=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

Это выпуск - продолжение серии о Символе веры.

(Тему о воскресении Христа я решил отложить до Пасхи - тогда будет

 много времени говорить об этом. О грядущем пришествии Господа можно

 будет поговорить в начале Страстной седмицы - в связи с беседой

 на Элеонской горе, в которой Господь предвозвестил Свое возвращение

 во славе.)

 

 

 

>                          Дух Божий. Церковь

 

> * +Что такое Дух Божий?+

 

> 1. В Ветхом Завете Бог явлен как Сокровенный и Неисповедимый Отец:

> в Новом Завете — как Сын-Слово, творящее и открывающееся людям

> и явленное в лице Христа (эта ипостась или Лик Божий именуется еще

> премудростью), а так же как Дух, Дух в библейской фразеологии

> означает силу, могущество, животворящую мощь. Он действует в природе

> (уже созданной: Пс 32:6; 103:30) и в человечестве (через покров:

> Иез 11:24). Мы преклоняемся перед Ним и славим Его как Господа

> (Бога), ибо дух не просто свойство Бога, а — Он Сам. Дух Божий

> именуют «третьей ипостасью Божества». Отсюда понятие о Триедином

> Божестве, или Святой Троице. Все три ипостаси принадлежат

> одной Божественной природе (сущности).

> 2. Дух Божий действует в Церкви (). Он посылается Христом от Отца

> (Ин 14:16-17; 20:22). Он подвигнул первых учеников на проповедь

> Евангелия (Деян 1:4-5; 2:1-13). Дух Божий дарует веру (Гал 4:6),

> братскую любовь (Деян 2:42), руководит благовестниками (Деян 13:2-4;

> 16:16). От Духа Божия рождаются в Церкви особые дары: дар исцеления

> (1Кор 12:8), мудрости (Деян 6:8-10), молитвы «языками»

> (1Кор 12:29-30). Как дерево познается по плоду (Мф 7:16-18), так

> и истинное действие Духа Божия проверяется по плодам.

 

> Примечение. Молитва «языками» есть вдохновенное славословие,

> которое в силу своей напряженности выходит за пределы связной речи,

> превращаясь в некий «лепет». Это проявление духовного восторга было

> и в древней Церкви редким (1Кор 12:30), и уже тогда встречало

> сдержанное отношение (1Кор 14:23). Позднее оно исчезло повсеместно.

> Возрождено лишь в общинах пятидесятников (одно из протестантских

> течений).

 

> * +Что такое Церковь? Почему мы «веруем» в Церковь?+

 

> Слово «Церковь» происходит от греческого «кириакон», Дом Господень.

> В видимом, земном, плане Церковь есть община, или братство верующих,

> поэтому и дом, где она собирается, называют церковью. Ветхозаветная

> Церковь по условиям времени () развивалась в национальных рамках.

> Церковь, или Община Нового Завета, Церковь Христова, является

> ее преемницей: она — новый народ Божий, который уже включает людей

> из всех рас, верующих в Иисуса Христа как Спасителя. В духовном

> смысле Церковь есть ядро нового человечества; тело Христово

> (Рим 12:5; 1Кор 10:17). Именно этот аспект Церкви и познается верой.

 

> Примечание: Как всякое сообщество людей, Церковь в истории создает

> собственные практические принципы, каноны и институты, которые могут

> меняться, исчезать и возникать вновь (). Неизменным в Церкви

> остается:

>  — присутствие в ней Христа (Мф 28:20), Который является Ее Главою

> (Еф 1:22-23);

>  - присутствие Христа в Евхаристической Трапезе (Ин 6:1-15

> и 1Кор 23:28);

>  - дух любви, свободы и братства (Мф 20:25-27; 28:8-12;

> 1Фес 5:14-15);

>  - дух молитвы и радости (1Фес 5:16-18);

>  - отсутствие властолюбия (Мф 23:8-12). Церковное обращение «отец»

> имеет смысл отеческой любви, заботы и служения (1Кор 4:15); Христос

> же, <запрещая называть друг друга "отцами">, употребил его в смысле

> господства, превозношения.

 

> * +Почему Церковь называется «Единой»?+

 

> Христос основал не «церкви», а «Церковь». Она призвана быть «единым

> стадом» с «единым Пастырем» Господом (Ин 10:16). Поэтому отдельные

> общины представляют собой части единой Церкви. <...>

 

> * +Почему Церковь называется «Святой»?+

 

> На языке Библии это значит, что Она посвящена Богу как Его удел

> и достояние, что Ее миссия — служить Ему и исполнять Его волю

> (1Петр 2:9). Когда же члены Церкви отходят от этого своего призвания

> и назначения, они автоматически выпадают из духовного единения

> с Церковью.

 

> Примечание: Памятуя о своей посвященности Богу, первые христиане

> называли себя «святыми» (2Кор 13:12; Кол 3:12). Позднее в Церкви

> святыми стали называть людей, жизнь которых была осуществлением

> евангельского идеала. Возникло повсеместное их почитание

> в христианском мире. Молитвенное обращение к святым есть знак

> духовной связи с ними и знак единства Церкви (живых и ушедших).

> Церковь верит, что в отличие от других людей, святым

> дана возможность незримо участвовать в жизни мира и после их смерти.

> В древности причисление людей к лику святых (канонизация),

> часто происходило стихийно. В силу этого в календарь нередко

> попадали имена легендарные. Только в XI-XII вв. Западная Церковь

> начала вырабатывать строгие правила канонизации, которые

> были окончательно закреплены в новое время (в XX в. Римский

> календарь сохранил в качестве общепочитаемых святых лишь тех,

> о ком <есть> достаточно сведений и канонизация которых

> была оправдана). Восточная, Православная Церковь, пока еще

> не выработала четких принципов канонизации. Ее осуществляли

> патриархи, епископы, соборы, цари, народное почитание

> (напр., прп. Нил Сорский, хотя и включен в календарь, но официально

> канонизирован не был). В истории бывали случаи, когда канонизация

> происходила по политическим и иным внешним мотивам. Иногда культ

> святых сливался с культом языческих богов (например, Илья-пророк

> занял место древнего бога-громовержца). Но все эти факты не могут

> ослабить ценности самого почитания святых как молитвенников

> за <весь> мир.

 

> * +Почему Церковь называется «Соборной»?+

 

> Этим славянским словом передано греч. слово «Кафолике»,

> «Кафолическая» (лат. Католическая), т.е. Вселенская, всеобщая,

> обнимающая всех верных, независимо от пола, нации или страны.

> Кафолической Церковь называлась также в противовес раскольникам,

> обособленным сектам и еретикам, которые отделились от Ее единства

> или отошли от основ евангельской веры ().

 

> В связи с этим ее стали называть и православной. С тех пор как

> в XI в. пути западных и восточных христиан разошлись (по причинам

> преимущественно культурно-политическим), Западная предпочитает

> называть себя Вселенской, Католической, а Восточная — Православной;

> но по существу эти названия отражают одно и то же понятие.

> "Не православный" — <это> еретик. "Не католик" — <это> раскольник.

 

> Однако долгое существование христиан в двух руслах углубило

> расхождение в обрядах, вероучении и правилах (см. примечание).

> Возникли общины, которые, пытаясь обновить Церковь, породили новые

> расколы (протестантизм, старообрядчество, секты). Тем не менее еще

> с  XII века начались попытки к сближению христиан, которые привели

> в XX веке к <появлению экуменического движения>, т.е. борьбе

> за восстановление утраченного единства.

 

> Примечания:

>  1. Кроме Римско-Католической и Восточно-Кафолической, есть еще

> древневосточные и протестантские церкви, создавшие свои независимые

> структуры и принципы. На сегодня/*/ католиков - около 700 млн. чел.,

> протестантов - около 350 млн. чел., православных вместе

> с древневосточными - около 90 млн. чел.

>  2. Западная (Римско-Католическая) и наша, Православная

> (Восточно-Кафолическая), церкви отличаются:

>    а) в структуре управления (на Западе один глава, на Востоке

> каждая национальная Церковь имеет независимого, автокефального

> возглавителя);

>    б) во взгляде на авторитарный институт, хранящий и толкующий

> вероучение. На Западе - <это> римский первоиерарх (папа), коллегии

> епископов и соборы; на Востоке — только Соборы (впрочем, на Востоке

> общие соборы не собирались уже более тысячи лет);

>    в) в тексте «Символа веры». В латинском — после слов «иже

> от Отца...» поставлено «и Сына». Однако восточные святые и богословы

> считали, что <это> дополнение можно понимать в согласии с Евангелием

> (Ин 20:22);

>    г) на Западе выработано учение о чистилище, переходном

> посмертном состоянии человека. Однако и на Востоке есть понятие

> «мытарств», близкое к понятию чистилища. Остальные различия

> относятся не к догматической сфере, а к области "икономии" ()./**/

>    Например, на Западе богослужение совершается на национальных языках,

> а на Востоке — употребляют древние (церковно-славянский,

> древнегреческий) языки.

        --- /*/ Конец 1980-х (здесь и далее - прим. ред. рассылки).

        --- /**/ (от греч. oikonomia  — устроение дома, дел) —

                в христианстве принцип решения церковных вопросов с позиции

                снисхождения, практической пользы, удобства.

                (ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F)

 

> * +Почему Церковь называется «апостольской»?+

 

> а) Духовную власть служения в ней Христос передал апостолам

> (Мф 18:18; Лк 20:22-23), а апостолы — своим преемникам <...>.

> Апостолы лишь положили начало особого служения в Церкви,

> т. е. служения словом, служения в Евхаристии и в руководстве

> общинами. Эти особые служения возникли в первохристианскую эпоху

> в связи с необходимостью разделения труда в Церкви, как в живом

> организме, где каждый член несет свои функции (1Кор 12:4-12; 12:27).

> Уже с первых веков прослеживаются непрерывные линии иерархического

> преемства, которые доныне строго сохраняются у православных,

> католиков и в древневосточных церквах;

 

> б) Церковь призвана постоянно возвещать в мире Евангелие, как

> делали апостолы (греч. «апостол» по-русски означает — посланник)

> (Мф 28:19; Мк 16:15; Ин 20:7);

 

> в) Являясь носителем апостольского Преемственного

> предания, руководство Церкви становится одновременно носителем

> вероучительного авторитета, через который личная вера христианина

> приобщается к вере всей Церкви. Этот авторитет не является внешним,

> навязанным, механическим, а принимается в акте свободной веры

> и доверия человека к Церкви. Следует отметить, что православная

> традиция не ограничивает носителей авторитета иерархией, а считает,

> что и само тело Церкви, «народ Божий» хранит церковное Предание.

> Однако вопрос о конкретных путях этого «общецерковного»

> вероучительного авторитета остается в богословии

> еще неразработанным.

 

> * +Что такое крещение и почему оно «единое»?+

 

> Крещение есть принятие человека в Церковь по его вере (Мк 16:16)

> или (если он ребенок) по вере его родителей. Оно является новым

> рождением в Боге (Ин 3:3). И как плотское рождение неповторимо, так

> и крещение совершается над человеком один раз (Еф 4:5). Христос

> избрал ВОДУ для крещения, т.к. она издревле считалась символом

> очищения.

 

> Примечания:

 

>  а) Крещение совершает вся Церковь руками священника. Это же

> относится и к остальным таинствам Церкви.

 

>  б) Таинствами называются священнодействия Церкви, знаменующие

> реальное присутствие в ней Христа. Они сопровождаются молитвой

> верных, призывающих Дух Божий. Из таких священнодействий избрано 7

> (библейский символ полноты), как важнейшие. Кроме таинств:

> 1) КРЕЩЕНИЯ

> 2) ЕВХАРИСТИИ ()

> 3) МИРОПОМАЗАНИЯ, ()  — это:

> 4) СВЯЩЕНСТВО, или Рукоположение, — передача Церковью духовных сил

> для служения и совершения таинств (Мф 10:40; Лк 10:16; Ин 20:21-23;

> 2Кор 11:28-29). Обряд таинства — возложение рук (1Тим 4:14).

> С первых веков Церкви установлено три степени священства: епископ,

> священник, дьякон. Первый совершает все семь таинств, второй — все,

> кроме Рукоположения; дьякон лишь помогает при совершении таинств.

> Патриарх, митрополит, архиепископ — различные виды епископского

> служения.

> 5) ПОКАЯНИЕ, или Исповедь, — примирение грешника с Богом

> через исповедание и отпущение грехов (Мф 18:18; Ин 20:23).

> 6) БРАК — таинство освящения супружеской любви и семейной жизни

> (Быт 2:24; Иер 19:5-6).

> 7) ЕЛЕООСВЯЩЕНИЕ, или Соборование (таинство Елей), — совершается

> над больными ради исцеления их тела и души (Мк 6:13; Иак 5:14-15).

 

>  в) Чин таинства Крещения состоит из: 1) покаяния, 2) обряда

> оглашения, 3) самого Крещения, 4) Миропомазания, 5) Причащения

> Св. Тайн.

 

<.....>

 

> *) Миропомазание есть знак "царственного священства" верных

> (1Петр 2:9), т. е. посвящения человека на служение Христу. В этом

> таинстве Церковь испрашивает на новокрещенного ниспослание благодати

> Святого Духа (Ин 15:26; Деян 10:44; 19:1-7). Свершается

> миропомазание миром - благовонным маслом, которое приготовляется

> <предстоятелем поместной церкви> (Патриархом).

 

<...>

 

>  г) По православной традиции крещение, совершенное в инославии,

> считается действительным и не повторяется. В случае нужды/***/

> таинство может совершать не только епископ или священник,

> но и дьякон, и мирянин. При отсутствии воды достаточно снега

> или песка.

        -- /***/ смертельной опасности.

 

> КРЕЩАЛЬНАЯ ФОРМУЛА (для таких чрезвычайных обстоятельств):

> «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь,

> и Св. Духа, Аминь».

 

>  д) Причастие Св. Тайн есть участие в Тайной вечери, заповеданное

> Спасителем (Лк 22:17-19). В древности обряд Завета скреплялся кровью

> жертвенного животного, поскольку кровь была символом жизни,

> над которой властен один Бог. Жертва знаменовала соединение с Богом.

> В Новом Завете это соединение скреплялся Кровью Голгофы. «Плоть

> и Кровь» в Библии означает самого человека (Мф 16:17). Плоть и Кровь

> таинства означают реальное присутствие в нем самого Христа.

> Его мистическое соединение с верными и соединение их в единое

> Тело Христово (Церковь).

 

                [ свящ. Александр Мень.

                  Введение в христианскую жизнь. / Дух Божий. Церковь

                  www.bible-center.ru/book/katehiz/chapter7;

                  www.alexandrmen.ru/books/smertusm/katehiz.html ]

 

 

 

 

+++ ДУХ СВЯТОЙ в тематическом каталоге Б.Я.К.

     www.krotov.info/spravki/temy/d/duh_sv.html

+++ игум. Петр (Мещеринов). О Святом Духе

     www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1546/

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*С кем вы сравните Бога, / какое подобие Ему подберете? ...

*Неужели вы не знаете? Неужели не слыхали?

 Разве не было вам поведано от начала?

 Разве не понимаете вы, на чем земля зиждется?

 Восседает Он над кругом земным,

 а жители земли - словно кузнечики!

 Он простер небеса, как тонкую ткань,

  натянул их, как шатер для жилья!

 Владык обращает Он в ничто, / правителей земли - в пустое место!

 Едва лишь посажены, посеяны они,

 едва лишь разрастется вглубь их корень,

 иссушает Он их дуновеньем Своим,

 и буря уносит их прочь, как солому.

*'Кому вы уподобите Меня, кто равен Мне?'

                        - говорит Святой.

 Ввысь поднимите взор, взгляните:

 кто сотворил всё это?

 Тот, кто выводит по счету это небесное воинство,

 всех их по имени призывает.

 Они выходят - все до одного -

 таковы Его сила и могущество!

*Зачем же ты, Иаков, говоришь, / зачем же говоришь, Израиль,

 что судьба твоя от ГОСПОДА сокрыта,

  что тяжба твоя забыта твоим Богом?

 Неужели ты не знаешь, неужели не слыхал?

 Господь - это вечный Бог, / Творец всех концов земли;

 не устает, не изнемогает Он, / Его мудрость непостижима!

 Дает Он уставшему силу, / обессилевших укрепляет.

 Даже юноши устают, изнемогают, / молодые спотыкаются и падают,

 а те, чья надежда - Господь, обретают новые силы:

 как орел, взмахнут крылами,

 и от бега не изнемогут, / и от ходьбы не устанут.*

                (Ис.40:18,21-31, перевод: А.Графов - из чт-я вторника)

                                * * *

*Уста мудрецов распространяют знание, / но не так поступают глупцы.

 Мерзки ГОСПОДУ жертвы нечестивых, / а молитвы честных Ему угодны.

 Мерзок ГОСПОДУ путь нечестивца,

                               а того, кто ищет праведность, Он любит.

 Кто сбился с пути, будет сурово наказан;

                                      кто ненавидит упреки - погибнет.

 Ше`ол и Авадд`он открыты ГОСПОДУ - / тем паче сердца человеческие!

 Не любит наглец укоров / и не задержится среди мудрецов.

 Сердце радостно - светлеет лицо, / а скорбное сердце сокрушает дух.

 Разумное сердце ищет знания, / а глупцы питаются дуростью.

 У бедняка что ни день, то невзгоды,

                                   а у счастливого - нескончаемый пир.

 Лучше иметь немногое и бояться ГОСПОДА,

                                чем стяжать сокровище и жить в страхе.

 Лучше обед из овощей, да с любовью,

                            чем из упитанного тельца, да с ненавистью.

 Вспыльчивый человек сеет раздоры, / а терпеливый кладет конец вражде.

 Путь лентяя зарос колючками, / а честные идут по широкой дороге.

 Мудрый сын радует отца, / а глупец позорит мать.

 Тешится дурью скудоумный, / а разумный ступает прямо.

 Нет совета - не будет успеха в деле,

                           а если советников достаточно - всё выйдет.

 Радостно, если можешь ответить, / и как хорошо уместное слово!

 Разумный поднимается по дороге жизни, / прочь от глубин Шеола.

 Дома гордецов ГОСПОДЬ сметет, / но надел вдовы Он защитит.

 Мерзки ГОСПОДУ злые замыслы, / а добрые слова пред Ним чисты.

 Стяжатель на свой дом навлекает беду,

                                 а кто взяток не терпит - будет жить.

 Праведное сердце подскажет ответ, / а уста нечестивые изрыгают зло.

 Далек ГОСПОДЬ от нечестивцев, / но молитву праведников слышит.

 Светлый взор радует сердце, / добрая весть укрепляет кости.

 Кто внемлет здравым упрекам, / неразлучен будет с мудрецами.

 Кто отвергает наставления - себе повредит,

                               а кто внемлет упрекам, обретает разум.

 Страх ГОСПОДЕНЬ научит мудрости, / славе предшествует смирение.

 Сердце человека вынашивает замыслы, / но решение - от уст ГОСПОДНИХ.

 Каждый считает свой путь непорочным, / но ГОСПОДЬ испытывает души.

 Вверяй ГОСПОДУ свои дела - / и замыслы твои свершатся.

 Всё создано ГОСПОДОМ для своей цели, / и нечестивец - для дня беды.

 Надменное сердце - мерзко ГОСПОДУ,

                                  ни за что не уйти ему от наказания.

 Вера и правда искупают вину, / страх ГОСПОДЕНЬ отводит беду.

 Если угодны ГОСПОДУ пути человека, / Он примирит с ним даже врагов.

 Лучше малость, да с праведностью,

                              чем богатая прибыль, да с беззаконием.

 Человек избирает свой путь, / но твердость шагам придает ГОСПОДЬ.*

                    (Пр.15:7-16:9, новый перевод РБО - чтения вт и ср)

                                * * *

"Да, религия действительно большой доход,

 но только для людей, умеющих довольствоваться тем, что у них есть".

                                                            (1Тим.6:6)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2538.htm#0

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»