=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!




* 27 июля 2009 г. ст.ст., воскресенье 9-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.3:9-17; Мф.14:22-34.




> <...>  очень  часто  думают,  будто  люди  не  молятся,  и попытался
> объяснить,   что это  иллюзия, что люди молятся.  Молятся всё время,
> со   всем   порывом,   всей  жаждой,  голодом,  отчаянием,  со  всем
> устремлением     души,     и    чтобы     сделать    нашу    молитву
> актом     богопоклонения, -      поклонения,  обращенного    к Богу,
> существенно  -  ясно  осознавать,  кому  мы молимся, к кому обращаем
> глубинный крик нашей души и всего нашего существа. Я упомянул также,
> что  очень  часто  говорят, что в наши дни почти невозможно молиться
> Богу;   обычно  это  объясняют тем,   что   мы  полностью  погружены
> в  обыденную  жизнь,   вовлечены  в нее по уши,  а Бог  не вовлечен,
> не  связывает  Себя,     Бог  в безопасности  на  Своих бесстрастных
> и  удобных  небесах.  И это очень важно, потому что если правда, что
> Бог  сотворил  нас,  пустил  в  жизнь, а потом удалился в незыблемый
> покой,  в то время как мы должны противостоять всем трагедиям жизни,
> тогда  нам чрезвычайно  трудно находить с таким  Богом  общую  почву
> для молитвы.

> Однако  я думаю, что думать о Боге в таких терминах значит клеветать
> на Него.    Мне   хотелось бы   рассмотреть   с вами    два  отрывка
> из  Евангелия,  две бури на Генисаретском озере. Их описания похожи,
> но  не  идентичны, и по-видимому являют два аспекта проблемы, потому
> что   они   показывают   даже   в   личностях  апостолов  поведение,
> свойственное  всем нам. Общая схема такова: апостолы пересекают море
> на  маленькой  лодке. В одном случае Господь вместе с ними; в другом
> Он  остается  на берегу и должен догнать апостолов по водам. В обоих
> случаях,   апостолов в море застает буря,  и они вынуждены  бороться
> за  свою  жизнь.  В обоих случаях захваченные бурей апостолы борются
> изо  всех  сил,  со всем умением, храбростью, умом и опытом. В обоих
> случаях  по  видимости  вся  их  опора  - маленькая скорлупка лодки,
> которая отделяет их от надвигающейся, почти неизбежной смерти. И что
> же  происходит?  Они  борются,  почти  доходят до отчаяния - и видят
> Христа, идущего в буре. Первая их реакция - вскричать от страха. Это
> +не может быть Христос+.

> Евангелие  говорит,   что   апостолы   приняли   присутствие  Христа
> за  явление  призрака. Это не может быть Христос, потому что для них
> Христос   -   Владыка  гармонии,  Он  несовместим  с  окружающей  их
> смертельной  опасностью,  несовместим  с  бурей  и  с их бедственным
> положением.  Они  вскрикивают, потому что это не может быть Христос:
> если бы это был Христос, буря должна была стихнуть.

> Разве   не  так  мы  поступаем,  когда  на  нас  обрушивается  буря?
> Происходит  ли буря у нас в семье, или в нашей собственной душе, или
> она   охватывает   большее     количество   людей,      общественные
> или  политические структуры,  народы, -  стоит возникнуть  буре, как
> мы  считаем, что Господь отсутствует и уж точно Его нет в сердцевине
> бури.  И  однако,   вот что  говорит Христос: "Не  бойтесь, это  Я".
> Он  здесь,  в  самой сердцевине бури, там, где мы не ожидали, потому
> что  Он  в той  же  мере Господь бури, как  и Господь  тишины,  мира
> и гармонии.  Нам трудно это   понять,   но   мы можем это   пережить
> в   точности,  как апостолы. Если посмотреть  на поведение апостолов
> в  этой ситуации, то мы видим,  что они  устремлялись к берегу;  все
> их  усилия были направлены на то,  чтобы  избежать  бури, уклониться
> от нее, оказаться в безопасности на твердой земле. Господь шел прямо
> в  центр ситуации. Вы, должно быть, слышали выражение "око урагана".
> Это  точка  наивысшего  напряжение,  где  вся  ярость  ветра  и бури
> схлестнулись   в   сокрушительном   противостоянии.   И   эта  точка
> абсолютного покоя,   поскольку здесь все силы напряжения встречаются
> и  уравновешиваются.   В  этой  точке - равновесие не мира и  покоя,
> а противостояние всей грубых,  сокрушающих  сил: и здесь Христос. Он
> в  точке,  где  встречается все напряжения, в точке  слома, в точке,
> где  возможно  быть  только  сокрушенным  или,  если  предпочитаете,
> распятым.  И  если среди этих образов спросить себя, кто же в центре
> событий?  -  это  Христос.   Он,  а не ученики,  которые ищут защиты
> от смерти в маленькой лодке и стремятся к ближайшему берегу.

> И  это  мы делаем постоянно. Мы ищем защиты от ярости бури, но и эту
> защиту  мы  пытаемся использовать, чтобы быть как можно ближе к краю
> бури.  Мы  никогда не рискнем войти в ее сердцевину. Петр попытался,
> узнав голос Христа,  сказал: "+Если+    это  Ты,  повели мне  прийти
> к   Тебе".    В   эту   минуту,   услышав  голос,   узнав   Господа,
> он   почувствовал,     что     быть  с  Ним   важнее,   существеннее
> самой безопасности,  важнее  защиты, которую дает скорлупка-лодочка.
> И Христос  сказал: "Иди",  и Петр покинул  безопасность лодки, вышел
> в  бурю.  И  пока у него было одно только желание - быть с Господом,
> быть  там,  где  Господь,  где  и   есть наше реальное  место,  пока
> он   смотрел    только    на  Господа,    он    мог идти  по  водам,
> мог противостоять напору ветра; он шел к Богу. Но вдруг он вспомнил,
> что  может  утонуть, что идет по воде, а вокруг бушует буря, и начал
> тонуть,  -  и в эту минуту Христос взял его за руку. "Господи, спаси
> меня,   погибаю!". Тут  же   они  оказались   в  лодке,     и  лодка
> сразу  оказалась  у  берега.    В  ответ   на  потерю  веры   Петра,
> на вернувшееся самосознание Христос смиренно ответил, протянув руку,
> вернув Петра в безопасность, дав безопасность всей группе апостолов.
> Но  не  в этом наше призвание: наше призвание не в том, чтобы искать
> безопасности, не в том, чтобы обращаться к Господу с мольбой: "Спаси
> нас  от  опасности!"   Наше призвание - быть там, где Господь, в той
> точке, где ярость бури находится в равновесии, потому что напряжение
> достигло здесь наибольшей силы.

> Другой  образ -  еще  одна буря.  Та же общая схема, только  Господь
> вместе с апостолами. Апостолы  борются    за жизнь, а Христос  спит.
> Мало  того,  Евангелие  говорит:  Он  спит  "на возглавии". Апостолы
> борются  за жизнь, смерть повсюду, а Христос не только спит, Он спит
> с удобством.

> Разве  не  это мы чувствуем во множестве случаев?  Мы сражаемся,  мы
> в  опасности,   в  борьбе, а  Он-то  в Своих  уютных  небесах, ничем
> не  рискует,  Он бессмертен, для Него нет опасности. Его нет с нами.
> И  апостолы  обращаются   ко  Христу  (скорее  даже   набрасываются:
> в   греческом тексте употреблено слово "ярость").  Они не обращаются
> к Нему  со  словами:   "Господи,  у  Тебя    вся    власть  на земле
> и  на  небесах, скажи слово, и все будет в порядке". Они употребляют
> слова, звучащие по-гречески как: "Тебе дела нет, что мы погибаем?!",
> что  означает:    Ты   не  заботишься  о нас и по-видимому Ты ничего
> не  можешь  сделать.  Ладно,  если  Ты  сделать   ничего  не можешь,
> по крайней мере раздели с нами тоску, наш ужас, раздели нашу смерть,
> мы  не  допустим,  чтобы Ты этого избежал". И Христос отстраняет их:
> "О,  маловерные,  долго ли Мне еще быть с вами?"  И затем обращается
> к  буре и набрасывает на нее собственную успокоенность, Свою тишину,
> совершенное  равновесие,   совершенный  мир,   какого  мир сей  дать
> не  может,  и  говорит:  "Утихни",  и буря утихает. Апостолы в обоих
> случаях  допустили, чтобы буря бушевала не вокруг них, а внутри них.
> Они  ответили  на  смертельную  опасность  страхом смерти, они также
> ответили  на  агрессию  извне насилием изнутри. Христос отказывается
> допустить,  чтобы  буря стала Его внутренним состоянием; Он остается
> тихим,   безмятежным.   И   буря   должна  приспосабливаться  к  Его
> безмятежности, так как Он отказался приспособиться к ее дисгармонии.

> Разве мы не делаем то же самое, что апостолы, когда что-то случается
> в  нашей  жизни,  в  нашей  маленькой личной жизни или в жизни мира.
> Разве  мы  не говорим: "Где же Господь? наверное, заснул". Это очень
> важно,    поскольку   наше    существование  и   молитва     всегда,
> всегда протекают среди напряжения и жизненных бурь.

> Но  здесь нам следует быть более проницательными. Есть разные уровни
> жизни,  и  есть разные подходы к жизненным бурям. Если читать газеты
> и  пытаться представить себе мир, каким он отражается и отображается
> в  новостях,  не  увидишь ничего, кроме бури, дисгармонии, трагедии,
> страдания и неразрешимого ужаса, потому что сводки новостей содержат
> все  поражающее,  драматическое.  Таков  взгляд многих людей на мир:
> по-видимому, им недоступен ни более мелкий уровень, ни более широкий
> обзор, и жизнь действительно становится пугающей. Если на нескольких
> страницах   одной     только   газеты обнаруживаешь   весь     ужас,
> всю  дисгармонию  современного  мира,  без  смягчающего,  утешающего
> слова,  без  слова веры и прозрения, тогда вокруг хаос и мы в тисках
> страха.

> Но  в  вИдении  истории  есть  два других уровня. Есть видение Бога,
> передаваемое  нам Писанием, открываемое великими провидцами, святыми
> Божиими,   теми,   о  ком  Амос говорил,  что пророк это тот,  с кем
> Бог  делится Своими мыслями. Это видение мы находим в Ветхом Завете.
> История  рассматривается  им  в совершенно иной перспективе: великие
> события  упомянуты походя, поскольку не имеют значения для конечного
> становления   мира,   события,   кажущиеся  невеликими,  хороши они,
> или   дурны, или  злы,   выступают  ярко  вперед.  Злые -  поскольку
> они  являются  предательством  Бога, они -  действие людей,  ведущее
> к  разрушению Царства. И добрые события: они предлагаются нам, чтобы
> мы  научились от Духа Святого видеть жизнь в правильном соотношении.
> Один  из  наших  священников  сказал в проповеди: "Только Святой Дух
> может  открыть  нам  значение  вещей  слишком  малых, чтобы привлечь
> человеческое  внимание". В такой  перспективе,   в видении,  которое
> есть Божие видение,   малые вещи могут стать  куда  более решающими,
> чем те, которые занимают первую страницу газет.

> И  есть  другой уровень,   где жизнь обретает иного  рода  гармонию.
> Мне  вспоминает, как однажды на войне, под обстрелом, я удобно лежал
> на  траве, стараясь не слишком высовываться. И поскольку делать было
> нечего,  я  стал  смотреть на траву и увидел, какая чудесная зеленая
> трава, и передо мной два муравья ползут по былинке и тащат зернышко.
> И  внезапно  мелкие  вещи  стали  реальнее,  чем  вещи человеческого
> масштаба;  масштаб  человека был - ненависть, убийство, война, страх
> и   всё   прочее;  но  в  малом  масштабе,  на  малом  уровне  жизнь
> продолжалась  во  всей  своей  красоте,  во  всём  своем  богатстве.
> И  я  уверен,  что  многие из вас, многие люди во всем мире пережили
> нечто  подобное  в момент потрясений и трагедии в семье, в обществе,
> в  мирное  время  и на войне. Если только мы можем перерасти уровень
> человеческого напряжения и спуститься ниже его, и посмотреть на вещи
> как бы меньшие человека, природы, на незыблемо мирное течение жизни,
> мы откроем для себя еще один род гармонии.

> И  мы  должны стараться не допускать, чтобы наша телесная и душевная
> жизнь,  в молитве и  в заботах,  в деятельности и в горе,  проходила
> на  уровне  первой  страницы  газеты,  потому  что  пока  происходят
> газетные  события,  на более высоком уровне Бог продолжает Свое дело
> спасения, а на более низком происходят тысячи разных вещей. Да, есть
> стрельба   на  войне,  и  есть  товарищество,  и  есть  вся  красота
> человеческих  отношений,  и  великодушие  людей,  живущих бок о бок.
> Можно  смотреть  только на ненависть, можно видеть и другие аспекты;
> одно  не ведет к другому, но в наших силах не стать слепыми ко всему
> осмысленному  из-за чепухи,   привлекающей   наше внимание;  и   еще
> мы  можем  сознавать присутствие  глубокого смысла,  действия Божия,
> и  всего  истинно  человеческого и человечного, - всё это существует
> даже  среди  напряжения и  ужаса. Если думать  в таких терминах,  то
> мы  можем молиться, можем не терять молитву или вернуться к молитве;
> и мы должны точнее осознать свое место и место Бога.
                [ Митрополит Антоний Сурожский.
                  Беседы на конференции жён священников (1971 г.). IV.
                  www.mitras.ru/zheny_sv/4.htm ]


(окончание следует)


другие выступления митр. Антония на тему этого евангельского чтения:
 + + + Бог - в сердце трагедии. наш путь к Богу...
        www.messia.ru/rasylka/008/2276.htm#0
         (здесь же ссылки на размышления свящ. Якова Кротова)
 + + + 3 других проповеди
        (в т.ч. одна - на апостольское и евангельское чтение)
                              www.mitras.ru/inname/in_119.htm
 + + + ("Помяни нас, Господи, когда Ты придешь во Царствие Твое")
                                 www.mitras.ru/archive/060812.htm


к апостольскому чтению:
 + + + В.Н.Кузнецова: Божье поле; Божий храм
        www.messia.ru/rasylka/008/2272.htm#0 (+ ссылки)



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090809/orth?cont=rv_ru






# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Я посадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог!
 Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает.
 Значит лишь Бог, который взращивает!
 И тот, кто сажает, и тот, кто поливает, делают одно дело.
 И каждый получит то вознаграждение, которое ему положено.
 Мы ведь сотрудники на службе у Бога,
 а вы - Божье поле, Божье строение.
 По данному мне Богом дару
 я, как мудрый мастер-строитель, заложил фундамент,
 а кто-то другой возводит на нём дом.
 И пусть каждый смотрит за собой, как он строит.
 Никто не может заложить иного фундамента,
 кроме того, что уже заложен, а это Иисус Христос.
 И строит ли кто на этом фундаменте
 из золота, серебра, драгоценных камней или из дерева,
 из сухой травы или соломы,
 работа каждого станет видна потом:
 ее покажет тот День, потому что он явится в огне.
 Огонь испытает работу каждого, какова она.
 И чья постройка выдержит огонь, тот получит свое вознаграждение,
 а чья сгорит в огне, тот понесет ущерб.
 Правда, сам он будет спасен,
 как человек, которого вытащили из пламени.
 Неужели вы не знаете, что вы - храм Бога и в вас живет Божий Дух?
 И кто разрушит храм Бога, того разрушит Бог.
 Потому что храм Бога свят, а вы и есть тот храм.
 И пусть никто себя не обманывает!
 Если кто-то из вас мнит себя мудрым в этом мире,
 пусть станет глупым, чтобы стать мудрым.
 Ведь мудрость этого мира для Бога глупость. ...
 Так вот, пусть никто не хвалится людьми!
 Потому что всё ваше: и Павел, и Аполлос, и Кифа,
 и мир, и жизнь, и смерть, и настоящее, и будущее - всё это ваше,
 но вы принадлежите Христу, а Христос - Богу.* (1Кор.3:6-19,21-23)
                                * * *
*Если Христос был воскрешен, как мы проповедуем,
 то как могут некоторые из вас говорить, что нет воскресения мертвых?
 Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
 А если Христос не воскрес,
 нам нечего проповедовать и не во что верить.
 Более того, мы оказываемся лжесвидетелями,
 которые свидетельствуют против Бога,
 заявляя, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал,
 раз мертвые не воскресают.
 Ведь если мертвые не воскресают, значит, не воскрес и Христос.
 А если Христос не воскрес,
 вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас.
 Значит, и те, кто умер с верой в Христа, навсегда погибли.
 И если наша надежда на Христа годится лишь для этой жизни,
 мы самые жалкие люди на свете.
 ...
 Зачем и нам ежечасно подвергать себя опасности?
 А я, братья, каждый день смотрю смерти в глаза. ...
 И будь мои мотивы чисто человеческие,
 с какой стати я стал бы бороться со зверями в Эфесе?
 Какая мне от этого польза?
 Если мертвые не воскресают,
 "будем есть и пить, ведь завтра мы умрем!"
 Не обманывайтесь!
 "Портит дурная компания самые лучшие нравы".
 Пробудитесь к трезвой и честной жизни, перестаньте грешить!
 А ведь среди вас есть такие, кто понятия не имеет о Боге.
 Как вам не стыдно!
 Но кто-нибудь спросит:
 "А как мертвые воскресают?
  И каким будет их тело, когда они возвратятся?"
 Глупый! Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет.
 И сеешь ты не растение целиком,
 а просто зернышко, пшеничное, скажем, или какое иное.
 А Бог придает ему телесный облик, какой предназначил;
 облик этот у всех разный.* (1Кор.15:12-19;30-38)
                                * * *
Сказал Иисус:
 "ПосмотрИте, как растут полевые лилии:
                                  не трудятся, не прядут..." (Мф.6:28)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2451.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm