=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

Этот выпуск рассылки посвящен апостольскому чтению

4-го воскресенья Великого Поста:

Евр.6:13-20.

 

 

        13 Когда Бог дал обещание Аврааму, то Он, поскольку нет никого

        выше Его, +поклялся Самим Собой+. (14) Он сказал: +"Я щедро

        благословлю тебя и дам тебе множество потомков".+

        (15) И таким образом Авраам благодаря стойкости достиг

        обещанного. (16) Люди ведь обычно клянутся тем, кто выше их,

        и клятвой подтверждается конец любого среди них раздора.

        (17) Вот почему Бог скрепил Свое обещание клятвой, пожелав

        еще яснее показать тем, кто получит обещанное, что воля Его

        неизменна. (18) И эти две неизменные вещи, в которых Бог

        не может солгать, служат для нас, бежавших под Его покров,

        источником великой бодрости и побуждают крепко держаться

        той надежды, что у нас перед глазами. (19) Надежда эта -

        словно якорь для души, крепкий и надежный, который входит

        внутрь святилища, за завесу, (20) куда Иисус, Предтеча наш,

        вошел ради нас, став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником

        навеки.

 

                                              (перевод В.Н.Кузнецовой)

 

 

 

> * Вера Авраама.

 

> Сказание  об  отце  верующих <...> содержит четыре   основные  темы:

> 1) Бог Авраама; 2) Вера Авраама; 3) Обетование; 4) Завет.

 

> БОГ   АВРААМА  (впоследствии   именуемый   "Богом  Авраама,   Исаака

> и  Иакова").  В  собственных  именах  времени патриархов очень часто

> встречается   сочетание   имени   Бога  с  приставками: +аб+ – отец,

> +ах+  –  брат,  +ам+  –  народ.  Этот факт указывает на своеобразную

> традицию: считать своим личным покровителем не божество той или иной

> страны,  а  бога,  который  находится в тесной, как бы "родственной"

> связи   с   данной  семьей  или  племенем  (напр.,  Авимелех  значит

> "божественный  царь  –  мой  отец",  Илабиха  –  "бог твоего отца").

> Подобные личные, семейные религии впоследствии исчезают.

 

> Авраам  поступил так же, как его современники, – признал своим Отцом

> и    Покровителем     Бога,   Которого   называл:      Бог    Вышний

> (евр.  +Эль Элион+), или  Бог Всемогущий  (евр. +Эль  Шаддай+),  или

> Бог Вселенной (Вечности) (евр. +Эль Олам+), или Бог Всевидящий (евр.

> +Эль  Рои+), или,  наконец,   просто "своим Богом" ("Богом Авраама",

> ср.  Быт 14:18; 16:13; 17:1; 21:33; 28:13).  Но Бог  этот  отличался

> от языческих божеств: Он требовал разрыва с другими культами, у Него

> не было изображений, Он почитался владыкой неба и земли (14:19).

 

> Пытаясь  проникнуть  в  тайну обращения Авраама к вере в этого Бога,

> позднейшие  предания изображали долгий процесс его духовных поисков.

> По  словам  Иосифа  Флавия,  патриарх  пришел  к вере в Творца путем

> "созерцания  изменяемости  земли  и  моря,  солнца  и  луны,  и всех

> небесных  явлений.  Ибо  (так рассуждал он), если бы всем этим телам

> была  присуща  (собственная) сила,     то  они  сами  заботились  бы

> о  сохранении порядка между собой; но так как этого-то у них как раз

> и  нет,  то  очевидно,  что  они  полезны нам не в силу собственного

> присущего  им  могущества,  но  вследствии власти Повелевающего ими,

> Которому   Одному   подобает   воздавать   честь   и  благодарность"

> (Древн., 1,7,1). Подобное же предание есть и в исламе, который ведет

> свою родословную от Авраама ().

 

> Всё  заставляет  думать,    что  библейские  сказания  о начале мира

> и человека с их месопотамским колоритом восходят к Аврааму, уроженцу

> Двуречья.

 

<...>

 

> ВЕРА    АВРААМА.  "В  праведность"    Аврааму вменяется не  то,  что

> он  уверовал  в  Бога,  в Его существование, а то, что поверил Богу,

> доверился  Ему.  Библия  не  имеет в виду теоретическую веру в бытие

> Божие.   Такую  веру   могут  обрести  и   язычники  (ср. Рим 1:19).

> Но  язычники  нередко представляли  Божество  равнодушным к человеку

> и  даже  злонамеренным.  Величие же  Авраама заключалось в том,  что

> он проникся доверием к Творцу. Безоговорочно следуя по указанному Им

> пути,  Авраам  доказал  свою  веру в благость Божию. Еврейское слово

> +эмуна+ (вера) происходит от корня +амун+, что значит твердо, верно,

> надежно  (откуда слово "аминь"). Авраам не сомневался, что Бог будет

> верен  Своему  обетованию, что слово Его непреложно. И он сам пребыл

> +верным+ Богу.

 

> ОБЕТОВАНИЕ. Обещание, данное Аврааму, заключается в трех тайнах:

 

> а) Тайна обетованной земли и народа Божия. Речь идет о ветхозаветной

> Церкви  в  Св.  земле.  Внешне этому противоречило  то,  что  Авраам

> был чужаком и странником в этой земле и не имел детей.

 

> б) Тайна  Христа.   Благословение  придет     через "семя"   Авраама

> (ср.  Деян  3:25). В явлении Мессии осуществилось обещанное, поэтому

> Пресвятая  Дева в Своем славословии вспоминает об Аврааме (Лк 1:55),

> а  Спаситель говорит иудеям:  "Авраам,   отец ваш,   рад был увидеть

> день Мой; и увидел, и возрадовался" (Ин 8:56).

 

> в)  Тайна Вселенской Церкви. Благословение Авраамово распространится

> на "все народы земли".

 

> Знаком  обетования  была  "клятва"  Божия.  "Люди клянутся высшим, –

> поясняет  апостол,  и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор

> их.  Посему  и  Бог,  желая  преимущественнее  показать  наследникам

> обетования  непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву"

> (Евр 6:16-17).

 

> ЗАВЕТ.   В  подтверждение  открывшемуся   Бог  "полагает",   то есть

> +Сам устанавливает+, Завет, или Союз, с Авраамом. Человек, в котором

> заключено  будущее Церкви, получает от Бога знамение того, что Слово

> Божие неотменяемо.

 

> В древности, когда люди заключали между собой договор, они разрубали

> жертвенное  животное  и   проходили    между двумя   его половинками

> (Иер  34:18).   Авраам  поступил так же,  заключая Завет с Господом,

> и  вот  "дым  как  бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными

> животными" (<Быт> 15:17).  Это означало,  что на сей раз не человек,

> а  Бог  устанавливает  союз  с  избранником. В час заключения Завета

> Авраам переживает мистический страх от близости Бога ("напал на него

> ужас  и  мрак  великий").   В вещем  сне он слышит пророческие слова

> об  испытаниях,   которые  ждут  его  потомков:  путь  народа  Божия

> будет нелегким. Но обещанное исполнится вопреки всему.

 

> Что же  требовалось  от  самого Авраама  по этому  Завету?    Первая

> его  заповедь:   "Я Бог Всемогущий [+Эль  Шаддай+]: ходи передо Мной

> и будь непорочен" (17:1). В Быт 18:19 Господь говорит: "Я избрал его

> (Авраама)  для  того,  чтобы  он заповедал сынам своим и дому своему

> после  себя   +ходить   путем  Господним,   творя   правду  и  суд+"

> (т.е. правду и справедливость).

 

> Знаком  Завета  стало имя патриарха – +Авраам+. Прежде он именовался

> +Аврам+,  что значит "Высший  (Бог) –   Отец"; новое имя переводится

> как  "Отец  множества". Само переименование, как мы знаем, указывало

> на  то,   что отныне патриарх принадлежит   Богу ().  Другим  знаком

> было  обрЕзание.   Обряд  этот очень древний. Он  был  распространен

> среди  многих  народов  (египтян,  хананеев  и  др.).  Знаменовал он

> посвящение  человека  божеству.  Для Авраама обрезание было символом

> посвящения Богу Всевышнему. Впоследствии, когда иудеи соприкоснулись

> с   грекоримским   миром,   не   знавшим  этого  обычая,  оно  стало

> отличительным вероисповедным знаком иудеев.

 

> В  Новом  Завете  обряд этот утратил свой прежний религиозный смысл,

> ибо  был  заменен крещением (в некоторых древневосточных церквах он,

> однако, сохранен).

 

> * Испытания Авраама.

 

> Долгая  жизнь  Авраама  представлена  в  Библии  как  путь человека,

> которого испытывает Бог. Вера его проходит через очищающее горнило.

 

 

> ** Ничто  не  доказывало,  что  у  Авраама  или его потомков явится

> возможность   окончательно   закрепиться   на  богоизбранной  земле.

> До  самой  смерти  патриарха  на  это не было почти никакой надежды.

> Авраам   со   своими   людьми  и  стадами  странствует  по  Ханаану,

> направляясь  с  севера  на юг, и нигде не может прочно обосноваться.

> <...>

 

<.....>

 

> #  Когда  Авраам  узнает,  что  Лот  захвачен проходившими по долине

> Содомской войсками эламитов, он собирает своих людей, ночью нападает

> на  неприятеля и освобождает пленников. Его подвиг вызывает  радость

> в  городе  Салиме.   Царь  его Мелхиседек  выходит навстречу Аврааму

> и выносит хлеб и вино (знак дружеского союза, скрепленного жертвой).

> Он  благословляет  патриарха  от имени Бога Всемогущего и предлагает

> воспользоваться  отнятой  у  врагов  добычей. Но Авраам отказывается

> (гл. 14).

 

<....>

 

> <...> Мелхиседек был царем-священником г. Салима. Полагают, что этот

> город   тождествен    Иерусалиму  (в  клинописном документе ХIV века

> он  назван Уру-салимом, что значит город мира;  то же значение имеет

> и евр. +ИерушалАим+).  То,   что Мелхиседек чтит  того же Бога,  что

> и  Авраам, и что он благословляет патриарха, заставляло толкователей

> смотреть  на  ханаанского царя как на личность исключительную.   Еще

> в В.З. (Пс 109:4)  власть, или  "чин", Мелхиседека   рассматривались

> как сочетание власти царя и первосвященника. Ее относили к грядущему

> +Мессии+.  В  Кумранских текстах Мелхиседек представлен как небесное

> существо,   орудие    Суда Божия  (Тексты Кумрана.  М.,  1971, т. 1,

> с.   287  сл.).  У  Филона  (Законы  аллегории,  III,26)  Мелхиседек

> олицетворяет  Логос,  а  в  Евр 5-7 власть его есть прообраз двойной

> власти Мессии – Царя и Первосвященника.

                [ свящ. Александр Мень. ИСАГОГИКА (т. 1, § 21)

                  www.bible-center.ru/book/isagogika/001/003/001;

                  в формате ПДФ (выверенная версия) -

                  www.alexandrmen.ru/books/isagogik/isagogik.html ]

 

 

 

см. также по теме:

 + + + неизменные обещания Бога

        www.messia.ru/rasylka/009/2392.htm#0

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Мы убеждены, что вы ... сто`ите на пути к спасению. ...

 Мы желаем, чтобы каждый из вас проявил такое же усердие до конца,

 то есть до исполнения надежды,

 чтобы он не обленился,

 а последовал примеру тех, кто, благодаря вере и стойкости,

 получает обещанное в наследие обещанное Богом.* (Евр.6:9,11-12/*/)

                                * * *

*Только постоянное одурманивание

 делает нас нечувствительными к уколам совести.* (иг.Евмений/В.Франкл)

             *********************************************

        /*/ - из чтения субботы.

 

  В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2536.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»