=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




(начало см. в предыдущем выпуске)


> Прежде  всего  мне хотелось бы сказать несколько слов о нашем  месте
> и  о том, что можно думать о молитве среди смятения. В житиях святых
> православного  календаря  упоминается человек, живший в шестом веке,
> кажется, в Греции.  Он был  неграмотный молодой крестьянин. Однажды
> он  пришел  в  приходской  храм и услышал чтение отрывка из Писания,
> который  его  поразил  и  вдохновил,  о  том,  что  надо непрестанно
> молиться. Он ушел из церкви в близлежащую пустыню и решил жить в ней
> молитвенной жизнью.     Ему  было лет девятнадцать,  у него  не было
> ни  образования,  ни  опыта,  ни знаний, но он услышал в этих словах
> голос  Божий,  обращенный  к  нему  лично.  Позднее он описал одному
> посетителю свой первоначальный опыт, и вот, что он в целом рассказал
> ему.

> Он ушел в горы, молясь теми немногими молитвами, какие знал. Он знал
> "Кирие,  элеисон"  -  +Господи,  помилуй+,  он знал +Отче наш+, знал
> молитву  Богоматери  и  всё.  Он  радостно  повторял  их в окружении
> благоуханной  и  радостной  природы.  А  затем наступил вечер, стало
> холодно,  наступила ночь, он начал слышать вокруг звуки, шаги, лапы,
> скребущие  землю,  видел  горящие  глаза,  и  осознал,  что  окружен
> опасностью,  вокруг  в поисках добычи рыщут дикие звери. И он не мог
> больше молиться  мирно, радостно,  постоянно ни молитвой  Господней,
> ни  какой-либо  другой.  Он  мог только озираться в страхе, стараясь
> видеть  одновременно  и  позади,  и  впереди  себя,  справа и слева,
> прислушиваясь  к  шагам,  треску веток, видя вспыхивающие и гаснущие
> глаза,   и всё   кричал: "Господи, помилуй! Господи  Иисусе  Христе,
> Сыне  Божий,  помилуй  меня!"   Его  охватил  смертный ужас,  и  так
> он молился всю ночь.

> А  затем наступило утро; он устал, замерз и был голоден. Он подумал,
> что надо поискать ягод, но затем сообразил, что бегавшие вокруг лапы
> принадлежат  тушам,  которые,   вероятно,  сейчас  спят   в  кустах,
> а   горящие глаза  сейчас вероятно закрыты, но тоже где-то прячутся.
> И  так  он  начал искать ягоды, принизанный страхом, и все говориля:
> "Господи,  помилуй!  Господи, помилуй!" И всякий раз, как он касался
> куста,   всякий раз,  как он входил в заросли,  он чувствовал,   что
> его  подстерегает  смерть.  Так он провел весь день; в минуты, когда
> он  засыпал,   он   забывал  обо  всём,    когда  снова пробуждался,
> ему  казалось,  что  он  слышит похрустывание и видит горящие глаза.
> Затем наступила ночь, и то же испытание началось снова.

> Со  временем  он  привык  к  этому,  но  тогда началась всевозможные
> искушения.  Он  сожалел  о мирном доме, он хотел знать, достигнет ли
> когда-нибудь его  молитва Бога,  искушения приходили со всех сторон,
> и  душевные,  и  телесные,  и  он  боролся  с  ними, крича "Господи,
> помилуй!"  И так он сражался много  лет. Однажды Господь явился ему,
> и тогда мир сошел на него, совершенный мир, который только Бог может
> дать,  не  осталось ни страха, ни опасений ни человека, ни животных,
> хищных  зверей,   ни  бесов.  И  тогда  он  узнал,  что  покой - это
> дар Божий,  что его окружает мир  хищных зверей, внутри него страсти
> и  искушения,  вокруг  него  и повсюду возможная смерть и внутренняя
> погибель.  И тогда изнутри глубокого покоя, который даровал ему Бог,
> он произнес: "Господи, помилуй меня, грешного!", зная, что покой ему
> не   принадлежит,   что покой   этот  -   от  Бога.  И когда позднее
> его спросили, кто научил его непрестанно молиться, он дал поразивший
> собеседника  ответ, он  сказал:  "Бесы" - поскольку чем больше  бесы
> на  него  нападали,  тем больше он молился о спасении. И когда покой
> сошел  на  него,  он  знал, что покой этот он обрел только благодаря
> Божией защите.

> Мы  думаем, что хаос, в котором мы живем, обстоятельства нашей жизни
> -  помеха  нашей  молитве. Это не так, все это могло бы быть поводом
> для молитвы, только мы принимаем обстоятельства, и плохие и хорошие,
> недостаточно  серьезно. Если бы мы каждую минуту сознавали, что речь
> идет  о жизни   и    смерти,  что пришедший к нам столь   не вовремя
> человек  -  это  Христос  стучится  в дверь, чтобы получить убежище,
> помощь, пищу и милосердие,  или  что Господь  пришел, чтобы  сделать
> мой  дом  местом  Присутствия,  принести  дар   любви,    милосердия
> и сострадания, которым Он владеет, мы могли бы принимать друг друга,
> как  говорит Павел, как Христос принимает нас (Рим 15:7). Если бы мы
> сознавали, что каждое жизненное событие есть ситуация, когда Христос
> говорит:  "Мне нужен христианин в центре бури. Ты готов?" и если бы,
> как  Исайя  в  6-й главе своего пророчества, мы встали бы и сказали:
> "Вот  я,   пошли  меня"   (Ис  6:8),   тогда  никакие обстоятельства
> не  помешали бы нам быть в сердцевине Божьего дела, и следовательно,
> мы   были бы  способны молиться о руководстве и помощи, о милосердии
> и благодарности.  Мы не можем  молиться,   потому что  живем  где-то
> между  двумя  уровнями,  не  на уровне Бога, не на мельчайшем уровне
> муравья.   Мы  живем   на  уровне  ложного беспокойства,   смятения,
> не  имеющего  ни решения, ни смысла. От нас зависит смотреть на вещи
> иначе;  и  когда  приходит искушение, когда приходит нападение извне
> или   внутреннее   искушение,   проблема опять-таки не в том,  чтобы
> его избежать,  проблема   в том,  чтобы встретить его лицом  к лицу;
> ибо  важно  не  быть    свободным    от  нападения   и    искушения,
> важно  встретить  их  лицом  к  лицу, разрешить и преодолеть. Борьба
> может быть важнее победы, потому что именно борьбу мы можем принести
> Богу как свидетельство нашей веры и преданности. Победа всегда будет
> Его  победой;  победа  есть дар, борьба - наша. И очень часто борьба
> дает  нам   большую близость к Богу,  чем  облегчение, которое время
> от времени предлагает нам Бог.

> Есть  такой рассказ из жизни пустынных отцов. К одному старцу пришел
> молодой  монах и сказал: Отче, возблагодари со мной Бога: я свободен
> от  всякого  искушения.  Старец  сказал  в ответ: прежде чем воздать
> хвалу  Богу,  скажи:  когда  ты  чувствовал  себя более беспомощным,
> теперь или когда был в искушениях? - Конечно, тогда. - Когда ты чаще
> обращался  к  Господу,  надеясь  только на Него, тогда или сейчас? -
> Конечно,  тогда.  -   Когда  ты   чувствовал  себя  более  смиренным
> и  сокрушенным  сердцем:  когда  тебя осаждали искушения или теперь?
> Конечно, тогда. - В таком  случае, сказал старец, вернись  в пустыню
> и  проси  Бога  вернуть тебе искушения, которые Он отнял, потому что
> чувствовать  себя  беспомощным, смиренным и надеяться только на Бога
> бесконечно важнее, чем быть свободным от искушений.

> Я  полагаю,  что  это  приложимо  ко  всем  нам  во  всех  жизненных
> обстоятельствах,  и  если  мы  не  хотим вести жизнь, представляющую
> собой  хаос,  если  мы  не  хотим  оказаться  в положении апостолов,
> допустивших,  чтобы  буря  бушевала  внутри них, мы должны научиться
> молиться  непоколебимо,   с  мыслью о стоянии  в Божием присутствии,
> и  раз  и  навсегда  в  уверенности, что Он - Господь мира и Господь
> гармонии,  но  также и Господин бури, что Он имеет всю власть, и что
> если бушует буря, наше место - рядом с Ним, в сердце бури.

> В  этом  отношении  может  помочь короткая молитва +Кирие, элеисон+,
> +Господи,  помилуй+,  которую все вы хорошо знаете. Только мы должны
> придать слову +элеисон+, +помилуй+ всё его значение и размах.

> В  английском,  как  и  во всех современных языках, слово +элеисон+,
> +помилуй+,   имеет   ограниченный  смысл.  Греческое  слово  элеисон
> происходит  от того же корня, что и оливковое масло, маслина. Вместо
> того  чтобы  пытаться выводить значение из слов,  давайте  посмотрим
> в  Библию:  где встречаются образы  масла,  маслины, и что мы  можем
> из  этого  вывести,  чтобы сделать наше Кирие элеисон таким богатым,
> как только можно, и быть способными употреблять эти слова как полную
> смысла  молитву,  устойчивую,  которую можно предложить Богу во всех
> обстоятельствах, простую, прямую и, однако, богатую.

> В  первый  раз  оливковая ветвь  возникает в Библии  в книге   Бытия
> при  конце  потопа.  Голубь, посланный Ноем из ковчега, приносит ему
> веточку  оливы. Потоп пришел к концу, появилась суша. Что это значит
> в  отношениях  человека  с Богом? Это значит, что ярость, гнев Божий
> пришел   к   концу,  что  прощение  дается  свободно,  безвозмездно,
> незаслуженно,  как  совершенный  дар.  Это  значит  также, что перед
> человечеством,     то   есть    перед   каждым  из нас   есть  время
> и  пространство, расширяющиеся возможности и устремления. Если таков
> смысл  веточки,  значит, когда мы дошли до дна, когда грех одолевает
> нас,   когда  потеряна  всякая  надежда,  когда  мы  не  заслуживаем
> снисхождения,  когда  мы  можем  рассчитывать,  по словам св. Исаака
> Сирина,   только   на   Божию  несправедливость:  если  Бог  был  бы
> справедлив,  мы  давно  уже  были бы в аду - тогда мы можем сказать:
> Господи,   помилуй!   пусть   Твой  гнев  прекратится,  хотя  я  его
> заслуживаю,  пусть  придет прощение,  хотя я его не заслужил и,  как
> в  молитве  Манассии,   дай   мне   время   на покаяние... Но  когда
> Бог исполняет нашу мольбу, очень часто мы обнаруживаем, что не можем
> использовать  Его  дары,  потому  что  мы малодушны, сломлены волей,
> помрачены умом, немощны и бессильны.

> Тогда на ум приходит другой образ, образ доброго Самарянина, который
> пролил  на  раны  человека,   избитого  грабителями,  очищающее вино
> и  затем  целебное  и  смягчающее  масло.  Мы  нуждаемся  в излиянии
> Божественной помощи и благодати, чтобы воспользоваться Его прощением
> и всем, что Он нам предлагает. Кирие элеисон, излитая, словно масло,
> целительная  благодать.  Но  когда  мы одарены силой, когда мы можем
> идти   вперед,   всё-таки   наше   человеческое  призвание  всё  еще
> превосходит то, что достижимо человеческими силами. Мы призваны быть
> не  просто замечательными представителями некоего животного вида, мы
> не  двуногие,  при  помощи  эволюции достигшие пределов, вообразимых
> тварью.    Мы призваны  Богом  в  акте  творения   быть Его друзьями
> в  вечности.   А   друг  -  это тот, кто  преломляет с тобой   хлеб,
> кого  приглашаешь к  столу,  с кем  ты равен.  Наконец, в воплощении
> Бог  выбрал  стать одним   из нас, нашим  Братом,  чтобы через  Него
> мы  могли  открыть   наше   сыновство,     стать  сынами  и дочерьми
> Отца Господа Иисуса Христа.
                [ Митрополит Антоний Сурожский.
                  Беседы на конференции жён священников (1971 г.). IV
                  www.mitras.ru/zheny_sv/4.htm ]






# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
"Как высоки небеса над землей,  сильна милость Господа к боящимся Его;
  как отстоит восток от запада,  отдалил Он от нас беззакония наши".
                                                              (Пс.102)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2452.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm