=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




* 06 января 2009 г. ст.ст., понедельник.
  Богоявление - Крещение Господа Иисуса Христа
  литургические чтения: Тит.2:11-14; 3:4-7; Мф.3:13-17 *.



  С праздником!

 

> Тот,  в Ком крещение всех, приходит креститься,
>                                          чтобы явить Себя в Иордане.
> Иоанн, увидев Его, руки простер   и так, умаляя промолвил:
> "Господи, крести себя Сам,   ибо крещеньем Своим очищаешь Ты всех!
>  Чиста купель у Тебя:  источник, в котором святость и совершенство."
> Говорит наш Господь:   "Так Я хочу - приблизься и крести Меня сам,
>  ибо не можешь противиться Моему ты желанью
>                                      креститься от тебя, как хочу...
>  Стремлюсь, и угодно так Мне,   почему ж, Иоанн, ты колеблешься?
>  Оставь же почтительность:   приди и крести, что ж ты стоишь?..
>  Страх перед Господом пусть не держит тебя  исполнить желанье Мое...
>  Для того ты и призван,   чтоб крещенье Мое совершить.
>  Крещеньем Моим освятятся воды,   и огонь, и Дух от Меня примут,
>  а если не крестишь Меня,
>           то воды не станут способны рождать младенцев бессмертных."
> Молчали силы небес,   наблюдая, как сходит Жених в Иордан.
> Крестился Святой и тотчас поднялся,   и сияет свет Божий над миром.
> Открылись неба врата,   и свыше послышался голос Отца:
> "+Сей есть Сын Мой возлюбленный+ -
>                                  покайтесь и чтите Его, все народы!"
> Изумились все зрящие Духа,
>                      увидев, как нисходит свидетельство славы о Нём.
> Богоявленьем Своим Он возрадовал всех,
>                                    ибо явлением сим миры освятились.
>              Окончил я песнь о Господе нашем и Иоанне.

                        [ св. Ефрем Сирин. 14-й гимн на Рождество.
                          Приводится по изданию:
                          Библейские комментарии отцов Церкви
                          и других авторов I-VIII веков.
                          Новый Завет. II. Евангелие от Марка.
                          // Тверь: Герменевтика, 2001;стр.18.
                          ( www.messia.ru/rasylka/005/1255.htm ) ]

                                * * *

>                       3.13-17 ОМОВЕНИЕ ИИСУСА
>                       (Мк 1.9-11; Лк 3.21-22)
>
> 13  Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну
>     для омовения. (14) Иоанн сначала этому противился, говоря:
>
>     - Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл, а Ты пришел ко мне!
>
> 15  - Пусть теперь будет так, - возразил ему Иисус. - Этим
>     мы исполним то, чего хочет от нас Бог.
>
>     И тогда Иоанн согласился.
>
> 16  Сразу после омовения Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись
>     перед Ним небеса и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь,
>     спускается и приближается к Нему. (17) И голос с неба сказал:
>     "Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада".


>       *16 Ин 1.32
>       *17 Быт 22.2; Ис 42.1; Мф 12.18; 17.5; Мк 9.7; Лк 9.35; 2Петр 1.17


<..... комм. к стт. 13-14: www.messia.ru/rasylka/003/316.htm#0 >

> Ст.  15  -  Ответ  Иисуса  загадочен. Возможно, слова ="Пусть теперь
> будет  так"=,   означают,   что  такое  подчинение  Иоанну  возможно
> лишь  теперь,  во время  земного  служения   Иисуса,   но  немыслимо
> в  будущем,  после Его воскресения и прославления. =Этим мы исполним
> то,  чего  хочет  от нас Бог= (дословно: "ведь так приличествует нам
> исполнить  всякую  праведность")  -  это  один  из  наиболее трудных
> текстов Евангелия. Во-первых, =мы=  -  это Иисус с Иоанном или Иисус
> с Богом? Во-вторых, что значит в этом контексте слово "праведность"?
> Праведность, ключевое понятие библейской религии, понималось евреями
> прежде  всего  как  исполнение  воли  Бога,  изложенной  в Священном
> Писании,   прежде   всего   в  заповедях  Закона  Моисея.  Можно  ли
> утверждать,   что  принятие  Иисусом  омовения  от  Иоанна  означает
> исполнение   заповеди   Бога?   Есть ли такая  заповедь?  Тем более,
> что   здесь   дословно говорится  о "всякой  праведности".   Значит,
> Иисус  вкладывает  в  эти слова гораздо более глубокий смысл. Многие
> ученые  видят  возможную  разгадку  в слове "исполнить", чрезвычайно
> важном  для богословия Матфея. Мы уже встречали это слово в формулах
> исполнения,  вводящих  библейские  цитаты.  Совершив омовение, Иисус
> исполняет  Писание  (см.  коммент.  на ст. 17). Воля Бога для Иисуса
> заключается  в том, что Он должен осуществить Божий замысел спасения
> человечества.  Иисус  и Иоанн оба исполнили то, что им было поручено
> Богом, став проводниками спасительной деятельности Бога.

> Ст.  16  -  То,  что  Иоанн  не стал и дальше препятствовать Иисусу,
> говорит  о  том,  что  он  понял слова Иисуса правильно. =Раскрылись
> перед  Ним небеса=   - привычный  образ Богоявления, и, конечно  же,
> эти  слова  употреблены в переносном смысле. Он увидел - в греческом
> тексте   нет  имени,  там  стоит  только  "увидел".  Конечно,  можно
> допустить,  что  это  был  Иоанн,  тем  более, что в следующем стихе
> небесный  голос  скажет  "+Он+  -  Мой  любимый  Сын", из чего можно
> заключить, что голос обращен не к Иисусу, а к Его свидетелю, каковым
> является  Иоанн  (ср.   Ин 1.32-34).    Но ничто в греческом  тексте
> не  свидетельствует  о том,   что произошла смена субъекта действия,
> и  вероятнее предположить, что всё, что происходит сейчас с Иисусом,
> является  частью Его  собственного духовного  опыта.  =Дух Божий=  -
> это  Святой  Дух.  Он  уже  давно  не  посылался  Израилю, со времен
> последних  пророков,  живших  около  трехсот лет тому назад. Но люди
> верили,  что  Святой  Дух  снова  сойдет  на  землю. Об этой надежде
> говорят многие тексты  из так называемого   междузаветного  периода,
> то  есть  времени  между написанием  последней книги Ветхого  Завета
> и  явлением  Христа.  Вот  как  об  этом  говорит  книга  "Завещания
> Двенадцати  Патриархов",  время  создания  которой относится, скорее
> всего,  к  началу II века до н. э.: "Тогда Господь воздвигнет нового
> священника,  и  Ему  будут  открыты  все  слова  Господа.  И  небеса
> отверзнутся,  и  из Храма Славы снизойдет на Него освящение, и будет
> к  Нему  голос  Отца, как голос Авраама к Исааку. И слава Всевышнего
> осенит Его, и дух разумения почиет на Нем" (Зав. Леви 18). Ср. также
> Зав.  Иуды 24.2-3: "И небеса разверзнутся над Ним, дабы Дух излить -
> благословение Святого Отца".

> =Как  голубь=  -  только в Евангелии от Луки говорится,  что Дух был
> в  телесной  форме   голубя,    а  в  4-м  Евангелии  голубь  вообще
> не   упоминается.   Хотя   в  христианской  иконографии  Святой  Дух
> традиционно  изображается  в  виде голубя, нет твердых свидетельств,
> что  в  еврейской  традиции  голубь  имел  какое-либо  символическое
> значение.  Лишь  иногда  сравнивали голос Духа с воркованием голубя.
> Очень  вероятно,  что надо понимать эти слова по-иному: "спускается,
> как  голубь",   то  есть  Дух  спускался так,  как спускаются птицы.
> И  тогда сразу вспоминаются начальные слова Книги Бытия,   говорящие
> о том,    что   в  начале  творения  мира  Дух  носился над бездной.
> В  еврейском  языке  слово  "мерах`ефет"  означает  движение  птицы,
> спускающейся  к  своему гнезду. Если это так, то рассказ об омовении
> Иисуса  приобретает  невиданную  глубину:  в  этот момент происходит
> новое,  эсхатологическое  творение.  Многие Отцы Церкви (Тертуллиан,
> Феодот, Кирилл Иерусалимский, Дидим Слепец) также связывали омовение
> Иисуса с рассказом о сотворении мира в Быт 1.

> Святой  Дух  -  это сила, это энергия Бога, которую Бог давал прежде
> отдельным  личностям,    поручая  им совершить некую важную  миссию.
> Он  даровался  пророкам,  священникам  и  царям, потому что они были
> Божьими  слугами.  Благодаря Духу человек способен исполнить веление
> Бога.  И  если  на вопрос, почему же Иисус пришел к Иоанну, ответить
> трудно,  то  объяснить,   что  происходит   после  омовения,  легко:
> Бог  возлагает  на  Иисуса миссию и, ниспослав на Него Дух, дает Ему
> способность ее исполнить. +Иисус призван, избран и предназначен.+

> Ст.  17  -  =И  голос с неба сказал= - это голос Бога, уже несколько
> столетий молчавшего. Ведь пророчества в Израиле прекратились. Вместо
> него иногда звучал так называемый "бат-коль" ("дочь голоса", то есть
> эхо), нечто гораздо более слабое и несовершенное, чем истинный голос
> Божий,  не более чем "отражение Его голоса". Молчание Бога объясняли
> по-разному:  одни  говорили,  что Израиль грешен и поэтому недостоин
> услышать  голос  Божий,   другие  -   что   всё,  что хотел  сказать
> Бог  человечеству, уже сказано в Священном Писании. Но вот Бог снова
> заговорил!  Он  называет  Иисуса  =любимым  Сыном=.  Так в еврейском
> тексте    Ис  42.1   назван  Служитель   Яхве   (в  LXX   переведено
> как   "избранный").   Слово    "любимый"       в  еврейском    языке
> часто  употреблялось в значении "единственный". Кого Бог любит, тому
> Он  поручает  самое  трудное,  самое,  с  человеческой точки зрения,
> неисполнимое.    Сын  назван любимым и   в притче 12-й  главы Марка.
> Иисус   -   Тот,   в ком  Отец  находит Свою отраду,  утешение.  Это
> Его  единственный Сын,  Его Избранник.   Слова Бога  напоминают  нам
> и Пс 2.7: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя", и Ис 42.1: "Вот Служитель
> Мой,   которого  Я  держу  за  руку,  избранный  Мой. Положу дух Мой
> на  Него". Причем аллюзии на Исайю особенно важны, так как Служитель
> Яхве,   которому Бог дарует Свой Дух,  понесет на себе  грехи многих
> и  искупит  их  своими  страданиями  (см. Ис 52.13-53.12). Некоторые
> видят  здесь  и  аллюзии  на  Книгу  Бытия.  В Таргуме {В те времена
> еврейский язык уже был не совсем понятен большинству людей
> в Палестине, и поэтому в синагогах, вслед за чтением Писания
> на еврейском языке, предлагался таргум - перевод на общепонятный
> арамейский, но таргум не был буквальным переводом, а нередко
> представлял собой парафраз с элементами толкования и проповеди.}
> на Быт 22 небесный голос так обращается к Исааку, согласному,  чтобы
> отец принес его в жертву.  Исаак  - искупительная  жертва,   угодная
> Богу.  Именно такое сотериологическое  значение  видели   в рассказе
> об этом жертвоприношении евреи и христиане I века.

> =В  Нём  Моя  отрада=  -  эти слова также напоминают слова некоторых
> псалмов  (Пс  44.3  (43.4);  149.4),  а также Ис 62.4 (LXX). Иероним
> приводит цитату из Евангелия евреев: "И произошло так: когда Господь
> выходил  из воды, Дух Святой сошел и наполнил Его, и покоился в Нём,
> и  сказал Ему: "Мой Сын, из всех пророков Я ждал Тебя, что Ты должен
> прийти  и  Я  могу  покоиться  в  Тебе,  ибо  Ты  Мой покой, Мой Сын
> первородный,  и  Ты  будешь  править вечно"". Замечено, что в Ветхом
> Завете  это  словосочетание  очень  часто  стоит  вместе  с глаголом
> "избирать" (ср. Лк 9.35).

> Небесный голос свидетельствует о том, что Иисусу предназначена роль,
> в которой  сочетаются  и  царское достоинство (Пс 2.7),   и смирение
> и  страдания  избранного служителя Божьего (Ис 42.1), и жертвенность
> Исаака (Быт 22). Все дальнейшее Его служение будет объяснением того,
> что значит быть Божьим Сыном.

> Итак,  это  событие  настолько  важное,  что о нём говорится во всех
> Евангелиях,   а  два  из  них,   Марк  и  Иоанн,    с него  начинают
> свое повествование.  Это тот великий  и  таинственный момент,  когда
> Сын Божий в полноте Святого Духа начинает Свое служение на земле.
                [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ.
                  // М., 2002. ]



                           .---------------.
 .........................: ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: :..........
  +> из православного богослужения праздника           :
                  www.messia.ru/rasylka/005/1037.htm#0  :
  +> Яков Кротов: ...исполнить  всякую  правду...        :
                     www.messia.ru/rasylka/004/679.htm#0  :
  +> Беседа свт. Иоанна Златоуста о Крещении Христовом     :
 holytrinityorthodox.com/ru/calendar/los/January/06-01.htm  :
  +> другая:                                                 :
        www.krotov.info/library/08_z/zlatoust/02_02_06.htm#7  :
  +> свт. Григорий Назианзин.                                 :
         www.krotov.info/library/04_g/gri/gor_nazian_037.htm  :
         (Слово 39. На святое крещение)                       :
         www.krotov.info/library/04_g/gri/gor_nazian_015.htm  :
         (Слово 40. На святые светы явлений Господних)        :
  +> свв. Августин Гиппонский, Амвросий Медиоланский          :
      о крещении Господнем www.messia.ru/rasylka/005/1255.htm :
  +> В.Н.Кузнецова: Зачем Иисус принял крещение от Иоанна?    :
      (комм. к Мф.3:13-14)                                    :
                         www.messia.ru/rasylka/003/316.htm#0  :
  +> свящ. Александр Шмеман     www.messia.ru/r2/2/028.htm#0  :
      ( = www.messia.ru/rasylka/008/2081.htm#0 &              :
       www.messia.ru/rasylka/006/1384.htm#0 )                 :
     + www.messia.ru/r2/2/029.htm#A                           :
       ( = www.messia.ru/rasylka/008/2085.htm )               :
            + www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_54.htm  :
  +> свящ. Александр Мень:                                    :
      Омойтесь Духом Святым и огнем. Пробил час               :
                          www.messia.ru/rasylka/007/1741.htm  :
  +> он же: о празднике Богоявления (Крещения)                :
                        www.messia.ru/rasylka/005/1036.htm#0  :
  +> митрополит Антоний: Крещение Иисуса Христа               :
                        www.messia.ru/rasylka/006/1385.htm#0  :
  +> 2 проповеди митр. Антония (Блума):                      :
            www.mitras.ru/inname/in_24.htm  :
  +> другие размышления Я.Кротова                          :
            www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_13.htm  :
           www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_15.htm  :
  +> см. тж.                                            :
        www.krotov.info/spravki/temy/k/kresh_hr.html   :
 ======================================================




        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению:
          Мк.1:9-11; Лк.3:21-22; Ин.1:29-34;
          эпизод N 21 по "Брюссельскому согласованию"
         ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#21 )




Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090119/orth?cont=rv_ru





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Великая Божья доброта осияла светом спасения всё человечество.
 Бог учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято,
 отказавшись от безбожной жизни и суетных страстей,
 и дожидаться блаженного Дня надежды -
 явления в славе великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
 Он отдал себя за нас, чтобы выкупить из рабства злу
 и очистить народ,
 который будет принадлежать Ему одному
 и ревностно стремиться к добру. ...
 Мы когда-то были глупы, упрямы, беспутны,
 были рабами всевозможных желаний и удовольствий,
 жили, полные злобы и зависти,
 сами ненавистные и ненавидящие друг друга.
 Но когда миру была явлена
 доброта нашего Спасителя Бога и Его любовь к людям -
 не по нашим "праведным" делам, которые мы совершали,
 но по Его милости, -
 Он спас нас, очистив водой возрождения и обновив Святым Духом.
 Он щедро излил Свой Дух через Иисуса Христа, нашего Спасителя,
 чтобы мы, оправданные по Его великой доброте,
 стали наследниками вечной жизни, на которую уповаем.*
                                        (Тит.2:11-14; 3:3-7)
                                * * *
*Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи,
 пришедший к Иоанну для омовения.
 Иоанн сначала этому противился, говоря:
 "Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл, а Ты пришел ко мне!"
 Иисус возразил ему:
 "Пусть теперь будет так. Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог".
 И тогда Иоанн согласился.
 Сразу после омовения Иисус вышел из воды,
 и вдруг раскрылись перед Ним небеса
 и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь,
 спускается и приближается к Нему.
 И голос с неба сказал: 'Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада'.*
                                                        (Мф.3:13-17)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2364.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»