=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 17 марта 2008 г. ст.ст., воскресенье 3-ье Великого Поста, Крестопоклонное. литургические чтения: Евр.4:14-5:6; Мк.8:34-9:1 *. > В субботу на третьей неделе Великого поста с незапамятных времен > выносится на середину церкви Крест, и вся следующая, четвертая > неделя называется Крестопоклонной. Мы знаем, что Великий пост - > это подготовление к Страстной седмице, когда вспоминает Церковь > страдания, распятие и смерть на кресте Иисуса Христа. Таким образом, > вынос Креста напоминает нам о цели нашей собственной усиленной, > углубленной религиозной жизни в эти великопостные дни. В связи > с этим уместно вспомнить о месте Креста, этого главного, высшего > символа, в христианской вере. > Символ этот имеет два тесно связанных одно с другим значения. > С одной стороны, - это Крест Христов, это то решающее событие, > которым завершаются земная жизнь и служение Иисуса Христа. > Это рассказ о странной и страшной ненависти людей к Тому, Кто > всё Свое учение сосредоточил на заповеди любви, всю Свою проповедь - > на призыве к самоотречению и жертве во имя этой любви. Пилат, > римский губернатор, к которому привели арестованного, избитого, > заплеванного Христа, говорит: "Человек этот никакого зла > не сотворил". Но это вызывает еще более сильный взрыв: "Распни, > распни Его!" - вопит толпа. Так вот, Крест Христов - это вечный > вопрос, обращенный к самой глубине нашего сознания: почему > добро вызывает не только сопротивление, но и ненависть? Почему > оно всегда распинается в мире? Мы обычно избегаем ответа на этот > вопрос, возлагая вину на кого-то другого. Вот если бы мы, если бы > я был там в ту страшную ночь, я не поступил бы так, как все прочие. > Но, увы, где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. > Мы знаем, что мучили, распинали, ненавидели Христа не какие-то > изверги, специально, особо злом одержимые люди. Нет, в сущности, > это были люди "как все". Пилат даже попытался защитить Иисуса, > уговорить толпу. Пилат даже предложил толпе по случаю праздника > отпустить Христа на свободу. Пилат перед лицом толпы умыл руки, > показывая тем, что он не согласен с этим убийством. Несколькими > штрихами Евангелие рисует нам этого бедного Пилата - его испуг, > его чиновничью совесть, его трусливый отказ поступить по совести. > Но разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас > жизни? Разве это не самая обычная, самая типичная из всех историй? > Разве не присутствует Пилат в каждом из нас всё время? Разве, когда > приходит час сказать решительное, бесповоротное "нет" неправде, > несправедливости, злу и ненависти, - мы не сдаемся на этот соблазн > "умыть руки"? За Пилатом - римские воины, солдаты. Но ведь и они > могут сказать в свою защиту: мы только исполняли приказание > начальства. Нам было сказано "обезвредить" какого-то бродягу, > производящего волнения и беспорядок. О чём же тут разговаривать? > За Пилатом, за воинами - толпа, то есть те, что всего за шесть дней > до этого восторженно встречали Христа, вступавшего в Иерусалим, > и кричали "Осанна..." А вот теперь: "Распни Его!" Но разве > не объяснили ей, этой толпе, вожди, учителя, авторитеты, что Человек > Этот - преступник, нарушающий законы и обычаи, и потому, по закону > (всегда по закону, всегда по соответствующей статье) - должен > умереть... Итак, каждый из участников этого страшного дела > был "по-своему" прав, так как имел оправдание. А все вместе убили > человека, который "ни единого зла не сотворил". > И потому первый смысл Креста - это смысл его как суда над злом, или, > еще вернее, над тем псевдо-добром, в которое в мире сем вечно > рядится зло и которое обеспечивает злу его страшную победу на земле. > Отсюда же - второй его смысл. За Крестом Христовым - наш, мой крест, > тот, о котором сказал Христос: "Кто не берет креста своего каждый > день..." Это значит, что выбор, перед которым в ту ночь стояли все: > и Пилат, и воины, и вожди, и толпа, и каждый человек в этой толпе, - > что выбор этот всегда, каждый день ставится перед каждым из нас. > Внешне это может быть что-то, кажущееся нам не очень важным, > второстепенным. Для совести, однако, нет перво- или второстепенного. > Есть только правда и неправда, добро и зло. Взять каждый день > свой крест - это не просто терпеть тяготы, бремя жизни. Это прежде > всего жизнь в согласии с совестью, это жизнь в свете суда совести. > Вот и сейчас - перед лицом всего мира берут человека, который > "ни единого зла не сотворил", и мучают, и бьют, и сажают в тюрьму > или ссылают. И всё по закону, всё по послушанию и по дисциплине, всё > во имя порядка, на благо всех. И сколько пилатов умывают руки, > сколько воинов спешат исполнить воинскую дисциплину и сколько людей > послушно, подобострастно улюлюкают, в лучшем случае же молча смотрят > на это торжество зла. > Вынося Крест, поклоняясь ему, целуя его, вспомним, о чём он. > Что говорит нам, к чему призывает? Вспомним о кресте как о выборе. > О выборе, от которого всё зависит в мире и без которого всё в мире - > торжество тьмы и зла. "На суд пришел Я в мир сей", - сказал Христос. > На этом суде - суде распятой любви, правды и добра - стоит каждый > из нас. [ свящ. Александр Шмеман Опубликовано: Воскресные беседы // М.: "Паломник", 2002. www.messia.ru/r2/2/092.htm ] + свящ. Александр Шмеман: Крест Христов. Грех как потребительство www.messia.ru/rasylka/007/1790.htm#0 (+ ссылки на др. материалы по теме) + С.С.Аверинцев. Проповедь www.sfi.ru/ar.asp?rubr_id=356&art_id=2730 + Steba (М.З.). "Эти слова - пугают? Меня - да" http://community.livejournal.com/molodezhkagroop/96974.html?mode=reply И еще про несение креста... http://community.livejournal.com/molodezhkagroop/97042.html?mode=reply Позор креста http://community.livejournal.com/molodezhkagroop/97505.html?mode=reply + митрополит Антоний. Проповедь (впервые в интернете?) www.mitras.ru/archive/080329.htm + сщмч.Серафим (Чичагов). О несении креста. Слово в Неделю 3-ю Великого поста. www.martyr.ru/content/view/126/37/ ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.16:24-28; Лк.9:23-27; эпизод N86 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#86 ) Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080330/orth Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=30-03-2008 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: чтение из Евангелий: от Луки, глл. 6-7 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#6:1. чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 1 Коринфянам, 6-10 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1co.htm#6:1. # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Подозвав к себе народ и учеников, Иисус сказал: "Кто хочет следовать за Мной, / пусть забудет о себе, возьмет свой крест - / и тогда следует за Мной. Кто хочет спасти свою жизнь, / тот ее потеряет. А кто свою жизнь потеряет ради Меня и Радостной Вести, тот ее спасет. Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а жизни своей повредит? Разве не всё отдал бы он, / лишь бы вернуть себе жизнь?! А кто постыдится признать Меня и Мои слова перед этим безбожным и грешным поколением, того и Сын человеческий постыдится признать, когда придет облеченный в славу Отца Своего с Божьими ангелами".* (Мк.8:34-38) * * * *Раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус, Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем. Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха. Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости, чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нуждаемся в помощи. Ведь всякий первосвященник выбирается из людей и для людей как их представитель перед Богом, чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи. Он способен посочувствовать тем, кто невежествен и заблуждается, потому что и сам подвержен слабостям, из-за этого он обязан приносить жертвы как за грехи народа, так и за свои собственные. И никому не занять такого почетного места по собственной воле - первосвященник призывается Богом, как был призван Аарон. Так и Христос. Не сам Он прославил себя, став Первосвященником, но Тот, кто сказал Ему: 'Ты - Мой Сын, / сегодня Я стал Отцом Тебе' И в другом месте Бог говорит: 'Ты - Священник вовеки, / подобно Мельхиседеку' В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение. Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. И Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.* (Евр.4:14-5:10) * * * "Бог наш на небе и на земле творит всё, что хочет". ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2150.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 | |||||
|