=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 03 апреля 2009 г. ст.ст., Страстной (Великий) Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. литургические чтения: 1Кор.11:23-32; Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2. * 04 апреля 2009 г. ст.ст., Страстная (Великая) Пятница. Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Евангельские фрагменты о страданиях Иисуса Христа ("12 Евангелий святых страстей Иисуса Христа"): 1. Ин.13,31 - 18,1. 2. Ин.18,1-28. 3. Мф.26,57-75. 4. Ин.18,28 - 19,16. 5. Мф.27,3-32. 6. Мк.15,16-32. 7. Мф.27,33-54. 8. Лк.23,32-49. 9. Ин.19,25-37. 10. Мк.15,43-47. 11. Ин.19,38-42. 12. Мф.27,62-66. (читаются на утрене) * "12 евангелий" в современном переводе www.messia.ru/rasylka/004/759a.htm#0 > Узами любви соединяемые Апостолы, > владычествующему над всем Христу себя предав, > принимали омовение ног прекрасных, / благовествующих всем мир. > Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду, > усмиряющая бездны и укрощающая моря > Премудрость Божия воду в умывальницу вливает > и Владыка омывает ноги рабов. > Ученикам подает Владыка пример смирения; > и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается, > и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов > Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего. > Смирившись ради нас, Богатый, / Ты, от вечери востав, > взяв полотенце, им опоясался, > и, преклонив главу, омыл / ноги учеников и предателя. > Высшей ума и неизреченной высоте > ведения Твоего, Иисусе, кто не поразится! > Ибо глине Ты предстал, Творец всего, > омывая ноги и отирая их полотенцем. <.....> > Христос устроил для мiра пиршество, > Он, Хлеб небесный и Божественный. > Придите же, христолюбцы, бренными устами, > но сердцами чистыми примем с верою > жертву Пасхи, в нас священнодействуемую. * * * > Крайняя бездна грехов окружила меня, > и волнения уже не вынося, > как Иона, взываю к Тебе, Владыке: / "Из погибели меня изведи!" > "Господом вы Меня называете, / о ученики, и учителем; > и, действительно, Я от природы таков", - / взывал Ты, Спаситель; - > "потому подражайте примеру, > тем же образом, что во Мне вы увидели!" > "Кто не имеет нечистоты, / в омовении ног не нуждается; > и вы чисты, о ученики, но не все: > ибо один из вас уклонился / в бесчинство неистовое". <.....> > Гостеприимством Владыки / и бессмертной трапезой > на высоком месте с возвышенными мыслями > давайте, верные, насладимся, / высочайшее слово услышав от Слова, > Которое мы величаем. > "Пойдите", - ученикам Слово сказало, - > "на высоком месте Пасху, которой утверждается ум, > приготовьте посвящаемым Мною в таинства бесквасным истины словом > и непреложность благодати возвеличьте". > "Отец Меня прежде веков, > Творческую Премудрость, рождает; > как начало Своих путей Он создал Меня на дела, > ныне таинственно завершаемые; > ибо, не созданным по естеству Словом являясь, > словами этими Я объявляю Своим > то, что ныне воспринял". > "Как Я человеком являюсь / по природе, не призрачно, > так соединенное со Мной естество - > Божественно, по образу взаимообщения; > потому Меня, единого Христа, познайте, > сохраняющего то, из чего, / в чём и чем Я соделался". > Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, > но одежды не имею, чтобы войти в него. > Сделай светлым одеяние души моей, > Податель света, и спаси меня. <.....> > Агнец, о Котором провозгласил Исаия, > добровольно идет на заклание > и спину отдает на раны, щеки на удары, > лица же не отвращает от позора оплеваний > и осуждается на бесчестную смерть. > Безгрешный всё принимает добровольно, > чтобы всем даровать воскресение из мёртвых. <.....> > Посвящая в таинства Своих учеников, / Ты, Господи, учил их, говоря: > "Смотрите, о друзья, чтобы никакой страх вас со Мною не разлучил, > ибо хотя Я и страдаю, но страдаю за мир. > Итак, не соблазняйтесь обо Мне: > ибо Я пришел не за тем, чтобы Мне послужили, > но чтобы послужить и отдать душу Мою как выкуп за мир. > Если же вы - друзья Мои, Мне подражайте: > желающий быть первым, да будет последним, > господин же - как слуга. > Пребудьте во Мне, чтобы гроздь принести, > ибо Я - виноградная лоза жизни". [ из православного богослужения Великого Четверга. (перевод с греч.: иеромонах Амвросий (Тимрот) www.wertograd.narod.ru/triod/post7chtv_pv.htm; www.wertograd.narod.ru/triod/post7chtv_u.htm ] - - - > Если же стал Крест - орудие позорной казни - священнейшим символом > нашей веры, надежды и любви, если не устает Церковь прославлять его > непостижимую и непобедимую силу, видеть в нём "красоту вселенной" > и "врачество твари" и свидетельствовать, что "прииде Крестом радость > всему миру", то потому, конечно, что тем же Крестом, который > воплотил саму сущность греха как =богоборчества= , грех этот был > побежден; потому что крестной смертью, в которой смерть, > воцарившаяся в мире, торжествовала, казалось, свою окончательную > победу, сама смерть была разрушена; потому, наконец, что из глубины > этой крестной победы воссияла радость воскресения. > Но что же претворило и вечно претворяет Крест в эту победу, как > не любовь Христова, не та же Божественная Любовь, которую, как саму > сущность и славу Царства Божьего, явил и даровал Христос за Тайной > Вечерей? И где же, как не за Тайной Вечерей, совершилась та полная, > всецелая самоотдача этой Любви, что - в "мире сем" - сделала > =Крест=: предательство, распятие, страдание и смерть - =неизбежным=? > Именно об этой связи между Тайной Вечерей и Крестом, о связи их, > как явления Царства Божьего и его победы, свидетельствует > и Евангелие, и церковное богослужение, особенно же изумительные > по глубине своей службы <Страстной> Седмицы. В них Тайная <Вечеря> > всё время отнесена к той ночи, которая окружает ее со всех сторон > и в которой особенно ярко сияет свет празднества Любви, что > в "горнице большой, устланной", как бы от века предуготованной, > совершает Христос с учениками Своими. Это - ночь греха, ночь > как сама сущность "мира сего". И вот она сгущается теперь > до предела, она готовится поглотить и этот последний сияющий в ней > свет. Уже "князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа > Его". Уже заплачены тридцать сребренников - цена предательства. > Уже выходит, вождями своими возбужденная, мечами и <кольями> > вооруженная, толпа на дорогу, ведущую к Гефсиманскому саду. > Но тьмой этой - и это бесконечно важно для церковного понимания > Креста - омрачена и сама Тайная Вечерь. Христос знает: "рука > предающего Его с Ним за столом" (Лк.22,21). И именно с Тайной > Вечери, из ее света, ="приняв кусок"=, , в эту страшную ночь выходит > Иуда, а за ним вскоре Христос. И если в службах (Великого) > (Четверга), дня нарочитого воспоминания Тайной Вечери, радость > всё время переплетается с печалью, если опять и опять вспоминает > Церковь не только свет, но и омрачившую его тьму, то потому, что > в двойном =исходе= - Иуды и Христа, из того же света - в ту же > тьму, - видит, знает Церковь =начало= Креста, как тайны греха > и тайны победы над ним. > =Тайны греха.= Ибо исход Иуды - это предел и завершение > того =греха=, который =имеет свое начало= в раю и сущность которого > - в отпадении любви человеческой от Бога, в выборе этой любовью > себя, а не Бога. Этим отпадением начинается, им изнутри определена > вся жизнь, вся история мира, как мира падшего, как "мира сего", > во зле лежащего, как царства князя мира сего. И теперь, в исходе > Иуды, апостола и предателя, эта история греха - ослепшей, > искаженной, отпавшей любви, любви, ставшей =воровством=, > ибо "для себя" ворующей жизнь, данную для общения с Богом, - > приходит к концу. Ибо в том мистически-страшный смысл этого исхода, > что =тоже из рая= выходит Иуда, из рая бежит, из него изгоняется. > Он был на Тайной Вечери, его ноги <вымыл> Христос, в свои руки > принял он хлеб Христовой любви, ему в этом хлебе отдал Себя Христос. > Он видел, он слышал, он руками своими осязал Царство Божие. И вот, > подобно Адаму, исполняя Адамов первородный грех, доводя всю страшную > логику греха до ее предела, он Царства этого =не захотел=. В Иуде > "мир сей", его богоборческое хотение, его падшая любовь оказались > сильнее. И хотение это, в силу всё той же страшной логики, не могло > не стать - последовательно, неизбежно - хотением =богоубийства=. > После Тайной Вечери Иуде =некуда идти=, как только во тьму > богоубийства. Когда же совершится оно и исчерпанным окажется > это хотение и им "живущая" жизнь, Иуде =некуда= будет выйти, > как только в самоуничтожение и в смерть... > =Тайны победы.= Ибо во Христе, который Своей самоотдачей явил > на Тайной Вечери Свое Царство и славу его, в ночь "мира сего" > выходит =само это Царство=. После Тайной Вечери Христу тоже =некуда > больше идти=, как только на эту встречу, на смертельный поединок > с Грехом и Смертью. Потому что не могут просто "сосуществовать" два > эти Царства - Царство Божие и Царство князя мира сего. Потому что, > чтобы разрушить владычество греха и смерти, вернуть Себе Свое > творение, украденное у Него дьяволом, и спасти мир, отдал Бог Сына > Своего Единородного. Таким образом, самой Тайной Вечерей, явлением > на ней Царства любви, =обрекает= Себя Христос на Крест. Крестом > Царство Божие, тайно явленное на Вечери, входит в "мир сей", > и входом этим само себя претворяет в борьбу и победу. [ протопресв. Александр Шмеман. Евхаристия: Таинство Царства. гл. 10. www.messia.ru/r2/2/282.htm#0 ] + + + свящ. Александр Мень: Православный календарь: от Лазаревой субботы до Пасхи www.messia.ru/r2/1/289.htm#0 + + + свящ. Александр Шмеман: Литургия и жертва www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_309.html + + + он же: О преложении Даров. Хлеб и вино www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_316.html + + + Дороти Сэйерс - радиопьеса Царская трапеза www.messia.ru/bibliotk/s/sejersd/p9_trapeza.htm + + + митрополит Сурожский Антоний: литургия (+ссылки!) www.messia.ru/rasylka/008/2174.htm#0 + + + игумен Евмений (Перистый): Правда Божия и правда человеческая (+ссылки!) www.messia.ru/rasylka/007/1812.htm#0 к Великой Пятнице: + + + Крестный путь. Размышления и молитвы Вселенского Патриарха Варфоломея на четырнадцати остановках Крестного пути, свершенного Папой Иоанном Павлом II в Страстную пятницу римского обряда 1994 года www.doroga-vmeste.ru/2007/2007_1_krestnyj_put.shtml + + + свящ. Александр Шмеман: О смерти Христа за нас www.shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_238.html + + + митрополит Сурожский Антоний: Служба "Двенадцати Евангелий" Страстного Четверга www.mitras.ru/inname/in_94.htm + + + он же: СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА www.mitras.ru/inname/in_95.htm + + + он же: "О Жизнь вечная, како умираеши?" (+ссылки!) www.messia.ru/rasylka/008/2175.htm#0 + + + свящ. Александр Мень: Он принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть Б.Пастернак - ГЕФСИМАНСКИЙ САД (+ссылки!) www.messia.ru/rasylka/007/1813.htm#0 + + + Дороти Сэйерс - радиопьесы "Князья века сего" и "Царь скорбей" Чтения четверга в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090416/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=16-04-2009 Чтения пятницы в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090417/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=17-04-2009 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Сказал Господь: "В мире скорби вас ждут, но вы мужайтесь: Я победил этот мир!" (Ин.16:33) * * * *В сей день ко Кресту пригвоздили иудеи Господа, рассекшего море жезлом / и проведшего их в пустыне. В сей день копьем пронзили ребра Его, казнями поразившего за них Египет, и желчью напоили / манну в пищу дождем им пролившего.* *К схватившим Тебя преступникам / Ты, всё терпя, так взывал Господи: "Хотя вы и поразили Пастыря и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих, Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов. Однако Я являю долготерпение, чтобы исполнилось то, что открыл Я вам через пророков Моих, сокрытое и тайное". Господи, слава Тебе!* *Одевающийся светом, как одеждою, предстоял на суде обнаженным и принял удар по щеке / от рук, которые создал, а беззаконный народ / пригвоздил ко Кресту Господа славы. Тогда завеса храма разорвалась; солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога, пред Которым трепещет весь мiр. Ему поклонимся!* *Когда предстал Ты, Боже, пред Каиафой, / и был предан Пилату, Судия, силы небесные от страха поколебались; тогда же Ты и возвышен был на Древе / между двух разбойников и причислен к беззаконным, Безгрешный, / чтобы спасти человека. Беззлобный Господи, слава Тебе!* *Того, пред Кем всё содрогается и трепещет, и Кого воспевает всякий язык, Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, священники били по лицу и желчи Ему дали; и всё претерпеть Он благоволил, желая нас спасти от беззаконий наших Своею кровию, как Человеколюбец.* *В сей день повешен на Древе / на водах землю повесивший; венцом из терний венчается / Ангелов Царь; в ложную багряницу облекается / Покрывающий небо облаками; принял по лицу удар / в Иордане освободивший Адама; гвоздями был пригвожден Жених Церкви; копьем был пронзен Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое воскресение!* *Крест Твой, Господи - / жизнь и воскресение для народа Твоего; и на него надеясь, / Тебя, распятого Бога нашего мы воспеваем: "Помилуй нас!"* *Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!* *Ты был распят за меня, / чтобы мне источить прощение; был пронзен в ребра, / чтобы струи жизни мне извести; был гвоздями пригвожден, чтобы я, глубиною Твоих страданий в высоте могущества Твоего удостоверяемый, восклицал Тебе, Податель жизни Христе: "Слава и Кресту, Спаситель, / и страданию Твоему!"* *Вознесенный на Кресте, / и уничтоживший силу смерти, Господи, и изгладивший как Бог рукописание против нас! Покаяние разбойника и нам даруй, единый Человеколюбец, с верою служащим Тебе, Христе Боже наш, и взывающим: "Помяни и нас во Царствии Твоём!"* *Господи, когда Ты восходил на Крест страх и трепет напал на всё творение. И земле Ты запрещаешь поглотить распинавших Тебя, но аду повелеваешь узников отпустить, / для возрождения смертных. Ты, Судия живых и мертвых, / пришел даровать жизнь, а не смерть. Человеколюбец, слава Тебе!* (Из богослужения Великой Пятницы, перевод: иером. Амвросий (Тимрот)) * * * Он отказался без противоборства, как от вещей, полученных взаймы, от всемогущества и чудотворства, и был теперь, как смертные, как мы. (Б.Пастернак) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2403.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |