=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 16 марта 2009 г. ст.ст., воскресенье 4-е Великого Поста. {Память прп. Иоанна Лествичника, +649} литургические чтения: Евр.6:13-20; Мк.9:17-31. > Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного > Иоанна Лествичника, которого так назвали потому, что он оставил нам > учение о духовной лестнице, соединяющей Небо и Землю. > В Священном Писании есть рассказ о праотце нашего Господа патриархе > Иакове. Однажды он остался ночевать в пустынном месте один, и когда > заснул, то увидел во сне подобие башни, поднимающейся ступенями > в небо, и ангелов Божиих, которые поднимались и сходили вниз, > а наверху - престол Небесного Царя. И когда Иаков проснулся, > он понял, что есть какая-то таинственная, невидимая нашим глазам > связь между миром Божиим и тварным миром. Во сне она представилась > ему в виде башни со ступенями, уходящими в небо, и он сказал: "Свято > место сие". > И с тех пор многие люди, когда задумывались о пути человеческом, > сравнивали его с долгим восхождением на высокую башню или, лучше > сказать, на высокую неприступную гору, вершина которой не видна > с земли. > Вы помните, как сказал Господь своим первым апостолам, что > они увидят небо отверстым и ангелов Божиих, которые будут восходить > и нисходить на землю. То есть эта удаленность людей от Бога, > оторванность смертных и грешных людей от Творца как бы восполнится > этой связью. > Кто связал Небо и Землю? Кто связал Бога и человека? Богочеловек, > Господь наш Иисус Христос! И, конечно, Матерь Божия, которая > принесла нам в мир Божественного младенца. Потому-то и называется > Она в церковных песнопениях Лествицей Небесной, что Господь к нам > через Нее сходит. Значит уже не так бесконечно далеко Небо, не так > оно от нас оторвано! Есть лестница и есть ступени, по которым > мы дерзаем подниматься и восходить. > Вокруг старинных гор, куда люди приходили и молились, стали селиться > отшельники и подвижники. Так было и у Афонской горы, и у горы > Синайской, и в других прекрасных пустынных местах. И вот > в Синайской пустыне у горы Божией жил Иоанн Лествичник. В маленьком > монастыре проводил он свои дни: в молитве, в труде, в думах обо всём > мире, о судьбах людей, страждущих от зла, которое царит в мире. > Часто по утрам, еще до восхода солнца, он выходил помолиться, > смотрел на Синайскую гору и видел темные долины, повитые сумраком, > видел острые вершины, уходящие в облака. Но вот поднималась заря, > вершины гор становились алыми от восходящего солнца, а внизу > еще была тьма. > В это время некоторые благочестивые паломники, в одиночку > или группами, начинают восхождение ввысь, чтобы помолиться там, > где Господь являлся пророку Моисею. И идут вереницы, идут > по скользким, по трудным тропинкам, поднимаются по крутизне, боятся > взглянуть вниз, но идут вверх, вверх, к этим вершинам, которые > освещаются солнцем! > И вот тогда преподобный Иоанн, жизнь нашу человеческую сравнил > с этой горой, по которой поднимаются паломники, и понял, > что необходимо постоянное восхождение, а кто не идет наверх, > тот будет вынужден блуждать внизу и останется навсегда в плену тьмы > и неверия. > Да, дорогие мои, наша жизнь есть путь, и, кто не хочет идти, > кто думает, что можно быть христианином и топтаться на месте, > тот обманывает и себя, и Бога. Пройдет десять, двадцать, шестьдесят > лет; если ничего для Господа не сделал, если ни в чём > не продвинулся, значит, впустую прошли эти годы. Другие > поднимались, другие уходили вверх, а этот человек ходил вокруг > в темноте и в сени смертной. > Нам так страшно подумать об этом, потому что наверху ждет Господь, > а внизу тьма... Тьма греха, лености, косности, нерадения. Там-то > мы и топчемся, хотя и считаем себя православными христианами, > но далеко, далеко обогнали нас другие! > Больше того, эта гора восхождения, эта лестница - небесная, > особенная! Когда поднимаешься по простой лестнице, > можешь остановиться и стоять, а там - иначе. Если остановишься, > поедешь вниз, назад - на ней нельзя останавливаться! > Каждый из вас знает по себе, что бывает, когда перестает человек > молиться. Кажется, забросил молитву, потому что дела закружили, > но прошло время - неделя, две, месяц - и как потом трудно > восстановить свое сердце! Как потом трудно вернуться к молитве, > потому что душа ушла назад; не на месте стояла, а потеряла то, > что имела. > Только вперед! Только стучаться к Богу! Только просить помощи > на этом пути! А путь этот трудный: с одной стороны, - пропасть > уныния, с другой стороны, угрожают обвалы искушений, с третьей > стороны, - трещины испытаний и скорбей. Но есть и помощники, есть > и проводники, есть и указатели на этой дороге. > Главный наш указатель - Священное Писание. Открываем его, и там > для нас всё начертано: как подниматься к Богу в Его Царство. Есть > и указатели на этой дороге подобные стрелкам, которые указывают: > здесь путь к свету, а здесь путь к погибели. Итак, мы все прекрасно > знаем, и все нам дано. > И, наконец, есть проводники. Что это за проводники? > Наши защитники, заступники, друзья, наши старшие братья - > это святые, преподобные учителя. Их жизнь для нас - назидание > и наставление, они всегда живы и молятся за нас, и каждого из нас > ангел Господень опекает. Каждый из нас имеет своего святого > покровителя и своего ангела-хранителя. Помните о них, знайте, что > они не бросят вас посреди дороги, и тогда они смогут помочь вам. > Иные говорят, а что же мы падаем, почему мы срываемся, почему > мы терпим крушения в этих своих попытках подняться? А ответ им > содержится в сегодняшнем Евангелии. Спрашивает Господь отца > больного ребенка: "Веруешь ли?" А тот говорит: "Верую, Господи, > помоги моему неверию". И тогда Господь исцелил его сына. Так > и на нашей дороге. Если мы решили себя вверить Богу, если > мы целиком Ему преданы, тогда и помощь будет. А если мы идем > опасаясь, сомневаясь, ропща, унывая, задумываясь, как бы чего > не вышло, не будет нам тогда помощи, ибо мы сами отводим от себя > спасительную руку Божию, протянутую нам. > Вот идет уже вторая половина Великого поста. Кто из нас знает, > доживем ли мы с вами до следующего поста, до следующей, а может быть > даже и до этой Пасхи? Жизнь проходит, все уходит. Будем же > торопиться собирать сокровища в сердце своем сейчас. Будем сейчас > подниматься по этим ступенькам. По ступенькам молитвы, > по ступенькам добра, по ступенькам воздержания; и тогда > все помощники окружат нас, тогда заговорят все указатели. Тогда > Сам Господь, Который наверху, на сияющей вершине, ждет нас, протянет > нам Свою руку и укрепит нас на нашем трудном пути. Аминь. [ священник Александр Мень. Проповедь. www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svtms309.html ] > На духовной лестнице самое опасное - это оглядываться и проверять, > далеко ли поднялся. Никакое "подведение итогов" здесь недопустимо. > Ибо, если преуспел, то немедленно появляется самодовольство, которое > тут же сводит на нет все усилия. Надо считать себя всегда на первой > ступени: Бог в любой момент может перенести на десятую. Симптомами > полной неудачи являются постоянно подавленное настроение или резкие > колебания от экстазов к упадку. [ свящ. Александр Мень. "О проведении Великого Поста". www.alexandrmen.ru/books/prakruk/oprovdvp.html ] + + + ++ митрополит Сурожский Антоний: Грех убивает. Раскаяние www.messia.ru/rasylka/008/2157.htm#0 (+ ссылки о прп. Иоанне и о еванг. чтениии!) + свящ. Александр Мень о Великом Посте в кн. "Таинство, слово и образ" www.messia.ru/r2/1/262.htm Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090329/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=29-03-2009 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *<Обещание Бога и Его клятва> служат для нас, бежавших под Его покров, источником великой бодрости и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами. Надежда эта - словно якорь для души, крепкий и надежный, который входит внутрь святилища, за завесу, куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас, став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.* (Евр.6:18-20) * * * *Уподобился я, Христе, / в руки разбойников попавшемуся и оставленному ими от побоев еле живым; так и я изранен, Спаситель грехами моими. *"Не презри меня, Спаситель, болящего тяжко", - взывал с рыданиями / разбойникам отдавший богатство Твое. И я так молю: / "Пожалей и спаси меня!" *Христе Спаситель! Ум мой - в язвах от грехов, разбойниками неправедными поражен / и злыми помыслами; уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый. * *Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя, я изранен разбойниками, пребывая в страстях; но воздвигни меня, молю. *Ограбили ум мой разбойники / и оставили меня полумертвым в язвах согрешений моих; но исцели меня, Господи. *Обнажили меня страсти: не в силах я исполнить заповедей Твоих, Христе Спаситель, и наслаждениями я был уязвлен; но излей на меня милость. * *Разбойники похитили / мое стяжание - дело божественное и оставили меня страдающим от ран. *Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих непостоянные помышления мои, оттого я и изранен согрешениями. *Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел, прошел мимо, Спаситель мой; но Ты меня спаси. * *Иисусе, осмотри раны души моей, как в древности попавшегося в руки разбойников, и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь. *Мучительно от язв согрешений / изнемогла душа моя, Христе, и оттого я нагим лежу, без добродетелей божественных. Молю, спаси меня! *Священник, увидевший меня, / и левит бессильными явились, ибо мимо меня они прошли; но Ты Сам, как милосердный, / ныне избавление подал и спас меня. * *Страстями я растратил / имение божественное, Владыка, и весь жестоко израненный согрешениями, прибег к Тебе. "Сжалься надо мною", - молю. *Расхитили богатство мое / и как мертвого оставили меня разбойники, страстями ум мой уязвив, но, сжалившись, спаси меня, Господи. *Когда увидел левит мучение мое от ран, вида тех язв не вынося, мимо меня прошел. Но Ты Сам, Человеколюбец, / излил на меня богатую Твою милость. * *Разбойники напали на меня, несчастного, и оставили меня / как бы мертвым от побоев, бездыханным. Потому молю Тебя: / "Боже, посети меня!" *Ум мой ограбили / помыслы непостоянные / и, поразив страстями, мертвым меня оставили по множеству согрешений; но Ты, Спаситель, исцели меня. *Когда увидел меня левит, / от ран страдающего, не вынося моих язв, как неизлечимых, прошел мимо меня, Спаситель мой; но Ты Сам уврачуй меня. * *Из-за разбойников - помыслов моих, Спаситель, извратил я жизнь мою согрешений ранами. Оттого я обнажен, лишившись божественного образа, - Твоего, человеколюбивый Боже; но пожалей меня. *Пришел Ты на землю с высот, Спаситель, пожалев меня, всего ранами покрытого, и язвами согрешений, Милосердный, и излил на меня, Христе, милость Твою. *Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель, как выкуп за меня дал и спас меня, всего роем согрешений уязвленного, / в неисцелимых ранах, как Милостивый. * *Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом моим, в страстные наслаждения погрузившись, я лишился благодати и в язвах извержен нагим. Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти меня. *Не смог левит язв моих очистить, но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел и излил на меня милость сострадания Твоего, Спаситель, как врач искуснейший исцеляя меня. *Как милосердный, сжалившись, / Ты спас, Христе Спаситель, меня, бичами разбойников жестоко избитого, и душу с телом Своим, как два динария / дал за меня во искупление.* (Канон 4-го воскр. Вел. поста, перев. иером. Амвросия) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2394.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|