=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


* 01 марта 2008 г. ст.ст., пятница {1-ой седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии): Ис.3:1-14; Быт.2:20-3:20; Притч.3:19-34.



Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080314/orth

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-03-2008


к чтению из Бытия:
 + повествование о грехопадении Адама
    www.messia.ru/rasylka/007/1775.htm#0
* К.С.Льюис: Божья воля и Божий замысел. Свобода. Грехопадение
                   www.messia.ru/rasylka/006/1433.htm#0

 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

Этот выпуск посвящен чтениям из книги пророка Исаии,
предусмотренным православным календарем
для первой седмицы Великого Поста (1:1 - 3:14)

     

2 1 Видение Исайи, сына Амоца, об Иудее и Иерусалиме.

    2 Так будет в последние дни:
    гора, на которой - Храм ГОСПОДА, будет стоять выше всякой горы,
         превыше всех холмов.
    Стекутся к ней все народы,
         3 сойдется много племен.
    Скажут друг другу: "Пойдемте, взойдем на гору ГОСПОДА,
         в Храм Бога Иакова.
    Он укажет нам стези Свои,
         чтобы шли мы по Его путям".
    Учение придет с Сиона,
         слово ГОСПОДА - из Иерусалима.

> <.....>  Завершается  <чтение  вторника  1-й седмицы Великого Поста>
> отрывком  из  <.>  пророчества Исаии <.> о <последних днях>. Об этом
> говорили   многие   пророки,    и  всякий   раз  слова их   вызывали
> у  современников  (как  порой  и  у  нас  сегодня) лишь скептическую
> улыбку. Не то, чтобы не верили вовсе, но... как ответили говорившему
> о  Воскресении  Спасителя  Апостолу  Павлу собравшиеся его послушать
> афинские  философы,  <об  этом  послушаем тебя в другой раз>. Схожая
> тема  -  схожая  реакция  публики.  Кто их ещё знает, эти <последние
> дни>,   когда  они  наступят,   если и наступят когда-нибудь вообще,
> а  жить-то  надо сегодня, так, пока этих <последних дней> дождёшься,
> будет,   пожалуй,   по  пословице  -   <Пока  солнце взойдёт,   роса
> очи  выест>. Так - для нас. А для пророка - иначе. Он день торжества
> Божия  видит  воочию,  у него этот день перед глазами всегда, каждую
> минуту.  И,  как это ни парадоксально на первый взгляд, Исаия не так
> уж далёк здесь от истины. Ведь этот день торжества Божия принадлежит
> не  только  времени,  в  котором  живём мы, но и вечности, в которой
> пребывает Бог. А вечность - всегда в настоящем. Конечно, это не наше
> настоящее,  в котором вполне достаточно такого, что в вечность войти
> никак  не  может    (у  Исаии   об  этом   сказано столько,   в т.ч.
> и  в  сегодняшнем отрывке,  что повторяться,   пожалуй, нет смысла),
> но ещё меньше вечность связана с тем, что уже прошло, или с тем, что
> ещё  не  наступило.   Может  быть,  только этим пророки и отличаются
> от  нас?  А  это  <только>  позволяет  им  увидеть  и  Бога, Который
> совершенно  реально,  хотя  и незримо для нас, правит миром; и смысл
> истории,   особенно  истории народа  Божия,  которая <завязана>  вся
> на этот день торжества Божия, и бессмысленность множества приносимых
> жертв?   Да,  наверное, особенно   бессмысленность  множества жертв.
> И  не  только  в лицемерии здесь дело, не только в том, что жертвами
> этими  во  все  времена  (и  наши, увы, не исключение) пытались люди
> откупиться  от Бога.  Дело,   быть  может,  прежде  всего в том, что
> в духовной сфере, там, где речь идёт об отношениях человека с Богом,
> количество,   к  сожалению,  не  переходит  в  качество  -  будь  то
> количество  принесённых в жертву ягнят, количество прочитанных утром
> или вечером молитв или даже количество выученных наизусть библейских
> отрывков.  А  вот <сокрушённое сердце> - это уже качество. То самое,
> которого  только,   если  верить  Исаии и всем другим пророкам, Богу
> от  нас  и надо. В конце концов, ради этого нового  качества  пришёл
> в мир Спаситель - но это уже другая история.


    4 Разберет Он споры народов,
         многие племена рассудит.
    Перекуют мечи в лемеха,
         а копья - в садовые ножи.
    И не пойдет уже с мечом народ на народ,
         и не станут впредь изучать ремесло войны.

    5 Давайте же, сыны Иакова, ходить в свете ГОСПОДНЕМ!

    /...../

    10 ...Укройся в скале,
         спрячься в земле
    из страха пред ГОСПОДОМ,
         из-за блеска и величия Его!
    11 Потупятся надменные взоры,
         склонится гордость людская,
    лишь ГОСПОДЬ будет высок в тот день.

> Есть  среди  'проклятых' философских вопросов один, который особенно
> любят  скептики:  может ли Бог  создать такой камень, который Он Сам
> не  сможет  поднять?  <...> на этот вопрос существует и традиционный
> весьма  остроумный   ответ:  не  только может,  но уже его и создал,
> и  камень  этот  -  человек.  И не в том дело, что человек сильнее -
> просто  наш  Творец  не для того нас создавал, чтобы меряться с нами
> силой.  Он  хотел,  чтобы  мы  жили  в Его мире - том самом, который
> библейские пророки называли  Царством Божиим.  И   'последние  дни',
> о которых   говорит  в  <этом  отрывке из> Исаия  -  это  ведь вовсе
> не 'конец всего'. Конец прежнего порядка вещей - несомненно. Но ведь
> на   смену ему приходит  не пустота, а другой порядок,  и отличается
> он  от  прежнего  не  тем, что Бог создаёт его на какой-то неведомой
> планете  или  в  ином,  таинственном  и непостижимом для нас сегодня
> измерении.   Просто  в центре   этого  обновлённого    мира   -  Сам
> Бог. <.....>


    12 Это день ГОСПОДА Воинств -
    на всё вознесшееся и гордое,
         и на высокое, и на низкое!
    13 И на ливанские кедры, высокие и гордые,
         и на баш`анские дубы!
    14 На большие горы
         и крутые холмы,
    15 на любую высокую башню
         и укрепленную стену,
    16 на тарш`ишские корабли,
         на суда с драгоценным товаром!

    17 Склонится тогда надменность,
         покорится гордость людская.
    Лишь ГОСПОДЬ будет высок в тот день,
         18 а идолы сгинут бесследно!
    19 Люди укроются в скалах,
         уйдут в норы, под землю,
    из страха пред ГОСПОДОМ,
         из-за блеска и величия Его.
    Поднимется Он - ужаснется земля!

    20 В тот день возьмет человек золотых и серебряных идолов,
    которых сделал, чтоб им поклоняться,
    и швырнет их кротам и летучим мышам,
    21 и укроется в расщелинах скал,
         будет прятаться в трещинах утесов
    из страха пред ГОСПОДОМ,
         из-за блеска и величия Его.
    Поднимется Он - ужаснется земля!

> Так  почему  всё же так неизбывно в человеке это стремление укрыться
> от  своего  Творца?  И  случайно  ли  'день Господень' грядёт на всё
> 'гордое  и высокое'?  И  чем обычно мы больше всего гордимся?  Ведь,
> в  конце  концов, и для древних язычников их боги были важны не сами
> по  себе.   В  сущности,  все они символизировали собой нечто важное
> и  ценное  для  людей  своего  времени.  Боги  древних  -  это  боги
> плодородия  (и чадородия), войны (вернее - военных побед и триумфов,
> иначе  не стоит и воевать), торговли (точнее - коммерческого успеха,
> без  которого нет  смысла  этой торговлей заниматься). А  дальше   -
> и  вовсе  уже  риторический вопрос:   так  ли уж в прошлом  остались
> эти  боги  -  не изображения, это вопрос культурной традиции, а сами
> боги?  И если так, то к кому же обращается пророк? Только ли к своим
> современникам?   И   если вспомнить,  чем были  для древних их  боги
> (а  получается, что тем же в общем-то, чем и для наших современников
> сегодня),  то  становится  понятно,  почему  человеку  (тоже  во все
> времена,  кстати)  свойственно  прятаться от Бога. Жаль себя и своих
> богов. Жаль того, чем жили и на что положили жизнь. Ведь, как скажет
> много позже   Иисус,  где  сокровище,  там  и  сердце.  Вот  если бы
> в  Царство  Божие - да со всем багажом, со всем накопленным скарбом!
> Но вот беда: для много из накопленного здесь, по законам не знающего
> Бога,  а потому извращённого мира, нет места в этом Царстве. И тогда
> приходится выбирать: бросить то, что не унесёшь с собой, и идти туда
> налегке, или остаться с милыми сердцу 'сокровищами'. Но если человек
> не  хочет  в  Царство  Божие, то  с этим уже   ничего  не поделать -
> даже  Богу.  Не  потому,  что  Он  не  может привести человека в это
> Царство  насильно, а потому, что не хочет этого делать. Свобода воли
> человека  для  Него  -  ценнее  всего,  ценнее даже того абсолютного
> счастья,  которое Он может дать человеку в Своём Царстве. Это и есть
> тот самый неподъёмный для Бога камень человеческой свободы.

    3 1 Теперь Владыка, ГОСПОДЬ Воинств,
    лишит Иерусалим и Иудею всех запасов и припасов,
         всего припасенного хлеба
         и всякого запаса воды.
    2 Лишатся они богатырей и воинов,
    судей и пророков,
         предсказателей и старейшин,
    3 начальников над отрядами,
    сановников и советников,
    и мудрых чародеев,
         и искусных заклинателей.
    4 "Юнцов Я поставлю над ними,
    и те будут править - им на беду!"
    5 Станут люди притеснять друг друга,
         каждый - ближнего своего.
    Будет юнец глумиться над старцем,
         никчемный - оскорблять почтенного.

    6 Человек схватит брата, родственника своего:
    "Раз есть у тебя одежда -
    будь нашим вождем,
         руинами этими будешь править!"
    7 Но тот в ответ воскликнет:
    "Я не смогу исцелить вас!
    Нет в моем доме ни хлеба, ни одежды -
    зачем вам такой вождь?"

    8 Иерусалим споткнулся,
         пала Иудея!
    Речи и дела их - против ГОСПОДА.
    Бросают они вызов Его очам, Его славе!
    9 Против них свидетельствует их несправедливость.
    Бахвалятся своими грехами, как жители Содома, открыто!
    Горе им! Они сами навели на себя беду.
    10 Счастлив праведник! Хорошо ему:
    насладится он плодами дел своих.
         11 Горе злодею! Плохо ему:
          что делал он - то и получит.

    12 О народ мой!
    Начальники угнетают его,
         заимодавцы властвуют над ним.
    О народ мой!
    Вожди твои увели тебя с пути,
         повели по неверной дороге.

    13 ГОСПОДЬ встал, как обвинитель,
         встал, как судья народов:
    14 ГОСПОДЬ будет судиться
    со старейшинами и вельможами Своего народа.
    - Это вы разорили виноградник!
    В домах ваших - отнятое у бедных.


> <...>  По-разному  называют  Суд Божий. Страшный Суд. Последний Суд.
> Быть  может,  тем  и  страшный,  что  последний. И всё тот же вечный
> вопрос:  когда?  и  как? А когда, собственно, видит этот Суд пророк?
> Когда  ассирийская   армия   стояла у стен Иерусалима? Да,  конечно,
> и тогда тоже. Но ведь такой Суд - всегда встреча с вечностью Божией.
> Той  самой, где нет ни прошлого, ни будущего. Где только Настоящее -
> и  только  с  большой  буквы. И, значит, Суд совершается всякий раз,
> когда  мы  стоим  лицом к лицу с Богом. Так, значит, всё уже позади?
> Для  кого-то   -   возможно. Не случайно же видит св. Иоанн Богослов
> в  своём  апокалиптическом  откровении  святых, о  которых   узнаёт,
> что  они,  участвующие  в  'первом воскресении', избавлены от вечной
> гибели.  Иисус  скажет,   что  верующий в Него  не приходит на Суд -
> а   неверующий осуждён  потому,  что  не верует. Но не случайно ведь
> о  Суде  этом говорится, что он - последний. Последний - почему? Бог
> не хочет больше ждать? Или... или просто ждать больше нечего? И всё,
> что  можно  было  ответить  Богу, человек уже ответил? Но что вообще
> можно  ответить  Богу  на Суде? "Жил,  как все?"  Так  это,  похоже,
> не  оправдание, иначе бы и во времена Исаии у Бога не было претензий
> к  иерусалимлянам  -  они  ведь  тоже  жили  <как все>, а надо было,
> очевидно, как-то иначе.  А иначе,  конечно,  тяжело. Быть  не таким,
> как  все,   тяжело  всегда.   А уж  не грешить - и вовсе невозможно.
> Но  ведь  и  Бог  не  требовал этого от Своего народа. Устами Своего
> пророка  он,  в  сущности, упрекает их в двух грехах: в том, что они
> даже и не пытались жить иначе (наоборот, судя по всему, изо всех сил
> старались,   чтобы  было  у  них  всё 'как   у прочих народов', 'как
> у  людей', выражаясь по-современному), и в том, что грешили открыто,
> 'по-Содомски',    не  только  ни в  чём не раскаиваясь,  но  едва ли
> не  гордясь тем, что делали. Так, может быть, Суд тогда и становится
> последним и потому страшным, когда мы грешим и гордимся вместо того,
> чтобы    каяться, и   не  только не пытаемся  жить, как   Бог велит,
> но  и  стараемся  изо  всех сил быть как все? И если это - последнее
> наше  слово,  то  чего  Богу  ещё  от  нас ждать? Встреча становится
> действительно   последней,  а  приговор страшным. Только вот кто его
> в таком случае подписывает?

        [ В.В.Сорокин.
          Книга пророка Исаии (в помощь изучающим Священное Писание)
          www.bible-center.ru/book/isaiah/000/001;
          www.bible-center.ru/book/isaiah/000/002;
          www.bible-center.ru/book/isaiah/000/003;
          www.bible-center.ru/book/isaiah/000/004.
          Цитаты из кн. пророка Исаии в этом выпуске рассылки
          даны в переводе А.Э.Графова. ]



 + + + комментарии из "Толковой Библии" на Ис.1-3
  www.bible-center.ru/biblecomment?comm=lopukhin_ru&txt=isa+1
   www.bible-center.ru/biblecomment?comm=lopukhin_ru&txt=isa+2
    www.bible-center.ru/biblecomment?comm=lopukhin_ru&txt=isa+3


Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: Матфея, глл. 13-14
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt2.htm#13:1.
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Деяния, глл. 13-14
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac1.htm#13:1.

Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения
за Великий пост трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
Бытие, 21:1-25:18: Жизнь Авраама. Исаак.
www.messia.ru/r3/ge/21-25.htm


***************************************************************** * *
  к еванг. чтению субботы 1-ой седмицы Великого Поста (Мк.2:23-3:5)
   www.messia.ru/rasylka/007/1776.htm#0
   (по тексту К.Барта; ссылки на тексты Якова Кротова, митр. Антония;
    здесь же - ссылки к апост. чтению - Евр.1:1-12)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*ГОСПОДЬ мудростью основал землю, / небеса утвердил разумом,
 Его в`едением разверзаются бездны, / и облака источают росу.
 Сын, да не скроется это от тебя,
  и сохранишь благоразумие и прозорливость.
 И будет это жизнью для твоей души,
  и станет людская милость твоим ожерельем.
 Тогда безопасна будет твоя дорога, / и нога твоя не оступится.
 Ляжешь спать без боязни, / заснешь - и сон будет сладок.
 Не бойся внезапного несчастья, / погибели, что готовят нечестивцы;
 ибо ГОСПОДЬ - на твоей стороне, / Он не даст тебе ступить в западню.
 Не скрывай добра от законного владельца, / если это в твоей власти;
 не говори ближнему: 'Ступай, придешь потом,
  завтра дам', - если есть, чем поделиться.
 Не замышляй ничего против человека, / который тебе доверяет.
 Не ссорься попусту с тем, / кто не причинил тебе зла.
 Не завидуй творящему насилие / и не выбирай его дороги,
 ибо мерзок ГОСПОДУ коварный, / а честные - у Него в доверии.
 Проклятие ГОСПОДА - на доме нечестивца;
  а жилище праведных Он благословляет.
 Над насмешниками Он посмеется, / а кротким дарует милость.*
                        (Пр.3:19-34, нов.пер., РБО, 2000г.)
                                * * *
*Вера в Бога - это доверие,
 почти невероятное доверие тому,
 что, в высшей степени отдавая себя в любви,
 мы будем не постыжены, а <приняты>,
 что Любовь есть основа нашего бытия,
 к которой мы в конце концов возвращаемся, как в свой дом.*
                                                         (Дж.Робинсон)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2135.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

Читатель! Здесь Вы можете оценить этот выпуск рассылки и оставить свой комментарий:

Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:
Хотелось бы, чтобы выпуски были короче:

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Комментарий:
(не обязательно)
Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно, но если вы хотите получить ответ на ваш отзыв или вопрос, имейл и имя, конечно, надо указать!)