=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)



* 01 января 2009 г. ст.ст., среда - Обрезание Господне.
  литургические чтения: Кол.2:8-12; Лк.2:20-21,40-52.
  {Память свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379)}




        20 А пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога
        за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё было так,
        как сказал им ангел.

        21 Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка,
        Ему дали имя Иисус - имя, которым назвал Его ангел еще
        до зачатия.

                                              (перевод В.Н.Кузнецовой)
 


> <...>  14  января Православная Церковь празднует Обрезание Господне.
> Обрезание  столь  забыто,  что надо напоминать: ударение - на втором
> слоге. Обряд установлен за полтора тысячелетия до Рождества Христова
> для  всех новорожденных  мальчиков  в ознаменование  Союза,   Завета
> с Богом.   Обряд  касается  места, которое  мы  неразрывно связываем
> с   мужественностью  и  греховностью,    но   которое  плохо вяжется
> с божественностью  и  чистотой  Иисуса.    Мы  стыдимся этого места,
> и  поэтому Христа часто представляют бесполым существом, чтобы легче
> было    представить    Его    безгрешным   Богом.    Но   устраивать
> такие  представления  -  значит идти против Рождества. Подвиг Христа
> начался  не  на  Голгофе, а в Вифлееме. Наше тело недаром напоминает
> складное  распятие:  стать полноценным человеком было для Бога таким
> же  унижением,  как  затем  стать  трупом. Обрезание как религиозный
> обряд, есть знак: для человека серьезности союза с Богом, для Бога -
> серьезности вочеловечивания.

                                  *

> До  Христа  обрезание  символизировало  вступление  человека в число
> верных  Богу.   Иисус,  приняв обрезание,  дал ему новое  значение -
> оно  стало  символом  того,   что   Он  -    действительно  Человек,
> а  не  призрак.  Именно  поэтому  большинство христианских конфессий
> постепенно  отказались  от обрезания - сомнений в том, что христиане
> люди, а не ангелы, ни у кого не возникает. А хотелось бы.

>                                  *

> Двенадцать дней января отмечены тремя подряд праздниками, бередящими
> душу.  Многим  не христианам кажется странным Рождество, празднуемое
> 7-го. Зачем Бог Творец, Высшее Существо, Абсолют, Вседержитель может
> родиться,  оказаться  сперва  в женской утробе,  а потом  в кормушке
> для  скота?  Многим  христианам  кажется странным Крещение Господне,
> празднуемое  19-го.  Зачем не причастный греху Богочеловек принимает
> очищение  от  грехов,  да  еще  от  человеческих  рук?  Обрезание же
> Господне   странно   со   всех  сторон.  Обрезание  делает  человека
> участником  Завета с Богом. Обрезание делает еврея - иудеем, и может
> сделать  иудеем  любого человека, который примет веру Завета. Но кем
> обрезание делает Бога?!

> Обрезание  делает  Бога  полноценным Человеком, обладающим не только
> человеческим именем - Иисус, не только человеческой родословной -
> от  Авраама,  не  только  национальностью  генетической  - от Матери
> Божией.  Обрезание дает Спасителю национальность в ее самом глубоком
> и  прочном смысле  - религиозном.  Иисус был   не только евреем (как
> и всякий, у кого мать - еврейка), но и иудеем.

> Между тем, не так давно в "Аргументах и фактах" такой же христианин,
> как  и  я,  объявил,  что  Христос  не  был  иудеем - вообще не имел
> национальности. Вместо же доказательства он привел меткое наблюдение
> апостола  Павла:  для Церкви "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания,
> ни  необрезания,  варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём
> Христос" (Кол 3:11). Но потому Иисус - и Христос, то есть Спаситель,
> потому  Он  и  Господь,  потому и открыт всем, что Он стал настоящим
> человеком. Потому и бессмысленно христианам противостоять друг другу
> по  национальному  или  любому  другому признаку, что они объединены
> Богом,   принявшим  на Себя  и грехи человеческие, и национальность,
> и  самое  плоть  нашу.  "Ни рыба, ни мясо", "ни холоден, ни горяч" -
> слишком  часто  мы  именно так ощущаем для себя  слова  "ни  Еллина,
> ни  Иудея".    Но  христиане  только  потому  и    смеют  обходиться
> без  обрезания,  что  вера  вводит  их в Бога, принявшего обрезание,
> преодолевшего пропасть между Творцом и творением. Христиане обрезаны
> во Христе,  и  во  Христе   все  христиане  -   иудеи.  Ибо  иудей -
> не  национальность,  а факт  духовной жизни: человек, эмигрировавший
> в Бога. То есть, святой.

> Странные,    почти  мистические   хитрости   календаря  -   едва  ли
> не исключительное    достояние России, явление очень   национальное.
> Но  ведь  календарные  сдвиги  -  лишь  слабое  подобие тех сдвигов,
> которые  отражены  в  январских  церковных   праздниках. Это   сдвиг
> из  царства  Закона и необходимости - в царство благодати и свободы.
> В  этом  -  Небесном -  царстве  восстановлен  центр  тяжести, здесь
> всё  нормально,  и потому здесь не вера помогает быть  национальным,
> а  национальность помогает быть верующим. Я гляжу на родину сердцем,
> духовными очами - и, как бы подслеповаты они ни были, различаю в ней
> Святую  Русь.    Но это не Русь  невидимого, оперного  града Китежа.
> В  этой  Руси  каждый  святой  -  это  город. Русская святость - вот
> подлинная  Святая  Русь. Предания старины тогда чисты и плодотворны,
> когда они входят  в предание Церкви. Национальность тогда  оправдана
> и  подлинно  национальна, когда она - прилагательное к Богу. Христос
> пришел  к  нам  во  плоти и национальности, и мы в единство Христово
> приходим  с плотью и национальностью своей.  Мы не  имеем  ни права,
> ни  возможности  уничтожить  свою  русскость  в  своем христианстве.
> Возрастая   во Христе,  в любви и вере,  мы можем  лишь   возрастать
> своей  русскостью.  И  когда каждое движение чувства и мысли, каждый
> взгляд,  каждый   поступок  мой будет   по любви  Христовой -  тогда
> я   не  по  паспорту,  но  по  истине  стану  русским  христианином,
> неповторимым  и необходимым для спасения России, мира и всех живущих
> в них.

                                  *

> Праздник   Обрезания   <...>  далеко  не всем  православным понятен.
> Если   обрезание   -  хороший  обычай,  то  почему  не  обрезываются
> христиане,  а  если  обрезание  - плохой обычай, то почему христиане
> празднуют  обрезание  Христа?    Никакие  земные   вещи или традиции
> не  бывают  "хорошими"  или  "плохими"  сами  по  себе.  Смысл в них
> вкладывается  людьми,  но  верующий   человек   верует  в  то,   что
> Бог интересуется нами и нашим миром, что Бог Сам может придать смысл
> нашей  жизни  и всем ее деталям. Более того: верующий человек просит
> Бога  войти  в  земную  жизнь  хозяином - быть Господом (господином,
> распорядителем).  И еще,  о чём иногда забывают:  верующие не только
> на словах, но и на деле предоставляют Богу возможность распоряжаться
> и не  жалуются,     когда  воля  Божия  оказывается   им   непонятна
> или стеснительна.

> Сам  по  себе  обряд  обрезания  существовал  и  до  откровения Бога
> Аврааму.   Он  существовал  у  множества  народов,  а  у  аборигенов
> Австралии  существует  и  по  сей день. Выбирая обрезание в качестве
> знака завете, Творец просто выбрал из тварного мира что-то, что было
> под рукой и что имело некоторый смысл. Так и называя радугу символом
> завета  с  Ноем,  Господь  не творил ее, а именно избирал - впрочем,
> избрание чего-либо или кого-либо Богом равносильно творению заново.

> Первоначальный  смысл обрезания, насколько его восстановили историки
> религий,   очень  религиозен:  человек  как  бы  довершает  творение
> человека  Богом.  Мужчина  делается  более  мужчиной,  когда  у него
> срезают  этот  ничтожный  кончик кожи, чисто зрительно действительно
> могущий   быть  воспринят как нечто женственное в организме. Кстати,
> у   многих   народов  существовал  и  обряд  обрезания  для  женщин,
> призванный  сделать  их   "более  женщинами",   резче  отличающимися
> от  мужчин.  Действительно,  анатомы  подтверждают,  что  в принципе
> организмы  человека несут на себе признаки обоих полов - дело в том,
> какие  доминируют.   Обряд  обрезания  анатомически   решающей  роли
> не играет, но духовно наполнен именно этим стремлением.

> Ничего особенно смешного или наивного в обрезании нет, и можно смело
> говорить  о  том,  что  этот обряд возник из подлинного религиозного
> опыта,  из  переживания  себя  призванным  соучаствовать  в творении
> Божием.   Представьте  себе,    что  вы попали в мастерскую Леонардо
> да   Винчи,   и  видите  практически  оконченную  Джиоконду.  Мастер
> благосклонно  смотрит  на  вас  и, чтобы показать свое расположение,
> делает самое большее, что в его  силах: подзывает,  дает  вам кисть,
> на  которую  набрал  капельку краски, и показывает точку на полотне,
> куда  разрешает  вам эту краску наложить. И вы, трепеща от восторга,
> касаетесь  шедевра  -   теперь вы  стали соавтором   картины.    Так
> и  обрезание:  в  нём люди становились соавторами Бога. Неудительно,
> что драгоценный этот обряд  мог   быть  отменен лишь Новым  Заветом,
> лишь  тем,   что  Бог  Сам   стал  человеком, Сам принял  обрезание,
> Сам  призвал  нас  уже  не  в символические соавторы, но в подлинную
> святость со-творчества.
        [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
          www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_21.html ]



         
  ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
    / ///   ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ПРАЗДНИКА И ПРАЗДНИЧНЫХ ЧТЕНИЙ \\\ \
   *       о празднике Обрезания (из Праздничной минеи)        *
  *             www.messia.ru/rasylka/007/1736.htm              *
 *   • статья "Обрезание" в "Словаре библейского богословия"     *
 *           www.krotov.info/spravki/temy/o/obrezanie.htm        *
  *  • Уильям Баркли: Обр`езание сердца (комм. к Кол.2:11-12)   *
  *                       www.messia.ru/rasylka/003/311.htm#0   *
 * • свт. Василий Великий о крещении (к Кол.2:11)               *
* www.agnuz.info/library/books/SvVasiliiVeliki_ODuhe/page15.htm *
 *   • свящ. Александр Мень: Младенец в пещере.                 *
  *                      Пастухи. Обрезание и наречение имени  *
   *                      www.messia.ru/rasylka/004/674.htm#0 *
    * • он же - проповедь о детстве Христа                   *
     *         www.krotov.info/library/13_m/myen/00145.html *
    * • о празднике Обрезания Господня (days.ru)             *
   *                 www.days.pravoslavie.ru/Life/life134.htm *
    * • свящ. Яков Кротов: Обрезываться или нет?             *
    *                   www.messia.ru/rasylka/005/1032.htm#0 *
    *  • он же: Лк.2.50:                                     *
   *  Почему Мария и Иосиф не поняли сказанных Иисусом слов?  *
  *      www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_50.html   *
  *    •  он же: к 2:21: Обрезание Христово - одно из тех      *
  *      евангельских событий, которого христиане стыдятся     *
  *     www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_21.html    *
  *    •  он же: к ст. 2:40  "Младенец  же возрастал           *
  *        и укреплялся духом, исполняясь премудрости,         *
  *         и благодать Божия была на Нём".                    *
  * (Был ли Иисус выдающимся ребёнком? о миф о "детях-индиго") *
   *    www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_40.htm    *
 *=============================================================*

 
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090114/orth?cont=rv_ru





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога
 за всё, что им довелось увидеть и услышать:
 всё было так, как сказал им ангел.
 Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка,
 Ему дали имя Иисус -
 имя, которым назвал Его ангел еще до зачатия. ...
 Ребенок рос, набирался силы и мудрости.
 На Нём было Божье благословение.
 Каждый год родители Иисуса
 отправлялись в Иерусалим на праздник Пасхи.
 Когда Ему исполнилось двенадцать лет,
 они пошли на праздник, как обычно.
 После праздника они отправились домой,
 а мальчик Иисус остался в Иерусалиме.
 Родители об этом не знали, полагая, что Он в толпе путников;
 они прошли день пути,
 а потом стали искать Его среди родственников и знакомых.
 Не найдя Его, они вернулись в Иерусалим и стали искать Его там.
 Через три дня они нашли Его в Храме.
 Он сидел посреди учителей, слушая их и задавая вопросы.
 Все, кто слышал Его, изумлялись Его уму и ответам.
 Родители, увидев Его, были поражены. Мать сказала Ему:
 "Сынок, почему Ты так с нами поступил?
  Видишь, как мы с Твоим отцом исстрадались, пока Тебя искали".
 Он ответил:
 "Зачем вы Меня искали?
  Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Моего Отца?"
 Но они не поняли того, что Он им сказал.
 Иисус пошел с ними; Он вернулся в Назарет и во всём их слушался.
 А мать Его хранила всё это в памяти.
 Иисус рос, и вместе с годами возрастали Его мудрость и любовь,
 которую Он снискал у Бога и людей.* (Лк.2:20-21,40-52)
                                * * *
*Смотр`ите, чтобы никто не завлек вас в сети
 пустым и лживым философствованием,
 идущим от людских преданий и стихий мира, а не от Христа.
 Потому что в Нём воплотилась и обитает вся полнота Божества.
 И вы обрели полноту жизни в единении с Ним - Главой Начал и Властей.
 От Него вы приняли обр`езание,
 но не то обрезание, которое совершается человеческими руками.
 Ваша плотская греховная сущность сорвана с вас, как одежда.
 Вот духовное обрезание, и его совершает Христос!
 Крещением вы погребли себя с Ним,
 крещением же воскрешены вместе с Ним -
 благодаря вере в силу Бога, поднявшего Его из мертвых.
 И вас, некогда мертвых из-за своих грехов
 и того, что вы, будучи необрезаны,
 не принадлежали к Божьему народу, -
 вас Бог вместе с Ним вернул к жизни.
 Он простил нам все преступления.
 Он перечеркнул список наших долгов,
 предъявленных к оплате предписаниями Закона,
 и уничтожил этот список, пригвоздив его ко кресту.
 И этим Он обезоружил Начала и Власти
 и, выставив их всем на посмешище,
 провел как пленных в Своем триумфальном шествии.
 Так пусть никто не осуждает вас за то, что вы едите и что вы пьете,
 и не спрашивает,
 соблюдаете ли вы праздничные дни, новолуния и субботы.
 Это лишь тень того, что должно было прийти,
 реальность же - во Христе!* (Кол.2:8-17)
                                * * *
"Заповедь - это молитва Бога к человеку". (Я.К.)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2361.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»