=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)





Выпуск посвящен стихам 8:1 - 9:18
Первого Послания (Письма) Апостола Павла коринфянам
( www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1co.htm#8:1 ).




> Двусмысленность  слова   блуд становится   еще  более  выразительной
> в  Новом  Завете.    С одной   стороны,  оно  часто   употребляется,
> как  и  в  Ветхом Завете, в связи  с языческим ритуалом. Так,  Иоанн
> в  Откровении упоминает пророчицу Иезавель, учившую "любодействовать
> и   есть   идоложертвенное"   (Откр.2.20),   и   ап.   Павел   также
> предостерегает    от   блуда     одновременно     с предостережением
> от  идоложертвенных  яств.  Наиболее  важное  свидетельство  в  этом
> отношении    представляет    постановление   Апостольского   Собора,
> устанавливающее  "религиозно-нравственный  минимум"  для  обращенных
> язычников.  Освобождая  их  от обрезания и следования закону Моисея,
> Собор  предписал, "чтоб они воздерживались от оскверненного идолами,
> от блуда, удавленины и крови,  и чтобы не делали другим  того,  чего
> не  хотят  себе" (Деян.15.20,29). В этом тексте совершенно отчетливо
> разведены  в стороны собственно религиозные требования, составлявшие
> первую часть  Закона, "первую скрижаль" и,   соотвественно,  имеющие
> в  виду взаимоотношения человека с Богом, - и нравственно-этические,
> которые   в Ветхом  Завете  были  представлены заповедями "не убий",
> "не  прелюбодействуй",  "не  укради"  и  т.  д.,  а  в данном случае
> суммированы в императиве "не делай другому то, чего не хочешь себе".
> Предписание  воздерживаться  от блуда, как видим, относится к первой
> части.  С другой стороны, в послании к Коринфянам ап. Павел называет
> блудом сожительство одного из членов общины с женой отца (1Кор.5.1),
> причем   нет  никаких  оснований  усматривать  в  этом  сожительстве
> какой-то   религиозный  смысл.   Там  же   блуд  прямо   связывается
> с  вожделением  к женщине: "Но, во избежание блуда, <пусть у каждого
> мужчины будет своя жена>" (7.2).

> Основная   трудность  интерпретации  апостольского  понимания  слова
> +блуд+  связана  с  тем, что в Новом Завете, написанном на греческом
> языке, мы имеем дело с наложением двух культурных пластов: эллинизма
> и   гебраизма. Если следовать тому пониманию,  которое  вкладывалось
> в  слова  мойхэуо  и  порнейо  в  греческой  классике, то под первым
> словом,  переведенным  у  нас/*/ как +прелюбодеяние+, понимался увод
> чужой  жены,  а  под вторым (+любодеяние, блуд+) - продажная любовь,
> или  проституция.  Иными словами, при буквальном переводе слова блуд
> на  первый  план  выходит значение, связанное с извращениями половой
> любви.  Однако  было бы решительно неверно игнорировать при переводе
> тот   смысл,  который  усваивался  греческим  понятиям  в  иудейской
> традиции.   К  тому  времени уже существовала  Септуагинта,  и в ней
> оба греческих слова использовались в качестве метафоры идолослужения
> и  духовного   блужения   Израиля с языческими   богами.     Так что
> при  метафорическом  переводе блуд означает прежде всего религиозное
> блуждание  и  заблуждение. Какое значение в большей степени придавал
> этому  слову   апостол  Павел,  прекрасно  знакомый  как с той,  так
> и  с другой культурной традицией, установить точно едва ли возможно.
> Однако, бросается в глаза то, что во многих местах Посланий блудники
> упоминаются  им в одном ряду как с идолослужителями и чародеями, так
> и   с   прелюбодеями,   любостяжателями,   лихоимцами,  злоречивыми,
> пьяницами  и  хищниками (1Кор.5.11; Гал.5.19; Еф.5.3 и др.), людьми,
> исполненными "всякой неправды... зависти, убийства, распрей, обмана,
> злонравия..."  (Рим.1.29). Таким   перечислением   стирается   грань
> между  двумя  обозначенными выше категориями религиозно-нравственных
> преступлений.    Особенно отчетливо  эта  тенденция   обнаруживается
> в  следующих словах Павла: "Итак, умертвите земные члены ваши: блуд,
> нечистоту,     страсть,     злую   похоть  и любостяжание,   которое
> есть  идолослужение..."  (Кол.3.5).  Если в Ветхом Завете дела плоти
> (прелюбодеяние)  являлись   символом измены  Богу,   то  у  апостола
> само  идолослужение объявляется делом плоти (Гал.5.19-20), а страсти
> сластолюбия  и  стяжательства уже не символически  и  метафорически,
> а по сути представляют собой служение иным богам.

> Поклонение   земному   вместо   небесного   и  нравственное  падение
> генетически связаны между собою:   "Они заменили истину Божию  ложью
> и  поклонялись и служили твари вместо Творца, /.../ потому предал их
> Бог   постыдным   страстям:   женщины   их   заменили   естественное
> употребление  противоестественным;  подобно и мужчины... разжигались
> похотью  друг  на  друга" (Рим.1.25-27). Это холистическое понимание
> греха  в  значительной степени спровоцировало тот пагубный и глубоко
> укоренившийся   в   христианском  сознании  предрассудок,  благодаря
> которому  всю  сферу половых отношений стало возможным рассматривать
> как  "языческое  служение   плоти".  Сам  Павел не раз предостерегал
> от этого манихейского соблазна: "Наша брань не против крови и плоти"
> (Еф.6.12),  -  но богословская сложность и запутанность темы создала
> столь  богатую  почву  для  кривотолков и разночтений, что отдельных
> призывов оказалось мало.

> Несмотря  на то,  что христианская апостольская традиция ставит блуд
> в  один ряд с прелюбодеянием, лихоимством и хищничеством, чаще всего
> для  обычного  нравственного сознания этот грех всё же принципиально
> отличается   от  злодеяний  против  ближнего   и   пребывает  в ряду
> тех  религиозных  табу,  смысл  которых  остается закрытым. Эти табу
> можно,  конечно  же,  исполнять  и  не понимая их. Честертон в своей
> "Ортодоксии"   признается,   что   в  юности,  в  отличие  от  своих
> сверстников,  никогда  не  роптал  на  Бога за то, что тот установил
> столь   странные    правила  поведения   в отношении    к  женщинам.
> Эти  правила,  считал  он,  не  более  странные,  чем  дар  жизни...
> "Золушка,  конечно,  имела все основания  возмутиться, с какой стати
> ей  покидать  бал  ровно  в  полночь, но фея с не меньшим основанием
> могла бы ее спросить в ответ: а с какой стати она решила, что вообще
> должна  была на этот бал попасть". Этому учили и иезуиты: послушание
> само  по  себе является благом  для человека,   и нет  причин искать
> для  него  смысловых  обоснований. Вероятно, при определенном уровне
> веры     и    духовной    восприимчивости    указанная    дисциплина
> благоприятствует  стяжанию  такого  "количества"  благодати, которой
> оказывается  достаточно  для угашения любострастного пламени. Но это
> скорее  исключение,  чем  правило.  Вот  почему  апостол посоветовал
> безбрачным  и  вдовам  "лучше  вступить  в брак, нежели разжигаться"
> (1Кор.7.9).

> Интересно,  что сам апостол признает и подчеркивает особое положение
> блуда  в  ряду  прочих  грехов:  "Бегайте  блуда; всякий грех, какой
> делает  человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного
> тела"  (1Кор.6.18).  Эта   фраза,    вызывающая  большое  недоумение
> у  толкователей,/**/  вносит всё же некоторое разъяснение этического
> порядка. Блуд, в отличие от других грехов, причиняющих зло ближнему,
> плох  тем, что наносит вред самому грешнику, вернее даже - его телу.
> О   том,   почему  телу  в  данном  случае  придается  такое  важное
> религиозное  значение,/***/   говорит   предыдущий  текст:    "Разве
> не  знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены
> у  Христа,    чтобы сделать  их членами блудницы?  Да  не будет! Или
> не  знаете,    что совокупляющийся с блудницей  становится одно тело
> с  нею?..  А  соединяющийся  с  Господом  есть один дух с Господом".
> Этическая  оценка  в  данном  случае дается через призму религиозной
> мистики,    и   это    очень   важное    свидетельство  тому,    что
> во  внерелигиозной  морали  осуждение блуда всегда беспочвенно. Оно,
> как  следует  из  постановления Апостольского Собора, имеет не более
> оснований,  чем  осуждение  человека  за  употребление  в пищу гуся,
> запеченного  с  собственной  кровью.  Грех этот может быть обоснован
> только  ревностью Божией к человеку (ср.: Исх.20.1-5). Эта ревность,
> составляющая величайшую тайну мироздания, последовательно выражается
> в  Библии  брачной  символикой,  в  которой  Бог как Жених, Грядущий
> соединиться    с   невестою-Церковью,    или    Муж,     взлелеявший
> Свою    возлюбленную,        ревнует      ее      к другим    богам,
> притязающим на господство над нею.

<...>

> Текст  о  блуднице  из  Послания  к Коринфянам  вновь возвращает нас
> к  двойственно-символическому  пониманию слова блуд. Бог создает нас
> для  Себя,   чтобы  обитать   в нас:  "Не знаете ли,  что тела  ваши
> суть  храм живущего  в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога,
> и  вы  не  свои?".  И  поэтому  соединение с блудницей есть та самая
> измена  Богу-Ревнителю,  о  которой говорил Иезекииль <Иез.16.2-33>.
> Ложное   манихейское толкование апостольского текста может  привести
> к выводу  о том,   что Богу неугодно всякое  плотское соитие мужчины
> с  женщиной. И в этом отношении очень важен другой текст из Послания
> Павла  к  Ефесянам,  приоткрывающий  христологическую  тайну  брака.
> "Жены,  повинуйтесь  своим  мужьям, как Господу, потому что муж есть
> глава  жены,  как и Христос глава Церкви... Мужья, любите своих жен,
> как  и   Христос возлюбил  Церковь  и   предал  Себя   за нее, /.../
> чтобы  представить   ее  Себе славною Церковью,   не имеющею  пятна,
> или  порока...  но  дабы  она  была  свята  и непорочна... Ибо никто
> никогда не имел  ненависти к своей  плоти,   но питает и  греет  ее,
> как  и   Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его
> и от  костей  Его.   Посему  оставит  человек   отца  своего и мать,
> и  прилепится  к  жене  своей,  и  будут  двое одна плоть. Тайна сия
> велика;   я говорю по отношению  ко Христу и к Церкви" (Еф.5.21-32).
> Мы испытываем любовь к собственной плоти и к своим женам, потому что
> мы  плоть  от  плоти  Христа!  Эта  поразительная  логическая связка
> обосновывается двояко: со стороны субъекта и объекта любви. Мы любим
> в силу  богоподобия  своего  духа  -  так,  как  Бог возлюбил  тварь
> и  Христос  - Свою Церковь. Но мы любим и потому, что плоть, которую
> мы  любим,  в  силу  принадлежности  к телу Христову свята. Церковь,
> построенная  на  принципах  не  механической,  а органической связи,
> сохраняет  в  каждой  из  своих  частей  подобие  целому.   И потому
> на  брачной  тайне  основано  как метафизическое единство Вселенской
> Церкви, так и существование составляющих ее элементов - брачных пар,
> соединенных  по  образу  Христа и Церкви, и монахов, хранящих в себе
> имманентную  брач-ность  духа.  Соединение мужа с женой не "отнимает
> членов"  у  Христа,  если  это  происходит  "в Господе" (1Кор.7.39),
> внутри  тела  Христова,   в  лоне   Его   любви.  Тогда,   напротив,
> один  освящает  другого  (1Кор.7.14).  Соединение  же  с  блудницей,
> посвященной   враждебным  Христу  богам,  открывает  доступ  в  тело
> грешащего   человеконенавистнической   энергии,   "яростного   вина"
> идолослужения   (Откр.14.8).  Его  члены  переходят  в  распоряжение
> блудницы и отрываются от тела Христа.

> Богодухновенные  слова Адама о первостепенной значимости брачных уз,
> упоминавшиеся  прежде  Спасителем  в  связи  с обоснованием брачного
> права,  упоминаются ап. Павлом для обозначения великой тайны Церкви.
> Половое    влечение,   стремление   прилепиться  к жене,   вложенное
> в человека  Творцом,  становится у Павла силой, скрепляющей  Церковь
> в  единое  тело.  Брачная  символика,  пронизывающая  Ветхий  Завет,
> обретает   таким   образом   новое  духовное  измерение,  в  котором
> совершенно       уничтожается       правомочность       манихейского
> противопоставления духа и плоти. В новозаветном понимании греха, как
> оно  раскрывается в посланиях Павла, различие между двумя скрижалями
> Завета,  перечисляющими  преступления против Бога и против человека,
> снимаются,  и  это  делает  христианскую  этику,  и так очень тяжело
> совместимую  с каким-либо представлением о норме, еще менее сводимой
> к формальным запретам и категорическим оценкам.

> Из  сказанного  следует очень важный практический вывод: грех блуда,
> как  одна  из  разновидностей идолослужения, в христианстве не может
> определяться   по   внешним   критериям,   поскольку  для  человека,
> освобожденного  от  буквы  Закона,  идолослужение из системы внешних
> формальных    действий    становится   фактом   внутренней  жизни  -
> той   религиозной     глубины     в  человеке,   где  теряется грань
> между  субъективностью  и  объективной  реальностью  Духа.   "Я знаю
> и  уверен  в  Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого;
> только  почи-тающему  что-либо нечистым, тому нечисто" (Рим. 14.14).
> Так   учил  Павел,  и  именно  этот  пункт  его  учения,  фактически
> разрушающий   всю   систему   религиозно-нравственных   установлений
> иудаизма,  стал  причиной  гонений  на  него со стороны  иудеев,  и,
> в  конечном итоге, ареста и казни (Деян.21.28; 24.6). Именно на этой
> почве  у  Павла  возникали разногласия и споры с другими апостолами,
> даже  с  Петром (Гал.2.11-14), несмотря на то, что Петру было прежде
> прямым    откровением   Божиим  указано  на  правоту  Павла,   когда
> в  спустившемся с неба сосуде он увидел кишащих гадов, и глас с неба
> предложил   ему  есть это с увещеванием:  "Что Бог очистил,  того ты
> не почитай нечистым" (Деян.10.9-17).

> Предупреждая  возможные упреки в субъективизме, Павел с присущей ему
> блестящей диалектичностью развил  свое учение  о грехе идолослужения
> в Послании к Коринфянам (1Кор.8; 10). Не отрицая того, что языческие
> боги,   а   следовательно,   и   возможность   осквернения,  реально
> существуют,   "ибо...    есть   так называемые  боги,  или  на небе,
> или  на  земле, -   так как есть много  богов и господ много" (8.5),
> он  указывает  на  то,   что существование этой  духовной реальности
> не совсем подобно тому, как существует материальный мир, но зависимо
> от  воли   и  сознания воспринимающего субъекта.   "Что же я говорю?
> то   ли,  что  идол  есть  что-нибудь,  или  идоложертвенное  значит
> что-нибудь?  Нет;  но что язычники,  принося жертвы, приносят бесам,
> а  не  Богу;  но  я  не  хочу,  чтобы  вы  были  в общении с бесами"
> (10.19-20).  На человека,  знающего, что  "идол в мире ничто,  и что
> нет  иного Бога,   кроме  Единого"  (8.4),   посещение  капищ (8.10)
> и участие в языческих трапезах не может оказать вреда, так что "если
> кто  из  неверных  позовет  вас,  и  вы  захотите  пойти  -  то всё,
> предлагаемое  вам,  ешьте  без всякого исследования, для спокойствия
> совести"  (10.27).   "Но не у всех  такое знание: некоторые и доныне
> с  совестью,  признающею  идолов,  едят  идоложертвенное, как жертвы
> идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется" (8.7). Именно
> из  снисхождения  к  этим немощным апостол призывает тех, кто понял,
> что  во  Христе  "всё  мне позволительно" (10.23), не злоупотреблять
> своей  свободой,  дабы  она  "не  послужила  соблазном для немощных"
> (8.9),    и,  по возможности,    отказываться   от языческих  трапез
> и  от  знания  об  их  безвредности:  "Знание  надмевает,  а  любовь
> назидает" (8.1).

> Сказанное  апостолом  в  отношении  идоложертвенных яств имеет общее
> методологическое  значение при решении вопросов, связанных с другими
> формами  идолослужения.  Апостол  избегает  подробного  рассмотрения
> вопроса   о   чистом  и  нечистом  в  половой  жизни,  ограничиваясь
> осуждением  явных  извращений  (Рим.10), поскольку, видимо, эта тема
> могла  бы послужить еще большим  соблазном для немощных,  чем вопрос
> о  яствах.   Бог  есть   любовь,  и  в даре  любовных    наслаждений
> Он   присутствует более непосредственно,    чем в даре земных плодов
> или животной пищи. Но и связь с противными Богу силами в том случае,
> когда  человек посвящает им этот божественный дар и начинает служить
> им  этим  даром, оказывается сильнее, почему и осквернение наносится
> не  только  совести идолослужителя, как в случае с яствами, но и его
> бессмертному  телу.  Это область  интимных  отношений,  и не  только
> между  людьми,  но  и между человеком и Богом, человеком и демонами,
> демонами   и   Богом.  Из  этого  и  должно  исходить  по-настоящему
> религиозное   отношение   к   вопросам   половой  морали.  Оно  тоже
> сформулировано  апостолом  Павлом: "Блудников же и прелюбодеев судит
> Бог" (Евр.13.4).

> Сказанное  апостолом  в  отношении  идоложертвенных яств имеет общее
> методологическое  значение при решении вопросов, связанных с другими
> формами  идолослужения.  Апостол  избегает  подробного  рассмотрения
> вопроса   о   чистом  и  нечистом  в  половой  жизни,  ограничиваясь
> осуждением  явных  извращений  (Рим.10), поскольку, видимо, эта тема
> могла  бы послужить еще большим  соблазном для немощных,  чем вопрос
> о  яствах.   Бог  есть   любовь,  и   в даре любовных    наслаждений
> Он   присутствует более непосредственно,    чем в даре земных плодов
> или животной пищи. Но и связь с противными Богу силами в том случае,
> когда  человек посвящает им этот божественный дар и начинает служить
> им  этим  даром, оказывается сильнее, почему и осквернение наносится
> не  только совести идолослу-жителя, как в случае с яствами, но и его
> бессмертному телу.   Это область интимных   отношений,  и не  только
> между  людьми,  но  и между человеком и Богом, человеком и демонами,
> демонами   и   Богом.  Из  этого  и  должно  исходить  по-настоящему
> религиозное   отношение   к   вопросам   половой  морали.  Оно  тоже
> сформулировано  апостолом  Павлом: "Блудников же и прелюбодеев судит
> Бог" (Евр.13.4).

        -------------------------------------
        * Т.е. в Синодальном переводе (прим. ред. рассылки).
>       ** Почему, к примеру, не считать грехом против собственного
>       тела не раз упоминаемое ап. Павлом пьянство?
>       *** Вспомним слова Христа: "Не бойтесь убивающих тело, души же
>       не могущих убить" (Мф.10.28).

        [ Федор Николаевич Козырев. из статьи
          "Церковь и пол. Размышление второе: О седьмой заповеди"
          www.kiev-orthodox.org/site/family/1341/ ]



к 1Кор.8:1 - 9:1:
 + свящ. Александр Мень:
    Природа Церкви и ее жизнь: идоложертвенная пища
               www.messia.ru/rasylka/007/1918.htm#0

к 1Кор.9:2-12:
   + митр. Сурожский Антоний: печать апостольства
              www.messia.ru/rasylka/004/881.htm#0
   + Общество друзей Священного Писания:
      Любовь не обременяет своими правами
       www.messia.ru/rasylka/007/1920.htm#0





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших святых молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Мы хотим, братья, чтобы вы знали о бедах, постигших нас в Азии.
 Это были такие безмерные и невыносимые беды,
 что мы не надеялись остаться в живых.
 Нам казалось, что смертный приговор нам уже вынесен,
 и на себя мы больше не полагались,
 а на одного только Бога, который даже мертвых воскрешает.
 Это Он избавил и впредь избавит нас от грозной смерти!
 Мы надеемся на Него, что Он опять нас избавит,
 если вы тоже будете нам помогать своими молитвами.
 И тогда вознесется к Богу благодарность из множества уст
 за милость, дарованную нам в ответ на множество молитв за нас!*
                                                (2Кор.1:8-11)
                                * * *
*Любить себя - значит  быть требовательным к себе.* (В.Леви)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2472.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»