=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




> Человек сотворен по образу Божию.  Это есть божественная и нерушимая
> основа    человеческого   существа,     силою      которой   человек
> имеет  назначение стать "богом по благодати", сыном и другом Божиим.
> Этот образ раскрывается и из его духовного +лика+ и из его отношения
> к   миру  чрез  посредство  своего  тела.   Человек  имеет  духовное
> богоподобие  не  только как разумно-нравственное существо, одаренное
> познанием  истины, волей к добру и ведением красоты, но прежде всего
> как  ипостасный  дух.   В  своем  личном самосознании он имеет образ
> божественной  ипостаси,  а в родовом существе своем он имеет и образ
> ипостасного  триединства,  осознает  себя  не только как я, но и как
> +ты+,  и +мы+.  В мужеском и женском естестве своем человек содержит
> двоякий  образ  духовного  бытия,  с  приматом  разума  и с приматом
> красоты  и  любви,  в  соответствии  лику Второй и Третьей ипостаси.
> Чрез  обладание  телом   человек является   не только   гражданином,
> но  и  господином  этого  мира, в нём совершается Премудрость Божия,
> явленная   в  творении.  Этот  образ Божий,   явленный   в человеке,
> есть  основание  его  сотворения и предназначение его, но оно должно
> быть  им  самим  в  себе  осуществлено  свободно, и это есть подобие
> Божие.      Мир    и   человек   вышли из  рук  Творца   непорочными
> и  совершенными,  однако  это  была лишь мера тварного совершенства,
> которое   должно  быть  утверждено  собственным  свободным  подвигом
> человека    в   исполнении    воли    Божией    и   в  осуществлении
> своего  собственного совершенства.   Первозданный  человек находился
> в  состоянии  непорочности и  проистекающей  отсюда близости к Богу,
> с    возможностью   прямого    богообщения,     но   он  должен  был
> сам самоопределиться и утвердиться   в Боге,  а  тем  самым упрочить
> свое  телесное  бытие,  возведя  его  к  бессмертию.  С человеком же
> связаны   были  и  состояние  и  судьбы  мира,  которого  он  явился
> средоточием.   Он  получил  от  Бога  всё,  что  Бог  мог  дать  ему
> всемогуществом  Своим, но он не мог и не должен был получить от Бога
> то,    что он  сам призван был осуществить своей  тварной  свободой,
> в известном  смысле,  сам сотворить  самого себя. Это самосотворение
> в  свободе  символически  выражено  в заповеди о невкушении от древа
> познания добра и зла.  Человек пал, совершив непослушание, и отягчил
> себя   так  называемым  первородным  грехом.   Он  допустил  в  себе
> преобладание себялюбивой тварной стихии, от Бога обратившись к миру,
> и  тем  дал  силу  небытию,  из  которого  он  был  создан.  Он стал
> плотским, а потому и смертным.  Во всей жизни его проступила тварная
> его   ограниченность,     которая    вела  далее и  к  прямому   злу
> и  заблуждению,  и  в  познании,  и в воле, и в творчестве.  Человек
> остался в мире одинок, ибо прямое богообщение прервалось с изгнанием
> его  из  рая.   Он  должен  был  +искать+ Бога, который сам приходил
> беседовать  с  ним   до грехопадения.    В чём   отразилось  влияние
> этого  первородного,  метафизического греха на человеческой природе?
> Первородный  грех означает общее повреждение человеческого естества,
> отклонившегося   от  своей  собственной  нормы.   Оно  имеет  первым
> последствием   утрату   того   благодатного    состояния,    которое
> было  свойственно  человеку  в  силу  присущего  ему   образа  Божия
> и  основанного  на  нём  богообщения,  а  также и общего повреждения
> человеческой  природы, которая, отделившись от жизни в Боге, приняла
> смерть  и  стала смертной.    Плотское естество  человека   утратило
> свою  послушность  душе  и,  наоборот,  получило  над  нею недолжное
> возобладание, человеком овладела похоть.  В духовной жизни поднялось
> себялюбие,   зависть  и  гордость,  -  действительное познание добра
> и   зла,   т.е.   непрестанной  борьбы  мрака  и  света.   Чрез  это
> ограничилась  и  свобода  человека:  он  стал  невольником естества,
> пленником плоти и рабом страстей.  И тем не менее все эти извращения
> и ущербления истинной человечности  человека были  не таковы,  чтобы
> ее   совершенно  парализовать  и  обессилить  человеческую  свободу.
> Человек  остался  человеком,  свободно-духовным  существом,  которое
> духовным   подвигом,   вспомоществуемым  нарочитою  помощью  Божией,
> способно  восходить  к  своей  изначальной  норме.  В жизни человека
> обозначился    этот    путь   благодатного   восхождения,    которое
> имеет   вершиною   своею   Деву   Марию,  явившую  собою  предельную
> человеческую    святость      и     собою     засвидетельствовавшую,
> что человечество и в состоянии первородного греха сохранило истинную
> свою   человечность,   способную   и   достойную  приятия  Божества,
> боговоплощения.

> Человек,  созданный  по  образу  Божию,  чрез  осуществление  в себе
> богоподобия,  предназначенный  к обожению, отклонился от этого пути.
> Но сам Бог, давший образ Свой, сделался человеком, родившись от Духа
> Св.   и  Девы  Марии,  миновав  плотское зачатие во грехе, и чрез то
> соединил в Своей ипостаси божеское и человеческое естество.  Он стал
> человеком  Иисусом, имеющим Свою индивидуальность, но в человеческом
> естестве   Он   принял   всю   человечность,  будучи  новым  Адамом,
> +всечеловеком+,    и все  дела Его имеют +всечеловеческое+ значение.
> В Своем земном пути,   вместе с Божественным могуществом  чудотворца
> и  божественной  мудростью  пророка Он явил истинного и совершенного
> Человека,  до  конца,  до  крестной  смерти  послушного воле Божией,
> сделавшего  Свою человеческую волю  с нею согласной,   и тем  возвел
> Свою   человечность  к высшему достоинству бессмертия и  духовности.
> В  Своих  страданиях  духовных  (Гефсимания)  и  телесных  (крестная
> смерть)     Он  понес   на  Себе  всю  тяжесть  человеческого  греха
> и  богоотверженности,  принес  Богу  правды  жертву  умилостивления,
> искупил  наш  грех  и примирил  нас    с  Богом.    Поэтому,  взирая
> на  Голгофский  крест,  мы,  доселе  чада  тела, являемся уже чадами
> Божиими.   Возведя человеческую природу к ее первозданному естеству,
> Он  соединил  ее  -  нераздельно  и неслиянно - с божеской и чрез то
> обожил  его, вследствие чего божеское естество облекло человеческое,
> (περιχώρησις),  не  уничтожая  его, как огонь накаляет железо, и тем
> даровал   человеку спасение,  вечную   жизнь   в Боге,  уже   здесь,
> среди   скорбей,  и  в  будущем  веке,  в  жизни  воскресения,  ибо,
> воскреснув сам, Он воскресит с Собою во плоти всё человечество.

> Итак   спасение   всеобщее  есть  обожение  человеческого  естества;
> спасение   личное есть  усвоение этого   дара    личным    подвигом,
> ибо  обожение    не  есть   физическое  или   магическое    действие
> +над+  человеком,  но  внутреннее  благодатное  действие в человеке,
> которое  совершается  при  участии  человеческой  свободы, не помимо
> самого  человека.   Это  есть жизнь во Христе, совершаемая Духом Св.
> Здесь  человеческое  усилие  таинственно  сочетается  с Божественным
> даром  богосыновства,  силою  обожения.   Усилие  это  должно  взять
> +всего+  человека,   а  не  одну лишь  его сторону:  оно  выражается
> в  подвиге  веры,  удостоверяющей для человека его искупление кровию
> Христовой  и  примирение  с  Богом,  и  делами, жизнью, которая есть
> естественный плод веры, а вместе и путь, +жизнь+ веры: "вера без дел
> мертва  есть".   Вера  и  дела  есть участие самого человека в своем
> обожении силою Христовой, это есть осуществление подобия Божия силою
> восстановленного  в  человеке  образа Божия,   который есть Христос.
> И   степень   осуществления   этого     подобия остается   различна:
> "<Один  блеск  у солнца,    другой  –    у  луны  и  звезд.   Звёзды
> тоже  отличаются  блеском  друг  от  друга>"  (1Кор.15,41).   Личное
> спасение   есть    духовное  рождение  самого   себя  своею свободой
> для  вечной  жизни  чрез  усвоение   благодатного дара    искупления
> и  обожения.   Здесь  неуместна мысль о каких-либо заслугах человека
> (должных   или    сверхдолжных),  которыми  он по праву  приобретает
> этот  благодатный  дар,    ибо  он несоизмерим ни с какими заслугами
> и  является  благодатным (gratia gratis data).  Идея эквивалентности
> благодатного   дара   и   человеческого  подвига  просто   неуместна
> и   недоразуменна.       Подвиг  (добрые   дела) есть    не  заслуга
> (ибо благодатного спасения человеческими делами никто не заслуживает
> и  заслужить  не  может), но личное участие человека в осуществлении
> своего спасения, которое вообще +не имеет меры+,   ибо сила обожения
> бесконечна,  как вечность.  Поэтому и мысль о должных и сверхдолжных
> делах  столь  же  ошибочна,  как  и  мысль   о  том,   что  человеку
> не   принадлежит    никакого    собственного   участия  в  усвоении,
> в  осуществлении  для  себя  спасения, на том основании, что оно уже
> соделано  за нас Богом, и его достаточно только опознать актом веры.
> Впрочем, если освободить эту протестантскую мысль от ее полемической
> стороны,   вызываемой полемикой  с католической арифметикой  заслуг,
> то  она может быть понята в том более глубоком смысле, что вера есть
> не  единовременный  акт,  но  длительное  и непрестанно утверждаемое
> состояние,    и для  этого  своего  утверждения  вера  должна   быть
> и  действенной,    т.е.   включать   в  себя и добрые дела.  <.....>
> He  умаляя  справедливости  и  правды  Божией,  которая должна иметь
> удовлетворение, православие ставит в центре учения о спасении любовь
> Божию,  не  пощадившую  Сына  Божия  ради  спасения  мира  чрез  его
> обожение.  Боговоплощение,   которое  совершается  +непосредственно+
> для  искупления   падшего  человека  и   его   примирения  с  Богом,
> в   православии  воспринимается,    прежде всего,     в своем  общем
> и  самостоятельном  смысле,  -  +обожения+  человека,  сообщения ему
> божественной  жизни.   Так  как  человек пал, то +боговочеловечение+
> становится,   прежде  всего,  путем  примирения  человека  с  Богом,
> искуплением,    которое  имеет   последствием   спасение   в  смысле
> его  обожения  (θέωσις).   Искупление  есть  вольная  жертва Христа,
> вземлющего  на  себя  грех  человека,  естество  которого Он на Себя
> воспринял.   Эта  жертва  приносится  всей  жизнью  Его, исполненной
> горестей  и  страданий,  и  крестной  смертью  Его.   В Гефсиманском
> борении  она  вольно  приемлется, как чаша страданий, подаваемая Ему
> Отцом,  Голгофская  жертва  есть умилостивление и +воздаяние+ Правде
> Божией.   Она  есть  тайна искупления предстательством Одного за всё
> человечество.    Иногда   эта  мысль  и  в  православном  богословии
> выражается  в терминах Ансельма Кентерберийского, как удовлетворение
> (satisfactio).    Однако  мысль  о  Правде  Божией  здесь  неизменно
> сочетается с мыслью о Любви Божией к человеку, милующей и спасающей.
> Искупление  чрез боговоплощение есть не только освобождение человека
> от  греха  заслугами  и крестной жертвой Спасителя, оно есть и новое
> окончательное  сотворение  человека,   как  бога  по благодати,  уже
> не  только всемогуществом Божиим, как первое творение, но жертвенной
> любовию  Его.   +Мир  с  человеком+  в  центре  его был создан в его
> природе творческим словом Божиим, но он созидается и слагается в его
> свободе  жертвенным  вочеловечением  самого  Бога, Слова Божия, чрез
> Которое  всё  произошло  (Ио.1,2).  Христос во святом и безгреховном
> человечестве Своем освятил и обожил всякое человеческое естество.
                [ свящ. Сергий Булгаков.
                  ПРАВОСЛАВИЕ. Очерки учения православной церкви.
                  www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/prav_06.html  ]



Ссылки к апостольскому чтению 5-го воскресенья Великого поста
(Евр.9:11-14):

+ + + комм. из "Брюссельской Библии":
       www.bible-center.ru/biblecomment?comm=brs89&txt=heb+9#verse11
+ + + ПРООБРАЗ в СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
       www.krotov.info/spravki/temy/p/proobraz.htm
+ + + ПОСЛАНИЕ ЕВРЕЯМ
       (из "Библиологического словаря" священника Александра Меня)
                     www.krotov.info/library/bible/comm/evrei.html
+ + + Николай Бердяев. ХРИСТОС И НОВЫЙ ЗАВЕТ
       www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1911_05_05c.html
+ + + он же: Рационально нельзя понять тайну искупления...
                      www.messia.ru/rasylka/008/2145.htm#0
+ + + ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
       (из "Библиологического словаря" священника Александра Меня)
                       www.krotov.info/spravki/temy/zh/zhertva.html
+ + + свящ. Яков Кротов: ЖЕРТВА ХРИСТОВА
       www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/4a_1_mirotvorez.htm#zh
+ + + игум. Петр (Мещеринов). О спасении. О Церкви
       www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1046/





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ,
 Он прошел через большее и еще более совершенное святилище,
 нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным.
 И вошел в Святое Святых раз и навсегда,
 и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью,
 снискав для нас вечное искупление.
 Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки
 освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту,
 то насколько больше силы имеет кровь Христа,
 который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву!
 Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти,
 чтобы мы могли служить Живому Богу. ...
 Христос вступил не в рукотворное святилище,
 которое есть не более чем отпечаток истинного,
 но в само небо,
 и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас.
 Он также не приносит Себя в жертву многократно,
 как это делает первосвященник,
 ежегодно входящий в святилище с чужой кровью,
 иначе Ему пришлось бы страдать множество раз
 с тех пор, как был сотворен мир.
 Но Он явился один раз, в самом конце веков,
 чтобы удалить грех Своей жертвой.
 Как человеку суждено только однажды умереть, а затем - Суд,
 так и Христос, однажды принесенный в жертву,
 чтобы унести грехи множества людей,
 во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом,
 но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.* (Евр.9:11-14,24-28)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2396.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»