=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)



* 03 апреля 2009 г. ст.ст., Страстной (Великий) Четверг.
  Воспоминание Тайной Вечери.
  литургические чтения: 1Кор.11:23-32;
  Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.


* 04 апреля 2009 г. ст.ст.,  Страстная (Великая) Пятница.
  Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

 Евангельские фрагменты о страданиях Иисуса Христа
 ("12 Евангелий святых страстей Иисуса Христа"):
        1.  Ин.13,31 - 18,1.
        2.  Ин.18,1-28.
        3.  Мф.26,57-75.
        4.  Ин.18,28 - 19,16.
        5.  Мф.27,3-32.
        6.  Мк.15,16-32.
        7.  Мф.27,33-54.
        8.  Лк.23,32-49.
        9.  Ин.19,25-37.
        10. Мк.15,43-47.
        11. Ин.19,38-42.
        12. Мф.27,62-66.
                        (читаются на утрене)

 * "12 евангелий" в современном переводе
    www.messia.ru/rasylka/004/759a.htm#0






>                  Узами любви соединяемые Апостолы,
>            владычествующему над всем Христу себя предав,
>    принимали омовение ног прекрасных, / благовествующих всем мир.

>         Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,
>                 усмиряющая бездны и укрощающая моря
>              Премудрость Божия воду в умывальницу вливает
>                    и Владыка омывает ноги рабов.


>               Ученикам подает Владыка пример смирения;
>        и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,
>             и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов
>           Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.

>        Смирившись ради нас, Богатый, / Ты, от вечери востав,
>                    взяв полотенце, им опоясался,
>        и, преклонив главу, омыл / ноги учеников и предателя.

>                   Высшей ума и неизреченной высоте
>              ведения Твоего, Иисусе, кто не поразится!
>                 Ибо глине Ты предстал, Творец всего,
>                 омывая ноги и отирая их полотенцем.

 <.....>

>                 Христос устроил для мiра пиршество,
>                  Он, Хлеб небесный и Божественный.
>              Придите же, христолюбцы, бренными устами,
>                  но сердцами чистыми примем с верою
>               жертву Пасхи, в нас священнодействуемую.


                                * * *


>                 Крайняя бездна грехов окружила меня,
>                      и волнения уже не вынося,
>    как Иона, взываю к Тебе, Владыке: / "Из погибели меня изведи!"

>        "Господом вы Меня называете, / о ученики, и учителем;
>  и, действительно, Я от природы таков", - / взывал Ты, Спаситель; -
>                     "потому подражайте примеру,
>               тем же образом, что во Мне вы увидели!"

>       "Кто не имеет нечистоты, / в омовении ног не нуждается;
>                  и вы чисты, о ученики, но не все:
>         ибо один из вас уклонился / в бесчинство неистовое".

 <.....>

>           Гостеприимством Владыки / и бессмертной трапезой
>               на высоком месте с возвышенными мыслями
>  давайте, верные, насладимся, / высочайшее слово услышав от Слова,
>                         Которое мы величаем.

>                "Пойдите", - ученикам Слово сказало, -
>          "на высоком месте Пасху, которой утверждается ум,
>   приготовьте посвящаемым Мною в таинства бесквасным истины словом
>               и непреложность благодати возвеличьте".

>                       "Отец Меня прежде веков,
>                   Творческую Премудрость, рождает;
>            как начало Своих путей Он создал Меня на дела,
>                    ныне таинственно завершаемые;
>            ибо, не созданным по естеству Словом являясь,
>                    словами этими Я объявляю Своим
>                       то, что ныне воспринял".

>         "Как Я человеком являюсь / по природе, не призрачно,
>                  так соединенное со Мной естество -
>                Божественно, по образу взаимообщения;
>                потому Меня, единого Христа, познайте,
>        сохраняющего то, из чего, / в чём и чем Я соделался".

>            Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,
>                но одежды не имею, чтобы войти в него.
>                  Сделай светлым одеяние души моей,
>                    Податель света, и спаси меня.


 <.....>

>                 Агнец, о Котором провозгласил Исаия,
>                     добровольно идет на заклание
>                и спину отдает на раны, щеки на удары,
>               лица же не отвращает от позора оплеваний
>                  и осуждается на бесчестную смерть.
>                Безгрешный всё принимает добровольно,
>             чтобы всем даровать воскресение из мёртвых.

 <.....>

> Посвящая в таинства Своих учеников, / Ты, Господи, учил их, говоря:
>  "Смотрите, о друзья, чтобы никакой страх вас со Мною не разлучил,
>               ибо хотя Я и страдаю, но страдаю за мир.
>                   Итак, не соблазняйтесь обо Мне:
>             ибо Я пришел не за тем, чтобы Мне послужили,
>        но чтобы послужить и отдать душу Мою как выкуп за мир.
>               Если же вы - друзья Мои, Мне подражайте:
>              желающий быть первым, да будет последним,
>                       господин же - как слуга.
>               Пребудьте во Мне, чтобы гроздь принести,
>                   ибо Я - виноградная лоза жизни".

                [ из православного богослужения Великого Четверга.
                  (перевод с греч.: иеромонах Амвросий (Тимрот)
                  www.wertograd.narod.ru/triod/post7chtv_pv.htm;
                  www.wertograd.narod.ru/triod/post7chtv_u.htm ]



                                - - -

> Если же стал Крест - орудие позорной казни -  священнейшим  символом
> нашей веры, надежды и любви,  если не устает Церковь прославлять его
> непостижимую и непобедимую силу,  видеть  в нём  "красоту вселенной"
> и "врачество твари" и свидетельствовать, что "прииде Крестом радость
> всему  миру",  то  потому,  конечно,  что  тем  же  Крестом, который
> воплотил  саму  сущность  греха  как =богоборчества= , грех этот был
> побежден;   потому   что   крестной   смертью,   в  которой  смерть,
> воцарившаяся  в  мире,  торжествовала,  казалось, свою окончательную
> победу,  сама смерть была разрушена; потому, наконец, что из глубины
> этой крестной победы воссияла радость воскресения.

> Но   что  же претворило и вечно претворяет  Крест в эту победу,  как
> не  любовь Христова, не та же Божественная Любовь, которую, как саму
> сущность  и  славу Царства Божьего, явил и даровал Христос за Тайной
> Вечерей?  И где же, как не за Тайной Вечерей, совершилась та полная,
> всецелая  самоотдача  этой  Любви,  что  -  в  "мире  сем" - сделала
> =Крест=: предательство, распятие, страдание и смерть - =неизбежным=?

> Именно об этой связи между Тайной Вечерей и  Крестом,   о связи  их,
> как   явления Царства  Божьего  и    его   победы,   свидетельствует
> и  Евангелие,   и  церковное богослужение,  особенно же изумительные
> по  глубине своей службы <Страстной> Седмицы.  В них Тайная <Вечеря>
> всё  время отнесена к той ночи,   которая окружает ее со всех сторон
> и в которой особенно ярко    сияет   свет  празднества  Любви,   что
> в  "горнице  большой,  устланной",  как  бы от века предуготованной,
> совершает   Христос   с  учениками Своими.    Это - ночь греха, ночь
> как  сама  сущность  "мира   сего".    И  вот  она сгущается  теперь
> до  предела,  она готовится поглотить и этот последний сияющий в ней
> свет.   Уже  "князи  людстии  собрашася вкупе на Господа и на Христа
> Его".   Уже  заплачены  тридцать  сребренников - цена предательства.
> Уже   выходит,  вождями  своими  возбужденная,  мечами  и  <кольями>
> вооруженная, толпа на дорогу, ведущую к Гефсиманскому саду.

> Но  тьмой  этой  -  и  это бесконечно важно для церковного понимания
> Креста  -  омрачена  и  сама  Тайная  Вечерь.   Христос знает: "рука
> предающего  Его  с  Ним  за  столом"  (Лк.22,21).  И именно с Тайной
> Вечери, из ее света, ="приняв кусок"=, , в эту страшную ночь выходит
> Иуда,  а  за  ним  вскоре  Христос.   И  если  в  службах (Великого)
> (Четверга),  дня  нарочитого воспоминания  Тайной  Вечери,   радость
> всё  время  переплетается  с  печалью, если опять и опять вспоминает
> Церковь  не  только свет, но и омрачившую его тьму,   то потому, что
> в двойном  =исходе=  -  Иуды  и Христа,  из того же света -  в ту же
> тьму,  -  видит,  знает  Церковь   =начало=  Креста, как тайны греха
> и тайны победы над ним.

> =Тайны  греха.=   Ибо   исход  Иуды   -   это  предел  и  завершение
> того  =греха=, который =имеет свое начало= в раю и сущность которого
> -  в  отпадении  любви  человеческой  от Бога, в выборе этой любовью
> себя,  а не Бога.  Этим отпадением начинается, им изнутри определена
> вся  жизнь,   вся история мира,  как мира падшего, как  "мира сего",
> во  зле  лежащего,  как царства князя мира сего.  И теперь, в исходе
> Иуды,   апостола   и   предателя,  эта  история  греха  -  ослепшей,
> искаженной,    отпавшей    любви,    любви,   ставшей  =воровством=,
> ибо  "для  себя"  ворующей  жизнь,  данную  для  общения  с Богом, -
> приходит к концу.  Ибо в том мистически-страшный смысл этого исхода,
> что  =тоже  из  рая= выходит Иуда, из рая бежит, из него изгоняется.
> Он  был  на  Тайной  Вечери,  его  ноги <вымыл> Христос, в свои руки
> принял он хлеб Христовой любви, ему в этом хлебе отдал Себя Христос.
> Он  видел, он слышал, он руками своими осязал Царство Божие.  И вот,
> подобно Адаму, исполняя Адамов первородный грех, доводя всю страшную
> логику  греха  до ее предела, он Царства этого =не захотел=.  В Иуде
> "мир  сей",  его  богоборческое хотение, его падшая любовь оказались
> сильнее.  И хотение это, в силу всё той же страшной логики, не могло
> не  стать  -  последовательно,  неизбежно - хотением =богоубийства=.
> После   Тайной  Вечери  Иуде  =некуда  идти=,  как  только  во  тьму
> богоубийства.     Когда  же  совершится оно  и  исчерпанным окажется
> это  хотение  и  им  "живущая"  жизнь, Иуде =некуда=   будет  выйти,
> как только в самоуничтожение и в смерть...

> =Тайны  победы.=   Ибо  во  Христе,  который  Своей самоотдачей явил
> на  Тайной  Вечери  Свое  Царство  и  славу  его, в ночь "мира сего"
> выходит =само это Царство=.  После Тайной Вечери Христу тоже =некуда
> больше идти=,   как только на эту встречу,  на смертельный  поединок
> с Грехом и Смертью.  Потому что не могут просто "сосуществовать" два
> эти  Царства - Царство Божие и Царство князя мира сего.  Потому что,
> чтобы  разрушить  владычество  греха  и  смерти,  вернуть  Себе Свое
> творение,  украденное  у Него дьяволом, и спасти мир, отдал Бог Сына
> Своего  Единородного.  Таким образом, самой Тайной Вечерей, явлением
> на  ней  Царства  любви,  =обрекает= Себя Христос на Крест.  Крестом
> Царство Божие,   тайно   явленное   на Вечери,  входит в  "мир сей",
> и входом этим само себя претворяет в борьбу и победу.

                         [ протопресв. Александр Шмеман.
                           Евхаристия: Таинство Царства. гл. 10.
                           www.messia.ru/r2/2/282.htm#0 ]





+ + + свящ. Александр Мень:
       Православный календарь: от Лазаревой субботы до Пасхи
                                www.messia.ru/r2/1/289.htm#0

+ + + свящ. Александр Шмеман: Литургия и жертва
       www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_309.html
+ + + он же: О преложении Даров. Хлеб и вино
       www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_316.html

+ + + Дороти Сэйерс - радиопьеса Царская трапеза
       www.messia.ru/bibliotk/s/sejersd/p9_trapeza.htm
+ + + митрополит Сурожский Антоний: литургия (+ссылки!)
                   www.messia.ru/rasylka/008/2174.htm#0
+ + + игумен Евмений (Перистый): Правда Божия и правда человеческая
       (+ссылки!)              www.messia.ru/rasylka/007/1812.htm#0


к Великой Пятнице:
+ + + Крестный путь.
       Размышления и молитвы Вселенского Патриарха Варфоломея
        на четырнадцати остановках Крестного пути,
         свершенного Папой Иоанном Павлом  II
          в Страстную пятницу римского обряда 1994 года
           www.doroga-vmeste.ru/2007/2007_1_krestnyj_put.shtml
+ + + свящ. Александр Шмеман: О смерти Христа за нас
       www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_238.html

+ + + митрополит Сурожский Антоний:
       Служба "Двенадцати Евангелий" Страстного Четверга
          www.mitras.ru/inname/in_94.htm
+ + + он же: СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА
       www.mitras.ru/inname/in_95.htm
+ + + он же:  "О Жизнь вечная, како умираеши?" (+ссылки!)
                     www.messia.ru/rasylka/008/2175.htm#0
+ + + свящ. Александр Мень:
       Он принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть
        Б.Пастернак - ГЕФСИМАНСКИЙ САД (+ссылки!)
         www.messia.ru/rasylka/007/1813.htm#0
+ + + Дороти Сэйерс - радиопьесы "Князья века сего" и "Царь скорбей"




Чтения четверга в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090416/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=16-04-2009


Чтения пятницы в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090417/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=17-04-2009



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #



 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Сказал Господь: "В мире скорби вас ждут, но вы мужайтесь:
Я победил этот мир!" (Ин.16:33)
                                * * *
*В сей день ко Кресту пригвоздили иудеи Господа,
 рассекшего море жезлом / и проведшего их в пустыне.
 В сей день копьем пронзили ребра Его,
 казнями поразившего за них Египет,
 и желчью напоили / манну в пищу дождем им пролившего.*
*К схватившим Тебя преступникам / Ты, всё терпя, так взывал Господи:
 "Хотя вы и поразили Пастыря
  и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих,
  Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов.
  Однако Я являю долготерпение,
  чтобы исполнилось то, что открыл Я вам через пророков Моих,
  сокрытое и тайное".
 Господи, слава Тебе!*
*Одевающийся светом, как одеждою,
 предстоял на суде обнаженным
 и принял удар по щеке / от рук, которые создал,
 а беззаконный народ / пригвоздил ко Кресту Господа славы.
 Тогда завеса храма разорвалась;
 солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога,
 пред Которым трепещет весь мiр.
 Ему поклонимся!*
*Когда предстал Ты, Боже, пред Каиафой, / и был предан Пилату, Судия,
 силы небесные от страха поколебались;
 тогда же Ты и возвышен был на Древе / между двух разбойников
 и причислен к беззаконным, Безгрешный, / чтобы спасти человека.
 Беззлобный Господи, слава Тебе!*
*Того, пред Кем всё содрогается и трепещет,
 и Кого воспевает всякий язык,
 Христа, Божию Силу и Божию Премудрость,
 священники били по лицу и желчи Ему дали;
 и всё претерпеть Он благоволил,
 желая нас спасти от беззаконий наших Своею кровию,
 как Человеколюбец.*
*В сей день повешен на Древе / на водах землю повесивший;
 венцом из терний венчается / Ангелов Царь;
 в ложную багряницу облекается / Покрывающий небо облаками;
 принял по лицу удар / в Иордане освободивший Адама;
 гвоздями был пригвожден Жених Церкви;
 копьем был пронзен Сын Девы.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Поклоняемся страданиям Твоим, Христе.
 Покажи нам и славное Твое воскресение!*
*Крест Твой, Господи - / жизнь и воскресение для народа Твоего;
 и на него надеясь, / Тебя, распятого Бога нашего мы воспеваем:
 "Помилуй нас!"*
*Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию:
 ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный,
 Ты людям источил бессмертие.
 Спаситель наш, слава Тебе!*
*Ты был распят за меня, / чтобы мне источить прощение;
 был пронзен в ребра, / чтобы струи жизни мне извести;
 был гвоздями пригвожден,
 чтобы я, глубиною Твоих страданий
 в высоте могущества Твоего удостоверяемый,
 восклицал Тебе, Податель жизни Христе:
 "Слава и Кресту, Спаситель, / и страданию Твоему!"*
*Вознесенный на Кресте, / и уничтоживший силу смерти, Господи,
 и изгладивший как Бог рукописание против нас!
 Покаяние разбойника и нам даруй, единый Человеколюбец,
 с верою служащим Тебе, Христе Боже наш, и взывающим:
 "Помяни и нас во Царствии Твоём!"*
*Господи, когда Ты восходил на Крест
 страх и трепет напал на всё творение.
 И земле Ты запрещаешь поглотить распинавших Тебя,
 но аду повелеваешь узников отпустить, / для возрождения смертных.
 Ты, Судия живых и мертвых, / пришел даровать жизнь, а не смерть.
 Человеколюбец, слава Тебе!* (Из богослужения Великой Пятницы,
                              перевод: иером. Амвросий (Тимрот))
                                * * *
 Он отказался без противоборства,
 как от вещей, полученных взаймы,
 от всемогущества и чудотворства,
 и был теперь, как смертные, как мы. (Б.Пастернак)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2403.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»