=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

> <...>  Для нас,   для всех слово "пост" в первую очередь связывается

> с  определенным  воздержанием от некоторых видов пищи.  Но Пост этим

> не исчерпывается, и я хочу на этом остановиться.

 

> Человек  -   существо  очень сложное.   Он  не является ни хищником,

> ни  травоядным  существом,  и он не запрограммирован на определенный

> вид  пищи.  Поэтому, переключаясь то на растительную, то на животную

> пищу,    он   всегда   испытывает   некоторую перестройку организма.

> Это   было   важным   фактором  в  процессе  эволюции  человеческого

> организма,  это было важным фактором в истории культуры.  Но по мере

> того  как  человек стал развиваться интеллектуально и духовно, перед

> ним  встала  проблема:  а  не  является  ли чем-то недолжным, чем-то

> чуждым   для   него  вот  это  питание  трупами  животных,  вот  это

> хищническое истребление других жизней.

 

> И  многие  учения, особенно индийские, полностью отказались от пищи,

> которую мы берем у убитого животного.  В других регионах были особые

> виды  живых   существ,   которые  табуировались, то есть запрещались

> в пищу.  Это тоже был элемент какого-то воздержания.

 

> Меня  нередко  спрашивают,    а  почему  в Евангелии   нет   ахимсы,

> <т.е.>  не провозглашен индийский  принцип  неубиения.   Разумеется,

> я  не могу, и никто из богословов и служителей Церкви не может точно

> и   адекватно сказать, почему.   Но  нет заповеди такой, что человек

> не имеет права на жизнь живых существ.

 

> Сказано  в Писанин,  что блажен тот,  кто "и скоты милует",  то есть

> кто  относится  милосердно к животным.  Но жертвенная кровь животных

> для   человека   сохраняется  потому,  что  на  определенном  уровне

> цивилизации  человек  еще   не  в  состоянии   обеспечить  себе пищу

> без животных.

 

> Если  бы  сейчас  весь  земной  шар  пошел по пути, по которому идет

> индийский  народ,  исповедники индуизма, я боюсь, что это создало бы

> острейшие  проблемы  голода  на  всей  земле:  миллионы  людей и так

> голодают.   Если  бы  они  лишили  себя и этой формы пищи, вероятно,

> голод  стал  бы  еще  более  угрожающим  и  тяжким.   Это только мой

> аргумент  и  предположение, но заповеди такой нет.  Как говорил один

> из  выдающихся  наших  современных  богословов митрополит <Сурожский

> Антоний  (Блюм)>,  человек  хотя  бы  в какие-то периоды года должен

> подняться  над  своим  хищничеством,  и, поверьте, что в этот период

> человек  чувствует   это не только на  своем  теле,  но  и  на душе.

> Я  по  себе  знаю,  когда начинаешь воздерживаться от животной пищи,

> тело становится как-то легче.

 

> Есть  какие-то  изменения,   которые помогают духовной жизни.   Дело

> в том, что принятие пищи, это, друзья мои, есть причастие, причастие

> плода природы, что бы вы ни ели: хлеб - это плоть зерна, любая пища,

> приготовленная  из  растения,  -  это  плоть  этого  растения, плоть

> животных,  рыб,  птиц,  зверей.  Мы  причащаемся природе через пищу,

> и   природа  входит в  нас.   Всё  что мы нарастили  себе,   начиная

> с  детства, на нашем теле, это взято из природы, заимствовано из нее

> в  буквальном, прямом смысле.  Она живет в нас.  Но, кто знает, если

> мы   едим   убитое  существо,   не  входят  ли  в нас его страдание,

> его страх, его мУка?  Вопрос очень непростой.

 

> Во   всяком   случае   воздержание,   хотя  бы  временное,  от  этих

> несовершенных видов пищи, дело, несомненно, благое.  <....>

 

> Да,  действительно,  когда  четыре  раза в году человек, соблюдающий

> правило  православной церкви,   воздерживался на определенное  время

> от  мясной пищи, он был в выигрыше физически - несомненно; но он был

> и  в  выигрыше  морально,  потому что всякое воздержание есть усилие

> нашего  внутреннего  духовного  организма.   Понимаете,  каждый раз,

> когда  мы  говорим  себе  "нет",   мы крепнем,  и каждый раз,  когда

> мы поддастся какому-то влечению, мы можем ослабевать.

 

> Кроме того, есть еще одна польза от поста: очень часто, читая книгу,

> размышляя,   беседуя,  а кто умеет - созерцая  и  молясь,  мы  стоИм

> перед  Вечным.    Но  в быту, в повседневности, мы об этом забываем,

> и  начинаем  жить  так,  как  будто  мы отдалились от самой передней

> реальности.   И  вот,  когда церковное правило вторгается в наш быт,

> когда   приходится  думать,   а    что   тебе    купить, а что  тебе

> приготовить,  -  это как бы невольное напоминание в быту о постоянно

> идущем церковном  священном годовом круге.    Это  вечность стучится

> к нам в Церковь, напоминая о главном.

 

> Итак,  четыредесятница  -  сорокадневный  Великой пост, который <..>

> завершается Страстной неделей.  До революции в это время закрывались

> театры,  увеселительные учреждения, люди старались как-то собраться,

> посерьезнеть,  обдумать свою жизнь - это тоже очень полезный момент,

> я бы сказал, уникальный в году.

 

> Откуда  же  возник  этот  обычай?  Когда в древней Церкви крестились

> люди  преимущественно  во  взрослом    возрасте, к крещению серьезно

> и  долго  готовились.   Иногда  год, бывало, что и два.  Но наиболее

> интенсивная,  скоростная подготовка - у нас ведь люди часто приходят

> без  всякой подготовки - она длилась семь недель.  Вот этот период -

> подготовки к крещению - предварял Пасху.  И в день Светлого Христова

> Воскресения  собирались  толпы новокрещаемые шли на берег реки пруда

> или  какого-нибудь  другого  водоема,  или шли  к бассейнам, которые

> в   древнем   Риме   и  вообще  в  античном  мире  были  необходимой

> принадлежностью   любого     приличного    дома,     и   совершалось

> общее  крещение.     И   вот  печать  этого торжества общецерковного

> и подготовки к нему несет на себе вся  четыредесятница.

 

> Первое.  В течения этих недель, вернее, вот этого периода, старались

> прочитывать  всю  Библию, то есть практически люди в это время почти

> целиком   посвящали   себя   этой  подготовке.   Епископ  или  потом

> священники уже собирали утром в храм новокрещаемых, читали им Библию

> в  главных  своих  текстах   и объясняли.    У нас   в храме  обычай

> этот   сохранился.      Во  время   Великого  Поста    прочитывается

> за  богослужением  значительная  часть  Ветхого  Завета и все четыре

> Евангелия.

 

> Далее.   Человек,  который  хочет  вступить  на  путь  христианский,

> готовится к нему покаянием.  Поэтому Пост есть время покаяния, время

> покаяния   и  воздержания,  время, когда надо оглянуться.   Но тогда

> вы  меня  спросите:  хорошо, в древности готовили так новокрещаемых,

> неофитов, а при чём тут мы?

 

> Иоанн Креститель имел в виду,   что даже  человек, который причастен

> к  традиции  с  детства  и  у  которого  много  предков эту традицию

> передавали  из  поколения  в  поколение  и хранили, всё равно должен

> пройти    через  покаяние   и  внутреннее обновление.    Для каждого

> всё  равно   наступает  момент,   когда  он оказывается перед  лицом

> Божиим - а это есть высший суд.

 

> Здесь  есть  аналогия с Великим постом.  Даже для тех людей, которые

> крещены  с  детства  и   даже  ходят постоянно в храм, всегда  может

> и  должен  наступить момент, когда они почувствуют себя как бы снова

> язычниками, как бы снова отторгнутыми от Божиего света, нуждающимися

> в  обновлении,  в прощении и во внутреннем перевороте, во внутреннем

> обновлении.

 

> Слово    "покайтесь",   которое   провозглашал   Иоанн   Креститель,

> по-гречески  в Евангелии звучит как "метаноите", то есть переверните

> свое  мышление,  передумайте  всё.   В наши дни это вновь становится

> актуальным.

 

> Можно  сказать,  что это похоже на движение реки, которая постепенно

> засоряется,  и  всё  уже  становится  ее  русло, - наносы, ил, тина,

> песок,  - надо его очистить, чтобы вода чистая шла дальше, - и текла

> в  океан.   Вот  почему  для всех люд ей, которые находятся в рамках

> Церкви,   и   даже   для  тех,   кто  находится  близ  ее    ограды.

> Пост становится временем размышления и покаяния.

 

> У   Поста  прекрасная  структура:  каждое  воскресенье  Поста  имеет

> какой-то  особый  символический  смысл.  И вот я вам - многие из вас

> это  знают,  но наверное, не все, - я вам перечислю всю эту цепочку,

> которая ведется через четыредесятницу к Пасхе.

 

> Сначала   идет    предпостовый   период.    Начинается  воскресенье,

> когда   читается   притча   о   мытаре   и   фарисее.    Воскресенье

> по-церковнославянски  <..> -  "неделя".    Hеделя мытаря  и фарисея.

> С  этого  времени начинается пение гимна "Покаяния отверзи ми двери,

> жизнодавче".   Мы уже здесь с вами слушали это пение, когда исполнял

> хор,  и  я  еще  раз  призываю здесь присутствующих около семи часов

> вечера  в  любую  субботу  зайти  в любой  московских  храм,  и  там

> вы  услышите,  как  поют  этот  замечательный  гимн,  чудесный  гимн

> "Покаяния отверзи ми двери, жизнодавче".  В это время в церкви гасят

> все огни, храм погружается в полумрак, только горят свечи и лампады:

> "Податель жизни, открой мне двери покаяния".

 

> "Неделя мытаря, и фарисея" связана с притчей евангельской, маленькой

> новеллой,   которую  Господь  рассказал,  чтобы  пояснить,  с  каким

> чувством  человек  должен  стоять  перед  Вечностью.   Вперед прошел

> гордый  блюститель  законов, благочестивый фарисей, который соблюдал

> все  правила,  все обряды, который приносил жертву на храм, который,

> разумеется,   не   был   ни   разбойником,   ни  грабителем,  а  был

> благополучным  праведным  человеком,  и он молился: "Благодарю Тебя,

> Боже, что я не такой, как эти негодяи, что чист перед Тобой".

 

> А сзади двора стоял сборщик налогов,   историй даже глаз не поднимал

> и  только  ударял себя в грудь и повторял: "Боже, милостив буди мне,

> грешному".    И, как творит Господь Иисус,  ушел  более оправданным:

> то  есть  ближе  к  Богу оказался тот, кто стоял сзади, кто сознавал

> свою  греховность,  а  не  тот,  кто  был уверен в своей праведность

> Человек,  уверенный   в своей праведности,  -   глухой,  неспособный

> к духовному развитию человек.  Этот род нравственного самодовольства

> означает остановку реки, которая должна течь.

 

> А  вы  знаете,  что  происходит, когда останавливается течение реки?

> Она  заболачивается,  вода начинает  гнить -  то же самое происходит

> в  душе.    Достаточно  сказать  себе,   как   фарисей,  что  у меня

> всё  неплохо:  я  не убивал, не воровал,   не грабил,  <не>  нарушал

> брака  -   и  кажется:   всё  -  загорается уже нимб сверху.  И  мы,

> как праведники, готовы предъявить Богу счет: вот у меня всё сделано,

> открой мне путь к счастью и благословлению.

 

> Это  ложная  позиция, и она осуждается.  И поэтому мы должны учиться

> молитве  мытаря:   "Боже,  милостив  буди мне,    грешному".     Что

> это   значит?    "Я   прошу   помиловать".    Фарисей   что  просил?

> Справедливости.    Он   считал,  что  он с Богом схватился:  я Тебе,

> Ты мне.  А мытарь ждал помилования.

 

> Когда просят помилования, это значит признают свою вину, но надеются

> на снисхождение.

 

> Следующее  воскресенье  посвящено  притче  о  блудном  сыне.  Кратко

> напомню   вам.   Кто  из  вас  был  в  Эрмитаже,  вспомните  картину

> Рембрандта  "Возвращение  блудного  сына".   Юноша потребовал у отца

> свою долю имения,  ушел  из дома.   В старину, особенно  на Востоке,

> это   считалось   преступлением,   -   разделить  имение,  расколоть

> имущество,   тем более  оторваться   от  семьи.    Кто из вас  бывал

> на  Востоке,    хотя  бы     на  нашем  советском Востоке,    знает,

> как  естественно  и  нормально  там жить деду, прадеду, внуку - всем

> вместе.  Когда кто-то отделяется, это считается дурным поступком.

 

> Так  вот,  отец молча ему всё отдает, и сын уходит в далекую страну,

> где  его никто не знает.  Всё пропил, всё прогулял, и нищим скитался

> на  чужбине.   В  конце  концов,  пришлось  ему  наняться в батраки.

> Сторожил  свиней,   счастлив   был,  что мог поесть из корыта вместе

> со свиньями (в той стране был голод).

 

> Потом  он  вдруг подумал,  что   мог бы у своего отца  слугой  быть,

> и то было бы лучше.   Пойду к  нему и скажу, что  я уже не сын твой,

> я  тебя предал, оскорбил, но возьми меня хотя бы в работники к себе.

> И   вот  с  этими  мыслями он отправился  домой,  и отец увидел  его

> еще  издалека,  рваного,  едва  узнаваемого,  утомленного, и молча -

> опять-таки  -  побежал  старик ему навстречу,  обнял его.   И  когда

> тот  пытался  сказать  свою  формулу, которую он твердил всю дорогу:

> "Отец,  я  согрешил  перед  тобой, перед небом, недостоин называться

> сыном,   возьми  меня   хотя бы слугой", отец ему ничего не ответил,

> а  повел  в  дом,  кликнул слуг, сказал, что собирайте пир, заколите

> теленка,  будем праздновать, наденьте на него одежду самую красивую,

> вот перстень, - и праздник начался.

 

> А  в  это время шел с поля старший сын,   добропорядочный  труженик,

> уж  он никуда не уходил и не проматывал  с блудницами  имения  отца.

> И  когда  он услышал шум, спросил у слуг: "Что там случилось?" "Пир,

> вернулся твой младший брат, и отец устроил праздник!" Тому это стало

> так  отвратительно,  что он, обозлившись, даже не вошел в дом.  Отец

> сам  вышел звать его и сказал: "Иди к нам, мы ждем тебя!" Он сказал:

> "Отец,  я работал всё время для тебя и с тобою,   и ты даже козленка

> не  зарезал,  чтобы  я  погулял  с  друзьями.  А когда этот, который

> промотал половину имения с блудницами, пришел, ты устроил праздник".

> И  отец ответил: "Сын мой, ведь всё мое - твое,  ты  всегда со мной,

> а  мы  должны  радоваться,  что  этот твой брат был мертвым и теперь

> ожил".   Вот эта притча евангельская -  она   обо всём  человечестве

> и об отдельном человеке.

 

> О  человечестве,   которое    в  течение своей истории,     особенно

> за  последние   столетия,    пыталось  само  себя  устроить  как-то,

> без  небесного пути,  без указания Небесного  отца, оно идет куда-то

> в  страну далече и думает,  что  "всё в порядке",  но промотало всё.

> А Отец всегда ждет, всегда ждет.

 

> И  еще  одно.    Сын  всё-таки  вернулся,    а  такое  возвращение -

> оно  трудно.   Он  сломил  свою  гордость,  конечно, ему стыдно было

> прийти  нищим,  когда  он  ушел  богатым.  Ведь люди, уезжая в чужую

> страну,   надеются,   что   они вернутся  на  коне,  а он  вернулся,

> как  говорится,  на  щите.   Но  он  всё-таки  пришел.   И  вот  это

> возвращение  к  духовным  ценностям  величайшим,  оно требует от нас

> признания ложности путей блуждания вдали.

 

> А   что  касается  старшего  брата,  то  это  психология  необычайно

> распространенная,  это  психология  ревности и корысти.  Я много раз

> сталкивался  с  такого рода старшими братьями.  Люди, которые всегда

> ходили  в  храм  и которые считали себя там хозяевами, пожилые люди,

> вдруг   увидев  молодого  человека  или  девушку,  которые  еще  вот

> только-только  переступали порог церкви, говорили: "Зачем они пришли

> сюда, они где-то там гуляли, танцевали и пришли к нам - это наш дом,

> наш храм.  Нам никто не нужен".  А ведь это пришел брат или сестра.

 

> И  вот  эта  гордыня уверенности, что они рядом с Богом, значит, они

> уже   имеют знак  качества     духовный,    это  ложная уверенность.

> Более  того,  вот  этот  старший сын, он был непохож на своего отца.

> Мне  всегда вспоминается история, как один человек приехал в Австрию

> разыскивать  сына  умершего Моцарта -  и нашел   обычного  человека.

> Он искал сходство в его характере: родной  сын, вроде,   а   не тот.

> Вот  так  и мы с вами: у нас Небесный Отец, но можно ли узнать в нас

> Его  образ?   Во  всяком случае, вот в том старшем брате трудно было

> узнать образ его любящего и мудрого отца.

 

> Следующая   неделя  посвящена  Страшному  суду,  она  хронологически

> совпадает  с масленицей.  Это проводы зимы и начало весны, старинный

> языческий  праздник,  веселый,  торжественный,  немного  разгульный.

> <.....>

 

> В  это воскресенье читается место из Евангелия от Матфея, где Судья,

> Бог,  обращается  к  душе человека и говорит: "Что ты сделал в своей

> жизни?    Накормил  ли  ты  Меня?     Напоил ли ты  Меня? Посетил ли

> ты  Меня,   когда Я  был болен?"  И они говорят:  "Когда же мы могли

> это  сделать?"  И  Он  отвечал: "То, что вы сделали для Моих младших

> братьев, вы сделали для Меня".  Вот, в чём нам придется отчитываться

> в  жизни.    И вот наши  близкие,  и  те, с кем нам приходится жить,

> они являются, сами того не зная, для нас рукой Божией, лицом Божиим,

> мы  должны  служить  Ему  через  них.   И  тогда мы будем счастливы.

> Только   отдавая   сердце  друг другу, мы сможем   быть   счастливы.

> Но  мы  предпочитаем  брать,  только  брать, и поэтому мы несчастны,

> глубоко закомплексованы, встревожены, измучены.  Потому что мы хотим

> брать,  брать, брать, а нам не дают, потому, что хочет брать каждый.

> И получается,   что все хотят брать, и не получает настоящего никто,

> и  несчастны  все.   И Суд Божий, он дает направление веселью, чтобы

> оно   не   было  просто  бездушным  разгулом,  а  чтобы  оно  всегда

> сопровождалось служением добру, отдачей.

                        [ священник Александр Мень.

                          из лекции "Великий пост"

                          (1 апреля 1989 г. в ДК "Красная Пресня")

                          www.messia.ru/r2/3/l01_009.htm#0 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Придя на место, Он сказал им:

 "Молитесь, чтобы устоять в испытании!"

 А сам отошел от них на расстояние брошенного камня

 и, став на колени, молился:

 "Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши!

 Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!"* (Лк.22:40-42/*/)

                                * * *

*Когда Иисуса вели на казнь ...

 за Ним шла большая толпа народа,

 и среди них женщины, которые били себя в грудь, оплакивая Его.

 Иисус, повернувшись к ним, сказал:

 'Не плачьте обо Мне, женщины Иерусалима! /

   О себе плачьте и о детях своих!

  Вот наступают дни, когда будут говорить:

  "Счастливы бесплодные, нерожавшие / и не кормившие грудью!"

  Тогда будут говорить горам: /

  "Обрушьтесь на нас!" - / и холмам: "Скройте нас!"

  Если с деревом, полным соков, так поступают, /

   что же будет с сухим?'

 Вместе с Ним на казнь вели еще двух преступников.

 И когда пришли на место, называемое "Череп",

 распяли там Иисуса и преступников -

 одного справа, а другого слева от Него.

 Иисус говорил:

 'Отец! Прости им, они не понимают, что делают!'* (Лк.23:26-34/***/)

                                * * *

*Но Господь снова говорит:

                "Вернитесь ко Мне всем сердцем,

                поститесь, плачьте, рыдайте!"

                       Разорвите свои сердца, а не одежды,

                       вернитесь к Господу, Богу вашему!

                Ведь Он милостив и милосерден,

                терпелив, Своей любви верен,

                и о зле сожалеет Он.

                       Как знать: может, Он и пожалеет,

                       оставит после Себя благословение -

                       хлебные приношения и возлияния

                       Господу, Богу вашему?

                Трубите в рог на Сионе

                и объявите пост,

                запретите всякую работу!

                       Соберите народ,

                       назначьте священное собрание:

                       созовите стариков,

                       соберите детей, младенцев!

                Пусть приходит жених,

                оставив комнату свою,

                пусть невеста скорее

                покинет брачный чертог.

                       Пусть священники плачут

                       между Храмом и жертвенником.

                       Пусть они, служители Господа,

                       взывают: "О Господь!

                       Смилуйся над Своим народом!

                       Тех, кто принадлежит Тебе,

                       не отдавай на поругание,

                       другим племенам во власть!

                       Не то иноплеменники скажут:

                       "Ну и где же их Бог?"

                И разгорелась у Господа

                любовь к Его стране,

                и Он сжалился над Своим народом.

                       И Господь сказал народу:

                       "Вот, посылаю вам

                       зерно, молодое вино,

                       посылаю масло олив -

                       вы получите всё в избытке.

                       И уже не отдам вас

                       на поругание другим племенам.

                                (Иоиль 2:12-19, перевод: А.Графов/**/)

                                * * *

"Спаситель велел нам стать детьми,

   и радость наша в том, что мы получаем дары, подарки, сюрпризы."

                                                              (Г.Гейл)

             *********************************************

/*/ - из еванг. чт-я вторника.

/**/ - читается на 6-м часе в среду.

/***/ - из еванг. чт-я четверга.

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2520.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU йЮРЮКНЦ уПХЯРХЮМЯЙХУ пЕЯСПЯНБ «яБЕРХКЭМХЙ»