=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 06 апреля 2009 г. ст.ст., ПАСХА, воскресение Христово! литургические чтения: Деян.1:1-8; Ин.1:1-17. > ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! > В пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя церковь, > останавливается у запертых ее дверей и наступает одна, последняя > минута молчанья перед взрывом пасхальной радости, в нашем сердце > сознательно или бессознательно возникает тот же вопрос, который был, > согласно евангельскому рассказу, в сердце женщин, пришедших > рано утром, "едва воссиявшу солнцу", ко гробу Христа. Вопрос этот: > "Кто отвалит нам камень от гроба?" Совершится ли еще раз это чудо? > Станет ли еще раз ночь светлее, чем день? Наполнит ли нас еще раз > эта ничем не объяснимая, ни от чего в мире не зависящая радость, > которая всю ночь и еще столько дней будет звучать в этом обмене > пасхальным приветствием: Христос воскресе! Воистину воскресе! > Минута эта всегда приходит. Двери открываются. Мы входим в залитый > светом храм. Мы вступаем в ликующую пасхальную заутреню. Но где-то > в душе вопрос остается. Что всё это значит? Что значит праздновать > Пасху в этом мире, наполненном страданием, ненавистью, мелочностью, > войнами, что значит петь "Смертию смерть поправ" и слушать о том, > что "мертвый ни един во гробе", когда смерть остается всё еще, > несмотря на всю жизненную суету, единственной абсолютной земной > достоверностью... Неужели же Пасха, эта светлая ночь, это > ликованье - только минутный уход от реальности, возможность некоего > духовного опьянения, после которого рано или поздно, но наступают > те же будни, та же серая действительность, тот же счет неумолимо > пробегающих мимо дней, месяцев, лет - та же гонка к смерти > и к небытию? Ведь нам давно уже твердят, что религия - > это самообман, это опиум, это выдумка, помогающая человеку в его > трудной судьбе, это мираж, который всё время рассеивается. > И не более ли мужественно, не более ли достойно человека от миража > этого отказаться и лицом к лицу встретиться с простой и трезвой > действительностью? > Что ответить на всё это? Пожалуй, первый приблизительный ответ мог > бы быть таким: не может быть, чтобы всё это было просто выдумкой! > Не может быть, чтобы столько веры, столько радости, столько света - > вот уже почти две тысячи лет - было бы только бегством, миражом. > Может ли мираж длиться веками? Ответ это, конечно, веский, но еще > не окончательный. И надо прямо сказать, что окончательного, > общеобязательного ответа, такого, который можно было бы напечатать > в виде научного объяснения пасхальной веры, - такого ответа нет. > Каждый здесь свидетельствовать может только о своем собственном > и живом опыте и говорить за себя. > В живом и личном опыте, когда всматриваешься и вдумываешься в него, > вдруг находишь то, на чём всё остальное зиждется, что вдруг > всё освещает таким ослепительным светом, в котором действительно, > как воск от лица огня, тают сомнения и вопросы. Что же это за опыт? > Я не могу его иначе описать и определить, как опыт Живого Христа. > Не потому я верю во Христа, что раз в году и с самых ранних лет > мне дано участвовать в пасхальном торжестве, а потому возможна > Пасха, потому наполняется светом и радостью эта единственная ночь, > потому такой победной силой звучит это приветствие: Христос > воскресе! Воистину воскресе! - что сама вера моя родилась из опыта > Живого Христа. > Как и когда родилась она? Не знаю, не помню. Знаю только, что > всякий раз, как я открываю Евангелие и читаю о Нём, читаю Его слова, > Его учение, я мысленно, от всего сердца и от всего естества, говорю > то, что сказали посланные фарисеями, чтобы арестовать Христа, > и вернувшиеся, не арестовав Его, Они сказали: "Никогда не говорил > человек так, как Этот говорит!" Таким образом, первое, что я знаю, > это то, что учение Христа живо, и нет ничего в мире, что можно было > бы сравнить с ним. Но учение это - о Нём, о жизни вечной, о победе > над смертью, о любви, побеждающей и преодолевающей смерть. И я знаю > даже, что в жизни, в которой всё кажется таким трудным и будничным, > единственное, что никогда не изменяет, никогда не оставляет, - > так это внутреннее сознание, что Христос со мной. "Не оставлю вас > сиротами, приду к вам". И вот приходит и дает чувствовать Себя. > В молитве, в этом трепете души, в непонятной, но такой живой > радости, в таинственном, но опять-таки таком несомненном присутствии > Его в храме во время богослужения, в Таинствах; всё время растет > этот живой опыт, это знание, эта очевидность: Христос тут, > исполнились Его слова "Кто любит Меня, с тем Я пребуду, и Мы придем > к нему и обитель у него сотворим". В радости и в печали, в толпе > и в одиночестве - эта несомненность Его присутствия, эта сила > Его слова, эта радость от веры в Него. > Вот единственный ответ и единственное доказательство. "Что ищете > Живого с мертвыми? Что плачете Нетленного во тли?" > И поэтому всё христианство есть не что иное, как новое и новое > переживание веры - ее воплощение в обрядах, словах, в звуках, > в красках. Неверующему она действительно может показаться миражом. > Он слышит только слова, видит только непонятные церемонии. > И объясняет их извне. Но для верующих всё светится изнутри: > не как доказательство его веры, а как ее результат, как жизнь ее > в мире, в душе, в истории. Поэтому реальна, жива, современна нам > Великая пятница, ее тьма и печаль, поэтому можем мы плакать у креста > и переживать всё то, что совершалось тогда, в день торжества зла, > измены, трусости и предательства. Поэтому можем мы созерцать > с трепетом и надеждой Живоносный Гроб в Великую субботу, поэтому > можем мы каждый год праздновать Пасху. Ибо Пасха - это > не воспоминание о событии прошлого. Это - реальная встреча, > в радости и счастье, с Тем, в Ком наше сердце давно узнало > и встретило жизнь и свет всякого света. > Пасхальная ночь - это свидетельство о том, что Христос жив и с нами, > и мы живы с Ним. Вся она - призыв увидеть в мире и жизни зарю > таинственного дня Царства света. "Днесь весна благоухает, - > поет Церковь, - и новая тварь ликует..." Она ликует в вере, в любви > и в надежде. "Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг > друга обымем, и рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся > воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию > смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". > Христос воскресе! [ свящ. Александр Шмеман. www.messia.ru/r2/2/121.htm; www.paskha.ru/sermons/shmeman.html/ ] О Пасхе: + + + из богослужения: www.messia.ru/rasylka/005/1134.htm#0 (+ ссылки) + + + Г.У. фон Бальтазар: на третий день умерший снова ЖИВ! www.messia.ru/rasylka/006/1476.htm#0 + + + свящ. Александр Мень: пустая гробница www.messia.ru/rasylka/008/2177.htm#0 (+ ссылки) Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090419/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=19-04-2009 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю мира, радости, счастья, здоровья, любви и великих благословений Божьих! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Изначально был Тот, кто называется Словом. Он был с Богом, / и Он был Бог. Он изначально был с Богом. Через Него всё было сотворено, / ничто не было сотворено без Него. Он был источником жизни, /и жизнь была светом для людей. Свет сияет во тьме, /и тьма его поглотить не смогла. ... Это был истинный свет, / освещающий всех, / кто рождается в мир. Он был в мире, но, хотя мир через Него сотворен, / мир Его не узнал. Он пришел к своим, / но свои Его не приняли. Но тем, кто принял Его, / Он даровал право / быть детьми Бога. Это те, кто верит в имя Его, кто родился не от жара в крови, не от плотской страсти, / не от мужского желания, / но от Бога. И Тот, кто называется Словом, / стал человеком и жил среди нас. Мы видели Его Божественное величие и силу - Он получил их как единственный Сын у Отца, - воплощение милости и истины. Иоанн выступает Его свидетелем, /он возвестил: "Он - Тот, о котором сказал я: 'Следом за мной идущий / стал больше меня, потому что был прежде меня'". И мы все разделили Его богатство, Он одарил нас бессчетно по Своей доброте. Бог дал закон через Моисея, а милость и истина / пришли через Иисуса Христа. Никто никогда не видел Бога. Только Бог - единственный Сын, / пребывающий рядом с Отцом, - Он открыл нам Его.* (Ин.1:1-5,9-18) * * * *Кто благочестив и любит Бога, - да насладится этим прекрасным светлым торжеством! Кто раб благоразумный, пусть войдет радостно в радость Господа своего. Тот, кто потрудился, постясь, пусть получит ныне динарий. Тот, кто работал с первого часа, пусть сегодня примет справедливую плату. Тот, кто пришел после третьего часа, - пусть начнет с благодарностью праздновать. Тот, кто прибыл после шестого, пусть не имеет никакого сомнения, ибо он ничего не теряет. Тот, кто опоздал и к девятому, пусть подойдет без всякого колебания. Тот, кто успел только к одиннадцатому, пусть не побоится, что опоздал. Ибо Хозяин, будучи щедр, принимает последнего так же, как и первого: Он дает отдых пришедшему в одиннадцатом часу, как и поработавшему с первого; и последнего Он милует, и о первом печется; и тому дает, и этого одаряет; и дела принимает, и намерение приветствует; и действие ценит, и намерение хвалит. Так войдите же все в радость Господа нашего, - и первые и вторые получ`ите награду! Богатые и бедные, друг с другом ликуйте! Воздержники и нерадивые, этот день почтите! Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня! Трапеза полна - насладитесь все! Телец велик - пусть никто не уйдет голодным! Все наслаждайтесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости Божией! Пусть никто не плачет о своем убожестве - ибо для всех явилось Царство! Пусть никто не скорбит о согрешениях - ибо прощение из гроба воссияло! Пусть никто не страшится смерти - ибо освободила нас смерть Спасителя! Уничтожил её Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над Адом Сошедший во Ад. Он горечи исполнил того, кто вкусил плоти Его. И Исаия, предвосхитив это, воскликнул: 'Аду, - сказал он, - горько пришлось, когда встретил он Тебя в Преисподней'. Горько, ибо был он упразднен; горько, ибо был он поруган; горько, ибо был он умерщвлен; горько, ибо был он разрушен; горько, ибо был он связан. Он принял тело - и вдруг обнаружил Бога; принял землю - а встретил Небо; принял то, чт`о видел - и пал от того, чего не видел. Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос - и ты повержен. Воскрес Христос - и пали демоны. Воскрес Христос - и радуются ангелы. Воскрес Христос - и жизнь торжествует. Воскрес Христос - и ни одного мертвого в могиле. Ибо Христос, восстав из мертвых, стал начатком воскресения усопших. Ему слава и власть во веки веков! Аминь.* ("Огласительное Слово" свт. Иоанна Златоуста, по переводу иером. Амвросия (Тимрота), с некоторыми изменениями) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2405.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |