=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 14 июня   2008 г. ст.ст., пятница.
  литургические чтения: Рим.5:17-6:2; Мф.9:14-17.

* 15 июня   2008 г. ст.ст., суббота.
  литургические чтения: Рим.3:19-26; Мф.7:1-8.

        2-я седмица по Пятидесятнице


* * * к апостольскому и евангельскому чтениям пятницы:
  >>> митр. Сурожский Антоний: Бог взял на Себя всю ответственность
      за последствия свободы, данной Им человеку
       www.messia.ru/rasylka/004/822.htm#0
  >>> он же: ветхозаветные жертвоприношения и Агнец Божий
               www.messia.ru/rasylka/004/759.htm#0
  >>> прп. Мария (Скобцова): Свобода обязывает...
       www.messia.ru/rasylka/005/1190.htm#0
  >>> К.С.Льюис: сердцевина христианской веры
       www.messia.ru/rasylka/003/473.htm#0
  >>> Карл Барт: Адам, мы и Христос
       www.messia.ru/rasylka/002/119.htm#0


к евангельскому чтению субботы:
  +++ Филип Янси: Глаза, исцеленные благодатью
       www.messia.ru/rasylka/006/1535.htm#0 (+ссылки!)


Эти дни в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=27-06-2008
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=28-06-2008



----------------------------------------------------------------------


Выпуск посвящен воскресному апостольскому чтению
2-го воскресенья по Пятидесятнице  - Рим.2:10-16.



АМ:> Митрополит  Антоний,   я слушал много Ваших выступлений  по радио
___> и  телевидению,  и  Вы  часто говорите об общении с Богом. С моей
___> точки      зрения,  +общение   с  Богом+   имеет,    в  сущности,
___> лишь символическое значение и означает соблюдение этических норм,
___> установленных  христианством  и  другими  религиозными  учениями;
___> другими  словами,  под +общением с Богом+ подразумевается: делать
___> то,   что  нужно,   и   не  делать  того,   чего  нельзя  делать.
___> Но  я  полагаю,  что  для  Вас  этот  термин имеет более глубокое
___> значение.  Что  же  это  означает для Вас конкретно? Идет ли речь
___> только о молитве или о чём-то другом?

МА:> Ваш вопрос очень многогранный и, честно признаюсь, очень трудный,
___> в том смысле, что говорить о каком-то опыте, который тебе кажется
___> достоверным, можно,  но сделать  его убедительным  или  понятным,
___> или помочь другому человеку его уловить - очень трудно... Отвечая
___> на  ваш вопрос, я бы сказал следующее. Во-первых, в нашем общении
___> с  Богом есть, конечно, этический момент: соблюдение божественных
___> заповедей,  следование  каким-то  путем,  который  предуказан нам
___> Богом; но, с  другой стороны, это  общение тоже предполагает, что
___> в  пределах  если  не моего личного опыта, то в пределах чьего-то
___> опыта  было  какое-то  веление  от  Бога, было какое-то указание,
___> данное  Им  о  том, что эти заповеди - закон жизни, что этот путь
___> ведет  к  жизни;  и  вот  за пределом этического момента, который
___> присутствует     и  который необходим,     без  которого   просто
___> нет   никакого  смысла   в общении,    должен быть  где-то момент
___> встречи   -   или  моей   лично,   или  чьей-то    еще.   Скажем,
___> в  христианской,  в  библейской  традиции  речь  будет идти о том
___> общении,  которое  имели с Богом  святые, пророки,  законодатели;
___> и  если  они  рассматриваются    как  глашатаи   закона    Божия,
___> это предполагает где-то личную встречу с Богом.

АМ:> Значит,   это  примерно  сводится к тому, что понятия зла и добра
___> исходят  от Бога, не правда ли? что иначе этих понятий не было бы
___> вообще?  Это  я очень хорошо понимаю, и я всегда считал это самым
___> убедительным  доводом  в  пользу  религии, в пользу существования
___> Бога;  это  так.  А  вот  момент встречи - причем, я думаю, можно
___> оставить  в  стороне пророков и святых: в конце концов, веруют же
___> не только   пророки   и   святые,   веруют  обыкновенные  люди  -
___> что означает для обыкновенного человека встреча с Богом?

МА:> Вы  упомянули   о  молитве.   Я  к  этому прибавлю  опыт, который
___> в христианской Церкви мы называем таинствами. В молитве некоторые
___> люди  (не  столь редкие) и в некоторые моменты (не в любое время,
___> не  по  их  собственному  мгновенному  выбору)  испытывают  порой
___> сознание,  что  к  ним  приблизилась какая-то реальность, что они
___> оказались  лицом  к  лицу с каким-то +присутствием+, что +кто-то+
___> встал  перед  ними,  открыл  себя; они вдруг осознают, что в этом
___> невидимом  мире,  который  вокруг  них,  кто-то присутствует. Это
___> такое  же  явственное,  такое  же  четкое  ощущение, какое бывает
___> иногда, например, когда находишься с человеком и вдруг прорвешься
___> до него...

АМ:> Устанавливается контакт?

МА:> Устанавливается живой, настоящий контакт,  который вас заставляет
___> признать,  что кто-то там есть; так же, как иногда бывает: сидишь
___> с  человеком,   и  он  для тебя  просто  - предмет, никак до него
___> не  докричаться,  не  достучаться;  и  вдруг он открывается перед
___> тобой  в  своем человеческом облике: живой, глубокий, отзывчивый.
___> Вот это один  из моментов,  который заставляет человека  говорить
___> об   +общении+. Теперь второе: я  упомянул о таинствах. Таинства,
___> с  точки зрения христианина, это непосредственные Божии действия,
___> которые через материю этого мира каким-то образом до нас доносят,
___> доводят   какую-то  искорку  жизни  Самого  Бога.  Это,  конечно,
___> объяснить, передать нельзя. Это некоторые люди испытали с большой
___> силой  и  скажут:  да,   когда   я приобщился этого Хлеба и Вина,
___> я  вдруг обнаружил, что это не были +только+ хлеб, +только+ вино,
___> что они до меня донесли какой-то сверхъестественный опыт.

АМ:> Вы имеете в виду Причастие?

МА:> Я  имею  в  виду  Причастие,    но  можно было бы так же говорить
___> о Крещении,    если  речь шла  бы  о крещении взрослого человека;
___> это  могло  бы  быть  помазание елеем, освященным маслом в случае
___> болезни. Возникает яркое, четкое сознание, что через это вещество
___> вдруг  коснулась  до  нас  Божественная действительность, которая
___> приобщила  нас  к  новой жизни, восстановила нас в каком-то новом
___> образе.

АМ:> Приобщила  вас  к новой жизни -  что это значит?  К лучшей жизни,
___> в которой   этические  правила будут  соблюдаться  более  строго,
___> во всей их полноте?

МА:> Я думаю,  здесь два аспекта:  с одной стороны, появляется чувство
___> и  сознание,  что открылся какой-то  источник внутри,  что  вдруг
___> я ожил,  что во мне бьет  ключом жизнь;  а с другой стороны,  что
___> эта  жизнь  -  не просто моя жизнь, которая "оживилась" и которая
___> будет  течь  по-прежнему,  но  что  это  жизнь  другого свойства,
___> которая  от меня неумолимо, торжествующе требует какого-то нового
___> качества - этического, внутреннего и внешнего.

АМ:> Такому  человеку,  как  мне, это,  конечно,  очень трудно понять.
___> Я  понимаю,  что  есть факторы, которые требуют от человека новой
___> жизни,  лучшей жизни, более строгого соблюдения этических правил.
___> Но скажите: общение с Богом - не означает ли это в трудную минуту
___> просто  диалог  с  самим  собой  или,  вернее,  диалог  со  своей
___> совестью?

МА:> Я   думаю,   что  это   начинается  часто  диалогом с самим собой
___> в  поисках  большей правды, чем та правда, к которой мы привыкли;
___> если  мы будем внимательно, строго, с честностью говорить с самим
___> собой  и  прислушиваться  к  тому,  чтo говорит наше нутро, какая
___> правда  звучит  в  нас,  то,   вероятно,   мы  услышим   то,  что
___> Вы называете голосом совести. Говорить о совести, в конце концов,
___> так же абстрактно, как говорить о Боге (А.М.: Совершенно верно.),
___> потому   что   она  физически  так  же  неуловима;  это  какая-то
___> внутренняя   правда,   правда   жизни,   правда   межчеловеческих
___> отношений,  правда человеческого достоинства,  что ли; но  где-то
___> за   пределом  совести  (которая  тоже  обусловлена,  потому  что
___> совесть,  наше  понимание  человеческих  отношений,  собственного
___> достоинства    в   значительной  мере  зависит   от того,     как
___> мы воспитаны, в какой обстановке, на каких принципах), прорываясь
___> за  пределы совести, мы вдруг обнаруживаем, что есть что-то более
___> глубинное и решительное, чем моя совесть, какой-то голос, который
___> говорит:   твоя  совесть  это   говорит,   но  она    ограничена;
___> есть  бOльшая  правда... В  отношении,  например, молитвы,  когда
___> мы обращаемся внутрь себя, мы проходим - да, через себя; не может
___> быть  молитвы углубленной, молитвы, где мы ощущали бы присутствие
___> Божие,  которая  сначала  не  коснулась  бы  и не охватила бы нас
___> самих; если мы сами невнимательны, если наше сердце не участвует,
___> если мы не хотим найти правду жизни, истину и просто жизнь, то мы
___> не  дойдем  до той глубины, где  может быть та встреча, о которой
___> я говорил. То же самое бывает в отношениях с людьми.

АМ:> Это   всё   верно,  но   возьмем  такой  пример: что  Вы делаете,
___> когда   предстоит  трудное   решение,     когда   Вы не   знаете,
___> как  поступить  правильно?  Такие  моменты,  конечно, очень часто
___> бывают,  и,  скажем,  когда  речь идет о чём-то очень важном, что
___> Вы  делаете:   Вы  только  думаете,   или  Вы  обращаетесь к Богу
___> с молитвой?

МА:> И то, и другое; я стараюсь сначала самым честным образом, сколько
___> у  меня  хватает  честности  и  ума,  и доброй совести, продумать
___> вопрос, который передо мной стоит.

АМ:> Продумать с какой точки зрения - с этической?

МА:> С  этической  точки  зрения,      с человеческой  точки   зрения.
___> Это  сводится  к  одному  и  тому  же,  но  подход  иногда бывает
___> несколько   иной;    не  в порядке   правил,  применения  "норм",
___> а  в  порядке  какого-то  чутья правды. А затем - я лично не умею
___> просить  Бога   о том,  чтобы  было так  или сяк;  это мне чуждо;
___> я  стараюсь  стать перед Ним и просто молитвенно предстоять перед
___> Ним, то есть  открыться,  отдаться  и сказать, что я хочу правды,
___> я  хочу  добра, я хочу, чтобы была воля Божия, которая может идти
___> наперекор  всему тому, о чем я мечтаю, но пусть она будет, потому
___> что  я верю, что эта воля Божия более мудрая, чем моя, и содержит
___> в себе гораздо большую любовь и человеческую правду, чем моя.

АМ:> Значит,   всё  сводится  к  тому,   что  Вы  обращаетесь   к Богу
___> за советом?

МА:> Да.

АМ:> И Вы ждете от Него чего - прозрения?

МА:> Я    жду   от  Него  - да, прозрения, более глубокого  разумения;
___> и  на  опыте  иногда  это прозрение, это разумение так резко идет
___> наперекор  со  всем  тем,  чего бы мне  хотелось, что я   не могу
___> это  воспринять  просто  как  новую  точку зрения, которая во мне
___> открылась. Иногда бывает явственное сознание, что, действительно,
___> я   коснулся   какой-то   надмирной  области,  какой-то  области,
___> превосходящей   весь   мой  опыт  человеческих,  психологических,
___> общественных отношений.

АМ:> Мне   лично   этот  процесс  представляется  просто  продолжением
___> первого.  Вы сами сказали, что когда Вам предстоит принять важное
___> решение,  трудное  решение,  Вы  начинаете  с  того,  что  Вы его
___> стремитесь  как  можно более тщательно или как можно более честно
___> продумать, а затем обращаетесь  к Богу с  молитвой. Эта   молитва
___> мне  представляется просто продолжением первого процесса, другими
___> словами,  Вы  продолжаете  думать,  но, по-видимому. Вы начинаете
___> думать уже в каком-то ином состоянии.

МА:> Я  бы  сказал,  что   думать  я   перестаю,   а  начинаю  слушать
___> и прислушиваться как можно более внимательно...

АМ:> К чему?

МА:> +К тому, что прозвучит во мне...+

АМ:> В том-то и дело!

МА:> Да,   разумеется,   я не ожидаю  какого-то голоса извне.  Видите,
___> тут такой момент,  который я не могу передать,  который относится
___> к внутреннему  сознанию: иногда прорываешься до  какой-то глубины
___> и  сознаешь,  что дошел до новой глубины в себе самом; а минутами
___> такое  явственное,  сильное,  яркое чувство, что в тебе заговорил
___> +иной+  , что тебя направляет некто отличный от тебя; и вот этого
___> я  не  могу  передать, в том же смысле, в котором нельзя передать
___> субъективное  переживание   иначе   как  субъективное.  Я не могу
___> его  "объективировать",   я  не могу доказать его объективность -
___> и  однако,  эта  объективность порой для меня очень яркая, ясная.
___> Бывает, что я нахожусь перед какой-нибудь проблемой и ставлю себе
___> вопрос; но бывают моменты, когда человек ничего не ищет - и вдруг
___> войдет в это сознание внезапного присутствия Божия, вдруг ощутит,
___> что  он  находится  перед Богом, что Бог тут. Это мой собственный
___> первичный опыт, почему я и стал верующим: в момент, когда я хотел
___> доказать  себе,  что нет Бога, что Евангелие - чушь сплошная, что
___> не  во  что  верить,  что  смысла  жизни  нет  -  вдруг мне стало
___> совершенно  ощутимо  ясно,  что  я  нахожусь в присутствии живого
___> Христа.  Конечно,  Вы  можете сказать, что это была галлюцинация,
___> это был бред, это была иллюзия и...

АМ:> По-моему,  Вам  просто  пришла в голову мысль - простите за такое
___> прозаическое определение.

МА:> Нет, то-то и дело, что это не была мысль. Я читал, и мне пришлось
___> поднять  глаза,  потому что мне было совершенно, разительно ясно,
___> что по ту сторону стола, перед которым я сидел, кто-то находится;
___> мне  пришлось посмотреть  - так же, как бывает иногда,  что идешь
___> по  улице и обернешься, потому что кто-то тебе  в спину  смотрит.
___> И потому я   и  говорю о галлюцинации, о такой  внешней  иллюзии:
___> я  ничего  не  видел; но уверенность в этом объективном, вне меня
___> +присутствии+  была  такая яркая, что она при мне осталась до сих
___> пор;  конечно,  не с той же яркостью, но с той же убедительностью
___> и конкретностью.

АМ:> Ну,   как всегда,  я   вижу  (это, конечно, очень старая истина),
___> что  веру  от разума отделяет черта; вера находится по ту сторону
___> этой черты. Большое Вам спасибо, митрополит Антоний.
                [ митрополит Сурожский Антоний.
                  ДИАЛОГ ВЕРУЮЩЕГО С НЕВЕРУЮЩИМ
                  /Серия бесед в религиозной программе
                   радио Би-би-си на русском языке в 1972 году.
                   Анатолий Максимович Гольдберг (1910-1982) -
                   сотрудник русской службы Би-би-си./ (2)
                  www.mitras.ru/besedy/besedy1.htm ]



 +++ митр. Сурожский Антоний:
  • благая  весть о Суде. Совесть
     www.messia.ru/rasylka/004/824.htm#0
  • встать перед судом совести
     www.messia.ru/rasylka/002/203.htm#0
  • О СОВЕСТИ
     www.mitras.ru/pered2/pb_241.htm
    & www.mitras.ru/pered2/pb_242.htm
  • о связи совести с богообщением
   (ДИАЛОГ ВЕРУЮЩЕГО С НЕВЕРУЮЩИМ)
   www.mitras.ru/besedy/besedy1.htm
   (см. ч. V)
  • убийство совести... отказ от Бога
      www.messia.ru/rasylka/003/335.htm#0
  • "угрызения совести - это еще не покаяние"
      www.messia.ru/rasylka/002/221.htm#0
  • О ПОКАЯНИИ
     www.mitras.ru/pokayanie/pokayanie2.htm
  • cовесть влечет нас на Суд
     www.messia.ru/rasylka/003/612.htm#0
 +++ Прп. Исаак Сирин:
  • Нечистая совесть - причина наших страданий
     www.messia.ru/bibliotk/i/sirin/2/g27.htm#0
      =     www.messia.ru/rasylka/003/338.htm#0
  • Постоянные выговоры со стороны совести - признак смирения
                   www.messia.ru/rasylka/002/121.htm#0
     =      www.messia.ru/bibliotk/i/sirin/2/g38.htm#0
 +++ Томас Мёртон: совесть. страх Господень
      www.messia.ru/rasylka/005/1192.htm#0
 +++ Николай Бердяев: совесть; раскаяние
      www.messia.ru/rasylka/003/475.htm#0
 +++ Эта тема в указателе "Б.Я.К."
      www.krotov.info/spravki/temy/s/sovest.html
 +++ в указателе сайта "Х.П."
      www.messia.ru/temy/s/sovest.htm#0
 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
       Иисус сказал:
       - Никого не осуждайте -
          и вас Бог не осудит,
       потому что каким судом с`удите,
          таким Он осудит и вас
       и какой мерой мерите,
          такой Он отмерит и вам.
       Что же ты смотришь на соринку в глазу своего брата,
          а в собственном бревна не замечаешь?
       Как ты можешь говорить своему брату:
          'Дай я выну соринку из твоего глаза'?
             Посмотри, у тебя в глазу бревно!
       Лицемер, вынь прежде бревно
          из собственного глаза
       и тогда увидишь,
          как вынуть соринку из глаза брата.
       Не давайте собакам святыни -
          они набросятся и разорвут вас.
       Не сыпьте жемчуга перед свиньями -
          они растопчут его ногами.
       Прос`ите - и Бог вам даст,
          ищите - и найдете,
             стучите - и Он вам отворит.
       Всякий, кто просит, получает,
          кто ищет, находит,
             и тому, кто стучит, отворяют.
                             (Мф.7:1-8)
                                * * *
*мы знаем, что всё, что говорит здесь Закон,
 относится к тем, кто подчиняется Закону,
 чтобы никто не смел рта раскрыть для самооправданий
 и весь мир был ответчиком перед Богом.
 Потому что делами Закона "не оправдается пред Ним никто из живущих".
 Через Закон приходит лишь осознание греха.
 Но теперь Бог открыл людям путь избавления от вины  помимо Закона,
 хотя и Закон и Пророки тоже свидетельствуют о нём.
 Это оправдание за веру в Иисуса Христа  -
 для всех, кто верит, без разницы:
 все согрешили и все лишены сияния Божьей славы.
 И все оправданы даром, по Его доброте,
 через Иисуса Христа, выкупившего их на свободу.
 Бог предназначил Ему стать жертвой,
 кровью которой будут очищены все поверившие Ему.
 Бог явил Свою справедливость,  простив грехи, совершенные в прошлом,
 в те времена, когда Он их терпел.
 И тем явил Свою справедливость в настоящее время,
 показав, что Сам Он праведен и оправдывает верящих Иисусу.*
                                                (Рим.3:19-26)
                                * * *
Сказал Господь: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". (Мф.5)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2232.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»