=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 25 июня   2008 г. ст.ст., вторник.
  литургические чтения: за пн: Рим.9:18-33; Мф.11:2-15;
                        за вт: Рим.10:11-11:2; Мф.11:16-20.
                       
* 26 июня   2008 г. ст.ст.,  среда.
  литургические чтения: Рим.11:2-12; Мф.11:20-26.

4-я седмица по Пятидесятнице



+ + + к евангельскому чтению понедельника:
   * митр. Антоний: Как часто бывает, что колеблется наша душа...
                      www.messia.ru/rasylka/005/1200.htm#0

 + + + к апост. чтению вторника смотри:
   * свящ. Александр Мень: Слышание и опыт
      www.messia.ru/rasylka/004/833.htm#0
   * прп. Силуан Афонский:
            Всякий, кто призывал Бога, будет спасен?
              www.messia.ru/rasylka/002/123.htm#0

 
 + + + к еванг. чтению среды смотри:
        * www.messia.ru/rasylka/005/1202.htm#0
        (свящ. Александр Мень
         + ссылки на тексты Якова Кротова, В.Н.Кузнецовой, Р.Гвардини,
           митр. Антония, свящ. Александра Шмемана)


Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080708/orth?cont=rv_ru
www.bible-center.ru/biblereadings/20080709/orth?cont=rv_ru


Эти дни в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-07-2008
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=09-07-2008



----------------------------------------------------------------------

Этот выпуск посвящен стихам 6:8 - 8:25 Деяний Апостолов.



     
> <.....>   Совершая   Литургию,  в  Духе  Святом  мы  делаемся  <...>
> становимся "общниками Христа".

> Но  быть  настоящим общником Христа можно,   лишь  живя Его  жизнью,
> ведь  иначе Его Плоть и Кровь превратятся для нас во внешний Объект,
> не  будут усвоены нами,  станут  тем   магическим объектом,  который
> хуже  всякого  языческого   идола.    Быть  общником   Христа  можно
> лишь стяжав жизнь Христа в качестве своей жизни, как об этом говорит
> ап.  Павел:  "Уже  не  я  живу, но живет но мне Христос" (Гал.2.20).
> Поэтому  с самого своего зарождения Церковь понимала свою миссию как
> ту  же  Жертву  Христову,  совершающуюся верными ради спасения всего
> мира.  Именно  так  понималось   христианское мученичество,  а затем
> и  вторящее  ему  христианское  подвижничество.  Об  этой  миссии  -
> спасение  всего  мира  -  свидетельствуют  и  молитвы  за  весь мир,
> возносимые во время литургии.

> Вот    как,   например,   толкует   смерть  первомученика    Стефана
> свт.  Григорий Нисский: "Стефан... как некий священник, по духовному
> закону  заколающий  жертву, приносящий не чужое, а собственное тело,
> вместо   возлияний  возливающий  кровь,  сам  собою  за  согрешивших
> умилостивлял  Бога... за убийство отмщая благодеянием... Он молитвою
> <заглаживал>  грех  их,  который  убийцы вписали своими беззаконными
> руками".{}  Здесь  еще  акцент  делается на том. что в силу вольного
> характера  смерти Стефана и его молитв об их прощении, грех убийства
> не  пал на его убийц. Но дальше свт. Григорий говорит нечто большее:
> "Посему-то  убийцам  и "мстит" благословением,   прося  не возмездия
> за содеянное над ним... чтобы ему принесло это жизнь, противникам же
> его  погибель,  но  моля,  чтобы чего удостоился  сам  (то есть веры
> во  Христа  и  спасения.  -  Гр.Б.),   того  же  не лишать и врагов,
> как  содействовавших ему в достижении благ" (букв. со-виновников его
> благ, - hos agathon auto synaitious).{}

> Удивительно  в  этом описании то. что убийцы Стефана характеризуются
> как   "содействовавшие  ему  в  достижении благ".  Понять это  можно
> с  помощью мысли, высказанной св. Григорием Чудотворцем относительно
> Бога. Бог бесстрастен по природе, но Он не был бы бесстрастен и если
> бы  Он  не  спасал свое творение. Точно так же и человек обоживается
> (то  есть становится  причастен  бесстрастию  и +блаженству+   Бога)
> лишь  постольку,  поскольку он (во Христе) участвует в деле спасения
> врагов Божиих.

> Здесь  необходимо  различить  два  момента. В качестве бесстрастного
> первомученик  Стефан принимает вольную смерть, прося Бога о прощении
> врагов.   Но   мало   этого,  по  трактовке  свт. Григория Нисского,
> его  смерть  является  для  них  благословением, как, впрочем, и они
> оказываются содействующей причиной его благ.

> Иными  словами,  первомученик  Стефан  усваивает,  во-первых,  Божие
> прощение  всего  человеческого  рода, совершенное во Христе ("будучи
> врагами,   мы  примирились   с Богом  смертью Сына  Его", Рим.5.10),
> а во-вторых,  усваивая жизнь Христа,   Он благословляет своих врагов
> (и  врагов Божиих), моля  Бога о спасении  тех, кто содействовал ему
> в  достижении  благ. Это и есть та жизнь во Христе, о которой сказал
> ап.  Павел:  "Если,  будучи  врагами, мы примирились с Богом смертью
> Сына   Его,   то  тем  более,  примирившись,  спасемся  жизнью  Его"
> (Рим.5.10).  Первомученик  Стефан,  согласно св. Григорию, не только
> молится  о  прощении врагов, но и удостоверяет, что они являются ему
> не  врагами, а "со-виновниками его благ". Таким образом, в человеке,
> принимающем   смерть   во  Христе  (такова  реальность  Божественной
> литургии,  не  случайно  Стефан - диакон, сослужащий Первосвященнику
> Христу),  убийцы  из  врагов  становятся  благодетелями,  о спасении
> которых Стефан и молит Бога, молит самим фактом принятия (во Христе)
> смерти за них.

> Такое   "подражание  Христу"  в  деле  спасения  мира  и  называется
> "соработничеством  Богу"  - синергией. Тоже представление о синергии
> мы  находим и  у ап.  Павла,  например   в Кол.1.24;   "Ныне радуюсь
> в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей
> Христовых  за  Тело Его, Которое есть Церковь". Как замечает Френсис
> Янг:  "В  контексте  идей  ап.  Павла его слова (см. Кол.1.24) могут
> восприниматься  как  выражение благодарности за привилегию не только
> умереть  во  Христе для  греха  в Крещении,    но также и за участие
> в  страданиях  Христа  за  искупление  (я  бы сказал: за спасение. -
> Гр.Б.) всего мира".{}

> Синергия является делом  литургическим,  тем делом,  в котором ничто
> не  остается вне Блага, приносимого с благодарением Богу, как взятое
> от Него.  Так,  в случае  первомученика  Стефана благодетелями стали
> его убийцы, в то время, как Благом стал во Христе он сам, приносимый
> как  чистая  жертва  Боге  Он  сам стал тем Благом, каковым является
> только   обоженные человеческие   плоть  и   кровь,   бывшие  у него
> во Св. Духе едиными со Христом.

<...>

> <....> я хотел бы напомнить одно место из преп. Максима Исповедника,
> в  котором    он    объясняет   учение   свт.  Григория     Нисского
> об  апокатастасисе.  Максим пишет: "Необходимо, чтобы, подобно тому,
> как  вся природа в воскресении плоти получила бы бессмертие в чаемое
> время,  так  и  все  извращенные силы души (грешника) с прохождением
> веков отложили память о зле, внедрившемся в нее, и, проходя все века
> и   не  находя     места   упокоения,    пришли бы к  беспредельному
> Богу" (). <.....>

> Тем  не  менее,    несмотря  на  такую   благоприятную   перспективу
> для   всеобщего спасения, Максим  проводит различие между грешниками
> и   святыми.  Души  грешников  в конце концов лишь восстанавливаются
> в  своих  первоначальных  силах,  получая  познание  Бога,  а святые
> участвуют  в  Божественной  жизни.  Вот  как  об  этом пишет Максим,
> продолжая  мысль,  приведенную  выше:  "Таким  образом,  посредством
> ясного   познания  Бога  (epignosis),  а  не  посредством  причастия
> (meteksis)  Божественной жизни,   душа (грешника) получает свои силы
> и  восстанавливается  до  своего первоначального состояния, а Творец
> выказывается как не являющийся причиной греха" (там же).

<.....>

> <...>  как  замечает  свт.  Григорий  Нисский,  в своем видении Бога
> Стефан  "переступив  пределы  естества  прежде  исшествия  из  тела,
> чистыми  очами  видит  отверзтые  пред  ним небесные врата, открытое
> внутреннее  святилище,  и как самую божественную славу, так и сияние
> славы  (то  есть  Христа  -  Евр.1.3)".{}  По  этому  описанию можно
> заключить,  что  для  свт.  Григория Стефан входит во Святая Святых.
> Именно   после   этого   он   и   принимает  мученичество  и  "мстит
> благословением"   своим   убийцам,   и   они  оказываются  для  него
> "совиновниками  его  благ". Он принимает  мученичество,  уже  выходя
> из святилища к убивающим его со святым даром обоженной плоти.

> Архидиакон  Стефан  при  этом так принимает мученическую смерть, что
> его  убийцы  оказываются  не  совершившими  греха,  но,  напротив  -
> содействующей  причиной  его   блага.    Если  бы  это было  не так,
> то   участвовавший  в убийстве  Стефана Савл должен  был бы провести
> всю оставшуюся  жизнь  в безнадежном покаянии   за убийство  Стефана
> и за убийства других христиан. Вместо этого мы видим другое - подвиг
> Стефана  и других святых, наконец, Крест Христов позволяют ап. Павлу
> не  только  помнить  о  своем  ничтожестве  без  благодати  (то есть
> пребывать  в покаянии), но и самому повторять подвиг того же Стефана
> и "подражать" Христу (см. 1Кор.15.9-10).

> Архидиакон  Стефан,  входя  во  Святая Святых, сам оказывается в той
> превышающей   все   "века"   сфере   Бытия,  в  которую,    по мысли
> преп.  Максима,   войдут  все   (праведники  и    бывшие   грешники)
> в  результате апокатастасиса. Это состояние у Максима в другом месте
> называется  "Субботой  Суббот"  или  "веками веков".{} Итак, святые,
> особенно  мученики,   удостаиваются   уже   здесь,   в  этой  жизни,
> быть  причастными  жизни будущего века. То есть святые уже при жизни
> оказываются  в  той точке, глядя из которой уже нет грешников, и все
> оказываются причастными Благу.

> Для  таких  святых  в  их  реальном  экзистенциальном опыте всеобщее
> спасение  уже  наступило.   Для  них   нет  ни  эллина,   ни  иудея,
> ни  праведника,  ни  грешника.  Даже  сам диавол оказывается для них
> лишенным  сил  (он не может уже   внушать  совершать грех, поскольку
> для  таких  святых  нет  грешников). А коли так, то в этом контексте
> можно  говорить и о "спасении диавола", ибо диавол, который не может
> творить  зла,  "спасается"  всяким, кто вслед за Христом торжествует
> победу над ним.  Спасается не как творящий  зло,  а  как неспособный
> его творить.

> Но  если  святые  мученики уже  при жизни  входят  во "внутреннейшее
> за завесу", в сферу апокатастасиса,  то ни   с большим ли основанием
> мы  должны   сказать то же о Самом Христе, Который туда   "предтечею
> за нас вошел, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека"
> (Евр.6.20)?  Именно во Христе, вознесшемся к Отцу, всеобщее спасение
> уже  совершено.   Но причастными этого всеобщего  спасения  являются
> при жизни только избранные святые.

> Нельзя,  таким  образом, говорить или учить, что все спасутся. Такое
> утверждение не может быть  "учением",  обязательным для всей Церкви,
> а  тем  более всеобщей "научной истиной". Церковь участвует в Божием
> деле спасения   всего человечества,   начатками    которого являются
> святые.   Не  случайно  патриарх  Алексий Первый, бывший  патриархом
> в  страшные  для  Церкви годы коммунистического правления, дал такое
> определение Церкви:    "Церковь -  это  Тело  Христово,  распинаемое
> ради спасения своих мучителей".{}

> Но  так  же точно, как нельзя учить, что спасутся все, нельзя учить,
> что кто-то не спасется. <.....>
        [ Григорий Беневич.
          О ВОЗМОЖНОСТИ И НЕВОЗМОЖНОСТИ ВСЕОБЩЕГО СПАСЕНИЯ
          www.agnuz.info/library/books/iskuplenie/page53.htm ]



  *** к Деян.6:8-7:60 * * * * * * * * * * * * * * * * * *
 *>> Первый мученик за Христа
      www.messia.ru/rasylka/007/1832.htm
 *>> Стефан Первомученик. из Словаря святых Якова Кротова
               www.krotov.info/yakov/6_bios/01/stefan.htm
 *>> св. Тереза Мартен: Ему нужна лишь наша любовь!
         www.messia.ru/rasylka/002/073.htm#0
 *>> Прп. Амвросий Оптинский: молись за обижающих!
      www.krotov.info/library/01_a/amv/rosy_opt_09.htm#%EF308
 *>> Свт. Амвросий Медиоланский:
     Бог,требующий покаяния, обещает и прощение
      www.agnuz.info/library/books/Ambrosius/page10.htm
 *>> Прп. Ефрем Сирин: смотрите, на какую высоту возводит любовь!
                      www.messia.ru/rasylka/005/1147.htm#0

  *** к Деян.8 * * * * * * * * * * * * * * * * * *
+ + + Распространение Благовестия в Палестине и Сирии
          www.messia.ru/rasylka/007/1839.htm#0
  *>> Свящ. Александр Мень:
       Диакон Филипп. Что препятствует мне быть христианином?
                  www.messia.ru/rasylka/005/1148.htm#0
  *>> он же: САМАРЯНЕ, ПРОЗЕЛИТЫ, ЯЗЫЧНИКИ
       (в книге об Апостолах)
        www.alexandrmen.ru/books/apostoly/apost_04.html
  **>> о том же в его учебнике ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
        www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_03.html

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*И сказал тогда Иисус:
-  Отец, Владыка неба и земли!
Благодарю Тебя за то,
   что Ты открыл простым и малым
      сокрытое от мудрых и разумных!
 Да, Отец, такова была Твоя благая воля!
 Мой Отец всё вверил Мне.
 Никто не знает Сына, кроме Отца,
   и Отца никто не знает, кроме Сына
   и того, кому Сын пожелает открыть.
 Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей!
   Я дам вам отдых!
 Наденьте на себя ярмо Моих заповедей
   и у Меня учитесь:
 потому что Я мягок и кроток сердцем,
   и вы наконец отдохнете,
 ведь заповеди Мои просты
   и ноша Моя легка!* (Мф.11:25-30)
                                * * *
*Нравственное сознание началось с Божьего вопроса:
 "Каин, где брат твой Авель?"
 Оно кончится другим Божьим вопросом: "Авель, где брат твой Каин?"
                                                             (Бердяев)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2240.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»