=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!


* 19 мая    2008 г. ст.ст.,
  воскресенье 6-е по Пасхе, "о слепорожденном"
  литургические чтения: Деян.16:16-34; Ин.9:1-38.


апостольскому чтению был посвящен вчерашний выпуск:
        www.messia.ru/rasylka/008/2208.htm#0
 


       
> IX.1-7.  Отрывок  открывается  исцелением  слепорожденного (IX.1-7).
> Слово  "знамение"   в  этой связи  (ср., однако, ст. 16)  евангелист
> не  употребляет, но, как другие знамения, исцелением слепорожденного
> выражается  высшая  духовная  истина.  Читателю это ясно с первых же
> слов.  На вопрос учеников:  "...кто согрешил,  он или родители  его,
> что слепым родился?" (ст. 2) {Грех самого слепца был бы совершен еще
> во чреве  матери.   Раввинистические     тексты   допускают    такую
> возможность, предполагающую предсуществование душ. Но ее  обсуждение
> не входило  в намерение    ни самого    Господа,    ни  Евангелиста,
> воспроизводившего  Его  учение.}  -  Иисус  отводит  и  ту, и другую
> возможность.  Человек  родился  слепым  "для того, чтобы явлены были
> дела  Божии  на  нём" (ст. 3). Эта цель и сообщает чуду высший смысл
> знамения.  Но  время  для  его  совершения ограничено приближающимся
> наступлением  ночи:  "Нам  надо  делать дела Пославшего Меня, доколе
> есть  день. Приходит ночь, когда никто не может делать" (ср. ст. 4).
> Ожидание  ночи связано с представлением о Христе как свете миру (ср.
> VIII.12):  Христос   -  свет миру, пока Он в мире (ст. 5). К деланию
> в  последние  часы  кончающегося  дня привлекаются и ученики: лучшие
> рукописи  имеют  в  ст.  4  не:  "Мне  должно  делать"  (синодальный
> перевод), а "Нам надо делать".

> Следует  описание чуда (ст. 6-7). Исцеление слепца имеет место после
> того,  как  он,  по  слову Иисуса,   помазавшего его глаза,   умылся
> в  Силоамском  водоеме.   Нашего    внимания    требует   толкование
> имени  Силоам,  "что  значит  в  переводе: Посланный" (ст. 7). После
> повторного  указания на  посланничество   Отцом  Сына -  "Посланный"
> в форме страдательного причастия может относиться только ко Христу.

> В  этом  толковании, рассказ об исцелении слепого снова ставит перед
> нами  тему  о  воде.   Слепого исцелила не вода  Силоамская, а  Тот,
> Кто велел ему умыться в этой воде. Как вода Овчей купели, так и вода
> Силоама  были  связаны  с  жизнью  иудеев под сенью Закона. Но Иисус
> принес   людям   то,  чего  не  мог  дать  Закон.  Толкование  имени
> подтверждает эту мысль. Воде, в ветхозаветном смысле, Иисус полагает
> конец и в Овчей купели,   и  в Силоамской. Это соображение относится
> к воде Закона. Ей пришел конец. Она уступила место Тому, Кого послал
> Бог.

> IX.8-23.   Но  евангелист  на  этих  наблюдениях  не  задерживается.
> Построение гл. IX, начиная со ст. 8, представляет собою ряд диалогов
> вокруг  общей  темы  исцеления  слепорожденного.  Сначала (ст. 8-12)
> соседи и знавшие его  как нищего  обмениваются  мыслями между  собой
> и  в  конце  концов спрашивают его, он ли этот нищий или кто другой.
> Его  ответ  есть  утверждение  тождества,  заключающее обстоятельный
> рассказ о совершении чуда.

> Тогда  ведут  его  к  фарисеям.  Надо  думать,  как знатокам Закона.
> Фарисеи    видят    в    исцелении   нарушение   Закона.   Исцеление
> слепорожденного,  как и     исцеление    больного  у Овчей   купели,
> было   совершено   в   субботу.  Как  было  в  свое  время  сказано,
> раввинистическое  толкование  Закона  допускало  лечение  в  субботу
> только   тех   болезней,   которые   грозили  неотвратимой  смертью.
> Исцеленный   повторяет    и   фарисеям  свой рассказ   об исцелении.
> Среди  фарисеев  раздаются  голоса  против  Иисуса: "Не от Бога этот
> человек,  потому  что  субботы  не  соблюдает"  (ст. 16а). Но другие
> отказываются признать Его грешником. Собрание раскалывается (ср. ст.
> 16b).   Снова   привлеченный     к ответу,   исцеленный   исповедует
> свое исцеление пророком (ст. 17). Это окончательно подрывает доверие
> иудеев к слепцу.  Они  обращаются  к родителям исцеленного (ст. 18).
> Те признают  его своим  сыном,   родившимся  слепым,   но,  принимая
> во  внимание  его  зрелый возраст (ст. 21, ср. ст. 23), отказываются
> отвечать на вопрос, каким образом он прозрел (ст. 19-21). Евангелист
> поясняет  (ст.  22):  "Это  сказали родители его оттого, что боялись
> иудеев,  ибо  иудеи уже согласились между собою: если кто исповедует
> Его Христом, да будет отлучен от синагоги".

> IX.24-34. Снова привлекается исцеленный. Куда? Не сказано; очевидно,
> к   тем   же   фарисеям,   которые  и  дают  свою  оценку.  В  свете
> раввинистических параллелей "Воздай славу Богу" (ст. 24) есть призыв
> к подробному   исповеданию.     Но исцеленный  становится    открыто
> на сторону своего исцелителя. Он отказывается признать Его грешником
> и  не хочет повторять, в который раз уже, рассказ о своем исцелении.
> Он   удивлен  незнанием  фарисеев,  знатоков  и  ревнителей  закона,
> происхождения  Иисуса:  "А  Он открыл мне глаза". Он знает зато, что
> Бог  слушает  не  грешников,  а  "того,  кто  боится Бога и волю Его
> творит".   "Если бы  Он не был от Бога,  не мог бы творить  ничего".
> На  это исповедание фарисеи (ср. ст. 24 и 13 cл.) отвечают изгнанием
> исцеленного.  Размышление евангелиста в ст. 23 не позволяет читателю
> Евангелия понять это изгнание иначе, как отлучение от синагоги.

> IX.35-38.  Но  в  ст.  35 Сам Иисус находит исцеленного и спрашивает
> его,  верит ли он в Сына Человеческого.{} С этим мессианским титулом
> мы уже встречались начиная с беседы Господа с Нафанаилом. Мы видели,
> что  употребляется  он и  в Иоанновском,  и в синоптическом предании
> по  преимуществу тогда, когда речь идет о Страстях Христовых и о Его
> Славе. При этом не подлежит сомнению, что  оба титула -  "Сын Божий"
> и   "Сын  Человеческий"    -  должны   быть  понимаемы как синонимы.
> Это  вытекает  из  таких  мест,  как  Мф.  XVI.27:  Сын Человеческий
> (буквально:  Сын Человека, `о `ujос ту анfрwпу - родительный падеж!)
> придет  во Славе  Отца Своего. Отец Сына Человеческого - не человек,
> а   Бог.  Можно  сказать,  что  Сын  Человеческий  есть  Сын  Божий,
> восприявший  человеческое естество. Титул "Сын Человеческий" богаче,
> чем "Сын Божий". Это тот же Сын Божий, ставший человеком.

> Призванный   к   исповеданию   своей   веры,   исцеленный   отвечает
> недоумением.   Но  Господь  ему  открывается, и  слепец   исповедует
> свою  веру и воздает Ему поклонение. <...> В классическом <греческом
> языке  (в  отличие  от  новогреческого)  глагол  проскuнew>  выражал
> религиозное   поклонение.   Такое   значение  он  имеет  и  в  устах
> исцеленного  слепца.    Евангелист   Иоанн  понимает его  поклонение
> как   поклонение  Сыну Божию,   восприявшему  человеческое естество.
> Это  понимание  ставит нас снова перед контрастом: с одной стороны -
> закосневшие  в своем  неверии фарисеи,    с другой стороны  - Иисус,
> Сын  Человеческий, Его ученики (ст. 2, ср. VII.3) и присоединившийся
> к  ним  слепец.  Мы  видели,  что в контексте гл. IX изгнание слепца
> фарисеями  (ст. 34)   нельзя   понимать  иначе,    как отлучение его
> от  синагоги.  Отлученный от синагоги,  он  примыкает к союзу Иисуса
> и  учеников.  Хотя   термин "Церковь"  в Ин. и  не употребляется, но
> не   может   быть   сомнения   в   том,   что  в  их  лице  синагога
> противополагается Церкви. Борьба Бога с диаволом в плане космическом
> отвечает в плане человеческих отношений борьбе Церкви и синагоги.
                [ еп. Кассиан (Безобразов). ВОДОЮ И КРОВИЮ И ДУХОМ
                  Толкование на Евангелие от Иоанна
                  www.krotov.info/history/01/kern/page11.htm#02 ]



 + + + Дороти Л. Сэйерс: Слепота - не грех
        www.messia.ru/rasylka/007/1846.htm#0
                                         (+ссылки!)



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080601/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=01-06-2008




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус, проходя мимо, увидел человека, который был слеп от рождения.
 Ученики спросили Его:
 "Равви, почему он родился слепым?
  Кто согрешил: он сам или его родители?"
 Иисус ответил:
 "Не согрешил ни он, ни родители.
  Слепота его для того, чтобы благодаря ей стали явными дела Божьи.
  Пока длится день,
   мы должны исполнять / дела Того, кто послал Меня.
  Скоро ночь, / когда никто не сможет трудиться.
  Пока Я в мире, / Я - свет миру". ...
 Человека этого, который был раньше слепым, приводят к фарисеям.
 А день, в который Иисус это сделал, исцелив его от слепоты,
 был суббота.
 Фарисеи тоже стали спрашивать его, как он стал зрячим.
 Он ответил:
 "Он наложил мне на глаза слюну, смешанную с землей,
  я умылся и теперь вижу".
 Некоторые из фарисеев тогда заявили:
 "Этот человек не может быть от Бога,
  потому что Он не соблюдает субботу".
 Другие возражали:
 "Но разве грешный человек может совершать такие чудеса?"
 И между ними разгорелся спор.
 Слепого снова спрашивают:
 "Ты говоришь, что Он сделал тебя зрячим. Кто Он, по-твоему?"
 Тот ответил: "Пророк".
 Еврейские власти всё равно не верили,
 что человек был слепым и стал зрячим.
 Поэтому они позвали родителей прозревшего и спросили их:
 "Это ваш сын? Вы говорите, что он родился слепым.
  Как же он теперь видит?"
 Родители ответили:
 "Мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым.
  А как он теперь видит и кто сделал его зрячим, этого мы не знаем.
  Спрос`ите его самого. Он взрослый, сам о себе скажет".
 Родители ответили так потому, что боялись еврейских властей,
 ведь те уже приняли решение отлучать от синагоги
 всякого, кто признает Иисуса Помазанником.
 Поэтому его родители и сказали:
 "Он уже взрослый, спросите его самого".
 И вот во второй раз позвали человека,
 который был слепым, и сказали ему:
 "Поклянись, что скажешь правду!
  Нам известно, что тот человек - грешник".
 Он ответил:
 "Грешник Он или нет, я не знаю.
  Знаю одно: я был слепым, а теперь вижу".
 Они снова спросили:
 "Что Он с тобою сделал? Как сделал тебя зрячим?"
 Он ответил:
 "Я вам уже говорил, а вы не слушали.
  Зачем вы хотите услышать это еще раз?
  Может, тоже хотите стать Его учениками?"
 Они закричали на него:
 "Это ты Его ученик! А мы ученики Моисея!
  Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог.
  А об этом человеке мы не знаем, откуда Он".
 Человек сказал в ответ:
 "Вот это и удивительно!
  Вы не знаете, откуда Он, а Он сделал меня зрячим.
  Но мы знаем, что Бог слушает не грешников,
  а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю.
  Испокон веку не слыхано,
  чтобы кто-нибудь сделал зрячим слепорожденного!
  Если бы Он был не от Бога, Он ничего не смог бы сделать!"
 Они закричали на него:
 "Ты весь родился в грехах, а еще учишь нас!" -
 и выгнали вон
 Иисус узнал о том, что его выгнали, и, найдя его, спросил:
  "Ты веришь в Сына человеческого?"
 Он ответил: "Господин мой, скажи мне, кто Он, и я в Него поверю".
 Иисус сказал: "Ты Его видел. Он тот, кто с тобой говорит".
 Он ответил: "Верю, Господь!" -
 и пал ниц перед Ним.* (Ин.9:1-5,13-38)
                                * * *
"Всякий, кто верит Него, не будет посрамлён". (1Пет.2:6;Рим.9:33;Ис.28:16)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2209.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0