> а  написанное  Богом  начало   совсем   нового рассказа:   о Царстве
> и о Суде.
                [ Яков Кротов. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕРЫ
                  www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/2a_vz.htm ]


+ + + Доминик Бартелеми: Авраам
       www.messia.ru/rasylka/002/088.htm#0
+ + + митр. Сурожский Антоний:
       дело  Авраама - безграничное  доверие Богу
              www.messia.ru/rasylka/002/117.htm#0
+ + + Клайв Стейплз Льюис об испытании Авраама
           www.messia.ru/rasylka/003/341.htm#1


 + + + свт. Василий Великий: чего ты желаешь, кроме спасения в Боге?
                             Молитва. Обетования Христовы
                             www.messia.ru/rasylka/006/1379.htm#0
 + + + свт. Ириней Лионский: Божье обещание Аврааму
             www.messia.ru/rasylka/005/1019.htm#0
 + + + митр. Сурожский Антоний: что такое вера? Вера Авраама...
                          www.messia.ru/rasylka/004/663.htm#0
 + + + он же: Неужели мы относимся к Богу только как к источнику благ?
                                 www.messia.ru/rasylka/004/829.htm#0
 + + + cвящ. Александр Мень: Авраам
             www.messia.ru/rasylka/002/227.htm#0

+ + + Яков Кротов: "Церковь смело установила за литургией в день
Торжества Православия читать из Послания к евреям святого апостола
Павла текст, перечисляющий ветхозаветных героев веры"
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_43.html

+ + + нонконформисты
       www.messia.ru/rasylka/007/1777.htm#0
+ + + прп. Симеон Новый Богослов: Что есть вера во Христа?
                      www.messia.ru/rasylka/006/1435.htm#0
+ + + митр. Сурожский Антоний: крупица веры
       www.messia.ru/rasylka/005/1096.htm#0
+ + + Он же - УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
       www.mitras.ru/h_d/hd23.htm
+ + + Свящ. Александр Борисов: Религия и вера
       www.krotov.info/libr_min/b/borisov/nivy03.html

 +++ свящ. Александр Мень: вере надо учиться...
      www.messia.ru/rasylka/003/658.htm#0 (+ссылки!)      
       


(Евр.11:9-10,17-23,32-40 читается на православной литургии
 в воскресенье перед Рождеством Христовым.
 11:33-12:2 читается в 1-е воскресенье по Пятидесятнице.)




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Смотр`ите, братья, чтобы у вас,
 верующих в прославленного Господа нашего Иисуса Христа,
 не было пристрастного отношения к людям. ...
 если вы исполняете царственный закон, данный в Писании:
 'Люби ближнего, как самого себя',
 то поступаете как должно.
 А если вы пристрастны,
 значит, вы совершаете грех и Закон уличает вас
 в том, что вы его нарушители.
 Ведь тот, кто исполнил весь Закон, но в чём-то одном оступился,
 виновен в нарушении всего Закона.
 Тот, кто сказал 'Не нарушай супружескую верность!',
 сказал также 'Не убивай!'
 Значит, даже если ты не нарушаешь верность, но убиваешь,
 то ты всё равно стал нарушителем Закона.
 Поэтому говорите и действуйте как люди,
 которых будут судить по закону, несущему свободу,
 потому что суд немилосерден к тем, кто сам не проявляет милосердия.
 А милосердию суд не страшен!* (Иак.2:1,8-13)
                                * * *
*Иисус сказал ученикам:
 "Как трудно богатым войти в Царство Бога!"
 Учеников изумили Его слова. Но Иисус повторил:
 "Дети мои, как трудно войти в Царство Бога!
  Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко,
  чем в Царство Бога войти богачу".
 Они были так поражены, что между собой говорили:
 "Кто же тогда может спастись?"
 Иисус, посмотрев на них, сказал:
 "Для людей это невозможно, но не для Бога. Для Бога всё возможно".
 Тогда заговорил Петр:
 "А вот мы оставили всё и пошли за Тобой".
 Иисус сказал:
 "Верно вам говорю,
  всякий, кто оставил дом, братьев, сестер, мать, отца, детей, поля
  ради Меня и ради Радостной Вести,
  получит теперь, в этом веке, во сто раз больше
  домов, братьев, сестер, матерей, детей, полей,
  но и преследований тоже,
  а в Веке будущем - вечную жизнь.
  Но многие из тех, кто сейчас первые, станут последними,
  а последние - первыми".* (Мк.10:23-31)
                                * * *
*Нравственное сознание началось с Божьего вопроса:
 "Каин, где брат твой Авель?"
 Оно кончится другим Божьим вопросом:
 "Авель, где брат твой Каин?" (Бердяев)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2094.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»