=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 05 июля   2008 г. ст.ст.,  пятница  5-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.16:1-16; Мф.13:4-9*.


 + + + Чтения этого дня в переводе "Радостная Весть":
        www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/055.htm#0

к евангельскому чтению:
   +++ Ч.Г.Додд: причта о сеятеле (кто сеятель?)
        www.messia.ru/rasylka/005/1211.htm#0 (+ссылки!)


        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мк.4:4-9; Лк.8:5-8;
         эпизод N63 по "Брюссельскому согласованию"
         ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#63 )


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080718/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-07-2008




----------------------------------------------------------------------

Этот выпуск - начало серии приходских бесед о литургии.


     
"Когда  вы  собираетесь  в  Церковь..."  (1Кор.11:18)  - апостол Павел
говорит  эти слова  о евхаристическом собрании. "Собраться в церковь",
в понятиях раннего христианства, значит составить такое собрание, цель
которого     -    явить  (проявить,  выявить,  осуществить)   Церковь,
ее  сущность,  ее  природу.  ("Когда  вы  собираетесь  как  церковь" -
переводит  это место еп. Касиан (Безобразов). Это дальше от дословного
перевода,   чем  вариант "в  церковь",   но точнее  по смыслу.  "Когда
вы   собираетесь   перед  лицом  Божьим"  -  переводит  В.Н.Кузнецова,
подразумевая,  видимо,  насколько  далеко  то, что имел в виду апостол
от  того,   что  представляет себе  современный читатель, неискушенный
в богословии, когда читает слово "церковь".)

Всё  раннее  предание  Церкви,  вслед за апостолом Павлом, единогласно
свидетельствует  о  триединстве: Собрание, Евхаристия, Церковь. Но это
очевидное  для  ранней Церкви триединство перестало быть самоочевидным
для    современного   церковного   сознания.   Сегодня   литургическое
благочестие   -   предельно   индивидуалистическое,  т.е.  =собрание=,
перестало   восприниматься   как первичная    =форма=      Евхаристии,
в Евхаристии  перестали   видеть  и ощущать первичную =форму=   Церкви
(хотя  учебники  литургики  и  указывают, что литургия - "общественное
богослужение").     Красноречивее всего      об этом   свидетельствует
современная  практика  причащения,  подчиненная  до  конца   "духовным
нуждам"  =отдельных= верующих. Слова евхаристической  молитвы: "нас же
всех,  от единого Хлеба и Чаши  причащающихся, =соедини друг ко другу=
во  единого  Духа  причастие..."   сегодня ни духовенство,  ни  миряне
не воспринимают всерьез!

И   в  благочестии,  и  в  богословии  постепенно  произошло  =сужение
первоначального   смысла   Евхаристии=  и  ее  места  в  жизни  Церкви
(редукция).

Эта "редукция" Евхаристии находится в явном противоречии с самим чином
(порядком)  Евхаристии,  с  ее основной структурой,  которая  восходит
к апостольской первооснове христианского богослужения.

Исследование чина Евхаристии убеждает  нас в том,   что этот чин весь,
от  начала  до конца,    построен   на  принципе   сослужение   народа
и предстоятеля, их соотносительности, зависимости друг от друга.

Ранние   памятники   церковного   предания  согласно  свидетельствуют,
что  собрание  всегда считалось  первым и основным  актом  Евхаристии.
На  это  указывает и древнейшее литургическое наименование совершителя
Евхаристии  -   предстоятель, первая   функция    которого  и  состоит
в  возглавлении  собрания,  в  том, чтобы быть "предстоятелем братии".
Собрание,  таким  образом,   есть первый литургический акт Евхаристии,
ее основа и начало.

Поэтому,  в  отличие  от  современной  практики,  собрание в древности
предшествовало   входу  предстоятеля.  "Церковь,  -  пишет  св.  Иоанн
Златоуст  -   общий для  всех  нас дом,  и вы предваряете  нас,  когда
мы входим...   Поэтому сразу после  мы  приветствуем  вас  преподанием
мира".

(Согласно   теперешней     практике  всё    начало     литургии      -
вход священнослужителей, облачение их в священные одежды, умовение рук
и,  наконец,  приготовление  даров,  не  только  стало как бы "частным
делом"  одного  лишь  духовенства,  но  и  выделилось даже в отдельный
"чин",  со  своим  отдельным  отпустом. Эту практику, хотя и формально
узаконенную  служебником,   нужно рассматривать в свете более древней,
но  тоже  дошедшей до нас, практики архиерейского служения Евхаристии.
Когда  Литургию  служит  епископ,    налицо  и  встреча его собранием,
и  облачение  его посредине собрания, и невхождение в алтарь до малого
входа,   и,    наконец,   как бы повторное совершение  им  проскомидии
перед  самым  приношением,  т.е.  теперешним  нашим  "великим входом".
Неверно  думать,  что  всё  это  возникло из особой "торжественности",
свойственной  архиерейской службе.   Наоборот  -   архиерейская служба
в  гораздо большей мере сохранила (хотя и не во всех деталях) и форму,
и  дух ранней евхаристической практики. В ранней Церкви именно епископ
был  обычным  предстоятелем  евхаристического собрания. Много позднее,
когда  началось  превращение  местной Церкви-общины в административный
округ  ("епархия")  и  распад  ее  на  множество "приходов", священник
перестал  быть  заместителем  епископа,  заменявшим  его  при служении
Евхаристии  в  экстраординарных  случаях,    превратился   в  обычного
ее  совершителя.  С  точки  зрения  литургического  богословия  именно
архиерейский чин входа в собрание можно считать более   "нормативным",
а  не  иерейский,  возникший  "в силу обстоятельств", хотя практически
возможно  и  неизбежных,  но  ни  в  коей  мере не отменяющих значения
=собрания  в Церковь=, как действительно =начала=: первого и основного
акта Евхаристии>.)


        /По книге:
         протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства",
         гл.1.(1-2)
         www.messia.ru/r2/1/012.htm#0
         www.messia.ru/r2/1/015.htm#0 /



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


          ---------------------------------------------
*Иисус о многом говорил им в притчах:
 - Вот вышел человек сеять.
   И когда он сеял, часть зерен упала у дороги -
   прилетели птицы и склевали их.
   Другие упали на каменистую почву,
   где земли было мало, -
   и тотчас проросли (они были неглубоко под землей),
   а когда взошло солнце, оно опалило их,
   и ростки, не имея корня, увяли.
   Другие упали среди колючек -
   колючки взошли и заглушили их.
   А другие зерна упали в землю добрую
   и дали урожай стократный,
   шестидесятикратный и тридцатикратный.
   У кого есть уши, пусть услышит!* (Мф.13:3-9)
        *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2249.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»