=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! * 04 мая 2009 г. ст.ст., воскресенье 5-е по Пасхе (посвященное беседе Христа с самарянкой). литургические чтения: Деян.11:19-26,29-30; Ин.4:5-42. > Во имя Отца и Сына и Святого Духа! > Сегодняшнее воскресенье называется "неделей о Самарянке", это день, > посвященный памяти еврейской самарянки. Почему ей такая честь? Кто > она была, почему ей посвящается особый воскресный день? Потому что > беседа Господа с ней была знаменательной, великой беседой - и всё, > что рассказывает нам евангелист, каждое слово - это сокровище. > Сначала мы видим, что Иисус идет под палящим солнцем, и, наконец, > Он устал, утомился от тяжкого пути по каменистой дороге и сел > у колодца. Представьте себе теперь нашего Господа, Которому должны > были подчиняться все стихии и миры, что Он идет как обыкновенный > путник и испытывает вместе с нами тяготы жизни - зной, жажду, > усталость. Но Он это делает для того, чтобы разделить нашу судьбу, > чтобы быть ближе к людям, чтобы находить нас на дорогах жизни. И вот > случайная встреча у колодца: женщина из самарийской деревни, > поставив себе на плечо кувшин, спускалась к колодцу по тропинке. > Думала ли она тогда, кого она найдет там у колодца? Наверное, она > ни о чем не думала, а шла, изнемогая от жары, несла, как это было > принято, кувшин на плече, и знала, что сейчас надо будет набирать > воду и вновь подниматься в гору по жаре. И вспоминала она свою > жизнь, загубленную и несчастную: пять раз она пыталась выйти замуж, > и каждый раз все это разрушалось, по ее ли вине, по вине ли других > людей, мы не знаем. Но горько было ей. > Она подходит к колодцу, а колодец каменный, очень древний, > по преданию ему уже больше полутора тысяч лет, из него пили многие > поколения. И сидит там путник с посохом, по одежде иудей, по говору > тоже, и говорит ей: "Дай мне напиться". Дай напиться, - потому что > колодец глубокий, а у нее кувшин с веревкой. А она знает, что между > иудеями и самарянами была многовековая вражда, такая сильная, > что считалось зазорным пить из одного ковша, как у нас > со старообрядцами, - они не пьют вместе с никонианами, то есть > с нами, православными. И когда мне приходилось бывать в тайге > у старообрядцев, они всегда мне давали отдельную чашку, > она называлась у них поганой, хотя она была чистой и приготовленной > для гостей. Поганой - значит языческой, для иноверцев. Так вот, > эта самарянка удивилась: "Как же ты, иудей, просишь у меня пить > из моего сосуда?" А Он ей сказал: "Ты мне дай этой воды, а Я тебе > дам воды живой, такой воды, которую один раз выпив, ты никогда > не будешь жаждать". Она решила, что это колдовство какое-то, может, > действительно, заговоренная вода: один раз выпил и больше не надо > пить. И она сказала: "Господин, дай мне такую воду, чтоб мне > не таскаться сюда без конца". > А Он видит, она не понимает, что Он говорит о другой воде - > духовной. Тогда Он решил подойти к ней по-другому и сказал: "Позови > своего мужа". А она: "Нет у меня мужа". "Да, - сказал Он, - у тебя > было пять мужей, и этот не муж тебе". И она поняла, что Он знает > ее печальную жизнь, ее одинокую судьбу. Видимо, это была незаурядная > женщина, она сразу забыла про свою просьбу, что ей надо воду > какую-то волшебную достать, а сразу заговорила о том, что волновало > людей в отношении веры: какая вера правильная? "Я вижу, - говорит, - > Господи, что ты пророк, объясни нам, какая вера правильная. Вот вы, > иудеи, молитесь Богу в Иерусалиме, а мы, самаряне, молимся на своей > горе Гаризим; как правильно молиться Богу - тут или там?" > На это Господь ей ответил, что, конечно же, закон Божий издревле > повелевал молиться в Иерусалиме. "Ибо спасение, - сказал Он, - > от иудеев". Но приходит время, когда уже не важно будет, где молится > человек, на этой ли горе или на той, потому что всюду Бог, всюду > Его любовь, всюду Его небо. В духе и истине нужно Ему поклоняться. > И правильная вера не та, которая связана с одним местом или > с другим, а та, которая в духе и истине. > А что это значит? Поклоняться Господу сердцем, любовью, преданностью > Ему и творением добра - это и есть дух истины. Вот таких > поклонников, почитателей, ищет Бог. > Женщине это было не очень понятно, да и миллионам людей, > и образованным, и богословам это непонятно. Как же так? Тут есть > правило такое, там другое, - какое-то должно быть верным, а какое-то > ложным. А Господь говорит: "Верно только одно: возлюбить Бога > и возлюбить человека - все остальное приложится". > И смущенная женщина сказала: "Ну ладно, придет время, явится > Спаситель, Он нам всё растолкует, как и что...". Она думает, что > это время далеко, что оно придет когда-нибудь, может быть, через > 1000 лет, и тут слышит в ответ удивительные, простые слова: "Это Я, > говорящий с тобой". > И больше она Ему ничего не сказала, повернулась и побежала > по тропинке к себе в селение. О чём она подумала? В первую очередь, > она подумала о своих односельчанах, о людях, которые ей были дороги, > рядом с которыми она жила, - ей захотелось поделиться с ними > радостной вестью. Она в одно мгновение поверила, что вот перед ней > спасение и истинное Слово Божие. Она не была богословом, > и наверняка, была неграмотной, но сердце у нее забилось, и она > почувствовала Божие присутствие и побежала в селение. > А Господь сидел один, задумавшись, кто знает о чем: об этой женщине, > о самарянах, (они, кстати, до сих пор там живут, их осталось всего > 400 человек), о судьбах людей, о религиозных распрях и войнах - > о чём Он думал, мы не знаем, можем лишь догадываться. Но лицо у Него > было радостное. > Когда апостолы подошли к Нему - они ходили за покупками - и сказали: > "Учитель, поешь". Он сказал: "Я сыт, у Меня есть другая пища". > Они стали переглядываться, может, кто-то приходил сюда к колодцу, > накормил Его? А Он сказал: "Нет, Моя пища - это исполнять волю Моего > Отца". > Тем временем послышались крики, и пестрая толпа самарян в ярких > одеждах спустилась вниз. Самаряне окружили путника-иудея, > не посмотрели, что Он из враждебного народа, повели Его в свою > деревню, и что там было - мы не знаем, но главное в этой истории - > результат. Послушав Его, они сказали женщине: "Вот теперь мы видим, > что это правда, уже не по твоим словам, а сами видим". > Так вот, мы все с вами в таком же положении: сначала мы верим слову > написанному в Писании, в книгах других, потом мы верим словам, > которые нам говорят люди, но самый счастливый момент нашей духовной > жизни, когда мы уже не по чужим словам, а по собственному чувству, > по собственному глубокому опыту узнаём тайну Божию, тайну Господа > Иисуса, открывающуюся в сердце. Мы, как эти самаряне, гадаем > и думаем, что да как, а Он рядом с нами, Он открывает нам Свое > слово. Только мы должны быть так же готовы Его слушать, как > эта простая женщина, как эти самаряне, как всякий человек, который > имеет уши слушать и слышит. Аминь. [ священник Александр Мень. www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svtms321.html ] + + + свящ. Александр Мень - другая проповедь www.messia.ru/rasylka/008/2202.htm#0 (+ссылки) + + + митр. Антоний (Блум): Христос и самарянка www.messia.ru/rasylka/007/1840.htm#0 (+ссылки!) + + + его же др. проповеди www.messia.ru/rasylka/rzerv/p5-blum.htm#0 + + + Моррис Венден. Женщина у колодца www.otkrovenie.de/beta/xml/other/BogGovoritJaDumajy.xml/7#1_7_1 + + + разные авторы www.messia.ru/rasylka/rzerv/p5.txt Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090517/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=17-05-2009 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Женщина говорит Ему: "Господин мой, я вижу, Ты - пророк. Наши отцы поклонялись Богу на этой горе, а вы говорите, что место, где Ему надо поклоняться - только в Иерусалиме". Иисус говорит ей: "Верь мне, женщина: час наступает, / когда будете поклоняться Отцу не на этой горе / и не в Иерусалиме. Вы не знаете, чему поклоняетесь, / а мы знаем, чему поклоняемся, ведь спасение - от евреев. Но час наступает - / он уже наступил! - когда тех, кто Отцу поклоняется, наставит Дух Истины, как истинно чтить Отца. Ведь Отец Себе ищет таких - / тех, что так Ему поклоняются. Бог - это Дух, и Ему надлежит поклоняться, / как наставляет Дух Истины". ... Ученики просили Иисуса: "Равви, поешь!" Он ответил: "У Меня есть пища, о которой вы не знаете". Ученики стали говорить между собой: "Может быть, кто-нибудь принес Ему поесть?" Иисус говорит им: "Моя пища - исполнить волю Того, кто послал Меня, и завершить Его дело. Разве вы не говорите: 'Еще четыре месяца - и наступит жатва'? Но вот, говорю Я вам, поднимите глаза, посмотрите на нивы, как они побелели, созрев для жатвы! Жнец получает и плату свою, / и урожай собирает для вечной жизни, так что радуются одинаково / и тот, кто сеял, и тот, кто жнет. Вот так подтвердилась пословица: / "Сеет один - жнет другой". Это Я послал вас жать ниву, / на которой трудились не вы - там трудились другие, / а вы разделяете с ними / плоды их трудов".* (Ин.4:19-24,31-38) * * * "Воскреснув, Иисус подарил человечеству свободу от небытия; вознесшись - подарил свободу от Самого Себя для встречи с Собой". (Я.К.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2415.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|