=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 29 июня   2008 г. ст.ст., суббота 4-й седмицы по Пятидесятнице.
  Память первоверховных апостолов Петра и Павла.
  литургические чтения:         2Кор.11:21-12:9; Мф.16:13-19;
  рядовые литургические чтения: 1Кор.7:24-35;      Мф.15:12-21
                                     (переносятся на пятницу).

                                     


>                 Похвала "по плоти" [2 Кор. 11:16-32]

> Апостол  Павел  уже  писал  Коринфянам, что плоть не может хвалиться
> перед  Богом,  а  если кто хочет хвалиться - пусть хвалится Господом
> (1Кор.1:29-31).  В  этом  отрывке  он  снова  употребляет  выражения
> "хвалиться по плоти". Познакомившись с терминологией Апостола в двух
> посланиях  к  Коринфянам,  попробуйте объяснить, что он имеет в виду
> этим выражением.

> Пример такой "похвалы плотью"  являют собой  лжеучители, появившиеся
> в Коринфе и настраивавшие тамошних христиан против Павла. Ставя себе
> в  заслугу принадлежность   к избранному   еврейскому  народу  (22),
> а также свое звание Христовых служителей (23), они явно пользовались
> этим не по-христиански (20).

> Что  же может противопоставить Апостол  этой  похвале?  Неужели  он,
> как неразумный,  будет  хвалиться  чем-то,   кроме Господа?   Что ж,
> он   тоже   может  похвалиться  кое-чем.  Саркастически  подчеркивая
> абсурдность  "похвалы плотью",   Павел оговаривается:  похвала будет
> "не в Господе" (17), "по неразумию" (21), "в безумии" (23).

> Итак,   чем  же он  хвалится?  Кроме того,  что он тоже  принадлежит
> к  народу Божию, Павел хвалится перенесенными за Христа страданиями,
> гонениями,  полной самоотдачей в служении Богу. Подумайте, что хочет
> показать   коринфянам   Апостол,  своей  "неразумной похвалой"?  Чем
> его  похвала  "по плоти" отличается от похвалы его оппонентов? В чём
> признак  истинного апостольства,     являемого  Павлом в <его> жизни
> и  служении? Как мы можем применить эти слова к своему служению Богу
> и Церкви?


>                    Сила в немощи [2 Кор. 12:1-21]

> Павел   продолжает  тему  похвалы.  Даже  если  он  и  впрямь  будет
> расхваливать  себя перед Коринфянами,   то это не будет  неразумным,
> так  как  у  него достаточно заслуг перед ними (6,11). Однако, пусть
> его  оценивают и хвалят те, кто знают его лично (6). По этой причине
> он и не называет имени человека, которого Господь удостоил видениями
> и  откровениями  (1),  хотя большинство комментаторов во все времена
> считали,  что  этот  человек  -   сам  Павел.   Он сам оговаривается
> о "чрезвычайности откровений" (7), данных ему.

> И  здесь  же,  упомянув  о  славе  своего  служения и о неизреченных
> словах,  слышанных  им  на  небе,  Павел раскрывает перед нами тайну
> смирения,  о  котором  говорил  Христос (Мф.11:29). Его божественная
> сила  совершается  в немощи (9),   и ей не могут помешать ни болезни
> и  искушения  (7),  ни  скорби  и гонения (10). Поняв это, мы сможем
> ответить  на  вопрос,  почему терпение для Павла - признак истинного
> апостольства,  наряду  с  прямыми проявлениями Божьего присутствия -
> "чудесами  и  силами" (12). Вспомните, как в вашей жизни сила Христа
> совершалась  в  немощи.  В  чем проявляется эта человеческая немощь,
> дающая простор действию Бога в нас?

> Другой  признак  настоящего Апостола   -   отеческая  любовь   Павла
> к  Коринфянам, тревога за их духовное состояние. Какие ее проявления
> можно найти  в  этой главе? Какие из этих качеств мы может применить
> в отношении к нашим ближним в семье, на работе, в церкви?
                        [ Общество друзей Священного Писания
                          Встреча с Богом.
                          Заметки к ежедневному чтению Библии.
                          Первое и Второе Послания к Коринфянам
                          www.bible-center.ru/book/corinthians/045
                          www.bible-center.ru/book/corinthians/046 ]


                                * * *
                         
>       <Сказал Иисус:>
>       <...>
>               - (18) Поэтому Я говорю тебе:
>               ты - Скала,
>               и на этой скале Я возведу Мою Церковь,
>               и даже силам преисподней ее не одолеть.

> Ст.  18  - =Ты - Скала= (греч. "Петрос"). Так переводится арамейское
> имя "Кеф`а",  которое значит "камень,  валун,   скала";  в греческом
> ему  соответствуют  два слова: "п`етра", слово женского рода и более
> употребительное, и "п`етрос" - мужского рода. =Ты - Скала, и на этой
> скале= - в греческом оригинале игра слов: "Петрос" - "петра". Именно
> в  это время, согласно Матфею, Иисус дает Симону новое имя, хотя уже
> в  рассказе  о  призвании  Симона  указано, что у него было прозвище
> Петр,  о  чём свидетельствует и евангелист Иоанн: "Иисус, пристально
> посмотрев  на  него,  сказал:  "Ты  Симон,  сын Иоанна. Но ты будешь
> зваться  Кифа"" (1.42).   Таково  мнение  большинства комментаторов,
> хотя   некоторые,   например, Августин,  полагали,   что Иисус здесь
> лишь  по-новому  истолковал  прозвище,  которое уже было   у Симона.
> В  любом   случае,  дарование нового имени  -  очень важное событие,
> так  как  в  древности  имя  значило  гораздо большее,  чем  сейчас.
> <...>  существовала  традиция  <...>  давать  другое в ознаменование
> важных  событий   или   перемены   статуса   человека.    Вот почему
> такие  великие  личности  Священного  Писании,  как  Авраам и Иаков,
> получили  от  Бога  новые  имена:  Аврам  стал  Авраамом,  а Иаков -
> Израилем  (евр.  Исра`эль).  Нельзя  не  увидеть некоторые параллели
> между    Авраамом    и     Петром.    Авраам,   "отец    множества",
> стал  родоначальником  народа Израиля. Исайя сравнивал его со скалой
> (Ис  51.1-2),  а  в одном из раввинистических трактатов он был прямо
> назван скалой, на которой Бог задумал построить вселенную.

> Слова   Иисуса   о   Петре  как  о  Скале  Церкви  породили  большие
> богословские  споры.  Католики  видели  в  них  обоснование  примата
> римского  епископа,  наследника  апостола  Петра,  в  то  время  как
> представители  других  конфессий, не признающих над собой главенство
> Рима,  пытались истолковать их по-иному, обращая внимание на то, что
> в   евангельском  тексте  употреблены  два  разных  слова:  "Петрос"
> ("камень")  и  "петра" ("скала"). По их мнению, это должно указывать
> на  то,  что  не личность Петра является скалой Церкви, но его вера,
> или   его   исповедание,   или   его  апостольское  служение.  Также
> указывалось  на  то,   что  Петр   произносит  исповедание не только
> от  своего  имени,  но  и  от имени остальных апостолов. Кроме того,
> часто   цитировались   тексты   1Кор 3.11  и Еф 2.20,     в  которых
> утверждается,   что краеугольным камнем фундамента  Церкви  является
> сам Христос.

> Большинство   современных   ученых   полагает,    что   политические
> и  религиозные  мотивы  этих  споров  не  имеют  никакого  отношения
> к прямому смыслу евангельского текста. Во-первых, речь идет всё-таки
> о  самом Петре как скале, а не о его вере. Не только Петр произносит
> слова  откровения  об  Иисусе,  но  и  сам  Иисус,  в  Свою очередь,
> возвещает  откровение  о  Петре. Как говорит один комментатор, слова
> Иисуса  в  их  арамейской форме звучат примерно так: "Я говорю тебе,
> да,  тебе,  Петр...".{} Во-вторых, неправомерно, споря о двух разных
> греческих  словах,  на  основании их незначительных различий строить
> далеко  идущие   выводы.    Ведь Иисус    говорил  не  на греческом,
> а  на  арамейском,  а там слово "кефа" значит и "камень", и "скала".
> Другой комментатор уточняет: "Понимание этого отрывка в его наиболее
> естественном  смысле,  а  именно,  что  Петр есть камень, на котором
> возведена  Церковь,  никоим  образом  не  является  ни  утверждением
> папства,   ни  отрицанием  того,  что  Церковь,  подобно  апостолам,
> покоится  на  Иисусе  как  на  единственном  основании своего бытия.
> Иисус,   в  конце  концов,  строитель,  и  всё, что делают апостолы,
> они  делают  через  Него".{}  В  письме,  которое носит имя апостола
> Петра,   есть   замечательные  слова,  демонстрирующие  надуманность
> дискуссии:  "Приходите к Нему - к живому Камню, отвергнутому людьми,
> но избранному Богом, драгоценному в Его глазах. И сами вы, как живые
> камни,   созидайте   из  себя  духовный  храм,  чтобы,  став  святым
> священством,  приносить через Христа духовные жертвы, приятные Богу"
> (1Петр 2.4-5).

> =Я  возведу=  -  Иисус  предстает  в  роли строителя некоего мощного
> здания  -  нового  дома  Божьего.  Этот образ встречается и в других
> книгах  Нового  Завета  (см. 1Кор 14.4;  1Петр 2.4-5;  ср. Мф 26.61;
> 27.40),  а также в Ветхом (Иер 12.16; 31.4; 42.10; Ам 9.11). Во всех
> этих  отрывках  народ  Божий уподоблен одновременно и храму, и дому.
> =Церковь=  (греч.  экклес`ия) - это слово переводится как "собрание"
> и,  вероятнее всего, соответствует еврейскому слову "ках`ал". Именно
> так  было  названо  собрание  народа  во  время  заключения Договора
> (Завета)  между  Богоми  Израилем на горе Синай. Многие ученые видят
> параллели между событиями Исхода и новозаветными. В Евангелиях слово
> "церковь"  встречается  только  здесь  и  еще  в Мф 18.17,    причем
> с   некоторой  разницей  в  смысле:  если  в  16.18  подразумевается
> вселенская  Церковь,    то в  18.17 речь идет  о конкретной  общине.
> В  остальных  же  книгах Нового Завета слово "церковь" употребляется
> очень  часто,  но,  как правило, в значении поместной церкви. Отсюда
> споры  об  аутентичности этого речения. Почему идея Церкви не играет
> практически   никакой  роли  в  Евангелиях?  Ведь  в  то  время  как
> исповедание  Петра  есть  во  всех четырех Евангелиях, даже у Иоанна
> (хотя  и  в  несколько  измененной  форме  -  6.69),  такое  важное,
> основополагающее  для  дальнейшего бытия христианской Церкви речение
> отсутствует.

> Но  почему  Иисус устанавливает Церковь, если Он ожидает наступления
> Божьего  Царства в самом ближайшем времени? И, наконец, когда именно
> Иисус создал Свою Церковь?

> Одни  ученые  полагают,  что будущее  время ("=возведу=")  указывает
> на  то,  что Иисус обещает создать Церковь после Своего воскресения.
> Действительно,    община  Иисуса во  время  Его земной жизни  совсем
> не   похожа  на  те  христианские  общины,   которые появятся  потом
> и  о  которых  нам  известно из других книг Нового Завета. Например,
> Джеймс  Данн  указывает на целый ряд признаков, позволяющих называть
> общину   учеников   и  последователей   Иисуса   скорее   движением,
> чем  конституированной   общиной. {Дж.Данн,  Единство и многообразие
> в Новом Завете  [М., 1997],  с. 143-145.}      Другие же    считают,
> что Церковь устанавливается Иисусом в этот самый момент, когда Иисус
> закладывает  первый  "камень"   в ее фундамент.  Согласно их мнению,
> идея  Церкви Христа тесно связана  с идеей  нового  народа  Божьего,
> ядро которого представляет собой маленькая община Иисуса. Происходит
> как  бы новое творение человечества, понимаемое как начало воцарения
> Бога  на  земле. Тогда сам собой снимается вопрос о том, зачем нужна
> Церковь,  если  наступление  Божьего  правления  ожидается  в  самом
> ближайшем  будущем. Его Церковь  - это новый народ Божий,  очищенный
> от   грехов   и   преображенный   верой,   ему  предназначено  стать
> соправителями Бога.
         [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Матфея. Комментарий
           // М.: Общедоступный правосл. ун-т,
           основанный прот. Александром Менем, 2002;  стр. 335-9
           www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1618.htm ]


 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        память святых апостолов Петра и Павла
         www.messia.ru/rasylka/007/1901.htm (+ссылки!)



к рядовому еванг. чтению:
 + www.messia.ru/rasylka/004/837.htm#0

         
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080712/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=12-07-2008





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Придя в земли Кесарии Филипповой, Иисус спросил Своих учеников:
   -  Кем считают люди Сына человеческого?
   -  Одни говорят, что Ты  -  Иоанн Креститель,
      другие  -  что Илья,
      а некоторые  -  что Иеремия или один из пророков,  -
 ответили они.
  -  А вы кем считаете Меня?  -  спрашивает их Он.
  -  Ты  -  Помазанник, Сын Живого Бога,  -  ответил Симон Петр.
  -  Ты счастливый человек, Симон, сын Ионы,  -  сказал Он,  -
     потому что тебе открыли это не люди, а Мой Небесный Отец.
     Поэтому Я говорю тебе:
        ты  -  Скала,
           и на этой скале Я возведу Мою Церковь,
           и даже силам преисподней ее не одолеть.
        Я дам тебе ключи от Царства Небес,
           и то, что ты запретишь на земле,
              запретят на небесах,
           а что разрешишь на земле,
              разрешат на небесах.* (Мф.16:13-19)
                                * * *
*То, что я сейчас скажу, конечно, не от Господа.
 В этой затее с хвастовством я буду говорить как дурак.
 Раз многие считают допустимым хвалиться,
 как это делают люди этого мира,
 похвалюсь и я.
 Вы же такие мудрые и с удовольствием т`ерпите дураков!
 Терпите, когда вас закабаляют, когда обирают, когда вами помыкают,
 когда чванятся, когда угощают пощечинами...
 К стыду своему признаюсь, тут мы, как видно, оказались слабоваты!
*Пусть кто угодно претендует на что угодно -
 я всё еще говорю как дурак -
 я претендую на то же!
 Они евреи? И я!
 Израильтяне? И я!
 Потомки Авраама? И я!
 Служители Христа?
 Может, я в уме помешался, но всё же я говорю: я больше!
 Больше изнурял себя трудами, больше был в тюрьмах, бит без счета,
 не раз смотрел смерти в глаза.
 Пять раз получал по тридцать девять ударов плетью от евреев;
 трижды меня били палками римляне; однажды побит камнями;
 трижды терпел кораблекрушение и сутки провел в открытом море.
 Я постоянно в пути, постоянно в опасности:
 от разлива рек, от разбойников, от соплеменников, от язычников.
 А опасности в городах, в безлюдных местах, в море, от лжебратьев...
 Изнурительный труд, бессонные ночи,
 голод и жажда, жизнь впроголодь, холод и нагота...
 И кроме всего этого и того, чего я не перечисляю -
 еще каждодневный груз забот обо всех церквах...
 Кто-то ослабевает - разве я не слабею?
 Кто-то спотыкается и падает - разве я весь не горю?
*И если всё-таки надо чем-то похвалиться,
 похвалюсь тем, в чём видна моя слабость.
 Бог и Отец Господа Иисуса - да будет Он благословен вовеки! -
 знает, что я не лгу.
 В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все ворота Дамаска,
 чтобы схватить меня,
 но меня спустили в корзине через отверстие в стене,
 и я от него спасся.
*Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет.
 Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом.
 Я знаю одного христианина, который четырнадцать лет тому назад
 (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает)
 был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо.
 Да, я знаю такого человека.
 Наяву или в видении, не знаю, один только Бог знает,
 он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова,
 которые человеку нельзя разглашать.
 Вот таким человеком похвалюсь,
 а собой хвалиться не буду, разве только своими слабостями.
 Ведь даже если я захочу похвалиться,
 то не буду говорить как дурак, а скажу чистую правду.
 Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит,
 что я лучше, чем кажусь ему, когда он видит меня или слышит.
 Мне ведь были такие откровения!
 И потому, чтобы я не заносился,
 Бог дал мне занозу в тело - ангела Сатаны,
 он меня колотит, чтобы я не заносился.
 Трижды взывал я к Господу, моля избавить от него.
 Но Он сказал мне:
 "Тебе достаточно Моей любви.
  Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости".
 И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями,
 чтобы обитала во мне сила Христа.
 И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня оскорбляют,
 доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа!
 Ведь, когда я слаб, лишь тогда я силен!* (2Кор.11:17-12:9)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2243.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0