=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
Продолжение серии о Символе веры. ( см. выпуски www.messia.ru/rasylka/010/2525.htm#0; www.messia.ru/rasylka/010/2527.htm#0; www.messia.ru/rasylka/010/2530.htm#0; www.messia.ru/rasylka/010/2531.htm#0; www.messia.ru/rasylka/010/2532.htm#0 )
> * +Что значит спасение?+
> 1. Спасение — цель мироздания. Оно означает приобщение твари > к высшей божественной жизни. Совершается оно, не упраздняя > человеческой свободы. Человек должен сам осознать благо единения > с Творцом и принять Его волю. Поэтому спасение есть длительный > (по земным меркам) процесс. > 2. Необходимость в спасении вытекает из библейского взгляда, > согласно которому природа и человек вопреки воле Творца пребывают > во власти «суеты» (т. е. смерти и греха). Тварь «стенает и мучается» > по вине «покорившего ее» (Рим 8:20-22). Под этим «покорившим» обычно > понимают тварные духовные силы, по своей воле отпавшие от Творца > (сатану). В Библии он нередко изображается в виде чудовища Хаоса, > нарушающего гармонию мира (Ис 27:1). Человек как существо, созданное > «по образцу и подобию Божию» (Быт 1:27), призван был вернуть природу > на путь, предназначенный ей Творцом (Рим 8:19-21). Но человек > сам нарушил волю Божию, вняв Змию (один из образов «врага Божия», > сатаны (Быт 3:1 сл.). По причине этого (Первородный Грех) среди > людей и доныне царствует грех, а с ним — смерть (Рим 3:23; 5:12). > На протяжении истории Помысел и Откровение Божие ограждали человека > от полной гибели, а с приходом Христа миру открылся путь > ко спасению.
> Примечание: Могут ли быть спасены нехристиане? Спасение — понятие > динамическое. Приобщение к божественной жизни имеет свои градации > и ступени. Поэтому всюду, где есть вера и любовь, оно осуществляется > в той или иной степени. Однако полнота спасения достигается > через общение со Христом Спасителем (Ин 14:6).
> * +Что значит «сшедший с небес»?+
> Это значит, что Слово Господне из сферы Своей сокровенной тайны > явилось в зримом земном мире, действуя и живя в личности Христа. > Земное уничижение Христа было необходимо для сохранения свободы > человека, который мог принять Его или отвергнуть (Ис 5:3).
> * +Что значит «воплотившийся» и «вочеловечившийся»?+
> Явление Христа не было призрачным, не было лишь видением. > Он воистину был не только Бог, но и «совершенный человек», во плоти > и крови, с человеческой душой и волей (Ин 1:14). По учению > Вселенских соборов, божественная и человеческая природа в Иисусе > сочеталась антиномически* — «неслитно» и «нераздельно» (деяния > Вселенских соборов, т.4, Деяние 5). Поэтому Он именуется > Богочеловеком, в Его лице Бог соединился со Своим творением. > --* Антиномия — признание истинности за двумя тезисами, > которые представляются противоречивыми.
> В Евангелии мы находим не просто учение, а образ жизни Человека, > целиком отдавшего Себя воле Отца. Этим откровение приобрело живой > конкретный характер. «Бог вочеловечился, чтобы мы обожествились» > (св. Афанасий).
> * +Почему Христос родился от Девы?+
> Избрание Женщины, Которой суждено было стать Матерью Мессии, > не могло быть случайным. Она являлась наиболее совершенной > представительницей человеческого рода, безраздельно отдавшей > Себя Богу. Поэтому Она не могла принадлежать никому, в том числе > и мужу, и поэтому Ее Дитя рождается под воздействием творческой силы > Духа Божия (Лк 1:34-35 <...>).
> * +Что значит смерть Христа «за нас»? Почему Его смерть называют > Жертвой?+
> Христос отдал Себя ради «искупления» людей (Мф 20:28). «Искупление» > означает выкуп или приобретение себе в удел. Став человеком, > Бог соединяется с людьми. Он проходит путь человеческой жизни > и разделяет участь всех гонимых за правду (Ис 53), вплоть до смерти. > Целью древних жертв было соединиться с Божеством. В лице Христа > Сам Бог осуществляет это соединение. Но в падшем мире Боговоплощение > приводит к Голгофе в силу того, что зло мира ополчается против > Истины (Евр 12:2).
> * +Почему в «Символе» упомянут Пилат?+
> Это упоминание служит в качестве хронологической даты (ввиду > несовершенства древних календарей точная дата Распятия > не установлена: предположительно ок. 30 г.; Пилат правил с 27 г. > по 37 г.). Этим указанием «Символ» подчеркивает, что евангельские > события совершались не «вне времени и пространства», > а в определенный исторический момент.
> * +Чем завершилась земная жизнь Христа?+
> Она завершилась Его победой над смертью. Сила Божия, заключенная > в Нём (Деян 3:15), и сила человека, свободного от греха (Деян 2:2) > восторжествовали над распадом и смертью. Смерть, согласно Библии, > есть результат сил, действующих в мире вопреки воле Творца. Побеждая > смерть, Христос свидетельствует: > # о конечном торжестве Бога; > # о будущем уничтожении смерти; > # о непобедимости света и правды (Ин 12:31; 1Кор 15:3-28; > 11:17). [ свящ. Александр Мень. Введение в христианскую жизнь (51-57) www.bible-center.ru/book/katehiz/chapter6 ]
* * *
> <.....> воплощение Иисуса Христа представляет собой аналог творения. > Бог вновь действует как творец, однако уже не как творец из ничего, > Он берется за дело и создает внутри творения новое начало, > новое начало в истории, причем именно в истории Израиля. > В преемственном течении человеческой истории становится видимым > тот момент, когда Бог сам спешит на помощь творению и становится > единым с ним. Бог становится человеком. <...>
<.....>
> В недрах старого начинается новое человечество. Это чудо Рождества, > чудо безотцовного порождения Иисуса Христа. Всё это не имеет ничего > общего с мифами о порождении людей богами, о которых рассказывает > история религии. <...> Бог предстает как творец, а не как партнер > этой Девы. Христианское искусство прежних эпох стремилось показать > каким-то образом, что здесь мы не имеем дела с сексуальным > процессом. И говорилось о том, что такое порождение свершилось > скорее через ухо Марии, которое слышало Слово Божье.
> "Рожденного Девой Марией". Вновь, если смотреть на это с позиций > человека, здесь оказывается исключенным из ситуации мужчина. Мужчина > оказывается непричастным к тому рождению. Тут речь идет, > если угодно, об акте божественного суда. Мужчина не призван > своим действием и своей инициативой внести какой-либо вклад в то, > чему кладется начало. Человек не оказывается просто исключенным, > ведь Дева причастна к происходящему. В то же время мужчина, > как особый носитель человеческого действия и истории, мужчина с его > ответственностью за человеческий род должен теперь в лице Иосифа > отступить на задний план.
> Таков христианский ответ на женский вопрос: на переднем плане > оказывается женщина, причем именно <дева>, Дева Мария. Бог избрал > человека не в его гордости и упрямстве, а в его слабости и смирении, > избрал человека не в его исторической роли, а в слабости > его природы, какой она представлена в женщине, человека, который > может предстоять Богу лишь со словами: "Се, Раба Господня; да будет > Мне по слову твоему".
> <.....>
> <...> требуется сдержанность при всяких сколько-нибудь > самостоятельных описаниях порока и зла. Когда предпринимались > попытки подобного рода, то в меньшей или в большей степени > упускалось из виду, что вообще всё это выступает на передний план > в связи с Иисусом Христом. Он претерпел страдания, Он сделал > видимым, как обстоит дело со злом, с бунтом человека против Бога. > Что знаем мы о зле и о грехе, что знаем мы о том, что такое > страдание и что означает смерть? Здесь мы и узнаём всё это. Здесь > весь этот мрак предстает в своей реальности и истине. <...> > здесь становится видимым реально, каковы отношения между Богом > и человеком. Что все наши стенания, что всё то, что человек считает > своим знанием о своей глупости и греховности, а также о греховности > мира, что все наши рассуждения о страдании и смерти — что всё это > в сопоставлении с тем, что становится видимым здесь? Он, > Он пострадал — <..> истинный Бог и истинный человек. Всякое > самостоятельное, то есть отделенное от <этого факта>, рассуждение > на все эти темы <непременно> является недостаточным и неполным. > Всякая речь <об этом> всегда будет чем-то неподлинным, если не будет > исходить из этого центра. Сегодня стало очевидным то обстоятельство, > что человек в состоянии перенести самые ужасающие удары судьбы > и пройти незадетым через всё, как сквозь ливень. Сейчас мы знаем, > что ни страдания, ни зло не постигаются нами в их подлинной > реальности. Мы можем поэтому постоянно ускользать от знания о своей > вине и грехе. Подлинное знание придет лишь тогда, когда > мы постигнем, что Он — <..> истинный Бог и истинный человек — > претерпел страдания. Другими словами, <чтобы увидеть, что такое > страдание, нужна>. +Здесь+ было страдание. Всё прочее, что мы знаем > как страдание, есть неподлинное страдание в сопоставлении с тем, > что произошло +здесь+. Лишь соотносясь с произошедшим +здесь+, > можно познать, почему в тварном космосе открыто и явно наличествует > страдание — это причастность тому страданию, которое претерпел Он. > Если мы примем во внимание <это слово> "пострадавшего", то будем > стремиться исходить из следующего обстоятельства: это был Бог — тот, > кто стал человеком в Иисусе Христе, кто должен был претерпеть > страдания, причем претерпеть их не из-за их поведения по отношению > к Нему. От Вифлеема до момента смерти на кресте окружающий Его > людской мир отворачивался от Него, отвергал, преследовал, а в конце > обвинил, осудил и распял Его на кресте. Это посягательство человека > на Него, на самого Бога. Здесь обнажается бунт человека против Бога. > Божий Сын не принимается, а отвергается. С Божьим Сыном > люди оказываются в состоянии сделать лишь то, что сделали злые > виноградари <в> соответствующей притче: вот идет сын и наследник, > давайте убьем его, а его наследие возьмем себе.
> Так отвечает человек на благодатное присутствие Бога. Он говорит > в ответ на эту милость свое исполненное ненавистью "нет". Народ > Израиля отвергает своего Мессию, своего Царя в лице Иисуса. > Народ Израиля оказывается не в состоянии поступить с <небесным> > Вождем всей истории Израиля, которой Он задает смысл, иначе, > чем отдать Его в конце концов язычникам для предания смерти. Иисус > умирает вследствие наказания, определенного римским правосудием, > поскольку Израиль выдал Его язычникам. Так поступает Израиль > по отношению к своему Спасителю. А языческий мир в лице Пилата > оказывается в состоянии лишь принять такую выдачу. Он приводит > в исполнение приговор, который вынесли иудеи, и становится тем самым > причастным к этому бунту против Бога.
<....>
> Только то обстоятельство, что Иисус, Сын Божий, пострадал от иудеев > и язычников, только оно одно <воистину обнажает> зло. Лишь исходя > из него, можно постичь, что над человеком висит обвинение, какова > мера этого обвинения и в чём оно заключается. Здесь нам становится > виден исток всех крупных и мелких <грехов>. До тех пор, пока мы > не видим этого корня всех наших крупных и мелких грехов и проступков > по отношению друг ко другу, и до тех пор, пока мы не осознаём > обвинения в страдании Иисуса Христа, пока не узнаём себя > в свершившемся тогда бунте человека против Бога, — до тех пор будут > тщетными все наши знания о вине и все наши признания вины. Ведь > без познания +этой+ вины от всякого другого знания о своей вине > человек сможет избавиться подобно пуделю, который промок, отряхнулся > и побежал дальше.
> До тех пор, пока человек не узрел зло в его подлинной сути, он > не чувствует себя обязанным (даже если и говорит в сильных > выражениях о своей вине) признать: "Я согрешил перед небом и перед > Тобой". Это "перед Тобой" предстает здесь в своей обнаженности, > причем как суть и смысл всякой отдельной вины, в которой > мы пребываем. Тем самым эта отдельная вина не остается чем-то > несущественным. Всё, что свершается в отдельных действиях людей — > от действия Пилата до действия Иуды, — является отторжением милости > Божьей. Творимое людьми выступает здесь во всём своем значении, > поскольку творится по отношению к Богу. Всё наше познание зла > зависит от того, что мы должны познать, что человек обвинен > в нанесении обиды Богу. Мы в состоянии увидеть свою бесконечную вину > перед Богом — Богом, который стал +человеком+. Когда мы виновны > перед человеком, нам автоматически напоминается вина перед +этим+ > Человеком. Ведь всякий человек, которого мы обижаем и мучим, > является одним из тех, кого Иисус Христос назвал своими братьями. > И то, что мы свершим по отношению к конкретному человеку, мы свершим > по отношению к Богу.
<.....>
> <...> перед нами встает картина непостижимой <замены, замещения>. > Тут свершается примирение человека с Богом через то, что > Бог заступает на место человека, а человек занимает место Бога, > и всё это целиком и полностью — акт милости. Именно это непостижимое > чудо и есть +примирение+ для нас.
> Если в самом Символе <эти слова>: "распятого, умершего > и погребенного" выделяется с такой обстоятельностью и полнотой, > не характерными <столь сжатого> текста, если во все времена Крест > Иисуса представлен как подлинный центр всей христианской веры <...>, > то мы должны отчетливо осознавать следующее. Речь идет > не о восславлении и выделении мученической смерти какого-то > основателя религии (были, несомненно, и более впечатляющие истории > мученичества, но не об этом сейчас разговор) и не о выражении > всеобщего мирового страдания, где крест выступал бы как символ > пределов человеческого существования. В таком случае мы удалились бы > от знания тех, кто свидетельствовал о распятом Иисусе Христе. > В соответствии со смыслом апостольского свидетельства распятие > Христа является конкретным действием <...> самого Бога. Бог изменяет > Себя самого. Бог сам придвигается слишком близко, Бог не считает > божественность <тем, за что надо держаться (ср. Флп.2:6)>, > а отказывается от Себя самого. Таково величие Его божественности, > что он может быть "самозабвенным", может и предать Себя в руки > людей. Он истинно остается верным Себе самому, но именно благодаря > тому, что Он не должен ограничивать Себя в Своей божественности. > Глубина божественности, масштаб Его величия проявляются как раз > в том, что они могут перейти в прямую противоположность — > в глубочайшую отверженность и страшную нищету тварности. Что > и происходит в распятии Христа. Сын Божий берет на Себя то, > что должно случиться с бунтуюшим тварным созданием, стремящимся > освободиться от своей тварности и самому стать Творцом.
> Он входит в нужды этого тварного создания и не предоставляет его > самому себе. Он помогает ему, причем не только извне, <как бы > приветствуя его> издали. Он делает Своей нужду Своего творения. > Для чего? Для того, чтобы Его творение могло выйти свободным, > для того, чтобы <..> унести то бремя, которое это создание взвалило > на себя. Данное творение могло бы погибнуть, но Бог не желает этого. > Он желает, чтобы оно было спасено. Столь велика погибель творения, > что ничто меньшее, чем самопожертвование Бога, не будет достаточным > для его спасения. И столь велик Бог, что такова Его воля — принести > Себя самого в жертву. Это примирение — Бог заступает на место > человека.
<.....>
> <...> Бог заступает на наше место и берет на себя причитающееся нам > наказание. Он действительно снимает его с нас. Всё страдание, всякое > искушение, так же как и наше умирание, — лишь смерть, отбрасываемая > тем судом, что Бог уже совершил в нашу пользу. То, что нас поистине > обязано и должно было настичь, уже фактически отведено от нас > в смерти Христа. Об этом говорят слова Христа на кресте: > "Свершилось!" Таким образом, перед лицом Креста Христа мы призваны, > с одной стороны, постичь меру и тяжесть нашей вины через ту цену, > что была заплачена за отпущение наших грехов. Подлинное познание > греха происходит, строго говоря, лишь в свете Креста <Христова>. > Ведь что такое грех, понимает только тот, кто знает, что ему прощен > его грех. А с другой стороны, мы имеем возможность узнать, что цена > за нас заплачена, так что с нас снята вина за наш грех и его > последствия. Бог уже не обращается к нам и не рассматривает как > грешников, которые за свою вину должны подвергнуться суду. Нам > не за что больше платить. С нас вина снята безвозмездно, > sola gratia, посредством заступничества Бога за нас. [ Карл Барт. www.messia.ru/r2/3/a17_169.htm#0; www.messia.ru/r2/3/a18_194.htm#0; www.messia.ru/r2/3/a20_204.htm#0 ]
+ + + Карл Барт: "... распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад" www.messia.ru/r2/3/a20_204.htm#0 + + + Страдания и смерть Христа. Искупление (свящщ. Александр Мень, Георгий Чистяков; К.С.Льюис) www.messia.ru/r2/4/a17_151.htm#0 (+ссылки) + + + свт. Иоанн Златоуст: За что Христос распят? Примирение с Богом. Спасение www.messia.ru/rasylka/005/1189.htm#0 (+ссылки!) + + + еп. Иоанн (Шаховской): кто виновен в смерти Христа? ответ Христа антисемитам (1) www.messia.ru/rasylka/006/1537.htm#0 (2) www.messia.ru/rasylka/006/1548.htm#1 + + + Cущность христианства. Кто виноват в смерти Христа? (Николай Бердяев; свящ. Георгий Чистяков; Папа Римский Иоанн Павел II) + + + П.Т.Плешко: КТО РАСПЯЛ ХРИСТА? www.rus-baptist.narod.ru/nazi.htm#kto + + + Мартин Лютер: принявший смерть за НАШИ грехи www.messia.ru/rasylka/002/259.htm#0 + + + свящ. Александр Шмеман: Крест Христов. Грех как потребительство www.messia.ru/rasylka/007/1790.htm#0
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *О Господь, Ты - мой Бог! Превозношу Тебя, / славлю имя Твое! Ты небывалое сотворил - то был древний замысел Твой, и теперь Ты явил Свою верность. В груду камней обратил Ты город , / укрепленный город - в развалины! Твердыня чужеземцев повержена - / не отстроят ее вовеки. Теперь могучий народ чтить будет Тебя, города народов жестоких станут Тебя страшиться. Ты - прибежище для бедных, / обездоленным прибежище в тяжкое время, Ты - кров, что спасает от бури, / Ты - тень, что укроет от зноя. Дыхание угнетателей - словно буря холодной порой, словно зной в пустыне! Но утих по воле Твоей шум чужеземных полчищ. Как спадает зной, когда туча набежит, так песни угнетателей смолкли. *На этой горе Господь Воинств устроит для всех народов пир обильный, со старым вином! Там будут сытные, жирные яства / и старые, процеженные вина. На этой горе Господь уничтожит покрывало, накрывшее все народы, / завесу, окутавшую все племена, - уничтожит смерть навеки! Тогда Владыка Господь утрет слезы со всех лиц, на всей земле Он избавит Свой народ от позора. Это сказал Господь. *Будут говорить в тот день: 'Это наш Бог! Мы надеялись на Него - и Он даровал нам спасенье. Это Господь, на Него надеялись мы! Будем же радоваться, ликовать, ибо мы спасены'.* (Ис.25:1-9, перевод: А.Графов - чтение вторника) * * * *Речь разумная прославит человека, / а порочные замыслы опозорят. Лучше в простоте, да со слугой, / чем со спесью, да без крошки хлеба. Праведник и скотину пожалеет, но милость нечестивца - хуже жестокости. Кто возделывает землю, будет сыт, / а глупец за пустотой гоняется. Нечестивец изощряется в коварстве, / но корень праведных дает побеги. Нечестивец в лживых речах запутается, / а праведник избежит беды. Человек пожнет добрый плод своих речей, возвратятся труды к нему наградой. Глупец считает свой путь правильным, а мудрый прислушивается к советам. Глупец выставляет свой гнев напоказ, а разумный не слушает оскорблений. Слова честного человека правдивы, / а слова лжесвидетеля - коварны. Болтовня может ранить, как меч, / а слова мудрецов - исцеляют. Правдивые слова останутся навеки, / а лживый язык недолговечен. У злокозненных на сердце коварство, / а у миротворцев - радость. Не приключится с праведником несчастья, а нечестивых зло переполняет. Лживые уста - мерзость для ГОСПОДА, но угоден Ему тот, кто поступает честно. Проницательный таит свое знание, / а глупцы выставляют свою дурь напоказ. Прилежной руке - править, / ленивой руке - нести повинность. Беспокойство изнуряет сердце человека, / а доброе слово - веселит. Праведник укажет путь ближнему, / а на стезях нечестивцев заблудишься. Лодырю добычи не видать, / а у прилежного - богатство и достаток. Стезя правды - к жизни, / а кривые пути - к смерти. Мудрость сына - от отцовских наставлений, / а наглец упреков не слышит. Человек вкусит добрый плод своих речей, / а коварные живут насилием. Кто свои уста стережет - жизнь сбережет, / а кто несдержан на язык - себя погубит. Лентяй всё ждет, да не дождется, / зато прилежный насытится. Ненавидит праведник любую ложь, / а нечестивец осрамится, опозорится. Праведность выведет на прямую дорогу, / а нечестие грешника с пути собьет. Один, ничего не имея, притворится богачом, / а другой, при богатстве немалом, - бедняком. Богатство сохранит человеку жизнь, / зато бедный упрека не услышит. Свет праведных радостно горит, / а светильник нечестивых гаснет.* (Пр.12:8-13:9, нов. пер. РБО - чтения вт и ср) *********************************************
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2535.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
|
![]() |