=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 29 июня 2008 г. ст.ст., суббота
4-й седмицы по Пятидесятнице.
Память первоверховных апостолов Петра
и Павла.
литургические чтения: 2Кор.11:21-12:9;
Мф.16:13-19;
рядовые литургические чтения: 1Кор.7:24-35; Мф.15:12-21
(переносятся
на пятницу).
>
Похвала "по плоти" [2 Кор. 11:16-32]
> Апостол Павел уже писал
Коринфянам, что плоть не может хвалиться
> перед Богом, а если
кто хочет хвалиться - пусть хвалится Господом
> (1Кор.1:29-31). В этом
отрывке он снова употребляет выражения
> "хвалиться по плоти". Познакомившись
с терминологией Апостола в двух
> посланиях к Коринфянам,
попробуйте объяснить, что он имеет в виду
> этим выражением.
> Пример такой "похвалы плотью" являют
собой лжеучители, появившиеся
> в Коринфе и настраивавшие тамошних
христиан против Павла. Ставя себе
> в заслугу принадлежность
к избранному еврейскому народу (22),
> а также свое звание Христовых служителей
(23), они явно пользовались
> этим не по-христиански (20).
> Что же может противопоставить
Апостол этой похвале? Неужели он,
> как неразумный, будет хвалиться
чем-то, кроме Господа? Что ж,
> он тоже может похвалиться
кое-чем. Саркастически подчеркивая
> абсурдность "похвалы плотью",
Павел оговаривается: похвала будет
> "не в Господе" (17), "по неразумию"
(21), "в безумии" (23).
> Итак, чем же он хвалится?
Кроме того, что он тоже принадлежит
> к народу Божию, Павел хвалится
перенесенными за Христа страданиями,
> гонениями, полной самоотдачей
в служении Богу. Подумайте, что хочет
> показать коринфянам
Апостол, своей "неразумной похвалой"? Чем
> его похвала "по плоти"
отличается от похвалы его оппонентов? В чём
> признак истинного апостольства,
являемого Павлом в <его> жизни
> и служении? Как мы можем применить
эти слова к своему служению Богу
> и Церкви?
>
Сила в немощи [2 Кор. 12:1-21]
> Павел продолжает тему
похвалы. Даже если он и впрямь будет
> расхваливать себя перед Коринфянами,
то это не будет неразумным,
> так как у него достаточно
заслуг перед ними (6,11). Однако, пусть
> его оценивают и хвалят те, кто
знают его лично (6). По этой причине
> он и не называет имени человека, которого
Господь удостоил видениями
> и откровениями (1), хотя
большинство комментаторов во все времена
> считали, что этот человек
- сам Павел. Он сам оговаривается
> о "чрезвычайности откровений" (7),
данных ему.
> И здесь же, упомянув
о славе своего служения и о неизреченных
> словах, слышанных им на
небе, Павел раскрывает перед нами тайну
> смирения, о котором говорил
Христос (Мф.11:29). Его божественная
> сила совершается в немощи
(9), и ей не могут помешать ни болезни
> и искушения (7), ни
скорби и гонения (10). Поняв это, мы сможем
> ответить на вопрос, почему
терпение для Павла - признак истинного
> апостольства, наряду с
прямыми проявлениями Божьего присутствия -
> "чудесами и силами" (12).
Вспомните, как в вашей жизни сила Христа
> совершалась в немощи.
В чем проявляется эта человеческая немощь,
> дающая простор действию Бога в нас?
> Другой признак настоящего
Апостола - отеческая любовь Павла
> к Коринфянам, тревога за их
духовное состояние. Какие ее проявления
> можно найти в этой главе?
Какие из этих качеств мы может применить
> в отношении к нашим ближним в семье,
на работе, в церкви?
[ Общество друзей Священного Писания
Встреча с Богом.
Заметки к ежедневному чтению Библии.
Первое и Второе Послания к Коринфянам
www.bible-center.ru/book/corinthians/045
www.bible-center.ru/book/corinthians/046
]
* * *
> <Сказал Иисус:>
> <...>
>
- (18) Поэтому Я говорю тебе:
>
ты - Скала,
>
и на этой скале Я возведу Мою Церковь,
>
и даже силам преисподней ее не одолеть.
> Ст. 18 - =Ты - Скала=
(греч. "Петрос"). Так переводится арамейское
> имя "Кеф`а", которое значит
"камень, валун, скала"; в греческом
> ему соответствуют два
слова: "п`етра", слово женского рода и более
> употребительное, и "п`етрос" - мужского
рода. =Ты - Скала, и на этой
> скале= - в греческом оригинале игра
слов: "Петрос" - "петра". Именно
> в это время, согласно Матфею,
Иисус дает Симону новое имя, хотя уже
> в рассказе о призвании
Симона указано, что у него было прозвище
> Петр, о чём свидетельствует
и евангелист Иоанн: "Иисус, пристально
> посмотрев на него, сказал:
"Ты Симон, сын Иоанна. Но ты будешь
> зваться Кифа"" (1.42).
Таково мнение большинства комментаторов,
> хотя некоторые, например,
Августин, полагали, что Иисус здесь
> лишь по-новому истолковал
прозвище, которое уже было у Симона.
> В любом случае, дарование
нового имени - очень важное событие,
> так как в древности
имя значило гораздо большее, чем сейчас.
> <...> существовала традиция
<...> давать другое в ознаменование
> важных событий или
перемены статуса человека. Вот почему
> такие великие личности
Священного Писании, как Авраам и Иаков,
> получили от Бога новые
имена: Аврам стал Авраамом, а Иаков -
> Израилем (евр. Исра`эль).
Нельзя не увидеть некоторые параллели
> между Авраамом
и Петром. Авраам, "отец
множества",
> стал родоначальником народа
Израиля. Исайя сравнивал его со скалой
> (Ис 51.1-2), а в
одном из раввинистических трактатов он был прямо
> назван скалой, на которой Бог задумал
построить вселенную.
> Слова Иисуса о
Петре как о Скале Церкви породили большие
> богословские споры. Католики
видели в них обоснование примата
> римского епископа, наследника
апостола Петра, в то время как
> представители других конфессий,
не признающих над собой главенство
> Рима, пытались истолковать их
по-иному, обращая внимание на то, что
> в евангельском тексте
употреблены два разных слова: "Петрос"
> ("камень") и "петра" ("скала").
По их мнению, это должно указывать
> на то, что не личность
Петра является скалой Церкви, но его вера,
> или его исповедание,
или его апостольское служение. Также
> указывалось на то,
что Петр произносит исповедание не только
> от своего имени, но
и от имени остальных апостолов. Кроме того,
> часто цитировались тексты
1Кор 3.11 и Еф 2.20, в которых
> утверждается, что краеугольным
камнем фундамента Церкви является
> сам Христос.
> Большинство современных
ученых полагает, что политические
> и религиозные мотивы этих
споров не имеют никакого отношения
> к прямому смыслу евангельского текста.
Во-первых, речь идет всё-таки
> о самом Петре как скале, а не
о его вере. Не только Петр произносит
> слова откровения об Иисусе,
но и сам Иисус, в Свою очередь,
> возвещает откровение о
Петре. Как говорит один комментатор, слова
> Иисуса в их арамейской
форме звучат примерно так: "Я говорю тебе,
> да, тебе, Петр...".{}
Во-вторых, неправомерно, споря о двух разных
> греческих словах, на основании
их незначительных различий строить
> далеко идущие выводы.
Ведь Иисус говорил не на греческом,
> а на арамейском, а
там слово "кефа" значит и "камень", и "скала".
> Другой комментатор уточняет: "Понимание
этого отрывка в его наиболее
> естественном смысле, а
именно, что Петр есть камень, на котором
> возведена Церковь, никоим
образом не является ни утверждением
> папства, ни отрицанием
того, что Церковь, подобно апостолам,
> покоится на Иисусе как
на единственном основании своего бытия.
> Иисус, в конце концов,
строитель, и всё, что делают апостолы,
> они делают через Него".{}
В письме, которое носит имя апостола
> Петра, есть замечательные
слова, демонстрирующие надуманность
> дискуссии: "Приходите к Нему
- к живому Камню, отвергнутому людьми,
> но избранному Богом, драгоценному
в Его глазах. И сами вы, как живые
> камни, созидайте из
себя духовный храм, чтобы, став святым
> священством, приносить через
Христа духовные жертвы, приятные Богу"
> (1Петр 2.4-5).
> =Я возведу= - Иисус
предстает в роли строителя некоего мощного
> здания - нового дома
Божьего. Этот образ встречается и в других
> книгах Нового Завета (см.
1Кор 14.4; 1Петр 2.4-5; ср. Мф 26.61;
> 27.40), а также в Ветхом (Иер
12.16; 31.4; 42.10; Ам 9.11). Во всех
> этих отрывках народ Божий
уподоблен одновременно и храму, и дому.
> =Церковь= (греч. экклес`ия)
- это слово переводится как "собрание"
> и, вероятнее всего, соответствует
еврейскому слову "ках`ал". Именно
> так было названо собрание
народа во время заключения Договора
> (Завета) между Богоми
Израилем на горе Синай. Многие ученые видят
> параллели между событиями Исхода и
новозаветными. В Евангелиях слово
> "церковь" встречается только
здесь и еще в Мф 18.17, причем
> с некоторой разницей
в смысле: если в 16.18 подразумевается
> вселенская Церковь, то
в 18.17 речь идет о конкретной общине.
> В остальных же книгах
Нового Завета слово "церковь" употребляется
> очень часто, но, как
правило, в значении поместной церкви. Отсюда
> споры об аутентичности
этого речения. Почему идея Церкви не играет
> практически никакой роли
в Евангелиях? Ведь в то время как
> исповедание Петра есть
во всех четырех Евангелиях, даже у Иоанна
> (хотя и в несколько
измененной форме - 6.69), такое важное,
> основополагающее для дальнейшего
бытия христианской Церкви речение
> отсутствует.
> Но почему Иисус устанавливает
Церковь, если Он ожидает наступления
> Божьего Царства в самом ближайшем
времени? И, наконец, когда именно
> Иисус создал Свою Церковь?
> Одни ученые полагают,
что будущее время ("=возведу=") указывает
> на то, что Иисус обещает
создать Церковь после Своего воскресения.
> Действительно, община
Иисуса во время Его земной жизни совсем
> не похожа на те
христианские общины, которые появятся потом
> и о которых нам
известно из других книг Нового Завета. Например,
> Джеймс Данн указывает
на целый ряд признаков, позволяющих называть
> общину учеников и последователей
Иисуса скорее движением,
> чем конституированной
общиной. {Дж.Данн, Единство и многообразие
> в Новом Завете [М., 1997], с.
143-145.} Другие же считают,
> что Церковь устанавливается Иисусом
в этот самый момент, когда Иисус
> закладывает первый "камень"
в ее фундамент. Согласно их мнению,
> идея Церкви Христа тесно связана
с идеей нового народа Божьего,
> ядро которого представляет собой маленькая
община Иисуса. Происходит
> как бы новое творение человечества,
понимаемое как начало воцарения
> Бога на земле. Тогда сам
собой снимается вопрос о том, зачем нужна
> Церковь, если наступление
Божьего правления ожидается в самом
> ближайшем будущем. Его Церковь
- это новый народ Божий, очищенный
> от грехов и преображенный
верой, ему предназначено стать
> соправителями Бога.
[ В.Н.Кузнецова. Евангелие
от Матфея. Комментарий
// М.: Общедоступный правосл.
ун-т,
основанный прот. Александром
Менем, 2002; стр. 335-9
www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1618.htm
]
+ + + митрополит Сурожский Антоний:
память святых апостолов Петра и Павла
www.messia.ru/rasylka/007/1901.htm
(+ссылки!)
к рядовому еванг. чтению:
+ www.messia.ru/rasylka/004/837.htm#0
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080712/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=12-07-2008
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Придя в земли Кесарии Филипповой, Иисус спросил Своих учеников:
- Кем считают люди Сына человеческого?
- Одни говорят, что Ты - Иоанн Креститель,
другие - что Илья,
а некоторые - что Иеремия или один
из пророков, -
ответили они.
- А вы кем считаете Меня? - спрашивает их Он.
- Ты - Помазанник, Сын Живого Бога, -
ответил Симон Петр.
- Ты счастливый человек, Симон, сын Ионы, - сказал
Он, -
потому что тебе открыли это не люди, а Мой Небесный
Отец.
Поэтому Я говорю тебе:
ты - Скала,
и на этой скале Я возведу Мою
Церковь,
и даже силам преисподней ее
не одолеть.
Я дам тебе ключи от Царства Небес,
и то, что ты запретишь на земле,
запретят на небесах,
а что разрешишь на земле,
разрешат на небесах.*
(Мф.16:13-19)
* * *
*То, что я сейчас скажу, конечно, не от Господа.
В этой затее с хвастовством я буду говорить как дурак.
Раз многие считают допустимым хвалиться,
как это делают люди этого мира,
похвалюсь и я.
Вы же такие мудрые и с удовольствием т`ерпите дураков!
Терпите, когда вас закабаляют, когда обирают, когда вами помыкают,
когда чванятся, когда угощают пощечинами...
К стыду своему признаюсь, тут мы, как видно, оказались слабоваты!
*Пусть кто угодно претендует на что угодно -
я всё еще говорю как дурак -
я претендую на то же!
Они евреи? И я!
Израильтяне? И я!
Потомки Авраама? И я!
Служители Христа?
Может, я в уме помешался, но всё же я говорю: я больше!
Больше изнурял себя трудами, больше был в тюрьмах, бит без счета,
не раз смотрел смерти в глаза.
Пять раз получал по тридцать девять ударов плетью от евреев;
трижды меня били палками римляне; однажды побит камнями;
трижды терпел кораблекрушение и сутки провел в открытом море.
Я постоянно в пути, постоянно в опасности:
от разлива рек, от разбойников, от соплеменников, от язычников.
А опасности в городах, в безлюдных местах, в море, от лжебратьев...
Изнурительный труд, бессонные ночи,
голод и жажда, жизнь впроголодь, холод и нагота...
И кроме всего этого и того, чего я не перечисляю -
еще каждодневный груз забот обо всех церквах...
Кто-то ослабевает - разве я не слабею?
Кто-то спотыкается и падает - разве я весь не горю?
*И если всё-таки надо чем-то похвалиться,
похвалюсь тем, в чём видна моя слабость.
Бог и Отец Господа Иисуса - да будет Он благословен вовеки! -
знает, что я не лгу.
В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все ворота Дамаска,
чтобы схватить меня,
но меня спустили в корзине через отверстие в стене,
и я от него спасся.
*Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет.
Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом.
Я знаю одного христианина, который четырнадцать лет тому назад
(не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает)
был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо.
Да, я знаю такого человека.
Наяву или в видении, не знаю, один только Бог знает,
он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова,
которые человеку нельзя разглашать.
Вот таким человеком похвалюсь,
а собой хвалиться не буду, разве только своими слабостями.
Ведь даже если я захочу похвалиться,
то не буду говорить как дурак, а скажу чистую правду.
Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит,
что я лучше, чем кажусь ему, когда он видит меня или слышит.
Мне ведь были такие откровения!
И потому, чтобы я не заносился,
Бог дал мне занозу в тело - ангела Сатаны,
он меня колотит, чтобы я не заносился.
Трижды взывал я к Господу, моля избавить от него.
Но Он сказал мне:
"Тебе достаточно Моей любви.
Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости".
И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями,
чтобы обитала во мне сила Христа.
И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня оскорбляют,
доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа!
Ведь, когда я слаб, лишь тогда я силен!* (2Кор.11:17-12:9)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2243.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|