=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

                           

* 26 января 2009 г. ст.ст., воскресенье
  (посвященное мытарю и фарисею (из притчи Господней)).
  литургические чтения: 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14.
  Память святых новомучеников и исповедников российских
  (переходящее празднование в воскр., ближайшее к 25 января, - в РПЦЗ;
   в воскр., следующее за 25 января, - в РПЦ МП).




        А тем, кто был уверен в собственной праведности
         и презирал всех остальных,
         Иисус рассказал такую притчу:
         'Два человека пришли в Храм помолиться.
          Один был фарисей, а другой - сборщик податей.
          Фарисей стоял и так молился:
          "Боже, благодарю Тебя за то,
                                  что я не такой, как остальные люди -
           корыстные, бесчестные, развратные
                                     или вот как этот сборщик податей.
           Я дважды в неделю пощусь,
           плач`у десятину со всего, что приобретаю".
          А сборщик податей, стоя в отдалении,
          не смел даже глаз поднять к небу
          и только бил себя в грудь и говорил:
          "Боже, я грешен, но сжалься надо мной!"
          Он, говорю вам, а не тот фарисей ушел домой оправданным.
          Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен,
          а кто принижает себя, возвысится'.

                                              (перевод В.Н.Кузнецовой)



> <>  скрытое неприятие не только пророческого духа Ветхого Завета, но
> и самого  Евангелия  продолжается и  поныне.  Как-то  не прививается
> у  нас  чтение  Библии,  хотя почти у всех она стоит дома на книжной
> полке.   Вместо   Библии  -  у нас икона,  которая вовсе не является
> ее эквивалентом, выраженным другими (изобразительными) средствами.

> Г.П. Федотов в 1939 г.   писал:  "Потускнение  Евангелия  есть  одно
> из самых поразительных явлений нашего религиозного возрождения, оно,
> несомненно, стоит в тесной связи с развенчанием морали".

> Само  Евангелие часто перетолковывается таким образом,   что  ничего
> не остается от его духа. Так,  вся  проблематика  Евангелия сводится
> к   возмущению   фарисеев  и  архиереев  по  поводу  обнаружившегося
> Богосыновства  Христа.  Тщательно перечисляются исполнившиеся на Нём
> пророчества.     Пророческое    служение  понимается   исключительно
> в  предсказательной  функции,  а  не  в обличительной. Но совершенно
> игнорируются принципиальная антифарисейская направленность Евангелия
> в  целом,  его  четко  выраженный  примат  внутреннего  над внешним,
> ориентация  прежде всего на правду, его адогматический универсализм,
> хотя  Сам  Христос  ясно  определил  причину ненависти   к Нему мира
> как  вызванную прежде всего Его обличением неправды и зла этого мира
> (Ин  7:7). Но мы больше верим фарисеям, обвинявшим Христа в том, что
> Он выдавал Себя за Сына Божия (Он лишь не отрицал этого). Богословие
> при  этом становится  чисто  небесным,   спиритуальным,    а значит,
> и  беспроблемным,  чисто  описательным,  что находится в разительном
> противоречии  с  Богочеловечностью  христианства,   превращает   его
> в  "религию",   магический театр, а  нас -  в зрителей. Мы как будто
> не  видим, что давно уже сами заняли место фарисеев, причем фарисеев
> в   методологическом,   принципиальном   смысле,  а  не  в  довольно
> относительно   безобидном   моралистическом,   в  каком  понимается,
> например, многими читаемая в храмах в первую приготовительную неделю
> Великого  Поста  притча  о мытаре и фарисее: кто не прочь лишний раз
> вздохнуть о своих грехах и вообще о греховности.

> В  православной  среде  до сих пор считается признаком правоверности
> цитировать не Евангелие,  а святых  отцов,  причем  именно  "наших",
> т.е. восточных. Это делается под "благочестивым" предлогом, что отцы
> лучше нас все поняли. По сути дела, в который уже раз происходит то,
> в  чем  Спаситель  обличает фарисеев: "Зачем вы преступаете заповедь
> Божию ради предания вашего?" (Мф 15:3).

> Негласно   считается  (а  иногда  и очень  даже  гласно),   что   мы
> в  Православии  от всего этого как бы застрахованы, т.е. совершается
> очень   распространенная   ошибка   отождествления   себя   с  самим
> Православием  <...>.  Мы  как  бы сели в нужный поезд, нам как будто
> что-то  гарантировано. За всем этим стоит неосознанная ветхозаветная
> концепция  истинной  веры  ("чистота Православия"), конфессиональная
> принадлежность к которой уже дает большие преимущества. "Слава Богу,
> что  я православный, а не какой-нибудь протестант" - вот внутренняя,
> совсем не Иисусова, молитва современного фарисея от Православия.

> Но  крайности,  как  известно,  сходятся:  отвлеченный  спиритуализм
> оборачивается    ритуалистическим   материализмом,     обрядоверием,
> а в простонародье - верой в леших, заговоры и вообще в старую магию.
> От   религии   начинают    ожидать   не  раскрытия  смысла    жизни,
> а элементарной  помощи в жизненных тяготах.   Благодаря  обрядоверию
> и   давнему    двоеверию  также происходит  национализация  религии,
> такое  сращивание ее со всем национальным, что она и сама становится
> чем-то национальным, родным, теплым. На каком-то этапе исторического
> развития,  когда  необходимо  сплочение  племени,  это  может играть
> положительную  роль,  но  умаление  вселенского  измерения в религии
> впоследствии приводит к застою и провинциализации.

> Для  того чтобы  лучше понять причины болезней,  полезно представить
> и  особенности  мировоззрения, исходные парадигмы сознания, на почве
> которых эти болезни развиваются. Это не означает, что сами парадигмы
> очень плохи, но их надо ясно представлять.
                        [ игумен Вениамин (Новик).
                          из доклада АРХЕТИПЫ ПРАВОСЛАВНОГО СОЗНАНИЯ.
                          www.messia.ru/r2/1/121.htm#hd ]




   &&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
   &&                   СМОТРИ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:            &&&&&&
   &&& • из песнопений православного богослужения           &&&
   &&&&&            www.messia.ru/rasylka/007/1750.htm    &&&&&
   &&& • свящ. Яков Кротов: фарисеи и мытари                &&&
   &&&&&         www.messia.ru/rasylka/004/691.htm#0       &&&&
   &&& • он же:                                             &&&
   &&&&  Служить двум господам? Запросто! или Мытари-фарисеи &&
   &&&&&          www.messia.ru/rasylka/003/344.htm#0        &&
   &&& ( = МОЖЕМ! www.krotov.info/1/1/1/1_01_vvedenie.htm ) &&&
   &&& • митр. Антоний (Блум) - проповеди                   &&&
   &&&&   www.mitras.ru/archive/080216.htm  &&&
   &&&&&  www.mitras.ru/archive/040201.htm   &&
   &&&    www.mitras.ru/archive/060211.htm  &&&
   &&& • свящ. Вячеслав Резников: фарисей и мытарь           &&
   &&&&         www.messia.ru/rasylka/006/1408.htm#0         &&
   &&& • архиеп. Георгий (Вагнер) - проповеди               &&&
   &&&   на евангельское и апост. чтения (1959,1960)      &&&&&
   &&&&   www.golubinski.ru/academia/vagner/mytar.htm    &&&&&&
    **********************************************************

   



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090208/orth?cont=rv_ru



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
/ Не будем молиться по-фарисейски, братия:
: ибо возносящий самого себя унижен будет.
: Смирим самих себя пред Богом,
: как мытарь в дни поста взывая:
: 'Будь милостив, Боже, к нам грешным!'
                                 * *
/ Тщеславие делает тщетным богатство праведности,
: смирение же рассеивает страстей множество;
: нас, подражающих тому,
: общниками мытаря яви, Спаситель.
/ Как мытарь и мы, ударяя себя в грудь,
: в сокрушении будем взывать:
: 'Будь милостив, Боже к нам, грешным!' -
: чтобы за это получить отпущение.
/ С ревностью приступим, верные,
: достигая кротости, живя со смирением,
: в стенании сердца и плаче с молитвой,
: да обретем от Бога прощение.
/ Отвергнем, верные, надменную похвальбу,
: и безрассудство безмерное,
: и мерзкую спесь,
: и гнуснейшую пред Богом
: непристойную бессердечность фарисея.
                                 * *
/ Превосходный путь возвышения - смирение,
: показало Слово,
: смирившееся даже и до образа рабского:
: тому подражая, всякий возносится, смиряясь.
                                 * *
/ Фарисеевым добродетелям постараемся подражать,
: и ревновать смирению мытаря,
: ненавидя в них обоих недоброе:
: безрассудство и пагубу грехопадений.
                                 * *
/ Душевное безрассудство отвергнем,
: нрав прямой в смиренномудрии приобретем,
: не будем к самооправданию стремиться,
: спесь тщеславную возненавидим
: и с мытарем Бога умилостивим.
/ Мольбы в сетовании как мытарь принесем Творцу,
: отвращаясь фарисейских молитв безблагодатных,
: и хвастливых восклицаний, которые о ближнем произносят суд,
: чтобы милость Божию и свет к себе привлечь.
/ Великим множеством согрешений отягчен,
: я мытаря превзошел преизобилием порока
: и спесь хвастливую фарисея приобрел,
: отовсюду оказавшись всех добродетелей лишенным:
: Господи, пощади меня.
                         (Из богослужебия 'НЕДЕЛИ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ'.
                    Перевод на русский язык: иером. Амвросий (Тимрот))
                                * * *
*Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом,
 ждут гонения.
 А негодяи и мошенники будут идти всё дальше - из огня да в полымя! -
 и сбивать с пути и других, и себя.
 А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.
 Ты знаешь, кто твои учителя,
 еще в младенчестве узнал Святое Писание,
 а оно способно своей мудростью научить тебя спасению
 через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15)
                                * * *
"...не мудрым <достается>  хлеб, и не у разумных - богатство,
 и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их".
                                                           (Еккл.9:11)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2375.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»