=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!


* 05 мая    2008 г. ст.ст.,
  воскресенье 4-е по Пасхе, посвященное расслабленному.
  литургические чтения: Деян.9:32-42; Ин.5:1-15.




        5 1 Потом был еврейский праздник. Иисус отправился
        в Иерусалим. (2) В Иерусалиме, близ Овечьего водоема, был дом,
        который по-еврейски назывался Бетзата. (3) В пяти его галереях
        лежало множество больных: слепых, хромых, парализованных.
        (5) Там был человек, который болел тридцать восемь лет.
        (6) Иисус, увидев, что он лежит, и зная, что он так долго
        болеет, спросил у него:

           - Хочешь выздороветь?

        7  - Господин мой, - ответил больной, - у меня нет никого,
        кто опустил бы меня в водоем, когда в нём начинает бурлить
        вода. Пока я подойду, кто-то другой уже спускается раньше
        меня.

        8  - Встань, возьми свою циновку и иди, - говорит ему Иисус.

        9  И человек тут же выздоровел, взял циновку и пошел. А день
        тот был суббота. (10) Люди из еврейских властей сказали
        исцеленному:

           - Сегодня суббота. Нельзя тебе нести циновку!

        11 - Тот, кто исцелил меня, сказал мне: "Возьми циновку
        и иди", - ответил он им.

        12 - А кто этот человек, который сказал тебе: "Возьми циновку
        и иди"? - спросили они.

        13 Но исцеленный не знал, кто он такой, потому что Иисус
        скрылся в толпе, которая там стояла.

        14 Потом Иисус встретил его в Храме и сказал:

           - Видишь, теперь ты здоров. Больше не греши, чтобы с тобой
        не случилось чего-то хуже.

        15 И человек этот пошел к властям и сообщил им, что исцелил
        его Иисус. (16) Вот почему еврейские власти стали преследовать
        Иисуса за то, что Он делал такие дела в субботу.

                ( от Иоанна, гл. 5. Перевод В.Н.Кузнецовой
                  www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#5:1 )
       


A.
> <...>  В  рассказе,  который  мы  сейчас  читали, Христос спрашивает
> человека,  хочет  ли  он быть здрав. И человек отвечает: "Да! Хочу -
> но нет человека,   который  для меня составил бы условия  исцеления,
> нет  человека,  который  меня  вверг  бы в целительные и животворные
> воды..."  И  Христос  не  ищет глазами вокруг Себя доброго человека,
> который  оказал  бы больному эту услугу. Он Сам его исцеляет, как бы
> этим  говоря:  разве  недостаточно  тебе  Бога для того, чтобы стать
> целым, исцелиться, обновиться до конца?..

> Так  часто  я  слышу,  и  все  мы друг другу говорим, что мы были бы
> совершенно   иными,  найдись  человек,  который  нас  вдохновил  бы,
> укрепил,   изменил.   Помню,   раз  мне  был поставлен этот  вопрос,
> и  я  ответил тому человеку: зачем ты ищешь другого? Стань сам таким
> человеком   -   и   вокруг  тебя  этого вопроса никто больше ставить
> не  будет...  Вот как мы  должны поставить  вопрос   для себя самих:
> "Нет человека, - стану я таким человеком для других!"

> Но  откуда  же  силу взять,  как это возможно?   Так же  просто, как
> это  было  возможно   для  всех,  кто  подходил ко Христу:  с верой,
> с  доверием  обратиться  к  Нему;  с доверием не только  о том,  что
> Он  совершит  чудо,  но с таким доверием, которое нашу жизнь сделает
> единозвучной  с  Его жизнью, т.е. с таким доверием, которое способно
> воспринять  Его  учение,  как  ключ  этой  гармонии.  Нам надо самим
> настроить  свою  жизнь  так,  как  человек  настраивает  музыкальный
> инструмент  для  того,  чтобы  можно  было на нем играть, произвести
> гармонию.  Так  и мы должны свою жизнь настроить, перестроить с тем,
> чтобы  божественная  рука могла нас коснуться и чтобы вся наша жизнь
> запела чудесным образом.

> Но  хотим ли мы этого? Спаситель не напрасно поставил вопрос об этом
> человеку, лежавшему уже тридцать восемь лет парализованным. Хотим ли
> мы этого?   Да  -  если  это просто значит, что мы будем освобождены
> от  болезни,  от  нестроения,  от  внутренней  дисгармонии. Но этого
> недостаточно.  Если  мы  хотим быть исцеленными, сделанными цельными
> заново  -  или, может быть, впервые - то мы должны быть готовы взять
> на  себя всю ответственность, которая возлагается на нас исцелением.
> А  ответственность  эта  вот какова: с одной стороны, это исцеление,
> эта  новизна  жизни   -   нечто,  что нам дается,  нечто, чего у нас
> не  было,  нечто,  что  чудесно  нам  даётся Богом; это как бы новая
> жизнь,  новое рождение, новое начало. Оно нам больше не принадлежит.
> Человек,  который  был   при смерти духовно  или телесно, и вернулся
> к  жизни,  уже  не  хозяин  своей жизни; та жизнь, которой он теперь
> живет,  это  - новая жизнь, подарок от Бога, и надо, чтобы эта жизнь
> была до конца Божия; а до конца Божией наша жизнь может быть, только
> если  мы  согласимся  жить  одной   жизнью   со Спасителем  Христом,
> одной  жизнью с Богом - любовью, жертвующей собой до конца, ликующей
> и крестной одновременно.

> И  второе  условие: если нам дано исцеление, мы должны взять на себя
> ответственность   человеческой   жизни, войти  в жизнь  мира,  жизнь
> нашей  семьи,  жизнь  нашего  прихода, жизнь нашего общества,  жизнь
> всех  людей,  войти  в  эту  жизнь  с тем, чтобы внести в нее строй,
> цельность  и  гармонию,  чего  бы это ни стоило. А стоить это всегда
> будет отвержения со стороны тех, которые не могут и не захотят этого
> принять.

> Поэтому  задумаемся над значением этих евангельских чтений о чудесах
> Христовых.    Чудо     -    это  вновь    установленная    гармония,
> это    естественное,     нормальное  состояние   жизни,      которая
> нам  возвращена.  Но  для  этого  мы  должны сами ее захотеть и сами
> приготовиться,  и  принести  Богу  нашу  готовность  к  тому,  чтобы
> получить   дар   и   чтобы     этот    дар   использовать   достойно
> его драгоценности. Аминь.

                                * * *

B.
> Человек  болел  долго;  тридцать  восемь лет своей жизни он пролежал
> больной  в  месте,  где вокруг него лежало множество других больных.
> Евангелие  их  описывает  тремя  словами,  которые, с одной стороны,
> указывают  на  их  недуг,  а  с  другой стороны так ясно и так резко
> описывают  нашу  духовную болезнь: слепые, хромые, сухие... Слепые -
> которые  не  видят  того,   что перед  их глазами;  глухие - которые
> не  слышат слово жизни; иссохшие  - в которых  уже нет жизни  самой.
> И ждали они движения воды, ждали они чего-то, что извне их коснется.

> Как  часто  и  мы,  в  этом  притворе небес, которым является земля,
> находимся,  как эти люди, слепые, глухие, иссохшие. Мы ждем чего-то,
> ждем,  чтобы  сошел  Ангел  Господень и закипела вода, и мы чудесно,
> действием извне, стали бы снова людьми зрячими, чуткими, ожившими.

> И  это  бывает:  мы  видим вокруг себя, как вдруг из купели Крещения
> выходит  человек  новый,  обновленный;  мы  видим, как, приобщившись
> Таинств,  тот  или  другой человек воссиявает новой жизнью; мы видим
> постоянно,  как  прикасается благодать, как вскипевшая вода в купели
> Силоамской   или  Вифезде  оживляет  людей.     Но   это   относится
> не  ко  многим:  к  тем,  которых  почему-то,  по  неведомым для нас
> причинам,  взыщет  сила  Божия.  А другие, все мы, продолжаем лежать
> слепые, иссохшие, ожидая чуда.

> И  слышим  мы  в  сегодняшнем  Евангелии ясное, четкое слово Христа.
> Подошел Христос к этому больному, увидел, что давно лежит он в своей
> болезни, и обратился к нему с вопросом: А хочешь ли ты исцелиться?..
> Это  вопрос, который мы должны бы все ставить себе сами. Да, я прошу
> исцеления,  да, я хотел бы, чтобы со мной случилось чудо, - но готов
> ли  я для чуда, готов ли я чудо взыскать и принять? Вспоминается тут
> исповедь блаженного Августина, который в книге о себе самом говорит,
> что,  сознавая,  что  живет  в  грехе, что он гибнет, что он мерзок,
> долго  молился Богу такими словами: "Господи,  дай мне целомудрие...
> но  только  не  сейчас!.."  И  разве мы, молящиеся Богу о том, чтобы
> стать  нам  людьми  евангельскими,  живыми,  Божиими,  не  повторяем
> постоянно  подобной  молитвы:  "Сделай это,   Господи, - но дай  мне
> еще  время  пожить  по  моей воле против Твоей воли, по моим грехам,
> независимо от Твоего Креста и Воскресения..."

> И  вот  Христос  ставит  каждому  из  нас  вопрос:   "А   хочешь  ли
> ты  исцелиться?..  Слепой,  глухой,  иссохший, - хочешь ли жизни?.."
> И  если  мы можем ответить: Да, хочу! - Христос не говорит нам: "Жди
> же теперь, чтобы закипели воды, чтобы сошла сила..." Он нам говорит:
> "В  таком случае, встань и ходи! Встань и иди туда, куда тебя влечет
> благодать,   встань сам,  встань  верой, встань убеждением, порывом,
> не  жди,  чтобы тебя подняли..." Как часто бывает, что мы чувствуем:
> мы +могли бы+ это сделать, сделать то, о чем молимся, - но не делаем
> этого: пусть за нас это сделает Бог... И Бог не делает этого, потому
> что  Он  дает  нам  любую  силу,  чтобы  совершить свой путь земной,
> жизненный,  но  за  нас  Он  жить  не может: +за нас+ Он только смог
> умереть.

<...>

> Вдумаемся  в  некоторые  черты  этого рассказа и применим их к себе:
> будем  молить  Бога  о  силе,  и  о  помощи, и о благодати, но будем
> помнить,  что она дается, но +жить+ должны мы сами. За нас Бог умер;
> теперь Его жизнью, жизнью воскресшего Христа, мы можем жить. Соберем
> же  силы  и станем жить во имя Господне, ибо, по слову Апостола, всё
> нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе! Аминь.

                                * * *

C.
> Вот,  в  течение  недели,  которая  сегодня  началась  этим чтением,
> поставим   перед собой    вопрос   о том,  +в чём+  моя  немощь? Чем
> я  парализован?   Какой частью   души?   Что  внесло  этот  паралич,
> это  оцепенение  в  мою  душу?  -  и +отделаемся+ от этого с помощью
> Христа, с помощью любящих нас людей, собрав все свои силы. И спросим
> себя:  кто около меня  нуждается  в той помощи,  о которой я мечтаю,
> без которой я  жить не могу?.. И  не ожидая ничего, не ожидая, чтобы
> я  сам  стал  живым,  - попробую дать другому ту помощь, которая ему
> поможет ожить. Аминь.
        [ митр. Антоний (Блум). из проповедей
          A. www.mitras.ru/archive/080517.htm;
          B. www.mitras.ru/inname/in_103.htm (1);
          C. www.mitras.ru/inname/in_103.htm (2) ]


D.
> Христианство  начиналось  с жажды исцеления. Но плоды христианства -
> не  мир  здоровых,  зрячих,  богатых людей, а мир, в котором человек
> живет, не дожидаясь исцеления.
                [ свящ. Яков Кротов,
                  www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_05_03.html ]


E.


        8  Иисус говорит ему: "Встань, возьми постель твою и ходи".
        9  И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.
        Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили
        исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
        11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми
        постель твою и ходи. 12 Его спросили: "Кто Тот Человек,
        Который сказал тебе: 'Возьми постель твою и ходи?'"
        13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе,
        бывшем на том месте.
        14  Потом Иисус встретил его в Храме и сказал ему: "Вот,
        ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою
        чего хуже".
        15   Человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его
        есть Иисус.


"Расслабленный"  стал  предтечей Иуды! По простоте душевной, видимо...
Или евангелист, рассказывая об этом, имеет в виду, что причина этого -
паралич души? Телесная расслабленность исцелена, но не расслабленность
сердца, души... Господь  бессилен  исцелить  ее?  Или  дело в том, что
болеющий не изъявил желания избавиться и от этой расслабленности?





 + + + митрополит Сурожский Антоний: Людей много, а человека нет...
             www.messia.ru/rasylka/007/1833.htm#0 (+ссылки!)
 + + + его же другие проповеди
        www.messia.ru/rasylka/005/1152.htm
         www.mitras.ru/inname/in_103.htm
          www.mitras.ru/archive/070481.htm
           www.mitras.ru/archive/060513.htm
 + + + размыления свящ. Якова Кротова
        www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_05_03.html
         www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_05_04.html
 + + + комм. в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина
        www.bible-center.ru/biblecomment?txt=joh+5&comm=lopukhin_ru





Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080518/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-05-2008

     


***************************************************************** * *
следующий день в церковном календаре:

  к апост. чтению понедельника 4-й седмицы по Пасхе (Деян.10:1-16)
   www.messia.ru/rasylka/005/1153.htm#0
   (свт. Ириней Лионский; ссылки на тексты
    свт. Климента Александрийского, Оригена, М.Лютера,
    еп. Кассиана (Безобразова), Владимира Соловьева, СББ)

  к еванг. чтению понедельника 4-й седмицы по Пасхе (Ин.6:56-69)
   www.messia.ru/rasylka/006/1496.htm#0
   (свящ. Александр Мень; ссылки на тексты Р.Гвардини, Д.Сэйерс,
    Якова Кротова, митрополита Антония, ККЦ)

Завтра, 19/6 мая, - память праведного Иова
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Душу мою, Господи, от грехов всяческих
 и от дел недолжных тяжко расслабленную,
 воздвигни божественным Твоим попечением,
 как и расслабленного воздвиг Ты некогда,
 дабы я, спасенный, взывал Тебе:
 "Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!"*
          (Кондак 4 воскр. по Пасхе, перев. иером.А.Тимрота)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2195.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0