=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога > ЛЮБОВЬ НЕ ИЩЕТ СВОЕГО > "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, - писал > апостол Павел, словно пел, - любовь не превозносится, не гордится, > не бесчинствует, не ищет своего". Последние слова не совсем понятны. > Что такое - "искать своего" в любви? > "Своего" ищет в любви тот, кто не желает (не может, не умеет) выйти > за пределы своих "мнений", предрассудков, суеверий. Между тем, > любовь - как и вера - начинается именно там, где кончаются суеверия, > где кончается исключительно человеческое и начинается Божие, высшее. > Но если бы человеческое просто противостояло Божиему! Любовь потому > всегда подвиг, что даже в Церкви, даже в вере возможно суеверие - > и не только возможно, но всегда хоть немного присутствует, отравляя > церковную жизнь. Люди способны извратить все, даже Божию заповедь, > даже церковное Предание. > Недавно {написано в 1994 году - ред. рассылки} газета "Сегодня" > проводила опрос разноверующих об отношении их религий к женщине. > На вопрос: "Имеют ли мужчины и женщины равные супружеские права > в Вашей конфессии?" католики и протестанты ответили утвердительно. > Один православный игумен от лица нашей Церкви сказал: "Нет. Муж есть > глава семьи". > Ответ совершенно точный, только ответ - не на тот вопрос. Да, муж > глава семьи. При чём тут права? Главенство в семье никаких прав мужу > не предоставляет. Глава семьи - это крест, это почетная, > как говорили в старину, обязанность. Глава семьи - это "да убоится > мужа своего", но нет у мужа права пугать жену, она его боится > как тело справедливо боится не в меру инициативной головы. "Глава > семьи" не означает "командир семьи", и муж, который попробует > в семье командовать, очень быстро в этом убедится. (Разумеется, > игумен это знает лишь очень приблизительно). Быть "главой семьи" - > это, в конце концов, просто способ любить: люби жену, как любишь > свое тело, как Христос тебя любит. Это разве право? Так что права > у мужей и жен в Православной Церкви совершенно равные. > Как мог почтенный богослов допустить такую оговорку? Увы, он говорил > не о Божием, а о "своем", о мужском. Сказанное им так же > нерелигиозно, запальчиво и бездумно, как то, что говорят феминистки, > ищущие даже в Церкви тоже "своего" - только женского. > Православие стоит на Писании (Библии) и на Предании, то есть > на Откровении Божием и на человеческом опыте жизни в Божественном > Откровении. Можно выучить Библию наизусть, можно вдоль и поперек > выучить церковные каноны, составляющие основу Предания. Но если мы > при этом "ищем своего", мутится разум, и тогда количество > прочитанного и выученного не переходит в качество разумности. > Образованный человек начинает совершать смешные ошибки. > Ошибки такого рода характерны для членов Церкви, которая долго была > угнетена. Угнетенные "ищут своего" - своего выживания, > своего освобождения. Поэтому угнетенные боятся мышления, боятся > задуматься над тем богатством, которое им доверено хранить, > и богатство покрывается пылью. В результате сегодня тот же игумен, > человек вполне образованный в интеллигентной газете "Сегодня", > или некто М.П. в "Центр-Plus" утверждают: по церковным канонам > женщина не должна одеваться в мужскую одежду, так что в церковь > нельзя входить в брюках. Помилуйте! Если бы было запрещено женщине > ходить в брюках, так это относилось бы и к улице, а не только > к храму. 62 канон VI Вселенского собора запрещает участвовать > в карнавалах с переодеваниями (карнавалы были тогда праздниками > в честь языческих богов). 13 канон Гангрского собора запрещает > монахиням носить рясы, как у монахов - чтобы не гордились, > не ханжили. И - всё И - всё! > "Мужская одежда" в древнем мире, где писались каноны - это то, что > сегодня считается женской одеждой: хитон да гиматий. Брюк римляне > и греки не носили! Сегодня брюки - и женская, и мужская одежда. > А вот священники сегодня носят, с точки зрения нашей культуры, > женскую одежду - ибо ряса есть платье. Бог их простит, а вот женщин > в брюках и прощать не надо. Как глупо и не по-людски бороться > за платочки на женских волосах! Сегодня в России женские волосы > ничего особенного не означают, никого из мужчин не распаляют. Это > в Иране женские волосы - символ эротический, а у нас - > парикмахерский, не более. Поэтому и платок в русской церкви далеко > не так обязателен, как в иранской мечети (да и не пускают женщин > в мечеть - тогда, на улице) или древнехристианском храме, где нравы > были вполне восточные. > Неправильно понимают эти каноны не только мужчины. Многие женщины > тоже предпочитают бездумный ригоризм, тоже ищут "своего" - > не христианского, не женского, а законнического, бездушного. > Запрещает женщинам брюки в церкви тот - или та - кто хочет > командовать, а не любить. "Женский вопрос" - это только частный > случай, ставший сегодня вдруг очень жгучим (почему-то с наибольшей > страстностью защищают аборты мужчины; а впрочем, ясно, "почему"). > Бездумно обращаясь с канонами, с Библией можно вывести, что Петр > Великий (Борис Ельцин, Папа Римский) - антихрист. При этом будут > исписаны тонны бумаги, наворочены груды слов - а мысли не будет, > будет лишь артикулированная ненависть. > Так и ныне лишь несовершенство в любви мешает понять, что в вопросе > о противозачаточных средствах Православие вовсе не однозначно. Тот > же игумен заявил, что "Православие запрещает противозачаточные > средства". Православие запрещает убийство - а следовательно, аборты, > следовательно, и "спираль", убивающую зародыш. Однако это всё > не "противозачаточные", а "противозародышевые" средства, средства > не предотвращающие, а убивающие. А "пилюли", презервативы, > естественные способы регуляции зачатия, - это не запрещено > ни Вселенскими соборами, ни Святыми отцами. Многие - многие! - > православные пастыри считают возможным разрешать использование > таких противозачаточных средств. В Православной Церкви - не только > в Русской, но и в Греческой, Болгарской и прочих - мы не одни > на белом свете - это сфера разномыслия. Вот католики - да, > не допускают никаких противозачаточных средств, кроме > "естественных". И этим, между прочим, отличаются от нас, > православных (что не означает, что они меньше любят женщин - просто > они иначе мыслят о мужчинах). > Предание - это средство передачи духовного опыта через тысячелетия. > Но Дух есть Любовь, и если любовь ослабевает, то Предание > из электрического провода становится колючей проволокой. Каждая > бабка знает: если у женщины месячные, ей в Церкви не место. > Это "предание", в отличие от многих церковных суеверий, плод > не нынешнего невежества, а прямое продолжение ветхозаветной > традиции. Задолго до Авраама, и не только в Азии считалось, > что истечение крови оскверняет человека. Роженица в течение сорока > дней не могла входить в Храм Соломонов. И в христианской Церкви > тоже веками считали, что женщина не имеет права приступать > к причастию в дни регул. > Но сегодня эта традиция доведена до абсурда: уже нельзя не не только > причащаться, но и целовать иконы или крест. Часто именно > те православные по-ветхозаветному бдительны к женской чистоте, > которые боятся иудеев, винят "жидо-масонов" во всех бедах. Что ж, > пожалуйста. Но тогда надо возрождать и все прочие средневековые > и ветхозаветные установления о ритуальной чистоте: если у мужчины > чесотка, аллергия, экзема, - всё то, что называется в официальном > переводе Библии "проказой" - пусть тоже не входит в церковь, > увольняется с работы и бежит в тайгу или Каракумы, где и бродит себе > с колокольчиком. Давайте отлучим от Церкви всех священников, > кто нарушал церковные каноны - а не нарушить их буквы трудно. > И существуют православные именно с такой логикой - > и без священников: это старообрядцы-беспоповцы; да и "карловчане" > тоже любят обличать Московскую Патриархию именно за несоблюдение > всех канонов. Увы, они тоже "ищут своего", а не Божьей правды. Зачем > же подражать этому? > Кто любит, тот понимает смысл Предания и Писания, канонов и обрядов, > тот не выгонит женщину в брюках из храма. Я не призываю женщин > обязательно причащаться во время месячных, хотя уверен, что лет > через десять над нынешним запрещением этого будут улыбаться. > {Оптимизм автора не оправдался... Вероятно, стОило сказать: "лет > через сто". - ред. рассылки.} И не умнее мы станем, а, будем > стараться, любвеобильнее. > Православие предоставляет равные возможности для того, чтобы одно > и то же предписание смягчить - или ужесточить. Кто ищет своего, > командирского - тот и делает из Священного Предания жестокую, > унизительную, совершенно несвященную пыточную камеру, "устраняя > слово Божие преданием" - как сказал Спаситель (Мк.7.13). Наша эпоха, > как и всякая эпоха, не требует упразднить или изменить Предание: > она требует понимать смысл Предания, чтобы Предание не устраняло > Слова Христова, не мешало, а помогало жить по заповеди любви > к ближнему - и ближней. [ Яков Кротов. www.krotov.info/yakov/dnevnik/1994/hvi_02b.html ] ссылки по теме: + + + Я.К. о ПРЕДАНИИ www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/2b_katafatika.htm#predan ( фрагмент: www.messia.ru/r2/1/136.htm ) + + + иг. Иннокентий Павлов о деформации Предания и очищении Церкви www.messia.ru/rasylka/002/152.htm#0 + + + Х.Яннарас. ПОДЛИННОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА www.krotov.info/library/28_ya/yan/aras_07.htm + + + игумен Петр (Мещеринов). О Священном Предании www.reshma.nov.ru/pr_sov/bogoslovie/igumen_petr.htm + + + еп. Каллист (Уэр). Внутренний смысл предания www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/806/ ( фрагмент: многообразные элементы предания www.messia.ru/rasylka/007/1931.htm#0 ) + + + Андрей Десницкий. Несколько слов в защиту Бога от богословов www.reshma.nov.ru/texts/desnitsky_bog_bogoslovi.htm = + + + В.Н.Кузнецова: Первейшая заповедь www.messia.ru/rasylka/003/312.htm#0 + + + она же: неважно обрезание, важна вера, действующая любовь www.messia.ru/rasylka/004/910.htm#0 + + + она же: Заповедь Бога и отеческие предания www.messia.ru/rasylka/003/506.htm#0 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус учил народ и говорил: - Остерегайтесь учителей Закона, которые любят расхаживать в длинных одеждах и чтобы их почтительно приветствовали на площадях; в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду и на пиру - на почетных местах. Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся! Этих ждет самый суровый приговор! Иисус, сев возле сокровищницы, смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богачи клали помногу. А потом подошла одна бедная вдова и положила две медные монетки - один квадрант. Иисус подозвал учеников и сказал им: - Верно вам говорю: эта бедная вдова положила больше всех остальных. Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек, она же, такая нищая, положила всё, что у нее было, всё, на что жила.* (Мк.12:38-44) * * * *Если вас оскорбляют за имя Христа, то вы счастливы, это значит, что Дух Божий во всей Его славе покоится в вас. Если кто-то из вас страдает, пусть это будет не потому, что он убийца, или вор, или преступник, или доносчик. А если страдает потому, что христианин, пусть не стыдится, пусть славит Бога за то, что носит это имя! Потому что близко время Суда. И начнется он с Божьих домочадцев. А если он начинается с нас, то какой конец ждет тех, кто отвергает Божью Весть?! "Если праведный еле спасется, / что же будет с порочным и грешным?" Так пусть те, кто страдает по Божьей воле, полностью доверятся Творцу - Он всегда верен - и устремят все помыслы на добрые дела. Итак, я обращаюсь теперь к тем, кто является старейшинами среди вас. Ибо я такой же старейшина и свидетель страданий Христа и разделю Его славу, которая должна вот-вот явиться. Пасите вверенное вам Божье стадо, заботьтесь о нём не по обязанности, но по доброй воле, так, как это делает Бог; не из низменной выгоды, но из истинного рвения; не как люди, которые господствуют над теми, кого Бог им вверил, но служа примером для стада. И тогда, когда явится главный Пастырь, вы получите неувядаемый венок славы. И вы, молодые, так же подчиняйтесь старшим. И все, служа друг другу, облекитесь в смирение, потому что "Бог противится гордецам, / но к смиренным Он милостив".* (1Пет.4:12-5:5) * * * *Суровость Его добрее, чем наша мягкость...* (CSL) * * * "Любовь не передаётся ни через традицию, ни через идеологию. Ненависть - передаётся." (Я.К.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2373.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|