=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)



Этот   выпуск   посвящен  стихам  15:20-34
1-го послания ап. Павла Коринфянам.


(Выпуск получился довольно длинный... Что-то плохо получается
 сокращать и выделять главное. Но ведь читать всё не обязательно.)




>                15.20-34 ХРИСТОС - ПЕРВЕНЕЦ ИЗ УМЕРШИХ

> 20       Но Христос действительно встал из мертвых -
> 21   первым из умерших. • Потому что как смерть
>      пришла через человека, так и воскресение мертвых -
> 22   через человека. • И как все, сопричастные Адаму,
>      умирают, так и все, сопричастные Христу, будут
> 23   возвращены к жизни. • Но каждый в свою очередь:
>      сначала Христос; потом, когда Он вернется, все
> 24   Христовы; • потом будет конец, Христос одолеет
>      всех духов - Начала, Власти и Силы - и передаст
> 25   Царство Отцу, Богу. • Потому что Ему предназначено
>      царствовать до тех пор, пока Бог не "повергнет
> 26   всех врагов Ему под ноги". • И последний
> 27   падет враг - смерть. • Потому что Бог +"всё поверг
>      Ему под ноги".+ Но хотя и сказано, что всё
>      повергнуто, ясно, что за исключением Того, кто всё
> 28   Ему поверг. • Когда Он всё отдаст Ему под начало,
>      тогда и сам Сын отдаст себя под начало Тому, кто
>      отдал Ему все под начало - чтобы Бог был всё
>      во всём.
> 29       Если бы это было не так, зачем бы люди стали
>      принимать крещение за мертвых? Если мертвые
>      вообще не встают, зачем тогда креститься за них?
> 30   Зачем и нам ежечасно подвергать себя опасности?
> 31   А я, братья, каждый день смотрю смерти
>      в глаза, готов поклясться в этом гордостью, которую
>      испытываю за вас перед Господом нашим
> 32   Христом Иисусом! • И будь мои мотивы чисто
>      человеческие, с какой стати я стал бы бороться
>      со зверями в Эфесе? Какая мне от этого польза? Если
>      мертвые не воскресают,
+>              "будем есть и пить,
+>                 ведь завтра мы умрем!"
> 33   Не обманывайтесь!
>               "Портит дурная компания самые лучшие нравы".
> 34       Пробудитесь к трезвой и честной жизни, перестаньте
>      грешить! А ведь среди вас есть такие, кто
>      понятия не имеет о Боге. Я говорю это, чтобы вас
>      пристыдить!

> *15.31 +братья+ - в некоторых рукописях это слово отсутствует.

> *15.20 Кол 1.18  *15.21 Быт 3.17-19; Рим 5.12,18  
> *15.23 1 Фес 4.16; Откр 20.5  *15.24 Дан 2.44  
> *15.25 Пс 110(109).1; Мф 22.44  *15.26 Откр 20.14; 21.4
> *15.27 Пс 8.6(7)  *15.30 Рим 8.36  *15.31 2 Кор 4.10-11
> *15.32 Ис 22.13; 56.12; Лк 12.19-20  
> *15.34 Рим 13.11; Эф 5.14; Деян 26.8; 1 Кор 6.5

> Ст.  20  -  =Но  Христос  действительно  встал  из мертвых -  первым
> из умерших= - Все возможные предыдущие заключения разбиваются в прах
> этой  истиной:  Бог  действительно  воскресил  Христа.  Но Христос -
> дословно:  "Но  теперь  Христос". "Апостол противополагает состоянию
> безотрадности  новое  состояние  души  человека, которое имеет место
> именно  теперь,  со времени воскресения Христова". {Толковая Библия,
> т.  3,  Первое Послание к Коринфянам, с. 115.} =Первым из умерших= -
> дословно:  "начатком  из  умерших".  Начатком в древности назывались
> первинки  урожая,  которые  приносились   Богу.  До этого принесения
> в  жертву  никто не должен был есть хлеб нового урожая, но первинки,
> принесенные  Богу,    освящали  и весь остальной урожай (Лев 23.14).
> В данном случае Христос,  названный начатком,  был воскрешен первым,
> и  это  гарантирует  всем,  кто  Ему принадлежит, что они тоже будут
> воскрешены.  Этот  образ начатка особенно уместен, потому что Павел,
> вероятно,   писал   это   письмо  в пасхальное время. Ведь, согласно
> Лев   23.10-11,   первинки   приносились   в   день   после   первой
> послепасхальной субботы.

> Но  может  возникнуть вопрос,   действительно ли Иисус  первым встал
> из мертвых. Ведь в Библии рассказывается о нескольких случаях, когда
> люди были возвращены к жизни (3 Цар 17.17-23;4Цар4.19-37; 13.20-21).
> Во  всех четырех Евангелиях сам Иисус воскрешал умерших (Мф 9.18-26;
> Мк 5.21-43;  Лк 7.11-15;  8.40-55;  Ин 11.38-44).    Но    эти  люди
> были    спасены  от преждевременной  смерти    и вернулись  к жизни,
> чтобы  потом  снова  умереть.   Христос же был  не только воскрешен,
> Он   был   воскрешен   в   преображенном  теле.  Так,  в  Евангелиях
> рассказывается,  что после Своего воскресения Он не знал ограничений
> во времени и в пространстве, которые были у Него в период Его земной
> жизни:  Он  мог появляться там, где хотел, и  стены,  двери и запоры
> не  были  для Него препятствием. И для Павла именно это очень важно:
> Иисус не только был воскрешен, но и обрел преображенное тело.

> Ст.  21  -   =Потому  что как  смерть  пришла   через человека,  так
> и  воскресение  мертвых  - через человека= - Павел противопоставляет
> двух Адамов. Это одна из его излюбленных тем. Апостол снова вернется
> к  ней  в  этой  же  главе (ст. 45-49). Первый Адам (еврейское слово
> "адам"   означает  "человек"),    проявив   непослушание   и нарушив
> волю  Бога,  принес  в  мир смерть (Быт 2.17; 3.19). Второй же Адам,
> Христос,   Своим  послушанием  принес  вечную  жизнь   всем тем, кто
> Ему доверился. Для Павла древний принцип аналогии действует и здесь.
> См.  Рим  5.12-21;  ср. Евр 4.15. "И смерть, и воскресение одинаково
> происходят  от  человека:  человек  должен  исцелить то зло, которое
> причинено  также  человеком".{<Там  же.>}  И Адам, и Иисус совершили
> некое    деяние,     которое    оказало   величайшее     воздействие
> на  человечество.  Но  если  первый Адам поступил неверно, то второй
> сделал  правильный  выбор.  См.  Рим  5.12-21; Флп 2.6-11.   Но, как
> и  всякое  сравнение,   эта аналогия не  может быть полной: в случае
> с Христом речь идет о деянии Христа и о деянии самого Бога. <...>

> Ст.  22  -  =И  как  все,  сопричастные  Адаму,  умирают, так и все,
> сопричастные  Христу,  будут  возвращены  к жизни= - Нелегко понять,
> почему  смерть перешла  на всех  потомков  Адама. Апостол рассуждает
> об  этом  в  Письме  римлянам,  но его слова "смерть перешла на всех
> людей,   потому что все  согрешили" (5.12) являются предметом споров
> и  допускают  различные толкования. Согласно одним, мы все пребываем
> "в  Адаме"  и наследуем смерть, так сказать, на генетическом уровне.
> "Никто не станет отрицать, что ребенок может наследовать наклонность
> к  греху,  и  за  грехи  отцов  караются  дети. Никто не будет также
> отрицать,  что  ребенок  может унаследовать последствия грехов отца,
> ибо  мы слишком хорошо знаем, как физические пороки аморальной жизни
> могут  передаваться детям. Но иудей под грехом понимал больше этого.
> У  него  было чрезвычайное   чувство солидарности.  Он  был убежден,
> что  никто никогда не может сделать что-либо, что оказало бы влияние
> только  на него самого. И он считал, что все люди согрешили в Адаме.
> Все  население  земного  шара было в нем, когда он согрешил... когда
> согрешил  Адам, согрешили все. Такое восприятие может показаться нам
> странным и  несправедливым.  Но  так    верили иудеи.  Все согрешили
> в  Адаме,  поэтому  все  подвергаются наказанию - смерти. С приходом
> Христа  эта  цепь  была  разорвана. Христос был безгрешен - и одолел
> смерть.  И как все люди согрешили в Адаме, так они спаслись от греха
> во Христе;    и  как  все  люди  умерли  в  Адаме,  так они победили
> во  Христе.  Наше  единство  со  Христом  так же реально, так и наше
> единство  с Адамом,   и это уничтожает  в  нас грехи наших предков".
> {У.   Баркли,  Толкование  на  Послания  к  Коринфянам,  с.165-166.}
> Подобные  утверждения  встречаются     и в междузаветной литературе.
> "О   Адам, что  ты  сделал?!   Хотя это ты  согрешил,  падение  было
> не  только  твоим, но и нашим - тех, что являются твоими потомками!"
> (4 Ездр  7.118).    "О Адам,   что  ты сделал  для тех,  кто родился
> от тебя?!" (2 Вар 48.42).

> Другие  же толкователи убеждены в том,   что каждый  из нас страдает
> за  свои грехи и наказывается смертью, как Адам. "Каждый из нас стал
> Адамом  для  своей собственной души", -  говорится  в апокрифической
> 2  Книге  Варуха  (54.19).  Кроме  этого,  следует помнить, что Адам
> понимался и как конкретный индивидуум, и как корпоративная личность.
> Так и Христос у Павла - это и Иисус из Назарета, и некая космическая
> Личность,   в   которой   мы   пребываем.   Это   видно  из  Павлова
> словосочетания  "в  Христе", но особенно из позднейших писем, таких,
> как   Письма   колоссянам   и  эфесянам.  Согласно  раввинистический
> представлениям,  вместе  с  падением  Адама  в мир вошли космические
> силы:  смерть  и  тщета (под ней понимаются ложные боги и поклонение
> им).     Падение  Адама  означает   не  только   физическую  смерть,
> но  и   духовную -  уход  от Бога  к идолопоклонству и   порочности.
> Хотя грех не передается по наследству, каждый человек начинает жизнь
> не с чистого листа, но вступает во враждебный мир, который находится
> под  властью  могучих  сил,  одна из которых - грех.
> {С. К. Barrett, From First Adam to Last, p. 20.}

> =Все,  сопричастные Христу, будут возвращены к жизни= - Из этих слов
> можно  было бы сделать вывод, что апостол Павел верил не во всеобщее
> воскресение,  но  в  воскресение одних только христиан. Современники
> Павла,  обсуждавшие  посмертное  бытие, высказывали разные суждения:
> согласно одним, воскреснут только праведники (распространенная мысль
> в  еврейской  апокалиптической  литературе),  но,  согласно  другим,
> все  люди  предстанут  на  Суд Божий, чтобы выслушать свой приговор.
> Вряд  ли  из  слов апостола Павла можно сделать вывод, какого мнения
> придерживался  он сам. Ведь в данном контексте его интересует только
> судьба  тех,  кого  он привел к Христу. В Евангелиях также говорится
> и  о  воскресении  всех  (Мф  25.31-46; Ин 5.28-29), и о воскресении
> праведных  (Лк  20.35; Мф 22.30). Павла здесь тоже больше интересует
> не  конечная  участь  всего человечества, а то, как будут воскрешены
> те, кого Бог сочтет достойным вечной жизни.

> Ст.  23 -  =Но  каждый в свою очередь: сначала Христос; потом, когда
> Он  вернется,  все  Христовы=  -   Павел  снова говорит  о том,  что
> Бог  совершает  всё  по  Своему  плану,  в котором есть определенная
> очередность.  Воскресение Христа есть гарантия воскресения всех тех,
> кто   Ему  принадлежит.  Но  речь  идет   о будущем. Это воскресение
> не   духовное   в   том  смысле,  который  придавали  ему  некоторые
> "продвинутые"  коринфяне, а реальное. Христос придет в силе и славе,
> и  все  Христовы  воскреснут.  В ст. 51 апостол скажет, что грядущее
> преображение  коснется  не  только  тех,   что умерли,   но   и тех,
> что  встретят  Христа живыми. Как уже говорилось выше, здесь апостол
> сосредоточен  не  на  судьбе  неверующих  и грешников, у него совсем
> другая  тема.  Возможно,  Павел, как и автор Откровения, верит в два
> воскресения (см. Откр 20.5). См. также ст. 50-53 и 1 Фес 4.14-17.

> Ст.  24  -  =Потом будет Конец, Христос одолеет всех духов - Начала,
> Власти  и  Силы=  -    Хотя,     в  отличие   от  Откровения Иоанна,
> конец  описывается  предельно  сжато,  всё равно понятно, что должна
> состояться великая апокалиптическая битва, в которой будут побеждены
> все  враждебные  Богу  силы. Возвращение Христа есть или наступление
> Конца,   или  событие,  которое последует  за ним и которое  описано
> как  последний  и решающий бой с силами зла. Точный ответ невозможен
> из-за  краткости  слов  Павла.  Враждебные  духи  названы =Началами,
> Властями  и  Силами=.  Слово  =Начала=  (греч,  "арх`ай") может быть
> переведено  и   как   "правители, начальники".   См. также Рим 8.38.
> Что  понимать  под  ="Началами"= или "правителями"? Одни толкователи
> пишут это слово со строчной буквы, другие же - с заглавной. В первом
> случае  "начала"  воплощают  в  себе "все виды структурной оппозиции
> Богу:  социальные,  политические, экономические, этические, духовные
> или  даже...  "сверхъестественные"".{Н.  A.  W.  Meyer  ...} С точки
> зрения  других  толкователей,  это духовные силы,  враждебные Христу
> и  Богу.    Иоанн  Златоуст  называл  этих   правителей   исходящими
> от  дьявола,  Ориген - "духовными силами". Вероятно, эти два взгляда
> не противоречат друг другу, ведь в еврейской традиции считалось, что
> за  каждым  правителем,  народом  и явлением стоит какая-то духовная
> сила.     См.   Дан 7.27,   где    в греческом   переводе  "начала",
> или  "начальники", вероятно,  обозначают ангелов  народов.   Арх`е -
> так назывался  Бог  у стоиков.  В  Притч 8.22 "архе" то же, что Бог,
> Его  творческая  сила, которой Он творит мир. В 1 Енох 6.8 это слово
> употребляется  во множественном числе, так названы высшие ангельские
> чины,    их десять.   =Власти=   -    Неизвестно,   откуда появилось
> это понятие.  Власти упомянуты в 1 Енох 61.10,  где названы ангелами
> и  помещены  в  длинном   перечне   других духовных  сил.  См. также
> Кол   2.10,15.   =Силы=  -  это  также  сверхъестественные  духовные
> существа.  См. также 6.3 и Рим 8.38. Но в апокалиптическом контексте
> Павла  лучше  понимать  их  как  некие демонические силы, враждебные
> человеку  и  противящиеся  Божьим  замыслам  о  нем,  которые  будут
> сокрушены Христом.

> =И  передаст  Царство Отцу, Богу= - Эти слова свидетельствуют о том,
> что  в  ранней  Церкви  существовало представление о двух Царствах -
> Царстве  Христа  и Царстве  Бога. Вероятно, такие воззрения восходят
> к  еврейским  верованиям.  Ср.  также  Откр  20.4. Хотя позже многие
> христианские  богословы утверждали, что Царство Христа соответствует
> Церкви  и,   следовательно,   оно началось с момента Его воскресения
> и прославления, слова апостола Павла, скорее всего, следует понимать
> в  том  смысле,   что Христос воцарится после воскресения Его верных
> и   покорения  Им  враждебных  духов,  то  есть  после  Его  парусии 
> (возвращения в мир в полноте силы и славы). "Так как здесь речь идет
> о   внешнем,   а   не   только   внутреннем,  духовном  царствовании
> (доказательство     этого   -     низложение   врагов    Христовых),
> то  естественнее  видеть начало этого царствования в явлении Господа
> Иисуса Христа во второй раз.   Тогда Он явится видимо для всех Царем
> и Судиею мира,  и царствование  это продолжится  до тех пор, пока Он
> не  поразит  всех  врагов  Божиих".  {Толковая  Библия, т. 3, Первое
> Послание к Коринфянам, с. 116.}

> Ст.  25 - =Потому что Ему предназначено царствовать до тех пор, пока
> Бог  не  "повергнет  всех  врагов  Ему  под ноги"= - Греческий текст
> позволяет  понять  вторую   часть этого  стиха   по-другому:   "пока
> не   повергнет   всех   врагов   себе   под   ноги".  Такой  перевод
> подтверждается  предыдущим стихом,   где  именно Христос   одолевает
> всех  духов.  Но  другие  толкователи  указывают  на  то,  что Павел
> цитирует Пс 110(109).1, где субъектом действия выступает Бог, а тот,
> к  чьим  ногам Он повергнет врагов - Его Помазанник. В случае такого
> истолкования  ст. 25, несомненно, перекликается со ст. 27, в котором
> цитируется  другой псалом (8.6(7),   содержащий очень похожие слова,
> и  в  котором  в  качестве  подлежащего выступает Бог. Сторонники же
> первого  истолкования  указывают на то,   что перед нами  не цитата,
> а  аллюзия и что,  согласно греческой  грамматике, правильнее видеть
> в   качестве   подлежащего   Христа.  =Предназначено=  -  буквально:
> "должно". Это слово подчеркивает, что такова воля Божья. О временном
> характере царствования Христа см. комментарий на ст. 24.

> Ст. 26  -  =И  последний  падет   враг -  смерть= -  Павел  убежден,
> что  смерть,  которая  вошла  в мир как следствие греха, будет также
> уничтожена.  Ср.  Откр   20.14:  "Затем  смерть  и  ад  были брошены
> в огненное озеро".  Хотя  христиане умирают "в Христе" и смерть  уже
> не  вызывает у верующих былого ужаса,  она всё равно остается врагом
> и  человечества,   и  Бога.  "Потому  что Бог не создал  смерти,  Он
> не  радуется гибели никого из живущих. Все, что создал Он, для бытия
> создал"  (Прем  1.13-14).  Смерть будет уничтожена через воскресение
> мертвых   и   преображение  их  тела,    в котором  не будет  тления
> (см. ст. 42-43). См. также 2 Тим 1.10.

> Ст. 27 -  =Потому  что Бог "всё поверг Ему под ноги"= - Первые слова
> стиха взяты   из  Пс  8.6(7), где  они   относятся к человеку, каким
> задумал его Бог, - к венцу творения. Но человек, "сын человеческий",
> не осуществил своего назначения.    Апостол же  истолковывает псалом
> христологически, видя в этом человеке Христа. Так же поступил с этим
> псалмом и автор Письма евреям (2.6-9).  Ср. также  Эф 1.22. С другой
> стороны, в нём можно  видеть аллюзию  на Пс 110(109).1. "Христос как
> последний   Адам, "сын человеческий",   восстановил то    положение,
> которое   утратил  первый  Адам". {F. F. Bruce, 1 and 2 Corinthians,
> p.  147.}   Христос   исполнил  то высокое  предназначение,  которое
> было обещано человечеству Богом.

> =Но, хотя  и сказано,  что всё повергнуто, ясно,  что за исключением
> Того, кто всё Ему поверг= - Эти слова подготавливают переход к мысли
> о подчинении самого Христа. =Того, кто поверг= - то есть Бога.

> Ст. 28 - =Когда Он все отдаст Ему под начало, тогда и сам Сын отдаст
> себя  под начало Тому, кто отдал Ему всё под начало  - чтобы Бог был
> всё во всём= - Эти слова апостола трудны для людей, привыкших мыслить
> в    категориях  тринитарной  ортодоксии.    "Но  здесь  Павел  ясно
> и  сознательно  подчиняет  Сына  Отцу.  При этом он знает, что можно
> употреблять  лишь  человеческие   понятия  и аналогии.  Бог возложил
> на  Иисуса  исполнение задания: победить грех и освободить человека.
> Настанет  день,  когда  это  задание  будет полностью и окончательно
> выполнено,   и  тогда,   выражаясь фигурально,  Сын вернется к Отцу,
> как  возвращающийся домой победитель, и торжество Бога будет полным.
> Это  не  значит,  что  Сын  подчиняется Отцу, как раб или даже слуга
> господину.  Это  положение  Того,  кто  выполнил возложенное на Него
> задание   и  возвращается  во  славе венца совершенного послушания".
> {У.  Баркли,  Толкование  на  Послания  к Коринфянам, с. 166.} Важно
> помнить,  что  Бог  здесь назван =Отцом=. В древней семье сын всегда
> был  в послушании  у  Отца, но это добровольное, любовное подчинение
> и  готовность всегда исполнять отцовскую волю. Сам Христос достигнет
> конечной  цели  Своего  существования, когда Бог станет всё во всём.
> "Именно  отрицание  этого верховенства Бога ответственно за падение,
> за подчинение человека творению,  которым он должен  был бы править,
> и   за   искажение   собственной   природы.   Соответственно  полное
> восстановление  возможно  только  на основании  принципа  "Бог  =всё
> во  всём="".  {С.  К. Barrett, From First Adam to Last, p. 101-102.}
> Слава Иисуса исполняется в Его подчинении Отцу.

> Ст.  29  -  =Если  бы это было не так, зачем бы люди стали принимать
> крещение  за  мертвых?  Если  мертвые  вообще не встают, зачем тогда
> креститься  за  них?=  -  Эти  слова долгое время вызывали смущение,
> потому что были    непонятны. Одни  комментаторы объясняли  их  тем,
> что  кто-то  из коринфян якобы крестился ради своих мертвых, то есть
> обреченных  на смерть, тел или что они совершали крещение на могилах
> мучеников.   Другие   же  утверждали,  что  некоторые  члены  церкви
> крестились  в  надежде,  что  после  смерти они встретятся со своими
> умершими   родственниками-христианами.   Но  время  апостола  Павла,
> несмотря  на  различные гонения,     еще не было веком мученичества,
> а  нормальное  значение  греческого предлога "хюпёр" значит "вместо,
> ради   кого-то".   Известно,   что   в   некоторых  древних  общинах
> действительно  существовал  обычай  принимать крещение вместо друзей
> или   родственников,  которые  уверовали  в  Христа,  но  не  успели
> креститься, так что их близкие принимали его вместо них. Кроме того,
> возможно,    некоторые  понимали крещение магически    и крестились,
> чтобы  спасти неверующих. Мы очень мало знаем об этом обычае, потому
> что  подобная  практика  не  была повсеместно распространена и скоро
> вышла  из  употребления.  О  ней  упоминают  Тертуллиан  и Епифаний,
> отвергая  ее  как  еретическую.    Иоанн  Златоуст  указывал  на то,
> что   подобного  рода  крещение  существовало  среди  последователей
> еретика Маркиона.

> Второй  вопрос,  который  волнует   многих читателей: как  относится
> к  этому  Павел?  Ведь  он понимал крещение как смерть и воскресение
> вместе  с Христом (Гал 3.27; Рим 6.3-4). Почему же он в таком случае
> так  спокойно,  без  возмущения  говорит  об этой практике? Но здесь
> Павел  занят  другой темой - темой телесного воскресения, а не темой
> крещения.  Поэтому  нельзя  сказать,  что он одобряет заместительное
> крещение  или  осуждает  его.    Павел  лишь приводит такую практику
> в  качестве  примера  непоследовательного  поведения  тех  коринфян,
> которые  ее   держатся. Он   как  бы  говорит:   "Если вы не  верите
> в  воскресение  мертвых, то есть ли смысл креститься за них? Ведь им
> это всё равно не поможет. Вы противоречите самим себе!"

> Ст.  30  -  =Зачем  и  нам  ежечасно  подвергать  себя опасности?= -
> Действительно,   неразумно   подвергаться   гонениям  и  страданиям,
> ограничивать  себя  и  свои желания, если всё заканчивается смертью.
> При  таких  воззрениях  глупо  и  креститься за кого-либо,   и  идти
> на смерть или подвергать себя опасности.

> Ст.  31  -  =А  я,  братья, каждый день смотрю смерти в глаза, готов
> поклясться в этом гордостью, которую испытываю за вас перед Господом
> нашим  Христом Иисусом!= - Апостол приводит свой собственный пример:
> ради  дела  Христова  он каждый день рискует жизнью. Несмотря на все
> недостатки  коринфян,  Павел - их отец и они для него самое дорогое,
> что  у  него  есть. Эти слова звучат как клятва, они должны показать
> коринфянам, как серьезно относится Павел к этой проблеме.

> Ст. 32 - =И будь мои мотивы чисто человеческие, с какой стати я стал
> бы  бороться  со  зверями  в  Эфесе?  Какая  мне от этого польза?= -
> Апостол  раскрывает  содержание  того, что было сказано в предыдущем
> стихе.    Одним  из ярких примеров опасности  для его жизни было то,
> что  произошло  с  ним в Эфесе. К сожалению, мы не знаем, что именно
> там   случилось, потому что из рассказа  Деяний апостолов (19.23-40)
> не  возникает ощущения, что Павел подвергался смертельной опасности.
> Но  это  было  именно так, ведь и во втором письме в Коринф он будет
> говорить о том же: "Это были такие безмерные и невыносимые беды, что
> мы  не  надеялись  остаться  в  живых.  Нам  казалось,  что смертный
> приговор нам уже вынесен" (2 Кор 1.8-9). Многие считают, что в Эфесе
> Павел  был  брошен в тюрьму и жизни его угрожала реальная опасность.
> =Будь  мои  мотивы  чисто  человеческие=  - возможен другой перевод:
> "если  судить  с  точки  зрения обычных человеческих представлений".
> =Бороться  со зверями= -  Эти слова нельзя понимать буквально,  ведь
> в  те  времена христиан еще не бросали львам и другим хищным зверям,
> как  будет  во  II  и  III  веках,  а  кроме того, Павел был римским
> гражданином,  которого  не могли казнить таким образом. Кроме  того,
> в  своем   списке   бедствий  Павел не упоминает  борьбу  со зверями
> (2  Кор  11.23-29).   Конечно,   существуют легенды,   утверждавшие,
> что  Павел  был  вынужден  выйти  на  арену, но якобы звери чудесным
> образом  его  не  тронули.  Но "борьба со зверями" была в те времена
> распространенной  метафорой,  означавшей  страшные испытания и муки.
> Так, Игнатий Антиохийский пишет римлянам: "На пути из Сирии до Рима,
> на  суше  и  на  море,  ночью и днем я уже борюсь со зверями, будучи
> связан с десятью леопардами, то есть с отрядом воинов" (5.1). <...>

> =Если  мертвые  не  воскресают,   "будем  есть и пить,   ведь завтра
> мы  умрем!"= - Подобные слова часто произносят  скептики, не верящие
> в  воскресение  и  посмертное  воздаяние. Вероятно, апостол цитирует
> пророка Исайю: тот описывал осажденных ассирийскими войсками жителей
> Иерусалима,  которые,  вместо того что раскаяться и воззвать к Богу,
> устраивают  разгульные   вечеринки  (22.13).   Ср. также  Ис  56.12;
> Прем   2.6-9;   Лк  12.19.  Есть  множество  примеров  из  языческой
> литературы,  проповедующих тот же принцип ложно понятого эпикуреизма
> (Гораций, Катулл и др.).

> Ст.  33  -  =Не  обманывайтесь!=  -  Эти  слова  значат: "Прекратите
> заблуждаться!"  =Портит  дурная  компания   самые   лучшие нравы=  -
> Это  слова  из комедии "Таис" греческого комедиографа IV в. до н. э.
> Менандра.   Апостол   цитирует   их,  сохраняя  стихотворный  размер
> (гекзаметр).  Это вряд ли означает, что Павел читал его комедии, но,
> вероятно,   эти слова стали   поговоркой, так  что он   неоднократно
> их  слышал.  Они близки по смыслу к другой пословице: "Немного нужно
> закваски,  чтобы  закисло всё тесто" (5.6; Гал 5.9). Не совсем ясно,
> что  именно  имеет  в  виду Павел:  предостерегает ли он  от участия
> в  либертинистски  настроенных группах в общине или от проникновения
> языческих   идей,   отрицающих  телесное  воскресение.   Как бы   мы
> ни  истолковали эти  слова, они сохраняют свою непреходящую ценность
> и  сегодня,   когда   церковь сталкивается как  с групповщиной,  так
> и с размыванием христианских идей.

> Ст.  34  -  =Пробудитесь  к  трезвой  и  честной  жизни, перестаньте
> грешить!= -  <...>  всё  богословие  Павла  имеет практические цели,
> а не чисто теоретические. <...> Ему всегда важно показать, как отход
> от  главного  в  христианстве  ведет к распаду нравственности.   Так
> и  здесь:  апостол  показывает,  что  неверие в телесное воскресение
> неизбежно  приводит  к  греховной  жизни.  =Пробудитесь= - Греческий
> глагол  "экн`эфо"  встречается   в  Новом   Завете единственный раз;
> в  греческой литературе он обычно значит "протрезветь, прийти в себя
> после  пьяного  угара".  В  Библии греховная и безнравственная жизнь
> часто   сравнивалась  с сонным  или    пьяным состоянием   человека,
> при котором он терял представление о должном и недолжном.

> =А  ведь  среди  вас  есть такие,   кто понятия   не имеет о Боге= -
> Как  всегда,   апостол   не называет имен,  потому что люди, которых
> он  имеет  в  виду,  сами понимают, что критика обращена в их адрес.
> Апостол  утверждает,  что  считать  себя христианином и одновременно
> грешить  означает  незнание  Бога.  Это  резкий  укор  тем,  которые
> хвалятся,   что  обладают  истинным  знанием   о  Боге.   Но   такое
> их  убеждение  неизбежно  приводит  к  очень  печальным нравственным
> последствиям. "Духовные" коринфяне,  получившие дары Духа,  убеждены
> в  том,    что  отныне их жизнь в плоти не имеет никакого  значения.
> Их  зачастую  недостойное  нравственное  поведение  и  ложно понятая
> свобода основаны на той же недооценке тела и переоценке души. Им всё
> позволено  (6.12),  потому  что  они уже перешагнули порог телесного
> существования.  Таковы были убеждения и гностиков. Это одна из самых
> важных тем всего письма.

> =Я  говорю  это,  чтобы вас пристыдить!= - Именно стыд может вернуть
> заблуждающихся на правильный путь. Ср. 4.14 и 6.5.
                [ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
                  // М., 2007. стр.261-273 ]



 + + + Карл Барт: Божья милость превосходит грех!!!
        (из статьи ХРИСТОС И АДАМ)
         www.messia.ru/rasylka/002/118.htm#0
 +++ он же: Адам, мы и Христос...
      www.messia.ru/rasylka/002/119.htm#0
 +++ свящ. Александр Мень: Грех Адама и грех мира
              www.messia.ru/rasylka/004/821.htm#0
 +++ Дмитрий Ватуля: Христос и Адам
      www.messia.ru/rasylka/008/2212.htm#0

+++ преподобный Макарий Египетский: О воскресении душ и тел
             www.messia.ru/rasylka/008/2324.htm#0 (+ссылки)
+++ К.С.Льюис: Посеянное в мгновенности восстает в пребывании
               www.messia.ru/rasylka/008/2325.htm#0 (+ссылки)




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье.


Редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*... Они смотрят на религию как на источник дохода.
 Да, религия действительно большой доход,
 но только для людей, умеющих довольствоваться тем, что у них есть.
 Ведь мы ничего не приносим с собой в мир, ничего и не сможем унести.
 Если есть пища и одежда, будем довольны этим!
 Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушение
 и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний,
 которые тащат людей в пучину крушения и гибели.
 Корень всех зол - любовь к деньгам.
 Есть люди, которые в погоне за ними сбились с пути веры
 и отдали себя во власть неисчислимых терзаний.*
                                            (1Тим.6:5-10 - из чт-я ср)
                                * * *
*Фарисеи спросили Иисуса, когда наступит Царство Бога.
  - Когда наступит Царство Бога, его не увидеть глазами, -
    ответил Он им. -
    Не скажут: "Смотри, оно здесь!" или "Вон оно!"
    Ведь Царство Бога уже среди вас.
 А ученикам Иисус сказал:
  - Наступят дни, когда будете жаждать увидеть
    один из дней Сына человеческого,
    но не увидите.
    Вам скажут: "Вон там!" или "Вот здесь!"
    Не срывайтесь с места, не бегите вдогонку.
    Словно молния, что, сверкнув, озаряет всё небо от края до края, -
    таким будет Сын человеческий
    в день, когда Он вернется!
    Но сначала Он должен претерпеть много страданий
    и быть отвергнутым людьми этого поколения.
    Как было в дни Ноя,
    так будет и в дни Сына человеческого:
    люди ели, пили, женились и выходили замуж,
    и так вплоть до самого дня,
    пока Ной не вошел в ковчег,
    а потом пришел потоп - и все погибли.
    То же было и в дни Лота:
    ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили,
    но в день, когда Лот покинул Содом,
    пролились на землю сера и огонь -
    и все погибли.
    Так будет и в день,
    когда явит себя Сын человеческий!
    Кто в тот день будет на крыше, а вещи его в доме,
    пусть не спускается взять их!
    И кто будет в поле - не возвращайся назад!
    Помните о жене Лота!
    Кто стремится сохранить свою жизнь,
    тот погубит ее;
    кто погубит -
    тот сохранит ее.
    Верно вам говорю,
    в ту ночь двое будут в одной постели -
    и один будет взят, а другого оставят;
    две женщины будут молоть на одной мельнице -
    одну возьмут, а другую оставят.* (Лк.17:20-37 -  вкл. чт-е вт)
                                * * *
"Глупцу ничего не говори -- * над разумной речью он только посмеется".
                                                             (Пр.23:9)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2490.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»