=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!


* 20 апреля 2008 г. ст.ст., суббота Светлой седмицы.
  литургические чтения:  Деян.3:11-16; Ин.3:22-33.



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080503/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=03-05-2008



к евангельскому чтению:
 +  ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ (Словарь библейского богословия)
     www.messia.ru/rasylka/007/1819.htm (+ссылки!)



---------------------------------------------------------------------

Этот выпуск посвящен 2-й главе Евангелия от Иоанна.



        2 1 На третий день в Кане, что в Галилее, была свадьба.
        Там была мать Иисуса. (2) На свадьбу был приглашен и Иисус
        с учениками. (3) Когда кончилось вино, мать Иисуса говорит
        Ему:

           - У них нет вина.

        4  - Что Мне до этого, женщина? - отвечает ей Иисус. - Еще
        не пришло Мое время.

        5  - Делайте то, что Он вам скажет, - говорит Она слугам.

        6  Там было шесть каменных чанов - они стояли для обряда
        очищения, принятого у евреев, - каждый вместимостью
        от восьмидесяти до ста двадцати литров.

        7  - Наполните чаны водой, - говорит слугам Иисус.

           Слуги наполнили их до краев.

        8  - А теперь зачерпните и несите распорядителю пира, -
        говорит Иисус.

           Они отнесли.

        9  Распорядитель, попробовав воду, которая превратилась
        в вино, - а он не знал, откуда оно взялось, знали только
        слуги, черпавшие воду, - зовет к себе жениха (10) и говорит
        ему:

           - Все люди сначала подают хорошее вино, а уже потом, когда
        гости напьются, похуже. А ты берег хорошее вино до сих пор.

        11 То, что совершил Иисус в Кане Галилейской, положило начало
        Его чудесным знакам. Этим Он явил Свою славу, и Его ученики
        поверили в Него.

        12 После этого сам Он ушел в Капернаум, и с Ним Его мать,
        братья и ученики. Но там они пробыли всего несколько дней.

               ( Перевод В.Н.Кузнецовой,
                www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#1:35 )
       


> 1-11. Знамение в Кане.

> <....>  повествование  это  вызывает со стороны читателя недоуменные
> вопросы, и притом с первых его слов. Брак в Кане был 'в третий день'
> (2:1).  Что значит 'третий  день'?  Надо ли его понимать  как третий
> по обращении Нафанаила, о котором только что повествовал евангелист?
> Или  счет  времени  начинается  раньше? Призвание  Филиппа,  который
> в  свою очередь призвал Нафанаила, произошло 'на другой день' (1:43)
> после  призвания  Петра,   и  именно  тогда вознамерился Иисус  идти
> в  Галилею.  А  первый день был тот, когда Андрей 'пребыл' с Иисусом
> 'около  десятого  часа'  (1:39-40).    Третий  день по присоединении
> к  Иисусу  первых  учеников? Но где был Иисус в это время? Последнее
> топографическое  указание относится в 1:28 к Заиорданской области.{}
> Мог  ли  Иисус  из  Заиорданской  области прийти   'на третий  день'
> в  Галилею?  Мы  остаемся  под впечатлением, что указание 'на третий
> день'  в 2:1  так же мало поддается хронологическому толкованию, как
> и то указание 'около десятого часа' в 1:39, с которым оно связано.

> <Один  из  других  недоуменных  вопросов>:  как  надо понимать 'час'
> Иисуса?   Если  Иисус  отклонил  просьбу  Матери,   потому что  'еще
> не  пришел  час' Его (2:4), совершение чуда может значить только то,
> что  час,  еще  не  наступивший  в  ст.  4,  наступил  в ст. 7 и что
> Пресвятая  Богородица  это  знала  заранее (ср. ст. 5-6). Но в таком
> случае  что  же  изменилось? И есть ли место,  в этом случае, как  и
> в других, для чисто исторического толкования?

> В  сознании евангелиста чудо в Кане   Галилейской  есть   +знамение+
> (ср.  ст.  11),  иначе  говоря  не  только  допускает,  но и требует
> толкования,    которое искало  бы  в нём  некий  глубочайший  смысл.
> Как  таковое  оно  есть   явление   Славы  Христовой и то основание,
> на котором покоится вера во Христа Его учеников (). Напомню, однако,
> что  понятие  Славы  остается   не  раскрытым и  вера учеников <...>
> не допускает чисто исторического толкования.

> В  контексте Евангелия основное значение чуда  ясно. Вода,   налитая
> по  слову  Христову в сосуды,  стоявшие для  очищений иудейских (ср.
> ст.  6),  оказалось  вином высшего качества (ст. 9-10). Мысль о том,
> что  вода  уступила  место  вину,  требует сопоставления с умалением
> крещения  Иоаннова  как крещения водою,   в  свидетельстве Предтечи.
> Мы  улавливаем  в ней ту же полемику против +воды+, с которой мы уже
> имели дело. Но вода в этом случае есть образ Ветхого Завета. И вино,
> которое  оказалось  вместо  воды  в  сосудах,  стоявших для очищений
> иудейских,   есть   образ  Нового  домостроительства,  утверждаемого
> Иисусом  на  месте  Ветхого.  И  в  этой  точке  отрывок 1:19 - 2:22
> продолжает мысль  Пролога. В 1:17 'благодать   и  истина',  явленные
> чрез  Иисуса  Христа,  понимаются  как  полнота  и противополагаются
> 'закону,  данному  чрез Моисея'. Мысль та же. Но, как всегда, вторая
> часть  Иоанновского  введения  идет  дальше  Пролога  и  досказывает
> недосказанное  в Прологе.  Она   отвечает  на вопрос,  каким образом
> чрез  служение  Христово произошло утверждение нового строя на месте
> ветхого.

> Целый  ряд  подробностей   наводит читателей  на мысль   о Страстях.
> Само  понятие  +часа+,   `э  `wра,  <...> имеет ближайшее  отношение
> к  Страстям.  "Час  Христов" есть час Его Страстей. Это же  касается
> и понятия Славы. В <Ев. от Иоанна> прославление Христово совершается
> в  Его Страстях и чрез Страсти.   Это словоупотребление  наблюдается
> на  протяжении  всего  Евангелия.  Мы  его  отмечаем  и в толковании
> евангелистом   слов   Христовых  о  воде  живой  (7:37-39).  Такова,
> опять-таки  под  пером  евангелиста,   ссылка на прославление Иисуса
> в  12:16. В ст. 23 той же главы, в словах самого Иисуса, наступающий
> час  есть  час  Его прославления. То же - в начале Прощальной беседы
> (13:31-32)   и   в начале Первосвященнической молитвы (17:1).  Можно
> не умножать примеров. Евангелист Иоанн, говоря о Страстях Христовых,
> неизменно  говорит  о  Его  Славе.  Можно сказать, что в Иоанновской
> терминологии   'слава'   есть  технический  термин  для  обозначения
> Страстей.  В  свете  этих  сопоставлений  мы  не  имеем  права иначе
> понимать Славу Христову и в 2:11. Знамение в Кане заключается в том,
> что   в   нём  дано  ученикам  предзрение  Страстей,  скажу  больше:
> предвкушение Страстей.

> Это   понимание   подтверждается  самым  содержанием  чуда.  Господь
> прелагает  воду  в вино. Вино есть образ крови. Совершенное Господом
> знамение  и  потому еще знаменательно, что наводит на мысль о крови.
> Евхаристической  Крови  мы  причащаемся в вине. Но в Евхаристическом
> причащении,   по   слову   апостола   Павла,   выражающего  предание
> Первоначальной  Церкви,   мы  возвещаем  смерть   Господню,   доколе
> Он   приидет  (1Кор.11:26).     Евхаристическое    причащение   есть
> наше  участие   в Страстях Христовых,   наше приобщение к Его смерти
> в излиянии Его Крови, в котором над смертью торжествует жизнь.

> Эти  сопоставления  проливают свет и на загадочное понятие 'третьего
> дня', с которого начинается наше повествование (2:1). Мы видели, что
> это  понятие  не  поддается чисто историческому толкованию. Но в той
> плоскости,   в которой история пересекается с богословием и получает
> в  богословии   свой высший  смысл,   новозаветное откровение  знает
> один только 'третий день' - третий день Воскресения.

> В   знамении,  совершенном  Господом  в  Кане,  торжествующая  жизнь
> мыслится  во  всей  ее эсхатологической полноте. Трапеза в Кане есть
> трапеза  брачная. В символике Писания брачный пир есть образ Царства
> Божия.  <Ср.  Мф.  22:1-14; Лк.12:35; Мф.25:1-13.> Участие в брачной
> трапезе  нельзя  понимать  иначе,  как  участие  в  эсхатологической
> полноте   Царства.    Оно   связано  и    с  предложенным пониманием
> Славы Христовой. Это - слава иного, Божественного, бытия, к которому
> чрез   Страсти  приобщает  Христос  и  воспринятое  Им  человеческое
> естество и к которому, приобщаясь в Его Страстях, приобщаемся и мы.

> Еще  одно,  последнее,  сопоставление.  Если  не  считать упоминания
> Матери   Иисуса     в  словах  <соблазняющихся> Им    иудеев  (6:42)
> и  связанного  с  нашим  повествованием  ст. 12, мы встречаем Матерь
> Божию  в  <Ев.  от Иоанна>  только в нашем отрывке и в повествовании
> о Страстях (19:25-27). Она есть то живое человеческое звено, которым
> чудо  в Кане  Галилейской   связано  с повествованием о Страстях  и,
> я сказал бы, только с ним.

> Предложенные  сопоставления  позволяют утверждать, что высший смысл,
> раскрывшийся для евангелиста в совершенном Иисусом чуде, заключается
> в  том,  что  новый  строй утверждается Им на месте Ветхого чрез Его
> прославление,    то есть чрез явление полноты эсхатологической Славы
> в  Его  Страстях.  Чудо,  совершенное  Господом  над водою, подходит
> под  трехчастное деление Евангелия 'Водою, Кровию и Духом' не только
> в отрицательном смысле отмены воды,   но как и в крещении Иоанновом,
> в  положительном    свидетельстве    воды     о крови    в   полноте
> его библейского, еще точнее, его новозаветного значения.

> Остается  сказать  несколько  слов  о вере  учеников (ст. 11).   Как
> уже  было  отмечено,   вера учеников   в нашем  отрывке не допускает
> чисто  исторического  толкования.  Здесь,    как и  в  повествовании
> об  их  призвании,  мы имеем не столько историю фактическую, сколько
> философию истории. Речь идет не о том, когда и как уверовали ученики
> в  Иисуса,  а  о  том,  в  чем  состояла их вера. Конечно, в полноте
> новозаветного  смысла вера есть прежде всего всецелая устремленность
> того,  кто  верит,  к  тому,  в  кого  он  верит. Эта устремленность
> подразумевается   и   в  нашем  случае.   Но вера,   в данном случае
> вера   учеников,   имеет  и   умопостигаемое  содержание,    каковое
> в  контексте  Евангелия  есть  вера  в  Иисуса как Мессию и как Сына
> Божия. Добавим, и как Агнца Божия. Путь Сына Божия в Его Мессианском
> служении  есть  путь  Крови Агнца Божия. Особое ударение на Страстях
> Христовых, проходящее через весь наш отрывок, сообщает этому аспекту
> веры  преимущественное  значение.  Здесь  тоже вторая часть Введения
> предрешает  существенное  содержание  Евангелия.  Любовь Отца к Сыну
> достигает своей высшей точки  в жертвенном  подвиге Сына (10:17-18).
> В  Вознесении  Сына Человеческого (которое как дело рук человеческих
> есть  вознесение Его на Крест) откроется иудеям Его Божество (8:28).
> И, вознесенный от земли, Он всех привлечет к Себе (12:32).
        [ епископ Кассиан Безобразов.
          ВОДОЮ И КРОВИЮ И ДУХОМ. Толкование на Евангелие от Иоанна
          www.krotov.info/history/01/kern/page05.htm#16 ]




 + + + в Кане Галилейской...
        (св. Тереза из Лизьё; свт. Кирилл Иерусалимский)
         www.messia.ru/rasylka/007/1822.htm (+ссылки!)
 + + + Романо Гвардини: брак в Кане  (+ссылки)
        www.messia.ru/rasylka/006/1484.htm#0


к 2:12-25
 + + + Ганс Урс фон Бальтазар: изгнание торгующих из Храма
        www.messia.ru/rasylka/007/1823.htm#0 (+ссылки!)
       



***************************************************************** * *
следующий день:

  к еванг. чтению воскресенье 2-го по Пасхе (Ин.20:19-31)
   www.messia.ru/rasylka/007/1820.htm#0
   (митрополит Сурожский Антоний;
    ссылки на тексты Якова Кротова, свт. Григория Назианзина,
    блж. Феофилакта Болгарского)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Как-то раз у учеников Иоанна возник спор с одним евреем
 по поводу обрядов очищения. Они пришли к Иоанну и сказали ему:
 - Равви, помнишь того человека, который был с тобой за Иорданом,
   ты о Нём свидетельствовал?
   Так вот, Он тоже омывает, и все идут к Нему!
 Иоанн ответил:
 - У человека есть только то, что дано ему Небом.
   Вы сами можете подтвердить, что я сказал: 'Я не Помазанник',
   но сказал также: 'Я был послан раньше Его'.
   Невеста принадлежит только жениху.
   А друг жениха сто`ит рядом, слушает его и радуется, слыша его речи.
   И ко мне наконец пришла такая же радость.
   Ему надлежит возрастать, а мне умаляться.
   Тот, кто приходит свыше, / выше всех остальных.
   Тот, кто рожден от земли, / сам земной и говорит по-земному.
   Но Тот, кто приходит с Небес, / Тот, кто всех выше,
   Он свидетельствует о том, / что сам видел и слышал,
    но весть Его не принимают.
   А кто Его весть принимает, / тот подтверждает этим,
    что Бог всегда верен.
   Тот, кого послал Бог, / говорит слова Божьи,
    потому что Бог щедро дает Ему Дух.* (Ин.3:25-34)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2181.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0


 -----------------------------------------------------
 | другие мои рассылки:                              |
 |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"                      |
 | Прочитать описание и подписаться можно здесь:     |
 |                        www.messia.ru/r3/#0        |
 |**                                                 |
 |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
 | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь:  |
 |                        www.messia.ru/r2/#0        |
 -----------------------------------------------------