=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!



Этот выпуск рассылки посвящен 3-й главе Евангелия от Иоанна.




_ к Ин.3:1-15 см.: ____________________________________
* епископ Кассиан (Безобразов):                 `      \
   ...чтобы мир спасен был чрез Него...           `    :\
    www.messia.ru/rasylka/006/1480.htm#0  (+ссылки!)`  : \
* bible-center.ru: рождаемся и начинаем жить!        ` :  \
         www.messia.ru/rasylka/008/2179.htm#0         `:   \
* Комментарий в 'Брюссельской Библии'                   `   \
    www.bible-center.ru/biblecomment?txt=joh+3&comm=brs89 `  \
* Комментарий в 'Толковой Библии Лопухина'                  ` \
   www.bible-center.ru/biblecomment?comm=lopukhin_ru&txt=joh+3 \
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~\


                              * * * * *



> В  богопознании  и  богопонимании  роковое значение имела идеология.
> Особенно  это явственно в системе Св.  Фомы Аквината.  Бог познается
> по  аналогии с природным миром, с природными предметами, Он есть как
> бы высочайший природный предмет,    наделенный    всеми   качествами
> в   превосходной    степени.       Бог  есть    "сверхестественное",
> но   "сверхестественное"   оказывается   лишь   высочайшей  степенью
> "естественного" ("естественное" занимает больше места, чем "сверх").
> Аналогия Бога с силой природного мира есть не христианская аналогия.
> На  почве   этой   создается    богословский натурализм,     который
> есть   наследие   языческого   богословствования.    Также   Церковь
> понимается  по  аналогии  с государством, с царством Кесаря.  Но Бог
> может познаваться лишь по аналогии с духовной жизнью, раскрывающейся
> в    глубине    человека,     которая   принципиально     отличается
> от  объектированного  природного  мира.  Бог есть Дух, а не природа,
> Жизнь,  а не застывшая субстанция, Любовь, а не сила, подобная силам
> природы.    Акафатическое   богословие  и  утверждает  невозможность
> перенесения   понятий,   выработанных в отношении к природному миру,
> на  Бога.  К Богу неприменимо даже понятие бытия.  Лишь в жизни духа
> раскрывается  аналогия  с  жизнью  Бога.   Поэтому натуралистическое
> понимание   миротворения  оскорбительно и для Творца и  для творения
> и вызывает болезненную  постановку   проблемы теодицеи. Миротворение
> и  отношение между Творцом и творением можно постигать лишь духовно,
> а    не   натуралистически,       т.е.      христиански-новозаветно,
> а  не язычески-ветхозаветно.  Натуралистическое и рационалистическое
> богословие  пришло  к пониманию Бога, миротворения и смысла мирового
> процесса,    которое    и   довело   до отпадения   от  христианства
> и до процесса против Бога.

> Бог  абсолютно  бездвижный,  ни в чём не нуждающийся, самодовольный,
> сотворил  мир по произволу, без нужды, для самопрославления, наделил
> слабую  и  ничтожную  тварь  свободой,  установил  закон своей воли,
> нарушение  которого влечет  за собой  роковые последствия во времени
> и  в вечности.  Человек дурно воспользовался своей свободой, нарушил
> волю  Бога,  пал  и  последствием  его падения были муки и страдания
> мировой    жизни.   Бог,    который   по  всеведению   своему    мог
> всё  предвидеть,  жестоко  карает за нарушение своей воли, не только
> муками  во  времени, но и муками в вечности.  Бог возбуждает процесс
> против   оскорбившего   его   человека,  требует  выкупа.   Выкупом,
> угашающим  Божий  гнев,  является  жертва, принесенная Сыном Божиим.
> Бог   любит   страдания   людей,   они   удовлетворяют  Его  чувству
> справедливости   и  ослабляют  Его   справедливый  гнев.    Спасение
> есть  оправдание  и  умилостивление.  За вину  во времени, в краткий
> миг  жизни  от  рождения  до  смерти,  ждет кара в вечности.  Вечные
> адские муки грешников, предвиденные Богом при миротворении, и потому
> предопределенные   им,   доставляют  Богу  блаженство  от  торжества
> справедливости.   Фома  Аквинат  предлагает  даже  праведнику  в раю
> наслаждаться   муками   грешников  в  аду,  наслаждаться  торжеством
> справедливости.   Эта концепция натуралистически-рационалистического
> богословия,  которую  я  излагаю в крайней форме, но которая во всех
> своих   частях   присутствует   в  богословских  системах,  особенно
> католических,  вызывает  протест  совести и разума.  В ответ на этот
> протест  предлагают  склониться перед Тайной, перед неисповедимостью
> Божиих    судеб.      Но   в  этой  концепции   нет   тайны,  в  ней
> всё  рационализовано,   всё  экзотерично,  всё построено по аналогии
> с  жизнью  природного мира, с царством мира сего, с царством кесаря.
> Я  готов  изначально склониться перед Тайной, перед неисповедимостью
> Божиих судеб, но без концепции рационализирующей Тайну и принижающей
> ее к самым низинам мира сего.  Эта концепция оскорбительна для Бога,
> в ней есть  элемент  кощунства  и богохульства. Она наводит на мысль
> о   существовании   злого,   бесчеловечного  бога.   Не  таков  Бог,
> раскрывшийся   через Сына,  Бог Любви.   "Ибо так  возлюбил Бог мир,
> что  отдал Сына  Своего Единородного,   дабы всякий верующий в Него,
> не погиб,   но  имел  жизнь  вечную. Ибо   не послал Бог Сына своего
> в   мир,   чтобы   судить   мир,  но  чтобы  мир  спасен  был  через
> Него".<{Ин.3:16-17}>  И  невозможно  не  принять  Любви,  не принять
> спасения.     Как могла родиться возмущающая богословская  концепция
> из  новозаветного  откровения?      Поистине    Бог   без  человека,
> без  Богочеловека,  без  Сына  и  без  Св.  Духа не есть Бог, а есть
> диавол,   сатана,  Демиург  гностиков,  от  него  пришел  освободить
> Спаситель  мира.   Без  Бога человек есть зверь, но без человека Бог
> есть  Левиафан.     В этом  тайна  Богочеловечества,   тайна  Христа
> и  христианства.  Богу не позволяют приписывать страдание, трагедию,
> тоску  по  своему  другому, но очень охотно приписывают самые дурные
> человеческие  аффекты  -  гнев, месть, обидчивость, жестокость и пр.
> Богу  приписывают желание унизить сотворенного им человека и держать
> его в страхе и терроре.

> Христианская  теодицея возможна лишь через свободу человека, свободу
> твари.  Но откуда свобода и что значит свобода?  Если человек создан
> по природе свободным, если свобода полагается творческим актом Бога,
> то  затруднение   непреодолимо.   Тогда   борющийся с Богом  скажет,
> что  вопрос об ответственности лишь отодвигается.  Человеку навязана
> свобода   по тварной его природе.   Но свобода не может быть связана
> с  природой,  с  субстанцией.   Всё,  что  вкоренено  в  природу,  -
> детерминировано,    не  свободно.    Свобода     вкоренена  в  духе,
> а  не в природе, и упирается она в бездну, в ничто.  Свобода не есть
> бытие,   свобода  вне бытия и предшествует  бытию.  Бог сотворил мир
> не  из собственной природы и не из первоматерии, как думала античная
> мысль,   а  из  ничто.    Ничто  и  есть свобода. Это и  значит, что
> Бог  сотворил  мир из свободы.  Иначе это выражают так: Бог сотворил
> мир свободно  и свободным.   Но  свобода,  порождающая зло, восходит
> к  ничто,  которое есть чистая возможность.  Мы должны признать, что
> эта  свобода  совсем  не есть природа, сотворенная Богом, ибо в этом
> случае  она была бы детерминирована.  Богом же природа могла бы быть
> детерминирована  исключительно к добру.  Свобода, способная породить
> зло,  и  есть  чистая  возможность,  заключенная в ничто,  в бездне,
> к которой неприменима категория бытия.  Вне Бога нет никакого бытия,
> но  вне  Бога  есть  ничто,  из  которого  творится мир.  Это и есть
> свобода,  предшествующая  миротворению.   Мыслить  же  об этой тайне
> можно лишь антиномически.
                [ Н.Бердяев. из работы "Из размышлений о теодицее".
                  www.krotov.info/berdyaev/1927/19270400.html ]


к стихам 3:16-21:
 + + + Филип Янси: ...трудно верить в любовь Господа...
                   www.messia.ru/rasylka/008/2183.htm#0
 + + +  свящ. Александр Мень: Человеческий Лик Бога
         www.messia.ru/rasylka/006/1485.htm#0 (+ссылки)


к стихам 3:22-33:
 + + + СББ: Иоанн Креститель
        www.messia.ru/rasylka/007/1819.htm#0









# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #



Внимание читателей, которые также подписаны на рассылку
"СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" ЧЕРЕЗ СЕРВИС maillist.RU!
По неизвестным, не зависящим от редакции причинам
выпуски перестали рассылаться подписчикам.
Поэтому предлагаю воспользоваться
альтернативными вариантами подписки
(через subscribe.ru или рассылки@mail.ru).
См. на странице www.messia.ru/r3 .




 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
       *Говорю вам истинную правду:
        тот, кто слышит Слово Мое
        и верит Тому, кто послал Меня,
        обрел вечную жизнь.
        Не предстанет он перед Судом -
        он уже перешел от смерти к жизни.
        Говорю вам истинную правду:
        час наступает -
        он уже наступил, -
        когда мертвые услышат голос Божьего Сына
        и кто услышит Его, те будут жить.
        Как Отец есть источник жизни,
        так и Сына Он сделал источником жизни.
        И Он дал Сыну власть судить,
        потому что Он - Сын человеческий.
        Не удивляйтесь тому.
        Ведь час наступает,
        когда все, кто в могилах,
        услышат голос Его и покинут могилы -
        те, что творили добро, встанут для Жизни,
        а те, что творили зло - для Суда.
        Я ничего не могу делать собственной властью.
        Я сужу, как велит Мне Отец,
        и Суд Мой - праведный суд,
        ибо Я не того, чего хочется Мне, добиваюсь,
        а того, чего хочет Пославший Меня.* (Ин.5:24-30)
                                * * *
*У всего множества поверивших было одно сердце и одна душа.
 Ни один человек не называл своим
 ничего из того, что ему принадлежало,
 всё у них было общее.
 С великой силой свидетельствовали они о воскресении Господа Иисуса,
 и Бог щедро одарял их всех Своей милостью.
 Не было среди них ни одного нуждающегося:
 у кого были земли или дома,
 те продавали их и вырученные деньги приносили и вручали апостолам,
 а затем деньги распределялись среди тех, кто нуждался.*
                                                (Деян.4:32-35)
                                * * *
*Только самоодурманивание делает нас нечувствительными
 к постоянным уколам совести, которые посылает нам жизнь.*  (В.Франкл)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2409.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»