=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




* 01 марта 2009 г. ст.ст.,  вторник Страстной седмицы.
  церковные чтения: на утрене: Мф.22:15-23:39.
           на преждеосв. лит.: Мф.24:36-26:2.


* 02 марта 2009 г. ст.ст.,  среда Страстной седмицы.
   церковные чтения: на утрене: Ин.12:17-50;
            на преждеосв. лит.: Мф.26:6-16.




+ + свящ. Яков Кротов. Мф.24:40
    (тогда будут двое на поле: один берется, другой оставляется)
                   www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_40.htm
+ + он же: Сын человеческий как вор.
     Господь упрекает тех, кто воссядет на  Его седалище (24:43-44)
                    www.messia.ru/rasylka/008/2173.htm#0 (+ссылки!)


                                * * *

> Мф.25,1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые,
>                       взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.


> И  притча  о  десяти  девах,  и следующая за ней притча о талантах -
> в том потоке учения, которое почти непрерывно заполняет пространство
> от входе Христа в Иерусалим до Его ареста, когда Спаситель замолчит.
> Это  как  бы  одна  цельная речь, которая сосредоточена на обличении
> фарисеев  -  в образе смоковницы, и виноградарей, и убийц хозяйского
> сына,  недостойных  гостей.  Когда Иисус перестает говорит притчами,
> то  начинает  обличать  фарисеев в лоб, прямо, семь раз возглашая им
> "горе",  вплоть  до  самой  высокой  ноты  гнева:  "Змии, порождения
> ехиднины!    как  убежите вы   от осуждения  в геннну?"  (Мф.23,33).
> И  сразу  -   страшная  и  загадочная  глава  24  -    о  лжехристах
> и лжепророках, о Страшном Суде.

> Словно  возвращаясь к тому, с чего начал, словно подводя итог, Иисус
> вновь  говорит  притчей.     На  этот раз  Он вводит в неё  учеников
> под именем верного раба, "которого господин его поставил над слугами
> своими,  чтобы  давать  им пищу" (24,45) - в противоположность злому
> рабу,  который  "начнет  бить товарищей своих" (24,49).  Разумеется,
> это   фарисеи,   и   Христос  одной  фразой  подводит  итог  "малому
> Апокалипсису":     "И  рассечет  его,   и  подвергнет одной   участи
> с лицемерами: там будет плач и скрежет зубовный" (24,51).

> Казалось  бы,   говорить  больше не о чем.   Фарисейство разоблачено
> и  осуждено.   Кто  из  христиан  посмеет  после проклятия Спасителя
> "затворять Царство Небесное человекам" (23,13).  Но следует еще одна
> глава  (25),  опять  заканчивающаяся  описанием  Суда.  А между двух
> картин Апокалипсиса зажаты две притчи,    в которых отчетливо слышны
> те   же   антифарисейские   нотки.    Они  и  по  выбранным  образам
> перекликаются  с  антифарисейскими  притчами: притча о десяти девах,
> ожидающих  жениха - с притчей о брачном пире, после которой "фарисеи
> пошли  и совещались" (22,15);  притча  о талантах и  ленивом  рабе -
> с притчей о рабе злом.

> В  определенном  смысле, эти две притчи добрее к фарисеям, рисуют их
> людьми   не   намеренно   порочными,   не   злыми,  а  "всего  лишь"
> неблагоразумными  и  ленивыми.   В  результате  этой доброты фарисеи
> перестают  быть главными героями, они словно отходят на второй план,
> растворяются  в  толпе  -  то есть, среди нас.  Не каждый согласится
> признать   себя  лицемером  (23,13),  слепым  (23,16)  или  безумцем
> (23,17).    Но  нехватку предусмотрительности  или  инициативы никто
> не  посмеет  отрицать за собой, это как бы и не совсем порок с точки
> зрения  обыденного человека.  Иногда этими качествами даже щеголяют,
> выпячивают  их  как  некоторое  самооправдание и извинение.  Ослабив
> таким  образом  антифарисейский  накал,  Господь  открывает мир этих
> притч  для  всех.   Здесь все уравнены.  Спят и мудрые, и неразумные
> девы.  И верные, и ленивые - все мы рабы Божии, все получаем талант;
> а  вот  когда Господь проклинал фарисеев, мы были где-то в сторонке,
> за  их   спинами  -  бедненькие,   слепенькие   ученики всего  лишь,
> не учителя.

> Так  Господь  мягко показывает другую сторону проблемы: христианство
> не   отделено  от  фарисейства  стеной.   Лицемерие  и  обрядоверие,
> изуверство   и  фанатизм,  -   всё это угрожает и верующим в Христа.
> Вот  зачем  понадобилась  25  глава: чтобы ни один христианин не мог
> сказать  о 23  и  24  главах:   "Ну,   это  дело  прошлое".  Уверен,
> что  Господь  мог   бы  устроить  в  Церкви  Своей  так, чтобы никто
> не назывался в ней "отцом",  "учителем" (23,9-10).   Не без веселого
> и    четкого    расчета    Он   позволяет   христианам   именоваться
> даже   "протопресвитерами"  и  "высокопреосвященнейшими  владыками",
> "увеличивать   воскрилия   риз   своих" (23,5) -    а также   мантий
> и   клобуков  -   и   "украшать   памятники   праведников"  (23,29).
> Он   позволяет   это,   как  умный  отец  позволяет  детям  довольно
> рискованные  авантюры  -    чтобы они  приучались  не к авантюризму,
> а к риску.

> Иисус ставит нас лицом  к лицу  - уже не с фарисеями вокруг нас, а -
> с  угрозой  фарисейства  в нас - и покзывает способ избавления.  Вот
> для  чего  после  одной  речи  о фарисействе в 21-24 главах следует,
> сливаясь  с  ней,  вторя  ей 25 глава.   В предыдущих главах  притчи
> не  несли  в  себе  ответа: а как следовало бы поступить обличаемым.
> Проклиная фарисеев,   Господь    мимолетно упоминал,  что    следует
> "по  делам  их не поступать" (23,3) и унижать себя, но не объясняет,
> как это сделать.  В притчах о девах и талантах ответ явно дан - хоть
> и  в  виде  притчи.   Остается  только  выяснить, что такое "масло",
> заливаемое   в  светильники,   что  такое  "таланты",  употребляемые
> на "дело".

> Обычно  эти  притчи  толкуют   просто:    "вера   без  дел  мертва".
> Так  поступают, прежде сего, потому что на эти притчи падает отблеск
> ст.   31-46,   где  идет  речь  о  спасении тех, кто одел, накормил,
> напоил   жаждущих.    На  самом  деле,   однако,   желание   увидеть
> в   благоразумии   и   верности   прежде  всего  наши,  человеческие
> достоинства  и свершения, ничего е решает.  Да, кто-то благоразумен,
> а кто-то - нет.  Почему?  Чего не хватило неразумным девам?  Неужели
> только  дел   милосердия?     Это   кажется более чем сомнительным -
> и  не  потому, что дела милосердия сами по себе плохи, а потому, что
> слишком    часто    они     превосходно  соединяются с фарисейством.
> Смесь образуется отвратительная - как пиво со сгущенкой.

> Гадать  нужды  нет.   Масло  во времена Христа - а в Церкви и по сей
> день -    есть  символ жизни, упругой,   нетленной,  всепроникающей.
> Более  того, масло -  символ Источника Жизни  - Духа Святого. Притча
> о девах - это притча о Троице.  Мы не видели Отца, Он послает Своего
> Сына,  Жениха,  Иисуса  Христа.  Мы не слышим слов совета от Иисуса,
> а  лишь  горькое:   "Не  знаю вас".  И  благодаря этому мы  ощущаем:
> все  наши  дела, всё наше благочестие, вся наша готовность послужить
> Богу - ничего не стоят, если нет Духа Святого.

> Без  Духа  вера  превращается в фарисейское ханжество, как без масла
> тапеза  становится  пыткой.    Без Духа Святого надежда превращается
> в  фарисейскую  чванливость,  протухая  как рыба в консервной банке,
> куда забыли налить масло.  Без Духа Святого любовь из райского света
> превращается  в адский   огонь  и  от нее  корчишься  (в преисподней
> на   сковородки  масла  не  кладут).      Только    в  Духе   Святом
> наше  стремление  к  святости  может стать святостью; без него самое
> девственное  и  чистое целомудрие - напрасно, все движения - корявы.
> В определенном смысле, жить в Духе - это талант, который не заменить
> никаким  ремесленничеством.   Фарисей - ремесленник, святой - гений.
> Но талант, разумеется, дан.

> "Определенный  смысл"  - это смысл евангельской  притчи  о талантах,
> а  не  расхожее понимание этой притчи.   "Расхожее понимание"  видит
> в таланте,  прежде всего,  врожденную  способность, заложенную в нас
> от  рождения,  незаслуженную,  часто  больше  душевных сил человека,
> которому  талант  дан.   Евангелие  видит  в  таланте, прежде всего:
> во-первых,  нечто,  что  дано, во-вторых, чем человек должен (именно
> должен,  а  не  может) распорядиться.  Оба качества - противоположны
> качествам  "таланта"  в обычном понимании слова:  ведь о том,  с чем
> мы  родились   на  свет,   только  условно   можно   сказать "дано",
> и  уж подавно никто - ни природа, ни общества, ни совесть - не имеют
> права  требовать  от  меня  реализции  этих  качеств.   Если  спился
> "талант" - это печально, трагично, но не греховно и не стыдно.

> Если  бы Христос действительно имел в виду способности человеческие,
> Он  был бы  просто  жесток.     Кто  дает способности,   Тот  за них
> и  отвечает  -  мог  бы  дать побольше, мог бы дать, в конце концов,
> талант  распоряжаться  способностями.   Но  именно  это и невозможно
> Богу,  согласно  притче - здесь кончается Его всемогущество.  Что бы
> ни имелось в виду под талантом - отношение к нему человек определяет
> из   той  своей глубины,  куда  Богу нет доступа.   Но это означает,
> что талант - это не какое-то наше качество, врожденное нам, а нечто,
> что вне нас, нечто требовательное и жизненно-важное.

> Талант  -   это  Христос.    Сказав   это,  мы всё   увидим   точно.
> Тогда  выясняется,  что  в  этой  притче  опять перед нами Бог-Отец,
> посылающий  Сына  Своего  -  на этот раз в виде  таланта. Ясно,  что
> в  этой  притче опять есть фарисей, есть представитель того племени,
> которое  испокон  века  твердо  верило  не  просто в Бога, но в Бога
> жестокого.   Ясно,  наконец,  сколь многозначителен и трагичен ответ
> фанатика  Бога:  "Скрыл  талант  твой в земле; вот тебе твоё" - ведь
> через  три  дня   по инициативе   именно фарисеев Иисус будет  скрыт
> в  земле,  Сын  Божий будет убит и спрятан от Отца и ото всех людей.
> Крест  на  Голгофе  -  вызов  Богу  Отцу от всех слепых вождей мира,
> горделиво и бодро возглашающих: "Вот Тебе Твое".  Эти слова смиренно
> и скорбно повторяются нами в таинстве Жертвы: "Твоя от Твоих..."

> О,  конечно, Господь говорит и о добрых делах - чуть ниже.  Но здесь
> Он  говорит о Самом Себе.  Это призыв нести Христа всем - и обинение
> тем,  кто,  имея  Его  - будь то иудеи или христиане - скрывают Его,
> пытаются  накрыт  Свет  мира  горшком или надгробным камнем.  Только
> тогда   обнаруживается,  что Тот,  Кто дал талант,  вовсе  не жесток
> и   не корыстен  -  прямо   наоборот.   Бог  посылает  Сына  Своего,
> чтобы получить свое  "с прибылью" -  и эта прибыль мы,  исповедующие
> и проповедующие Христа.
                [ свящ. Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_01.htm ]



+ + Мф.25:2 (Из них пять было мудрых и пять неразумных)
          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_02.htm

                                * * *

 Тогда господин ему ответил:
 'Негодный и ленивый слуга!
  Ты знал, что я жну там, где не сеял,
  и собираю там, где не рассып`ал.
  Так тебе надо было положить мои деньги в банк,
  тогда, вернувшись, я получил бы свое с процентами.
  Заберите у него эту тысячу и отдайте тому, у кого десять тысяч.
  Тому, у кого есть, дастся еще, и будет у него избыток,
  а у кого нет, у того и то, что есть, отнимется.
  А негодного этого слугу выбросьте вон, во тьму,
  где будет плач и зубовный скрежет'.
                                 (Мф.25:26-30, перевод В.Н.Кузнецовой)


> Тут растет своеобразный возвышенный духовный  эгоцентризм.   А рядом
> с  ним вообще растут все виды эгоцентризма.  Человек бывает подавлен
> своим  бессилием, человек точно и внимательно изучил все свои грехи,
> все  срывы  и  паденья,  человек  видит ничтожество своей души и всё
> время  обличает  змеев  и  скорпионов, гнездящихся в ней.  И человек
> кается  в  своих  грехах,    но покаяние не освобождает его от мысли
> о  своем  ничтожестве,  в  нём  он не преображается, а вновь и вновь
> возвращается к единственному   для  него    интересному и   дорогому
> зрелищу   -   зрелищу   собственного   ничтожества   и   собственной
> греховности.   Не  только космос и человеческая история, но и судьба
> отдельного  человека,  его  страдания,   его   падение,  его радости
> и мечты, - всё бледнеет и исчезает в свете моей гибели, моего греха.
> Весь мир окрашивается заревом пожара моей души, - более того, - весь
> мир  как  бы  сгорает  в пожаре моей души.  А своеобразно понимаемое
> христианство  в  это  время  диктует  самый углубленный анализ себя,
> борьбу  со  своими  страстями,  молитву  о  спасении себя.  К Творцу
> вселенной,   к  Миродержцу,   к  Искупителю всего человеческого рода
> у  такого  человека может быть только одна молитва - о себе, о своем
> спасении,  о  своем помиловании.  Иногда это молитва о действительно
> последних   и   страшных  дарах.   Иногда  Творец  вселенной  должен
> исполнить  мое  молитвенное  прошение  не о большом - я прошу у него
> только  мирен  сон  и  безмятежен.   Духовный  эгоцентризм подменяет
> подлинную  аскетическую   установку.     Он  отгораживает   человека
> от  вселенной, он делает его духовным скрягой, - и скряжничество это
> начинает  быстро  развиваться  и расти, потому что человек замечает,
> что чем больше он приобретает, тем опустошеннее становится его душа.
> Это   происходит   от  странного  закона  духовной  жизни.   В   ней
> всё  нерастраченное,  всё хранимое, всё не отдаваемое в любви как бы
> внутренне перерождается, вырождается, сгорает.  У закопавшего талант
> он  отбирается  и  дается  тому,    кто пустил свои  таланты в рост.
> И  дальнейшее  бережение  всё  больше  и  больше  опустошает,  ведет
> к    сухости,   к духовному   омертвению,  к полному    перерождению
> и   изничтожению   самой   духовной   ткани   человека.   Происходит
> своеобразный  процесс  самоотравления духовными богатствами.  Всякий
> эгоцентризм всегда ведет к самоотравлению и  известному  пресыщению,
> к  невозможности  правильного  усвоения  матерьяла.   И  можно смело
> утверждать,    что    духовный  эгоцентризм  в полной мере подвержен
> этому  закону.   И  самоотравление  иногда  приводит  его и к полной
> духовной  смерти.   Это,  может  быть,  самое страшное, что стережет
> человека,  и  особенно оно страшно, потому что трудно распознаваемо,
> потому  что незаметно подменяет подлинные духовные ценности ложными,
> потому что требует иногда восстания против неверно понимаемых высших
> и   глубинных   ценностей   христианства,  без  которых  оно  вообще
> невозможно, - против аскетизма.
        [ мать Мария (Скобцова). ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ (4)
          www.messia.ru/bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm#duhegoc ]

                                * * *

>      Мф.25,21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб!
>     в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость
>                                                    господина твоего.

>       Лк.16,10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом
>                                                 неверен и во многом.


> <...>  "Князь  мира  сего  сатана"  -  и  с  его точки зрения всякая
> милостыня неправедна.   Вот  разгадка загадочного  "Верный   в малом
> и  во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом" - фразы,
> столь  понятной,   если  бы  не предыдущая притча,  где  воспевается
> как раз неверный  управитель.  Просто объекты верности и  неверности
> в  притче  и  в  морали из нее различны.  Управитель неверен в малом
> сатане,  маммоне - а значит, он хотя бы в малом верен Богу.  Раздача
> милостыни  -  измена  сатане.  Верность Богу в малом есть постоянное
> уничтожение  того,  что  считается  великим  в  этом мире - гордыни,
> эгоизма,  зла.  Это "великое" - мало в очах Божиих.  И в этом смысле
> притча  о  неверном   управителе противоположна  притче   о талантах
> (или минах): те вручались Богом и подлежали умножению; доверенное же
> нам   сатаной  -   богатство  неправедное  и  Богу  приятно,   когда
> мы избавляемся от эгоизма и себялюбия.  Тоже мне, нашли сокровища!

> "Малое"  для  притчи  о  верном рабе - это Царство Божие, а оно ведь
> сравнивается и с горчичным зерном, и с жемчужинкой.  "Малое" тогда -
> дела  милосердия  и  любви,  которые мы можем совершить в этом мире.
> Возможности  наши  послужить  Богу невелики, а если и велики - мы их
> плохо   используем,  главное,   в общем,  быть  Ему  верным, сколько
> есть  сил,  тогда  и  во  многом Он нас оправдает.  О нём говорится:
> "Царство  Божие  внутри  вас" - а посмотрим к себе в душу и никакого
> Царства не видим,  не потому что его  нет, а потому что  оно   мало.
> Мал свет во тьме, а тьма кажется великой.

> Но  ведь  "тьма  не  объяла его" - а значит, величие тьмы призрачно.
> Вот  почему  с  такой  легкостью  Иисус  использует в Лк 16:10 слово
> "малое"  в  прямо  противоложном  смысле: для обозначения мира сего,
> Царства    Кесаря,     тьмы.     Только    тогда    понятно,  почему
> малое   приравнивается   к   неправедному    богатству:  "если    вы
> в  неправедном  богатстве  не были верны, кто поверит вам истинное".
> Дела  милосердия ни под каким углом зрения не могут быть поименованы
> неправедным  богатством.   Христос  вообще  ничто  достойное  не мог
> назвать  неправедным.   Если  мы  хотим  понять  притчу,  мы  должны
> признать,   что   здесь   под  "неправедным"  Господь  имел  в  виду
> неправедное - и более ничего.

> "Малое"  и  "великое"  -  здесь, пожалуй, даже ярче чем в выражениях
> "мир  сей" и "Царство Божие" обнаруживается, каким видит Богочеловек
> наш  мир.   Весь  наш  мир  -  мал  по  сравнению с крошечной частью
> Царства.   Ради такого открытия, ради возможности увидеть мизерность
> наших  хлопот,  ничтожность  богатств,  с  которыми расстаться зовет
> Христос,  стоит  отказаться  от традиционного понимания "малого" как
> той  части  Царства  Божия,  которая  доступна  нам сейчас.  И самое
> ничтожное  дело  Божие  более велико, чем весь мир.  Словно какой-то
> невидимый   объектив  повернули  -   и  то,   что размыто и  туманно
> для   неверующего  глаза  стало  четким.   Восстановилась  резкость:
> великое  злое  стало ничтожным рядом с безграничным величием Божьего
> мира.

> Здесь,  пожалуй,  разгадка  того христианского здравомыслия, которым
> обладают  святые  и которое совершенно недоступно ханжам, истерикам,
> фарисеям,  да  и  просто  слишком  многим  христианам.  Мы, "слишком
> многие", видим мир размытым, не видим, где кончается праведное и где
> начинается неправедное богатство.  Поэтому мы с такой неуверенностью
> двигаемся    в этом  мире   и   с подозрением  относимся ко всякому,
> кто двигается в нём уверенно.  Прагматики, говорим мы, подразумевая:
> жулики и мошенники.  Но кроме жуликов, прагматизмом в высшей степени
> обладают  святые - на этом стоит старчество как целое служение.  Они
> лучше  обывателей  ориентируются  в мире, ибо видят его не как нечто
> огромно-непостижимое,   а  как   нечто малое,  компактное - особенно
> по сравнению  с Царством.   Они умеют быть  верными  Богу  в малом -
> не  просто  расшвыривая  это  малое,  а  раздавая его в нужные руки,
> нужными   порциями,     уничтожая   неправедное    богатство   четко
> и целенаправленно. Христианин, раздающий всё, что имеет, самого себя
> и  Христа,  должен  быть  более  искусным  коммерсантом,  чем  любой
> бизнесмен.    Без  ума  и  толка  мы  можем   уничтожим  богатство -
> но и святости  не приобретем.    А с умом Христовым мы  будем  верны
> и в малом, раздавая его только нуждающимся,  и в великом,  храня его
> в своем сердце.
                [ свящ. Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_21.htm ]




+ + Мф.25:14-30 притча о талантах
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_14.htm




к чтениям среды:
 + + + митрополит Антоний:
        нас может отделить от Бога только наше отречение от Него
                            www.messia.ru/rasylka/006/1473.htm#0
 + + + "К чему такая трата благовоний?"
        (В.Н.Кузнецова, свв. Беда Достопочтенный, Иероним Стридонский)
                                  www.messia.ru/rasylka/005/1131.htm#0
 + + + Яков Кротов:
        Мария увидела, что Иисус уже начал умирать...
         www.messia.ru/rasylka/003/409.htm#0 (сокращ.)
          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/26_06.htm
 + + + свящ. Я.Кротов, В.Кузнецова:
        кто возмущался: только Иуда или ученики? и почему?
         www.messia.ru/rasylka/004/706.htm#stormzov




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*С любовью, братия, примем Жениха,
 приготовим свои светильники, / добродетелями сияя и правой верою,
 чтобы нам, как разумным Господним девам,
 быть готовыми войти с Ним на брачные торжества,
 ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.*
*Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,
 священники и книжники коварно по зависти собрав,
 подвигли Иуду на предательство;
 потому он, отправился бесстыдно / и говорил о Тебе беззаконным людям:
 "Что вы мне", - он сказал, - "дадите,
  и я вам предам Его в руки ваши?"
  От осуждения, его постигшего, / избавь, Господи, души наши!*
*О часе конца помысли, душа, / и участи срубленной смоковницы убоявшись,
 над данным тебе талантом потрудись, несчастная, / бодрствуя и взывая:
 "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная?
 Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном?
 Что занимаешься бесследно утекающим?
 Последний час отныне наступил,
 и предстоит нам со всем здешним разлучиться.
 Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:
 "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой,
 не сруби меня как бесплодную смоковницу,
 но как милосердный, Господи, / пожалей со страхом восклицающую:
 Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*"Бодрствуйте", - сказал Ты, Благой, ученикам, -
 "ибо не знаете, в который час придет Господь - / воздать каждому!"
  При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,
  сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим,
  презрев множество моих согрешений.*
*Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,
 но одежды не имею, чтобы войти в него.
 Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси меня.*
*В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?
 Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, -
 одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,
 и, связанный, изгнан буду Ангелами.
 Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.*
*От душевного нерадения задремав,
 не приобрел я, Жених мой, Христе,
 светильника, горящего добродетелями,
 и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая.
 Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,
 но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,
 и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,
 где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:
 "Господи, слава Тебе!"*
*Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,
 не скрывай слова Божия,
 возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар,
 войти тебе в радость Господа Твоего.*
*Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки,
 ибо Он подает рабам Своим богатство;
 и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:
 один мудрость да употребляет на добрые дела,
 а другой служение просвещения да совершает.
 Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного,
 и да раздает богатство бедным иной:
 ведь так мы взаймы нам данное преумножим,
 и как верные распорядители благодати
 радости со своим Владыкой удостоимся.
 Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*
*Жених, цветущий красотою более всех людей,
 призвавший нас на пиршество духовное / брачного чертога Твоего!
 Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки
 участием в Твоих страданиях
 и, славы одеянием украсив,
 красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви
 в Твоем Царстве, как Милосердный!*
*Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.
 Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе,
 раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,
 чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,
 и услышать блаженный глас:
 "Войди, раб, в радость Господа Твоего!"
 Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,
 по великой Твоей милости.*
                        (Из богослужения Великого Вторника,
                         перевод: иером. Амвросий (Тимрот))
                                * * *
*Блудница приступила к Тебе,
 мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,
 и от смрада зол избавляется повелением Твоим!
 Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,
 ее отвергает и нечистотою покрывается,
 по сребролюбию продавая Тебя.
 Слава, Христе, милосердию Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий совершив,
 слез потоков я Тебе вовсе не принес;
 но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой,
 с любовью целуя пречистые ноги Твои,
 дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,
 взывающему Тебе, Спаситель:
 "От дел моих нечистых меня избавь!"*
*Прежде распутная жена / внезапно целомудренной явилась,
 возненавидев дела постыдного греха / и наслаждения телесные,
 в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,
 которому блудники и распутные подвергнутся.
 Я являюсь первым из их числа,
 и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.
 Блудная же жена, убоявшись / и приложив старание, скоро пришла,
 взывая ко Искупителю:
 "Человеколюбивый и Милосердный, / от дел моих нечистых меня избавь!"*
*Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником,
 лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога,
 ради которого был отпущен долг грехов,
 торгуя боголюбезной благодатью.
 Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*
*Приступила женщина смрадная и оскверненная,
 слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание возвещая:
 "Как я взгляну на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти блудницу!
  Меня, умершую, из бездны подними,
  воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба.
  Прими меня, злосчастную Господи, / и спаси меня!"*
        (Из богослужения Великой Среды,
         перевод: иером. Амвросий (Тимрот))
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2402.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»