=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

( Выпуск за вторник 15-й седмицы по Пятидесятнице.
  Евангельские и апостольские чтения вторника и ссылки:
  www.messia.ru/rasylka/007/1951.htm#0 .
)


----------------------------------------------------------------------

Возвращаюсь к серии

                     Бесед о Нагорной проповеди:

( начало в выпусках www.messia.ru/rasylka/008/2268.htm#0,
                    www.messia.ru/rasylka/008/2277.htm#0 и
                    www.messia.ru/rasylka/008/2288.htm#0.)



Мф.5:5:
        Как счастливы кроткие!
          Бог им отдаст во владение землю.
                                         (перевод В.Н.Кузнецовой)
         

        Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
                                            (Синодальный перевод)


По  некоторым  рукописям  Евангелия  вторым  в  перечне блаженств идет
блаженство   кротких  (Мф.5:4  или  5).  По  другим  традициям  второе
блаженство   -   плачущих.  Но   ради  удобства  изложения  мы  вторым
рассмотрим именно блаженство кротких.

Слова  об этом  блаженстве довольно точно  повторяют  стих  из псалма,
и, видимо, Господь  хотел, чтобы мы  это заметили. Значит, первый ключ
к этим словам надо искать в 36 (37) псалме.

Псалмопевец оказался в более чем обычном положении:   глядя  на жизнь,
он  увидел,  что  плохие  люди  процветают,  а  те, кто следует закону
Господню,  беспомощны  перед их победоносным шествием. Это кажется ему
странным;  и,  ища утешения, если не понимания, он размышляет о земной
жизни, пытаясь проникнуть в тайну замыслов Бога.


        "Не ревнуй злодеям,
          не завидуй делающим беззаконие.
        Ибо они, как трава, скоро будут подкошены,
          и, как зеленеющий злак, увянут.
        Уповай на Господа, и делай добро;
          живи на земле, и храни истину.
        Утешайся Господом,
          и Он исполнит желания сердца твоего.
        Предай Господу путь твой,
          и уповай на Него, и Он совершит,
        и выведет, как свет, правду твою,
          и справедливость твою, как полдень.
        Покорись Господу и надейся на Него.
          Не ревнуй успевающему в пути своем,
          человеку лукавствующему.
        Перестань гневаться, и оставь ярость;
          не ревнуй до того, чтобы делать зло.
        Ибо делающие зло истребятся,
          уповающие же на Господа наследуют землю.
        Еще немного, и не станет нечестивого;
          посмотришь на его место, и нет его.
        А кроткие наследуют землю,
          и насладятся множеством мира".
                                     (Пс 36:1-11).


Главная  мысль проста: для злодеев нет будущего. Поэтому нам и не надо
вмешиваться  в  их  судьбы,  как не надо торопить траву,  которая  еще
не  увяла.  Ярость и борьба - неверный ответ. Господь поступает иначе:
Он  "посмеивается"  (там  же,  13).  В  сущности,  плохих людей нелепо
принимать  всерьез. Как бы они ни тщились, сколько бы о себе ни мнили,
у  них  нет ничего впереди. Гневаясь на них, борясь с ними, мы придаем
им  больше  значения,  чем  следует.  У  зла ровно столько реальности,
сколько мы ему отпустим. Мы делаем его реальней, откликаясь на него.

Конечно,   не  стоит упрощать.  Зло  -  неизбежная часть падшего  мира
и  в каждый настоящий момент сила его велика. Но оно не может устоять.
Будущего у него нет.

Видимо,   "кроткие"   -   не  самый точный  перевод  греческого  слова
из  Евангелия, но греческое слово не так важно, как еврейское, которое
и  употребил  Спаситель,   -  слово из псалма,   "анав`им". Изначально
это слово не обозначало нравственного свойства. "Анавим" - неудачники,
т.е.  те,  кто  подчиняется,  а  не владеет людьми и обстоятельствами.
Казалось бы, именно они никакой земли наследовать не могут.

Тяжкая  судьба  иудеев  вынудила  их,  в  конце  концов, переосмыслить
Господни  обетования.  После  всех своих бед они уже не могли считать,
что   благополучие,   преуспеяние,    власть   автоматически   связаны
с  верностью  Божиему  закону.  Жизнь  показывала  им, что меньше всех
процветает народ Господень.

Они  искали  свою  вину,  и  благочестие  их  всё  больше окрашивалось
покаянием.  Но  этого  было мало.  Самые мудрые,  из  них  догадались,
что  полная  покорность   Закону  вполне    совместима    с  бедностью
и  бессилием. Об этом и говорит 36-й псалом. Псалмопевец уже знал, что
главное  -  утешиться  Господом,  предать  Ему  свой  путь.  Остальное
приложится  в  свое, то есть - в Божие время. Время, а не земная сила,
на стороне праведного.

Отсюда  проистекает удивительное сочетание надежды и скорби.

Вероятно,  тогда  же,  что  и 36-й псалом, возникло в иудаизме понятие
"цадик"  (букв. "праведник").   Цадик  далеко не всегда известен миру;
он  никогда не преуспевает. Но именно он, на путях Промысла, связывает
мир  и  Творца.  Он   -  канал, по которому течет в мир Божия милость.
И потому именно он держит собою мир.

Вероятно,  Христос  отсылает  и к этой традиции, когда говорит о "соли
земли"  (Мф.5:13). Мир сгнил бы, как мясо без соли, он просто бы умер,
если   бы   не  христиане.  (В  Послании  к  Диогнету  -  христианском
апологетическом  сочинении,  датируемым  II  -  нач.  IV в. - христиан
называют "душой мира".)

Сам   Христос   -  совершенный цадик,   и  в очень  ранней  Церкви Его
так  именовали (ср. Иак.5:6). В Нём сгущаются до предела и исполняются
чаяния  Его  народа. Он  - тот праведник, которого не нашлось в Содоме
и  Гоморре  (Быт  18:23 и далее), но которого достаточно, чтобы спасти
мир.

Христос  отдал  Себя  в руки врагов,   Он беззащитен перед их  злобой,
они  победили  Его  -  но  победил  Он. Вот оно - предельное выражение
Божией   "тактики" в падшем мире.  Только  распятый  может  "низложить
всех  врагов  под  ноги  Свои" (1Кор.15:25).

Нам  очень   хочется  достичь  Царствия методами мира  сего.   Но  все
до  единой  такие  попытки  перечеркнуты Крестом. "Не противься злому"
(Мф.5:39).

Когда  Апостол  учит  нас:  "Ибо в вас должны быть те же чувствования,
какие и   во  Христе Иисусе",   а вслед  за тем  воспевает  униженного
и   превознесенного   Христа (Флп.2),  он не хочет сказать:  "Конечно,
всё  это глупо, но довольствуйтесь глупостью". Он предлагает нам новую
мудрость,  новое здравомыслие. Слово, которое он употребляет, означает
по-гречески   "быть  разумным".  Именно  такая  разумность  заповедана
христианам.

Первое  Христово  обетование  блаженства  говорит нам, что мир неверно
понимает  обладание. Блаженство кротких говорит, что мир неверно судит
о  деятельности  и  действенности.

Потому блаженны те, кто неспособен ничего "добиться".

И  впрямь,  есть  что-то сомнительное в попытках "добиваться". Человек
создан  по  образу  и  подобию  Божию,  и его деятельность должна быть
подобна  деятельности    Бога. Бог  же не  хлопочет,    не устраивает,
Он просто =делает=, а это совсем иное.

В  сущности,  сотворение  мира  - ничуть не "нужно". это, если хотите,
"игра  ума".  Игра  очень  тесно  связана  с  делом творения. (Ангелус
Силезиус говорит, что "... роза цветет, потому что цветет"./*/)

        ------------------------------------------------------------
       /*/ -
       www.slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0153.htm

Об  этом не надо забывать,   читая слова   Христа  о лилиях (Мф.6:28).
Даже  если мы скажем,  что  цветы играют большую роль  в экологии,  мы
не  ответим  на  вопрос,  зачем существует сама экологическая система.
Весь тварный мир цветет, потому что цветет.

Если  мы  хотим  действовать как Бог,   мы  должны  полюбить  действие
ради действия, неразумную игру. Мы должны относиться к действию не как
к средству, а как к цели. (Помните, Баламут у Льюиса советует Гнусику,
чтобы тот не попускал, у своего подопечного бесцельных действий? Когда
человек с удовольствием пьет какао, или играет в крокет, или разбирает
марки,  он  проявляет  "какую-то  невинность, какое-то смирение, (...)
которым  я  (Баламут)  не  доверяю.  Когда  он  искренне и бескорыстно
наслаждается  чем  бы   то  ни было,  (...) он тем самым защищает себя
от самых тонких наших искушений" ("Письма Баламута).)

Согласно  св.  Фоме  Аквинату,  воля наша может удовлетвориться только
всем  благом  Божиим.  Если мы хлопочем о чём-то, что-то "устраиваем",
результаты наших действий на удивление ничтожны. Конечной нашей цели -
Бога - таким путем не достигнешь.

Землю  наследуют  кроткие,  беззащитные,  неумелые,  потому  что Божию
землю,  истинную  землю  иначе  не  получишь.  Она - дар или, по слову
Евангелия,  -  "наследство".  Чтобы  получить  наследство,  надо чтобы
кто-то умер, больше ничего. За нас умер Христос. В нас умирает "ветхий
человек".  Для  нас,  христиан,  умирает  мнимый мир суеты и неправды,
греха и расчета.


                Составлено по книге:
                 * Саймон Тагуэлл. БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ
                   (Перевод с английского Н.Л.Трау6ерг)
                   // Красноярск: "Claretianum", 1994. стр. 3-10.
                   www.messia.ru/r2/2/095.htm#0 или
                   www.messia.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g4






# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


Проект "Христианское просвещение"
 НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
  Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*... если оправдание может дать Закон, значит Христос умер напрасно!
 Галаты, глупцы, кто вас сглазил?!
 Вы же, казалось, собственными глазами видели распятого Христа,
 когда внимали моей Вести!
 Об одном только хочу у вас спросить:
 вы получили Дух потому, что исполняли Закон,
 или потому, что, услышав Радостную Весть, поверили?
 Неужели вы так глупы, что начали с Духа,
 а кончаете людскими уставами?!
 Или всё то, что вы пережили, пустой звук? Быть не может!
 Неужели Бог дарует вам Дух и творит среди вас чудеса
 потому, что вы исполняете предписания Закона,
 а не потому, что вы, услышав Его Весть, поверили?
 Вот, к примеру, Авраам.
 Он "поверил Богу, и Бог признал это за праведность".
 Вы, конечно, понимаете, что сыны Авраама - это те, кто верит".*
                                            (Гал.2:21-3:7)
                                * * *
Сказал Иисус: "На всякий день довольно его проблем". (Мф.6)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2303.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»