=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!




* 29 июня 2009 г. ст.ст., воскресенье  5-е по Пятидесятнице.
  Память первоверховных апостолов Петра и Павла.
  литургические чтения: (рядовые:)  Рим.10:1-10; Мф.8:28-9:1;
          (посвященное апостолам:)  2Кор.11:21-12:9; Мф.16:13-19.

С праздником!

* 30 июня 2009 г. ст.ст., понедельник.
  память славных и всехвальных 12-ти апостолов
  литургические чтения: (рядовые:) Рим.16:17-24; Мф.13:10-23;
          (посвященное апостолам:) 1Кор.4:9-16; Мк.3:13-19.



к рядовому апостольскому чтению воскресенья:
 + + + митрополит Сурожский Антоний:
        Закон Ветхого Завета и Закон Жизни
         www.messia.ru/rasylka/008/2250.htm#0
                                    (+ссылки)

к рядовому евангельскому чтению воскресенья:
 + + + "Уйди!" (свт. Иоанн Златоуст, митрополит Антоний и др.)
                www.messia.ru/rasylka/008/2251.htm#0 (+ссылки)


                                * * *

@       13 Придя в земли Кесарии Филипповой, Иисус спросил
        Своих учеников:

@           - Кем считают люди Сына человеческого?

        14 - Одни говорят, что Ты  - Иоанн Креститель, другие  -
@       что Илья, а некоторые   - что Иеремия или один
        из пророков,  - ответили они.

        15 - А вы кем считаете Меня?  - спрашивает их Он.

@@      16 - Ты  - Помазанник, Сын Живого Бога,  - ответил Симон Петр.

        17 - Ты счастливый человек, Симон, сын Ионы,  - сказал Он,  -
@       потому что тебе открыли это не люди, а Мой Небесный Отец.
        (18) Поэтому Я говорю тебе:

@               ты  - Скала,
@                  и на этой скале Я возведу Мою Церковь,
@                  и даже силам преисподней ее не одолеть.
                19 Я дам тебе ключи от Царства Небес,
@                  и то, что ты запретишь на земле,
                      запретят на небесах,
@                  а что разрешишь на земле,
                      разрешат на небесах.


                -------------------------------
*               @16.13 +Кесария+ называлась +Филипповой+,
*               чтобы отличить ее от Кесарии Приморской, расположенной
*               на берегу Средиземного моря и ставшей резиденцией
*               римских наместников. Кесария же Филиппова
*               была расположена у истока Иордана, на склонах
*               горы Гермон.
*               +Сына человеческого+ (арам. бар-наш(а),
*               сын человека) - в ВЗ это словосочетание
*               часто встречается в значении "человек, смертный,
*               смертное существо". Но в апокалиптической литературе
*               и особенно в Дан 7-9 Сын человеческий -
*               это возвышенная и таинственная личность,
*               представляющая народ Божий Израиль, в отличие
*               от зверей, которые олицетворяют мировые
*               империи. Он шествует по облакам, и Ему дана
*               власть, слава и царство. Еще величественнее предстает
*               Он в 1 Книге Еноха (она не вошла в канон Священного
*               Писания, но была широко распространена и почитаема
*               в I в. н.э.). Здесь Он - Мессия и Ему дана власть
*               судить живых и мертвых. Правда, неизвестно время,
*               когда были созданы главы этой книги, повествующие
*               о Сыне человеческом (их нет на еврейском языке,
*               они существуют только в переводех - так называемый
*               Эфиопский Енох). Некоторые ученые полагают, что
*               они написаны после 70 г. н.э. Кроме того, в арамейском
*               языке это словосочетание означало "некто,
*               некий человек" и употреблялось в тех случаях,
*               когда человек из скромности или из нежелания говорить
*               о предстоящих ему страданиях или смерти вместо "я"
*               говорил о себе в третьем лице как о "некоем человеке"
*               (ср. 2Кор 12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает
*               "одного человека", имея в виду себя). В Евангелиях
*               Иисус всегда называет себя в третьем лице -
*               Сыном человеческим. <....> этот титул не указывает
*               на одну из природ Иисуса, но скорее всего тесно связан
*               с титулом Мессии, пришедшего не как победоносный Царь
*               народных чаяний, но как страдающий Служитель Яхве,
*               исполнивший пророчества Исайи (Ис 52.13-53.12).
*               В некоторых рукописях: "Меня, Сына человеческого".

*               @16.14 Люди верили, что во исполнение пророчества
*               Малахии (Мал 4.5) перед приходом Помазанника Божьего
*               на землю вернется пророк +Илья+, чтобы подготовить
*               к этому народ. Другие же предполагали, что вернутся
*               такие древние пророки, как Иеремия, Исайя и др.

*               @16.16 +Помазанник+ или греч. Христос (евр. Маш`иах) -
*               долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению
*               народа, должен был свергнуть иноземное иго
*               и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно
*               эта фигура земного могущественного царя и полководца
*               всё чаще видится в эсхатологическом свете: Он появится
*               в конце времен, перед наступлением Царства Бога,
*               и принесет победу не только над земными врагами
*               народа Божьего, но и освобождение от грехов. С Его
*               приходом установится мессианское царство мира с Богом,
*               счастья и изобилия.
*               +Бог+ назван +Живым+, в отличие от языческих идолов,
*               которые были неживыми, так как были сделаны
*               человеческими руками.

*               @16.17 +люди+ - дословно: "плоть и кровь", так
*               в Библии часто называется человечество, люди
*               (ср. Гал 1.16).

*               @16.18 +Скала+: Петр (арам. Кеф`а) - прозвище, данное
*               Симону Иисусом, означает "камень, скала" (см. к 4.18).
*               Словом +Церковь+ переводится греческое слово
*               "экклес`ия", которое значит "собрание". В НЗ всегда
*               в значении как местной общины верующих, так и всего
*               собрания народа Божьего, но так никогда не называется
*               помещение, в котором собираются христиане.
*               +Силам преисподней+ - дословно: "вратам ада".

*               @16.19 +запретишь... разрешишь+ - существуют
*               два основных понимания слов "запрещать" и "разрешать":
*               1) отменять старые и устанавливать новые правила;
*               2) осуждать и прощать.

                         ( Мф.16. Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой.
                            www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt2.htm#16:13 )

                                * * *

>     Мф.16,16 +Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога
>                                                              Живого+
                                                    (Мк.8,29; Лк.9,20)


> Иисус  спрашивает  учеников,  кем  они  считают Его, кем считают Его
> другие.   Бог  поступает  прямо  противоположно  богословам, которые
> лишь  объясняют,  Кто Он такой, и никогда - не спрашивают. Богословы
> не  спрашивают людей, редко спрашивают и Бога. Конечно, кого считать
> богословом?   А  кого  считать   плотником?   программистом?   Того,
> кто  зарабатывает  этим  занятием себе на жизнь. В современном мире,
> таком, казалось бы, "секулярном", тысячи люди кормятся лишь тем, что
> не  просто  говорят  о  Боге,  а обучают  знаниям о Боге. Когда  это
> в  церковных  заведениях,  полбеды -  тут  нет противоречия. Но ведь
> в государственных заведениях преподают.

> Порок  здесь  наказан  иронией судьбы. Государство по инерции платит
> богословам,  как  платили  в  Средние  Века,  в  XIX веке, но теперь
> богословом наилучшим считается тот, кто учит, что Иисус не есть Бог,
> кто  хихикает  при  одной  мысли  о  том,   что Воскресение -  факт,
> и  снисходительно  улыбается,  встретив  утверждение,  будто Иисус -
> Богочеловек.

> Поэтому Иисус не удовлетворяется ответом Петра - напротив, Он потому
> и  начинает  говорить   о  Своей  смерти,    о  Своём   воскресении,
> чтобы  поставить в центр не вопрос о словах и их значении в таком-то
> веке или в другом,  у таких-то людей или у других,  а вопрос о теле,
> о  человеке,  о  смерти,  которая  -  одна  в  любое  время, в любой
> культуре.       Труп    не   поддаётся    никаким   перетолкованиям.
> Из-за  человеческой  склонности  к  интерпретациям  Богу  приходится
> перейти  от  слов  к  телу,   стать  трупом,   чтобы  главным   было
> не услышанное, а увиденное.

> Антихристианство, утверждающее себя как самое истинное христианство,
> стоит  на  мифе  о  Невоскресении,  на  мифе  о том, что где-то есть
> гробница,   в  ней  же  лежат  останки  Иисуса,  на  мифе  абсолютно
> недоказанном и недоказуемом, зато поддерживаемом всей силой антиверы
> государственных   мужей,    учёных   с   оксфордскими      дипломами
> и  геттингенскими  титулами. Есть и в христианстве подобные типажи -
> только   государства    другие,    дипломы  других    университетов,
> но  надменность  и  глухота  те же. Но стоит христианство не на этих
> слонах   и черепахах,   а   на том же,  на чём  стояло   изначально:
> на  слабых, на бессильных, на верующих в то, что Бог Ветхого Завета,
> Бог  бури  и мощи, и Бог Нового Завета, Бог беззвучный и бессильный,
> есть один и тот же Бог.

>                                  *

> Иисус  спрашивает  учеников,  кем  они  Его считают, кем Его считают
> другие.   Пётр говорит:  "Ты - Христос". Иисус хвалит Петра,  однако
> не  говорит,  что  неправы  те, кто считает Его вернувшимся на земле
> Илиёй    или Предтечей.   Да,  назвать   Иисуса   Илиёй  -   ошибка,
> но  "христос",    "помазанник"  -  тоже   не  "в яблочко".    У Бога
> нет  "яблочко".  Любое  описание  Бога  неверно.  Называть Его "бог"
> "(санскритское  "бхаг",  "кормилец"),    называть    Его    "Он",  -
> тоже неверно, причём не просто неверно, а приблизительно верно.

> Считается,   что  часы,   которые  стоят, лучше часов, которые идут,
> но  приблизительно,  потому  что  стоящие два раза в день показывают
> точное  время.  Правда,  неизвестно, когда именно. Так и с описанием
> Бога  - Он неописуем, можно Его не описывать и не называть, но тогда
> мы  не  узнаем Бога. Потому что Бог создал нас способными к описанию
> Бога,  пусть даже к приблизительному.  А точно  описать  Бога  может
> лишь Бог.

> Бог  -  не Бог,   Христос  -  не Христос.   В конце концов, и  любой
> человек  -  не  своё имя. Назвать первого ребёнка Примом, третьего -
> Третьяком...  Дочь  -  Вера...  Ну  что в Розе от розы? Шипы? Максим
> обязательно  крупный,     рослый,  толстый?   Так    что ж   теперь,
> имена отменить и ввести номера на запястье? Было, было...

> Надо называть Бога даже приблизительными именами!   Это не Ему надо,
> а нам,  чтобы  начать  приближаться к Нему.   Да,  Бог -  не деньги,
> но можно назвать Его сокровищем, чтобы не считать сокровища - богом.
> Можно  назвать Бога царём, чтобы не обожествлять царей. Ты помешался
> на автомобилях? Скажи о Боге: "Мой любимый автомобиль" - ты увидишь,
> чего  стоят  автомобили  на  самом  деле. Всё, что мы  любим,  можно
> и нужно приложить к Богу. Называли Бога женихом - это хорошо говорит
> о  женщинах.  Назови Бога своей невестой, своей Любимой - и подумай,
> любишь  ли  ты  свою  любимую  так,  как Бога, а Бога - как любимую.
> Любовь  - единственная   метафора,    которая не от человека к Богу,
> а  от Бога к человеку, ибо Бог есть любовь. Автомобили, мази, деньги
> делают   люди.   Любовь  -  делает   Бог,    человеческая  же любовь
> лишь  дешёвое,  в  мягком  переплёте  и,  соответственно,  с  быстро
> выпадающими страницами издание Божией любви.

> Наши   слова,  обращённые  к  Богу,  остаются  словами,  сотрясением
> воздуха.  Мы  плохо  любим и заменяем любовь - словами. Бог же любит
> так, что ни одного слова не говорит, и мы знаем Бога через творение.
> Космос, планеты,  звёзды  -   Его  слова.  Сын  Божий, Слово Божие -
> это  Иисус,  не  записка-валентинка,  а живой, полнокровный человек.
> Может  быть,  и  человек  в  раю  сможет так заговорить, чтобы слово
> становилось  плотью.  Но  уже  и сейчас, обращая к Богу наши слабые,
> картонные,  хлипкие  слова,  мы воскресаем к жизни вечной уже в силу
> этого обращения.

                              * * * * *
>          Мф.16,17 +Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон,
>     сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец
>                                              Мой, Сущий на небесах;+

> (У Мк. и Лк. в этом эпизоде данная реплика отсутствует.)

> Разговор  Иисуса с учениками о том, кем Его считают люди и они сами,
> обычно  воспринимают  как тупик: вот, Петр обозначил, что Иисус есть
> Сын  Бога Живого, Спаситель его похвалил, вот и чудненько, всё ясно.
> Давайте  повторять,  взявшись за руки: "Сын Бога Живого, Живого Бога
> Сын".  Но  ведь Господь говорил о том, что Петр счастлив, потому что
> получил  Духа  Божия и в этом Духе  увидел  богочеловечество Иисуса.
> А  вот  чего  Господь  не говорил: что этим, и только этим, и должно
> ограничиваться     наше  представление о Нём. Никаких  разговорчиков
> про   Троицу,  никаких  "ипостасей"  и  прочих  тонкостей.  Да  нет:
> пожалуйста,  двигайтесь  дальше,  если  понадобится.  А затем каждое
> новое  поколение  христиан двигалось дальше, потому что надо, потому
> невозможно  веровать  в  Иисуса и не вглядываться в Него. И при этом
> каждое новое поколение богословов, увидев нечто, торопилось опустить
> шлагбаум  и сказать: "И сверх этого мудрить не надо".Не надо, верно,
> но приходится. Потому что чем больше веры, чем различимее становится
> Христос,  тем больше  Он   непонятен.   Кто  Он,  этот  Богочеловек,
> Сын Божий, Мессия? Кто Он именно как Сын Божий, как Воскресший? Чего
> Он ждет  от меня? Блаженны мы, верующие в Христа,  что   нам  открыт
> Его  Лик,  но   еще  больше  мы  блаженны,  если мы не успокаиваемся
> и  продолжаем  взглядываться  в этот Лик, не как подчиненные, не как
> равные, но как призванные, да не совсем расслышавшие.

                              * * * * *

>        Мф.16,18 +и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам
>                             Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;+

> (У других евангелистов нет.)

> "Ворота"  в  еврейском  городе  -  место,  где собирались старейшины
> судить  спорщиков  (Втор  21,19,25,7).  Ворота во многих культурах -
> символ перехода из одного места, из одного состояния в другое, место
> самое  уязвимое и потому нуждающееся в особой защите и освященности.
> Бог  говорит  через пророка Захарию: "Я определил в эти дни соделать
> доброе  Иерусалиму   и  дому Иудину;  не бойтесь!  Вот дела, которые
> вы  должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно
> судите  у  ворот  ваших"  (чтение  Сырной  пятницы).  Поэтому, когда
> сторонники   единства   Церкви  считают  препятствием  для  единства
> судебные  полномочия  епископа   Рима  и  утверждают, что единство -
> в отказе от суда,  в том,  чтобы все епископы  были просто  равны, -
> это лукавство. В этом падшем мире суд есть не зло, а средство борьбы
> со  злом.  Иерархия  созидается  именно  для того, чтобы человек мог
> найти  управу  на  неправедный  суд  своего  духовника,  настоятеля,
> епископа.   Без  суда  невозможно  прощение.  Суд,  однако,  создает
> ситуацию  постоянного  риска  -  а  вдруг не удастся судить по Богу,
> говоря  друг  другу   истину, но  миролюбно? Не надо этого  бояться.
> Это  было  и будет, но бояться этого не надо. Не надо бояться Церкви
> на камне,   но надо понимать, что Церковь   на камне так же непохожа
> на  триумфалистские  церкви,  обвешанные  гвардейцами, полномочиями,
> инквизиторами,  как  хождение  по  водам  непохоже  на  водное поло.
> Церковь есть не соревнование ради победы, а суд ради мира.

                [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_16.htm;
                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_17.htm;
                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_18.htm ]

                                * * *

Другие размышления о. Якова Кротова:
 + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_13.htm
              ("Иисус спрашивал учеников Своих...")
 + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_14.htm
                   ("одни за Иоанна Крестителя...")
 + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_15.htm
                   ("а вы за кого почитаете Меня?")
 + + + www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/16_18.htm
                               (еще о "вратах ада")

+ + + Свящ. Яков Кротов о папстве
(стихи Мф.16:18-19 являются главным обоснованием католической доктрины
 о первенстве и власти римского первосвященника):
  www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/4b_papa.htm

+ + + В.Н.Кузнецова - Комм. к Мф.16:18 ("ты - Скала...")
               www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1618.htm#0

                                * * *

+ + + митрополит Сурожский Антоний:
       память святых апостолов Петра и Павла
        www.messia.ru/rasylka/007/1901.htm#0
                                     (+ссылки)

                                * * *

к апостольскому чтению дня памяти 12-ти апостолов:
 + + + В.Н.Кузнецова: "Я прошу вас: следуйте моему примеру"    
                       www.messia.ru/rasylka/008/2244.htm#0

к еванг. чтению этого дня:
 + + + еп. Томас Райт: Призыв следовать за Иисусом
              www.messia.ru/rasylka/008/2233.htm#0

по теме праздника:
 + + + свящ. Александр Мень: 12 апостолов. младенцы
        www.messia.ru/rasylka/005/1202.htm#0
 + + + он же: апостольская Церковь
        www.messia.ru/rasylka/003/489.htm#0
 + + + Романо Гвардини: что такое апостол?
        www.messia.ru/rasylka/003/531.htm#0


                                * * *

Эти дни в календаре РПЦ:
        http://days.pravoslavie.ru/Days/20090629.htm;
        http://days.pravoslavie.ru/Days/20090630.htm






# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*То, что я сейчас скажу, конечно, не от Господа.
 В этой затее с хвастовством я буду говорить как дурак.
 Раз многие считают допустимым хвалиться,
 как это делают люди этого мира,
 похвалюсь и я.
 Вы же такие мудрые и с удовольствием т`ерпите дураков!
 Терпите, когда вас закабаляют, когда обирают, когда вами помыкают,
 когда чванятся, когда угощают пощечинами...
 К стыду своему признаюсь, тут мы, как видно, оказались слабоваты!
*Пусть кто угодно претендует на что угодно -
 я всё еще говорю как дурак -
 я претендую на то же!
 Они евреи? И я!
 Израильтяне? И я!
 Потомки Авраама? И я!
 Служители Христа?
 Может, я в уме помешался, но всё же я говорю: я больше!
 Больше изнурял себя трудами, больше был в тюрьмах, бит без счета,
 не раз смотрел смерти в глаза.
 Пять раз получал по тридцать девять ударов плетью от евреев;
 трижды меня били палками римляне; однажды побит камнями;
 трижды терпел кораблекрушение и сутки провел в открытом море.
 Я постоянно в пути, постоянно в опасности:
 от разлива рек, от разбойников, от соплеменников, от язычников.
 А опасности в городах, в безлюдных местах, в море, от лжебратьев...
 Изнурительный труд, бессонные ночи,
 голод и жажда, жизнь впроголодь, холод и нагота...
 И кроме всего этого и того, чего я не перечисляю -
 еще каждодневный груз забот обо всех церквах...
 Кто-то ослабевает - разве я не слабею?
 Кто-то спотыкается и падает - разве я весь не горю?
*И если всё-таки надо чем-то похвалиться,
 похвалюсь тем, в чём видна моя слабость.
 Бог и Отец Господа Иисуса - да будет Он благословен вовеки! -
 знает, что я не лгу.
 В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все ворота Дамаска,
 чтобы схватить меня,
 но меня спустили в корзине через отверстие в стене,
 и я от него спасся.
*Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет.
 Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом.
 Я знаю одного христианина, который четырнадцать лет тому назад
 (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает)
 был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо.
 Да, я знаю такого человека.
 Наяву или в видении, не знаю, один только Бог знает,
 он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова,
 которые человеку нельзя разглашать.
 Вот таким человеком похвалюсь,
 а собой хвалиться не буду, разве только своими слабостями.
 Ведь даже если я захочу похвалиться,
 то не буду говорить как дурак, а скажу чистую правду.
 Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит,
 что я лучше, чем кажусь ему, когда он видит меня или слышит.
 Мне ведь были такие откровения!
 И потому, чтобы я не заносился,
 Бог дал мне занозу в тело - ангела Сатаны,
 он меня колотит, чтобы я не заносился.
 Трижды взывал я к Господу, моля избавить от него.
 Но Он сказал мне:
 "Тебе достаточно Моей любви.
  Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости".
 И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями,
 чтобы обитала во мне сила Христа.
 И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня оскорбляют,
 доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа!
 Ведь, когда я слаб, лишь тогда я силен!* (2Кор.11:17-12:9)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2441.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0



********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»