=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 26 января 2009 г. ст.ст., воскресенье (посвященное мытарю и фарисею (из притчи Господней)). литургические чтения: 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14. Память святых новомучеников и исповедников российских (переходящее празднование в воскр., ближайшее к 25 января, - в РПЦЗ; в воскр., следующее за 25 января, - в РПЦ МП). А тем, кто был уверен в собственной праведности и презирал всех остальных, Иисус рассказал такую притчу: 'Два человека пришли в Храм помолиться. Один был фарисей, а другой - сборщик податей. Фарисей стоял и так молился: "Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как остальные люди - корыстные, бесчестные, развратные или вот как этот сборщик податей. Я дважды в неделю пощусь, плач`у десятину со всего, что приобретаю". А сборщик податей, стоя в отдалении, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь и говорил: "Боже, я грешен, но сжалься надо мной!" Он, говорю вам, а не тот фарисей ушел домой оправданным. Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится'. (перевод В.Н.Кузнецовой) > <> скрытое неприятие не только пророческого духа Ветхого Завета, но > и самого Евангелия продолжается и поныне. Как-то не прививается > у нас чтение Библии, хотя почти у всех она стоит дома на книжной > полке. Вместо Библии - у нас икона, которая вовсе не является > ее эквивалентом, выраженным другими (изобразительными) средствами. > Г.П. Федотов в 1939 г. писал: "Потускнение Евангелия есть одно > из самых поразительных явлений нашего религиозного возрождения, оно, > несомненно, стоит в тесной связи с развенчанием морали". > Само Евангелие часто перетолковывается таким образом, что ничего > не остается от его духа. Так, вся проблематика Евангелия сводится > к возмущению фарисеев и архиереев по поводу обнаружившегося > Богосыновства Христа. Тщательно перечисляются исполнившиеся на Нём > пророчества. Пророческое служение понимается исключительно > в предсказательной функции, а не в обличительной. Но совершенно > игнорируются принципиальная антифарисейская направленность Евангелия > в целом, его четко выраженный примат внутреннего над внешним, > ориентация прежде всего на правду, его адогматический универсализм, > хотя Сам Христос ясно определил причину ненависти к Нему мира > как вызванную прежде всего Его обличением неправды и зла этого мира > (Ин 7:7). Но мы больше верим фарисеям, обвинявшим Христа в том, что > Он выдавал Себя за Сына Божия (Он лишь не отрицал этого). Богословие > при этом становится чисто небесным, спиритуальным, а значит, > и беспроблемным, чисто описательным, что находится в разительном > противоречии с Богочеловечностью христианства, превращает его > в "религию", магический театр, а нас - в зрителей. Мы как будто > не видим, что давно уже сами заняли место фарисеев, причем фарисеев > в методологическом, принципиальном смысле, а не в довольно > относительно безобидном моралистическом, в каком понимается, > например, многими читаемая в храмах в первую приготовительную неделю > Великого Поста притча о мытаре и фарисее: кто не прочь лишний раз > вздохнуть о своих грехах и вообще о греховности. > В православной среде до сих пор считается признаком правоверности > цитировать не Евангелие, а святых отцов, причем именно "наших", > т.е. восточных. Это делается под "благочестивым" предлогом, что отцы > лучше нас все поняли. По сути дела, в который уже раз происходит то, > в чем Спаситель обличает фарисеев: "Зачем вы преступаете заповедь > Божию ради предания вашего?" (Мф 15:3). > Негласно считается (а иногда и очень даже гласно), что мы > в Православии от всего этого как бы застрахованы, т.е. совершается > очень распространенная ошибка отождествления себя с самим > Православием <...>. Мы как бы сели в нужный поезд, нам как будто > что-то гарантировано. За всем этим стоит неосознанная ветхозаветная > концепция истинной веры ("чистота Православия"), конфессиональная > принадлежность к которой уже дает большие преимущества. "Слава Богу, > что я православный, а не какой-нибудь протестант" - вот внутренняя, > совсем не Иисусова, молитва современного фарисея от Православия. > Но крайности, как известно, сходятся: отвлеченный спиритуализм > оборачивается ритуалистическим материализмом, обрядоверием, > а в простонародье - верой в леших, заговоры и вообще в старую магию. > От религии начинают ожидать не раскрытия смысла жизни, > а элементарной помощи в жизненных тяготах. Благодаря обрядоверию > и давнему двоеверию также происходит национализация религии, > такое сращивание ее со всем национальным, что она и сама становится > чем-то национальным, родным, теплым. На каком-то этапе исторического > развития, когда необходимо сплочение племени, это может играть > положительную роль, но умаление вселенского измерения в религии > впоследствии приводит к застою и провинциализации. > Для того чтобы лучше понять причины болезней, полезно представить > и особенности мировоззрения, исходные парадигмы сознания, на почве > которых эти болезни развиваются. Это не означает, что сами парадигмы > очень плохи, но их надо ясно представлять. [ игумен Вениамин (Новик). из доклада АРХЕТИПЫ ПРАВОСЛАВНОГО СОЗНАНИЯ. www.messia.ru/r2/1/121.htm#hd ] &&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&& && СМОТРИ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ: &&&&&& &&& • из песнопений православного богослужения &&& &&&&& www.messia.ru/rasylka/007/1750.htm &&&&& &&& • свящ. Яков Кротов: фарисеи и мытари &&& &&&&& www.messia.ru/rasylka/004/691.htm#0 &&&& &&& • он же: &&& &&&& Служить двум господам? Запросто! или Мытари-фарисеи && &&&&& www.messia.ru/rasylka/003/344.htm#0 && &&& ( = МОЖЕМ! www.krotov.info/1/1/1/1_01_vvedenie.htm ) &&& &&& • митр. Антоний (Блум) - проповеди &&& &&&& www.mitras.ru/archive/080216.htm &&& &&&&& www.mitras.ru/archive/040201.htm && &&& www.mitras.ru/archive/060211.htm &&& &&& • свящ. Вячеслав Резников: фарисей и мытарь && &&&& www.messia.ru/rasylka/006/1408.htm#0 && &&& • архиеп. Георгий (Вагнер) - проповеди &&& &&& на евангельское и апост. чтения (1959,1960) &&&&& &&&& www.golubinski.ru/academia/vagner/mytar.htm &&&&&& ********************************************************** Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090208/orth?cont=rv_ru # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- / Не будем молиться по-фарисейски, братия: : ибо возносящий самого себя унижен будет. : Смирим самих себя пред Богом, : как мытарь в дни поста взывая: : 'Будь милостив, Боже, к нам грешным!' * * / Тщеславие делает тщетным богатство праведности, : смирение же рассеивает страстей множество; : нас, подражающих тому, : общниками мытаря яви, Спаситель. / Как мытарь и мы, ударяя себя в грудь, : в сокрушении будем взывать: : 'Будь милостив, Боже к нам, грешным!' - : чтобы за это получить отпущение. / С ревностью приступим, верные, : достигая кротости, живя со смирением, : в стенании сердца и плаче с молитвой, : да обретем от Бога прощение. / Отвергнем, верные, надменную похвальбу, : и безрассудство безмерное, : и мерзкую спесь, : и гнуснейшую пред Богом : непристойную бессердечность фарисея. * * / Превосходный путь возвышения - смирение, : показало Слово, : смирившееся даже и до образа рабского: : тому подражая, всякий возносится, смиряясь. * * / Фарисеевым добродетелям постараемся подражать, : и ревновать смирению мытаря, : ненавидя в них обоих недоброе: : безрассудство и пагубу грехопадений. * * / Душевное безрассудство отвергнем, : нрав прямой в смиренномудрии приобретем, : не будем к самооправданию стремиться, : спесь тщеславную возненавидим : и с мытарем Бога умилостивим. / Мольбы в сетовании как мытарь принесем Творцу, : отвращаясь фарисейских молитв безблагодатных, : и хвастливых восклицаний, которые о ближнем произносят суд, : чтобы милость Божию и свет к себе привлечь. / Великим множеством согрешений отягчен, : я мытаря превзошел преизобилием порока : и спесь хвастливую фарисея приобрел, : отовсюду оказавшись всех добродетелей лишенным: : Господи, пощади меня. (Из богослужебия 'НЕДЕЛИ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ'. Перевод на русский язык: иером. Амвросий (Тимрот)) * * * *Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом, ждут гонения. А негодяи и мошенники будут идти всё дальше - из огня да в полымя! - и сбивать с пути и других, и себя. А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился. Ты знаешь, кто твои учителя, еще в младенчестве узнал Святое Писание, а оно способно своей мудростью научить тебя спасению через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15) * * * "...не мудрым <достается> хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их". (Еккл.9:11) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2375.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |