=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес! Этот выпуск посвящен главам 20 и 21 Евангелия от Иоанна ( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#20:1 ) и 1-й главе Деяний Апостолов ( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac1.htm#1:1 ). > <..> остается важный вопрос, как христианство должно относиться > к иудаизму, не признавшему Иисуса Мессией. Об этом говорит Новый > Завет, а особенно Павел. Но наша деликатность не должна мешать нам > говорить о воскресении Иисуса и делать из него соответствующие > выводы, даже когда они вызывают трудности. По мысли Луки, долгая > история Израиля, это богатое повествование Писаний, в воскресении > достигает своей цели, своей наивысшей точки, где она должна дать > рождение, в согласии с изначальным замыслом о ней, всемирной миссии, > предложить всем народам отказаться от идолопоклонства и получить > прощение грехов. И как можно понять у Луки, ученики должны взяться > за это дело, потому что в Иисусе перед нами предстоит Бог > в человеческом виде, чему любые идолы служат пародией, а Его крест > дает настоящее прощение грехов, относительно чего любые > жертвоприношения суть лишь прообразы и тени. Другими словами, Лука > не думает, что воскресение это какое-то странное чудо, которое > понадобилось исключительно для того, чтобы вернуть Иисуса к жизни, > или что оно указывает на то, что мы тоже попадем на небо после > смерти; для него это, с одной стороны, исполнение давнишних > обетовании Писания, а с другой начало всемирной миссии, порученной > Богом. > Все эти темы полнее всего раскрываются в Евангелии от Иоанна, > в нескольких трогательных сценах, написанных рукой мастера.{} > В главах 20 и 21 этого евангелия освещаются две основные темы: новый > день и новые поручения. > В главе 20 Евангелия от Иоанна дважды подчеркнуто (в стихах 1 и 19), > что воскресение произошло в первый день новой недели. В этом > евангелии описаны семь знамений, и по композиции их вершиной > является распятие Иисуса в шестой день недели и его пребывание > во гробе в седьмой, что отображает одну неделю старого творения. > А пасхальное утро это уже начало нового творения. Слово, которым > всё сотворено, теперь стало Словом, через которое всё творится > заново. Воскресение тут ни в коей мере не представлено как странное > или изолированное "сверхъестественное" явление, как знак того, что > Бог волен делать, что пожелает, хотя обычно не совершает таких > деяний. Напротив, у Иоанна это начало нового мира, первый день > новой недели, конкретный образ того, что Бог намерен осуществить > во всём мире. Магдалина принимает Иисуса за садовника: > это закономерная ошибка, потому что, подобно Адаму, Он должен > поддерживать порядок в новом Божьем мире. Он пришел выкорчевать > тернии и сорняки, чтобы вместо них насадить мирты и кипарисы, как > это провозвестил Исайя в величественной картине нового творения, > которое появится, когда Слово Божье придет в мир, подобно снегу > или дождю.{Ис.55:11-13} > И одновременно эта картина плохо соотносится с идеей, что "после > смерти мы отправимся на небеса", но она говорит о новом поручении > ученикам, которые должны стать для мира тем, чем Иисус стал > для Израиля: "Как послал меня Отец, говорит он, так Я посылаю > вас".{Ин.20:21} В то же время, как это было и у Луки, ученикам > дается необходимое "снаряжение" Лля исполнения поручения: чтобы > стать посланцами Иисуса в мире, они должны проникнуться его Духом. > Пасха и Пятидесятница неразрывно связаны. Пасха призывала учеников > Иисуса выполнять новую задачу, Пятидесятница дала им необходимые > силы, чтобы эту задачу решить. > В частности, как мы уже могли видеть, Иисус призвал своих учеников > к новому типу +познания+.{} Я уже писал об эпистемологии любви. > Мы привыкли думать о познании объекта субъектом, где объективность > достигается за счет отказа от субъективности. Но такое познание > невозможно, и большая заслуга постмодернизма состоит в том, что > он это продемонстрировал. Мы призваны к иному познанию, которому > нас учит воскресение: быть субъектами, но +отдающими себя, > а не ищущими своего+. Такое познание есть разновидность любви. > История Фомы говорит о таком познании. Он хочет знания, над которым > можно сохранить контроль, объективных фактов и всего, что > им сопутствует. Но когда Иисус предлагает ему проверить факты, > которые Фома требовал предъявить, тот переходит от требований к вере > и исповеданию, воскликнув: "Господь мой и Бог мой!"{Ин.20:28} Эпизод > с Петром в Ин.21 раскрывает другой уровень той же темы: там звучит > ключевой вопрос, отдающийся эхом для всех учеников последующих > столетий, которые старались сохранить верность Учителю, но > не смогли: "Любишь ли ты Меня?" > <Здесь уместно вспомнить знаменитое высказывание философа Людвига > Витгенштейна>: "Только любовь может верить в воскресение". <.....> <...> > <...> вернемся к одной из самых волнующих и глубоких глав > всей Библии к Ин.21. Тут снова на разных уровнях развивается тема > нового поручения, уже намеченная в Ин.20:19-23. Ученики ловили > рыбу, но ничего не поймали. В дело вмешивается Иисус, и их ждет > невероятный улов, однако затем Иисус призывает Петра стать пастырем, > а не рыбаком. Здесь одновременно происходит масса разных вещей, > но в центре всего стоит нелегкая задача: новый образ жизни, новое > прощение, новое принесение плода, новое следование за Иисусом, > которое опаснее и масштабнее прежнего. Это разительно отличается > от гимнов, в которых воскресение Иисуса представлено всего лишь > как доказательство того, что нас ждет блаженный отдых на небесах. > Всё совсем наоборот: воскресение ставит перед нами сложные и опасные > задачи на земле. > Возможно, труд рыбака здесь равноценен "тому, что ученики, как > и весь мир, делали раньше", а труд пастуха "новым задачам > в контексте нового творения". Развивая такую метафору, можно > сказать, что церковь в основном сегодня сосредоточена на "ловле > рыбы", а также помогает другим стать более совершенными рыбаками, но > не на работе пастуха. И действительно, в нашем мире надо помогать > людям лучше в том, что им приходится делать. Иисус помогает нам > в таких трудах. Действительно, церкви необходимо сотрудничать > с окружающим миром. Но если мы только помогаем другим в том, что они > уже делают, мы рискуем упустить из виду самую главную задачу. Как > это произошло с Исайей во время видения в Храме и со многими другими > людьми в Библии и в истории. Петр превратился из рыбака в пастуха, > столкнувшись со своими грехами и получив прощение, когда троекратный > вопрос Иисуса напомнил Петру о его троекратном отречении, а затем > Иисус дал ему прощение, равносильное преображенной жизни, > подчиненной новому поручению. Человек, который не готов услышать > подобные неприятные вопросы, довольствуется тем, что помогает миру > лучше ловить рыбу. Но тот, кто понимает, что воскресший Иисус > прикасается к самым корням человеческого бунта, неверности и греха > и приносит сюда любовь и прощение, может понять, что он призван > пасти овец. Имеющий уши да услышит. > О том же многократно говорят Деяния. Когда Иисус в последний раз > прощался с учениками, они продолжали задавать ему всё тот же вопрос, > который, как они думали, был главным в Его миссии: "Господи, > не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю?" > {Деян.1:6. ...} Многие читатели понимают ответ Иисуса в таком > смысле: "Нет, вы меня неверно поняли", то есть будто он ответил: > "Теперь уже пора забыть о таких вещах, как царство, Израиль и тому > подобное, вместо этого у нас будет совершенно иное дело". > Но я уверен, что если мы хорошо понимаем значение царства и Израиля > и о чём говорится в ответе Иисуса, то мы поймем Его слова иначе: > "О да! Только всё будет непохоже на ваши представления, но чем-то > совершенно иным". > Ученики думают, что восстановление царства в Израиле равносильно > национальной победе, быть может, победе в битве над врагами Израиля. > Но Иисус думает о другом исполнении давно задуманного Богом плана > относительно Израиля и Царства. Он, Мессия Израиля, был воздвигнут > из мертвых, а Мессия Израиля, по свидетельству Псалмов и пророков, > это подлинный Господь всего мира. "Он будет обладать от моря до моря > и от реки до концов земли". {Пс.71:8. Ср. с представлениями > о всемирном царствовании Давида, напр. Ис.9; 11; 42 и др.} В этом > и заключается суть повествования о вознесении, которое идет сразу > после вопроса учеников: как понимал любой житель Римской империи, > тот, кто восходит на небеса, становится божественным Императором. [ Том Райт. Surprised by Hope в русском переводе: Главная тайна Библии: Смерть и жизнь после смерти в христианстве. Перевод с англ.: М.Завалов. // М.: Эксмо, 2009. (гл. 14) стр.286-291./*/ ] ----------------------------- /*/ переводчик о книге: "книга о так называемой "эсхатологии". Пасха в полный рост" http://community.livejournal.com/ortho_book/83964.html?mode=reply Купить книгу можно, например, в этом интернет-магазине: www.my-shop.ru/shop/books/448778.html?partner=02491. к Ин 21:1-23: + + + свящ. Александр Мень: "любишь ли ты Меня больше, чем они?" www.messia.ru/rasylka/008/2203.htm#0 к Ин.21:15-25: + + + Дитрих фон Гильдебранд: Чего требует от нас Бог прежде всего? Нашей любви! www.messia.ru/rasylka/007/1857.htm#0 (+ссылки!) + + + "Если любишь Меня, Петр..." (правосл. богослужение; св. Франциск Ассизский) www.messia.ru/rasylka/005/1177.htm#0 (+ссылки!) * * * к Деян.1: + + + cвящ. Александр Мень: Завершился мессианский путь Сына Человеческого www.messia.ru/rasylka/007/1849.htm#0 (+ ссылки по теме Деян.1:1-12) + + + Общество друзей Священного Писания: Не ваше дело знать времена и сроки [Деян.1:1-26] www.bible-center.ru/book/acts/000 + + + свящ. Александр Мень: ученики Христовы после Вознесения www.messia.ru/rasylka/008/2214.htm#0 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Когда они позавтракали, Иисус говорит Симону Петру: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня больше, чем они? - Да, Господь, ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр. - Паси Моих ягнят, - говорит Иисус. И во второй раз спрашивает его: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня? - Да, Господь, Ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр. - Позаботься о Моих овцах. И в третий раз говорит ему Иисус: - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня? И больно стало Петру, что Он в третий раз спросил, любит ли он Его. - Господь, Тебе все известно, - сказал он Иисусу. - Ты знаешь, что я люблю Тебя. - Паси Моих овец, - говорит Иисус. - Говорю тебе истинную правду: когда ты был молод, ты сам одевался и шел, куда хотел. А когда состаришься, то раскинешь руки свои и другой тебя оденет и поведет, куда не захочешь. Этими словами Он давал понять, какой смертью тот прославит Бога. И, сказав это, говорит Петру: - Следуй за Мной!* (Ин.21:15-19) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2424.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|