=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
Этот выпуск - продолжение серии о Символе веры.
> * Возвещая Свое учение, Христос говорит не как пророк - от имени > Бога, - а как Бог. Собственной властью Он изменяет и отменяет > законы, данные в Св. Писании, указывая тем на Свой высший авторитет. > Этим Он подводит учеников к тайне Сына Божия. Это совершается > постепенно. Сначала Он выступает как Учитель и Чудотворец, > но при этом многозначительно называет Себя Сыном Человеческим. > Этот титул одновременно означает и просто человека (Иез 2:1), > и обетованного Спасителя, Мессию (Дан 7:12-14).
> Это связано с тем, что многие, даже пророки, считали, что Мессия > будет земным царем или воином. И только тогда, когда ученики поняли, > что Иисус не желает земной власти (Ин 6:5), когда Он стал гонимым > Странником (Мф 8:20). Он больше не скрывал от них Своего Мессианства > (Еф 6:13-21). Но при этом Иисус объявил апостолам, что его ждет > не мирская власть, а страдания и смерть. Прямо назвал Он Себя > Мессией лишь за несколько часов до Голгофы, перед лицом Синедриона > (Мк 14:61-62). Но если Иисус именовал Себя Спасителем-Мессией > не в том значении, какое вкладывала в это понятие толпа, то что > Он Сам говорил о Себе? Он именовал Себя Сыном Небесного Отца.
> * +Что значит Сын Божий? Почему «Символ» называет Христа Господом?+
> # а) «Сынами Божиими» в Ветхом Завете назывались ангелы, > пророки, цари (2 Цар 7:14; Иов 1:6; Пс 28:1). Титул этот прилагался > к Мессии, потомку Давида (Пс 109). > # б) На языке Библии понятие «сын» означает причастность > чему-либо («Сын пророческий», «Сын правды», «Сын человеческий», > «Сын благословения», «Сын погибели» и т. д.). Поэтому, называя Себя > Сыном Небесного Отца, Иисус имел в виду Свою причастность > Божественной природе. Он выше всех пророков (Притча Мк 12:1-2). > Его отношение к Отцу несравнимо ни с чем (Мф 11:25-30). > Он составляет одно с Богом (Ин 14:6-10). > # в) Это свидетельство, подтвержденное тайной Воскресения > и опытом бесчисленных учеников Иисусовых, начиная с апостолов, > есть источник веры Церкви в то, что в Иисусе Назарянине миру > открылся Сам Бог (Евр 1:1-6). Иисус Христос одобрил учеников, > называвших Его Господом (Ин 13:13). Слово это (греч. Кириос, > арам. Маран) означает не просто Владыка, Господин, но и Бог.
> Примечание: > 1. Веруя свидетельству Христа, христианин может верить > и свидетельству других основателей мировых религий, поскольку: > а) Будда учил, что он достиг просветления и нашел способ > освобождаться от всех земных желаний; > б) Конфуций учил о Высшем начале, непостижимом для человека, > законы Которого в земной жизни должны осуществляться > через гуманность; > в) учителя индуизма говорят, что в основе материального мира лежит > мир Духа; > г) Магомет провозгласил себя посланником, призванным учить > о едином Боге. На фоне этих свидетельств свидетельство Христа о себе > остается неповторимым и уникальным. <...>
> * +Почему Христос назван «рожденным» и «единосущным» Отцу?+
> Если человеческая природа сотворена Богом, то божественная природа > Христа «рождается» непосредственно от Бога. Поэтому Божье в Нём > принадлежит высшей сущности (единое Творцу).
> * +Почему Сын Божий назван «Единородным», существующим «прежде всех > веков»?+
> Бог в Своей высочайшей тайне есть Отец всего; но когда Он действует > в творении, открывается еще один Лик Бога: Бог-Акт, Бог-Деяние, или, > как называет Его евангелист Иоанн, Бог-Слово (греч. Логос). «Словом» > в Ветхом Завете именуется творческая и открывающая Себя мощь Бога > (Пс 32:6). Это Его «второе Лицо» есть единое божественное Слово, > через Которое «все начало быть» (Ин 1:1-3). Оно «рождается» от Отца > предвечно, т. е. вне времени, вне тварного бытия, в сокровенной > внутрибожественной жизни.
> * +Что означают слова «Света от Света. Бога истинна от Бога > истинна»?+
> Это наглядное сравнение поясняет тайну единства Отца и Сына > и одновременно их различие. Как огонь, зажженный одним факелом > от другого, есть тот же самый огонь, как свет, исходящий от солнца, > есть часть самого светила, так и Слово Божие, исходя от Отца, > всецело сохраняет полноту божественной природы (Ин 1:9-11). [ свящ. Александр Мень. Введение в христианскую жизнь (46-50) www.bible-center.ru/book/katehiz/chapter6 ]
* * *
* Христианство бросило вызов многим философским и религиозным * системам. Но одновременно оно ответило на чаяния большинства из них. * И самое сильное в христианской духовности - это именно не отрицание, * а утверждение, охват и полнота.
* Если буддизм был пронизан страстным стремлением к избавлению от зла, * стремлением к +спасению+ - Будда говорил, что как воды морские * пропитаны солью, так его учение - дхарма - проникнуто * идеей спасения, - то эта жажда спасения, обетование спасения присущи * и христианству, Новому Завету.
* Если в исламе есть абсолютная +преданность+ человека Богу, который * является суверенным властелином космоса и человеческой судьбы, то * это же самое мы находим и в христианстве.
* Если в китайском миросозерцании небо - тянь - является неким * ориентиром для человека в +жизненных+ вещах, даже в мелочах, то * и это есть в христианстве.
* Если брахманизм и индуизм современный говорят о +многообразных * проявлениях+ Божественного, то и это есть в христианстве.
* Если, наконец, пантеизм утверждает, что +Бог во всём+, что Он, * как некая таинственная сила, пронизывает каждую каплю, каждый атом * мироздания, то христианство и с этим согласно, хотя оно * не ограничивает воздействие Бога только этим пантеистическим * всеприсутствием.
* Но мы бы ошиблись с вами, если бы считали, что христианство явилось * как некая эклектика, которая просто собрала в себе все элементы * предшествующих верований. В нём проявилась колоссальная сила чего-то * нового, и это новое было не столько в доктрине, сколько в прорыве * +иной жизни+ в эту нашу обыденную жизнь.
* Великие учители человечества - авторы "Упанишад", Лао-цзы, Конфуций, * Будда, Магомет, Сократ, Платон и другие - воспринимали истину * как вершину горы, на которую они поднимаются с величайшим трудом. * И это справедливо. Потому что истина - это не та вещь, что легко * дается в руки. Она действительно похожа на высокую гору, куда * надо восходить тяжело дыша, карабкаясь по уступам, порой оглядываясь * назад, на пройденный путь, и чувствуя, что впереди еще крутой * подъем.
* Простой гималайский горец Тенцинг, участник первого восхождения * на Эверест вместе с англичанином Э. Хиллари говорил, что к горам * надо приближаться с +благоговением+. Так же и к Богу. Действительно, * горы требуют особого настроя душевного, чтобы понять их величие * и красоту. Истина закрывается от тех людей, которые идут к ней * без благоговения, без готовности идти вперед, несмотря на опасности, * пропасти и расселины.
* Восхождение - такова история человечества.
* Вы легко мне возразите: а сколько было ступеней, ведущих вниз?
* Да, конечно, конечно, - и, на первый взгляд, ступеней, ведущих вниз, * больше; людей, которые падали и катились вниз, в бездну, больше. * Но для нас важно, что человек всё-таки поднимался на эти надоблачные * вершины. И он тем и велик, человек, что способен был подняться туда, * как говорил Пушкин, "в соседство Бога", в горы умственных и духовных * созерцаний.
* Человек имеет две родины, два отечества. Одно отечество - это наша * земля и та точка земли, где ты родился и вырос. А второе отечество - * это тот сокровенный мир Духа, который око не может видеть и ухо * не может услышать, но которому мы принадлежим по природе своей. Мы - * дети земли и в то же время гости в этом мире.
* Человек в своих религиозных исканиях бесконечно больше осуществляет * свою высшую природу, чем когда он воюет, пашет, сеет, строит. * И термиты строят, и муравьи сеют (есть у них такие виды), и обезьяны * воюют по-своему, правда, не так ожесточенно, как люди. Но никто * из живых существ, кроме человека, никогда не задумывался над смыслом * бытия, никогда не поднимался выше природных, физических * потребностей. Ни одно живое существо, кроме человека, не способно * пойти на риск и даже на смертельный риск во имя истины, во имя того, * что нельзя взять в руки. И тысячи мучеников всех времен и народов * являют собой уникальный феномен в истории всей нашей Солнечной * системы.
* Но когда мы обращаемся к Евангелию, мы попадаем в иной мир - * не в тот мир, который дает нам картину волнующих поисков, +порыва+ * к небу; мы оказываемся перед +тайной ответа+.
* Двадцать пять лет принц Сиддхартха Гаутама, будущий Будда, проводил * в аскетических усилиях, чтобы достигнуть созерцания. Так трудились - * умственно, духовно и психофизически - йоги, философы, подвижники. * Но Иисус Христос приходит из простой деревни, где он вел жизнь * рядового человека. В Нём всё было готово. Он никуда не поднимался, * Он, наоборот, +спускался+ к людям.
* Каждый великий мудрец сознавал свое неведение. Сократ говорил: * "Я знаю, что я ничего не знаю". Величайшие святые всех времен * и народов ощущали себя грешниками гораздо более остро, чем мы * с вами, потому что они были ближе к свету, и им каждое пятно * на жизни и совести было виднее, чем в нашей серой жизни.
* У Христа нет сознания греховности. И у него нет сознания того, что * Он чего-то +достиг+, Он приходит к людям, неся им то, что в Нём * Самом есть изначально, от природы.
* Я должен сразу обратить ваше внимание на то, что Иисус Христос * не начал проповедовать +христианство+ как некую концепцию. То, что * Он возвестил людям, Он назвал +бесора+, по-гречески +эвангелион+, * что значит "радостная весть", "радостное известие".
* В чём же заключалось это радостное известие?
* Человек имеет право не доверять мирозданию. Человек имеет право * чувствовать себя в чужом и враждебном мире. Такие современные * писатели, как Альбер Камю, Жан Поль Сартр и другие, часто говорили * о страшной абсурдности бытия. Нас обступает нечто грозное, * бесчеловечное, бессмысленное, абсурдное, и доверять ему невозможно. * Холодный, мертвый или мертвящий мир. Правда, я здесь оговорюсь: * эти писатели, романисты, драматурги, философы, которые выступали * с позиции +атеистического+ мировоззрения - у Сартра и Камю * это атеистический экзистенциализм.
* Они как-то не заметили одной вещи: когда они говорят, что * мир абсурден, то есть бессмыслен, они это знают только потому, что * в человеке заложено противоположное понятие - понятие +смысла+. Тот, * кто не знает, что такое смысл, не чувствует, никогда не поймет, * что такое абсурд; он никогда не возмутится против абсурда, никогда * не восстанет против него: он будет в нём жить, как рыба в воде. * И именно то, что человек восстает против абсурда, против бессмыслицы * бытия, и говорит в пользу того, что этот смысл существует.
* Древнее библейское провозвестие говорит нам о том, что мы можем * совершить внутренний переворот и сказать бытию +"да"+, довериться * тому, что кажется страшным и грозным. И тогда через хаос, * через абсурдность, через чудовищность жизни, как солнце через тучи, * глянет око Божие - Бога, который имеет личность, и личность, * отображенную в каждой человеческой личности. И контакт с Ним * возможен - как союз между +подобными+ существами. Весь фокус * человечества - это удивительная его аналогия с Тем, Кто создал мир.
* Чарлз Дарвин говорил, что хотя он воспринимает мир, так сказать, * механически, как процесс, всё же, задумываясь над его сложностью, * он никогда не мог понять: неужели слепая случайность могла всё это * породить, и не следует ли нам за всем этим видеть некий разум, * в чём-то аналогичный нашему? (Можно к этому добавить: не просто * аналогичный, но безмерно превосходящий наш разум.)
* И в ветхозаветной библейской религии возникло это понятие * о вере-+доверии+; не вере как некоем теоретическом убеждении, * философском или религиозном, а вере как акте +прорыва+ * через мертвящую абсурдную действительность, когда человек говорит * Богу: "Да, я принимаю и внимаю". Так возникает древний Завет * между Богом и человеком, древний союз.
* Но, конечно, союз между примитивным человеком, древним человеком * и Божественным не мог быть окончательным и совершенным: это было * воспитание человеческого рода, детство человеческого рода, потом * юность. И в VII в. до н. э. пророк Иеремия сказал: "Так говорит * Господь: Я заключу с народом Новый Завет" (брит хадаша - новый * завет, новый союз), который будет не такой, как старый, как прежний. * Он будет начертан в сердцах. [ По лекции свящ. Александра Меня "Христианство" (8.IX.1990). Использованы 2 редакции расшифровки этой лекции: 1) Фонд им. прот. Александра Меня www.alexandrmen.ru/lectures/hrist_vo.html; 2) Александр Мень. БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ. // "Anno Domini", 1994; стр.17-30. Фонограмма: www.alexandrmen.ru/sounds/hrstnstv.wav ]
+ + + свящ. Александр Мень. Введение в христианскую жизнь Мессия и Завет. Ветхий Завет www.bible-center.ru/book/katehiz/chapter3 + Новый Завет www.bible-center.ru/book/katehiz/chapter4
+ + + он же. Никео-Царьградский символ. Беседа вторая (Из сборника "Мировая духовная культура") www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc2_02.html + Беседа третья www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc2_03.html
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Мудрый сын - на радость отцу, / а сын глупый - матери на горе. Прока нет в неправедном богатстве, / а праведность спасает от смерти. Не оставит ГОСПОДЬ праведника голодным, но отвергнет алчущего нечестивца. От ленивых рук - разорение, / а от прилежных - богатство. Кто потрудится летом - молодец, / а кто жатву проспит, тому позор. Благословениями праведник увенчан, / а на устах нечестивых - насилие. Память о праведнике благословенна, / но даже имя нечестивого сгинет. В сердце мудреца хранятся заповеди, / а уста глупца доведут до беды. Кто идет прямой дорогой, тот спокоен, а кто петляет - тот и попадется. Перемигивания вызовут обиду, / а уста глупца доведут до беды. Уста праведника - живительный родник, а на устах нечестивых - насилие. Ненависть раздоры раздувает, / а любовь загладит все грехи. На устах разумных обретается премудрость, а для спины несмышленых найдется розга. Мудрецы берегут познание, / а речи глупца ведут к разорению. Для богатого достаток - словно крепость, а для бедных нищета - как пепелище. Труды праведного - ради жизни, / но нажива нечестивца - для греха. Следовать наставлениям - вот путь жизни, а если презираешь упреки - заблудишься. Лживые уста таят вражду, / разносчик сплетен - глуп. При многословии не миновать греха, а кто скуп на слова, тот разумен. Язык праведника - что отборное серебро, а много ль ст`оит сердце нечестивца? Слов`а праведного оберегают многих, а глупцов губит собственная дурость. Благословение ГОСПОДНЕ тебя обогатит, ты с ним горя знать уже не будешь.* (Пр.10:1-22, пер. РБО - чтение четверга) * * * *Нет человека, который бы повсюду и всегда справлялся с собой; нет и такого, который никогда над собой не властен.* (В.Леви) *********************************************
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2532.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|