=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога (начало см. в предыдущем выпуске) > Прежде всего мне хотелось бы сказать несколько слов о нашем месте > и о том, что можно думать о молитве среди смятения. В житиях святых > православного календаря упоминается человек, живший в шестом веке, > кажется, в Греции. Он был неграмотный молодой крестьянин. Однажды > он пришел в приходской храм и услышал чтение отрывка из Писания, > который его поразил и вдохновил, о том, что надо непрестанно > молиться. Он ушел из церкви в близлежащую пустыню и решил жить в ней > молитвенной жизнью. Ему было лет девятнадцать, у него не было > ни образования, ни опыта, ни знаний, но он услышал в этих словах > голос Божий, обращенный к нему лично. Позднее он описал одному > посетителю свой первоначальный опыт, и вот, что он в целом рассказал > ему. > Он ушел в горы, молясь теми немногими молитвами, какие знал. Он знал > "Кирие, элеисон" - +Господи, помилуй+, он знал +Отче наш+, знал > молитву Богоматери и всё. Он радостно повторял их в окружении > благоуханной и радостной природы. А затем наступил вечер, стало > холодно, наступила ночь, он начал слышать вокруг звуки, шаги, лапы, > скребущие землю, видел горящие глаза, и осознал, что окружен > опасностью, вокруг в поисках добычи рыщут дикие звери. И он не мог > больше молиться мирно, радостно, постоянно ни молитвой Господней, > ни какой-либо другой. Он мог только озираться в страхе, стараясь > видеть одновременно и позади, и впереди себя, справа и слева, > прислушиваясь к шагам, треску веток, видя вспыхивающие и гаснущие > глаза, и всё кричал: "Господи, помилуй! Господи Иисусе Христе, > Сыне Божий, помилуй меня!" Его охватил смертный ужас, и так > он молился всю ночь. > А затем наступило утро; он устал, замерз и был голоден. Он подумал, > что надо поискать ягод, но затем сообразил, что бегавшие вокруг лапы > принадлежат тушам, которые, вероятно, сейчас спят в кустах, > а горящие глаза сейчас вероятно закрыты, но тоже где-то прячутся. > И так он начал искать ягоды, принизанный страхом, и все говориля: > "Господи, помилуй! Господи, помилуй!" И всякий раз, как он касался > куста, всякий раз, как он входил в заросли, он чувствовал, что > его подстерегает смерть. Так он провел весь день; в минуты, когда > он засыпал, он забывал обо всём, когда снова пробуждался, > ему казалось, что он слышит похрустывание и видит горящие глаза. > Затем наступила ночь, и то же испытание началось снова. > Со временем он привык к этому, но тогда началась всевозможные > искушения. Он сожалел о мирном доме, он хотел знать, достигнет ли > когда-нибудь его молитва Бога, искушения приходили со всех сторон, > и душевные, и телесные, и он боролся с ними, крича "Господи, > помилуй!" И так он сражался много лет. Однажды Господь явился ему, > и тогда мир сошел на него, совершенный мир, который только Бог может > дать, не осталось ни страха, ни опасений ни человека, ни животных, > хищных зверей, ни бесов. И тогда он узнал, что покой - это > дар Божий, что его окружает мир хищных зверей, внутри него страсти > и искушения, вокруг него и повсюду возможная смерть и внутренняя > погибель. И тогда изнутри глубокого покоя, который даровал ему Бог, > он произнес: "Господи, помилуй меня, грешного!", зная, что покой ему > не принадлежит, что покой этот - от Бога. И когда позднее > его спросили, кто научил его непрестанно молиться, он дал поразивший > собеседника ответ, он сказал: "Бесы" - поскольку чем больше бесы > на него нападали, тем больше он молился о спасении. И когда покой > сошел на него, он знал, что покой этот он обрел только благодаря > Божией защите. > Мы думаем, что хаос, в котором мы живем, обстоятельства нашей жизни > - помеха нашей молитве. Это не так, все это могло бы быть поводом > для молитвы, только мы принимаем обстоятельства, и плохие и хорошие, > недостаточно серьезно. Если бы мы каждую минуту сознавали, что речь > идет о жизни и смерти, что пришедший к нам столь не вовремя > человек - это Христос стучится в дверь, чтобы получить убежище, > помощь, пищу и милосердие, или что Господь пришел, чтобы сделать > мой дом местом Присутствия, принести дар любви, милосердия > и сострадания, которым Он владеет, мы могли бы принимать друг друга, > как говорит Павел, как Христос принимает нас (Рим 15:7). Если бы мы > сознавали, что каждое жизненное событие есть ситуация, когда Христос > говорит: "Мне нужен христианин в центре бури. Ты готов?" и если бы, > как Исайя в 6-й главе своего пророчества, мы встали бы и сказали: > "Вот я, пошли меня" (Ис 6:8), тогда никакие обстоятельства > не помешали бы нам быть в сердцевине Божьего дела, и следовательно, > мы были бы способны молиться о руководстве и помощи, о милосердии > и благодарности. Мы не можем молиться, потому что живем где-то > между двумя уровнями, не на уровне Бога, не на мельчайшем уровне > муравья. Мы живем на уровне ложного беспокойства, смятения, > не имеющего ни решения, ни смысла. От нас зависит смотреть на вещи > иначе; и когда приходит искушение, когда приходит нападение извне > или внутреннее искушение, проблема опять-таки не в том, чтобы > его избежать, проблема в том, чтобы встретить его лицом к лицу; > ибо важно не быть свободным от нападения и искушения, > важно встретить их лицом к лицу, разрешить и преодолеть. Борьба > может быть важнее победы, потому что именно борьбу мы можем принести > Богу как свидетельство нашей веры и преданности. Победа всегда будет > Его победой; победа есть дар, борьба - наша. И очень часто борьба > дает нам большую близость к Богу, чем облегчение, которое время > от времени предлагает нам Бог. > Есть такой рассказ из жизни пустынных отцов. К одному старцу пришел > молодой монах и сказал: Отче, возблагодари со мной Бога: я свободен > от всякого искушения. Старец сказал в ответ: прежде чем воздать > хвалу Богу, скажи: когда ты чувствовал себя более беспомощным, > теперь или когда был в искушениях? - Конечно, тогда. - Когда ты чаще > обращался к Господу, надеясь только на Него, тогда или сейчас? - > Конечно, тогда. - Когда ты чувствовал себя более смиренным > и сокрушенным сердцем: когда тебя осаждали искушения или теперь? > Конечно, тогда. - В таком случае, сказал старец, вернись в пустыню > и проси Бога вернуть тебе искушения, которые Он отнял, потому что > чувствовать себя беспомощным, смиренным и надеяться только на Бога > бесконечно важнее, чем быть свободным от искушений. > Я полагаю, что это приложимо ко всем нам во всех жизненных > обстоятельствах, и если мы не хотим вести жизнь, представляющую > собой хаос, если мы не хотим оказаться в положении апостолов, > допустивших, чтобы буря бушевала внутри них, мы должны научиться > молиться непоколебимо, с мыслью о стоянии в Божием присутствии, > и раз и навсегда в уверенности, что Он - Господь мира и Господь > гармонии, но также и Господин бури, что Он имеет всю власть, и что > если бушует буря, наше место - рядом с Ним, в сердце бури. > В этом отношении может помочь короткая молитва +Кирие, элеисон+, > +Господи, помилуй+, которую все вы хорошо знаете. Только мы должны > придать слову +элеисон+, +помилуй+ всё его значение и размах. > В английском, как и во всех современных языках, слово +элеисон+, > +помилуй+, имеет ограниченный смысл. Греческое слово элеисон > происходит от того же корня, что и оливковое масло, маслина. Вместо > того чтобы пытаться выводить значение из слов, давайте посмотрим > в Библию: где встречаются образы масла, маслины, и что мы можем > из этого вывести, чтобы сделать наше Кирие элеисон таким богатым, > как только можно, и быть способными употреблять эти слова как полную > смысла молитву, устойчивую, которую можно предложить Богу во всех > обстоятельствах, простую, прямую и, однако, богатую. > В первый раз оливковая ветвь возникает в Библии в книге Бытия > при конце потопа. Голубь, посланный Ноем из ковчега, приносит ему > веточку оливы. Потоп пришел к концу, появилась суша. Что это значит > в отношениях человека с Богом? Это значит, что ярость, гнев Божий > пришел к концу, что прощение дается свободно, безвозмездно, > незаслуженно, как совершенный дар. Это значит также, что перед > человечеством, то есть перед каждым из нас есть время > и пространство, расширяющиеся возможности и устремления. Если таков > смысл веточки, значит, когда мы дошли до дна, когда грех одолевает > нас, когда потеряна всякая надежда, когда мы не заслуживаем > снисхождения, когда мы можем рассчитывать, по словам св. Исаака > Сирина, только на Божию несправедливость: если Бог был бы > справедлив, мы давно уже были бы в аду - тогда мы можем сказать: > Господи, помилуй! пусть Твой гнев прекратится, хотя я его > заслуживаю, пусть придет прощение, хотя я его не заслужил и, как > в молитве Манассии, дай мне время на покаяние... Но когда > Бог исполняет нашу мольбу, очень часто мы обнаруживаем, что не можем > использовать Его дары, потому что мы малодушны, сломлены волей, > помрачены умом, немощны и бессильны. > Тогда на ум приходит другой образ, образ доброго Самарянина, который > пролил на раны человека, избитого грабителями, очищающее вино > и затем целебное и смягчающее масло. Мы нуждаемся в излиянии > Божественной помощи и благодати, чтобы воспользоваться Его прощением > и всем, что Он нам предлагает. Кирие элеисон, излитая, словно масло, > целительная благодать. Но когда мы одарены силой, когда мы можем > идти вперед, всё-таки наше человеческое призвание всё еще > превосходит то, что достижимо человеческими силами. Мы призваны быть > не просто замечательными представителями некоего животного вида, мы > не двуногие, при помощи эволюции достигшие пределов, вообразимых > тварью. Мы призваны Богом в акте творения быть Его друзьями > в вечности. А друг - это тот, кто преломляет с тобой хлеб, > кого приглашаешь к столу, с кем ты равен. Наконец, в воплощении > Бог выбрал стать одним из нас, нашим Братом, чтобы через Него > мы могли открыть наше сыновство, стать сынами и дочерьми > Отца Господа Иисуса Христа. [ Митрополит Антоний Сурожский. Беседы на конференции жён священников (1971 г.). IV www.mitras.ru/zheny_sv/4.htm ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- "Как высоки небеса над землей, сильна милость Господа к боящимся Его; как отстоит восток от запада, отдалил Он от нас беззакония наши". (Пс.102) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2452.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|