=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 08 марта 2010 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого поста. {память прп. Марии Египетской} литургические чтения: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45 *.
апостольскому чтению был посвящен предыдущий выпуск.
> Пост является изумительным временем. Столетиями мысль о посте > темнела. Призыв святых отцов, подвижников, духовников к тому, чтобы > в течение поста совершать действительный подвиг, отречься от всего > грешного, отвернуться от всего, что чуждо Богу, от всего, что было > причиной и воплощения Христова, и Его крестной смерти, - этот призыв > затмил нечто основное в посте. Английское слово, обозначающее пост - > Lent (то же самое и по-немецки, и по-голландски) значит "весна". Это > не значит - заморозки, это не значит, что время темное, мучительное > настало. Пост - это время расцвета. Если бы только мы могли > это помнить!
> И когда мы читаем Евангелия субботних и воскресных дней, когда > мы празднуем тех святых, которые вспоминаются особенно в этот период > по воскресеньям, и события, которые нам напоминает Церковь, - это > так ясно! Вспоминается Иоанн Лествичник, который в шестнадцать лет > пришел на Синайскую гору в монастырь, потому что хотел жить только > Богом. И когда он пришел, игумен тамошнего монастыря, взглянув > на него, поклонился ему до земли и сказал: поклоняюсь будущему > игумену горы Синайской!.. Этот Иоанн, который ранние свои годы и всю > жизнь отдал чистоте, любви к Богу, написал сочинение +Лествица+. Там > он нам указывает, как восходить от земли на небо, то есть > как из тьмы, которая в нас царит, можно постепенно возвыситься > в полутьму, а потом и в полный свет и встретить Бога в сердце, > в мыслях еще на земле, почти лицом к лицу. Вспоминаются грешники, > которые, обратившись ко Христу силой Божией, стали чудом на земле. > Вспоминается святая Мария Египетская, грешница, которую Бог властной > Своей рукой остановил: блудница, она пришла к храму Божией Матери, > хотела в него вступить, и какая-то сила не дала ей перешагнуть > порог. И она вдруг поняла, что между Богом и ею, между Божией > Матерью и ею такая преграда выбранного, возлюбленного ею греха, что > эту преграду нельзя пройти иначе, как покаянием, криком: +Спаси! > Погибаю...+ Тем криком, которым апостол Петр огласил воды бушующего > озера, когда, устремившись ко Христу по волнам, он вспомнил о себе, > забыв о Христе, - и начал тонуть.
> И каждое воскресенье нам говорит об одной из побед Божиих, > совершенных во спасение какого-нибудь человека, готового, способного > Его услышать, Его полюбить, Ему поклониться, Ему последовать.
> А по субботам мы читаем каждый раз, кроме обычного субботнего > Евангелия об усопших, рассказ об одном из чудес Христовых: рассказ > об одном из тех случаев, когда Христос пожалел человека и совершил > над ним чудо; или рассказ о том, как все человеческое может быть > сметено ради чего-то более важного, чем закон: исцеление человека > с парализованной рукой, когда сказано, что Христос "пожалел > человека", с одной стороны; и, с другой стороны, рассказ, как > Его ученики срывали колосья в субботний день и растирали их руками - > что по уставу человеческому еврейского народа не полагалось делать > в соблюдение субботы, - и Христос сказал, что Сын Человеческий > есть господин и субботы. Что важнее: душу спасти - или погубить? > Жизнь сохранить для человека - или дать ей померкнуть > ради соблюдения какого-то человеческого правила?
> В течение всех суббот мы говорим о сострадании Божием, о милости > Божией, о любви Божией, о Божией нежности к нам. И каждое > воскресенье мы говорим об одной из Божественных побед в человеке - > не над человеком, а над грехом.
> Вот о чём нам говорит пост. И в этом контексте молиться за усопших > как-то особенно дивно, потому что они уже вошли в вечный покой. > В службе отпевания мы говорим: +Блажен путь воньже идеши днесь, > душе, ибо уготовася тебе место упокоения...+ Блажен этот путь... > На заупокойной утрени читается отрывок из Ветхого Завета, > где говорится: смерть - человеку покой. Люди думали, что он поражен, > а он вошел в покой Божий. И в свете, опять-таки, победы, в свете > Божией любви, которая побеждает, Божией ласки, которая объемлет, > мы и совершаем поминание усопших, совершаем и наш путь постный.
> Но где же тогда место подвигу, если все - любовь, все - радость? > Святой Серафим Саровский одному из своих посетителей сказал, что > от радости человек может что угодно совершить, от внутренней > натуги - ничего. И вот мы должны идти через пост с сознанием радости > о том, что мы идем из потемок к полному свету. Но для того, > чтобы идти, надо быть свободным; надо быть свободным сняться > с места; не надо быть обремененным в такой мере, чтобы не быть > в состоянии пройти путь.
> Вот о чём пост нам говорит еще с одной стороны. Подготовительные > недели к посту нам говорили, как нам продумать себя, как нам > освободиться от того, что нас делает рабами, что нас привязывает > к земле - как животное можно привязать к дереву: слепота в рассказе > о Вартимее; тщеславие в рассказе о Закхее; самодовольство, > уверенность в своей праведности в рассказе о фарисее; бесчувственное > наше отношение к Богу и к людям, когда мы все готовы взять, пусть > даже это расстроит или разрушит самые святые отношения, чтобы быть > свободными жить без закона, - как в рассказе о блудном сыне. Потом > приходит рассказ об Адаме, о его падении; и мы себя так легко > можем узнать, потому что трагедия Адама, трагедия человека в том, > что он потерял Бога. И мы все в таком состоянии; сколько бы мы > ни жили верой, мы еще не живем тем единством с Богом, той радостью, > когда ничто нас не может вырвать из руки Божией, оторвать нас > от Божественной любви. Бог нас такой любовью любит, но мы этого > не умеем ни ощутить, ни вместить. Мы разделены; мы в полутьме, > в сумерках; и мы призваны войти в полноту света.
> И вот почему Церковь нас призывает посмотреть на себя, > приготовиться, разорвать те связи, которые нас делают рабами: > слепоту, тщеславие, самодовольство, гордыню, бесчувствие, > неспособность простить и поэтому быть прощенными, неспособность > понимать, что мы от Бога отделены. Ведь бывают только редкие, > дивные мгновения, когда мы чувствуем, как мы едины с человеком, > когда вдруг все преграды падают, когда этот человек и мы составляем > одно: одно чудо любви, радости, ликования, торжества. Но как редки > бывают подобные моменты по отношению к Богу!
> И вот в течение этого поста мы должны помнить, что мы вступили > в весну, что это время, когда мы должны расцвести, раскрыться > во всей красоте, во всей славе, во всей радости, в чудесности > красоты - нашей красоты; потому что каждый из нас - икона, > образ Божий, и дело поста - эту икону, которую мы собой > представляем, обновить. Ведь подумайте, что было бы, если бы кому-то > из нас вручили древнюю, святую икону, намоленную, которая > через столетия прошла любимой и потом была осквернена человеческой > злобой, человеческим неверием, человеческим небрежением: как бы > мы ее приняли? С какой жалостью и с каким благоговением, > как трепетно мы бы к ней отнеслись; если бы мы заметили > ее раненность, ее изуродованность, то это ранило бы наше сердце. Мы > не смотрели бы на нее, как на жалкое произведение искусства, которое > можно теперь выбросить, потому что его уже больше не стоит > сохранять; это - святыня. Как бы мы заботились о том, чтобы > ее предохранить от дальнейшего гниения, распада. И как бы мы искали > или человека, или наставления, чтобы ее обновить.
> Мы, каждый из нас, являемся Божией иконой, образом Божиим; > и мы должны на себя смотреть как на таковой. Но, Боже мой! - какие > мы жалкие, испорченные иконы! Как мы повреждены! Как мы изуродованы! > Каким небрежением, какой ненавистью, каким безразличием > мы изуродованы, каким незнанием! И вот в Евангелии нам открывается > первообраз: Христос. Он говорит: Взгляните на Меня! Я - > единственный, подлинный Человек. Я - единственный настоящий Человек; > потому что настоящий человек - это такой человек, который соединен > с Богом неразрывно и неразлучно, который Богом пронизан, как железо > может быть пронизано огнем; человек, который сияет Богом, подобно > мечу, вложенному в огонь и сверкающему, пылающему жаром. Христос > нам говорит: +Взгляните на Меня: вот что вы собой представляете; > вот какими Я вас хочу видеть; вот ради чего вы созданы!..+ > Ради этого разве не стоит сбросить с плеч холодность и освободиться > от того, что нас делает темными, тяжелыми, бесчувственными?
> Готовиться к посту надо было усиленно в течение подготовительных > недель; но теперь нам надо взглянуть на то, что Бог совершает > над человеком; надо вглядеться во Христа. Надо вглядеться в Него, > как смотрятся в зеркало - но не в кривое зеркало, которое показывает > нам наше уродство, а в зеркало, которое вдруг чудесным образом > выправляет все уродливое в нас и говорит нам: смотри! Смотри в свои > глубины: вот каков ты! Неужели ты не хочешь стать таким?
> Пост - весна духовная; время, когда должны отпасть старые листья, > когда должны быть срублены иссохшие ветки, когда все мертвое должно > не только умереть, но быть сожженным, чтобы осталось только живое. > Вот к чему нас призывает пост, вот о чём речь идет. И когда > мы думаем о наших усопших, мы должны их видеть в этом свете: > во Христе. С их телом, превратившимся в прах, отпала земля - > осталась только вечность. Однако эта вечность тоже не является > полнотой; и мы не напрасно молимся об их вечном упокоении. Но наша > молитва не имеет никакого смысла, никакой силы, если она как бы > не доказана Богу тем, что всё светлое, всё подлинное, > всё благородное, что мы увидели в усопших, мы восприняли в наше > сердце, как земля воспринимает зерно, и что всеми силами - пусть > они будут малые - нашей души мы стараемся это благородство, > эту красоту вечную воплотить в жизнь. Мы должны бы быть в состоянии > сказать: +Господи! Смотри - он умер, она умерла; но во мне живет > всё, что было святое, вечное и истинное в этом человеке; и если я > принесу какой-либо плод, это будет плод его жизни, ее жизни...+ > Разве не дивно думать, что мы можем так прожить, что в день > Страшного суда сможем сказать Господу: +Боже! Всё хорошее, что > во мне есть - не мое; что не Твое собственное, то принадлежит тем, > кто для меня был образом, кто был наставником, путеводной звездой; > возьми это от меня - а я останусь с одной только радостью, что > я принес плод и что Ты можешь ликовать о нём.+
> Я хотел бы, чтобы вы задумались о посте именно как о весне, когда > всё обветшалое отпадает, когда зарождается новая жизнь. Тургенев > в +Рудине+ говорит: есть люди, которые подобны слабым кустам, > в которых осенью и зимой вымирает жизнь, и они начинают жить только > весной; но посмотрите на крепкий дуб: только когда пробиваются новые > ростки, отпадают старые листья... Вот о чём говорит нам пост.
> Давайте сделаем усилие, чтобы всё, что в нас есть живого, истинного, > подлинного, святого, вечного, пробилось, как новая листва > пробивается весной. И поскольку весной нет уже места обветшалому, > мертвому, иссохшему - всё, что есть грех, что смертно, всё, что > не войдет в тайну любви и ликования, должно вымереть в нас, чтобы > мы стали теперь уже живыми вечной жизнью, - пусть только зачаточно, > но вечной жизнью. [ митрополит Сурожский Антоний. ПОСТ - ВЕСНА ДУХОВНАЯ (Из книги "Человек перед Богом") www.mitras.ru/pered5/pb_521.htm ср. www.mitras.ru/archive/030412.htm; www.mitras.ru/archive/080412.htm ]
см. также + + + митрополит Сурожский Антоний: весна духовная & откуда взять радость? (из беседы 15 апреля 2000 г.) www.messia.ru/rasylka/009/2397.htm#0
митрополит Антоний о прп. Марии Египетской + + + www.mitras.ru/inname/in_9.htm#01 = www.mitras.ru/archive/090404.htm = www.mitras.ru/archive/020422.htm ("В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого поста...") + + + www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#15 = www.mitras.ru/archive/060408.htm ("Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую...")
к евангельскому чтению: + + + митрополит Антоний: ...так мы должны были бы сейчас идти к страстным дням... www.messia.ru/rasylka/008/2164.htm#0 (+ ссылки!)
------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.20:17-28; Лк.18:31-34; эпизоды NN122-123 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#122 )
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20100321/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=3&day=21
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Подходят к Иисусу Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. Они говорят: "Учитель, сделай для нас то, что мы попросим". Он спросил: "Что для вас сделать?" Они ответили: "Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен, сидели рядом с Тобой - один по правую руку, а другой по левую". Иисус сказал им: "Вы не знаете, чего пр`осите. Можете выпить чашу, которую Я пью, или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?" Они ответили: "Можем". Но Иисус сказал им: "Чашу, которую Я пью, вы выпьете и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь. А сесть по правую руку Мою или по левую - дать это не в Моей власти: там сядут те, кому предназначено Богом". Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна, они стали возмущаться. Но Иисус, подозвав их, сказал: "Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними и великие ими полностью распоряжаются. Но у вас пусть будет не так! Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой, и кто хочет быть среди вас первым, тот пусть будет для всех рабом. Ведь и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней".* (Мк.10:35-45 - из чтения воскр.) * * * *Слушай советы, принимай наставления, / и станешь со временем мудрее. Много замыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что решил ГОСПОДЬ. В людях ценится верность, / и бедняк милей лжеца. Люди живы страхом ГОСПОДНИМ - / кто исполнен им, спит спокойно, и беда его не постигнет. Запустит лодырь руку в блюдо, / а до рта не донесет.* (Пр.19:20-24, новый перевод РБО - из чтения понед.) * * * "Кто познал разум Господа / и мог бы дать Ему совет?" (1К2:16,Ис40:13) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2541.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|