=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


* 15 февраля  2008 г. ст.ст., четверг
  {седмица 2-я предуготовительная}.
  литургические чтения: 1Ин.4:20-5:21; Мк.15:1-15 *.


к евангельскому чтению:
 + Иисус пред Пилатом
    www.messia.ru/rasylka/007/1760.htm#0
 + В.Н.Кузнецова: суд Пилата
    www.messia.ru/rasylka/005/1079.htm#0
 + Романо Гвардини: Истина перед судом Пилата
         www.messia.ru/rasylka/003/355.htm#0

к апостольскому чтению:
        * иг. Евмений (Перистый):
                ...чтобы любовь Божия изливалась из наших сердец...
                               www.messia.ru/rasylka/006/1418.htm#0

                               
        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению:
          Мф.27:11-26; Лк.23:3-25; Ин.18:29-40;
          эпизод N153-156 по "Брюссельскому согласованию"
          ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#153 )



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080228/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=28-02-2008


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --


>                                ЕРЕСЬ

> Один  из  героев романа Ильфа и Петрова  "Золотой  теленок",  бывший
> до  революции  учителем  геометрии,  тоскливо осуждал большевистский
> язык: "Он возненавидел слово "сектор". О, этот сектор! Никогда Федор
> Никитич,   ценивший  всё   изящное,   а  в том  числе   и геометрию,
> не   предполагал,   что   это   прекрасное  математическое  понятие,
> обозначающее    части    площади    криволинейной    фигуры,   будет
> так опошлено".

> "Сектор"  на латыни означает точь в точь то же самое,   что  "ересь"
> на греческом;  "еретик"   и   "сектант" -  совершенно одно и  то же.
> Не  другой круг, ни безграничное пространство, а всего лишь "часть",
> ограниченность  и  ограничение  истины,  пусть  даже из самых лучших
> побеждений.

> Слово <ересь> прочно вошло в разговорный язык, и это мешает помнить,
> что <ересь>  -   не просто  неправильное   мнение  о  Церкви и  даже
> не    обязательно    <неправильное   мнение>,   мешает   чувствовать
> всю  сложность  ереси.  В  древности  ересиархами  (родоначальниками
> ересей,   их   лидерами)   становились  часто  опытные  в  церковном
> управлении  и учении патриархи, мудрые богословы, великие подвижники
> (однако  чаще  ересь  начиналась людьми нетерпимыми  или,  начинаясь
> из  лучших   чувств-с,    заканчивалась  грандиозной  агрессивностью
> и  нетерпимостью;   ведь    ересь  -   ограничение, и  нужно усилие,
> чтобы  сектор  оставался  частью, не сливаясь с кругом). Требовалось
> иногда  несколько   поколений  для установления того,   где  ересь -
> где  православие.    Так  что лучше  христианину   сто раз  подумать
> и  миллион  раз  прочесть  <Отче  наш>,  прежде  чем самому обвинять
> кого-то в ереси: слишком легко ошибиться. Внешне еретик всегда похож
> на  православного,  лжепророк  - на пророка, сектант - на ортодокса,
> иначе бы и не было ни ересей, ни лжепророков, никаких проблем. Ересь
> не видится, она чувствуется.

> Каждый  признак  ереси  сам  по  себе  вполне  может  быть признаком
> и  православия.   Например,   всякая ересь склонна к агрессивности -
> но  многие православные к ней  тоже  склонны.  Если  у агрессивности
> нет  достаточных  сил,   то  ереси  склонны   к замыканию  в   себе,
> к  превращению  в  секту   (так  уж  повелось,  что сектой  называют
> не  всякую  ересь,  не  просто учение, идею, а движение, еретическую
> организацию).    Но и православные могут поддаться сектантскому духу
> и  свысока  глядеть  на  всех,  кто,  скажем, не в их церковь ходит.
> Еретики  очень  часто  склонны    юлить,    пользуясь   не  логикой,
> а  эмоциональными  доводами,   софизмами.  Но  разве,    положа руку
> на  сердце,  к этому неспособны православные? Увы, способны, хотя бы
> потому,   что   не  все  имеют  дар  логического,  последовательного
> мышления.   Сектанты  часто  (не всегда)    делают  идола  из лидеры
> своего  движения; но и православные умеют создать себе тоталитарного
> кумира   и  из вполне достойного патриарха,   и  из святого  старца.
> И те плачут, но сделать ничего не могут.

> В Церковь   приходит  множество  больных,    "чающих движения  Духа"
> и  исцеления,  в том числе больных психически. Лишь единицы получают
> по   вере  своей исцеление.   Большинство несет свои горбы до гроба,
> не  позволяя,  однако,  болезни  подрывать их веру или извращать ее.
> Собственно, совершенно здоровых психически людей нет, видимо, вообще
> на  земле  и, естественно, в Церкви - таков наш падший мир. И в этом
> смысле атеисты совершенно правы - все верующие психически нездоровы.
> Только  это нездоровье вовсе не в догматах веры проявляется, а прямо
> наоборот - в их искажении.

> Может  быть,  в  Церкви  вообще  нет людей, понимающих и чувствующих
> учение  Церкви  во  всей его интеллектуальной и мистической полноте,
> целостности,   неповрежденности.  Богословы  и небогословы,  пастыри
> и  пасомые,  мужчины  и  женщины,  - каждый из членов Церкви, взятый
> отдельно,  хотя  бы  невольно,  по своей греховной и больной природе
> погрешает  и  против учения Церкви. Во всей своей полноте это учение
> хранится  именно полнотой Церкви, в ее Откровении, Предании, святых,
> число  которых  безмерно  превосходят те два-три поколения христиан,
> которые  ныне  живут  на земле. Но ведь большинство из нас остаются,
> тем  не  менее, членами именно Церкви, хотя бы в слове не формулируя
> новых  догматов  и не искажая старых, предпочитая вообще не говорить
> на  догматические  темы.  Это,  оказывается, отнюдь не худший способ
> поведения.   Тем   самым   мы   избегаем  огромной  ответственности,
> ускользаем  от  суда  - а вот над учением Богородичного Центра такой
> суд  возможен,    поскольку  это учение  и  сформулировано  в слове,
> и  пропагандируется словом. Более того, такой суд и необходим, чтобы
> учение  Церкви  оставалось  неповрежденным,  чтобы Истина оставалась
> Истиной.  Но, приступая к этому суду, будем помнить, что перед Богом
> и  каждый   из нас,  вполне православных  хотя бы осторожности, если
> не  по  смирению  своему, будет судим не только и не столько за сами
> грехи  наши  как подлость перед людьми, сколько за то, что эти грехи
> несовместимы с Богом как Истиной.

> В  Церкви  сегодня  существует по крайней мере три способа различить
> свет  и  тьму,  добро  и  зло,  три способа суждений: догматический,
> канонический  и  аскетический.  Можно  сказать,  что эти три способа
> соответствуют  трем сферам богословия: догматы описывают жизнь Бога,
> каноны  -   жизнь  Церкви,   аскетика  -  жизнь   человека.   Тогда,
> в  зависимости  от  ситуации,  мы  можем ограничиться догматическими
> суждениями,   не касаясь канонической  стороны  какого-то  вопроса -
> или  наоборот. Но Церковь есть мост через пропасть, разделяющую Бога
> и  творение, - она есть Тело Христово, Тело Божие, в которых члены -
> люди.  В  Христе  и  Его Церкви миру явлено обожение твари. И потому
> вернее  будет сказать, что это существуют не три сферы жизни, не три
> реальности,  а  три  языка,  говорящие  об одной  реальности. Каждый
> из этих  языков  за века  церковной истории доведен до совершенства,
> на  каждом  может  быть  выражена  вся   полнота церковной   истины.
> Если  образ  жизни  христианина  предосудителен с аскетической точки
> зрения, то его следует заранее признать сомнительным и догматически,
> и  канонически.  Правда,  таким  образом получается,  что три языка,
> три   точки зрения -  это  слишком много.  Достаточно  было бы иметь
> один - но Церковь выпестовала и хранит именно несколько. Почему?

> Среди церковных людей, к сожалению, есть много любителей изучить тот
> или  иной  язык  и  на  нём  судить  всех  и  вся,    судить  строго
> и  беспощадно.  А  языки  эти столь возвышенны и суровы, что вряд ли
> найдется    неуязвимый      аскетически -     или      канонически -
> или  догматически  -  человек.  Любопытно,  однако,  что очень редко
> любители  обличать  пользуются  всеми тремя языками сразу. Например,
> Московскую  Патриархию  обличали  из-за  рубежа языком исключительно
> каноническим,      не  подвергая    сомнению сохранность    догматов
> или доброкачественность личного аскетического подвига у <продавшихся
> большевикам>,     а      лишь    подчеркивая,  что    сотрудничество
> с  атеистическими  властями  нарушает  церковные каноны. Богословов,
> владеющих  догматическим  языком,  вообще  немного  -  и слава Богу,
> потому  что  кто   владеет  этим  языком,    тому  трудно удержаться
> от  проверки:  а  как говорят на нём собратья по вере? И выясняется,
> что  в  лучшем случае - никак (совсем догматов не знают), а обычно -
> очень  плохо  (искажают  догматы),   так  что получается,  что   они
> уже  вовсе  и  не  собратья  по вере, а просто еретики. Кто приобрел
> некоторый  опыт  в  аскетических  упражнениях,  постоянно искушается
> поглядеть  на  других -  какие  из них вышли аскеты? - и тоже обычно
> с  печальным  результатом.  Всё  это  не  укрепляет  истину,  а лишь
> подпитывает  нашу  гордыню: вот мы-то не погрешаем против догматов -
> или   следуем  канонам  -    или  упражняемся в аскезе.  А  вокруг -
> одни еретики, то есть, в сущности, нехристиане.

> Языки  догматов,    канонов, аскетики  потому  непременны   в Церкви
> не  по  отдельности, а именно одновременно, что они описывают не три
> отдельных,  пускай и взаимосвязанных отдела церковной жизни - каждый
> из   них   описывает   всю   Церковь,  но  в  особом  ее  измерении.
> Догматическое,  каноническое,  аскетическое - такие же три измерения
> церковного  пространства,  как высота, ширина и длина - пространства
> физического. Превращать эти языки из орудия описания Церкви в оружие
> защиты  Церкви  нельзя   без  крайней  нужды.  Слишком часто,  когда
> мы думаем утвердить истину, мы ищем самоутверждения себя как столпов
> истины;  в  таких  случаях  мы  сами будем судимы теми же мерками и,
> скорее  всего,  суд  этот будет печален для нас. Но если уж наступил
> крайний  случай,   и   мы  решились   на брань  -   надо внимательно
> и  осторожно  проверить все три измерения жизни, а не какое-то одно.
> Ибо   человек  может в каноническом  отношении  казаться  совершенно
> вне  Церкви,  но  если  догматически  и  аскетически он явно в ней -
> значит,   в  чём-то  каноническое  суждение  ошибочно.  Какой-нибудь
> невежда,  может  быть,  даже  и  догмат  церковный искажает по своей
> малограмотности  -  но  канонически  состоит  в  общении с Церковью,
> подчиняется  ей  как  носительнице  догматического авторитета и этим
> фактически  упраздняет  собственное  невежество,  во всяком случае -
> милосердие   получает   возможность   не  отворачиваться  от  такого
> человека.  Конечно,  в  столь  упрощенном виде редко разворачивается
> жизнь  человека  в  Церкви.  Не  случайно,  однако, в истории Церкви
> всякое  отпадение  от нее совершалось всегда с искажением  ее истины
> и  догматически,  и  канонически, и аскетически - хотя, казалось бы,
> логика отпадения такой синхронности не требовала.

> Вот почему на каждое сомнительное учение надо смотреть самое меньшее
> с  трех  сторон:   и  догматически,  и канонически,  и  аскетически.
> Лишь потом, если трижды на разных языках будет сказано одно и то же,
> суждение наше обретет признаки основательности. После этого наступит
> ответственный  момент  сравнения:  ибо нам надо будет выйти со своим
> суждением на суд Церкви, который совершается не в каком-то заседании
> Синода  или  даже  Собора, а когда там, когда сям, когда в Ватикане,
> когда  в  египетской  пустыне.  И,  наконец, наступит самый страшный
> момент:  потому  что,  если  мы  действительно увидим ересь, то есть
> нехристианство, прикрывшееся христианским языком, то мы должны будем
> приступить  к  тягостнейшему суду над самими собой, над христианами.
> Ведь  нельзя ничего украсть у Церкви, если члены Церкви не пропустят
> вора.  Следовательно,  первый  и,   обычно,  последний шаг по борьбе
> с ересью - покаяние.
        [ Яков Кротов. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕРЫ / СЛОВО О БОГЕ: КАТАФАТИКА
          www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/2b_katafatika.htm ]


(окончание следует, предположительно в выпуске за 8 марта.)


 Этот выпуск посвящен стихам 1:19 - 2:22 2-го Послания апостола Петра.


        19 Это еще больше убеждает нас в том, что подтвердились
        слова пророков. Вы поступите правильно, если будете относиться
        к ним, как к светильнику, что горит в потемках, пока
        не просияет День и не взойдет у вас в сердцах Утренняя звезда.
        (20) Но прежде всего надо помнить, что ни одно пророчество
        не может быть истолковано самим человеком, (21) ведь никогда
        не бывало пророчества по воле человека. Нет, люди говорили то,
        что исходило от Бога, и их побуждал Святой Дух.

        2 1 Однако так же, как в народе Израиля бывали лжепророки,
        и среди вас будут лженаставники. Им удастся внедрить
        свои гибельные взгляды, ведущие к расколам. Они откажутся
        от Владыки, выкупившего их на свободу и навлекут на себя
        скорую погибель. (2) Многие будут подражать их мерзости и этим
        дадут повод хулить Путь Истины. (3) Это ненасытные люди, они
        с помощью хитроумных басен, на вас хорошо наживутся.
        Но приговор им вынесен давно, он не замедлит, и не дремлет
        их погибель!

        4 Ведь Бог не пощадил даже ангелов, когда те согрешили:
        Он заточил их в ад и предал цепям вечного мрака до Дня Суда.
        (5) Не пощадил Он и древнего мира, за исключением Ноя,
        вестника праведности, и с ним еще семерых, когда наслал потоп
        на мир нечестивцев. (6) И города Содом и Гоморру осудил
        на разрушение, обратив их в пепел - в назидание будущим
        нечестивцам. (7) Но Он спас праведного Лота, изнемогавшего
        от беспутства развратных людей - (8) ведь для этого
        праведника, для его праведной души было каждодневной пыткой
        видеть и слышать, что они творят. (9) Господь умеет
        благочестивых спасать от испытаний, а неправедных - сберегать
        для наказания в День Суда. (10) Особенно тех, кто идет
        на поводу у грязных желаний своей плотской природы и ни во что
        не ставит власть Господа.

        Дерзкие и наглые, эти люди не трепещут, оскорбляя небесные
        силы, (11) в то время как даже ангелы, которые несравненно
        сильнее и могущественнее, не говорят о них оскорбительно,
        обвиняя их перед Господом. (12) Они же словно неразумные
        животные, которые знают лишь инстинкты и рождаются
        для одного - чтобы их отловили и убили; они хулят всё то,
        что недоступно их уму; и, подобно этим животным, они тоже
        погибнут, (13) и им отплатится вредом за вред, который
        они причинили.

        Им сладок кутеж при свете дня; они - сама мерзость и позор;
        они наслаждаются тем, что плетут для вас сети обмана, сидя
        с вами за одним столом. (14) В глазах у них только проститутки
        и непрестанный грех; они заманивают в ловушку слабые души;
        сердца их натасканы на алчность; их удел - погибель.
        (15) Они сошли с прямого пути и заблудились, они пошли путем
        Валаама, сына Босора, которого прельстила награда за греховное
        дело. (16) Но он был уличен в преступлении: бессловесная
        ослица заговорила человеческим голосом и остановила безумие
        пророка.

        17 Это иссохшие источники, это тучи, гонимые бурей!
        Их дожидается непроглядный мрак ада. (18) Ведь они своими
        напыщенными и пустыми речами завлекают и ловят на приманку
        необузданных желаний плоти тех, кто только-только
        стал удаляться от людей, живущих во лжи. (19) Ведь кто чему
        покоряется, тот тому и раб. (20) Потому что если они,
        благодаря познанию Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа,
        бежали от мерзостей этого мира, но, снова запутавшись в них,
        опять ими покорены, то это последнее для них хуже
        того первого. (21) Лучше бы им вообще ничего не знать о Пути
        праведности, чем, узнав его, отвернуться от святой заповеди,
        что им вверена! (22) То, что с ним случилось, подтверждает
        верность пословицы:

                "Пес вернулся на свою блевотину"

        и

                "Вымой свинью - она снова валяется в грязи".

                            (Перевод В.Н.Кузнецовой)
                            www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/2pe.htm#1:1
               


ссылки:
 + + + свящ. Александр Мень о Лжепророке в 13-й гл. кн. Откровения
                     www.alexandrmen.ru/books/apokal/apokal13.html
 + + + прп. Симеон Новый Богослов:
        побежим ко Христу путем добродетели!
         www.messia.ru/rasylka/006/1410.htm#0
 + + + www.bible-center.ru/note/20041215/odp5
 + + + www.bible-center.ru/note/20060211/odp3
 



***************************************************************** * *
  к еванг. чтению пятницы 2-ой предуготовительной седмицы
  (Мк.15:22-25,33-41)   www.messia.ru/rasylka/007/1761.htm#0
   (митрополит Антоний;
    ссылки на тексты Ж.Ванье,
    свящщ. Георгия Чистякова, Саймона Тагуэлла,
    Г.-У. фон Бальтазара, Р.Гвардини, К.С.Льюиса)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Если кто говорит: "Я люблю Бога", и при этом ненавидит своего брата,
 тот лжец.
 Ведь если он не любит брата, которого видел,
 то не может любить Бога, которого не видел.
 У нас есть заповедь, которую мы получили от Него:
 тот, кто любит Бога, должен любить и своего брата. ...
 Я это написал вам, верящим в Сына Божьего, для того,
 чтобы вы знали: у вас есть вечная жизнь.
 Вот почему у нас такая смелость перед лицом Бога:
 если мы просим о чем-либо, что согласно с Его волей, Он нас слышит.
 А если мы знаем, что Он нас слышит, если мы о чём-нибудь просим,
 то знаем, что то, что мы у Него просили, уже наше.*
                                        (1Ин.4:20-21;5:13-15)
                                * * *
'Учитель - не тот, кто больше знает, а тот, кто быстрее учится'.
                                                                (Я.К.)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2120.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0


 -----------------------------------------------------
 | другие мои рассылки:                              |
 |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"                      |
 | Прочитать описание и подписаться можно здесь:     |
 |                             www.messia.ru/r3/#0 |
 |**                                                 |
 |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
 | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь:  |
 |                             www.messia.ru/r2/#0 |
 -----------------------------------------------------