=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


( Предыдущие части:
  www.messia.ru/rasylka/008/2332.htm#0 ;
  www.messia.ru/rasylka/008/2335.htm#0 ;
  www.messia.ru/rasylka/008/2338.htm#0 ;
  www.messia.ru/rasylka/008/2340.htm#0 ;
  www.messia.ru/rasylka/008/2342.htm#0 ;
  www.messia.ru/rasylka/008/2343.htm#0 ;
  www.messia.ru/rasylka/008/2346.htm#0 )



> Личность,  нашедшая наконец-то себя именно в Церкви, а не в светском
> гуманизме  <...> в принципе не может найти ответа на вопрос: "Почему
> одна  и  та   же  Церковь  открыта  внутреннему  зрению как единство
> и  внешнему  -  как раздробленность?" Не может, потому что "ответ" -
> понятие из сферы "учения",   а личность как раз  и обретает  Церковь
> как  нечто  несводимое  к  учению.  Но,  конечно  же,  ответы давать
> приходится.  Причем  отныне  приходится  давать сразу два достаточно
> противоположных ответа.

> Первый  ответ,  определяющий  личность  в  Церкви,  - "Это не твое".
> Нельзя  просто  взять,  закрыть Церковь, почистить и открыть, нельзя
> просто  взять  и  уйти  в  другую Церковь, где почище, нельзя просто
> отрезать  от  Церкви  здоровую  часть  и вырастить из нее нормальную
> Церковь. <.....>  Церковь не наша - она подарена нам,  и мы не знаем
> ее  устройства,  и  глупо  пытаться  соорудить  что-то  новое по тем
> внешним признакам, которые мы видим.

<.....>

>                                * * *

> Первый  "ответ"  -  "Церковь  вне  тебя"  -  мучителен. Но еще более
> мучителен  второй ответ, без которого первый был бы ложью и ошибкой:
> "Церковь  -  внутри тебя". Вот здесь, пожалуй, начинается, настоящий
> экуменизм, личностный. Мучительность такого экуменизма не может быть
> прекращена  никаким  экуменизмом  -  ни  "богословским", примиряющим
> Церкви  на  уровне  слов, ни "диким", примиряющим христиан на уровне
> эмоций и молитв.

> И   "богословский",   и  "туристский"   экуменизм,   и  сектантство,
> и  фанатизм,  отрицающие  всякий  экуменизм,  похожи  в одном: люди,
> занимающие  любую  из  этих  противоположных позиций, чувствуют себя
> находящимися  в одной Церкви, а противника - или друга - находящимся
> в  другой.  Граница  между  Церквами  проходит между разными людьми,
> общинами,  народами.  Можно  ратовать  за  упразднение этой границы,
> можно  строить  на  ней  стену  и  накручивать  колючую проволоку  -
> но  граница снаружи.   Можно радоваться существованию  этой  границы
> или  печалиться  ему,   можно  не подозревать  о ее существовании, -
> всё равно, разделение Церквей есть факт внешний по отношению к душе.

> А на самом деле это разделение - внутренний факт моей духовной жизни
> и  духовной жизни  всякого  христианина.   Древнее учение о человеке
> как  микрокосме - истинно. Я сотворен вместе с космосом, а благодаря
> Духу  Божию  во  мне я действительно становлюсь вселенной, в которой
> живет  свобода,  в  которой борется Бог с сатаною, в которой Царство
> Божие и Голгофа.   Поэтому Господь,  оставив святых, пришел ко мне -
> не заблудшую овцу Он спасает, а гибнущую вселенную. Но это означает,
> что  нет  в  мире  ничего  внешнего  по  отношению  ко  мне. Поэтому
> избавление  от  закона  не  так уж приятно: под законом все проблемы
> были   снаружи   и   решались   внешними,   не  зависящими  от  меня
> предписаниями.  Вхождение  в  благодать  Духа Святого есть вхождение
> внутрь  себя, упразднение всех внешних критериев,  мерок,  гарантий.
> С  принятием Христа я становлюсь Церковью воинствующей - и это война
> не   против   плоти  и  крови,  а против духов злобы,  и ведется она
> не  снаружи  меня,  а  внутри. Счастливы были подвижники, на которых
> бесы  напирали  снаружи  - стучали им в окно, бросали в них камнями.
> Впрочем,  у большинства подвижников такая бесовщина встречалась лишь
> в  начале  их пути,   а  затем борьба  переносилась внутрь личности.
> Само  крещение  возможно  только,    если   я  восстанавливаю   себя
> как  вселенную,  в  которой   произошли  и грехопадение,   и  потоп,
> и  предательство  Иуды,  ибо если эти события - факты не моей личной
> истории,  то  и  Христос - не мой Спаситель. Я обретаю веру в Христа
> вместе  с  верой  в  то,  что меня сотворил Бог Отец, что Дух Святой
> живет  во мне.   И    слова    "верую   во единую святую    соборную
> и апостольскую Церковь" есть признание того, что Церковь - не просто
> собрание  верных, а факт моей внутренней жизни. Я принимаю Церковь -
> Тело  Христово  -  внутрь  себя,  как  принимаю  Тело  Христово    -
> Евхаристию.

> Благодать    упраздняет   Закон   как   знание   каких-то   способов
> существования,   могущих  обеспечить  справедливость,  правопорядок,
> душевное  спокойствие  или  хотя  бы  угрызения  совести.  Благодать
> разворачивает  нас   внутрь  себя  -    здесь ищи ежесекундно ответа
> на вопросы. Если во мне нет любви - разве я найду эти ответы? И даже
> если  я открываю  в  себе любовь - разве я нахожу ответы? Нет, часто
> я  нахожу  лишь способность преодолеть вопрос любовью. Увы, проблема
> разделенности Церкви непреодолима даже любовью. Во мне она остается,
> эта  проблема.   Это  не  значит,  что я одновременно признаЮ догмат
> о  филиокве  и  не  признаЮ его. Но я ощущаю как главный свой грех -
> почти  и    не зависящий  от моей  воли,    следствие моего  падшего
> состояния  -  свою  собственную  раздробленность,  при которой воля,
> разум,   сердце суть  автономные области. И пусть даже каждой из них
> я   принимаю   Христа полностью (если бы!), эта  автономность  никак
> не преодолевается и не сливается в блаженное райское единство.

> Не  хочу сказать,   будто православная Церковь уподобляется эмоциям,
> а  католическая - воле. Это было бы очень поэтично и метафорично, но
> я  говорю о жестокой духовной реальности внутри себя, а не в истории
> Церкви.  Нет такого порока или такой добродетели, которая бы целиком
> и  полностью  не гнездилась во мне, а пребывала бы где-либо снаружи,
> в другой личности или другой Церкви. Если разделению Церквей причина
> амбиции  -  то  эта  амбиция во мне. Если разделению Церквей причина
> невежество   -   оно   во   мне.  Если  разделению  Церквей  причина
> агрессивность - то это  моя  агрессивность. И это не красивые слова,
> а   духовная   реальность.    Конечно,   невозможно постоянно   жить
> с  ее  сознанием.  Не  случайно  хоть  что-то  я начал понимать лишь
> сейчас,   после   многолетней  озабоченности  проблемой  экуменизма.
> Господь  милостиво поставил эту проблему сперва как внешнюю  заботу.
> Я  мог  считать  ее   решением   совместные  с инославными  молитвы,
> мог  считать  богословские  размышления  приближением  к ее  решению
> в мировом  масштабе.  Но отныне я знаю, что чем больше я  углубляюсь
> в  себя,  тем  глубже  становится  разделение Церквей в моих глазах.
> Раньше  я успокаивался совершенно справедливой фразой: "Перегородки,
> разделяющие  Церкви,  не  достают  до  неба".  Но впредь спокойствие
> исключено,  и  по  мере  обострения  моей  духовной зоркости к себе,
> углубления  моего  покаяния будут возрастать беспокойство и мучения:
> перегородки,  разделяющие Церкви, имеют основание в моей душе, и тем
> толще  это  основание,  чем  глубже я  обследую  свою  душу.  Раньше
> мне  было  извинительно  экстериоризировать  проблему,  выносить  ее
> вовне,  спокойно возвращаться к ней время от времени в надежде найти
> рано  или   поздно   ответ,  практический  или теоретический. Отныне
> я  знаю,  что  ответа - как однократного акта, раз и навсегда что-то
> определяющего  в  вопросе  разделения Церквей - не будет в принципе.
> Возможно лишь непрерывное покаяние - но возможно ли оно, и разве оно
> не мучение?

> В  душе  любого современного человека немало средневекового: желания
> найти опору вовне, во внечеловеческой (межчеловеческой или божеской)
> правильности,   преодолеть  свою  греховность  вхождением  в  святую
> общность  догматической,  политической или экономической истинности.
> Но   для того  и  закончено Средневековье,   чтобы  мы никогда более
> не  могли  укрыться  от  личной ответственности не только за личные,
> интимные грешки, но и за грех мира.

> Догматическое  спокойствие,  самоуспокоенность  и  самоуверенность -
> следствие, как ни странно, очень интеллектуалистского и философского
> понимания  догмата  как  некоего знания, о котором может быть выдана
> справка.    Между  тем, догмат не есть  уравновешенное представление
> о соотношении природ или воль в Иисусе Христе -  или, вернее,   есть
> не  только  такое  представление,  -  но  и  проживание с этим верно
> понятым  Иисусом.  Утверждение  апостола Иоанна: если я брата своего
> ненавижу,  то  я  не с Богом, означает, что жизнь любви есть догмат,
> объемлющий  весь  Символ  веры.  Если  наша догматическая истинность
> прикрывает или,  тем паче,  поощряет  разделение  христиан - значит,
> это догматическая ложь. И не только моя, но и всей церковной общины,
> в которую я вхожу.

> Экуменизм стал ведущей церковной проблемой современной эпохи - и это
> именно  догматическая проблема, к сведению тех, кто недоумевает, чем
> бы  таким  догматическим мог бы заняться Вселенский собор. И причина
> такого  положения  -  не  то, что мы более цивилизованы или утончены
> душой,  чем  наши  средневековые предки. Нет, нашей заслуги тут нет.
> Это Господь лишил нас последнего упования на мир сей, - ибо упование
> на  правоту  церковного организма на земле было упованием мира сего,
> источником  плодов сатанинских - лжи, крови, ненависти. Тайна Церкви
> нам  явлена  как  действительно тайна, не сводимая ни к каким земным
> гарантиям,  текстам, договоренностям, богословским или эмоциональным
> согласиям,  тайна  мучительная  и  острая, как меч. Нам окончательно
> отказано Богом в праве иметь упование на земле - чтобы наше небесное
> упование с тем большей силой светило во мраке мира сего.

(конец эссе)

                        [ Яков Кротов. Размышления об экуменизме.
                          опубликовано:
                          (а) Размышления о разном.
                          М.: Ирина, 1992
                          (б) Журнал "Истина и Жизнь"
                          ## 5,6,7-8 за 1992 год и ## 1-2 за 1993 год.
                          www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen.htm ;
                          www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen1.htm .
                          (2 печатные пубикации представляют собой
                          различные редакции текста. Вариант,
                          представленный в этом выпуске рассылки,
                          составлен на основе этих двух версий.
                          Фразы, отсутствующие в (б), заключены здесь
                          в квадратные скобки. _Подчеркивание_ сделано
                          редактором рассылки.) ]



см. также:
 + + + Николай Бердяев: Церковь: вселенскость и конфессионализм
        (а) www.messia.ru/r2/1/198.htm#0
                  (б) www.messia.ru/r2/1/268.htm#0
                               (в) www.messia.ru/r2/1/281.htm#0
 + + + прот. Александр Мень: Церковь: ее границы
                    www.messia.ru/r2/1/084.htm#0
 + + + Церковь - единая и разделенная
        www.messia.ru/r2/4/ek01_040.htm
 + + + митрополит Сурожский Антоний (Блум): Что такое экуменизм?
                                 www.messia.ru/r2/4/ek02_066.htm
 + + + свящ. Яков Кротов. КСЕНОСЛАВИЕ, ИЛИ ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ПРАВОСЛАВИЕ
              www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/4b_ksenoslavie.htm
 + + + он же:
        Единство Церкви: не строить мост, а увидеть, что нет реки
                                     www.messia.ru/r2/1/113.htm#0
 + + + Карл Барт: Церковь: единая, святая, вселенская, апостольская
                                       www.messia.ru/r2/1/086.htm#0
 + + + К.С.Льюис: Христианство: единство, разделения
                        www.messia.ru/r2/1/001.htm#0
 + + + ЕДИНСТВО (СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ)
        www.krotov.info/spravki/temy/e/edinstvo.htm



       
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*... Они смотрят на религию как на источник дохода.
 Да, религия действительно большой доход,
 но только для людей, умеющих довольствоваться тем, что у них есть.
 Ведь мы ничего не приносим с собой в мир, ничего и не сможем унести.
 Если есть пища и одежда, будем довольны этим!
 Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушение
 и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний,
 которые тащат людей в пучину крушения и гибели.
 Корень всех зол - любовь к деньгам.
 Есть люди, которые в погоне за ними сбились с пути веры
 и отдали себя во власть неисчислимых терзаний. /.../
 Тем, кто в этой земной жизни богат,
 внушай не заноситься и полагаться не на неверное богатство,
 а на одного только Бога,
 который щедро снабжает нас всем необходимым для довольства.
 Вели им делать добро, пусть богатеют добрыми делами.
 Пусть будут щедры и всегда готовы поделиться с другими,
 пусть так копят себе сокровища - крепкий фундамент на будущее,
 чтобы обрести жизнь поистине подлинную. ...
 Избегай безбожной болтовни и споров
 относительно того, что люди ложно называют "знанием".
 Приняв его, некоторые уже сбились с пути веры.
 Милость Божья да будет с вами!* (1Тим.6:5-10,17-21)
                                * * *
*Когда присутствующие заговорили о Храме,
 из каких прекрасных камней он сложен
 и какими богатыми приношениями украшен, Иисус сказал:
  - Всё то, чем вы любуетесь, будет разрушено.
    Наступят дни, когда не останется здесь камня на камне.
 Его спросили:
  - Учитель, а когда это будет?
    И как мы узнаем, что это скоро случится? Каким будет знак?
 Иисус ответил:
  - Смотр`ите, чтобы вас не ввели в обман.
    Многие придут под Моим именем
     и будут говорить: "Это Я!" и "Время настало!"
    Не идите за ними! ...
    Когда увидите Иерусалим, окруженный войсками,
     знайте: близко время его разрушения. ...
    Будут грозные знаменья на солнце, луне и звездах,
     а на земле народы будут трепетать в отчаянии
      от рёва моря и бушующих волн.
    Люди будут падать бездыханными
     в страхе перед тем, что надвигается на мир.
      Ибо силы небесные сотрясутся.
    И тогда увидят:
     Сын человеческий идет на облаке,
      облеченный силой и великой славой.
    Когда это начнет сбываться,
     распрямите спины и поднимите головы -
      освобождение близко!
 Иисус рассказал им такую притчу:
  - Посмотрите на смоковницу и остальные деревья.
    Когда они распускаются,
    вы, глядя на них, сами знаете,
    что уже близко лето.
    Так и вы, увидев, что это сбывается,
    знайте, что близко Царство Бога.
    Говорю вам, еще не пройдет это поколение,
    как всё это сбудется.
    Небо и земля пройдут бесследно,
    но слова Мои не пройдут.
  Так смотрите, не обременяйте сердец своих разгулом,
  пьянством и житейскими заботами,
  чтобы День тот не застал вас врасплох.
  Как западня будет он для всех, кто живет на земле.
  Бодрствуйте всё время, молитесь,
  чтобы хватило сил избежать всего того, что грядет,
  и предстать перед Сыном человеческим. (Лк.21:5-9,20,25-36)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2347.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»