=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


* 06 марта 2008 г. ст.ст., среда {2-ой седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии): Ис.5:16-25; Быт.4:16-26; Притч.5:15-6:3.



Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080319/orth

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=19-03-2008

     
Различные материалы и ссылки по темам этого дня
(к чтениям из Ис., Пр.;
 Пособие к проведению Великого поста, день 10;
 постовой план чтения Библии) см.:
  www.messia.ru/rasylka/007/1780.htm


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

Этот выпуск посвящен чтениям из книги Бытия,
предусмотренным православным календарем
для второй седмицы Великого Поста (3:21 - 6:8)

 
> Что  <> касается <> греха Адама и Евы,  или просто - греха человека,
> +всечеловека+,  мне  кажется,    что  из Библии абсолютно ясно,  что
> он совершается в момент, когда человек решает самостоятельно познать
> всё  тварное,  всю  тварность,  всё  существующее  не  изнутри Бога,
> Который  всё знает до самых глубин, а изысканием своего собственного
> ума  и  опыта.    В этот момент человек как бы спиной поворачивается
> к  Богу  ради  того,    чтобы лицом обернуться  к окружающему  миру.
> Как  сказал  один  протестантский  пастор во Франции  еще  до войны,
> у  человека,    который отвернулся   от Бога и стоит к Нему  спиной,
> Бога  нет;  а  единственный  источник  жизни  - Бог; такому человеку
> остается  только  умереть. Вот в этом и грех, и последствие греха, -
> не  как наказание, а как неизбежное последствие:  нельзя  оторваться
> от Жизни и остаться живым.

> По  библейскому рассказу, Каин  -  первый сын Адама и Евы;  Авель  -
> его  брат.   Рассказ о них как будто очень простой,   а вместе с тем
> в  значительной  мере   непонятный.   Говорится  нам о том, что Каин
> был  земледельцем,  Авель  -  пастухом.  Авель  принес  Богу жертву,
> которую  Бог  принял;  Каин  принес  жертву, которая была отвергнута
> Богом.  И разгневавшись, охваченный завистью, Каин убил своего брата
> (Быт  4:3-8).  Казалось  бы,  совершенно  непонятный рассказ. Почему
> земледельчество  Богу  не  угодно было, почему пастушество было Богу
> более по нраву?..

> Если  задуматься,  то, наверное, можно найти ответ, который для всех
> нас  в  той или другой мере пригоден. В чём заключалось пастушество,
> занятие  Авеля?   В  том,  что он был  свободен от привязанности. Он
> не  был прикован к земле, он был странником - в хорошем смысле этого
> слова,  то есть он не прирос к земле. Он не был бродягой, потому что
> у него была  настоящая   забота о  семье,  о  скоте,   привязанность
> к  родителям,   привязанность  к брату;   но   он  был   +свободен+.
> Если  думать  о  Каине,  то  его  можно легко объяснить себе притчей
> Спасителя  Христа,  евангельским  рассказом  о том, как три человека
> были  приглашены  на  брачный  пир  (Лк 14:16-24). Первый отказался,
> сказав:  я  купил клочок земли, я должен его хорошенько осмотреть...
> Он  думал,   что   теперь   он хозяин  этой земли,   что  эта  земля
> ему  принадлежит; на самом деле он теперь принадлежал этой земле, он
> не  мог  от нее оторваться,  он был к ней так привязан, что ему дела
> не было до того,  что друг  его женится.   Второй  человек, которому
> было  предложено прийти на брак, отказался, сказав: я купил пять пар
> волов,  мне  надо идти их испытать...  Разве  это  не  картина того,
> что   бывает   почти  с  каждым из нас? Мы  говорим: у меня  на тебя
> нет  времени, у меня есть свое дело, я должен совершить +свое дело+,
> у  меня  какое-то  призвание,  и  я должен его исполнить... А третий
> ответил:  я  сам женился, я не могу прийти на твой брак... Что можно
> перетолковать так:  мое сердце  переполнено +моей+  радостью,  какое
> мне дело до твоей!.. И мне кажется, что если перенести такую картину
> на Каина, то можно себе представить:  +земля+  была его  уделом,  он
> за  нее держался, но и она его держала.  Все  его  заботы, его  труд
> над  землей,  его  семейные  отношения  его  +приковывали+,  он  был
> пленником,  и когда он обратился к Богу, то он обратился как пленник
> земли,   а   вовсе не как свободный сын, сотворенный Богом для связи
> с Ним, для дружбы, для любви.

> И  мне кажется,  из этого мы можем  тоже извлечь урок.  Конечно, кто
> из   нас   "странник"?  Кто из нас не связан с землей так или иначе?
> Но  быть  связанным  как  пленник,  быть прикованным к своему делу -
> одно;  а  делать  свое дело как свободный человек, который творчески
> что-то  совершает,  -  совершенно другое дело. И каждый из нас может
> научиться  от  Авеля  той  свободе  духа, которая позволяет, с одной
> стороны,  делать  свое  дело,  быть человеком до самой глубины души,
> самым  реальным  образом, любить своих родных, заботиться о том, что
> ему  поручено,  +быть+  чем-то  - и вместе  с этим  не быть  в плену
> ни  у чего, быть в состоянии смотреть вокруг себя, дивиться красоте,
> переживать всё глубокое, что нам могут дать природа, жизнь, люди. И,
> с  другой  стороны, мы можем, подобно Каину, быть связаны, связаться
> землей,  к  которой  мы приковали себя, делом, которое для нас стало
> важней  любви,  дружбы,   близких  людей,    кого  бы   то  ни было.
> Нам кажется, что "надо" совершить это дело; мы готовы быть пленником
> своего маленького, может быть,  счастья,  своей  маленькой радости -
> но  она  +моя+,  я  буду  ею питаться до конца; а что у других людей
> может  быть  радость,  горе,  нужда - мне дела нет... Вот чему может
> научить нас рассказ о Каине и об Авеле.

> <....>  почему  Каин  убил Авеля? Почему его могло так возмутить то,
> что  Бог  принял жертву его брата  и отверг его  собственную,  чтобы
> он мог дойти до убийства?

> Знаете,  то, что совершилось с Каином, совершается ежедневно во всём
> мире,  но  не  обязательно  в  форме  физического убийства, а в иной
> форме.  Каин оказался перед лицом брата, который для него был как бы
> воплощением   Божиего   осуждения.  Глядя    на своего брата  Авеля,
> он видел,  что есть  человек, который  приемлем  для Бога, тогда как
> он  неприемлем.   И он  поступил  так же,  как часто  поступали люди
> в  древности  и каждый из нас иногда поступает. У него было чувство,
> что - не будь Авеля, все было бы хорошо: не было бы точки сравнения;
> всё  было  бы  просто,  будь  Каин  один.  И  он  решил убить Авеля,
> отделаться  от  него,  устранить,  чтобы были  только он да Бог,  он
> да жизнь.

> Вы,  может  быть,  скажете:  Ну,  слава  Богу, +такого+ никто из нас
> никогда  не совершал... - =Неправда=! Как часто, когда человек стоит
> на  нашем  пути, в том или другом виде - и политически, и житейски -
> мы думаем: Ах, если бы только его не было, как бы дышалось свободно,
> как было бы хорошо! Ах, если бы только его не было на свете!.. И это
> очень страшная мысль,  потому что  это  каинова мысль. Мы не доходим
> до  того, чтобы +убить+ человека, нет. Но мы как бы доходим до того,
> чтобы его отстранить, исключить его из нашей жизни, - а это человеку
> иногда бывает так мучительно, так +страшно+ и так больно. <...>

> Второй   вопрос:  почему,  каким  образом  жертва  одного  оказалась
> приемлема,  тогда как жертва другого была отвергнута? Речь, конечно,
> не  идет  о  том,    что   Бог с большей готовностью принимал   один
> род  пожертвований, чем  другой.  Бог смотрел не  на жертву, которая
> не  могла ничего особенного выразить о человеке: тот давал, что мог,
> давал, может быть, +всё+, что только мог материально; но Бог смотрел
> в  сердце  человека.  С  одной стороны был человек, который от всего
> сердца,  радостно,  как  бы  принимая в себя всю красоту мироздания,
> весь  смысл  мироздания,  возвращал  Богу  в  виде  дара, с любовью,
> ликующе,   то,  что ему было дано  от Самого Бога; с  другой стороны
> был  человек,  который был весь привязан к тому, что у него было, он
> от  этого   отделял,    сколько  требовалось,   чтобы Богу  выразить
> свою  преданность,  свое  почтение,  свою  веру  посильную, но хотел
> сохранить +землю+ для себя, отдав Богу подобающую Ему часть. С одной
> стороны  -  открытость  сердца  и открытость рук, с другой стороны -
> замкнутость  сердца,  собственничество  и  из этого собственничества
> какая-то  "подачка"  Богу.  Вот  что  является,  мне кажется, в моем
> ограниченном  понимании,  объяснением этого поступка и этого отрывка
> из Ветхого Завета.

> Раньше  чем  перейти  к более отрадным  рассказам о подвижниках веры
> в  Ветхом  Завете,  я  хочу остановить внимание еще на одном мрачном
> человеке,  - на Ламехе. Мы о нем знаем чрезвычайно мало; одно только
> знаем  ясно: он сказал своим женам, что если за Каина отомщено будет
> семижды, то за него будет отомщено семьдесят раз всемеро (Быт 4:24).
> И  вот  о  чем  я  хочу  сейчас говорить: о мести. Ламех был чем-то,
> кем-то обижен. Мы не знаем, кем, не знаем, чем, но для нас важно то,
> как он  отозвался  на обиду. Обида для него не мерялась  тем,  +что+
> ему   сделали,   чем ему   досадили,  она  измерялась   только  тем,
> что  досадили  +ему+,  что  он  -  центр всего, и неважно, велика ли
> обида,   мала ли обида:   важно,  что некто смел коснуться  его,   -
> его  покоя,  его  жизни, его достояния  (мы  не знаем, чего именно).
> И его ответом была месть. Причем не такая, как позже в Ветхом Завете
> говорится:  +Око  за око, зуб за зуб+ (Исх 21:24), то есть если тебя
> ранили  в глаз,    не  смей наказывать обидчика больше,  чем ты  был
> им  ранен. Если тебе сделали нечто и ты захочешь как бы "отплатить",
> отплачивай,  но  не прибавляй ничего, никакой мести к тому, что тебе
> сделали. Это, конечно, в Евангелии превзойдено заповедью о прощении,
> но   в   примитивном   обществе  это  уже  имело  огромное  значение
> сдерживающей силы. Ламех стоит как образ человека, который не только
> не  может простить, но даже неспособен быть справедливым, потому что
> справедливость,  судебная  справедливость  может  потребовать, чтобы
> человек  был  наказан  равным, но не большим образом, скорее всего -
> меньшим    образом:   цель   наказания  -  привести  его к сознанию,
> а не заставить страдать столько же или даже больше, чем он  заставил
> страдать другого.

> <...>

> <... Ламех> не сумел посмотреть на того, кто его обидел, или глубоко
> ранил,  или обездолил, и подумать: Какой он несчастный человек! Если
> бы только он мог раскаяться, если бы только он мог понять, он был бы
> новой тварью, и мы тогда могли бы  быть братьями, обнять друг  друга
> и назвать друг друга братьями!..
                [ митрополит Сурожский Антоний. УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
                  www.mitras.ru/h_d/hd23.htm ]



*** к Быт.4:8-15 (убийство Каином Авеля)
  ** Яков Кротов об убийстве Каином Авеля и смертной казни:
                      www.messia.ru/rasylka/003/374.htm#0
  ** Николай Бердяев об аде; "нравственное сознание началось
        с Божьего вопроса: 'Каин, где брат твой Авель?' ..."
                       www.messia.ru/rasylka/003/599.htm#0
  ** разные авторы



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Пей из своего водоема, / черпай из своего колодца.
 Зачем твоим водам проливаться на улицах, / растекаться по площадям?
 Оставь их себе одному, / не дели с чужими.
 Да будет благословен твой родник,
  да будет в радость жена юности твоей.
 Лань любимая, козочка милая -
  ее грудь утолит тебя во всякое время,
   любовь к ней пьянит тебя непрестанно.
 И зачем, сын мой, опьяняться чужой женой, / обнимать стан замужней?
 Ведь открыты ГОСПОДУ все пути человека,
  все дороги людские Он ведает.
 Нечестивый попадет в сети зла своего,
  запутается в собственных грехах.
 Погубит его недостаток воспитания, / избыток глупости с пути собьет.
*Сын мой! Если ты поручился за другого, / за чужого поруку дал -
 то на собственном слове ты попался, / собственным словом был пленен.
 Что угодно делай, сын, но избавься, / ибо ты теперь в чужой власти.
 Падай в ноги, умоляй, не отставай,
 гони от себя сон, / глаз не смыкай,
 спасайся, как газель от погони, / как птица от ловца.
                (Пр.5:15-6:5, новый перевод РБО, 2000г.)
                                * * *
"Трудно говорить о Боге в третьем лице. Бог не "Он", а безмерное ТЫ".
                                                     (Иоанн Шаховской)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2140.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»