=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!


* 24 мая    2008 г. ст.ст.,  пятница  6-й седмицы по Пасхе.
  {Попразднство Вознесения Господня}
  литургические чтения:   Деян.19:1-8; Ин.14:1-11.

к евангельскому чтению:
  <•> святитель Григорий Нисский: Образ Бога невидимого
             www.messia.ru/rasylka/002/098.htm#0
  <•> свтт. Василий Великий, Григорий Нисский: свет Истины
               www.messia.ru/rasylka/006/1514.htm#0
  <•> митр. Антоний (Блум) о словах "Я  - Путь, Истина и Жизнь"
                     www.messia.ru/rasylka/005/1169.htm#0


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080606/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=06-06-2008


----------------------------------------------------------------------


Этот выпуск посвящен стихам 1:12-26 Деяний Апостолов.



> Веллей  Патеркул,   бывалый  ветеран  и   приближенный Тиберия, сидя
> в своей  библиотеке,   заканчивал книгу, посвященную  истории  Рима.
> В  ней он обозревал путь, который - через войны и революции - привел
> город на семи холмах к положению мировой державы. Веллей не скупился
> на  похвалы  Августу  и  его  преемнику  за  то,  что они "возродили
> старинные  обычаи",  укрепили  законность  и на долгие века принесли
> Риму  славу.  Историк был уверен, что главное в жизни людей решается
> на  полях  сражений и в кабинетах политиков. Ему и в голову не могло
> прийти,  что  в  тот  самый момент, далеко в Иерусалиме куется нечто
> новое  -  и  кем? - горсткой ремесленников и рыбаков с Тивериадского
> озера...

> Даже  там,  на окраине империи, в этом странном восточном городе, их
> не  считали   заслуживающими   внимания.     Месяц  назад   расправа
> над   их  Учителем,  казалось,  покончила  с  очередным  мессианским
> движением.  Первосвященник  Иосиф  Кайафа  был  на  этот счет вполне
> спокоен, несмотря на фантастические слухи, которые одно время ходили
> по Иерусалиму (но чего только не говорят в суеверной толпе?). Понтий
> Пилат  сразу  же после Пасхи вернулся в Кесарию и погрузился в дела;
> забот  и  беспокойств  у него хватало - инцидент с "Царем Иудейским"
> очень скоро стерся у него из памяти...

> Между  тем квартал в западной части города, где среди друзей, родных
> и  новых  единоверцев  поселился Петр с учениками, жил своей, особой
> жизнью.  Это  была как бы большая семья, имевшая "одно сердце и одну
> душу".

> Согласно  Деяниям,  в Иерусалим прибыло около ста двадцати галилеян.
> Возможно,  их  было  и  больше, но, по традиции, это число считалось
> минимальным  для  создания  отдельной   общины./1/    Таких братств,
> или  *хавурот* (товариществ), объединявшихся для молитвенных трапез,
> в  Палестине и  за  ее   пределами   существовало много.   Церковные
> и гражданские власти относились к ним вполне терпимо.

>               /1/ Мишна. Санхедрин 1,6. В Галилее верующих было
>                   более 500 человек (1Кор 15:6).

> Степень  обособленности  общинников  была  разной,  некоторые,  как,
> например,   обитавшие  у  Мертвого моря,  почти совсем порвали связь
> с  остальным  миром;  но ученики Христовы, которые получили прозвище
> *ноцрим, назаряне*,  не подходили  ни к одной из категорий./2/   Это
> не  была  просто  община   набожных  людей,    и  в  то же время они
> не собирались изолировать себя от Храма и отеческой Церкви.

>               /2/ Термин "назаряне" не следует смешивать со словом
>                   "назорей" (евр. назир), которое обозначало члена
>                   древней Ветхозаветной общины, хранившей традиции
>                   пастушеской жизни (Числ.6:2).

> Их  желание остаться в ней нельзя рассматривать как инерцию, которую
> следовало  преодолеть.  Ведь  отход от Ветхого Завета означал бы для
> учеников  отход  от  Самого  Господа,  Который  жил и учил на основе
> богооткровенной  веры.  Сам  приход  Его  был исполнением библейских
> обетований.   Апостолы надеялись,   что установленный Им Новый Завет
> за  короткое время распространится на весь народ Божий. И даже после
> того,   как   этого  не случилось,   Церковь  сохранит прочную связь
> с наследием Израиля через Предание и Библию.

> Каждый  наставник имел в городе излюбленное место, где молился и вел
> беседы.  Так,  глава  фарисеев  раббан  Гамалиил  сидел  у лестницы,
> ведущей   на  храмовую  гору.  Симон  Бар-Иона  и  пришедшие  с  ним
> последовали  этому  примеру. Свой выбор они, естественно, остановили
> на  крытой галерее Соломонова портика, где прежде часто проповедовал
> Христос./3/

>               /3/ Деян. 3:11; 5:12; ср. Ин. 10:23. Притвор,
>                   или портик, Соломонов был расположен вдоль
>                   восточной стены Храма.

> С  самого  начала собрания назарян приобрели особенность, отличавшую
> их  от прочих *хавурот*. Если в синагогах мужчины молились отдельно,
> а  раввины  не  допускали женщин в свои школы, то апостолы не хотели
> нарушать   волю  Господа,  Который  всегда  был  окружен  не  только
> учениками,  но и ученицами. Поэтому по домам верные молились вместе,
> как  бы  предвосхищая  слова  св.  Павла: "во Христе нет ни мужского
> пола, ни женского".

> Мариам,  Мать  Господа,  забота  о  Которой была возложена на Иоанна
> Зеведеева,  окружало  благоговейное  почитание, хотя Она по-прежнему
> смиренно держалась в тени. Этим объясняется двойственность Ее образа
> в  Новом  Завете.  С  одной  стороны,  там  Она  - Избранница Божия,
> "благословенная среди женщин", а с другой - таинственная Незнакомка,
> о  Которой  известно очень немногое. Словно Она Сама упорно избегала
> человеческой славы...

> Но,     несомненно,    впечатление,    оставленное   Ее   личностью,
> было  огромным. Этим объясняются легенды, которые окружили имя Марии
> уже в первых поколениях христиан./4/

>               /4/ Мы имеем в виду апокрифы, которые известны уже
>                   со II в. (см. M.R. James. ANT, p. 19ff.), а также
>                   свидетельства о Деве Марии, которые имеются
>                   в раннехристианской литературе (у св. Игнатия
>                   Антиохийского, св. Юстина и др.). Историческое
>                   значение этих апокрифов минимально, но они ценны
>                   как свидетельства почитания Девы Марии в первые
>                   века. А нём же говорит безыскусная надпись
>                   в назаретской церкви II в. (Хайре Мариа, Радуйся,
>                   Мария). Немалый свет на понимание роли Девы Марии
>                   в I в. проливают сами евангельские рассказы у Мф.
>                   и Лк. См. G.Graystone. The Mother of Jesus
>                   in the Scriptures. NCC, pp. 838-843.

> Как  и  в дни Пасхи -  горькие и радостные  -  с Ней были неразлучны
> Ее  сестра  и  Саломия, Мария Магдалина и другие галилеянки. Все они
> последовали  в  Иерусалим с апостолами. Но вскоре следы их теряются.
> Быть  может, некоторые из этих женщин - хранивших такие удивительные
> воспоминания   -   продолжали   свое  скромное  служение  в  общине,
> большинство  же,  вероятно,  вернулось  в  Галилею.  Кто  были люди,
> слушавшие их рассказы об Учителе? Кого согревал огонь их веры? Этого
> мы  не знаем. Дело Божие часто совершается неведомыми путями и через
> незаметных людей...

> Среди  назарян  неожиданно  появились  и  "братья Господни" - Иосиф,
> Симон,  Иуда  и  -  старший  -  Иаков.  Прежде,  когда  Иисус  начал
> проповедовать   в   генисаретских   городах,   родные   считали  Его
> безумцем./5/    Но   сейчас   все   изменилось.   Есть   достоверное
> свидетельство,    что  Воскресший  "явился   Иакову".   По преданию,
> это  произошло в Иерусалиме, куда он  пришел на праздник.  Вероятно,
> и  другие братья видели Его в послепасхальные дни. Во всяком случае,
> с какого-то момента они поверили, что из их рода действительно вышел
> Служитель Божий./6/   Они бы могли о многом поведать из жизни Иисуса
> в  Назарете,  но  делали  это  очень неохотно. Скорее всего, им было
> неприятно  вспоминать  о днях своего неверия, да и кроме того, взоры
> всех  были  прикованы  не к прошлому, а к грядущему. Братья Господни
> вместе  с  женами  и  детьми  присоединились   к мессианской  Церкви
> и быстро завоевали авторитет.

>               /5/ Мк.3:21; Ин.7:3-5. "Братья Господни" были
>                   не родными, а либо двоюродными, либо сводными
>                   братьями Христа (см.: А. Мень. "Сын
>                   Человеческий").
>               /6/ Деян.1:14; 1Кор.15;7; Евангелие от евреев,
>                   цитируемое бл. Иеронимом (О знаменитых мужах, 2),
>                   сообщает, что Христос явился Иакову в Иерусалиме.


> Однако  инициатива  в делах   общины   принадлежала   пока  не   им,
> а  Бар-Ионе,  который  сознавал ответственность возложенного на него
> служения.  Он  помнил,  что  говорил Господь о призвании Двенадцати,
> которым   при   наступлении     Царства    Божия    надлежит  играть
> роль  патриархов  -  основателей  истинного  Израиля,  Церкви Нового
> Завета.  Но  библейское  число  было  нарушено:  один  из них отпал,
> соединился  с врагами Иисуса, а потом исчез. Было известно, что Иуда
> погиб (хотя молва изображала его смерть по-разному)./7/

>               /7/ Мф.27:3-10 и Деян.1:17-19 дают две версии гибели
>                   Иуды. Версия Деян. кажется более условной, поэтому
>                   историки считают достовернее сообщение Мф. См.:
>                   P.Benoit. Exegese et Theologie VI, Paris, 1961.


> Поэтому  Петр  на  одном  из  собраний объявил, что необходимо найти
> другого  человека на место предателя. Апостол предложил заменить его
> учеником,  который  следовал  за  Иисусом  с первых дней и видел Его
> воскресшим.  Как  ни  странно,  оказалось,  что  по  этому  признаку
> подходят  только  двое  -  Иосиф  Варсава и Матфий. Другие возможные
> кандидаты, видимо, остались в Галилее.

> Желая   решить,   на  ком     из  двоих    остановиться,    прибегли
> к  ветхозаветному  обычаю:  бросили   жребий,   молясь,  чтобы   Бог
> Сам   указал   достойнейшего.   Жребий   выпал   Матфию,  и  он  был
> "сопричислен" к Двенадцати./8/

>               /8/ О Матфие ничего не известно. Предание (Климент
>                   Александрийский. Строматы, IV,6,35) отождествляет
>                   его с мытарем Закхеем, но это не согласуется
>                   с Деян, где сказано, что Матфий был с Иисусом
>                   с самого начала Его проповеди. С именем Матфия
>                   связывают гностический текст "Пистис София",
>                   возникший, однако, не ранее II в.


> Этим  актом  апостолы  засвидетельствовали  свою  веру  в обетование
> Христово о них.
                        [ свящ. Александр Мень
                          Первые апостолы. глава "В силе Духа"
                          www.bible-center.ru/book/apostles/002 ]



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус сказал:
 'Пусть сердце ваше покинут тревоги!
  Вы верите в Бога, так верьте и Мне!
  В доме Отца Моего комнат много.
  Будь не так, разве Я бы сказал вам,
  что иду приготовить вам место?
  И когда Я уйду, приготовлю вам место,
  Я вернусь и возьму вас к себе,
  чтоб и вы были там же, где Я.
  А куда Я иду, путь туда вам известен'.
 Фома возразил:
 'Господь, мы не знаем, куда Ты уходишь.
  Так откуда мы можем знать путь?'
 Иисус говорит ему:
 'Я - Путь, Истина и Жизнь.
  Только через Меня можно прийти к Отцу.
  Если вы Меня знаете, вы узн`аете и Отца.
  И отныне вы Его знаете, даже видели!'
 Филипп говорит:
 'Господь! Покажи нам Отца, и больше нам ничего не надо'.
 Иисус отвечает:
 'Я столько времени с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?
  Тот, кто видел Меня, видел Отца.
  Как же ты говоришь: "Покажи нам Отца"?
  Ты не веришь, что Я - в Отце, а Отец - во Мне?
  Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю -
  это Отец, который во Мне, совершает Свои дела.
  Верьте Мне:
  Я - в Отце и Отец Мой - во Мне'.* (Ин.14:1-11)
                                * * *
*Павел ... пришел в Эфес и встретил там несколько учеников.
 Он спросил их:
 - Получили ли вы Святой Дух, когда поверили?
 - Мы и не слыхали о Святом Духе.
 - Как же тогда вы крестились?
 - Нас омыл Иоанн.
 Павел сказал:
 - Иоанн омывал в знак возвращения к Богу.
   Но он говорил народу, что они должны поверить
   в Того, кто придет после него, то есть в Иисуса.
 Узнав об этом, они приняли крещение во имя Господа Иисуса.
 Когда Павел возложил на них руки, на них сошел Святой Дух
 и они стали говорить на неведомых языках и пророчествовать.
 А было их человек двенадцать.* (Деян.19:1-7)
                                * * *
*Свобода не в том, чтобы взять гвоздь или пилу,
 а в том, чтобы иметь доску, знание о том, что из доски можно сделать,
 и вдохновение сделать из доски то, что неизвестно можно ли сделать.*
                                                                (Я.К.)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2214.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0