=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




* 29 марта 2009 г. ст.ст., Лазарева суббота, воскрешение Лазаря
  литургические чтения: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45.






>                      ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ БОГА НАШЕГО

> Лука  повествует  в  восьмой  главе,  как  Иисус  переплывает озеро,
> выходит на берег и вокруг Него сразу же собирается множество народа.
> Тут  приходит  Иаир,  начальник синагоги и в большом волнении просит
> Его   помочь его  ребенку  -  девочке,  которой около двенадцати лет
> и   которая   при   смерти.    Иисус  выслушивает  его,  проникается
> состраданием  и  идет  с  ним.  По дороге они задерживаются в толпе.
> Подходит  больная    женщина,  притрагивается  к Нему и  исцеляется,
> а  во  время  этой вынужденной остановки приходит вестник и сообщает
> отцу:  "Дочь  твоя  умерла,  не  утруждай Учителя".  Итак, последней
> надежде  отца не суждено осуществиться.  Но Иисус обращается к нему:
> "Не бойся, только веруй, и спасена будет".  Они приходят к его дому,
> там   суматоха,  как    это  бывает  на Востоке   вокруг покойников.
> Иисус  произносит  загадочные  слова:  "Не плачьте,  она  не умерла,
> но  спит".  Люди, понятно,  смеются. Тогда  Он отсылает всех,  берет
> с  собой  только   отца  и мать,    да еще трех учеников,    которым
> Он  доверяет,   тех,  которые будут рядом с Ним на горе Преображения
> и  на  Элеонской  горе,   идет  к постели ребенка, берет его за руку
> и говорит: "Девица, встань!" Она открывает глаза, поднимается, и так
> полна  жизни,  что  Господь,  вероятно,  с  теплой  улыбкой  - велит
> родителям дать ей поесть, потому что она голодна (40-56).

> Это  событие  напоминает  другое,   изложенное  у Луки чуть  раньше.
> Во  время Своего странствия Иисус приближается к городу, называемому
> Наин.   Когда  Он  подходит  к  воротам,  как раз выносят покойника,
> единственного   сына  у матери,  вдовы.    Ее  горе трогает Господа,
> и  Он говорит: "Не плачь".  Затем Он кладет руку на носилки, несущие
> останавливаются,  и  Он  взывает  к  мертвецу: "Юноша!  тебе говорю,
> встань!"  Тот  поднимается,  начинает  говорить, и Иисус "отдает его
> матери" (7.11-17).

> О  подобном же событии еще раз сообщает одиннадцатая глава Евангелия
> от  Иоанна.     После встречи   с  Закхеем  Иисус  покинул   Иерихон
> и  находится   на  пути   в  Иерусалим.      Внезапно   Он   говорит
> Своим  ученикам:  "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его".
> Ученики  знают, что Лазарь болен, и отвечают: "Господи!  если уснул,
> то выздоровеет".   Тогда  Он говорит  прямо: "Лазарь умер; и радуюсь
> за  вас,   что  Меня   не  было  там,   дабы  вы уверовали".   Итак,
> они   продолжают   путь  с  чувством,  что  идут  навстречу  чему-то
> невероятному  -  недаром  Фома говорит  остальным: "Пойдем,  и (если
> так  должно  быть)  мы  умрем с Ним".  Когда они приходят в Вифанию,
> покойник  уже  в  гробнице.  В доме  сутолока:  скорбящие о покойном
> и  просто  любопытные  приходят к сестрам умершего.  Те преисполнены
> горя,  и  каждая  из  них  встречает своего Друга и Учителя словами:
> "Господи,  если  бы  Ты  был  здесь,  не  умер  бы брат мой".  Он же
> "восскорбел   духом и возмутился",   как гласит   точный    перевод,
> и  спрашивает:  "Где вы положили его?".   "Вновь скорбя  внутренне",
> Он   подходит  к  гробнице,    и  на глазах у Него выступают  слёзы.
> Он  велит убрать камень, обращается к Отцу Своему и затем произносит
> громким  голосом:   "Лазарь,   иди вон".     Мертвец   повинуется  -
> с  перевязанными  ногами  и  руками  и  с покрытым плащаницей лицом.
> Иисус повелевает: "Развяжите его, пусть идет".

> Ход  событий разный.  Один раз Он встречает на Своем пути похоронное
> шествие.   Другой  раз  отец  девочки приходит за Ним.  Что касается
> Лазаря,  то  Он,  очевидно,  видел в духе, что произошло...  У озера
> умирает  ребенок,  в  Наине  -  юноша,  в Вифании - Лазарь, взрослый
> мужчина,  -  словно смерть становится всё более реальной, встречаясь
> со  все  более  зрелой  жизнью...   И  словно  смерть с каждым разом
> совершается  все полнее: ребенок только что умер, юношу уже выносят,
> а  Лазарь  уже  не один день лежит в гробу...  Ход событий во многом
> различен,  но  сущность  их  всех одна и та же: ушедшую душу Христос
> вызывает  назад,  в  земную  жизнь.  Он обновляет распавшуюся жизнь.
> Прерванное   существование   продолжается.    Относительно   ребенка
> родители  даже   еще   не поняли  по-настоящему,  что пришел  конец;
> мать  юноши  с отчаянием сознает это; в доме же Лазаря уже несколько
> дней  царит  холодная  пустота  смерти  -  и  каждый  раз происходит
> неслыханное: это закончившееся существование начинается заново.

> Но  если действие Иисуса в Наине имеет характер не требующего усилий
> проявления  любви, совершаясь мимоходом, в пути, а в случае с Иаиром
> Он  как бы вступает под тихие своды сокровеннейшего доверия и нежной
> близости,    то в случае с Лазарем Он идет из дома к гробнице и  там
> на  глазах  людей с патетической силой совершает воскрешение.  Иисус
> "скорбит духом" -  это сказано дважды.    В кончине друга  Он  видит
> Свой  конец.   Уход  друга побуждает Его бросить вызов самой смерти.
> Когда  Иисус  зовет  Лазаря  назад,  к жизни, Он делает это "громким
> голосом"  и  нам  вспоминается,  что  однажды  Он  также "возопил...
> громким  голосом"  -   на  кресте  (Мф  27.46).   Здесь,    в борьбе
> за  возвращение  Своего  друга,   Христос  борется  с самой  смертью
> и предвосхищает Свое собственное Воскресение.

> Что  означает всё это?  Прежде всего едва ли не самый большой вызов,
> какой  только  может  быть  брошен  нашей  вере.     Нигде  больше -
> за  исключением,   может  быть,    повествования    о  вочеловечении
> (Мф  1.18-25)  и  о  таких  событиях,    как  насыщение многих тысяч
> и  укрощение  бури (Мф 14.14-36) - от нашей веры не требуется такого
> преодоления земного, как здесь.  Возражение возникает и у нас: может
> ли быть что-либо подобное?  И в чем смысл таких событий?

> Из  этих  вопросов  менее затруднителен первый: возможно ли что-либо
> подобное?    Если мы верим,  что  Христос есть Сын  Божий,  то ответ
> на него уже дан, и он убедителен в той самой мере, в какой наша вера
> подлинна.   А  эта вера подлинна или, лучше сказать, осознана тогда,
> когда  мы правильно судим об отношении Бога, открывающего Себя миру.
> При  этом  на  пути  у  нас,  наследников века естественного порядка
> вещей,  встает  наше представление о законах природы, которое должно
> исключить возможность чудес.

> Но,  присмотревшись внимательно, мы вскоре заметим, что, в сущности,
> это   представление  имеет  в  виду  нечто    иное.   Дело не в том,
> что  естественный  закон природы отменяется, если  совершается чудо,
> а  в  том,  что в определенный момент он ставится в подчинение более
> высокой,  вполне  реальной  и  осмысленной  силе.   Действие материи
> подчинено жизни, так, на фоне неживой природы возникают новые формы;
> по  отношению  к неживой природе они не могут не казаться "продуктом
> чуда".   По  отношению к чисто биологической жизни поведение духовно
> живого человека представляет собой нечто новое и не может быть к ней
> сведено - так можно себе представить, какие открываются возможности,
> когда  в духе человека прорывается сила действующего в истории Бога.
> Здесь-то  и  выясняется,  что первоначальное возражение имело в виду
> нечто   другое.   Это  возражение  не  касалось  законов  природы  -
> последние остаются неприкосновенными.  Но и логика, и естествознание
> исходили из утверждения, что мир образует замкнутое целое, в котором
> вообще нет никаких "факторов", кроме "природных".

> В  противовес этому вера говорит: мир лежит в руке Божией.  Бог есть
> само  всемогущество,  Он - Творец в чистом и неограниченном значении
> этого  слова,  и  когда Он обращается к миру, мир со своими законами
> осмысленно    включается    в Его    действия...    Он  -   Господь.
> Его  отношение   к  миру  не природно,   а  лично.   Даже и  сам мир
> не замкнут  в  природном,   но    соотнесен  с личным,   потому  что
> он  произошел из свободного деяния любви Бога живого.  Поэтому в нём
> возможна  "история"  - человека, но также и Бога: священная история,
> история  спасения.  Поэтому, когда Бог призывает природу в священную
> историю,  когда Он "действует", то она повинуется.  Тогда происходит
> чудо - и при этом естественный закон не "отменяется", но исполняется
> в более глубоком смысле.

> Этим  разрешается  первый вопрос и уступает  место  более глубокому:
> в чем смысл таких событий?  Суть дела не в том, возможно ли что-либо
> подобное,  а в том, зачем это...  Если наш разум следует Откровению,
> то   ему   открывается   здесь  нечто  очень  глубокое.   Откровение
> показывает  ему  мир не таким, каким  он представляется  обычно,  но
> со стороны сердца.    Иисуса трогает судьба определенного  человека.
> К  Нему  подступает человеческое горе - отцовское, материнское, горе
> покинутых   сестер.    Перед   Ним   встает  картина  существования,
> прерванного  неисследимой   смертью.    Подчеркивается,  как  сильно
> это   потрясает   Его.    Он  вмешивается  в  роковой  ход  событий,
> упорядочивая   тем  самым  происходящее  в  мире.   Благодаря  любви
> Искупителя  человеческое  сердце  на  короткое  мгновение становится
> центром мирового порядка вещей.

> А  как  это  может   выглядеть  иначе?     Существует странный ответ
> на  вопрос  о  том, что, собственно, представляет собой человеческое
> существование:   в   бесконечном   мировом   пространстве  вращается
> крошечное  тело,  называемое Землей; на нём - тонкий покров плесени,
> который  можно  называть пейзажем, жизнью, культурой; там же обитают
> крошечные   существа,   именуемые   людьми.     Всё это продолжается
> одно   короткое  мгновение,  затем   всему конец.  Шопенгауэр  прав:
> если  смотреть  на  вещи,  исходя  из  мироздания,  то  человеческое
> существование  выглядит  действительно  так,  и  часто бывает трудно
> избавиться от чувства, что всякое другое мнение - иллюзия.  Но такие
> события, как изложенные выше, меняют всю картину.  Становится ясным,
> что  для  Бога  эти  крошечные  существа  на  песчинке,   затерянной
> в  необъятности,    важнее  мировых пространств  и  Млечных   путей,
> и короткое время существования жизни на Земле важнее тех бесконечных
> цифр,   которыми   исчисляет   время   астрономия.    Несколько  лет
> человеческой    жизни,  десяток     лет    одиночества, которые еще,
> может  быть,  предстоят  вдове,  для  Бога важнее, чем всё то время,
> которое требуется солнечным системам, чтобы возникнуть и распасться.
> Никогда   Бог      не  пожертвовал бы  ни одним человеческим сердцем
> ради того, чтобы уцелели Сириус или туманность Андромеды.  Когда же,
> согласно  Его   святому знанию,   человеческое   страдание  не может
> иным  путем  обрести предназначенный ему смысл, - тогда Он ради него
> призывает  законы природы к служению более высокому, чем то, которое
> они могут исполнять сами по  себе.  И это хорошо и осмысленно  также
> и в отношении  закона  природы,  при том условии, что  закон природы
> не фетишизируется, но рассматривается таким, каков он есть.

> Мир  же  предстает  при  этом  таким,  каким его видит Бог: изнутри,
> начиная от человеческого сердца и его судьбы.

> Открывается  нам  здесь  и  то,  кто  такой - Бог: Тот, для Которого
> человеческая  судьба  имеет такое значение.  Он - не Бог мироздания,
> не  астрономический  Бог.   Вернее, Он владеет и мирозданием, но оно
> служит  лишь престолом Его славы.  Он также и не повелитель истории,
> сочетающий     отдельные     судьбы     в     уклады,    исполненные
> божественно-глубокого смысла.  Он - Бог сердца.

> Можно,  пожалуй,  сказать:  открой  мне, что тебя волнует, и я скажу
> тебе,   кто  ты.   Здесь  Бог  являет  Себя  потрясенным  страданием
> человеческого  сердца,   и  завеса спадает  с Его  лика. Мы   видим,
> Кто  Он:  Тот,   Кого   имеет  в виду  апостол Павел, когда  говорит
> о  "человеколюбии  Спасителя  нашего, Бога" (Тит 3.4).  Мало назвать
> Его,  как это делает философия.  Абсолютным, Вечно-неизменным.  Он -
> Живой,  Близкий,  Грядущий в святой свободе.  Он - любящий и в любви
> не  только Творящий,  но и  Действующий. Бог -  Тот,  Который мыслит
> и действует так, как описано здесь.

> Но  к  чему  это,  если  мир продолжает идти прежним путем?  Повсюду
> умирают  дети,  повсюду  плачут  матери и сокрушаются отцы.  Повсюду
> есть покинутые сестры.  Повсюду обрываются и остаются незавершенными
> человеческие  жизни  - так к чему же эта предполагаемая картина мира
> глазами Бога?

> Она  должна  укреплять  нашу  веру,  должна   объяснять   нам,   как
> в  сущности,   обстоит дело  с  миром и,  пусть мы  не видим  этого,
> но   должны в это верить по слову Христа.    Бог взирает  на каждого
> из  нас, как на ту женщину, которая шла за носилками.  Каждый из нас
> должен быть уверен   в том,   что его существование для Бога важнее,
> чем  Сириус и Млечный путь.  В глазах Божиих сердце и судьба каждого
> из  нас  представляет  собой  центр мира.  Но тот ход вещей, который
> можно  наблюдать  без  труда,  неизменно заслоняет это.  На его фоне
> человеческая  история  действительно представляется микроскопической
> суетой  в оболочке из плесени,  а жизнь человека -  одним мгновением
> в   бесконечности.    Следовательно,   я  должен  верить  и,  веруя,
> отстаивать подлинный смысл мира вопреки вопиющему противоречию с так
> называемым  здравым   смыслом.    Это  - "победа,   победившая  мир"
> (1Ин  5.4).   Здесь  же,  в этих нескольких местах Христос отстранил
> завесу,     чтобы   мы     могли   взглянуть,  как   обстоит    дело
> в  действительности.   И для этого  нужна  вера, - здесь,  при свете
> Его очей, верить легче, чем видя вращение мировой оси.
                [ Романо Гвардини. из кн. ГОСПОДЬ (Часть II. Гл. 5)
                  www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_2.html ]


см. также:
 + + + из этой же книги: 10. СМЕРТЬ.
        www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_2.html
 + + + еп. Кассиан (Безобразов): Значение воскрешения Лазаря
        www.messia.ru/rasylka/007/1809.htm#0 (+ссылки!)
 + + + Стихиры из Постной триоди в переводе на русский язык
                       www.messia.ru/rasylka/008/2170.htm#0
 + + + М.С.Красовицкая о богослужении Лазаревой субботы
                       www.pravmir.ru/article_2851.html


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090411/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-04-2009




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
"... мы, которым дано владеть непоколебимым Царством,
 должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему
 так, как Ему приятно, с благоговением и страхом.
 Ведь Бог наш - огонь пожирающий. ...
 Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!"
                                        (Евр.12:28-29;13:8)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2399.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»