=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

Выпуск посвящен апостольскому чтению приближающегося воскресенья,

в которое в православных храмах читают притчу о блудном сыне, -

1Кор.6:12-20.

 

 

 

 

 

 

>                   6.12-20 НЕДОПУСТИМОСТЬ РАЗВРАТА

 

> 12        Вы говорите: «Мне всё позволено!» Но не все мне

>       на пользу! «Мне всё позволено!» Но ничто не должно

> 13    завладеть мной! • «Пища для брюха и брюхо для пищи!»

>       Да, Бог уничтожит и то, и другое. Но тело не для разврата,

> 14    а для Господа. И Господь для тела. • Бог воскресил Господа,

> 15    и нас воскресит Своей силой. • Разве вы не знаете, что ваши

>       тела - части тела Христа? И ты часть тела Христа хочешь

> 16    превратить в тело проститутки? Не быть тому! • А разве вам

>       неизвестно, что тот, кто соединился с проституткой, стал

>       одним с ней телом? Ведь «двое станут одной плотью».

> 17    А тот, кто соединился с Господом, один  дух с Ним.

> 18    Бегите от разврата! Какой бы грех ни совершил человек, грех

>       не касается тела. Но развратник грешит против собственного

> 19    тела! • Разве вам неизвестно, что ваше тело - храм,

>       в котором живет Святой Дух, полученный вами от Бога, и вы

> 20    не принадлежите себе? • Вас купили за большую цену.

>       Так славьте Бога своими телами!

 

> 6.14 +воскресит+ - в некоторых рукописей: «воскресил»

>      и «воскрешает».

> 6.19 +ваше тело+ - в ряде рукописей: «ваши тела».

> 6.20 +телами+ - в поздних рукописях: «телами и своим духом»

>      и «телами и своим духом, которые принадлежат Богу».

 

> *6.12 Сир 37.28; 1Кор 10.23    *6.13 1 Фес 4.3-5

> *6.14 Рим 8.11; 1Кор 15.15,20; 2Кор 4.14

> *6.15 Рим 12.5; 1Кор 12.27   *6.16 Быт 2.24; Мф 19.5

> *6.17 Ин 17.21-23; Рим 8.9-11; Гал 2.20

> *6.19 1Кор 3.16; 2Кор 6.16

> *6.20 1Кор 7.23; 1Петр 1.18-19; Флп 1.20

 

 

> Ст.   12  -  =Вы  говорите:  «Мне  всё  позволено!»=  -  Такова была

> распространенная  максима  греко-римского  мира: свободный человек -

> это  тот,  кто может делать всё, что  ему захочется, кому, в отличие

> от  раба, всё позволено.  Считалось, что мудрец - это царь, которому

> всё  принадлежит.     Апостол   цитирует   слова коринфян,   которые

> были  убеждены  в  том,  что,  если  Христос освободил их, они стали

> свободными  и  им  всё  позволено.   См.  также 10.23.  Павел с этим

> утверждением согласен,   он знает,  что нет ничего  нечистого самого

> по  себе (Тит 1.15), но он не согласен с выводами, которые коринфяне

> из  него  делают.   Действительно,  теперь  они  свободны  от власти

> космических  стихий,  обрядов,  всего внешнего, страха перед судьбой

> и   т.д.   (ср.   3.21-22).      Они   уже  не рабы  у стихий   мира

> (см.  Гал 4.3,5).  Но коринфяне полагают, что раз они достигли высот

> духа,  то  материальное  тело  перестало  иметь какое-либо значение.

> Одних  это привело к аскетизму, но другие склонились к либертинизму,

> то  есть  поняли свободу как вседозволенность, как свободу от всяких

> нравственных требований.  Ведь, с их точки зрения, важен только дух,

> тело  же  смертно, тленно, является темницей духа - в этом коринфяне

> единодушны  с  многими  греко-римскими  философами,  - поэтому с ним

> можно поступать, как заблагорассудится, оно всё равно погибнет.

 

> =Да,   но не  всё  мне  на пользу!   «Мне  всё позволено!»  Но ничто

> не  должно завладеть мной!= - У Павла два возражения.    =Не всё мне

> на пользу=  -   Философы-стоики  говорили  то  же:   есть  вещи хотя

> и позволенные,    но    не приносящие  пользы.   Похожие  слова есть

> и  у  Сираха (37.28).  С точки зрения Павла, полезно то, что полезно

> для  общины.   Второе возражение - =ничто не должно завладеть мной=.

> Здесь своеобразная игра слов: «всё в моей власти, но ничто не должно

> взять  надо  мной  власть».   Так  и стоики утверждали, что истинный

> мудрец  никому  и  ничему  не  подчиняется,  он не может стать рабом

> страсти,  похоти,  гнева.   Ср.   Сир 47.19: «Но ты тело свое предал

> женщинам,  и они тобой завладели» и 6.4: «Погубит злая страсть того,

> в  ком  поселилась».   Иногда поработить человека может даже то, что

> само по себе не опасно.

 

> Ст.   13-14  -  =«Пища  для  брюха и брюхо для пищи!»= - Павел снова

> цитирует  слова   коринфян и  полностью  с  ними  соглашается:   да,

> все физиологические функции человеческого организма  не будут  нужны

> в жизни Будущего Века и являются чем-то несущественным и преходящим.

> Поэтому  для  человека не должно существовать религиозно дозволенной

> или  религиозно запрещенной пищи.  И пищеварительная система, и сама

> пища  имеет  временный  характер  и  будет  уничтожена как ненужная,

> преходящая,  тленная.  «Ведь Царство Бога не есть нечто, относящееся

> к  еде  и  питью.  Оно - справедливость, мир и радость, которые дает

> Святой Дух» (Рим 14.17; ср. 1Кор 8.8).

 

> =Но тело не для разврата= - Коринфяне воспринимали тело как гробницу

> души   и   считали,   что   в   Новом  Веке  оно  будет  уничтожено.

> Следовательно,  не  только  не  важна  пища,  но  не  имеет никакого

> значения  и  сексуальная  жизнь  человека.     Тело испытывает голод

> и  насыщает себя, оно ощущает сексуальный голод и удовлетворяет его.

> По  их  мнению, между этими двумя видами голода нет никакой разницы.

> Здесь  апостол  решительно  возражает.   Да, желудок и прочие органы

> пищеварения  являются  лишь  частями  материального тела,   но Павел

> в  духе библейской традиции понимал тело как  всего  человека,   как

> его   целокупное  я,    которое  предназначено  не для  уничтожения,

> но  для преображения.  Согласно Библии, в сексуальной жизни человека

> присутствует сакральное измерение, ведь благодаря соединению мужчины

> и женщины появляется новая жизнь.  Недаром отношения Бога с Израилем

> часто  метафорически назывались браком, затем эта же метафора станет

> употребляться   по отношению к Христу и   Церкви (Иез 16; 2Кор 11.2;

> Эф 5.29-32;  Откр 19.7;  21.2,9-10).   Спасение - это не побег  души

> из   физического  мира,     а   воскресение   и  преображение  тела.

> =А  для Господа= - Это третье возражение Павла, и оно самое главное:

> тело  христианина принадлежит  не ему,  а Господу.   =Для Господа= -

> то  есть  принадлежит  Господу,  предназначено для Него.  Христианин

> отдал себя Господу, следовательно, когда он отдает свое тело кому-то

> другому  (кроме супруга   или   супруги),  он   отдает то,  что  ему

> не принадлежит.  Об этом будет сказано также в ст.  19-20.

 

> =И  Господь  для  тела=  -  Это  очень  трудные  слова,  не  имеющие

> однозначного  толкования.  Вероятно, это значит, что Христос пришел,

> чтобы  спасти  человека,    его  тело   и  отдал   себя   на  смерть

> ради человека.  Теперь христианин пребывает в Христе, но и Христос -

> в   нём.    Таким   образом,   они  стали  неким  единым  существом.

> Воскресение  Христа подтверждает наше грядущее телесное воскресение.

> «Тело   предназначено для служения  Господу  и  Господь  отдал  себя

> для  тела,   так что они оба предназначены быть  постоянно  вместе -

> и  в  слабости  и  страдании,   которые верующий разделяет с Христом

> в этом веке (2Кор 6.10; 12.9-10), и в прославленном состоянии, когда

> он будет преображен (15.51; 2Кор 5.1-5; Флп 3.21)».

> {С.К.  Barrett,

> The First Epistle to the Corinthians, p. 148.}

 

> Ст.  15 - =Разве вы не знаете, что ваши тела - части тела Христа?= -

> Христос  здесь представляется некой корпоративной личностью,  Телом,

> в  которое  христиане входят как его части.  Конечно, это не значит,

> что  Христос  в буквальном смысле состоит из христиан,   но верующие

> в  Него  принадлежат  Ему (ст.  14).   Когда  христианин  берет  то,

> что  принадлежит  Христу  и  соединяет  его  с  тем, что принадлежит

> падшему миру, совершается кощунство.

 

> =И  ты  часть  тела  хочешь  превратить в тело проститутки?  Не быть

> тому!=  -  Некоторые  из  высоко  духовных  членов  церкви  посещают

> проституток.     =Проститутка=   -   это   не  обязательно   женщина

> из  публичного дома, но развратница,  любительница секса.  Пиры были

> в  те  времена  мужскими,   женщины,   присутствовавшие  там,  были,

> как  правило,  флейтистками,  куртизанками  и проститутками.  Но всё

> чаще  на  пирах  стали  появляться  и  замужние  женщины.   Сатирики

> обвиняли римлянок в том,  что они покинули прялки  для игрищ,  пиров

> и   роскошных  лавок.   Пиршества  часто  заканчивались  сексуальным

> разгулом.   Римлянки  высокого  положения достаточно часто позволяли

> себе   плотские   удовольствия   и  вели  распущенный  образ  жизни,

> соревнуясь с вольноотпущенницами и иностранками - гетерами.  Об этом

> свидетельствуют   римские  поэты  Катулл,   Овидий,   Тибулл  и  др.

> См.   особенно  «Науку  любви»  Овидия.   Император  Август  обвинял

> римских  матрон  в  падении  рождаемости  и  в  разрушении  семейных

> ценностей  и  издал  целый ряд законов, направленных на оздоровление

> нравов  и   укрепление  семьи.      Нельзя  исключить предположения,

> что  женщина,  о которой говорится в 5.1, относилась к таким особам.

> Кроме  того,  существовали  гетеры  и рабыни, вынужденные заниматься

> проституцией.   Плутарх приводит образец  «брачной речи»,  в которой

> от новобрачной   требуется   религиозная преданность   богам    мужа

> и   снисходительное  отношение  к  служанкам  и  гетерам  на  пирах.

> Возможно,   общение   с  проститутками,  о  котором  говорит  Павел,

> происходило  во время  пиршеств,    связанных  с жертвоприношениями,

> и  таким образом еще раз подчеркивается связь между идолопоклонством

> и развратом.

 

> Ст.   16-17  -  =А разве вам не известно,  что тот,  кто соединяется

> с  проституткой,  стал  одним  с ней телом?  Ведь «двое станут одной

> плотью»=  -  Слова Быт 2.24,  относящиеся к браку,  теперь расширены

> на  все сексуальные  отношения.    Связь с развратной женщиной - это

> не нечто мимолетное и преходящее, и, хотя, в отличие от мужа и жены,

> сексуальные  партнеры соединены только физически, она делает из двух

> людей   одно   существо.    Поэтому   христианин  должен  страшиться

> осквернить Христа, оскверняя части Его тела и внося в это Тело нечто

> чуждое  и   постыдное,   то,  что не  является частью Его тела и что

> не  предназначено  для воскресения и преображения.  Но надо помнить,

> что  Павел    говорит   здесь     не  о  сексуальной жизни   вообще,

> а   о  развратной    связи   с  проституткой.    Ср.   2Кор  11.2-3,

> где  говорится  об  обручении Церкви Христу.  Любой разврат означает

> нарушение брачного обета.  Ср.  также Эф 5.21-33.

 

> =А  тот,  кто  соединился с Господом, один дух с Ним= - Казалось бы,

> Павел  должен  был  сказать:  «одно тело с Ним».  Но он тем не менее

> употребляет  слово   дух.    Вероятно,    этим он хочет подчеркнуть,

> что  союз  тела  христианина  (то  есть самого христианина) и Христа

> возможен  только  благодаря силе Святого Духа.   Только потому,  что

> в  христианине  живет Дух Христа, он будет, как и Христос, воскрешен

> силой  Бога.   Тело  должно  быть  чисто,  как  чист храм, в котором

> обитает Дух Бога (6.19).

 

> Ст.   18  -  =Бегите  от  разврата!=  -  Ср.  10.14.  Иоанн Златоуст

> обращает  внимание  на  очень  сильный  глагол  «бежать»  в отличие,

> скажем,  от  «уклоняться,  избегать».   О  губительных  последствиях

> разврата   много  говорится в библейских  книгах мудрости. Он  ведет

> к позору, наказанию и даже гибели (Притч 6.29; 2.18-19; Сир 9.9).

 

> =Какой   бы  грех  ни  совершил  человек,  грех  не  касается  тела=

> (дословно:  «вне тела») - Это очень трудные слова, по поводу которых

> велись  споры  и  предлагалось около тридцати объяснений.  Например,

> указывалось   на  то,  что  существуют  и  другие  грехи  противтела

> (пьянство,  наркотики,  обжорство,  самоубийство  и т.  д.).  Другие

> высказывали  предположение,    что   грех разврата качественно иной,

> чем   другие    провинности.    Но,    возможно,    Павел   цитирует

> самих  коринфян,  утверждавших,  что грехами могут быть названы лишь

> те,  что  совершаются  в  сфере духа.  Если же эти слова принадлежат

> самому  Павлу, то их смысл таков: «разврат затрагивает тело, которое

> принадлежит  Господу.   Тело  же  должно  стать храмом Святого Духа.

> Человек, соединившийся с проституткой, отдал себя ей.  Всякий другой

> грех - «вне тела» в этом исключительном смысле.{} <...>

 

> =Но   развратник   грешит   против  собственного  тела!=  -  Апостол

> указывает,  что  есть  такой грех, который напрямую связан с телом -

> это  сексуальная  распущенность.  Но главное в этом  грехе  то,  что

> он  направлен  против  тела,  которое для Господа и принадлежит Ему.

> Это и делает его грехом, столь же мерзостным, как и идолопоклонство.

> =Тело=  -   В  данном случае это не физическая  составная  человека,

> но  весь  человек,  его личность.  В еврейской традиции существовало

> выражение  «грешить  против  собственной  жизни»,  то есть совершить

> нечто  такое,  что  грозит серьезными последствиями для человеческой

> жизни  (ср.   Сир 19.4).  Павел использует здесь слово «тело» вместо

> «жизнь, душа», потому что главное в его аргументации - тело, которое

> принадлежит  Господу.   Если  живот,  брюхо  -  это чисто физический

> аспект  человека,  то  тело - это он сам.  Совершая разврат, человек

> совершает акт саморазрушения.

 

> Ст.   19-20 - =Разве вам неизвестно, что ваше тело - храм, в котором

> живет  Святой  Дух,  полученный  вами  от Бога, и вы не принадлежите

> себе?   Вас купили за большую цену= - Павел теперь объясняет, почему

> Бог   запрещает разврат.   Апостол приводит  объяснение,  выраженное

> при помощи двух  метафор:   храм и  выкуп.   Некоторые предполагают,

> что  метафора храма могла иметь некую связь с храмовой проституцией,

> которая  была  распространена  на  Востоке.  Но, во-первых, в Греции

> такого явления не существовало.  Во-вторых, в Римской империи Венера

> из  богини  сексуальной  страсти  превратилась в почтенную праматерь

> императорской  семьи, потому что легендарный предок императоров Эней

> был,   согласно  мифам,  сыном Афродиты (римской Венеры),  спасшимся

> из  горящей  Трои.  В любом случае храм Бога не предполагает никакой

> нечистоты  и  должен  быть  свят.   Отныне  нет  никаких специальных

> сакральных  мест  для  проживания  Бога,  но есть тело христианина -

> =храм,   в котором   живет   Святой    Дух=    (см. также   коммент.

> на  3.17/**/).   =Вы  не  принадлежите  себе= - Христос Своей кровью

> выкупил  христиан из рабства у греха и нечистоты, поэтому они теперь

> принадлежат  Ему.   <...>  Жертвенная  смерть  Христа - это =большая

> цена=,  и  об  этом  христиане обязаны помнить.  См.  1Петр 1.18-19:

> «Знайте,    что  не тленным  серебром   или  золотом   вас  выкупили

> на  свободу...  но драгоценной кровью Христа, как кровью непорочного

> и чистого ягненка».  Ср.  также 1Петр 2.16.

 

> =Так  славьте  Бога  своими  телами!= - Из этого следует, что своими

> телами    христиане  должны   не бесчестить, но   прославлять  Бога.

> Быть  чистым храмом и означает истинное Его прославление.  Ср.  7.23

> и комментарий/*/.

                [ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий

                  // М., 2007. стр. 116-122 ]

 

 

        /*/ - см. www.messia.ru/rasylka/008/2285.htm#k723

        /**/ - см. www.messia.ru/rasylka/008/2275.htm#k317

 

 

 

 

 

см. также:

 + + + архиеп. Георгий (Вагнер): границы нашей человеческой свободы

                               www.messia.ru/rasylka/008/2116.htm#0

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Вот та Весть,

 что мы от Него услыхали и вам возвещаем:

 Бог есть свет

 и нет в Нём тьмы никакой!

 Если скажем: "Мы сопричастны Ему", -

 но живем, как и прежде, во тьме,

 значит, мы лжем

 и живем не по правде.

 Но если живем мы в свете,

 как и сам Он - в свете,

 значит, мы сопричастны друг другу

 и кровь Сына Его, Иисуса,

 очищает нас от любого греха.

 Если скажем, что мы безгрешны,

 значит, мы вводим себя в заблуждение

 и истины нет в нас.

 Если признаем наши грехи,

 Он, справедливый и верный,

 простит нам грехи

 и очистит от всякого зла.

 Если скажем: "Мы не грешили", -

 значит, Его выставляем лжецом

 и нет в нас Слова Его.

*Детки, я пишу это вам, чтобы вы не грешили.

 Если же кто согрешит, у нас есть перед Отцом Заступник -

 Иисус Христос, Он праведен.

 И Он сам - искупительная жертва за наши грехи,

 и не только за наши, но и за грехи всего мира.

 Вот как мы можем узнать, знаем ли мы Его -

 мы знаем Его, если исполняем Его заповеди.

 Кто говорит: "Я знаю Его", но не исполняет Его заповедей,

 тот лжец, в нём нет истины!

 А кто исполняет слово Его,

 в том Божья любовь воистину достигла совершенства.

 Так мы можем узнать, в Нём ли мы.

 Кто говорит, что он в Нём, тот должен и жить так, как жил Он.*

                        (1Ин.1:5-2:6 - включает апост.  чт-е четверга)

                                * * *

Иисус сказал:

'Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут!

 А о дне том и часе не знает никто: /

 ни ангелы на небесах, ни Сын - / знает только Отец!

 Смотр`ите же, не дремлите! / Вы не знаете, когда наступит час.

 Час тот - как человек, который, уезжая, / оставил дом свой на рабов

 и дело поручил им каждому свое, /

  а привратнику велел не смыкать глаз.

 И вы не смыкайте глаз! /

  Вы же не знаете, когда вернется хозяин дома:

 вечером, в полночь, / в час, когда запоют петухи, или утром.

 Как бы Он, вернувшись внезапно, / спящими вас не застал!'

                           (Мк.13:31-36 - часть еванг.  чт-я четверга)

                                * * *

*Цельтесь в небо - попадете и в землю;

                         цельтесь в землю - не попадете никуда!* (CSL)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2515.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm