=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!




* 22 июня 2009 г. ст.ст., воскресенье  4-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.6:18-23; Мф.8:5-13.





        5 Когда Иисус пришел в Капернаум, подошел к Нему, прося
        о помощи, римский центурион~.

        6  - Господин мой, у меня дома лежит слуга, разбитый
        параличом, он ужасно страдает.

        7  - Я приду и вылечу его, - говорит ему Иисус.

        8  - Господин мой, - возразил Ему центурион, - я недостоин,
        чтобы Ты вошел под мой кров. Только повели словом - и слуга
        мой выздоровеет. (9) Сам я человек подчиненный, но и у меня
        под началом есть воины. И одному я говорю: "Ступай" -
        и он идет; другому: "Иди сюда" - и он приходит; слуге говорю:
        "Сделай то-то" - и он делает.

        10 Иисус, выслушав его, удивился и сказал Своим спутникам:

            - Говорю вам истинную правду: еще ни у кого в Израиле
        Я не встречал такой веры~. (11) Но вот что Я говорю вам:

                многие придут с востока и с запада
                   и усядутся за пиршественный стол
                   вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом
                      в Царстве Небес.
                12 А те, кому было предназначено Царство,
                   будут изгнаны вон, во тьму,
                      где будет плач и зубовный скрежет.

        13  - Ступай домой, - сказал Иисус центуриону, - и пусть будет
        тебе по вере твоей.

        И в тот же час слуга выздоровел.

                ------------------------------------------------------
                *8.5 +центурион+ - командир римского воинского
                *    подразделения численностью в 60-100 человек.

                *8.10 +еще ни у кого в Израиле Я не встречал такой
                *     веры+ - возможно иное понимание: "даже в Израиле
                *     Я не нашел такой веры".

                         ( Мф.8. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой.
                            www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt1.htm#8:5 )



                              * * * * *

> Подлинно,  весьма  много  значило,  что человек, не из число иудеев,
> имел   столь   высокую   мысль   о  Христе.  Мне  кажется,  он  имел
> представление о воинствах небесных,  или  о том, что болезни, смерть
> и  всё прочее так же подчинено Христу, как ему самому воины. Поэтому
> он  и говорил: "...ибо я и подвластный человек...", - т. е., ты Бог,
> я человек; я под властью, Ты же не под властью. Итак, если я, будучи
> человеком  и  находясь  под  властью, столько могу, то гораздо более
> можешь  Ты,  будучи  Богом  и не находясь под властью. <...> Если я,
> говорит  он,    будучи   равен  подчиненным  и находясь  под власть,
> при  малом преимуществе начальства имею такую силу,   что никто  мне
> не  противоречит,   но что  я приказываю,   то   и   делают, хотя бы
> и  различны  были приказания  ("говорю  одному:   "<иди>" - и  идет;
> и другому: "приди" - и приходит"), то гораздо большую силу имеешь Ты.
> <....> обрати внимание на то, как ясно он показал, что Христос может
> управлять  смертью  как  рабом  и  повелевать   как Владыка.   Когда
> он  говорит:  "'иди'  -  и  идет, 'приди' - и приходит", то выражает
> этими  словами  такую  мысль:   если Ты повелишь смерти не приходить
> к  нему,  она  не придет. Видишь ли, какую он имел веру? Он уже ясно
> открыл то,  что впоследствии всем   должно  было открыться, то есть,
> что  <у  Христа  есть>  власть  над  смертью  и жизнью, и <Он> может
> низводить во <врата> ада и возводить. <...> Но, не смотря на то, что
> он  имел  столь  великую  веру,  он  <считал>  себя еще недостойным.
> Христос же, показав, что <тот> достоин того, чтобы придти в его дом,
> сделал  гораздо более, когда удивлялся ему, хвалил его и даровал ему
> более,   чем  он  просил. Он пришел искать телесного здоровья слуге,
> а  возвратился,  получив  царствие. Видишь ли исполнение сказанного:
> "ищите  же  прежде  Царства  Божьего  и  Его  праведности, и это всё
> приложится   вам"  (Мф.6,33)?  Как  скоро сотник явил  великую  веру
> и  смирение,  Христос  даровал  ему  небо  и,  сверх того, возвратил
> здоровье    его     слуге.     И  не  этим  только     почтил   его,
> но  и засвидетельствованием, что он вводится в царство, и какие люди
> из него изгоняются. Отсюда Христос для всех уже делает известным то,
> что  спасение  - от веры, а не от дел Закона. Поэтому этот дар будет
> предложен   не  только иудеям,  но и язычникам,  и последним  более,
> чем  первым. Не  подумайте,   говорит,   что такое  случилось только
> с  сотником;  то  же  будет  со  всей  вселенной.  Здесь  Он говорит
> пророчески  о  язычниках,  и им подает <добрую> надежду. <...> Он же
> говорил  это  для  того,  чтобы  не оставить и язычников в отчаянии,
> и  смирить  гордость  иудеев.  Но  чтобы Своими словами не оскорбить
> слушателей,    и  не подать  никакого   им  повода  к сопротивлению.
> Для  этого  Христос <заводит> речь о язычниках,   не в самом начале,
> а  когда  сотник  подал  случай  к  тому;    и  <прямо не называет>.
> <Он> не сказал:  "...многие из язычников",  но: "...многие с востока
> и  запада",  -  что  означает язычников. А таким образом не оскорбил
> слушателей,   поскольку  сказанное   было   прикрыто.  <.....> никто
> не  должен  думать, что здесь одна только угроза. Иудеям возвещается
> сугубое наказание, язычникам сугубая радость: первым потому, что они
> не только отпали, но и отпали от своего; а последним потому, что они
> не  только  получили,  но  и  получили  то,  чего  не ожидали. <...>
> Сыновьями  же  царства  Спаситель  называет тех, кому было уготовано
> царство.  Это   особенно  уязвляло  иудеев,   когда,   показав,  что
> по  обетованию они пребывают в недрах Авраама, вслед затем тотчас же
> исключает их. <...>

> <.....>  И не этим только приносил Он пользу, но и тем, что во время
> совершения  чудес часто предлагал учение о царстве, и всех привлекал
> к  нему.   Даже  и тем,  которым Он  угрожал  извержением,   угрожал
> не  для того, чтобы извергнуть, но чтобы, устрашив словами, привлечь
> к  царству.  Если же отсюда иудеи не  получали никакой  пользы,   то
> во  всём  виновны  сами  они  и  все страждущие их болезнью неверия.
> Всякому  известно,  что   то же   случилось не только с иудеями,  но
> и  с  уверовавшими.  Иуда  был  сыном  царства,  и  вместе с прочими
> учениками  слышал: "сядете и вы на двенадцати престолах" (Мф.19,28),
> однако сделался сыном геенны. Эфиоплянин же, будучи варваром и одним
> из тех, которые пришли от востока и запада, удостоился венцов вместе
> с  Авраамом,  Исааком и Иаковом. То же и ныне между нами происходит.
> "Многие  же,  говорит  Господь, будут первые последними, и последние
> первыми"  (Мф.19,30). Это  сказал  Он  для того, чтобы как последние
> не  предавались  беспечности,  как  не имеющие сил возвратиться, так
> и  первые  не  надеялись  бы  на  себя, как твердо стоящие. О том же
> предвещал   раньше  и  Иоанн,  говоря:  "Бог  может  из  камней  сих
> воздвигнуть   детей  Аврааму"  (Мф.3,9).  Так  как  этому  надлежало
> совершиться,   то  заранее  и   предвещается, для того,  чтобы никто
> не  смутился странностью вещи. Но Иоанн, как предтеча, говорит о том
> как  о  возможном;   а  Христос  -   как  о несомненно имеющем быть,
> и доказывает это делами.

> Итак,  если  стоим,  не  будем  надеяться на себя, но будем говорить
> себе:   "кто  думает  что  он  стоит,  берегись,  чтобы  не  упасть"
> (1Кор.10,12);  а  если  лежим,  то  не  будем  отчаиваться, но будем
> говорить  себе:  "разве,  упав, не встают" (Иер.8,4)? Действительно,
> многие,  достигнув  <.>  самой высоты неба, показав всякое терпение,
> живя  в  пустынях  и  не  видя  женщины  даже  во  сне, но несколько
> вознерадев,  преткнулись  и  дошли  до  самой  бездны  зла.  Другие,
> напротив,  из  этой  бездны  возвысились к небу, и от позорища <...>
> обратились  к  жизни  ангельской, и столь великую явили добродетель,
> что  изгоняли  демонов  и  совершали много других подобных знамений.
> Такими  событиями  исполнено  Писание,  такими   примерами исполнена
> наша  жизнь.  <....>    Как  кто-либо  из  порочных  будет стараться
> о  добродетели,   <если> он возвращение  к добродетели <и> изменение
> на  лучшее <считает>  невозможным?  Если  и  теперь,  когда и законы
> существуют  и  наказания  угрожают,  когда  многих возбуждает слава,
> когда ожидается геенна и обещается  царство,  когда злые осуждаются,
> а  добрые  восхваляются,  -   если и теперь некоторые едва  решаются
> на   подвиги   добродетели,    то,     по  уничтожении всего  этого,
> что воспрепятствует всеобщему растлению и гибели?

> Итак, познав коварство дьявольское и то, что как указанные люди, так
> и  те,   которые  силятся утвердить учение о судьбе, мыслят противно
> и     языческим    законодателям,    и    божественным   изречениям,
> и естественному  разуму,  и общему мнению  всех  людей, и  варварам,
> и  скифам,  и  фракиянам,  и  всем  вообще,  -  будем, возлюбленные,
> бодрствовать     и,       оставив  всех  этих противников    истины,
> будем шествовать  <узким>  путем  с надеждой и страхом: со страхом -
> по причине <обрывов,  подстерегающих нас  повсюду>;  с надеждой же -
> потому,   что    Иисус   <идет>  перед нами.   Пойдем   с трезвостью
> и бодрствованием. Если  кто  хотя  <бы  немного>  задремлет,  тотчас
> низринется.   Мы не  осмотрительнее  Давида,   который,    несколько
> вознерадев,  упал в самую бездну греха. Впрочем он и восстал  скоро.
> Взирай  поэтому  не  на  то только, что  он согрешил,  но  и  на то,
> что  очистил  свой  грех.  Для этого и написана история его падения,
> чтобы ты не взирал на его падение, но удивлялся его восстанию; чтобы
> ты  знал, как после падения ты должен восставать. Как врачи, выбирая
> самые  трудные  болезни,  описывают  их  в  книгах  и научают других
> способу  врачевания,  чтобы  последние,  узнав  труднейшие  болезни,
> удобнее  могли  преодолеть  слабейшие, так точно и Бог сделал явными
> самые  великие  грехи  для  того,  чтобы те, которые впадают в малые
> грехи, могли через то удобно исправлять их. В самом деле, если могли
> быть  очищены  большие грехи, то тем более меньшие. Итак рассмотрим,
> как  тот  блаженный  муж изнемог, и как он восстал в скором времени.
> Какой  же был образ изнеможения? Он учинил прелюбодеяние и убийство.
> Я не стыжусь громогласно возвещать об этом: если Дух Святой не почел
> постыдным  изложить  всю  эту  историю,  то  тем более нам не должно
> скрывать  ее.  Поэтому  я не только возвещаю об этом, но нечто и еще
> присоединяю.  Те,  которые скрывают падение Давида, весьма помрачают
> добродетель  этого  мужа.    И  как  умалчивающие  о  его   сражении
> с Голиафом, лишают его  немалых  венцов, так  точно поступают  и те,
> кто  оставляют  без внимания  настоящее повествование.   Может быть,
> мои слова кажутся странными? Но подождите немного, и вы узнаете, что
> это  сказано  нами  справедливо.    Я  для  того  увеличиваю   грех,
> и  представляю  дело  в  более странном виде, чтобы в большем обилии
> приготовить  врачевство.  Итак, что же мне присоединить? Добродетель
> человека.  Это  увеличивает и его вину: не одинаково ведь осуждается
> всё  во  всех. "Сильные, - говорит Писание, - сильно будут истязаны"
> (Прем.Сол.6,6).    И:   "который знал    волю   своего    господина,
> и  не  исполнял, бит будет много" (Лк.12,47). Следовательно, большее
> ведение служит причиной большего наказания. Поэтому иерей, впадающий
> в  одинаковые  грехи  с  подчиненными  себе,  не  одинаковым  с ними
> подвергается наказаниям, но гораздо тягчайшим. Может быть, вы, видя,
> что  вина  возрастает,  трепещете и устрашаетесь, и удивляетесь мне,
> как будто бы я хожу по стремнинам; но я столько уверен в праведнике,
> что   простираюсь  еще  далее.  Чем более  увеличу вину,   тем более
> в  состоянии  буду  восхвалять Давида. Но можно ли, спросят, сказать
> что-либо  более  этого?  Можно.  Именно: как Каин совершил не только
> убийство, но и худшее многих убийств, - поскольку он убил не чужого,
> но  брата,  и  брата  не  обидевшего, но обиженного, не после многих
> убийц, но первый изобрел такое злодеяние, - так и здесь преступление
> состояло  не  в одном только убийстве, потому что не простой человек
> совершил   его,  но  пророк,  убил  не  обидевшего,  но  обиженного,
> поскольку   этот  последний  был   уже обижен    в то время,   когда
> была  похищена  жена,  и  таким  образом  к этому преступлению Давид
> присоединил еще новое. Видите ли, как я не пощадил праведника, и как
> без всякого послабления рассказал его поступки? <.....>

<...>

> <.....>  Если же хотите подробно знать мудрость Давида, то, прочитав
> историю его после греха, можете увидеть его надежду на Бога, любовь,
> возрастание  в добродетели и старание до последнего издыхания. Итак,
> имея  такие  примеры,  будем бодрствовать и остерегаться от падения.
> Если  же  и  случится  нам  пасть, то не будет лежать. Я не для того
> упомянул о преступлениях Давида, чтобы повергнуть вас в беспечность;
> но  для того,    чтобы  большее    произвести   опасение.  Если даже
> этот праведник, несколько вознерадевши,  подвергся таким  страданиям
> и   получил   такие  раны,  то  чего  не  потерпим  мы,  каждодневно
> предающиеся  беспечности?  Итак, познавши его падение, не предавайся
> нерадению,  но  представь, сколько он совершил и после него, сколько
> пролил  слез,  сколь  великое  являл раскаяние, день и ночь испуская
> источники  слез  и  омывая  ими  постель,  и  сверх того,  облекаясь
> во власяницу. Если же для него потребно было такое поведение, то как
> мы  можем  спастись,  не смотря на множество преступлений не имеющих
> сокрушения?  Кто  еще  имеет  великие  добродетели, тот удобно может
> покрыть ими грехи; не имеющий добродетелей, откуда бы ни был поражен
> стрелой,  получает смертельный удар. Итак, чтобы этого не случилось,
> вооружим   себя   добрыми   делами,   и,  если  совершим  какое-либо
> преступление,  будем очищать себя, чтобы, <проведя теперешнюю> жизнь
> во  славу Божью, удостоиться нам наслаждения будущей жизнью, которую
> мы  все  да  сподобимся  получить благодатью и человеколюбием нашего
> Господа  Иисуса  Христа,  Которому  слава  и  держава во веки веков.
> Аминь.
                [ свт. Иоанн Златоуст.
                  из Беседы 26 на Ев. от Матфея (8:5-6).
                  www.krotov.info/library/i/zlatoust/mt_26.html ]
 



 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        "Скажи же только слово, пока еще не приходи..."
          www.messia.ru/rasylka/007/1883.htm#0 (+ссылки!)



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090605/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-06-2009






# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Вас освободили от рабства греху,
 но для того, чтобы вы стали рабами добра -
 я говорю таким языком из-за человеческой непонятливости,
 чтобы вам было яснее.
 И как некогда вы отдали себя в рабство нечистоте и пороку,
 для дурных дел, -
 так теперь отдайте себя в рабство добру, чтобы посвятить себя Богу.
 Когда вы были рабами греха, вы были свободны от добра.
 Какую пользу вы от этого получили?
 Получили то, чего теперь стыдитесь, а в конечном итоге - смерть.
 Теперь же, свободные от греха, рабы у Бога,
 вы получаете в награду освящение, а в конечном итоге - вечную жизнь.
 Плата, которую платил грех, - смерть,
 а Божий дар - вечная жизнь
 в единении с Иисусом Христом, Господом нашим.* (Рим.6:18-23)
                                * * *
*Уйдя оттуда, Иисус пришел в синагогу. Там был человек с сухой рукой.
   -  Разрешено ли в субботу лечить?  -  спросили у Иисуса.
   На самом же деле они искали, в чём Его обвинить.
   -  Найдется ли среди вас человек, который,
   имея одну-единственную овцу, не вытащит ее, если она в субботу
   упала в яму?  -  ответил Иисус. - А человек ведь много дороже овцы.
   Так что делать добро в субботу разрешается. - Потом Он говорит
   тому человеку:  -  Протяни руку. Тот протянул  -
   и рука стала здоровой.* (Мф.12:9-13)
                                * * *
"Да приидет Благодать, и да прейдет мир сей!" (Дидахэ)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2438.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»