=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!


* 26 мая    2008 г. ст.ст., воскресенье 7-е по Пасхе.
  литургические чтения: Деян.20:16-18,28-36; Ин.17:1-13.
  {память отцов I Вселенского Собора, 325}





                "Я уже больше не в мире,
                Я возвращаюсь к Тебе,
                а они остаются в мире.
                О святой Мой Отец!
                Силой имени Твоего, что Ты дал Мне,
                сохрани их,
                чтобы были они едины,
                как и мы едины с Тобой. /.../
                Но не только за них Я прошу,
                Я прошу и за тех,
                кто поверил в Меня
                   через слово их обо Мне.
                Пусть все они будут едины
                и пусть они будут в нас,
                как Ты, Отче,  во Мне, а Я - в Тебе;
                и пусть мир поверит,
                   что послал Меня Ты.
                Я им дал ту же славу,
                которую дал Мне Ты,
                чтобы были они едины,
                как и мы едины с Тобой.
                Я - в них, и Ты - во Мне,
                чтобы были они в полном единстве!
                И пусть мир узнает,
                что послал Меня Ты
                и что Ты полюбил их
                так же, как Меня полюбил".
                                   ( Евангелие от Иоанна, 17:11,20-23,
                                              перевод В.Н.Кузнецовой.
                   www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#17:1 )


                "Верую...
                 во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь".
                                      (Никео-Цареградский Символ веры)

 
                +Единство+ Церкви определяется единством Бога
                и единством людей с Ним. Это не человеческий
                сговор о том, чтобы остаться неразрывно
                друг с другом, - такое единство разбилось бы
                давным-давно, и оно не было бы творческим,
                оно было бы постоянным колебанием. Единство Церкви
                покоится в единстве Бога. Уже богословы древности
                говорили (как говорят и богословы современности),
                что учение о Святой Троице - это учение о совершенном
                обществе: о Трех, Которые являются Единством,
                и о Единстве, Которое выражается в Троичности.
                Это образ, к которому призвана Церковь. И постольку,
                поскольку Церковь как бы содержима в этом образе,
                поскольку Христос сказал: Я в Отце Моем, и вы во Мне,
                и Я в вас (Ин.14:20), то Церковь в этом отношении
                уже является единством, - и вместе с тем единством
                в становлении; единством, которого ничто не может
                разрушить или поколебать, куда не могла бы вкрасться
                трещина, и вместе с этим в плане человеческом в ней
                есть некая разъединенность еще не слившегося
                человечества.
                               ( митрополит Антоний (Блум). Дом Божий.
                                   www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob2.htm )


 


Строго  говоря,   "Да  будут  все  едино" -  не заповедь Христа.  Это
Его МОЛИТВА Отцу о Церкви.

Но есть и заповедь: "Любите друг друга!"

"Один  Господь,  одна вера, одно крещение" - говорит Апостол. Раз вера
одна и один  Господь, то  и  Церковь - одна,  единственная,    единая.
Отсюда - слова Символа веры "Верую... в единую/единственную Церковь".

Из  молитвы  Христа о единстве христиан еще нельзя делать вывод о том,
что  Церковь  едина, т.е. что молитва Христа ИСПОЛНЕНА Отцом. (Ведь мы
помним, что Его гефсиманская молитва "о чаше" не была исполнена!)

Если смотреть непредвзято, то видно, что Церковь РАЗДЕЛЕНА.

Да,  мы  можем  ГОВОРИТЬ,  что  разделения  в Церкви нет. Так говорили
католики   в Средние   века.  Кто не в общении с Папой Римским,  тот -
не  в  Церкви,  а  те,  кто  в общении, составляют единую Церковь. Так
говорили   и   нередко   продолжают   говорить    православные:    кто
в евхаристическом общении с древними патриархатами (кроме Римского), -
тот в Церкви, кто вне этого общения, - вне Церкви. Так иногда говорили
и продолжают говорить небольшие обособленные группы христиан: мы верно
понимаем  Библию, именно мы сохранили неповрежденной веру, потому мы -
Единая Церковь, а кто не с нами - не Церковь.

Но  непредвзятый  наблюдатель  не  увидит  ни  у одной из таких групп,
считающих  только себя Церковью, каких признаков, которые бы позволили
сказать: да, вот они - истинные последователи Христа, именно они! Ведь
и  внутри этих групп есть вражда, да и другого рода явная греховность.
Ведь  в  разных  из  этих групп изредка блистает святость, виден через
человеческую  плоть,  через  слабость  лик  Христа.  А  с точки зрения
неповрежденности  учения  -  также  нет единого объективного критерия.
Каждый   прав   в   своих  глазах.   Ту  или  иную  традицию  признаЮт
неповрежденной именно те, кто ВОВЛЕЧЕН, включен в нее.

Так  что,  глядя  на  христианский мир, можно сказать: если есть такое
явление  как Церковь,  то   она   или  разделена,   не едина,  или  же
о  критериях, позволяющих определить, какая из групп, считающих только
себя единой Церковью, действительно является таковой, достоверно знает
лишь Бог.

Тем  не менее, все христиане исповедуют веру "в единую Церковь". И это
правильно. Ведь верить - не значит видеть ("вера - уверенность в вещах
невидимых"  -  сказано  в  Послании Евреям).  Т.о. в Символе веры речь
не  обязательно  идет  о  ВИДИМОМ единстве.  Ведь и  СВЯТОСТЬ  Церкви,
о которой сказано в Символе, - как правило невидима (святость Церкви -
то,  во  что  мы  именно  ВЕРУЕМ:  т.е.  мы веруем в то, что Церковь -
собственность  Христа,  Его  "Тело",  и  святость Церкви суть святость
Христа, а Он невидим ныне для нас).

                                * * *

Однако  те, кто утверждают, что отсутствие видимого единства нормально
для  Церкви    (это т.наз. эккезиалогия ветвей: дескать, Церковь едина
в корне - во Христе, а ветви могут между собой не сообщаться).

Господь призвал Своих последователей к ВИДИМОМУ ЕДИНСТВУ. Хотя призвал
и неявно - в молитве к Отцу ("Да будут едино... да будут в совершенном
единстве...  да  уверует  [через  это] мир..."). Но Он сделал эту Свою
молитву известной нам.

Но прежде всего он  призвал учеников К ЛЮБВИ.

Видимая разделенность - всего лишь одно из проявлений нелюбви (а также
ревности  о  Боге  не  по  разуму).  Если  бы  видимое  единство  было
достигнуто, это было бы свидетельством того,  что христиане  преуспели
в любви.

Разделённость  есть  лжесвидетельство  о  Христе (христиане ведут себя
так, словно у каждой из церквей-конфессий СВОЙ Христос). Однако, стоит
отметить,  что  не разделение христиан - главная причина того, что мир
не принимает Христа.

                                * * *

Единство  может  быть  и  ложным,  "единством  снизу",  как говорил о.
А.Шмеман.  Т.е.  единством не ради Христа, а по человеческому сговору,
ради какой-либо конъюнктуры.

Расколы  порой   возникали  как  обратная  стороны  стремления  явить
единство: через введение единых обрядов, через унификацию богословия.

Единство  свыше  не  достижимо  человеческими  силами,  это  дар свыше
("свышний  мир",   о  котором    православные молятся  на   литургии).
Он  НЕ  ДОСТИГАЕТСЯ, а ДАЁТСЯ. Т.е. он от нас не зависит (если вынести
за  скобки  нашу  молитву  о  нём,  наше  желание его.) Однако, от нас
зависит искоренение из своего сердца злобы и превозношения, чтобы дать
в  нём место любви Христа; от нас зависит освобождени от предрассудков
и невежества, дабы дать место Истине.



Обсудить этот текст можно здесь:
community.livejournal.com/messiainfo/43909.html


ссылки по теме:
 + + + игумен Вениамин (Новик):
        ответственность христиан за единство христианского мира
         www.messia.ru/rasylka/007/1852.htm#0  (+ссылки)
 + + + Оливье Клеман, патриарх Афинагор: "Да будут все едино!"
         www.messia.ru/rasylka/006/1516.htm#0 (+ссылки)
  + + + СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
         И КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
          ПО СЛУЧАЮ СНЯТИЯ АНАФЕМ
           krotov.info/acts/20/1960/19651207.html
 + + + иеромонах Антоний (Блум):
        Церковная молитва "о соединении всех"
          www.messia.ru/rasylka/004/803.htm#0
 + + + митр. Сурожский Антоний (Блум):  плоды и кризис
                             www.practica.ru/Ma/3e.htm
              (ответ на вопрос "Что такое экуменизм?")
 + + + Яков Кротов:   ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ, ПРИМИРЕНИЕ ЦЕРКВИ
              www.messia.ru/rasylka/003/454.htm#0
 + + + он же:              единство и разделенность Церкви
                        www.messia.ru/r2/0/15.htm#0
 + + + он же:       НЕ СТРОИТЬ МОСТ, А УВИДЕТЬ, ЧТО НЕТ РЕКИ
                  www.messia.ru/rasylka/002/260.htm#0
 + + + он же:           "Свет христианства и тьмы христианств"
                www.messia.ru/rasylka/002/000-5.htm#N04
 + + + он же -
        ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО: КРАТКО О РАЗНОГЛАСИЯХ
         www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/4b_prav_kat_500.htm
 + + + иеромонах Габриэль Бунге:             "Да будут едины!"
                    www.messia.ru/rasylka/002/100.htm#0
 + + + cвящ. Александр Мень:       распри и расколы в Церкви
                  www.messia.ru/rasylka/002/145.htm#0
 + + + он же:                        *Да будут все едино!*
               www.messia.ru/rasylka/005/1171.htm#0
 + + + А.Лакирев - Свойства Церкви:
           единство, святость, соборность и апостоличность
                    www.bible-center.ru/article/properties
 + + + Папа Римский Иоанн Павел II:
        Экуменический диалог - совместное испытание совести
                www.messia.ru/rasylka/005/1072.htm#0


по другим темам дня:
 + + + митрополит Сурожский Антоний -
        О ВОЗНЕСЕНИИ ГОСПОДНЕМ И ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
               www.mitras.ru/inname/in_107.htm
 + + + он же - О трезвении
        www.mitras.ru/prop/prop_10.htm




Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080608/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-06-2008



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус поднял глаза к небу и сказал:
 - Отец!
   Час настал.
   Прославь Сына Своего, чтобы Сын прославил Тебя.
   Так же, как Ты дал Ему власть над всеми живущими,
   и Он даст вечную жизнь всем, кого Ты дал Ему.
   А вечная жизнь - это знать Тебя,
   единственного истинного Бога,
   и Иисуса Помазанника, которого Ты послал.
   Я прославил Тебя на земле,
   дело исполнив, которое Ты поручил Мне.
   Теперь же, Отец, прославь Меня Ты
   славой, что была у Меня,
   когда Я был с Тобою,
   прежде чем мир начал быть.
   Я открыл Твое имя людям,
   которых Ты дал Мне из мира.
   Они были Твои, Ты отдал их Мне,
   и они слово Твое исполнили.
   И теперь наконец они поняли,
   что всё, что Ты дал Мне, Твое,
   потому что слова, которые дал Ты Мне,
   Я им передал, и они их приняли
   и действительно поняли,
   что Я пришел от Тебя,
   и поверили, что послал Меня Ты.
   Это за них Я прошу.
   Не за мир Я прошу,
   а за тех, которых Ты дал Мне,
   потому что они - Твои,
   ибо всё, что есть у Меня, Твое,
   а всё, что есть у Тебя, Мое
   и через них Я явил Свою славу.
   Я уже больше не в мире,
   Я возвращаюсь к Тебе,
   а они остаются в мире.
   О святой Мой Отец!
   Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, сохрани их,
   чтобы были они едины,
   как и мы едины с Тобой.
   Силой имени Твоего, что Ты дал Мне,
   Я хранил их, пока был с ними.
   И Я их сохранил:
   никто из них не погиб,
   лишь один, предназначенный к гибели,
   ибо Писанию надлежало исполниться.
   А теперь Я к Тебе возвращаюсь.
   И пока Я еще в этом мире,
   Я для того говорю всё это,
   чтоб они разделили со Мной
   полноту Моей радости.* (Ин.17:1-13)
                                * * *
*Премудрость на улице восклицает...:
 'Сколько можно простакам коснеть в простоте,
        наглым - наглостью тешиться
                глупцам - ненавидеть знание?'* (Пр.1:20,22)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2216.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»