=ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 1 апреля 2008
г. ст.ст., понедельник {6-ой седмицы Великого Поста}. церковные чтения (паремии):
Ис.48:17-49:4; Быт.27:1-41; Притч.19:16-25.
Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080414/orth
Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-04-2008
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
-- -- -- -- > Нынешним
христианам, несомненно, стоило бы задуматься над ценностью >
мученичества <...>. В течение двух межвоенных десятилетий
за веру > пострадало несравнимо больше
христиан, чем за первые три века после > Воскресения
Христова. По сравнению с теми испытаниями,
которые > выпали на долю верующих
в XX веке, взять хотя бы Советский Союз >
(1917-1988 гг.) и Эфиопию (1974-1991), римские
гонения на раннюю > Церковь кажутся довольно
безобидными и даже гуманными. >
Опыт
Юлии де Бособр > Но кто такой
мученик? Что превращает страдание из разрушительной >
в созидательную силу? Что делает насильствунную
смерть актом > мученичества,
жертву несправедливости - искупительной жертвой? >
Ответ можно найти в опыте русской христианки
Юлии де Бособр. > Это случилось в Москве,
в конце 20-х годов. В тот день Юлия собирала > продуктовую
посылку для арестованного ГПУ мужа (передачи в тюрьме >
принимали раз в неделю). Ее душила безысходность. Страдание
мужа, > сотен других людей, собственное
страдание - всё это казалось >
бессмысленным и напрасным "К чему? Ради чего?"
- спрашивала она > себя. Она
потерянно слонялась по комнатам и вдруг почувствовала >
за спиной как будто легкое веяние ветра и услышала, как сама писала
> потом, "неизреченные слова
Другого". С этого момента в ее жизни >
забрезжил рассвет. > "Конечно,
в твоих бедах нет никакой видимой пользы.
Они только > ломают тело и корежат душу.
Но Я разделю с тобой всякое бремя, каким > бы
тяжким оно ни казалось. В испепеляющем огне страдания Я познаю
> весь ужас отвержения. Я
познаю всю тяжесть твоей ноши, потому что > разделю
ее с тобой, но познаю ее глубже, чем
ты. Я хочу > ее разделить.
Мне нужно ее познать. После Моего воплощения и твоего >
крещения другого пути у нас нет - +если ты, конечно, согласна+..."{}
> Для нас здесь особенно
важны две мысли - ценность добровольного >
принятия и сопричастность. > "+Если
ты, конечно, согласна...+" Христос, "протомученик"
> добровольно идет на смерть,
и всякий мученик - +alter Christus+, > "наследующий
Христа", призван к тому же. Само по себе невинное
> страдание еще не делает
человека мучеником; нужно, что бы он >
добровольно принял это страдание, даже если его не выбирал.
Только > "отвержение себя"
превращает невиннноубиенного страдальца >
в свидетеля. Ничто и никто не в силах возложить на нас крест,
пока > мы не +возьмем+
его сами. Страдание становится созидательным, >
а смерть - жертвенной, только если их добровольно
принимает тот, > кому предстоит пострадать
и умереть. > "+Я разделю с
тобой всякое бремя+..." - обещает Христос. Страдание >
становится созидательным, а смерть - жертвенной,
только если > мы осознаем,
что Христос, Господь страдает с нами, и
Его > Божественным состраданием
мы делаемся способны страдать в других, >
с другими и ради других. "+После Моего воплощения+..."
В Вифлееме > Христос вошел в человеческую
жизнь во всей ее полноте, разделил ее > с
нами целиком и без остатка. В Гефсимании и на Голгофе Он целиком
> и без остатка разделил нашу
смерть. Единожды взяв на себя наши >
"болезни" и печали, Он делит нашу отверженность, наше одиночество,
> несет наши бремена "+После...
твоего крещения другого пути у нас > нет...+"
Крещенный в смерть Христову, а значит, и в Его Воскресение, >
призван в единстве со Спасителем нести тяготы
и скорби ближних. > "Носите бремена друг
друга... " (Гал.6,2). > Задумаемся над
этими словами. >
Добровольное
принятие > Первое, что отличает
мученичество от убийства или злодеяния - >
это момент добровольного принятия. "+Если ты, конечно, согласна...+"
> Здесь требуется согласие свободной,
ничем не скованной воли. >
Мученичество - не просто страдание, но акт самоотвержения.
Мученик > отдает себя, и только
так его смерть становится жертвенной, >
ибо "жертвовать" означает "освящать нечто, отдавая это Богу", то
ли > в смерти, то ли еще как-то иначе.
Иными словами, мученик - тот, кто > в "роковые
минуты" отважится сказать: "Вот я" (Ис.6,8). "Тогда
> Я сказал: "вот, иду, как в начале
книги написано обо Мне, исполнить > волю
твою, Боже" (Евр.7,10). Настоящий мученик не "нарывается"
> на страдание, но и не кривит душой и не
спасается бегством. > Убедительней всего
это показал Сам Христос, "... жизнь Мою полагаю >
за овец, - говорит Он. - Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю
> ее" (Ин.10,15,18). Он был "послушным
даже до смерти" (Фил.2,8) - > но Его
никто не принуждал к послушанию. По словам Фомы Аквинского, >
"когда же Он соделал всё, что определил Себе, тогда настал Его час -
> не по неизбежности, но по Его воле;
не по стечению обстоятельств, > а по
Его всемогуществу".{} На добровольный характер христовой смерти >
указывает, прежде всего, происходящее в Гефсиманском саду. Как пишет
> Паскаль, "в своих страстях Христос
претерпевает муки от других; > но
в своем предсмертном томлении Он страдает от мук, которые берет
> на себя сам". {Б.Паскаль.
Мысли.} Христос свободен - и в Своей >
свободе Он избирает и борение, и "смертельную" скорбь до кровавого
> пота. По человеческим меркам, Он
вовсе не обязан идти на смерть; Он > вполне
мог бы убежать и скрыться. Но свободно, добровольно, хотя
> ценой неимоверных усилий, Он
подчиняет Свою человеческую волю >
Божественной: "... не как Я хочу, а
как Ты" (Мф.26,39). Так > свободный
выбор, сделанный в одиночестве Гефсиманского сада,
> преобразует страдание в самоотвержение,
а смерть - в искупительную > жертву.
> Подобный момент выбора обязательно
присутствует во всех сюжетах > о
мучениках. Собственно, вокруг него строится пьеса
Т.С.Элиота > "Убийство в соборе". Вот
четверо рыцарей приближаются к собору, но >
у Фомы Беккета всё еще есть
время бежать. "Владыко, > они
приближаются. Они вот-вот будут здесь, - предупреждают
его > священники. - Тебя убьют.
Поспеши, владыко." Но архиепископ >
отказывается бежать: "Отоприте все двери! -
приказывает он, - > распахните
врата!... Я +отдаю+ жизнь... Я здесь... я готов пролить >
кровь".{} Здесь явственно слышны отголоски Писания:
"Ибо я уже > становлюсь жертвою..."
(2Тим.4,6){} Можно вспомнить много других >
примеров. Св. Поликарп Смирнский (+ ок. 155 г.), который "мог бежать
> в другое место, но
отказался, говоря: "Да свершится воля >
Господня"{}; новомученик Илия Барбер, убитый в Каламате в 1686 г.
- > он мог укрыться на
Афоне, но предпочел вернуться туда, где
> его знали, чтобы искупить
грех отступничества добровольной >
смертью{} <...>; наконец, Мать Мария
(Скобцова), которая > в
пасхальную ночь 1945 года выдала себя за соузницу и пошла вместо
> нее в газовую камеру Равенсбрюка.{}
Каждый из них мог бы сказать > со Христом:
"Никто не отнимает у меня жизнь, но я сам полагаю ее >
за братьев". > Тот же добровольный
выбор требуется и в монашестве, которое в мирные >
времена, когда нет внешних гонений на
Церковь, становится > "субститутом"
мученичества; недаром св. Петр Дамиани говорит
> о "добровольной смерти"
монаха.{} Во время пострига - >
это кульминация принесения обетов - игумен
кладет ножницы > на Евангелие
и просит послушника: "Сам дай их мне". Послушник
> передает игумену ножницы,
но тот снова кладет их на Евангелие >
и повторяет просьбу, и только после того, как послушник в третий раз
> передаст ножницы, совершается
постриг. Чтобы прояснить смысл >
троекратного повторения, игумен говорит: "Никто не заставляет
тебя > надевать облачение. Ты сам
согласился принять его".{} Никто >
не отнимает свободы у монаха, напротив, он
сам, по своей воле, > отдает ее Христу. Итак,
снова, вопреки всем расхожим представлениям, > становится
очевидно, что мученичество невозможно навязать
- > оно избирается добровольно.
> Сказанное о Христе, мучениках
и монашествующих, в некоторой мере > относится
ко всем без исключения христианам. Каждому из нас суждено >
хотя бы раз пережить разочарование, потерю
любимого человека, > физическую
или душевную боль. В падшем мире страданий не избежать. >
Но весь вопрос в том, как мы их встречаем. Ибо страдание становится
> созидательным, только если
мы выходим навстречу ему с открытым >
забралом и принимаем его всей своей волей. Само по себе страдание
- > зло. Оно не входило
в изначальный замысел о твари; мы созданы >
не для скорбей, а для радости, или, по слову св. Иоанна Лествичника,
> "не для оплакивания, но для
ликования". {Лествица, 7} Есть немало > людей,
на которых страдание действует поистине разрушительно
> и не приносит ничего,
кроме скорби и отчаяния. Мы вовсе
> не собираемся здесь утверждать,
будто страдание - благословенный > дар
Божий. И всё же то, что само по себе есть зло, по Божией милости >
может быть обращено во благо. Как
убедительно показала > в "Созидательном
страдании" () Юлия де Бособр, страдание не бывает >
напрасным. Что-нибудь из него да выйдет. >
Всё зависит только от внутреннего состояния самого страдающего и его
> близких. Мы можем роптать и гневаться
на страдание, и в этом случае > оно будет
разрушительным. Или же мы можем пассивно отторгать его, >
и тогда оно, как кислота, начнет разъедать душу,
превращая нас > в нелюдей, в
этаких нравственных зомби. Наконец, мы можем выйти >
навстречу ему в духе любви - то есть принять
его, отдать Богу > и тем самым
преобразить. Конечно, это трудно, но таков путь Христа. >
Он сказал Юлии: "Если ты согласна... " Всё дело в том, согласны
ли > мы.
[ Каллист (Уэр), епископ Диоклийский.
СЕМЯ ЦЕРКВИ:
МУЧЕНИЧЕСТВО КАК ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗВАНИЕ
в книге "ВНУТРЕННЕЕ ЦАРСТВО"
// Киев: Дух i лiтера", 2004
www.messia.ru/r2/1/282.htm#0
] + + + Пособие к проведению
Великого поста, день 36: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/065_gl36.html
Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь
Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день: Чтение из Евангелий: от Иоанна,
глл. 14 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#14:1.
Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Евреям,
1-8 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/heb.htm#1:1.
Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за
дни Великого поста трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским
Обществом: Исаийя, гл. 40-42: www.messia.ru/r3/is/40-42.htm
# Буду рад прочитать Ваши мнения
о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
# Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих
успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Слушай советы, принимай наставления, / и станешь со временем мудрее.
Много замыслов в человеческом сердце,
но
исполнится то, что решил ГОСПОДЬ. В людях ценится верность, / и бедняк
милей лжеца. Люди живы страхом ГОСПОДНИМ - / кто исполнен им, спит
спокойно,
и беда его не постигнет. Запустит лодырь руку в блюдо,
/ а до рта не донесет.*
(Пр.19:20-24, новый
перевод РБО)
********************************************* * В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой
www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2165.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|