=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 08 марта 2010 г. ст.ст., воскресенье  5-е Великого поста.

  {память прп. Марии Египетской}

  литургические чтения: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45 *.

 

 

 

апостольскому чтению был посвящен предыдущий выпуск.

 

 

 

 

 

 

> Пост  является  изумительным  временем.  Столетиями  мысль  о  посте

> темнела.  Призыв святых отцов, подвижников, духовников к тому, чтобы

> в  течение  поста совершать действительный подвиг, отречься от всего

> грешного,  отвернуться  от всего, что чуждо Богу, от всего, что было

> причиной и воплощения Христова, и Его крестной смерти, - этот призыв

> затмил нечто основное в посте. Английское слово, обозначающее пост -

> Lent (то же самое и по-немецки, и по-голландски) значит "весна". Это

> не  значит - заморозки, это не значит, что время темное, мучительное

> настало.  Пост  -   это  время  расцвета.    Если бы только мы могли

> это помнить!

 

> И   когда  мы  читаем Евангелия субботних и воскресных  дней,  когда

> мы празднуем тех святых, которые вспоминаются особенно в этот период

> по  воскресеньям,  и  события, которые нам напоминает Церковь, - это

> так  ясно!  Вспоминается Иоанн Лествичник, который в шестнадцать лет

> пришел  на  Синайскую гору в монастырь, потому что хотел жить только

> Богом.   И   когда он пришел,  игумен тамошнего монастыря,  взглянув

> на  него,  поклонился  ему  до  земли  и сказал: поклоняюсь будущему

> игумену горы Синайской!.. Этот Иоанн, который ранние свои годы и всю

> жизнь отдал чистоте, любви к Богу, написал сочинение +Лествица+. Там

> он  нам    указывает,   как восходить  от земли  на небо,    то есть

> как  из  тьмы,  которая  в нас царит, можно  постепенно  возвыситься

> в полутьму,   а  потом  и в полный свет и встретить  Бога в  сердце,

> в  мыслях  еще  на земле, почти лицом к лицу. Вспоминаются грешники,

> которые,  обратившись  ко Христу силой Божией, стали чудом на земле.

> Вспоминается святая Мария Египетская, грешница, которую Бог властной

> Своей  рукой  остановил: блудница, она пришла к храму Божией Матери,

> хотела  в  него  вступить,  и  какая-то  сила не дала ей перешагнуть

> порог.  И  она  вдруг  поняла,  что  между  Богом и ею, между Божией

> Матерью  и ею такая преграда выбранного, возлюбленного ею греха, что

> эту  преграду  нельзя  пройти  иначе, как покаянием, криком: +Спаси!

> Погибаю...+  Тем криком, которым апостол Петр огласил воды бушующего

> озера,  когда, устремившись ко Христу по волнам, он вспомнил о себе,

> забыв о Христе, - и начал тонуть.

 

> И   каждое  воскресенье  нам  говорит  об  одной  из  побед  Божиих,

> совершенных во спасение какого-нибудь человека, готового, способного

> Его услышать, Его полюбить, Ему поклониться, Ему последовать.

 

> А  по  субботам  мы  читаем  каждый  раз,  кроме обычного субботнего

> Евангелия  об  усопших, рассказ об одном из чудес Христовых: рассказ

> об  одном  из тех случаев, когда Христос пожалел человека и совершил

> над  ним  чудо;  или  рассказ о том, как все человеческое может быть

> сметено  ради чего-то  более важного, чем закон:  исцеление человека

> с   парализованной   рукой,  когда  сказано,  что  Христос  "пожалел

> человека", с  одной   стороны;  и, с другой стороны,  рассказ,   как

> Его ученики срывали колосья в субботний день и растирали их руками -

> что  по уставу человеческому еврейского  народа не полагалось делать

> в  соблюдение субботы, -  и Христос  сказал, что  Сын   Человеческий

> есть  господин  и  субботы.  Что важнее: душу спасти - или погубить?

> Жизнь    сохранить    для  человека  -    или  дать   ей  померкнуть

> ради соблюдения какого-то человеческого правила?

 

> В  течение  всех  суббот  мы говорим о сострадании Божием, о милости

> Божией,   о  любви  Божией,  о  Божией  нежности  к  нам.  И  каждое

> воскресенье  мы  говорим об одной из Божественных побед в человеке -

> не над человеком, а над грехом.

 

> Вот  о  чём нам говорит пост. И в этом контексте молиться за усопших

> как-то особенно  дивно,    потому  что они уже вошли в вечный покой.

> В  службе  отпевания  мы  говорим:  +Блажен путь воньже идеши днесь,

> душе,   ибо уготовася  тебе место упокоения...+  Блажен этот путь...

> На заупокойной   утрени    читается   отрывок  из  Ветхого   Завета,

> где говорится: смерть - человеку покой. Люди думали, что он поражен,

> а  он  вошел  в  покой Божий. И в свете, опять-таки, победы, в свете

> Божией  любви,  которая побеждает,  Божией ласки,  которая объемлет,

> мы и совершаем поминание усопших, совершаем и наш путь постный.

 

> Но  где  же  тогда  место подвигу, если все - любовь, все - радость?

> Святой  Серафим Саровский  одному из  своих  посетителей сказал, что

> от  радости  человек  может   что  угодно совершить,   от внутренней

> натуги - ничего. И вот мы должны идти через пост с сознанием радости

> о  том,   что  мы идем   из потемок  к полному  свету. Но для  того,

> чтобы  идти,  надо  быть   свободным;   надо  быть свободным сняться

> с  места;  не  надо  быть обремененным в такой  мере,  чтобы не быть

> в состоянии пройти путь.

 

> Вот  о  чём  пост  нам говорит еще с одной стороны. Подготовительные

> недели  к  посту  нам  говорили,  как  нам  продумать  себя, как нам

> освободиться  от того,   что нас делает  рабами, что нас привязывает

> к  земле - как животное можно привязать к дереву: слепота в рассказе

> о   Вартимее;   тщеславие   в  рассказе  о  Закхее;  самодовольство,

> уверенность в своей праведности в рассказе о фарисее; бесчувственное

> наше  отношение  к  Богу и к людям, когда мы все готовы взять, пусть

> даже  это  расстроит или разрушит самые святые отношения, чтобы быть

> свободными  жить  без закона, - как в рассказе о блудном сыне. Потом

> приходит  рассказ   об Адаме,  о его   падении; и мы  себя так легко

> можем  узнать,  потому  что трагедия Адама, трагедия человека в том,

> что  он   потерял   Бога.  И мы все в таком состоянии; сколько бы мы

> ни  жили верой, мы еще не живем тем единством с Богом, той радостью,

> когда  ничто  нас   не  может вырвать из руки Божией, оторвать   нас

> от Божественной  любви.   Бог  нас такой любовью любит, но мы  этого

> не  умеем  ни  ощутить,  ни вместить.  Мы  разделены; мы в полутьме,

> в сумерках; и мы призваны войти в полноту света.

 

> И   вот   почему   Церковь   нас   призывает   посмотреть  на  себя,

> приготовиться,  разорвать  те  связи,  которые  нас  делают  рабами:

> слепоту,    тщеславие,    самодовольство,    гордыню,   бесчувствие,

> неспособность  простить  и  поэтому  быть  прощенными, неспособность

> понимать,  что  мы от Бога отделены.  Ведь   бывают  только  редкие,

> дивные  мгновения,  когда  мы  чувствуем,  как мы едины с человеком,

> когда  вдруг все преграды падают, когда этот человек и мы составляем

> одно:  одно  чудо любви, радости, ликования, торжества. Но как редки

> бывают подобные моменты по отношению к Богу!

 

> И  вот  в  течение  этого поста мы должны помнить,   что мы вступили

> в весну,    что  это  время, когда  мы должны расцвести,  раскрыться

> во  всей  красоте,  во  всей  славе,  во  всей радости, в чудесности

> красоты  -    нашей   красоты;  потому что  каждый  из нас -  икона,

> образ   Божий,   и   дело  поста  -  эту  икону,  которую  мы  собой

> представляем, обновить. Ведь подумайте, что было бы, если бы кому-то

> из  нас   вручили     древнюю, святую    икону, намоленную,  которая

> через  столетия  прошла любимой и потом была осквернена человеческой

> злобой,   человеческим   неверием, человеческим небрежением:  как бы

> мы  ее  приняли?    С какой   жалостью   и  с  каким  благоговением,

> как  трепетно  мы  бы  к  ней  отнеслись;    если  бы  мы   заметили

> ее  раненность, ее изуродованность, то это ранило бы наше сердце. Мы

> не смотрели бы на нее, как на жалкое произведение искусства, которое

> можно   теперь  выбросить,  потому  что  его  уже  больше  не  стоит

> сохранять;  это  -   святыня.  Как бы  мы  заботились  о том,  чтобы

> ее  предохранить от дальнейшего гниения, распада. И как бы мы искали

> или человека, или наставления, чтобы ее обновить.

 

> Мы,   каждый   из  нас,   являемся  Божией  иконой,  образом Божиим;

> и  мы  должны на себя смотреть как на таковой. Но, Боже мой! - какие

> мы жалкие, испорченные иконы! Как мы повреждены! Как мы изуродованы!

> Каким    небрежением,      какой ненавистью,    каким   безразличием

> мы  изуродованы,  каким незнанием! И вот в Евангелии нам открывается

> первообраз:   Христос.   Он   говорит:   Взгляните   на  Меня!  Я  -

> единственный, подлинный Человек. Я - единственный настоящий Человек;

> потому что настоящий человек - это такой человек, который соединен

> с  Богом неразрывно и неразлучно, который Богом пронизан, как железо

> может  быть  пронизано  огнем; человек, который сияет Богом, подобно

> мечу, вложенному в огонь  и сверкающему,  пылающему  жаром.  Христос

> нам говорит:  +Взгляните на  Меня:  вот что  вы собой представляете;

> вот  какими  Я  вас   хочу  видеть;    вот  ради чего вы созданы!..+

> Ради  этого разве не стоит сбросить с плеч холодность и освободиться

> от того, что нас делает темными, тяжелыми, бесчувственными?

 

> Готовиться  к  посту  надо  было усиленно в течение подготовительных

> недель;   но  теперь нам надо взглянуть на то,  что   Бог  совершает

> над  человеком;  надо  вглядеться во Христа. Надо вглядеться в Него,

> как смотрятся в зеркало - но не в кривое зеркало, которое показывает

> нам  наше  уродство,  а  в  зеркало,  которое вдруг чудесным образом

> выправляет  все уродливое в нас и говорит нам: смотри! Смотри в свои

> глубины: вот каков ты! Неужели ты не хочешь стать таким?

 

> Пост  -  весна  духовная; время, когда должны отпасть старые листья,

> когда  должны быть срублены иссохшие ветки, когда все мертвое должно

> не  только  умереть, но быть сожженным, чтобы осталось только живое.

> Вот  к  чему  нас  призывает  пост,   вот  о чём речь идет. И  когда

> мы думаем   о  наших  усопших,    мы должны их  видеть в этом свете:

> во  Христе.  С  их  телом,  превратившимся  в  прах,  отпала земля -

> осталась  только  вечность.  Однако  эта  вечность  тоже не является

> полнотой;  и  мы не напрасно молимся об их вечном упокоении. Но наша

> молитва  не  имеет никакого смысла, никакой  силы,  если  она как бы

> не  доказана   Богу  тем,    что   всё    светлое,   всё  подлинное,

> всё  благородное,  что  мы  увидели  в усопших, мы восприняли в наше

> сердце,  как земля  воспринимает зерно, и что всеми силами -   пусть

> они   будут   малые  -    нашей  души мы стараемся это благородство,

> эту  красоту вечную воплотить в жизнь. Мы должны бы быть в состоянии

> сказать:  +Господи!  Смотри - он умер,   она умерла; но во мне живет

> всё,  что  было святое, вечное  и истинное в этом человеке; и если я

> принесу какой-либо плод, это  будет  плод  его   жизни, ее жизни...+

> Разве не дивно  думать,   что   мы  можем так  прожить,  что  в день

> Страшного суда сможем   сказать  Господу:  +Боже!  Всё хорошее,  что 

> во мне есть - не  мое; что  не Твое собственное, то принадлежит тем,

> кто для меня был образом,  кто  был наставником, путеводной звездой;

> возьми это от  меня -  а я  останусь  с одной только  радостью,  что

> я принес плод и что Ты можешь ликовать о нём.+

 

> Я  хотел  бы,  чтобы вы задумались о посте именно как о весне, когда

> всё  обветшалое  отпадает,  когда зарождается новая  жизнь. Тургенев

> в +Рудине+  говорит:   есть  люди,   которые подобны  слабым кустам,

> в  которых осенью и зимой вымирает жизнь, и они начинают жить только

> весной; но посмотрите на крепкий дуб: только когда пробиваются новые

> ростки, отпадают старые листья... Вот о чём говорит нам пост.

 

> Давайте сделаем усилие, чтобы всё, что в нас есть живого, истинного,

> подлинного,   святого,   вечного,   пробилось,   как   новая  листва

> пробивается  весной.  И  поскольку весной нет уже места обветшалому,

> мертвому,  иссохшему  - всё, что есть грех,  что смертно,  всё,  что

> не войдет в тайну любви  и ликования,  должно вымереть в нас,  чтобы

> мы  стали теперь уже живыми вечной жизнью, - пусть только зачаточно,

> но вечной жизнью.

                        [ митрополит Сурожский Антоний.

                          ПОСТ - ВЕСНА ДУХОВНАЯ

                          (Из книги "Человек перед Богом")

                          www.mitras.ru/pered5/pb_521.htm

                          ср. www.mitras.ru/archive/030412.htm;

                          www.mitras.ru/archive/080412.htm ]

 

 

см. также

 + + + митрополит Сурожский Антоний:

        весна духовная & откуда взять радость?

         (из беседы 15 апреля 2000 г.)

          www.messia.ru/rasylka/009/2397.htm#0

 

митрополит Антоний о прп. Марии Египетской

 + + + www.mitras.ru/inname/in_9.htm#01  

        = www.mitras.ru/archive/090404.htm  

         = www.mitras.ru/archive/020422.htm  

     ("В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого поста...")

 + + + www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#15  

        = www.mitras.ru/archive/060408.htm  

                  ("Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую...")

 

к евангельскому чтению:

+ + + митрополит Антоний:

       ...так мы должны были бы сейчас идти к страстным дням...

               www.messia.ru/rasylka/008/2164.htm#0 (+ ссылки!)

 

 

 

        -------------------------------------

        * параллели к еванг. чтению: Мф.20:17-28; Лк.18:31-34;

          эпизоды NN122-123 по "Брюссельскому согласованию"

         ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#122 )

 

 

 

 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.

и размышления над ними:

www.bible-center.ru/biblereadings/20100321/orth?cont=rv_ru

 

 

Этот день в календаре РПЦ:

 www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=3&day=21

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Подходят к Иисусу Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея.

 Они говорят: "Учитель, сделай для нас то, что мы попросим".

 Он спросил: "Что для вас сделать?"

 Они ответили:

 "Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен,

  сидели рядом с Тобой - один по правую руку, а другой по левую".

 Иисус сказал им:

 "Вы не знаете, чего пр`осите.

  Можете выпить чашу, которую Я пью,

  или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?"

 Они ответили: "Можем".

 Но Иисус сказал им:

 "Чашу, которую Я пью, вы выпьете

  и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь.

  А сесть по правую руку Мою или по левую -

  дать это не в Моей власти:

  там сядут те, кому предназначено Богом".

 Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна,

 они стали возмущаться.

 Но Иисус, подозвав их, сказал:

 "Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними

  и великие ими полностью распоряжаются.

  Но у вас пусть будет не так!

  Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой,

  и кто хочет быть среди вас первым, тот пусть будет для всех рабом.

  Ведь и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,

  а чтобы служить и отдать Свою жизнь

  как выкуп за множество жизней".* (Мк.10:35-45 - из чтения воскр.)

                                * * *

*Слушай советы, принимай наставления, / и станешь со временем мудрее.

 Много замыслов в человеческом сердце,

                                 но исполнится то, что решил ГОСПОДЬ.

 В людях ценится верность, / и бедняк милей лжеца.

 Люди живы страхом ГОСПОДНИМ - / кто исполнен им, спит спокойно,

                                              и беда его не постигнет.

 Запустит лодырь руку в блюдо, / а до рта не донесет.*

                   (Пр.19:20-24, новый перевод РБО - из чтения понед.)

                                * * *

"Кто познал разум Господа  /  и мог бы дать Ему совет?" (1К2:16,Ис40:13)

             *********************************************

 

 

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2541.htm#0

    Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm